на какие виды контента можно условно поделить контентные риски
Контентные риски сети Интернет
/data/files/r1619680971.pptx (Контентные риски сети Интернет) Контентные риски сети Интернет
Современные дети и подростки не представляют своей жизни без гаджетов. Как показывают исследования, первое знакомство с телефонами (планшетами) происходит в самом раннем возрасте. Иногда даже детям до года включают мультфильмы, чтобы ребенок не капризничал, стал «удобным».
Интернет является значимым фактором социализации и социальной адаптации детей и подростков. Благодаря интернету раздвигаются границы познания, возрастают возможности удовлетворения познавательных потребностей, расширяются рамки общения и взаимодействия, многократно возрастают и риски негативного влияния на психологическое самочувствие, эмоциональное благополучие, здоровье и даже жизнь ребенка. Риски, с которыми сталкивается пользователь интернета, многообразны. Их несет на себе разного рода информация, размещаемая в Сети. В нашем исследовании наибольший интерес представляют контентные риски.
В последнее время все большую тревогу вызывает распространение рисков, связанных с вовлечением несовершеннолетних в опасные группы и сообщества. Это, прежде всего, так называемые «группы смерти», которые вовлекают детей и подростков в выполнение опасных заданий, приводящих в конечном итоге к суициду. Это так же экстремистские группы, внушающие несовершеннолетним идеи о несправедливости мироустройства и их особом предназначении в «улучшении мира», посредством его «очищения от недостойных» и вовлекающие в незаконную экстремистскую деятельность.
Это и группы, предлагающие несовершеннолетним «работу», заключающуюся в незаконной деятельности (прежде всего, в распространении наркотических и других запрещенных веществ, литературы и т.п.). Создаваемые злоумышленниками группы вовлекают детей и подростков, действуют через социальные сети, мессенджеры, объединяя в себе и другие риски пользователей: вовлекая в коммуникацию, игру и т.п., что определяет их особую опасность. Действие этих рисков очень трудно контролировать, т.к. закрытые группы возникают в сети с другими названиями, а вместо заблокированных страниц создаются новые. Создатели таких групп используют ухищренные способы распространения информации о себе, используя «хештеги».
В исследовании, проводимом на базе МКОУ Латненской поселковой СОШ, были получены достаточно интересные результаты: 70% учащихся говорят о безусловной пользе интернета, при этом в дальнейшей беседе они указывают на риски для здоровья (ухудшение зрения, появление избыточного веса вследствие сидячего образа жизни), указывают риски познавательного характера (пропаганда насилия, суицида, употребления психоактивных веществ, различные секты и т.п.).
Каждый из этих видов рисков способен принести непоправимый ущерб эмоциональному благополучию и психологическому здоровью ребенка, поэтому требует тщательного анализа. Относительно недавно появились исследования, посвященные другим интернет-рискам, в частности, анализу представлений детей и подростков, их родителей и педагогов об интернет-рисках, их осведомленности об интернет-опасностях и угрозах, об интернет-безопасности, предлагающие типологию интернет – рисков и угроз, анализ особенностей восприятия интернет-рисков пользователями, характера их воздействия, факторов и причин их распространения.
Хотелось бы подробнее остановиться на контентных рисках, представляющих серьезную угрозу для психоэмоционального здоровья детей и подростков. Контентные риски это пропаганда: (сл. 3)
Основные социальные сети, которыми пользуются дети и подростки, это: (сл. 4). Как показало исследование на базе нашей школы, подростки используют интернет, в первую очередь, для общения (68%), дальше идут игры – 23%; просмотр видео и фильмов – 9%.
Исследования в рамках данной темы касалось групп ВКонтакте, т.к. в этой социальной сети «сидит» 100% подростков нашей страны.
Также особый интерес заслуживает так называемый «даркнет» (темный интернет). Как считают исследователи, обычные поисковые системы занимают примерно 4% всего интернета. Остальное занимают глубинный и темный интернет. И если глубинный интернет представляет интерес для профессионалов, то даркнет позиционируется как свободный интернет без цензуры, в котором представлено много шокирующей и нелегальной информации. (сл.5)
Из всех видов суицидального контента именно сообщества в соцсетях представляют наибольшую угрозу, так как подписавшись один раз на что-то подобное, подросток незаметно для себя подписывается со временем на несколько других, точно таких же тематических групп, и они постепенно заполняют своими новостями всю его ленту незаметно для него самого, вытесняя другой, положительный контент, который раньше мог быть у него в ленте. Один раз подписавшись на подобные группы, ребенок начинает получать рекламу подобных групп, то есть ВК начинает предлагать подобный контент, и ребенок невольно втягивается в депрессию всё глубже и глубже.
Таким образом ребенок постепенно погружается в такой депрессивно-информационный кокон, куда больше не проникает положительный контент, и он капсулируется в нем. Эти сообщества теперь для него создают его реальность, а у детей сейчас очень поздно формируется критическое мышление, и для них очень часто все увиденное, это и есть реальность, впрочем как и для многих взрослых.
Посты бывают разные – от оскорбительных до поддерживающих. Самое страшное, что идеальный вес худеющих девушек постоянно смещается в сторону уменьшения. При росте 170 см они мечтают весить 35 кг. Диеты сопровождаются приемом различных лекарств – мочегонные, слабительные. коктейли из эфедрина, кофеина и аспирина. Также популярен прозак (антидепрессант, побочное действие которого – затяжная депрессия) – он лишает аппетита. Группы имеют явную деструктивную направленность, побуждая подростков к неконтролируемому снижению веса. Главный, я бы даже сказала, навязчивый мотив постов этой категории групп – «Ты толстая, поэтому тебя никто не любит».
В эпоху перестройки футбольные фанаты получили больше свободы. В эти годы на стадионах появились речевки, песни, а в фанатской среде начал формироваться свой сленг. В основу российской околофутбольной традиции легли «замашки» английских футбольных хулиганов середины 1960-х.
В то время практически каждый футбольный матч в Англии заканчивался драками между фанатами. Болельщики таким образом «защищали честь клуба», а одержать победу на выезде считалось очень почетным.
Причинами обращения подростков в сатанинские секты являются:
Протест против напускного христианства родителей
Неблагополучие в семье
Пассивное отношение родителей к факту участия их детей в секте
Моральный кодекс сатаниста можно описать цитатой из «Книги закона» Алистера Кроули «Делай что хочешь, это должен быть весь закон». Любой человек, который подчиняется законам или командам из внешних источников (за исключением сатаны) делает так по своей слабости. Сатанисты пропагандируют высвобождение инстинктов при полном отсутствии уважения к другим людям. Религиозная философия сатанизма предлагает фактически то, что может оказаться мечтой подростка: «Сатана олицетворяет потворство вместо воздержания». Эгоизм, раздувание своего «я» за счет других является центральным посылом сатанистов.
Заключение. Интернет для детей и подростков привлекателен не только образовательными ресурсами, но и другими возможностями: коммуникации, поиска информации различного характера, отвлечения от реальных проблем в обучении, отношениях с людьми и т.п. Особую тревогу сегодня вызывает распространение рисков, связанных с использованием социальных сетей и других интернет-ресурсов для вовлечения несовершеннолетних в экстремистские и иные опасные группы и сообщества.
Существует множество подходов профилактики контентных рисков для подростков. Наиболее интересным представляется личностно-ориентированный подход, предполагающий использование педагогических и психологических средств для развития информационной культуры, медиаграмотности и «саногенного» (оздоравливающее мышление, направленное на управление эмоциями путем рефлексии) мышления и поведения обучающихся, а также для развития личностных качеств, способствующих противостоянию аддиктивному поведению. Данный подход сочетается с неспецифической первичной профилактикой, включая разнообразные воспитательные и психологические мероприятия, развивающие навыки общения; «интеграцию виртуального и реального миров», когда подростки рассказывают друг другу и взрослым о своей жизни в интернете, а так же встречаются и общаются со своими виртуальными друзьями в реальности; включение подростков в различные реальные группы и содействие преодолению чувства одиночества; поддержку в преодолении трудностей в учебной деятельности, в общении и взаимодействии и т.п.
Контентные риски
Негативный контент
Дети и подростки – активные пользователи Интернета.
С каждым годом сообщество интернет-пользователей молодеет. Дети поколения XXI века растут в мире, сильно отличающемся от того, в котором росли их родители. Одной из важнейших координат их развития становятся информационно-коммуникационные технологии и, в первую очередь, Интернет.
Между тем, помимо огромного количества возможностей, Интернет несет и множество рисков. Зачастую дети и подростки в полной мере не осознают все возможные проблемы, с которыми они могут столкнуться в сети. Сделать их пребывание в Интернете более безопасным, научить их ориентироваться в киберпространстве – важная задача для их родителей и педагогов.
по данным сайта ww.belstat.gov.by
Их размещение: сайты, социальные сети, блоги, торренты, видеохостинги, фактически все, что сейчас существует в Интернете. Материал может прийти от незнакомца по почте в виде спама или сообщения.
В законодательстве Республики Беларусь есть возможность в соответствии со статьями Уголовного кодекса РБ привлечь к административной и уголовной ответственности за распространение подобного негативного контента владельцев сайтов, а также авторов таких электронных текстов и видеопродукции.
3. Вредоносные: такой контент может нанести прямой вред психическому и физическому здоровью детей и подростков: пропаганда нездорового образа жизни (употребление наркотиков, алкоголя, табака, анорексии, булимии); принесения вреда здоровью и жизни (различных способов самоубийства, аудионаркотиков, курительных смесей).
Итак, чем же опасен негативный контент?
— вред физическому здоровью себе и других;
— принесение вреда своей жизни и других.
Кроме этого, контентные риски связаны с другими типами рисков Сети.
Например, просмотр тех или иных видео-материалов может привести к заражению компьютера вирусами и потере важных данных. Очень многие распространители подобного негативного контента преследуют цель заразить компьютер, чтобы в дальнейшем иметь возможность манипулировать данными и действиями зараженного компьютера.
Пропаганда негативных материалов также может идти через социальные сети, блоги, различные форумы.
Демонстрация материалов
Следующий вид насилия — демонстрация материалов, которые могут нанести психологический или физический вред ребенку.
Распространение Интернета увеличивает вероятность того, что дети и подростки могут получить доступ к материалам, не соответствующим их возрасту и способным причинить вред.
Подростки рассказывали, что получают информацию и приглашения в клубы самоубийц, предложения вступить в деструктивные секты, принять участие в нетрадиционных формах секса. В последнее время появилась новая опасность в виде так называемых «цифровых наркотиков».
Конечно, наибольшее распространение имеет продукция сексуального характера. Чаще всего подростки случайно наталкиваются на порнографические изображения, но кто-то получает эти изображения от потенциальных преступников, а кто-то сознательно выходит на порносайты.
По данным ООН и ЮНИСЕФ:
Кроме того, стало возможным объединить два изображения в одно или исказить их для получения нового изображения, т. е. трансформация. В результате
непорнографические изображения детей можно превратить в порнографические, создать изображения виртуальных детей.
Важно, что жертвами насилия в киберпространстве чаще всего становятся дети, страдающие от жестокого обращения в реальной жизни.
Новым и эффективным механизмом пресечения насилия в киберпространстве может и должно стать формирование информационной культуры у подростков, обучение их правилам безопасности в киберпространстве. Необходимо также создавать и внедрять обучающие программы для взрослых, включая специалистов.
С 2006 года представители общественного объединения«Дети — не для насилия» реализуют авторскую программу «Детям — безопасное киберпространство».
Вся работа проводится в тесном сотрудничестве с Управлением по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий МВД РБ (Управление «К»). Сегодня эта организация единственная в республике работает по профилактике данной проблемы.
Советы взрослым по обеспечению безопасности детей:
27 июня 2017 года в Министерстве информации состоялось заседание общественно-консультативного (экспертного) совета по развитию предпринимательства, на котором обсуждался вопрос о вступлении в силу поправок, внесенных в Закон Республики Беларусь «О средствах массовой информации» и Закон Республики Беларусь «Об издательском деле в Республике Беларусь» по вопросам защиты детей от информации, которая может причинить вред их здоровью и развитию, и рассмотрении наиболее часто задаваемых и проблемных вопросов, связанных с присвоением знака возрастной категории средствам массовой информации и печатным изданиям.
Социальные медиа
Историческая справка:
В последнее время влияние социальных медиа многократно возросло. А значит игнорировать эту сферу жизни нельзя.
С одной стороны социальные медиа — это уникальная возможность привлечь внимание к себе, с другой — уникальная возможность получить реальную информацию о том, как воспринимается человек в обществе.
Выяснить мнения простых людей до появления социальных сетей, блогов, форумов и прочих социальных медиа было сложно. Теперь эта информация находится в открытом доступе, нужно только уметь её собирать в social media news и анализировать.
Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Обретенная в результате этого процесса медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета.
Вот так термин «социальные медиа» определяет Википедия:
«. Термин произошел от англ. Social media. Это вид масс-медиа, его используют для описания новых форм коммуникации производителей контента с его потребителями и для которых определяющее значение имеет фактор копродукции контента самими пользователями конечного продукта, когда каждый читатель/подписчик блога, например, может выполнять функции комментатора, репортёра, фотокорреспондента и/или редактора данного сервиса».
Какие существуют виды социальных медиа?
Под лозунгом «Мы знаем о медиажизни все» издается электронная газета «ЖурДом».
О маркетинге в социальных сетях вы можете узнать на сайте Erst Media.
Вам будет особенно интересно узнать о таких понятиях, как «партизанский маркетинг» и «вирусный маркетинг«.
«Социальные медиа — уже не новшество, и все к ним давно привыкли, но как маркетинговый канал они всё ещё только развиваются, и в 2013 году в этой сфере ожидается множество перемен — так считают эксперты индустрии».
Риски в социальных медиа:
В настоящее время перед современной школой встала настоятельная необходимость
формирования культуры медиапользования и информационной культуры школьников.
Стремительное развитие Интернета и других коммуникационных технологий вовлекает детей всех
возрастов в активные процессы дистанционного общения. При этом бесчисленные молодежные форумы и
чаты Интернета переполнены примерами безграмотных, агрессивных и зачастую бессмысленных
высказываний участников. Стремительно растет уровень агрессии детей, связанный, в том числе, и
Безопасность в интернете: анализ рисков
Доступный Интернет стал наиболее знаковым достижением, с которым человек вошел в XXI век. Он очень быстро поменял не только нашу повседневность, но и психологию. Мы расширили границы общения, научились испытывать новые эмоции, получили возможность создавать идеального себя в соцсетях и т.д.
Но помимо широких горизонтов и больших перспектив, Интернет таит в себе не меньшее количество рисков и опасностей, которые находятся ближе, чем многие склонны думать. Сделать свое пребывание в Сети максимально безопасным и научиться хорошо ориентироваться в цифровом пространстве – это важная задача для человека XXI века.
В этой статье я рассмотрю проблему безопасного Интернета с психологического ракурса, основываясь на своих наблюдениях и личном профессиональном опыте.
Иллюзия безопасности, или какие риски поджидают нас в Сети
Мы много говорим о детском безопасном Интернете, думая, что взрослые в меньшей степени подвержены потенциальным рискам. Эта беспечная уверенность часто становится причиной больших и малых проблем. Лучший способ оградить себя от возможных опасностей – это знание и умение обходить все те подводные камни, скрывающиеся под гладью дружественного и приветливого Интернета.
По моему мнению, все риски, которые таит в себе Сеть, можно разделить на несколько групп.
Контентные риски
К ним относятся разного рода материалы (текстовые, видео и аудио) содержащие вредоносную информацию, способную нанести психологический и физический вред нашему здоровью. Данная проблема актуальна в большей степени для детей и подростков. Но ошибочно думать, что она не представляет опасности и для взрослых людей. Применение способов чрезмерного похудения, самолечение по статьям на сомнительных медицинских сайтах, переизбыток шокирующей информации, негативно влияющей на наше эмоциональное состояние, – это лишь немногочисленные примеры того, как контент может нанести вред здоровью взрослого человека. Читайте также по теме: Компьютерная зависимость у детей и подростков.
Помните, что безопасный Интернет начинается с сомнения! Умение «фильтровать» получаемую информацию, отсеивать неавторитетные источники, понимать какой контент полезен, а какой способен нанести вред – базовые навыки для современного пользователя.
Коммуникационные риски в интернете
Это потенциальные опасности, которые таит в себе интернет-общение. Сеть создает иллюзию доверительности. Мы беспечно раскрываем перед широкой аудиторией подробности своей личной жизни, быстро переходим на доверительный уровень общения с незнакомцами, часто флиртуем и назначаем реальные встречи, толком не зная, что за человек скрывается за сетевым профилем. Говоря о рисках онлайн-общения, важно не забывать и то, что приватность вашей переписки является условной. При желании, к ней не составит получить труда другому человеку.
Одной из опасностей, связанной с коммуникационными рисками, является киберпреследование. Оно может принимать самые разные формы: преследование пользователя агрессивными и оскорбительными сообщениями, угрозы от недоброжелателя встретиться в реальной жизни и другое.
Чтобы избежать подобных ситуаций, я рекомендую всегда придерживаться базовых правил безопасного Интернета:
Опасность интернет-мошенничества
Это одна из наиболее масштабных и острых проблем мирового Интернета. Постоянно появляются все новые и новые схемы по выкачиванию денег с наивных пользователей. Безнаказанность мошенников, анонимность и простодушность самих людей, вечно тяготеющих к легкой выгоде и простым решениям, создают благодатную почву для процветания мошенничества в Сети.
Можно выделить ряд наиболее типичных схем одурачивания наивных пользователей:
Психологические риски интернет-зависимости
Исходя из опыта своей работы, я могу с полной уверенностью утверждать, что психологические риски – это, самые недооцененные опасности, которые таит в себе чрезмерное увлечение Интернетом. Очевиден тот факт, что Сеть меняет нашу психологию, и характер этих изменений является не всегда положительным. Проводя избыточное количество времени в онлайне, мы начинаем слишком доверяться чужому мнению, завидовать другим и часто проявлять немотивированную злость и агрессию. Социальные сети у многих формируют неадекватную самооценку, причем, в равной степени как повышенную, так и заниженную. Подмена реальной жизни виртуальной и развитие интернет-зависимости – также весьма серьезные проблемы, актуальные не только в среде детей и подростков. Поэтому помните, то насколько безопасным является Интернет во многом зависит от вас самих.
Кого легче обмануть в Сети: психологический портрет потенциальной жертвы
Согласно статистике, чаще других на удочку мошенников попадаются новички, но это не значит, что даже самые уверенные пользователи не сталкиваются с подобными проблемами. Знание основных ловушек и умение их обходить лишь часть тех навыков, которые обеспечивают безопасность в Интернете. Многое в этом вопросе также зависит от личностных особенностей самого человека и его психологии.
Доказано, что более уязвимыми для недоброжелателей в Сети являются чрезмерно эмоциональные люди. Такая черта характера обеспечивает быструю привязанность к незнакомцам, высокий уровень открытости и доверительности, – всего того, что играет на руку интернет-мошенникам.
Чаще других жертвами афер становятся люди, которые имеют проблемы с общением в реальном мире. Желание восполнить нехватку коммуникации заставляет их открываться перед незнакомцами, забывая об элементарных правилах безопасности в Интернете.
В зоне риска также оказываются пользователи, восполняющие Интернетом пробелы в своей личной жизни. Неудовлетворенность семейными отношениями, одиночество, отсутствие взаимопонимания с близкими, – все это часто толкает людей на авантюрные подвиги в Сети.