на каких видах транспорта можно ездить с 16 лет

Можно ли и как сдать на права и получить удостоверение на машину и мотоцикл в 16 лет?

на каких видах транспорта можно ездить с 16 лет

на каких видах транспорта можно ездить с 16 лет

на каких видах транспорта можно ездить с 16 лет

на каких видах транспорта можно ездить с 16 лет

на каких видах транспорта можно ездить с 16 лет

Ранее мы уже писали про возможности для 17-летних участников дорожного движения использовать транспортные средства. Однако, пройти обучение и научиться азам управления авто и мото можно с 16 лет. А вот сдать на какую-либо категорию и получить права на управление – разные вещи. В этой статье мы поговорим о том, можно ли приобрести право управления в 16-летнем возрасте, какие категории водительских прав можно получить и на каком транспорте можно начать ездить в 2021 году: на машине, мотоцикле, мопедах и скутерах. Но давайте обо всём по порядку!

Водительские права в 16 лет – можно ли?

Да. Вы можете получить водительское удостоверение в этом возрасте. Но только определённые категории транспорта. Разберём подробнее, со скольки лет можно заполучить права различных категорий транспортных средств. Данный вопрос почти полностью регулирует Федеральный закон О безопасности дорожного движения.

На мопеды

Итак, согласно пункту 2 статьи 26 указанного ФЗ:

Фактически это 2 вида ТС, которыми имеет полное право управлять 16-летний водитель.

на каких видах транспорта можно ездить с 16 лет

На машину

А вот сдать на права на легковой и грузовой автомобиль с 16 лет нельзя. Допуск к управлению транспортными средствами категорий B или C предоставляется только с 18 лет.

Единственное послабление в законе 2021 года касается только 17-летних молодых людей и девушек – для них предусмотрена возможность сдать экзамены на права, но само удостоверение и вместе с ним право управления категорией B такие лица всё равно получают только в своё совершеннолетие.

А что можно?

Помимо возможности получения категории M для вождения мопедов и скутеров и подкатегории A1, дающей возможность ездить на малолитражных мотоциклах, есть ещё одна возможность – вы имеете право по достижении 16 лет записаться в автошколу и начать обучение.

Такое предусмотрено пунктом 21.4 Правил дорожного движения.

Миф о возможности управлять в сопровождении взрослого

Это фейк, который распространяется не совсем достоверными источниками. Виной тому – возможно, доверчивость юношей и девушек в разного рода интернет-новости.

Пруфы здесь найти достаточно просто – для многих будет удивительно, но вопрос возраста и возможности ездить на автомобилях в 2021 году регулируют вовсе не ПДД. Это прописано в 2 других правовых актах:

И ни в одном из этих нормативных актов вы не найдёте о послаблении в виде езды без прав в 16 лет в сопровождении взрослого человека, имеющим водительское удостоверение.

Новый закон о правах с 16 лет – это правда?

Нет. На самом деле, в истории автозаконов было несколько инициатив по введению возможности молодым людям управлять транспортными средствами. Но ни одно из предложений различных ведомств так и не воплотилось в реальность.

Давайте вкратце рассмотрим соответствующую хронологию событий.

Что будет, если сесть за руль без прав?

Административный кодекс предусматривает солидный штраф в размере от 5 до 15 тысяч рублей в зависимости от обстоятельств нарушения, а также смягчающих и отягчающих факторов по части 1 статьи 12.7 за управление лицом без прав.

При этом, совершеннолетие в КоАП достигается как раз в возрасте 16 лет. То есть такие лица могут быть привлечены к ответственности по тому же КоАП РФ 2021 года.

Кроме того, есть и другие наказания и меры обеспечения, которые грозят за такое нарушение:

Источник

Какими транспортными средствами могут управлять школьники в России?

на каких видах транспорта можно ездить с 16 лет

День знаний уже на пороге, а это значит, что у родителей встает вопрос транспортировки детей в школу. Не всегда учебное заведение расположено рядом с домом. Как добраться? Вариантов несколько – пешком, на общественном транспорте или родители сами везут своих детей на машине. А как было бы прекрасно, если бы школьники смогли сесть за руль самостоятельно. Это несбыточная мечта или сегодняшняя реальность? Разберемся в этом материале.

Автомобиль

Чтобы получить водительское удостоверение с правом управлять легковым автомобилем, придется дождаться 18-летия. Учитывая, что школу заканчивают именно в этом возрасте, вполне реально, что в последнем классе ученик сядет за руль.

При этом сдать экзамены на получение прав можно уже в 17 лет. И при удачном исходе событий на совершеннолетие получить заветные «корочки». Ходили слухи, что детям разрешат садится за руль с 16 лет, но это не так – строго по достижении 18-летнего возраста.

Мотоцикл и мопед

А вот мопедами и легкими мотоциклами, чья мощность не превышает 11 кВт, а объем двигателя – 125 куб. см, можно управлять уже с 16 лет. Но для этого также необходимо сдать экзамен в ГИБДД. Поэтому в теплое время года вполне реально приехать в школу и на двухколесном транспорте. Тут надо сказать, что до 2014 года на эти категории транспортных средств водительское удостоверение не требовалось вовсе. Но после череды несчастных случаев с участием подростков, условия изменились. Именно тогда вступил в силу закон, где была введена новая категория М и подкатегория А1, а обязательным условием для водителей мопедов и легких мотоциклов стал возраст 16 лет и наличие водительского удостоверения.

на каких видах транспорта можно ездить с 16 лет

Осторожно, дети!

А может ли совсем юный школьник сесть за руль? Оказывается, да. Но не все так просто, давайте разбираться. С 5 лет ребенок может пойти в автоспорт. Многие секции картинга принимают ребят именно в этом возрасте. Достигнув 7 лет – первоклашек ждут в автокроссе. А вот сесть на багги и почувствовать настоящую скорость можно уже в 10-летнем возрасте. Однако, есть условие – ездить на таких транспортных средствах можно только в специально отведенных для этого местах. На дороги общего пользования детям выезжать нельзя, даже если они становятся профессиональными гонщиками и занимают призовые места на соревнованиях.

А как у них?

Как мы выяснили, в Росси за руль легкового автомобиля можно сесть строго с 18 лет при наличии водительского удостоверения. А как обстоят дела в других странах?

Здесь в зависимости от штата – свои требования к кандидатам, которые хотят управлять легковым автомобилем. Но, чтобы получить полноценные водительские права, нужно пройти несколько этапов. После прохождения обучения, выдается разрешение на управление транспортным средством исключительно в сопровождении взрослого, у которого есть водительский стаж. Например, это может быть один из родителей. В ряде штатов такое разрешение выдается уже с 14 лет. Дальше получают водительские права, но с ограничениями. Для этого нужно провести за рулем в качестве ученика определенное количество часов, не попадать в аварию, а в некоторых штатах действует ограничение на передвижение в ночные часы. Также в качестве ограничений может присутствовать допустимое количество перевозимых пассажиров. Такие «промежуточные» права в зависимости от штата выдают с 14 лет и 3 месяцев до 17 лет. Полноценные водительские права, опять же, в зависимости от штата – выдают уже с 17 – 18 лет.

Австралия

В этой стране возраст выдачи водительского удостоверения тоже зависит от штата. Так же, как и в Америке, здесь есть «ученические права», которые позволяют сесть за руль в присутствии опытного взрослого. Их можно получить с 15 лет и 9 месяцев либо с 16 лет. Без присмотра наставника можно ездить с 16 лет и 6 месяцев. Но действует испытательный срок для водителей – от 2 до 4 лет.

Франция

Начать обучение искусству вождения во Франции можно уже в 15 лет. При этом сесть за руль можно без водительских прав. Но есть один нюанс – автомобиль должен быть специально переоборудован, чтобы его скорость не могла превышать 60 км/ч. Водительские права при этом выдаются с 18 лет.

Канада

В Канаде также действует американская система. «Ученические права» можно получить с 14 или с 16 лет – все зависит от региона проживания. Далее – водительское удостоверение с испытательным сроком. Через 8 месяцев можно получить права, на которые распространен испытательный срок. И уже с 18 лет можно получить «полные» права.

Как видим, в некоторых странах за руль садятся школьники в совсем юном возрасте и уже по достижении совершеннолетия неплохо управляют автомобилем. Однако во многих европейских государствах и странах бывшего СНГ распространена практика выдачи прав с 18 лет.

Источник

О проезде малолетних детей автомобильным транспортом

Недавно отправлял малолетнего сына междугородним автобусом в другой город (регион), и столкнулся с весьма противоречивой практикой таких поездок, что понудило меня окунуться в данную тему и разобраться с правовым регулированием (не касаясь правил организованных перевозок детей).

Проблема возникла в связи с отказом контролеров допускать до проезда малолетних (не достигших 14 лет, ст. 28 ГК РФ), аргументируя тем что:

— у него нет паспорта

— он не может заключать сделки

— нахождение малолетних без взрослых запрещено региональным законом

Как данный вопрос урегулирован правовыми актами?

Гражданский кодекс РФ в п. 2 ст. 28 допускает самостоятельное заключение малолетними от 6 до 14 лет, в т.ч. (1) мелких бытовых сделок; (3) сделок по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

Судебное толкование мелких бытовых сделок включает заключение договоров перевозки (см., например, решение от 17.04.2013 по делу № 2-205/2013 мирового судьи судебного участка № 4 г. Саров Нижегородской области).

Сделки по распоряжению средствами, предоставленными для определенной цели – проезда, само собой допустимы.

Никак не ограничены сделки, совершенные законным представителем за малолетнего от их имени, п. 1 ст. 28 ГК РФ, в т.ч. и в моем случае, когда я приобрел билет для сына сам.

Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее УАТ), федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ, никак не ограничивает заключение и исполнение договора перевозки с малолетними. В 21 статье, посвященной перевозке детей, следующих вместе с пассажиром, только предусмотрено право пассажира на бесплатный или льготный (за 50 % платы) провоз детей в зависимости от их количества, возраста и возможности перевозки без предоставления отдельных мест, что не имеет отношения к самостоятельной поездке малолетнего.

Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 г. № 112, в п. 86 предусматривают только необходимость подтверждения возраста ребенка в случае (sic!) перевозки детей, следующих вместе с пассажиром. Надо полагать, для определения обоснованности приобретения льготного билета или бесплатного проезда согласно ст. 21 УАТ. Правила, как и УАТ, никак не ограничивают заключение и исполнение договора перевозки с малолетними.

Других федеральных правовых актов, регулирующих проезд малолетних автотранспортом, не имеется.

Сравнительный анализ смежных отраслей говорит, что проезд малолетних без сопровождения взрослых (дееспособных пассажиров) не допускается:

— в поездах пригородного сообщения – до 7 лет, п. 34 Правил, утв. Приказом Минтранса России от 19.12.2013 г. № 473.

— в поездах дальнего следования – до 10 лет, за исключением случаев проезда учащихся, пользующихся железнодорожным транспортом для посещения общеобразовательных учреждений, п. 30 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 г. № 111.

— воздушная перевозка – до 2 лет, ребенка-инвалида до 12 лет. От 2 до 12 лет допускается в сопровождении либо без сопровождения под наблюдением перевозчика с письменным заявлением законного представителя, п.п. 104, 105 ФАП, утв. Приказом Минтранса России от 28.06.2007 г. № 82.

— морской транспорт – до 2 лет. От 2 до 14 лет допускается в сопровождении либо без сопровождения под наблюдением перевозчика с письменным заявлением законного представителя, п. 14, 105 Правил, утв. Приказом Минтранса России от 17.06.2015 г. № 190.

— внутренний водный транспорт – до 15 лет, кроме случаев проезда учащихся для посещения общеобразовательных учреждений; п.п. 8, 9 Правил, утв. Приказом Минтранса России от 05.05.2012 г. № 140.

Объективно, автомобильный транспорт представляет меньшую опасность для жизни и здоровья малолетнего, чем любой из иных видов транспорта, поэтому не имеется политико-правовых оснований ограничивать заключение и исполнение договора перевозки автомобильным транспортом возрастом 14 лет.

Региональное законодательство Краснодарского края, а именно закон № 1539-КЗ от 21.07.2008 г., не относит к общественным местам транспортное средство (ст. 2). Закон допускает (п. 2 ст. 3) нахождение несовершеннолетних (до 18 лет – ст. 2) в ночное время в общественных местах в сопровождении ответственных лиц (ст. 2), к которым относятся водители перевозчика и на которых возложена ответственность (п.п. 14-18 ст. 34 УАТ) за обеспечение безопасности, защиты жизни и здоровья пассажира.

Вывод, следующий из правового регулирования, говорит о праве малолетних на самостоятельное заключение и исполнение договора перевозки.

Источник

На чем можно ездить без прав в России

Содержание:

на каких видах транспорта можно ездить с 16 лет

В последнее время появляется множество видов транспортных средств, например, сигвеи или гироскутеры. В связи с этим, у многих возникают вопросы по поводу принадлежности ТС к каким-либо категориям прав. А некоторые граждане до сих пор не знают, нужно ли получать права, чтобы управлять мопедами, скутерами или мотоблоками. Эта статья поможет ответить на все вопросы, связанные с видами ТС, которыми разрешено управлять без водительского удостоверения и прохождения экзаменов.

Наказание за езду без прав

на каких видах транспорта можно ездить с 16 лет

Штрафы за езду без прав устанавливает статья 12.7 КоАП. В ней есть 3 пункта:

Если же водитель получал права, но не взял с собой подтверждающего документа – водительского удостоверения, то штраф будет намного ниже – всего 500 руб.

Почему водители должны иметь при себе права?

Обязанность водителей механических ТС иметь при себе в/у установлено в пункте 2.1.1 ПДД. За нарушение этого предписания, как уже было описано выше, Кодекс об административных правонарушениях предусматривает наказание.

Основные моменты порядка получения водительских прав, а также категории ТС и удостоверений закреплены в статье 25 ФЗ «О безопасности дорожного движения». Однако далеко не все транспортные средства включены в данную классификацию. А «Основные положения по допуску ТС к эксплуатации» обязывают регистрировать механические ТС в ГИБДД и устанавливают, что они должны соответствовать тех. стандартам, установленным российским законодательством. Но ни в одном документе не сказано, что делать с механическими ТС, которые невозможно поставить на учет из-за того, что они не вписываются в установленную классификацию. Означает ли это, что для их управления не требуется водительского удостоверения?

Какими ТС можно управлять без прав?

на каких видах транспорта можно ездить с 16 лет

По ПДД транспортными средствами признаются устройства, созданные для перевозки людей или грузов. И это определение достаточно расплывчатое. Например, ролики и самокаты к ТС не относятся. А вот велосипед к транспортным средствам причисляется, хотя также может использоваться в спортивных или досуговых целях.

Самокаты, скейтборды и так далее

Любое приспособление, которое приводится в движение с помощью физического воздействия (то есть благодаря усилиям едущих на таком устройстве людей) не признаются транспортными средствами. Те, кто использует их для передвижения признаются пешеходами.

Список таких устройств довольно обширный:

Велосипеды и электровелосипеды

«Общие положения» ПДД четко устанавливают, что велосипед является транспортным средством. Однако от возникновения неясностей это не спасает. Сразу в этом же пункте документа есть разъяснения понятий «водитель» и «пешеход». С одной стороны, водителями признаются лица, управляющие любым ТС. С другой стороны, лица, ведущие велосипед, признаются пешеходами.

Несмотря на все эти противоречия, управлять велосипедом может любой желающий. Велосипедистам не требуется сдавать какие-либо экзамены, получать определенные документы или ставить свое ТС на учет в ГИБДД. Однако некоторые обязанности у велосипедистов все же есть: они должны передвигаться по велодорожкам, тротуарам (когда нет велодорожек) или обочине/краю проезжей части (если нет даже тротуара). Все данные правила распространяются и на электровелосипеды мощностью до 0,25 кВт.

Сигвеи, гироскутеры, электросамокаты, моноколеса

В России данные устройства стали общедоступны совсем недавно, поэтому и в законодательстве о них пока нет ни слова. Технически они являются механическими транспортными средствами, а некоторые, особо мощные модели можно даже приравнять к мопедам. Тем не менее никаких водительских прав для их управления не требуется. Для лиц, передвигающихся на электросамокатах, сигвеях и т.д., распространяются те же правила, что и для велосипедистов.

Мотоблоки

Термина «мотоблок» в ПДД также нет, поэтому, чтобы определить, является ли он транспортным средством, вернемся к определению ТС. Как уже было сказано, транспортные средства должны предназначаться для перевозки людей или грузов. Мотоблок же предназначен для обработки почвы, а его конструкция предполагает, что человек будет самостоятельно идти за ним. Отсюда и его альтернативное название – пешеходный трактор.

Тем не менее, некоторые владельцы мощных мотоблоков покупают для них различные прицепы, позволяющие перевозить людей или грузы. По закону выезжать на таком устройстве на дорогу общего пользования нельзя. Чтобы ездить на таком мотоблоке по дорогам, его придется зарегистрировать в ГИБДД и, конечно, получить права необходимой категории. На практике сделать это очень сложно, а иногда даже невозможно, так как мотоблоки не соответствуют многим стандартам безопасности. Так что «водители» мотоблоков, выехавшие на них на проезжую часть, нарушают законодательство и будут нести административную ответственность. А сам мотоблок при составлении протокола могут эвакуировать на штрафстоянку.

Питбайк

Для управления стандартными мотоциклами водительское удостоверение, конечно, необходимо, однако на питбайки это не распространяется. Это – еще одно механическое устройство, которое создавалось не для передвижения по проезжей части. Питбайками называются мотоциклы, приравненные к спортивному инвентарю. Многие из них конструктивно также не соответствуют российским стандартам безопасности. Поэтому, даже если водитель будет иметь права, разрешающие управление мотоциклами, выезжать на питбайке на дорогу ему нельзя.

Какими ТС нельзя управлять без удостоверения?

на каких видах транспорта можно ездить с 16 лет

Теперь стоит рассмотреть некоторые транспортные средства, с которыми у граждан РФ до сих пор связаны вопросы насчет водительских прав или их категорий.

Мотоциклы

По ПДД мотоциклы разделяются на две категории прав:

Категория «А» включает в себя «А1»: то есть водители с открытой категорией «А» могут управлять мотоциклами любой мощности. А разделение на мотоциклы и легкие мотоциклы было создано, потому что право управления легкими мотоциклами «А1» можно получить с 16 лет, а более мощными – только с 18.

Скутеры и мопеды

Для управления скутерами или мопедами, которыми признаются 2-ухколесные ТС, объем двигателя которых менее 50 кубов, также необходимы права. Они относятся к категории «М», которая автоматически выдается каждому лицу, получившему водительское удостоверение любой другой категории. Именно поэтому в народе появилось ложное мнение, что для управления мопедом сдавать на права не нужно.

Квадроциклы

С квадроциклами тоже может возникнуть путаница. Дело в том, что их можно разделить на две категории:

Где можно ездить без в/у?

Если для управления транспортом необходимо получать водительское удостоверение, то ездить на нем без прав нельзя нигде. Единственное исключение из этого правила – вождение во время официального обучения.

Если изучить законодательные формулировки, то можно установить, что ПДД распространяются на всей территории РФ в пределах дорог, а дорогами признаются любые участки земли, обустроенные или приспособленные для движения ТС. Здесь опять-таки возникает вопрос: что же считать приспособленной для движения землей? Можно ли передвигаться на автомобиле без прав, например, на поле или в лесу? А на закрытом автодроме?

Езда на поле или в лесу

Если на поле или в лесу проложена хотя бы автомобильная колея, то такой участок уже можно назвать дорогой. Значит в этом месте нужно соблюдать ПДД, а за их нарушение придется нести ответственность.

Если же водитель едет по полю, лесу или замерзшему водоему, то теоретически привлечь к ответственности за нарушение ПДД его не могут. Однако в данном случае ему могут приписать нарушение какого-либо природоохранного закона, возможно, предусматривающего более строгое наказание.

Езда на автодроме

Автодром – это закрытая территория, предназначенная для обучения вождению. Соответственно, передвигаться на нем без прав могут те, кто едет с лицензированным автоинструктором. В противном случае водитель будет нарушать закон, потому что действие ПДД распространяется и на автодромы: для них исключений нет.

Что делать при возникновении проблем с ГИБДД?

В данной части ПДД довольно много неточностей и расплывчатых формулировок, поэтому, если инспектор ГИБДД выписал штраф за езду без прав, его можно оспорить. Например, по постановлению Верховного суда РФ №13-АД15-1 наказывать водителей питбайков по статье 12.7 нельзя. Во многих других случаях оспорить штраф также можно.

Первым делом нужно написать заявление на имя начальника отделения ГИБДД. При неудаче в первом шаге нужно обращаться в суд. Однако иногда выиграть дело можно только при поддержке квалифицированного адвоката. Получить такую помощь можно прямо на нашем сайте. Консультация дежурного автоюриста бесплатна и проводится онлайн.

Заключение

В 2021 году ездить без водительских прав можно на скейтах, самокатах, коньках, велосипедах, их электрических аналогах, а также сигвеях, моноколесах и гироскутерах. Также в/у не требуется для мотоблоков и питбайков, однако и выезжать на дорогу на них нельзя. Для всех остальных ТС необходимо проходить обучение, сдавать экзамен и получать водительские права.

Источник

Права пассажиров автобусов, троллейбусов и трамваев

Из всех видов общественного транспорта автобусами пользуется больше всего людей: 88%.

Но основные права пассажиров не менялись: можно бесплатно возить с собой маленьких детей и коляски, брать в автобус домашних животных, а в междугородных поездках бесплатно пользоваться туалетами на автостанциях. В случае ДТП и при нарушении прав пассажира можно получить компенсацию, включая моральный ущерб.

Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится

Переслать через вотсап

Основные права пассажиров — в таблице со ссылками на законы. Для автобусов, трамваев и троллейбусов правила одинаковые. Можно изучать, пока ждете свою остановку.

Здесь не все права: например, нет ничего про безналичную оплату и проблемы с терминалами. Дело в том, что в сфере автобусных перевозок многое регулируют не федеральные законы, а региональные и муниципальные акты. Эти правила вы можете уточнить в муниципальном управлении транспорта.

Получить билет и багажную квитанцию

Как это работает. При поездках в автобусе водитель обязан выдать билет. Он подтверждает факт поездки и ее оплату. Требовать билет нужно не ради торжества бюрократии, а чтобы защитить свои права. Например, если вы оплатили проезд, а билета нет, вас могут оштрафовать. А иногда нужно подтвердить факт оплаты из средств работодателя.

Багажная квитанция подтверждает провоз багажа в автобусе. Это актуально в основном для междугородных поездок. Квитанция подтвердит, что вы сдали багаж, и поможет получить его обратно.

Билет и багажная квитанция пригодятся при подаче жалобы на перевозчика, оформлении компенсации за вред, причиненный во время поездки, и для подтверждения расходов во время командировки. Если водитель не выдал билет, хотя должен, не стесняйтесь его об этом попросить.

Использовать льготы на проезд

Как это работает. Есть федеральные, региональные и муниципальные льготы. Для разных категорий пассажиров установлен бесплатный проезд или скидка на его оплату.

На федеральном уровне право на бесплатный проезд установлено для детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-сирот, которые учатся в федеральных вузах на бюджете. Они имеют право бесплатно ездить:

Другие федеральные льготы — это часть набора социальных услуг. Набор включает бесплатные лекарства, санатории и проезд в некоторых видах транспорта. Его имеют право получать участники Великой Отечественной войны и инвалиды. Полный перечень — в ст. 6.1 закона о социальной помощи. Льготники имеют право на бесплатный проезд:

Поездки в городском автобусе в набор социальных услуг не входят. Но для инвалидов, пенсионеров и других категорий такую льготу могут устанавливать субъекты РФ. Обычно льготы есть у пенсионеров и предпенсионеров, школьников и студентов, ветеранов труда. Узнать полный перечень можно в соцзащите.

Льготник должен подтвердить свое право на бесплатный проезд. По требованию кондуктора или контролера он обязан предъявить:

Не совсем понятно, чем в данном случае поможет свидетельство о рождении: оно подтверждает личность детей младше 14 лет, но фотографии ребенка там нет. Хотя ребенка в любом случае из автобуса за безбилетный проезд не высадят. Даже если свидетельства у него с собой не будет.

Как победить выгорание

Не выходить до своей остановки, если нет 16 лет и проезд не оплачен

Штрафовать за безбилетный проезд детей до 16 лет тоже нельзя. Даже если такой штраф в регионе в принципе установлен. Административная ответственность возможна только с 16 лет.

Если контролер обнаружит, что проезд не оплатил взрослый или ребенок старше 16 лет, он вправе потребовать:

Кто имеет право проверять факт оплаты проезда, нужно уточнять в региональных актах.

Бесплатно возить маленьких детей на коленях

Как это работает. Закон разрешает возить с собой в автобусе маленьких детей и не платить за их проезд. Или платить меньше, чем за взрослых:

Согласно п. 5.1 ПДД пассажиры должны быть пристегнутыми, если транспортное средство оборудовано ремнями безопасности. Обычно междугородные автобусы ими оборудованы. То есть ребенка без отдельного билета могут не пустить на рейс.

Однако согласно п. 22.9 ПДД детей младше 7 лет нужно перевозить в автокреслах. Детей младше 12 лет это тоже касается, если ремни безопасности не подходят им по росту. Кто должен выдавать детям кресла на автобусных рейсах, в правилах не уточнено. Но так как перевозчик обязан обеспечить безопасность пассажиров, автокресла тоже должен предоставить он.

Бесплатно провозить ручную кладь, лыжи, санки, коляску

Как это работает. На федеральном уровне перечислены вещи, которые можно бесплатно возить с собой в автобусе. Это гарантированный минимум, который действует в каждом регионе и для каждого перевозчика:

Перевозчик может расширить этот перечень. Например, разрешить провозить велосипед или ручную кладь большего размера.

Ручная кладь не должна загораживать двери автобуса, плохо пахнуть или пачкать других пассажиров, представлять для них опасность. Иначе кондуктор или водитель вправе отказать пассажиру в провозе ручной клади — независимо от ее размера.

на каких видах транспорта можно ездить с 16 лет

Возить с собой животных и птиц в клетках с глухим дном

Как это работает. Возить в автобусе можно не только детей и их коляски, но и небольших домашних питомцев:

Других собак федеральные правила разрешают возить только в такси — в намордниках, с поводком и подстилкой. Но у перевозчиков могут быть свои, более лояльные требования.

Уехать на автобусе, если есть свободные места

Как это работает. Водитель автобуса обязан пустить пассажира и довезти его до нужной остановки. Единственное основание для отказа — это отсутствие свободных мест. Неважно, нравится пассажир водителю или нет. Поездка — это публичный договор, пассажира обязаны обслужить.

Свободные места в автобусе могут быть сидячими и стоячими. Определяется это техническими характеристиками автобуса. Сколько мест указано в техпаспорте, столько пассажиров и может ехать в автобусе.

Если у водителя нет сдачи с крупной купюры, отказать пассажиру в поездке он тоже не может. Обеспечить водителя разменными деньгами — задача перевозчика. Не пускать пассажира в автобус или высаживать его раньше при оплаченном проезде водитель и кондуктор не вправе.

Выйти на своей остановке без дополнительной просьбы

Как это работает. Водителя не нужно просить с задних рядов маршрутки об остановке в нужном месте. Он обязан останавливаться на каждой остановке. Неважно, сказал об этом кто-то из пассажиров или нет. Исключение — остановки по требованию, которые так и указаны в маршруте. О них стоит предупредить водителя или кондуктора заранее. Но если на такой остановке стоят люди, водитель все равно должен остановиться. Независимо от того, помахали ему рукой или нет.

Любое отклонение от маршрута — основания для выплаты компенсации пассажиру и штрафа для водителя.

Если пассажир проедет свою остановку из-за того, что водитель не остановился на ней или не выпустил пассажира, это нарушение прав. Можно требовать компенсацию. Даже если пассажир требовал выпустить его через дверь для входа.

Бесплатно пользоваться залами ожидания и туалетами на автовокзалах

Как это работает. Если у вас есть билет на автобус, вы можете бесплатно пользоваться туалетом и залом ожидания на автовокзалах и автостанциях. Это правило в основном для тех, кто ездит междугородными или межрайонными рейсами.

Чтобы воспользоваться правом, предъявите оригинал бумажного билета, распечатку электронного или сам электронный билет на телефоне.

Люди, которые знают об этом праве, получают компенсации:

Сдать билет и вернуть 95% стоимости

Как это работает. Можно сдать автобусный билет в кассу и вернуть часть стоимости проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади:

Полную стоимость проезда можно вернуть только в следующих случаях:

Если предлагают место, билет на которое стоит меньше, чем заплатил пассажир, он не обязан отказываться от поездки и возвращать билет. Это его право. Можно согласиться и забрать разницу в стоимости. Если же билет на новое место дороже, чем изначальный, можно спокойно ехать и ничего не доплачивать.

При опоздании взять билет на другой рейс с доплатой 25%

Как это работает. Если опоздать на свой рейс, билет не сгорает автоматически. Его еще можно использовать: обменять с доплатой или частично вернуть деньги.

Такая возможность возникает в двух случаях:

В этих случаях пассажир имеет право:

Вернуть часть цены билета при форс-мажоре

Как это работает. Если автобус не может довезти пассажира до нужного тому пункта, стоимость билета можно уменьшить. По общему правилу перевозчик в этом случае должен предоставить новый автобус. Но этому могут помешать природные катаклизмы или другие события, которые не зависят от перевозчика. Например, если дороги занесло снегом или город закрыли на карантин, автобус не сможет завершить рейс.

В этом случае возвращается только часть денег — пропорционально расстоянию, которое осталось проехать. Полную стоимость билета вернуть не получится, так как перевозчик нарушил договор не по своей вине. Поломка автобуса сюда не относится: перевозчик отвечает за его техническое состояние и безопасность. При поломке или аварии можно вернуть все деньги за билет, если перевозчик не сможет доставить в нужное место.

Бесплатно пересесть в другой автобус, если первый сломался

Как это работает. Если автобус сломался или попал в аварию, пассажир может дождаться следующего и поехать на нем, не оплачивая проезд заново. Для этого на руках должен быть билет и багажная квитанция, если есть багаж. Предоставление нового транспортного средства должен обеспечить перевозчик. Пересадку организуют водитель и кондуктор.

Это правило действует для всего городского наземного транспорта — в том числе для небольших автобусов и маршруток. Что делать, если автобус сломался, а в следующих за ним по маршруту нет мест, правила, к сожалению, не говорят. Но перевозчик должен как-то разрешить и эту ситуацию.

Если перевозчик не может предоставить место в новом автобусе в разумный срок или не собирается этого делать, стоимость поездки можно вернуть целиком. Если это причинило убытки, например человек опоздал на самолет или ему пришлось потратить деньги на такси, компенсацию тоже можно потребовать у перевозчика. Какой срок считать разумным, определяется по обстоятельствам. Окончательное решение примет суд.

Получить компенсацию за утерю багажа и опоздание автобуса

Как это работает. На междугородных рейсах перевозчик должен обеспечить, чтобы автобусы уходили и приходили вовремя, а багаж не терялся. Иначе перевозчик компенсирует убытки и платит штраф.

Потеря багажа. Багаж обычно перевозят в том же автобусе, что и пассажира. Хотя могут загрузить и в другой. Если багаж везли на другом автобусе, он должен быть доставлен в пункт назначения и выдан пассажиру в тот же день, когда туда прибыл пассажир.

Если багаж не приехал в течение 10 дней, он считается утраченным. Перевозчик обязан возместить стоимость утраченного багажа полностью и вернуть за него провозную плату.

За просрочку при выдаче багажа перевозчик платит штраф — 3% провозной платы за каждые сутки просрочки. Максимум — полный размер провозной платы. Чтобы взыскать с перевозчика штраф, нужно потребовать от него составить акт о просрочке. Штраф должен быть выплачен в течение 10 дней со дня составления акта.

Опоздание автобуса. Если автобус не уехал вовремя или опоздал, перевозчик тоже платит штраф. Учитывается только задержка или опоздание больше чем на час. Штраф — 3% от стоимости проезда за каждый час задержки. Максимум — полная стоимость проезда. Штраф должен быть выплачен в течение 10 дней со дня, когда пассажир потребует его уплатить.

Если опоздание автобуса стало причиной дополнительных расходов, например пришлось потратиться на жилье, их тоже можно возместить за счет перевозчика.

Получить компенсацию в случае ДТП

Как это работает. Перевозчик отвечает за безопасность пассажиров и сохранность их вещей. В случае ДТП пассажиры имеют право на компенсацию причиненного ущерба. Чтобы это право не зависело от добросовестности перевозчика, ввели обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика. Как ОСАГО, только ОСГОП.

Все перевозчики обязаны страховать свою гражданскую ответственность перед пассажирами. Это обеспечивает безусловную выплату компенсаций в случае аварий. Даже если у перевозчика плохо с финансами и нет денег на счетах.

При ДТП на общественном транспорте вред возмещает:

Подать претензию перевозчику или обратиться в суд при нарушении прав

Как это работает. Если при перевозке права пассажира были нарушены, он может отправить перевозчику претензию или сразу обратиться в суд.

Может показаться, что этап с претензией лишний: если его пропустить, не придется тратить время и деньги на составление претензии, ждать ответа. Если перевозчик претензию не удовлетворит, все равно придется идти в суд.

Но если претензию все-таки подать, в суде получится увеличить возможные выплаты от перевозчика на 50% — за счет штрафа, который выплачивается по закону о защите прав потребителей: эта сумма компенсирует дискомфорт из-за того, что требования не удовлетворены добровольно. К тому же перевозчик может сразу все удовлетворить, чтобы не платить потом этот штраф и не возмещать судебные пошлины. Выбор за пассажиром.

Претензию перевозчику нужно составлять в двух экземплярах и подавать в письменном виде. Можно написать ее своими словами, какой-то строгой формы нет. Нужно описать обстоятельства, из-за которых она подается, указать сумму требований, приложить подтверждающие документы — как минимум билет.

Ответить на претензию перевозчик должен в течение 30 дней. Если ответа нет или он не устраивает, можно идти в суд.

Исковое заявление нужно подавать в районный суд, можно выбрать тот, что удобнее:

Подать претензию или иск можно в течение года с момента, когда были нарушены права пассажира.

Взыскать штраф с перевозчика, если он не ответил на претензию

Как это работает. Перевозчик заплатит штраф, если не ответит на претензию или не удовлетворит требования пассажира, а суд посчитает, что стоило это сделать. Штраф перевозчик заплатит не в бюджет, а пассажиру.

Размер штрафа — 50% от суммы, присужденной в пользу потребителя. Сумма рассчитывается с учетом имущественного и морального ущерба. Чем больше сумма претензии, тем существеннее штраф.

Если пассажир не напишет про штраф в исковом заявлении, суд назначит его сам — в пользу истца.

Суд обязал перевозчика выплатить 300 Р госпошлины, 3000 Р в счет компенсации морального вреда и 1500 Р как штраф за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке.

Забрать свои забытые вещи в конечном пункте маршрута

Как это работает. Забытые в автобусе, троллейбусе или трамвае вещи можно получить обратно. Искать их нужно в первую очередь на автостанции, где находится конечная точка маршрута, или в депо. Пассажиры передают найденные вещи водителю или кондуктору, а те — в комнату хранения, когда завершат маршрут. Хранением потерянных вещей могут заниматься уполномоченные должностные лица автостанции или автовокзала, а также самого перевозчика.

Если забыли вещи в междугородном автобусе, обратитесь к дежурному любого автовокзала или автостанции, в которых осуществляется остановка этого транспортного средства. Нужно не просто задать вопрос, а подать письменное заявление. Опишите в нем забытые вещи, место в автобусе, где они лежали, и попросите переслать их в удобное вам место. Дежурный передаст информацию на ближайший автовокзал или автостанцию, куда приедет автобус. Пересылку придется оплачивать вам, но так больше шансов вернуть свои вещи.

Пожаловаться на водителя при нарушении правил перевозки

Как это работает. Если водитель хамит, громко включает радио, не выдает билеты, ведет автобус неаккуратно, а вам это не нравится — на него можно пожаловаться. Денег вы не получите, но поможете восстановить справедливость.

Получив сообщение о нарушении, уполномоченное ведомство сможет провести проверку и привлечь водителя к ответственности. Возможно, в следующий раз он не захочет платить штраф — и нарушений станет меньше.

Название и контакты органа по контролю за автобусными перевозками должны быть указаны на каждой автобусной остановке. Если не хочется заниматься поисками нужного органа, можно отправить жалобу на госуслугах. Там можно описать проблему, на этом основании подберут нужное ведомство.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *