на кого можно жениться в исламе

Родственные браки с точки зрения Ислама

на кого можно жениться в исламе

В Исламе запрещено заключать браки между кровными родственниками, а также между молочными родственниками, поскольку молочное родство приравнено в Исламе к кровному.

Самые близкие родственники, которые могут быть связаны брачными узами, это двоюродные брат и сестра. Хотя они и не являются кровными родственниками и кузенам не запрещено создавать семьи, такие браки в Исламе всё же считаются нежелательными.

Сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

لا تنكحوا القرابة القريبة فإن الولد يخلق ضاويا

«Не женитесь на женщинах из числа близких родственниц, так как в этом случае ребёнок рождается хилым». (Имам Аль-Газали, «Ихья ‘Улум ад-Дин», т. 2, с. 41)

Под близким родством здесь подразумевается двоюродное родство с материнской или с отцовской стороны.

Исламские учёные поясняют нежелательность заключения браков между кузенами тем, что они, как правило, испытывают друг к другу родственные чувства, а не сексуальное влечение. Более того, современная наука подтверждает то, что было сказано более 1400 лет назад Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Всевышнего).

Генетиками установлено, что чем ближе степень родства между супругами, тем выше опасность генетических осложнений для их потомства. И статистика свидетельствует, что у родителей, состоящих в родстве, вероятность рождения детей, поражённых теми или иными наследственными недугами, и частота ранней детской смертности в десятки, а то и в сотни раз выше, чем в неродственных браках.

Как пишется в книге «Фатх аль-му‘ин», чем дальше родство, тем лучше для создания брака. Но не стоит категорически порицать браки между двоюродными братьями и сёстрами и запрещать тем, кто искренне полюбил, быть счастливыми в браке.

Издревле правители и богатые семьи старались скреплять родство между собой, заключая браки между двоюродными братьями и сёстрами, часто даже вопреки их воле. Это было вызвано желанием сохранить власть и уберечь своё богатство от необходимости делиться с чужими.

Но бывали случаи, когда в результате близкородственных браков наследники престола рождались умственно отсталыми и были не способны править, и столь желанная власть, ради которой были принесены в жертву дети, рушилась в одночасье.

Браки между родственниками, например, троюродными братом и сестрой или другими родственниками, с одной стороны, помогают укрепить родственные связи и сблизить уходящее родство, с другой, несут большую потенциальную опасность.

Никто не застрахован от семейных сор и конфликтов, и не дай Аллах, случится так, что брак, в котором муж и жена являются друг другу родственниками, распадётся. В таких случаях будут испорчены отношения между родней, и те, кто ещё вчера назывались близкими, станут враждовать, что является крайне порицаемым с точки зрения Ислама. Нужно ценить и беречь родственные отношения, быть очень осторожными и всячески избегать плохого исхода.

Каждый волен выбирать, с кем ему связать свою судьбу, будь то с родственником или нет. Но главный критерий выбора второй половины — это следование заветам религии, благонравие и порядочность. Ведь в хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), который передаётся от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), сообщается следующее:

تُنْكَحُ المَرْأَةُ لِأَرْبَعٍ: لِمَالِهَا وَلِحَسَبِهَا وَجَمَالِهَا وَلِدِينِهَا، فَاظْفَرْ بِذَاتِ الدِّينِ، ‌تَرِبَتْ ‌يَدَاكَ

«На женщине женятся, учитывая четыре качества: её богатство, её знатность, её красоту и её религиозность. Выбирай жену по её религиозности, да покроются пылью твои руки». (Бухари, 5090; Муслим, 1466; Ибн Маджах, 1858; Абу Давуд, 2047; Тирмизи, 1086)

Что касается слов Пророка (мир ему и благословение Всевышнего): «…да покроются пылью твои руки», то арабы используют подобные выражения, не имея в виду их настоящее значение. Так, арабы говорят эти и подобные фразы, когда они порицают что-то, удерживают кого-то от чего-то, упрекают, побуждают или удивляются чему-то. Здесь же Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) этими словами побуждает жениться на религиозной женщине.

Будем благодарны за репост!

Мухаммад Алимчулов

Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».

Источник

Запреты в женитьбе

1. Мужчине нельзя жениться на женщине, родной по крови, за исключением двоюродных сестер со стороны отца или матери. Ученые однозначно определили, что не является махрамийей двоюродная сестра со стороны отца или матери, то есть на ней можно жениться. Сказано в Кур‘ане (Сура «Ан-Ниса», Аят 23), что означает: «Харам жениться на матери, дочери, родной сестре, родной тете и дочери родного брата или сестры».

2. А что касается родных по груди, то на ком из родных по крови запрещается жениться, то и на соответствующих родных по груди запрещается жениться. Пророк Мухаммад, мир Ему и благословение, говорил: «Что запрещено родным по крови, то запрещено и родным по груди». Этот хадис передали имамы Муслим и Аль-Бухарий.

3. Нельзя жениться на женщинах, родных в результате никаха, то есть на жене отца, деда и выше или на жене сына, внука и ниже. Эти женщины уже не являются чужими. С ними можно находиться наедине, и они могут показать то, что мать может показать своему сыну, как свои волосы, ноги и т.п.

Сказано в Кур‘ане (Сура «Ан-Ниса», Аят 23), что означает: «Запрещено жениться на женах своих сыновей». Запрещается жениться на матери жены, даже после развода с женой, и даже если не был совершен половой акт. Также сказано в Кур‘ане, что «если мужчина заключил с женщиной никах, то ему уже запрещено когда-либо жениться на ее матери» (Сура «Ан-Ниса», Аят 23).

Запрещается жениться на дочери жены, если был совершен половой акт с женой. Но разрешается жениться на ее дочери после развода с ее матерью, в случае, если не был совершен половой акт с ее матерью. Об этом сказано в Кур‘ане: «Нельзя жениться на дочери жены после никаха с матерью в том случае, если имел с последней половые отношения» (Сура «Ан-Ниса», Аят 23).

4. Нельзя быть женатым одновременно на двух родных сестрах, если они родные и по отцу и по матери или же по отцу, или по матери, независимо от того, родные они по крови или по груди. Но разрешается жениться на родной сестре бывшей жены после развода с женой или после ее смерти. Об этом сказано в Аяте 23 Суры «Ан-Ниса». Значение этого Аята: «Запрещено одновременно жениться на двух родных сестрах».

Подобный случай произошел с благочестивым ‘Усманом бин ‘Аффаном – третьим халифом, да будет ему милость Аллаhа Всевышнего. Халиф был женат на госпоже Рукайе, дочери Пророка Мухаммада, мир Ему и благословение. Когда она умерла, он женился на ее сестре Умм-Кульсум, которая тоже умерла. Пророк Мухаммад, мир Ему и благословение, сказал: «Если бы у меня была третья дочь, то я бы выдал ее замуж за ‘Усмана».

Если у кого-либо одновременно есть четыре жены и одна из них умерла или же он разошелся с ней, только тогда он имеет право жениться на другой, то есть мужчине нельзя иметь одновременно более четырех жен. Передано, что `Али бин Аби Талиб имел четырех жен. Это произошло после смерти его жены, дочери Пророка Мухаммада, мир Ему и благословение, – госпожи Фатимы. В Исламе это разрешается.

А также нельзя быть женатым одновременно на женщине и ее тете (родной сестре матери или отца). Но разрешается жениться на тете жены после развода с женой.

Запрещается жениться на молочной матери, молочной бабушке и выше, дочери молочной матери, внучке молочной матери и ниже. Запрещено женщине выходить замуж за молочного сына, его сына, его внука и ниже. Но женщина может выйти замуж за брата молочного сына, его отца, дядю или деда, если они не являются ей родными по груди.

Женщина, достигшая половой зрелости, кормящая чужого ребенка, становиться ему молочной матерью, если при этом выполняются следующие два условия:

– Ребенку в это время должно быть не более двух лет по лунному календарю. Если кормила ребенка после того, как ему исполнилось два года, то он не может быть молочным сыном.

– Женщина должна кормить его не менее пяти раз, по мнению имама Аш-Шафи’ий, по школе имама Абу Ханифа достаточно покормить один раз. Одним кормлением считается, когда ребенок принял грудь и сам прекратил есть.

Если женщина по каким-то обстоятельствам прервала кормление, а затем через некоторое время продолжила – это считается одним разом. Если ребенок прекратил есть по причине того, что играл или заснул на короткое время, или потому, что во рту много молока, а затем продолжил, то во всех этих случаях кормление считается одним разом.

Если есть сомнение, кормила ли пять раз или меньше, было ли во время кормления ребенку меньше или больше двух лунных лет, то в этом случае женщина не является ему молочной матерью.

Если же упомянутые условия выполняются, то женщина становится ребенку молочной матерью, ее муж – молочным отцом, брат мужа – молочным дядей, ее дети – молочными братьями (сестрами).

Источник

Кому желательно жениться?

на кого можно жениться в исламе

Влечение и страсть не щадят никого. Некоторые молодые люди стремятся заключить брак, не задумываясь над тем, относятся ли они к той категории людей, которым желательно заводить семью, как на это указывает сунна Посланника Аллаха (ﷺ).

В этой статье мы постараемся ответить на вопрос: кому желательно жениться, а кому лучше воздержаться от заключения брака?

1. Желательно жениться человеку, который нуждается в этом, в том смысле, что он желает и может удовлетворить свои физические потребности посредством интимной близости с противоположным полом, даже если на данный момент нет опасности, что он совершит прелюбодеяние, если не женится. В том числе его финансовое положение должно быть таким, чтобы позволить обеспечить себя и жену всем необходимым. Стоит отметить, что под всем необходимым подразумевается именно то, в чем нуждается человек для жизнедеятельности, а не то, как это понимается в наше время.

На желательность женитьбы такому человеку указывает хадис Посланника Аллаха (ﷺ):

يا معشر الشباب من استطاع منكم الباءة فليتزوج فإنه أغض للبصر وأحصن للفرج ومن لم يستطع فعليه بالصوم فإنه له وجاء

«О молодые люди, кто из вас способен (физически и материально) вступить в брак, пусть женится, поистине, это лучшее, что потупляет взор, чище для половых органов, а кто не может (не имеет возможности жениться), то пусть держит пост, поистине, он убавляет страсть». (Имам Ахмад)

2. Желательно не вступать в брак человеку, который не имеет финансовых средств, позволяющих ему обеспечить семью всем необходимым и выплатить невесте махар, даже если он нуждается в женитьбе, чтобы удовлетворить свои сексуальные потребности. Что делать ему в таком случае? Ему следует все свои мысли и заботы направить на богослужение и почаще соблюдать пост, чтобы это отвлекало его от похотливых мыслей, до тех пор, пока Всевышний Аллах не обогатит его, как об этом говорит Всевышний Аллах в Коране:

وَلْيَسْتَعْفِفِ الَّذِينَ لَا يَجِدُونَ نِكَاحًا حَتَّىٰ يُغْنِيَهُمُ اللَّهُ مِنْ فَضْلِهِ

(смысл): «И пусть будут воздержанны [удерживаются от прелюбодеяния и запрещённого], проявляя терпение и соблюдая пост, те, которые не находят возможности жениться, пока не обогатит их Аллах от Своей щедрости [пока не даст им эту возможность]» (сура Ан-Нур, 33).

Шариатское решение относительно желательности не вступать брак человеку, находящемуся в таком положении, принимается также согласно вышеприведенным словам Посланника Аллаха (ﷺ): «…кто из вас способен (физически и материально) вступить в брак, пусть женится…».

3. Нежелательно жениться человеку, у которого нет финансовых средств, чтобы выплатить махари обеспечить семью всем необходимым, при этом не нуждающемуся в удовлетворении своей сексуальной потребности. Причины отсутствия полового влечения могут быть разными: отсутствие влечения, болезнь, физические отклонения и тому подобное.

4. Лучше не жениться человеку в том случае, когда он имеет возможность обеспечить будущую семью, но не нуждается в этом. Ему предпочтительнее заниматься усердным богослужением или изучением шариатских наук, ибо женитьба будет отвлекать его от служения Господу.

5. Лучше жениться человеку, у которого есть возможность обеспечить будущую семью, даже если он и не нуждается в женитьбе, если он не занимается постоянным богослужением или изучением шариатских наук. То есть такому человеку лучше жениться, чем оставаться холостым, ибо оставаясь холостым, он может начать вести дурной и праздный образ жизни, что приведет его к разврату, мерзким поступкам и плачевным последствиям. Женитьба в таком случае станет причиной совершения им благих, богоугодных поступков, которые уберегут его от гибели.

Таким образом, каждый молодой человек может определить для себя, согласно сунне Посланника Аллаха (ﷺ), относится ли он к той категории людей, которым желательно жениться, или лучше повременить для того, чтобы не нанести вред себе и своей семье.

Будем благодарны за репост!

По материалам книг «Минхаджат-талибин» и «Мугни аль-мухтадж»

подготовил Хамза Нурмагомедов

Источник

Обязательные условия мусульманского брака

1. Отсутствие близких родственных связей или иных причин, препятствующих браку.

Препятствием к браку могут стать причины как (1) постоянного, так и (2) временного характера.

К числу первых относится близкое родство, то есть общность крови между лицами, ведущими происхождение от одного родоначальника, независимо от того, состоялись ли эти отношения (зачатие ребенка) в законном браке или вне его. Исходя из этого, невеста не должна приходиться жениху сестрой, тетей по отцу, тетей по матери и т. д.

К числу препятствий второго рода относятся следующие: невестой не может быть сестра жены, супруга другого мужчины, женщина, находящаяся в послеразводном периоде (три месяца) или траурном периоде по причине смерти мужа (четыре месяца и десять дней). Если женщина, разведенная или оставшаяся без мужа вследствие его смерти, беременна, то срок, в течение которого она не может выйти замуж, завершается с рождением ребенка, независимо от того, будет ли это один день или восемь месяцев.

Сказано в Священном Коране:

«Не женитесь на тех, на ком были женаты ваши отцы[1], кроме того, что уже произошло [то есть если подобные браки были заключены до данного запрета, то они по обоюдному согласию могут быть сохранены, но с момента коранического запрета и до Конца Света подобные браки недопустимы]. Это [женитьба на жене покойного отца или после развода его с ней] является развратом, скверным путем и вызывает гнев [Божий].

Запрещается вам брать в жены матерей ваших [бабушек, прабабушек], дочерей ваших [внучек, правнучек], сестер ваших [кровных или родных лишь по отцу или матери], теток по отцу и по матери, дочерей братьев и дочерей сестер ваших [то есть племянниц], тех, кто кормил вас своим молоком, а также сестер молочных[2] и матерей ваших жен.

[Запрещается брать в жены] приемных дочерей, оставленных на ваше попечение, от жен, с которыми вступили вы уже в супружескую связь, а если не вступили [и развелись] — нет греха на вас [взять их в жены]. [Запрещается брать в жены] супруг родных сыновей [то есть невесток, супруг родных внуков] и вместе — двух родных сестер [а также девушку с ее тетей или племянницей], кроме того, что уже произошло ранее. Воистину, Аллах (Бог, Господь) является Всепрощающим [может простить вам ошибки, совершенные ранее] и Всемилостивым» (Св. Коран, 4:22–24).

Если мужчина и женщина заключили брак, не дожидаясь истечения срока временного запрета или игнорируя запрет постоянный, то брак их незаконен и греховен пред Господом. В этом случае он должен быть расторгнут, а махр[3] (свадебный подарок) остается у невесты или, если он еще не был передан, отдается ей. В этой ситуации выплачивается махр, который был назван при бракосочетании, а если он не был специально оговорен, то такой махр, который обычно выплачивается невестам. За супругой также закрепляется послеразводный срок, в течение которого она не имеет права выходить замуж — три месяца. Рожденный ребенок берет фамилию отца. При подобном незаконном браке муж и жена не могут участвовать в делах по разделу наследства, которое они могли бы получить в случае законности их брака[4].

2. Заключаемый брак не должен быть ограничен временем.

Если при бракосочетании оговаривается его срок, то такой брак канонически полностью недействителен. Интимные отношения между супругами в таком случае квалифицируются как прелюбодеяние. С этим согласны все суннитские и некоторые шиитские ученые[5].

3. Присутствие опекуна со стороны невесты.

Это условие строго оговаривается учеными всех мазхабов, кроме ханафитского. В качестве аргумента используется известный хадис: «Не будет [заключен] брак иначе, как в присутствии опекуна [либо с его устного или письменного согласия]»[6].

Супруга Пророка ‘Аиша свидетельствует с его слов: «Если какая-либо женщина выходит замуж без разрешения опекуна, то ее брак недействителен. Если после такого брака были близкие взаимоотношения (интимная связь), то мужчина обязан выплатить (передать) ей махр. Если произошел спор [который они не могут самостоятельно разрешить], то правитель является опекуном для тех, у кого его нет[7]«[8]. Другой хадис гласит: «Не выдает замуж женщина женщину и не выдает замуж сама себя»[9].

На основе этих хадисов, а также учитывая некоторые другие аргументы подавляющее большинство исламских богословов утверждают: «Без разрешения и присутствия опекуна брак недействителен».

А богословы ханафитского мазхаба высказывают мнение о том, что разумная, совершеннолетняя девушка или женщина может выходить замуж без согласия и присутствия опекуна.

Имамы Абу Ханифа и Абу Юсуф считают присутствие опекуна при бракосочетании желательным. Имам Мухаммад аш-Шайбани же говорил, что брак без опекуна возможен, однако согласие его необходимо для действительности брака в дальнейшем.

В качестве аргументов, подтверждающих правоту своего суждения, теологи ханафитского мазхаба приводят следующие коранические аяты, в которых действующим лицом во время бракосочетания является женщина, а не опекун:

«Если муж развелся с женой [если даны все три максимально возможных в одной семье развода, что занимает не один месяц и дает семейной чете возможность все внимательно обдумать и взвесить], то они [теперь бывшие муж и жена] уже больше не имеют права восстановить семейные отношения, пока она [по своему желанию и выбору] не выйдет замуж за другого» (см. Св. Коран, 2:230);

«Если вы [мужья] дали развод своим женам [один развод или два] и наступил срок [когда жены уже могут выйти замуж за другого мужчину, то есть разводный период подошел к концу], то пусть они [родственники жены] не препятствуют [новому] замужеству с бывшим мужем [желающим жениться, со всеми процедурами: проведением бракосочетания и передачей дорогого свадебного подарка (махра)], если они [уже бывшие муж и жена, ведь разводный срок закончился] благочестиво пришли к обоюдному согласию [если имеют серьезные намерения стать на всю последующую жизнь любящими друг друга и уважающими мужем и женою]» (см. Св. Коран, 2:232);

«Если умер супруг, то жена находится в ожидании [не выходя замуж] в течение четырех месяцев и десяти [дней]. Когда же этот срок завершится, то нет греха на ее родственниках, если она начнет готовиться к новому замужеству в соответствии с общепринятыми нормами» (см. Св. Коран, 2:234).

Со слов Ибн ‘Аббаса известен следующий хадис: «Вдова (разведенная женщина), выходя замуж, имеет больше прав, чем ее опекун [она может принять решение без его участия], и у девственницы [при выдаче замуж] отец ее [или кто-либо другой из опекунов] получает [от нее] согласие на брак. Согласие девственницы [может быть выражено] ее молчанием»[10].

В другом хадисе от Абу Хурайры, приведенном в сводах хадисов аль-Бухари, сказано: «Не выдается замуж вдова, пока не даст она согласия на брак. Не выдается замуж девственница, пока не будет получено на то ее согласие. Согласие ее — молчание»[11]. Молчание, о котором говорится в хадисе, не является единственной формой согласия со стороны девственницы. Она может выразить свое согласие на брак как молчанием, так и словом. Молчание — лишь признак кротости и скромности.

Суждение, явившееся срединным мнением по вопросу об опекуне, высказал один из ученых шафиитского мазхаба Абу Савр: «При бракосочетании необходимо согласие как самой девушки или женщины, так и ее опекуна. Если согласие обоих есть, то процесс бракосочетания может вести любой из них. В случае отсутствия согласия одной из этих сторон — брак недействителен, ибо женщина в Исламе имеет полные права».

4. Присутствие свидетелей на церемонии бракосочетания.

Мнение исламских богословов едино в том, что для канонической действительности брака, помимо опекуна, необходимы как минимум два свидетеля[12]. Данное условие основывается на словах Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует): «Не будет [заключен] брак иначе, как в присутствии опекуна [либо с его устного или письменного согласия] и двух свидетелей»[13]. Ибн ‘Аббас передает следующие слова пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует): «Распутницами являются те [женщины], которые выдают себя замуж (выходят замуж), не объявляя об этом [то есть скрыто, без согласия опекуна и без участия свидетелей, без соответствующих форм объявления о браке, принятых в их обществе]»[14].

Требования, предъявляемые к свидетелям:

1. Обладание здравым рассудком. Различные формы психических заболеваний, временные расстройства (воздействие алкоголя, наркотиков) делают невозможным участие человека в качестве свидетеля на церемонии.

2. Совершеннолетие. Согласно Исламу, оно наступает по достижении начала полового созревания.

3. Минимальное число свидетелей — два человека.

4. Свидетели должны быть мужчинами. Данное утверждение отражает мнение большей части ученых, за исключением ханафитов, которые считают, что свидетелями могут быть мужчина и две женщины.

5. Благочестие и справедливость свидетелей. Они должны соблюдать религиозную практику и быть далеки от явного распутства и неверия. В то же время ученые ханафитского мазхаба считают, что «явная праведность и справедливость не являются обязательными добродетелями свидетеля».

6. Свидетели должны быть мусульманами. Все исламские богословы говорят об обязательности этого условия. По мнению ханафитских теологов, в случае если невеста принадлежит к людям Писания (христианам или иудеям), то свидетелями могут быть и люди Писания.

7. Свидетели должны быть зрячими. Шафиитские ученые уделяют этому большое внимание и считают, что свидетели должны видеть весь процесс бракосочетания. Остальные ученые оговорили лишь способность свидетелей слышать.

8. Свидетели должны понимать язык, на котором ведется церемония бракосочетания[15].

Обоюдное согласие и право свободного выбора жениха и невесты.

Добровольное и единодушное согласие сторон заключить брачный союз является одним из важных принципов исламского религиозного законодательства о браке и устоев мусульманского института брака, а также непреложной пророческой заповедью.

Бракосочетание, при котором имеет место принуждение жениха или невесты, является канонически недействительным.

Однажды девушка [которая ранее не была замужней] пришла к пророку Мухаммаду (да благословит его Всевышний и приветствует) и рассказала о том, что ее отец насильно [против ее воли] выдал ее замуж. Пророк предоставил ей право самостоятельно выбрать [остаться ли с этим мужем или засчитать брак по принуждению недействительным]»[16].

6. Публичное оглашение брачного союза.

На церемонии бракосочетания жених и невеста должны быть выделены из числа присутствующих или указанием на них, или же упоминанием их имен. После бракосочетания необходимо оповестить об этом родственников, друзей, знакомых, соседей и т. д. В хадисе сказано: «Разделительной чертой между разрешенностью и запрещенностью [близких отношений] в браке является бубен и голос [то есть публичное объявление о нем]»[17]. Традиции объявления о том, что данные люди стали мужем и женою, разнятся, у разных народов разные. То, каким способом будет объявлено о браке, не принципиально, главное — суть и результат.

7. Отсутствие ихрама[18] (во время хаджа или ‘умры) у обоих вступающих в брак, а также у опекуна невесты.

В хадисе от ‘Усмана, приведенном в своде хадисов имама Муслима, сказано: «Находящийся в ихраме не может жениться сам или женить кого-либо»[19]. Однако по мнению богословов-ханафитов данное условие не является условием канонической действительности брака. Надевший ихрам может как жениться, так и женить. Доказательство тому — хадис, переданный Ибн ‘Аббасом: «Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) женился на Маймуне, находясь в состоянии ихрама»[20].

Запрет все-таки представляется более близким к истине, так как в том же самом своде хадисов имама Муслима приводится хадис от Маймуны, в котором говорится, что «Пророк ко времени женитьбы на ней был уже вне ихрама»[21]. Что касается хадиса от Ибн ‘Аббаса, то под словом «мухрим», употребленном в тексте хадиса, может подразумеваться, что Пророк находился тогда на территории аль-Харама[22] или что это происходило в один из запретных месяцев[23].

8. Необходимость выплаты махра (свадебного подарка).

Махр — ценный свадебный подарок, безвозмездный дар жениха невесте, выплачиваемый при заключении брака или через какое-то определенное (заранее оговоренное сторонами) время. В Коране сказано:

«Давайте невестам своим (женам своим) свадебный подарок в качестве безвозмездного дара! И если они (жены) с легкой душою дают вам что-то из этого [тратят дарованное вами на ваши же семейные нужды], то вкушайте как приятную, здоровую пищу [то есть нет греха на вас принять это]» (Св. Коран, 4:4).

Во время бракосочетания наименование подарка и его стоимость должны быть оговорены при свидетелях. Этот дар является исключительно собственностью жены и сохраняется за ней в случае развода по инициативе мужа или его смерти. Свадебный подарок может представлять собой любую ценность, движимое или недвижимое имущество (деньги, золото, драгоценности, жилье, автомобиль и т. д.).

Замечу, что в Исламе нет такого понятия, как калым[24], хотя оно и встречается в традициях отдельных мусульманских народов, но есть махр. Махр не символизирует «приобретение жены», это — лишь безвозмездный дар жениха невесте.

Размер махра: (1) минимальный — 10 дирхамов[25] или 30 г серебра, (2) максимальный, по мнению всех богословов, не ограничен, но (3) желательно, чтобы он составлял нечто в пределах 500 дирхамов или 1500 г серебра.

Во многих исламских государствах ранее, как и сейчас, махр представляет собой значительную денежную сумму, дорогие ювелирные украшения либо дар недвижимого имущества, однако все это исходя из возможностей жениха и обоюдной договоренности брачующихся. Обоснован такой подход текстом Корана[26] и является своего рода формой социальной защиты для женщины. В реалиях России и стран СНГ полноценный в соответствии с Сунной Пророка (эквивалент 1500 г серебра) и щедрый (все то, что более того) махр будет хорошим доказательством серьезности намерений и должного подхода к происходящему со стороны жениха, а непритязательность и бережливость невесты — признаком ее благородства и надежности[27].

Случаи, когда отец или родственники жены оставляют махр себе, противоречат исламским канонам. Подобная практика, например у арабов, была до Ислама, когда женщина не имела должных прав и свобод.

Ученые-богословы считают, что махр важен, но он не является неотъемлемым условием заключения брака, условием, без оговоренности которого бракосочетание недействительно. Брак, при котором стороны не оговорили махр, возможен и допустим. Однако по завершении процесса бракосочетания обязанность передачи махра закрепляется за супругом автоматически. Его размер и форма в таком случае определяются в соответствии с местными традициями[28].

9. Отсутствие тайного сговора между женихом и свидетелями о сокрытии и неразглашении брака.

Богословы-маликиты утверждают, что в случае тайного сговора между женихом и свидетелями о сокрытии заключаемого брака от родственников первой жены или в силу иных причин брак недействителен.

Ученые других мазхабов не согласны с таким мнением и считают, что такое условие не нарушает канонической действительности брака. Присутствия двух свидетелей и опекуна достаточно для заключения законного брака[29].

10. Отсутствие у брачующихся смертельного заболевания или других препятствий медицинского характера[30].

Соблюдение данного условия обязательно только согласно маликитскому мазхабу.

Ответы на вопросы по теме:

Что должна ответить вдова при согласии выйти замуж помимо слова «согласна»?

Канонически — больше ничего.

Несколько дней назад я со своей невестой в мечети заключил никях. Церемония проходила стандартно. Так как свидетелей мы с собой не привели, мулла сказал, что свидетелем будет другой служитель мечети, который был в курсе нашего обряда, но находился не в помещении, в котором проходил обряд, а стоял за дверью. Мулла сказал, что предупредил о том, что тот свидетель. Таким образом, при заключении никяха в комнате присутствовал только мулла, я и моя невеста. Считается ли наш никях действительным?

Присутствие двух видящих и слышащих свидетелей необходимо. Возникшая проблема — результат вашего безответственного подхода к столь важному мероприятию. Вы должны были прийти со своими свидетелями. Отсутствие свидетелей влечет за собой отсутствие действительности брака.

Возможно ли в любой мечети и в любой день найти имама, который бы прочитал никях? То есть если я приду в мечеть, могу ли я быть уверенным, что через пятнадцать минут выйду оттуда женатым человеком? Мирза, 25 лет.

Женитьба — это не поход в кинотеатр, а серьезное и ответственное мероприятие, к которому готовятся заранее. Вам следует заблаговременно договориться с имамом о времени проведения бракосочетания, приехав в мечеть либо позвонив по телефону.

Я новообращенная мусульманка, все мои родственники православные. Я собралась выйти замуж, кто может быть моим опекуном в таком случае?

Вы получаете родительское благословение, а опекуном вашим в процессе бракосочетания может быть местный имам или староста-мусульманин.

В опекунстве важно единство вероисповедания[31]. Также крайне желательно, чтобы опекуном был тот человек, который сможет заступиться за вас, помочь вам своим авторитетом или властными возможностями, случись что неладное. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Правитель является опекуном для тех, у кого его нет[32]«[33].»

Очень правильным и хорошим выходом из ситуации является регистрация брака в загсе, в результате которой государство становится защитником ваших прав. В России религия отделена от государства, но последнее (при верном устроении отношений) защищает ваши права как гражданина в соответствии с Семейным кодексом.

Мы с моей девушкой хотим заключить никях до регистрации в загсе. Как известно, на никяхе должны присутствовать свидетели-мужчины с обеих сторон. Однако у моей будущей супруги родственников-мужчин нет. Она живет с матерью христианской веры, а отца нет. Как поступить в таком случае? Благословение родителей с моей и ее стороны получено. Максуд, 24 года.

Вам необходимо зарегистрировать брак в загсе и прийти с этим свидетельством в мечеть для заключения никяха — это наилучший вариант. Не исключена и предложенная вами последовательность. Касательно свидетелей: нет необходимости, чтобы они были именно родственниками и именно со стороны как жениха, так и невесты.

Я русский и хочу жениться на русской мусульманке. Но ее родители, считающие себя христианами, а нас иудами, против этого. И угрозами, упреками, шантажом удерживают ее от подобного брака. Она была замужем за христианином и родила ему сына, но несколько лет назад приняла Ислам и ушла от него. Никто ей не ищет мужа из среды мусульман. А муж ее сестры, мусульманин-дагестанец, также против того, чтобы она сама решала, за кого выходить. Но за все это время он и палец о палец не ударил, чтобы найти ей супруга-мусульманина. Является ли он для нее опекуном, имеющим право выдавать ее замуж либо запрещать подобное? И нужно ли вообще здесь чье-либо согласие на брак, кроме самой девушки? Как нам поступить в этой ситуации?

Если она уже была замужем, имеет ребенка и оказалась в описанной вами ситуации, то может самостоятельно принять решение.

Я мусульманка, совсем недавно приняла Ислам, и мой парень мусульманин. Мы пошли с ним в мечеть, чтобы имам провел нам никях (бракосочетание), но имам отказался, аргументируя свой отказ необходимостью согласия родителей. Мы же пока не хотим об этом никому говорить, потому что боимся, что родители нам не дадут согласия. А нам очень надо сделать никях (бракосочетание), мы хотим быть вместе, мы любим друг друга, и он боится, что может получиться грех — зина (прелюбодеяние). Как быть? Камиля, 17 лет.

Вам все-таки нужно посоветоваться с родителями и прийти к обоюдному решению. Будьте осторожны, по молодости часто совершают необдуманные действия, за которые впоследствии долгое время расплачиваются. Думаю, если бы ваш жених был тем человеком, на которого можно положиться в жизни, то он бы познакомил вас со своими родителями и сам познакомился бы с вашими, а не оправдывался тем, что «нужно быстрее, а то боюсь совершить грех». Это выдает его незрелость и безответственность. Имам поступил правильно.

Я засватана, мы часто встречаемся, остаемся наедине, что по мусульманским канонам не допускается. Сыграть свадьбу в скором времени не получится. Можно ли без ведома родителей совершить мусульманский брак при свидетелях (подруга с моей стороны и друг с его стороны)?

Проведите мусульманское бракосочетание в присутствии родителей и с их благословения, и не будет никаких проблем. Свадьбу с приглашением родных и близких можете провести немного позже, по вашему общему с родителями усмотрению.

Не нужно усложнять себе и другим жизнь, тем более в столь ответственных и жизненно важных вопросах, как женитьба-замужество.

У меня одна подруга-мусульманка вышла за парня-мусульманина, они провели никях. А прошел он следующим образом: согласия родителей девушки на этот брак не было, никто из опекунов не присутствовал, никях проводил имам мечети при двух свидетелях (персонал мечети) — одного мужчины и одной женщины. После этого никяха у них была половая близость. Действительно ли их бракосочетание? Считается ли, что они прелюбодействовали? И если потом жениться на этой девушке, считать ли ее прелюбодейкой? Альбина, 23 года.

Не стоит торопиться с записыванием того или иного человека в список «падших грешников». Безответственности в самых разных областях жизни хватает, тем более в молодые годы. Главное — если оступился, исправиться. Им, особенно невесте, необходимо родительское одобрение и новое бракосочетание со всеми требуемыми для этого каноническими условиями и наличием необходимого числа свидетелей.

Мы оба мусульмане, мои родители против того, чтобы мы поженились и провели никях. Они нам этого не позволят. Поэтому может ли мой старший двоюродный брат быть опекуном на никяхе вместо моего отца?

Нет, не может. Убедите своих и его (жениха) родителей в серьезности намерений, а помогут вам в этом жизненные успехи и достижения, то, что вы чего-то уже добились в жизни, а потому доказали свою состоятельность принимать верные решения.

Мы с мужем женаты несколько лет. Когда мы заключали брак, то присутствовали родители мужа, моя мама и двое свидетелей. Моего папы не было, так как он не захотел присутствовать. Действителен ли наш брак?

Если ваш отец дал согласие на брак (пусть даже после бракосочетания), то он действителен.

Я приняла Ислам три года назад. Человек, который помог мне всем сердцем принять веру, хочет жениться на мне. Он мусульманин из другой страны. Его мама одобряет его выбор, а отец (он оставил семью, когда моему избраннику было 3 года) не знает об этом. Можно ли нам пожениться? Не будет ли это грехом? Где в Москве мы можем совершить никях? Фатима, 42 года.

Вы можете пожениться. Ничего греховного в вашем случае нет. Никях можно совершить в любой мечети Москвы.

1. Меня интересует, считается ли никях действительным, если на нем не присутствовали родители и даже не знали об этом, но узнали через три месяца и ничего против брака не имеют, а лишь поддерживают нас?

2. И если никяха супруги не проведут, считаются ли они супругами перед Всемогущим? Альмира, 18 лет.

1. Главное во время бракосочетания — присутствие как минимум двух свидетелей. Это не исключает родительского благословения, но его, как я понял, пусть с опозданием, вы все-таки получили. Это хорошо.

2. Тогда — регистрация в загсе и наличие всех условий, необходимых для бракосочетания (свидетели, опекун невесты, обоюдное согласие брачующихся, намерение стать мужем и женой на всю оставшуюся жизнь и т. д.).

Я мусульманин по отцу. Почти год встречался с девушкой-христианкой (как это обычно бывает в нынешнее время). Но после разговора с одним знакомым мусульманином, я резко поменял свое отношение к такому виду общения. Я раскаялся и решился прочитать никях. Она тоже искренне раскаялась и решила принять Ислам. Ее родители (типичные христиане) знают меня хорошо и не против того, чтобы мы встречались, но не более того, так как ей 17 лет и она учится за их счет. Мне 22 года, имею высшее образование, работаю. Если она принимает Ислам без их ведома и становится соблюдающей мусульманкой, как и я (мы прочитали никях и теперь, как я считаю, чисты перед Богом), и ее родители ничего не знают, считается ли канонически разрешенным наш брак? Если нет, то что нам делать? И можно ли сохранить тайну никяха? На загс мы надеемся чуть позже. Абдулла, 22 года.

Скрывать то, что вы стали мужем и женой, нельзя. Зарегистрируйте ваши отношения в загсе. Надеюсь, вы понимаете, что стали мужем и женой на всю оставшуюся жизнь, а это очень серьезно. Что вам делать? Пусть ее родители присутствуют на вашей регистрации брака в загсе.

1. Кто определяет размер махра (свадебного подарка)? Невеста, ее родственники?

2. И может ли невеста отказаться от махра?

1. Невеста вправе озвучить свое пожелание, но определяет жених.

После свадьбы муж и жена ведут совместное хозяйство: вкладывают средства в дом, в предметы быта, в воспитание детей. Как в этих обстоятельствах женщина может хранить махр или тратить его на себя?! Это же эгоизм.

Материальное обеспечение семьи — это первостепенная обязанность мужа, а не жены. Махром она распоряжается по своему усмотрению, это ее, Кораном установленное право, а не эгоизм.

Как смотреть на девушку, которая просит в качестве махра машину или, например, много денег?

Смотрите на нее как на смелого и целеустремленного человека.

Является ли махр истинной оценкой достоинств женщины? От чего зависит его размер — от красоты женщины, ее хозяйственности, молодости, здоровья? Что оценивается?

Зависит от щедрости и материальных возможностей жениха, а также от местных традиций. С качествами и характеристиками невесты никак не связан.

Вы пишете, что махр должен быть ценным. Но, согласно многим исламским книгам, рекомендуется скромный махр. И если брак второй, махр должен быть еще более ценным?

Это не я пишу, а текст Священного Писания повествует об этом:

«А если пожелает кто-либо из вас (мужей) развестись с супругой и жениться на другой, тогда как был передан [в качестве свадебного подарка (махра)] жене кантар (примерно 44,928 кг) [золотом][34], то не имеет никто из вас [мужья] права забрать [у жены] даже малую часть этого! Желаете вы забрать это неправдой, совершая явный грех [притесняя и обижая жен для того, чтобы они просили у вас развод и возвратили вам свадебный подарок (махр)]?!» (Св. Коран, 4:20).

Махр, его размер, ценность, не зависит от того, какой это по счету брак у данных жениха и невесты.

Сторона невесты должна нести какие-нибудь расходы на свадьбу?

В зависимости от традиций народа и договоренностей родителей брачующихся. Канонические требования на этот счет отсутствуют.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Здесь говорится не о матери данного человека, а, например, о молодой другой жене его отца, которая после смерти отца (то есть своего мужа) осталась вдовой.

[2] Молочное родство приравнивается к кровному.

[3] Подробнее о махре будет рассказано далее.

[4] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6551.

[5] Подробнее читайте об этом в статье «Временный брак» данной книги.

[6] Св. х. Ахмада, Абу Дауда, ан-Насаи, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и аль-Хакима. См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 205, хадис № 1881, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 586, хадис № 9924, «сахих».

[7] Кстати, это в очередной раз говорит о важности регистрации брака в загсе, ведь только в таком случае правитель в лице государственных органов сможет защитить права женщины.

[8] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 237, хадис № 2083, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 177, хадис № 2962, «сахих»; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 3. С. 1317, хадис № 12/921, «сахих».

[9] См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 205, хадис № 1882, «сахих»; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 3. С. 1321, хадис № 15/924, «сахих».

[10] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 559, хадисы № 67–(1421) и 68–(1421).

[11] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1654, хадис № 5136.

[12] К примеру, в христианских Церквах, согласно предписаниям Тридентского Собора, действительным признается брак, заключенный в присутствии двух свидетелей. Однако от свидетелей не требуется каких-либо особых качеств: считается достаточным, чтобы они были способны заметить, что именно происходит на их глазах, понять, что совершаемое действие является бракосочетанием между мужчиной и женщиной, даже если им неизвестны имена и фамилии брачующихся. Для действительности брака достаточно даже случайных свидетелей (канон 1108, 1 Кодекса канонического права).

Согласно иудейским канонам на церемонии бракосочетания обязательно присутствие двух свидетелей — евреев старше 13 лет, соблюдающих законы Торы и не состоящих в родстве ни между собой, ни с женихом и невестой.

[13] См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 586, хадис № 9925, «хасан»; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 3. С. 1316, хадис № 11/920, «сахих».

[14] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. ат-Тирмизи. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 341, хадис № 1104; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 195, хадис № 1103, «да‘иф»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 192, хадис № 3213, «сахих».

Достоверность хадиса подтвердил только ‘Абдуль-А‘ля. Нет однозначности в вопросе достоверности данного хадиса, но смысл его верен и соответствует мусульманской морали и этике.

[15] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6562–6565.

[16] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 239, хадис № 2096, «сахих»; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 3. С. 1317, хадис № 12/921, «сахих».

[17] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 337, хадис № 1089, «хасан»; ан-Насаи А. Сунан. С. 355, хадисы № 3369, 3370, оба хадиса «хасан»; аль-Байхакы. Китаб ас-сунан ас-сагыр [Малый свод хадисов]. В 2 т. Бейрут: аль-Фикр, 1993. Т. 2. С. 66, хадис № 1519/2723; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 3. С. 171; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6618.

[18] Ихрам (араб.) — специальное одеяние, надеваемое паломником во время основного (хаджа) и малого (‘умры) паломничества, а также намерение, символизирующее особое состояние ритуальной чистоты.

[19] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 555, хадисы № 41–(1409) и 42–(1409).

[20] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 555, 556, хадис № 46–(1410).

[21] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 556, хадис № 48–(1411).

[22] Аль-Масджид аль-Харам — Священная мечеть в Мекке, на территории которой находится Кааба.

[23] Подробнее см.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6569

[24] Калым (тюрк.) — название выкупа за невесту у некоторых народов Средней Азии, Кавказа и Сибири. Большой энциклопедический словарь. С. 483.

[25] Дирхам — серебряная монета, по весу равная примерно 3 граммам. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 208.

[26] «А если пожелает кто-либо из вас (мужей) развестись с супругой и жениться на другой, тогда как был передан [в качестве свадебного подарка (махра)] жене кантар (примерно 44,928 кг) [золотом], то не имеет никто из вас [мужья] права забрать [у жены] даже малую часть этого! Желаете вы забрать это неправдой, совершая явный грех [притесняя и обижая жен для того, чтобы они просили у вас развод и возвратили вам свадебный подарок (махр)]?!» (Св. Коран, 4:20). Аят явно указывает на то, что размер свадебного подарка жениха невесте может достигать и столь внушительных размеров (55 120 208, 64 руб.).

[27] Подробнее по теме см.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т. Т. 9. С. 6758, 6768; 6762, 6763; 6763; аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ли ахкям аль-кур’ан. Т. 5. С. 65–67; 85.

[28] См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6570, 6571, 6761.

[29] См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6571.

[30] Препятствием медицинского характера, мешающим заключению брака, Католическая Церковь, например, признает только функциональную импотенцию. В Православных Церквах импотенция признается мотивом расторжения брака, но не препятствием к нему.

[31] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2993.

[32] Кстати, это в очередной раз говорит о важности регистрации брака в загсе, ведь только в таком случае правитель в лице государственных органов сможет защитить права женщины.

[33] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 237, хадис № 2083, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 177, хадис № 2962, «сахих»; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 3. С. 1317, хадис № 12/921, «сахих»; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2987.

[34] См., например: Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым [Комментарии к Великому Корану]. В 4 т. Бейрут: аль-Хайр, 1993. Т. 1. С. 442.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *