на микроуровне социального института приемной семьи можно выделить следующую функцию

Семья как социальный институт. Основные функции семьи

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Семья как социальный институт. Основные функции семьи

Семья является социальным институтом общества. Одновременно семья выступает сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав разных групп: группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду или спортивную команду, но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

2.Семья как социальный институт

Это определение вплотную относится к понятию семьи. Ведь семья как социальных институт, обусловлено общественными потребностями. Как и все социальные институты, она представляет собой систему действий и отношений, необходимых для существования и развития общества, со своим содержанием и конкретными задачами.

« Семья является малой социальной группой, члены которой соединены браком или кровным родством, общностью быта, взаимопомощью, и взаимной и моральной ответственностью». [8 ]

Через семью наиболее полно выражается единство социальной и биологической наследственности. А так же семья является первичным связующим звеном между природой и обществом, материальной и духовной сторонами жизнедеятельности людей.

Функции семьи имеют два основных источника возникновения: потребности общества и потребности самой семейной организации.

Оба этих фактора исторически изменяются, поэтому каждый этап в развитии семьи связан с утратой одних и развитием других функций. Однако при всех указанных изменениях общество на любой ступени своего развития нуждается в воспроизводстве населения, поэтому оно всегда заинтересовано в семье как механизме этого воспроизводства. [6. ]

Итак, семья может рассматриваться как социальный институт, и как семейная группа, выполняющая определенную социальную задачу. Можно выделить следующие основные функции семьи, способствующие реализации этой задачи:

В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. [5. ]

физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры.

Восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. В нормально функционирующем обществе реализации этой функции семьи способствуют сокращение общей продолжительности рабочей недели, увеличение свободного времени, рост реальных доходов.

Назначение регулятивной функции состоит в том, чтобы регулировать и упорядочивать отношения между полами, поддерживать семейный организм в стабильном состоянии, обеспечивать оптимальный ритм его функционирования и развития, осуществлять первичный контроль за соблюдением членами семьи общественных норм личной, групповой и общественной жизни. [2 ]

Все большее значение социологи придавали и при-дают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой ин-формации (телевидение, радио, периодическая печать), с литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного объединения.

Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга. Досуговая функция ориентирована на оптимизацию организации свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил. В счастливых семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер.

Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи.

Эмоциональная функция предполагает получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

Функция духовного общения предполагает развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение.

Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов. [4. ]

Сила и притягательность семьи, ее сущность заключается в той целостности, которая присуща семье и социальной общности, и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополнямости полов, создающих единое «андрогенное существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи. [7. ]

Источник

Семья как социальный институт — признаки, функции и сущность

Для предотвращения хаоса человечеству нужна опора в виде организованной системы норм и связей. Людей объединяет государство, религия, бизнес, образование и, конечно же, домашний очаг. В обществознании функции и признаки семьи как социального института выделяют в особую малую группу.

на микроуровне социального института приемной семьи можно выделить следующую функцию

Сущность социальных институтов

Впервые определение «социальный институт» в своих работах употребил итальянский философ и историк Джамбаттиста Вико. Таким термином он называл систему социальных норм и связей, объединяющих значимые ценности и процедуры общества. Именно институты являются той самой опорой для человечества, которая не позволяет разразиться хаосу.

на микроуровне социального института приемной семьи можно выделить следующую функцию

Философы выделяют более 10 соц. институтов. К самым крупным системам можно отнести государство, религию, образование, бизнес и семью. Все эти группы имеют несколько общих признаков:

Семью философы считают важнейшим соц. институтом. Ведь именно она является носителем культурных установок и образцов поведения, которые передаются из поколения в поколение. Основные характеристики семьи как общественного института можно кратко проиллюстрировать при помощи таблицы:

Признак соц. институтаСемья
Специфическая символикаЦеремония бракосочетания, обручальные кольца.
Образцы поведенияВзаимная ответственность, привязанность к детям и родственникам, уважение.
Вещественные элементыДом или квартира, мебель, техника.
Устные и официальные источники праваСемейный Кодекс РФ, ГК РФ, традиции.
ИдеологияИндивидуализм, совместимость партнёров.

Стоит отметить, что семья является не только важным институтом, но и базовой ячейкой общества. Именно в окружении родителей и близких родственников человек социализируется, получает первичное образование и осваивает элементарные нормы поведения.

Краткая характеристика системы

Семьёй называют объединение людей, основанное на кровном родстве или браке. Этот соц. институт имеет свои характерные признаки и выполняет важные функции.

Классификация семейных отношений

Семья возникла одновременно с первым обществом. В эпоху первобытности отношения между мужчиной и женщиной регулировались племенными и родовыми обычаями, которые основывались на религии и нравственных представлениях. Позже, после возникновения основ государственности регулирование стало иметь правовой характер.

на микроуровне социального института приемной семьи можно выделить следующую функцию

Исследователи выделяют несколько этапов жизненного цикла семьи:

Основу семьи составляет брак. Эта форма регулирования и санкционирования отношений между мужчиной и женщиной. Но семью нельзя рассматривать только как брачный союз, ведь в её состав входят дети, бабушки и дедушки, близкие родственники. Вот почему философы отождествляют эту сложную систему с социальным институтом.

Исходя из количества человек, выделяют нуклеарные и многопоколенные семьи. Первый тип системы состоит только из родителей и детей, а в состав второй входит несколько поколений родственников. В современном обществе преобладают именно нуклеарные виды.

на микроуровне социального института приемной семьи можно выделить следующую функцию

В зависимости от типа брака семьи подразделяются на моногамные и полигамные. По наличию супругов делятся на полные и неполные. В зависимости от количества детей выделяют три типа: многодетные, однодетные и бездетные.

Основные функции группы

Перед тем как отнести семью к числу социальных институтов, исследователи пытались определить, каково истинное назначение этой системы. Изучением этого вопроса занимался русский социолог А. Харчев и американский учёный Н. Смелзер.

В течение длительного времени философы полагали, что главная функция семьи как социального института заключается в биологическом воспроизводстве населения. Но чем интенсивнее развивается общество, тем большую роль играет эта система. Выделяют несколько функций института семьи:

на микроуровне социального института приемной семьи можно выделить следующую функцию

Кроме этого, семья выполняет функцию первичного социального контроля. Это значит, что именно родители и близкие родственники регламентируют поведение ребёнка, прививают нормы морали и нравственности. Не меньшее значение имеет досуговое и эмоциональное назначение института.

Особенности современного общества

После революции 1917 г. образ жизни всего населения существенно изменился. Общепринятые ценности отошли на второй план, поэтому система не справляется с основными функциями. Пытаясь определить тип брака в современной России, исследователи указывают на то, что родители не стремятся заводить более двух детей. При описании семьи можно отметить преобладание нуклеарного, неполного типа.

на микроуровне социального института приемной семьи можно выделить следующую функцию

Социологи всё чаще говорят о кризисе. Можно назвать несколько печальных тенденций:

Для предотвращения кризиса государство принимает меры по поддержке этого важнейшего института. Используются пособия, льготы и поощрение заключения брака.

Источник

Функционирование социального института приемной семьи в условиях современного российского социума

4. Система формального социального контроля в структуре института приемной семьи представлена деятельностью органов опеки и попечительства и правового института Уполномоченного по правам ребенка. Система неформального социального контроля опирается лишь на субъективное понимание приемными родителями своих функций. Создание системы гражданского контроля в структуре института приемной семьи позволит деперсонализировать его функционирование, а также функционирование его отдельных структурных элементов. Система гражданского контроля необходимое условие развития института приемной семьи, которая позволит добиться конкретных действий сиротских учреждений по их реформированию и трансформации в центры по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или службы патронажа приемных семей.

5. Для объективной оценки эффективности института приемной семьи целесообразно использовать совокупность следующих методов оценки: параметрический метод, метод выявления факторов эффективности и неэффективности; опросные методики выявления степени удовлетворения функционированием института лиц, входящих в его структуру; метод экономической целесообразности. Для практического применения данных методик были выделены две группы критериев: общие и частные. К общим критериям целесообразно отнести: институциональную сплоченность, влияние которое он имеет на своих членов; влияние в обществе на другие институты и полнота выполнения основополагающих функций. К основным частным критериям эффективности функционирования института приемной семьи относятся: возможность своевременного выявления и определения социальных проблем, возникающих в процессе функционирования института приемной семьи; наличие системы мотивации, основанной на гуманистических ценностях; возможности патронажа деятельности приемных родителей; социально-педагогическая компетентность приемных родителей, наличие программ подготовки и повышения квалификации, их реализация.

6. В Ростовской области особенности развития института приемной семьи целесообразно разделить на две группы: объективные, или связанные с природно-климатическими условиями, социальной структурой и видами хозяйственной деятельности, и субъективные, включающие устоявшийся жизненный уклад, обычаи, традиции, уровень толерантности. Это разделение обусловило наличие противоречивых процессов в развитии института приемной семьи: с одной стороны, высокий уровень толерантности вследствие предшествующих процессов миграции, который является мощным механизмом мобилизации общественного потенциала; с другой – экономическая нестабильность региона, способствующая решению на протяжении нескольких десятилетий, в первую очередь, экономических проблем населения в ущерб проблемам социальной защиты населения, в частности, и детей-сирот. Для преодоления существующих явлений дисфункций института приемной семьи на уровне Ростовской области требуется:

разработка системы профилактики социального сиротства, основанной на принципах комплексности, системности, преемственности, непрерывности с учетом муниципальной специфики;

совершенствование социальной инфраструктуры в области социальной помощи и поддержки материнства и детства;

разработка региональных механизмов деинституциализации сиротских учреждений в соответствии с разработанными на федеральном уровне направлениями семейной политики;

разработка региональных программ профессиональной подготовки и сопровождения социального родительства.

Научно-практическая значимость диссертационной работы заключается в обобщении, систематизации и оценке факторов функционирования института приемной семьи в условиях современной России, в частности в отдельных районах Ростовской области. Содержащиеся в диссертационном исследовании теоретические положения и выводы, их практическая реализация создают реальные предпосылки для максимальной реализации принципа семейного устройства детей-сирот, для дальнейшего совершенствования современной практики семейного воспитания, устранения недостатков в работе государственных органов по социальной защите осиротевших детей. Материалы диссертации могут использоваться в системе подготовки и повышения квалификации специалистов органов опеки и попечительства, в учебном процессе при подготовке специалистов-социологов и специалистов по социальной работе; в организации системы подготовки приемных родителей, при разработке индивидуальных программ адаптации детей-сирот в условиях приемной семьи и методических рекомендаций для приемных родителей. Эмпирические разработки могут широко применяться при диагностике готовности населения участвовать в решении проблем детей-сирот и мотивов деятельности приемных родителей. Устранение выявленных недостатков в вопросах развития и функционирования института приемной семьи позволит совершенствовать законодательство в сфере социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, на региональном и муниципальном уровнях.

Апробация работы. Основные концептуальные идеи диссертационного исследования докладывались и обсуждались на трех научных конференциях: «Молодежь XXI века – будущее российской науки» (Ростов-на-Дону, 12–13 мая 2005 г.), «Шестые межрегиональные научные чтения по актуальным проблемам социальной истории и социальной работы» (Новочеркасск, 25–26 мая 2005 г.), «Первые научные чтения по актуальным проблемам социальной работы» (Ростов-на-Дону, октябрь 2006 г.). Материалы диссертации легли в основу разработки методических рекомендаций для органов опеки и попечительства по устройству детей-сирот и патронажу приемных семей, а также программы подготовки приемных родителей. Апробация авторской программы подготовки приемных родителей осуществлялась на базе Центра психолого-медико-социального сопровождения г. Новошахтинска. По теме диссертационного исследования опубликовано 14 работ общим объемом 5,7 условных п. л., в том числе в журналах, рецензируемых ВАК одна работа объемом 0,9 п.л.

Структура работы. Структура диссертационного исследования определяется его задачами и включает введение, три главы по два параграфа в каждой, заключение, список литературы, состоящий из 185 источников, 11 приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность выбора темы, освещается степень разработанности проблемы исследования, описывается эмпирическая база, формулируется новизна полученных результатов, излагаются положения, выносимые на защиту.

В главе 1 «Социально-исторический генезис приемной семьи как социального института» исследуются ретроспектива развития института приемной семьи в системе общественного призрения и основные теоретико-методологические концепции изучения социальной сущности института приемной семьи, теоретическая разработка и интеграция которых позволит определить проблемы и перспективы реализации законодательно провозглашенного принципа приоритета семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях современного российского социума.

В параграфе 1.1 «История становления института приемной семьи в России» рассмотрены предпосылки становления приемной семьи как социального института в России. Традиции взаимопомощи в России сложились еще во времена древних славян. В этот период сироты выделяются в отдельную категорию, однако это явление еще не идентифицируют только с институтом детства и определяют через беспомощность и одиночество17. Примером социальной помощи служил обычай дарообмена, а также общинная, мирская помощь, которая заключалась в том, что ребенок «переходил» из дома в дом на кормление.

Христианизация славян оказала решающее влияние на все сферы жизни общества. Основными субъектами оказания социальной помощи становятся князь и церковь. Постепенно формируется правовой институт опеки, с помощью которого решалась задача сохранения для осиротевшего ребенка семьи.

В 1712 г. Петр I своим указом официально возложил ответственность за содержание детей-сирот на монастыри, коим повелевалось призревать и воспитывать сирот до семилетнего возраста, а потом посылать их в школы для обучения ремеслам. В 1714 г. он же издал указ, положивший начало созданию системы тайного приноса. Осуществлялась и раздача детей из воспитательных домов «по деревням». Впервые на государственном уровне предусматривалось определенное финансирование не только на ребенка, но и на его воспитателя.

Во время правления Екатерины II в системе органов управления заметное место стали занимать те из них, что ведали опекой, которая осуществлялась строго в соответствии с принципом сословности. Государство со своей стороны предоставляло этим сиротским учреждениям определенные льготы. Усыновление по-прежнему еще не было закреплено законодательно. В конце XVIII в. практика передачи младенцев из воспитательных домов крестьянским семьям расширилась, образовались «государственные деревни»18. Эта система сохранялась до 1914 г. и получила название патронажа.

После Октябрьской революции 1917 г. опека все более приобретает публично-правовой характер. Назначение опекуном рассматривалось в качестве почетной обязанности, а опекунство считалось должностью, на которую опекун назначался органом опеки и попечительства. Согласие будущего опекуна на его назначение не требовалось19. С этого периода наблюдается постепенное усиление роли государства в деле призрения нуждающихся, в том числе и сирот. Приоритетной формой устройства сирот становится помещение в государственные учреждения, которые были представлены детскими домами и интернатами различного вида.

В 1985 г. Совет Министров СССР принял постановление «О создании детских домов семейного типа», которое и является первым шагом на пути возрождения семейных форм устройства детей-сирот, забота о них приобретает более индивидуальный характер, и к 1996 г. в России окончательно сформировались предпосылки создания института приемной семьи, основными из которых стали: традиции взаимопомощи, актуализация социальных проблем, оформление социальной потребности в альтернативных формах воспитания детей-сирот, оформление законодательных основ семейного устройства детей-сирот.

В параграфе 1.2 «Теоретические подходы к изучению приемной семьи как социального института» рассматривается методология и приводится обзор основных концепций исследования сиротства как социального явления и форм устройства детей-сирот. В современной социологической мысли существуют следующие основные теоретико-методологические подходы к исследованию приемной семьи как социального института: институционально-исторический, структурно-функциональный, системный и интеракционистско-ролевой. Социокультурная теория нетипичности позволяет рассмотреть сиротство через механизмы стереотипизации и стигмации. По мнению Е.Р. Ярской-Смирновой в интерпретации Л.Н. Филипповой20, явление нетипичности это интерсубъективная категория и результатом ее восприятия, как правило, является особое положение в социальном пространстве, тем самым социальная группа не только предлагает индивиду свою категоризацию, но и обеспечивает ее принятие.

Сиротство может рассматриваться и как одна из форм социальной мобильности. Р. Парк считает, что дети-сироты являются мигрантами. Он рассматривает миграцию не как географический факт, а как социальное явление, которое отождествляется не только с простым движением21, но и со сменой места жительства, потерей социальных связей.

Сиротство как социальное явление рассматривается в различных аспектах, одним из которых является виктимизация, что позволяет рассматривать приемную семью как институт компенсации. Выполняя большинство семейных функций, данный институт способствует успешной реабилитации, коррекции и дальнейшему развитию личности ребенка-сироты.

Функциональный подход к определению приемной семьи характеризуется сосредоточением на ее социокультурных функциях и на взаимосвязях социокультурных ролей, связанных общностью быта. В рамках данного подхода приемная семья должна рассматриваться как социальная система, образуемая состояниями и процессами социального взаимодействия между действующими субъектами. Институт приемной семьи, придерживаясь традиционных семейных ценностей и опираясь на семейное законодательство, создает новые социальные роли, как семейные, так и профессиональные, посредством объединения людей в малые социальные группы и коллективы. Приемная семья, являясь также и первичным социальным окружением, сама погружена в более широкий социокультурный контекст и являясь открытой нелинейной системой, испытывает воздействие различных внешних и внутренних факторов.

В настоящее время отсутствует единое и общепринятое определение понятия «приемная семья», что создает определенные неудобства, связанные с необходимостью уточнения смыслового значения в каждом конкретном случае, что посредством макросоциологического анализа позволяет рекомендовать введение в научный оборот понятия «социальное родительство». Существует множество определений семьи, в данном исследовании за исходное целесообразно принять определение, данное А.Г. Харчевым, который определяет ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, характеризующуюся взаимной моральной ответственностью и обусловленную потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения22

. Рассматривая роль родительства в аспекте семейной системы, нужно отметить, что именно социализация и воспитание детей сохраняется на протяжении исторического этапа существования семьи в качестве ее основной функции. Родительство можно определить как систему, включающую совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания, основанную на нормах семейного права, которое может быть биологическим и социальным.

Диссертант считает, что введение термина «социальное родительство» позволит исключить «конфликт интерпретаций» в социологических исследованиях. Сущность данного понятия следует определить как совокупность семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивающая их социальную защиту посредством установления взаимосогласованных, целесообразно ориентированных социально-правовых норм деятельности уполномоченных служб и приемных родителей, основанных на принципах гуманизма, участия и заботы. Такое определение в контексте макросоциологического анализа позволяет идентифицировать понятия «социальное родительство» и «институт приемной семьи».

В главе 2 «Структура института приемной семьи в современной России» представлена структура института приемной семьи, проанализированы возможности внедрения и развития в структуре исследуемого института системы социального контроля, определяющей эффективность функционирования института приемной семьи.

В параграфе 2.1 «Функциональный анализ социального института приёмной семьи в условиях современного российского социума» определены причинно-факторные механизмы трансформации системы искусственного родства в социальный институт.

Современный институт приемной семьи представлен, в первую очередь, семейными формами устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека, попечительство, приемная семья, а также патронатное воспитание, семейно-воспитательные группы, детские деревни и т.п., каждая из которых имеет свою организационно-правовую форму и коллизии реализации. Так, на протяжении последних лет большой критике подвергается международное усыновление из-за наличия спорных, неурегулированных вопросов, а страдают от этого дети, у которых и без того трудная судьба. Поэтому необходимо обеспечить жесткий социальный контроль и активизировать работу по привлечению российских граждан к делу социальной защиты детей-сирот, но не останавливать процесс международного усыновления.

Достаточно противоречива организационно-правовая форма приемной семьи, так приемным родителям предусмотрено вознаграждение за труд, однако это не является заработной платой и не засчитывается в трудовой стаж. Согласно международному опыту организации приемной семьи она должна быть профессиональной, что также пока не реализовано в России.

Для оптимизации процесса постепенного отказа от интернатной системы воспитания необходимо также законодательное утверждение патронатного воспитания (семейной воспитательной группы). Большим препятствием на пути развития инновационных форм устройства детей-сирот, к которым относится и патронат, является то, что сегодня вся процедура поиска и помещения сирот в замещающие семьи (региональные банки данных, органы опеки и попечительства) в основном управляется теми же органами образования, что и специализированные учреждения для детей-сирот. В результате, можно наблюдать ситуацию, когда налаживание процесса активного семейного устройства ведет к сокращению числа воспитанников в детских домах и интернатах. Это, в свою очередь, приводит к сокращению бюджетного финансирования, ставок воспитателей и социальных педагогов – процесс останавливается.

В условиях развивающегося института социальной работы и множества социальных проблем, которые ему предстоит решить, существование только лишь одного на муниципальное образование органа опеки и попечительства, призванного решать проблемы несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, не достаточно. Необходимо создать подобный орган со своим штатным расписанием, со своими нормативами, который будет специализироваться на устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Поскольку социальный институт приемной семьи проявляет себя и в статике, и в динамике, то его функции целесообразно выделять на двух уровнях. На макроуровне следует выделить функции, определяющие его значимость для общества: воспроизводство социально-экономических и общественных отношений, стабилизация социальной структуры общества, обеспечение социальной безопасности; создание культурной непрерывности; абилитация воспитательного потенциала современной российской семьи; функцию социального контроля. На микроуровне целесообразно выделить функции, определяющие традиции ролевого поведения: функция формирования ролевых установок, коммуникативная, корригирующая, компенсационная, охранно-защитная, социально-бытовая и рекреационная. Итак, в условиях современной России институт приемной семьи имеет определенные перспективы, которые связаны с выполняемыми функциями, но и факторов дисфункций остается достаточно.

В параграфе 2.2 «Социальный контроль функционирования института приемной семьи в современной России» рассматриваются социальные механизмы регуляции функционирования института приемной семьи на макроуровне.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *