на какой скорости можно поворачивать
Как правильно входить в повороты?
Техника прохождения поворотов зависит от целей, которые вы преследуете. Разница не только в том, необходимо преодолеть участок дороги безопасно или максимально быстро, но и в специфике дорожного участка, на котором осуществляется маневрирование. Поговорим о том, как входить в поворот и о технике прохождения изгибов дороги в целом.
Не секрет, что скорость должна соответствовать дорожной обстановке. Для водителей с механической коробкой передач важно включать скорость еще до начала поворота. Входить в поворот нужно на той скорости, которая может поддерживаться в дуге без риска образования сноса либо заноса автомобиля. В повороте не нужно резко замедляться либо разгоняться (больше всего это касается зимнего времени года и дождевых условий, когда дорожное полотно крайне скользкое). Особое внимание следует уделять «закрытым» затяжным поворотам либо зонам, которые не просматриваются полностью при начале маневра.
О теории спортивного вождения и том, как быть быстрым на гоночном треке, написано уже не один десяток книг. И все успешные гонщики соглашаются с тем, что главное при езде по треку – как можно быстрее начать ускоряться, чтобы иметь большую максимальную скорость при подходе к следующему повороту.
Прежде чем рассматривать теорию более подробно, следует сказать, что поворот делится на 3 зоны:
зона торможения с точкой входа на дугу. Допускается разделение на зону торможения и зону входу на дугу, но в целом это не принципиально; дуга, которая, по сути, и является поворотом. В отношении дуги следует знать об апексе – ближайшей к внутреннему краю изгиба точке. Если мы говорим о траектории, то апексом могут называться условные точки на дуге, когда траектория значительно изменяет свой вектор. Так при обсуждении техники вождения можно услышать о раннем или позднем апексе; зона выхода из поворота, на которой происходит распрямление авто и разгон.
Надеюсь, необходимость удобной посадки и правильного положения рук на руле – само собою разумеющийся факт. А поэтому уделим внимание другим немаловажным правилам:
тормозить необходимо до точки входа в поворот. При торможении вес автомобиля перераспределяется на переднюю ось, что делает кормовую часть более неустойчивой. Если начать поворачивать, сильно нажимая на педаль тормоза, вы либо спровоцируете занос, либо снос, если передние колеса под действием тормозного усилия заблокируются в дуге. При торможении либо резком сбросе газа передние колеса вследствие перераспределения веса загружаются, что дает увеличение коэффициента сцепления с дорожным полотном. В некоторых ситуациях этот эффект можно использовать. Выглядит это примерно так – водитель непосредственно в точке входа на дугу отпускает газ либо резко нажимает на тормоза и в этот же момент начинает входить в поворот. Для правильного осуществления такого трюка нужно хорошо чувствовать автомобиль, а поэтому водителям без должного опыта не рекомендую использовать этот прием на больших скоростях.
Дугу необходимо прокатывать, предварительно включая необходимую передачу. Если скорость после точки входа в поворот слишком большая, допускается легкое притормаживание. Ни в коем случае нельзя допускать блокировку колес. Здесь многие могут вспомнить раллийные гонки, где пилоты проходят повороты в эффектном заносе. Следует помнить о том, что движение в глубоком заносе – это всегда потеря времени при прохождении участка дороги. В ралли, а точнее движении по грунтовым, снежным поверхностям, есть своя специфика, что является отдельной темой для обсуждения. При движении по асфальтовому покрытию наиболее быстрый способ прохождения поворота – использование техники прокатывания, когда автомобиль движется без сносов, заносов либо в едва ощущаемом скольжении. Как только вы коснулись апекса, синхронно с размеренным распрямлением руля в исходное положение должен начаться разгон. Давить на педаль газа нужно плавно, постепенно увеличивая усилие, чтобы не допустить занос или снос передней оси. Если в процесс разгона вам не пришлось сбавлять газ либо резко увеличивать тягу – вы все сделали правильно. Как в случае торможения, так и в случае разгона колеса должны крутиться на грани проворачивания. Так вы получите максимальный коэффициент сцепления с дорожным покрытием.
Если цель – показать лучшее время на круге, необходимо по максимуму использовать ширину дороги. Чтобы пройти поворот максимально быстро, нужно двигаться по наименьшему радиусу от точки входа до точки выхода. Иными словами, в точке входа вы начинаете поворачивать к апексу, после прохождения апекса необходимо начать распрямление, которое закончиться в точке выхода на прямик. Таково описание идеальной траектории при движении по гоночному треку. Но существуют экстремальные ситуации, в которых для получения выгоды траектория движения претерпевает изменения:
поздний вход. В таком случае апекс отодвигается по направлению к внешнему краю поворота, а поэтому при движении к апексу траектория более прямолинейная. Поздний апекс позволяет раньше начать распрямление, а следовательно, и разгон. Это дает значительное преимущество, если за поворотом идет длинный прямой участок, ранний вход. Срезание дуги входа используется при обгоне противника на треке. Водитель начинает тормозить позже, направляясь к апексу под большим углом, следовательно, преодолевая меньшее расстояние. Это позволяет преградить идеальную траекторию противнику и вынуждает его сместиться к внешнему краю поворота.
СВЯЗКА ИЗ НЕСКОЛЬКИХ ПОВОРОТОВ
Если повороты располагаются так, что точка выхода из одного виража является сразу точкой входа на другой изгиб дороги, то траекторию следует строить так, чтобы иметь максимальную скорость на выходе из последнего поворота. То есть, мы жертвуем идеальной траектории прохождения предшествующего последнему изгибу связки, чтобы иметь оптимальную траекторию на выходе из последнего поворота.
Рассказать обо всех тонкостях гоночного маневрирования в одной статье – невыполнимая задача, поэтому, если вам эта тема интересна, пиши в комменты, что бы ты хотел увидеть в следующей статье.
Как выбрать безопасную скорость? Часть 4
Или как выбрать скорость в повороте
На наших курсах по безопасному вождению и контраварийной подготовке водителей мы обычно задаем вопрос слушателям «какова безопасная скорость в повороте?» и часто слышим что-то вроде «20 км/ч» или «не более 50 км/ч». Такие ответы не вполне корректны, поскольку скорость в повороте зависит от многих параметров. Более того, скорость в повороте принято разделять на безопасную и предельную, и они отличаются друг от друга. Объясню, что имею в виду, и для начала приведу пару физических выражений.
Предельная скорость в повороте
Предельная скорость прохождения поворота – скорость, при которой автомобиль движется на грани сцепления шин с дорогой. При движении с этой скоростью у водителя нет права на ошибку: невозможно довернуть, если не вписываешься в поворот, невозможно затормозить, если на пути оказалось препятствие, невозможно добавить газу, если решил уйти от бокового столкновения. Конечно, совершить все эти действия можно, но машина не послушается – она уйдет в занос или снос, в зависимости от ситуации.
Упрощенно, максимально возможная скорость движения в повороте определяется величиной центробежной силы, действующей на автомобиль. Когда эта сила сравнивается по величине с силой сцепления шин с дорогой, скорость достигает своего предела, и при дальнейшем ее превышении шины начинают скользить, а автомобиль пытается неконтролируемо покинуть пределы полосы движения. Напишу это в формулах:
где m – масса автомобиля, V – скорость движения автомобиля, R – радиус кривизны поворота.
Сила сцепления шин с дорогой
где k – коэффициент сцепления шин с дорогой, m – масса автомобиля, g – ускорение свободного падения, равное 9,81 м/с2.
Если их приравнять и выразить из получившегося равенства скорость, получим выражение для предельной скорости в повороте:
То есть физически скорость зависит от сцепления шин с дорогой (читай, от состояния шин и от типа дорожного покрытия – асфальт, дождь, снег, лед) и от радиуса кривизны поворота. Чем круче поворот и чем более скользкое покрытие и менее цепкие шины, тем при более низкой скорости машина «улетит» с дороги. Чем более пологий поворот, чем менее скользкое покрытие и более цепкие шины, тем с большей скоростью можно его пройти.
Как вы понимаете, ответ «не более 50» или любой другой, содержащий цифры, некорректен, поскольку зависит как минимум от трех перечисленных параметров.
Добавим сюда еще ряд параметров, которые влияют на скорость прохождения поворота:
Безопасная скорость в повороте
И это я пока писал о физически предельной скорости прохождения поворота, а для повседневных городских условий движения более актуально понятие безопасной скорости. Ее я охарактеризовал бы так: безопасная скорость в повороте – комфортная для водителя скорость, при которой сохраняется запас сцепления шин с дорогой, достаточный для совершения любого маневра с целью предотвращения ДТП: изменение траектории, торможение, ускорение.
Безопасная скорость всегда меньше предельной, и сложно сказать, насколько именно. Соответственно, безопасную скорость выразить в конкретных цифрах еще сложнее. Какой крутизны поворот? Какое дорожное покрытие? Какой автомобиль? Какова квалификация водителя? От ответов на эти вопросы будет зависеть безопасная скорость.
И что же, задача нерешаема? Решаема. И вот каким образом. Все на самом деле очень просто. Есть два критерия, которые помогут вам определить, с безопасной ли скоростью вы двигаетесь. Один из них объективный, другой субъективный.
Субъективный критерий выбора скорости в повороте
Этот критерий – степень нажатия педали газа. Скажу просто: если на дуге поворота вы удерживаете педаль газа в слегка нажатом положении, вы проходите поворот правильно и безопасно. Если нет – неправильно.
Если проходите поворот без газа, уже неважно, где находится правая нога – в воздухе, на тормозе… И неважно уже, где левая – нажимает на сцепление или нет – все это автоматически неправильно. Если вас в автошколе учили проходить повороты с нажатой педалью сцепления и притормаживая – это худшее, что вообще можно придумать. И на нейтральной передаче – то же самое… Почему? К скорости это отношения не имеет, просто машина во время движения всегда должна находиться на передаче – так безопаснее. Подробнее об этом читайте в статье «Движение накатом».
Если передача включена и педаль сцепления не нажата, но нога не жмет на газ или, еще хуже, жмет на тормоз – тоже неправильно. Почему? Тут несколько моментов. Давайте разберемся.
Во-первых, педали газа и тормоза – это не только педали скорости, но и педали, изменяющие распределение веса между осями автомобиля. И любое замедление на повороте приводит к облегчению задней оси, что чревато заносом.
Во-вторых, нажатая педаль газа в повороте нужна как контраварийный инструмент на случай заноса или сноса – чтобы была возможность ее отпустить и затормозить двигателем при возникновении одной из этих критических ситуаций. Но все это пока не говорит нам о выбранной скорости.
А в-третьих, почему водитель вообще тормозит? Потому что выбранная скорость движения его в данный момент не устраивает. То же самое относится и к отпущенной педали газа, ведь отпущенный газ = слегка нажатый тормоз, это тоже торможение, просто менее интенсивное. Следовательно, если вас устраивает скорость, если вам комфортно с этой скоростью вести машину, вы спокойно поддерживаете ее постоянной с соответствующим нажатием на педаль газа.
Поэтому безопасная скорость движения по дуге поворота – скорость, при которой вам не хочется тормозить, а наоборот, хочется чуть-чуть нажать на педаль газа для поддержания постоянной скорости или небольшого ускорения. А отпущенная педаль газа или, тем более, нажатая педаль тормоза в повороте – верный признак превышения безопасной скорости.
Объективный критерий выбора скорости в повороте
Еще один критерий – удержание машины в пределах занимаемой полосы. Если вы без проблем удерживаете машину в полосе, значит со скоростью все хорошо. Если же авто пытается покинуть полосу и заехать в соседнюю, значит, вы немного переборщили со скоростью.
К примеру, вы едете по дороге, где поворачивают несколько полос одновременно (скажем, съезд с Большого каменного моста на Моховую ул. или заезд на него со Знаменки в г. Москве). Вы хотите пройти поворот по одной полосе, и в процессе поворота чувствуете, что полосы не хватает и хорошо бы перестроиться на соседнюю. Это и есть превышение безопасной скорости. Если же вы заранее планировали повернуть с использованием соседней полосы, это нормально. То есть я пишу о соответствии «план/факт». Хотели по одной, прошли по двум, или хотели по двум, а прошли по трем – превышение скорости. Если же хотели по одной, прошли по одной, или хотели по трем, прошли по трем – скорость в норме.
Скорость в закрытом повороте
А если поворот закрытый? В закрытом повороте, то есть, в повороте, который не просматривается от начала до конца дуги, скорость нужно выбирать, исходя из видимости, о чем я писал в двух прошлых статьях. То есть при входе в закрытый поворот имеет смысл предположить наличие на дороге препятствия, которое вы пока не видите и перед которым вам, возможно, придется остановить машину. И скорость должна быть такой, чтобы вы без проблем смогли это сделать. С учетом того, что вам понадобится примерно 1 секунда на реагирование и что на дуге при повернутом руле машина тормозит заметно хуже, чем на прямой. Вот и решайте. Тут рекомендаций в числах я дать не могу, все зависит от расстояния видимости, от скользкости покрытия, от крутизны поворота. Оценка чисто субъективная и она выводится с помощью ответа на следующий вопрос: «смогу ли я сейчас – в этом месте и с этой скорости – остановить машину, если из-за поворота покажется сломавшийся автомобиль?» Ответьте честно сами себе на этот вопрос и поймете, безопасная у вас скорость или нет.
Как выбрать безопасную скорость в повороте? Итоги
Подведу итоги статьи:
Как правильно поворачивать на автомобиле, техника выполнения поворотов
Больше всего сложностей у водителей-новичков, наряду с обгоном и парковкой, вызывает выполнение поворотов, а ведь именно поворот является одним из важных элементов управления автомобилем.
Практически любой, совершаемый маневр автомобилем на дороге, может являться поворотом (с определенной долей натяжки, конечно). Именно поэтому так важно научиться поворачивать на автомобиле во время движения.
Правильный поворот должен быть точным, быстрым, безопасным и выполняться по всем правилам.
Техника выполнения поворота
Прежде чем приступить к освоению техники поворота, следует знать о том, что любой поворот выполняется в четыре приема:
Движение по прямой – приближение к повороту;Вхождение в поворот, сопровождается поворачиванием руля;Движение в повороте;Выход из поворота, сопровождается установкой руля в исходное положение.
Далее любое движение на автомобиле происходит прямолинейно до следующего поворота. Для того чтобы выполнить безопасный поворот, важно учитывать основные факторы, влияющие на данный процесс – рабочий режим двигателя, скорость и траекторию движения в повороте.
Траектория движения в повороте
При проведении любого поворота важно учитывать траекторию движения автомобиля в дуге поворота. Траектория движения выполняется строго по правилам на полосе движения без дополнительных манипуляций рулем.
Таким образом, при вхождении в поворот, выкручиваем руль в сторону поворота, проходим по дуге, возвращаем руль в исходное положение и продолжаем прямолинейное движение.
Скорость движения в повороте
Вхождение в поворот должно происходить на сниженной скорости. Перед любым поворотом (именно перед поворотом, а не во время поворота) следует сбросить скорость, а по дуге продолжать движение уже на постоянной скорости.
Для безопасности водителя снижение скорости должно происходить на прямом участке дороги на приближении к повороту, для того чтобы избежать проскальзывания колес, торможения или заноса всего корпуса автомобиля.
Вкратце мы рассмотрели, что следует учитывать при приближении к повороту – это скорость и траектория движения. А сейчас более детально о действиях водителя при вхождении в поворот, движении в повороте и выходе из поворота.
Вхождение в поворот
Приближение и вхождение в поворот должно происходить на сниженной скорости. Скорость движения рассчитывается с учетом угла и радиуса поворота, а также состояния дороги. При неблагоприятных условиях, скорость движения должна быть гораздо ниже, чем в обычных условиях.
При вхождении в поворот следует учитывать еще два момента – точку фиксации внимания и положение рук на руле.
При выполнении поворота вы должны фиксировать свое внимание на том участке дороги, куда направляетесь. В перспективе, это должна быть точка выхода из поворота (если поворот не слишком крутой).
Таким образом, поворачивая руль при вхождении в поворот, взгляд должен быть устремлен на тот участок, где вы вернете руль в исходное положение. В идеале взгляд должен плавно скользить по всему участку движения вашего автомобиля, для того чтобы рассчитывать не только скорость движения, но и расстояние.
Если же точка выхода из поворота не просматривается, в таком случае преодоление дуги поворота должно проходить только на сниженной скорости.
Что касается положения рук на руле, здесь все просто. Перед вхождением в поворот необходимо переместить руки на участок руля, который находится в противоположной стороне от направления поворота. Наиболее оптимальным положением рук при левостороннем повороте является схема – 4/12, при правостороннем – 8/12.
Для пояснения схемы расположения рук представим, что руль разбит на отдельные участки и представляет собой циферблат. Первое значение – это участок, на котором располагается правая рука, второе значение – расположение левой руки. Таким образом, на цифре 4 находится правая рука, на цифре 12 – левая рука.
Важно помнить, что ладони необходимо всегда держать на руле, для изменения положения руки (или хвата) применяется тактика скольжения по рулю.
Движение в повороте
Двигаясь в дуге поворота, категорически запрещается резкое изменение скорости движения. Поэтому движение в повороте должно происходить исключительно на постоянной скорости.
Тормозить на дуге прохождения поворота можно только в экстренных случаях, когда, к примеру, водитель не может справиться с вождением на установленной скорости, что чревато заносом или вылетом автомобиля на обочину. В таких случаях торможение должно быть плавным и медленным.
Окончание движения по дуге поворота с выходом на прямой участок дороги сопровождается выравниванием руля и плавным набором скорости. При этом разгон должен происходить плавно для того чтобы избежать потери контроля над управлением транспортным средством и выездом на встречную полосу.
Резюмируя все вышесказанное можно представить полную схему осуществления любого поворота.
При подъезде к повороту водитель плавно выжимает тормозную педаль, чтобы снизить скорость, при необходимости переключаясь на более низкую передачу.На входе в поворот водитель определяет траекторию и полосу движения автомобиля. Поворот руля осуществляется двумя руками, которые находятся в положении, согласно схеме захвата. Взгляд фиксируется на точке выхода из поворота. Войдя на дугу, в повороте поддерживается постоянная скорость движения.При выходе из поворота водитель возвращает руль в исходное положение и начинает плавно увеличивать скорость движения. При прямолинейном движении происходит полный разгон скорости с переключением на высокую передачу.
На самом деле, немного потренировавшись, все новички довольно быстро осваивают технику прохождения поворотов и вскоре начинают чувствовать некоторую самоуверенность, переоценивая свое водительское мастерство, позволяя себе определенные вольности.
Как вы понимаете, это чревато неприятными последствиями. Дорога ошибок не прощает, поэтому очень важно, особенно для новичков, держать себя в руках и помнить о правилах прохождения поворотов.
Со временем, набравшись опыта, вы уже не будете задумываться о том, как держать руль, с какой скоростью двигаться, когда жать на педаль и так далее, все это будет происходить автоматически на уровне чувств. Главное в этом, выработать на стадии обучения правильную технику прохождения поворотов, чтобы в будущем ездить безопасно.
Уроки вождения от бывалых: входим в поворот
По данным ГИБДД большинство дорожно-транспортных происшествий происходит по причине неправильных действий водителя в экстремальной ситуации. Причем это касается не только неопытных водителей, но и уже достаточно уверенных.
Попробуем разобрать наиболее часто встречающиеся ошибки, допускаемые водителями при совершении маневра на дороге.
1. Превышение скорости при входе в поворот
Если вам нужно выполнить поворот на перекрестке, бывалые водители советуют сбрасывать скорость на прямой части дороги при подъезде к нему. Рекомендуемая скорость при повороте не должна превышать 60 км/час. Но исходить нужно из анализа реальной дорожной ситуации, угла поворота, размера поворотной дуги. Замедляться перед поворотом нужно так, чтобы у вас была возможность пройти его с постоянной скоростью, поддерживаемой легким нажатием педали газа.
Ни в коем случае нельзя входить в поворот на высокой скорости и тормозить при проходе поворота, на дуге. Вы рискуете оказаться на обочине или в заносе. Также опасно движение по дуге без тормоза, но с отпущенной педалью газа. Будьте внимательны на повороте.
2. Сброс газа или торможение при повороте
Кроме того, что необходимость сброса скорости при совершении поворота, сама по себе означает, что вы вошли в поворот на большой скорости. Действия педалями также могут быть причиной скольжения на повороте. При любом торможении вес автомобиля смещается с задней оси на переднюю, ослабляя при этом сцепление задних шин с дорогой. Иногда это может быть причиной скольжения и входа машины в занос. Поэтому следуйте совету бывалых: сбрасывайте скорость на прямом участке дороги, чтобы избежать отпускания педали газа и, тем более, торможения.
3. Избыточный поворот руля при повороте
Одной из самых распространенных ошибок при совершении поворотов, обгона или других маневров на дороге является избыточный поворот руля. Часто водители поворачивают руль на угол, больший, чем требуется для совершения маневра. Это может быть причиной сноса автомобиля. Совершая маневры нужно помнить, что чем на больший угол вы поворачиваете руль, тем большему риску вы подвергаете себя и свой автомобиль. Руль автомобиля нужно поворачивать аккуратно, настолько, насколько это необходимо для совершения поворота. Это достигается многократным повторением таких маневров, тренируйтесь!
4. Резкая смена направления движения.
Во время движения при выполнении маневров, перестроении, обгоне приходится часто менять направление движения. При этом водитель поворачивает руль то вправо, то влево. В результате таких резких движений автомобиль может заносить, то в одну, то в другую сторону. Чтобы избежать таких заносов и научиться правильно удерживать машину старайтесь поворачивать руль плавно, избегая резких движений.
5. Торможение
При возникновении экстремальной ситуации первой реакцией водителя является торможение. При резком торможении «в пол» колеса блокируются и машина без антиблокировочной системой (ABS) может пойти юзом. Главная опасность юза – это нестабильность автомобиля и возможность заноса. Занос, как правило, возникает, если автомобиль попадает на разные участки дороги, например, асфальт и песок или грунт.
В такой ситуации бывалые советуют тормозить прерывисто и отпускать педаль тормоза при начале заноса. Но отпустить педаль в экстремальной ситуации сможет не каждый. Поэтому старайтесь заранее прогнозировать ситуацию и заранее корректируйте движение своего авто, чтобы не возникало необходимости экстренного торможения.
6. И напоследок несколько уроков от профессионала
Чтобы чувствовать себя в своем автомобиле уверенно, нужно научиться контролировать его. Это чувство придет к вам с опытом вождения. Мы хотим предложить вам несколько несложных упражнений, которые помогут развить чувство педали газа.
На свободной дороге при установившемся движении попробуйте удерживать постоянную скорость, чтобы стрелка спидометра не отклонялась от своего положения. Такое упражнение можно делать как на ровной дороге, так и на дороге с подъемами и спусками.
Еще одно упражнение по тренировке удержания постоянных оборотов двигателя. Выполняется на стоянке. Включите нейтральную передачу, зафиксируйте машину стояночным тормозом и нажмите педаль газа, чтобы стрелка тахометра поднялась, например, до 2 500 оборотов. Тренироваться нужно до тех пор, пока вам удастся попадать на заданные обороты с одного нажатия педали. Затем нужно научиться удерживать постоянные обороты некоторое время, например 10 секунд. После этого аналогичное упражнение можно делать и на других оборотах – 2000, 3000 и т.д.
Самое главное на дороге – это предельное внимание, умение прогнозировать ситуацию и уверенность в последствиях своих действий. Удачи на дорогах!