на какие три типа можно разделить материалы для познавательно исследовательской деятельности

На какие три типа можно разделить материалы для познавательно исследовательской деятельности

Общие основания подбора материала

Познавательно – исследовательская деятельность имеет огромное значение для развития восприятия, мышления, речи ребенка.

Становление познавательно- исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни детей. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый им материал для исследования, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи.

Опираясь на разработанные в психологических исследованиях представления о развитии познания мира (Л.С.Выготский, Д.Брунер, Л.А.Венгер, Н.Н.Поддьяков), предлагаем условно разделить материал для познавательно – ислледовательской деятельности детей на следующие типы:

объекты для исследования в реальном действии

-образно – символический материал

В раннем возрасте исследовательские действия ребенка встроены в предметно – манипулятивную деятельность, его действия зависят от окружающих вещей. Поэтому материалы для познавательно – исследовательской деятельности, в основном, должны быть представлены объектами для исследования в реальном действии, яркими и привлекательными, которые вызывают интерес ребенка.

Эти объекты со специально выделенными, как бы подчеркнутыми физическими свойствами ( цвет, форма, величина) заключают в себе задачи освоения операций вкладывания, наложения, развитие обследовательских действий, наблюдения, тонкой моторики, способности распознавать цвет, форму, величину. Действия с такими объектами необходимы для сенсорного развития и развития наглядно-действенного мышления, координации руки и глаза, развития моторики.

К данному типу материалов относятся наборы объемных геометрических тел, различающихся по цвету (основные цвета) и величине (контрастные размеры), доски-вкладыши с основными формами (круг, квадрат, треугольник), крупные цветные мозаики, пирамидки, стержни для нанизывания колец, шнуровки, молоточки доля вбивания втулок и.т.п.

В число объектов для исследования полезно включить несколько игрушек-забав с простой однозначной зависимостью эффекта (светового, звукового, двигательного) от производимого действия.

Материалы, относящиеся к типу образно-символических позволяют

расширять круг представлений ребенка, развивать речь, продвигать его на уровень образного представления мира, способствуют освоению операций соединения частей в целое, воссоздание образца по заданной картинке. Такой материал стимулирует исследование и упорядочение в виде простых группировок по сенсорным свойствам и по смыслу изображенных предметов, установление временных отношений.

Это мир картинок с изображением простых геометрических форм, бытовых предметов, животных, растений и плодов, разрезные картинки (из 2-4 элементов), парные картинки, серии картинок (истории в картинках) с последовательностью из 2-3 событий или бытовых действий и.т.п.

Для расширения круга представлений и простой группировки могут использоваться и различные образные игрушки – объемные и плоскостные фигурки животных, наборы муляжей овощей и фруктов и.т.п.

Размещение материала

В каких же центрах группового помещения можно разместить объекты для исследования в действии и образно – символический материал?

Это может быть центр сенсорики или манипулятивных игр, центр конструирования, центр воды и песка.

Целесообразно разделить весь материал на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически в течение года менять их, чтобы вызывать волны интереса детей к новым или немного подзабытым материалом.

Источник

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста

на какие три типа можно разделить материалы для познавательно исследовательской деятельности Юля Кропивницкая
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста

«Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности»

Л. А. Парамонова считает, что результатом познавательно-исследовательской деятельности дошкольника является интеллектуальная компетентность, которая характеризуется способностью к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям.

В общественном сознании и профессиональном педагогическом опыте прочно утвердился миф о том, что собственный исследовательский поиск возможен лишь тогда, когда человек обогатил свою память максимальным количеством знаний. На самом деле, исследовательская деятельность является природной для ребенка дошкольного возраста. Исследовательская практика дошкольника – это один из путей познания окружающего мира, и рассматривать ее надо не как один из многочисленных методов обучения, а как основной путь познания, к которому надо максимально приблизить обучение.

Исследовательское поведение выполняет функцию развития, которая обеспечивает адаптацию организма к окружающему миру и изменениям в нем.

Каким образом исследовательское поведение выполняет функцию адаптации к окружающему миру?

Существует два вида взаимодействия человека с окружающим миром:

— Автоматизированное реагирование. Значимо в силу постоянного нахождения в большом количестве стандартных ситуаций. Помогает экономить умственную энергию, время и т. д.

— Поисковая активность. Срабатывает в ситуациях, которые являются не стандартными.Реализуется в двух направлениях:

1. изменение самой ситуации

2. изменение своего отношения к ней.

Для того чтобы начать разговор об организации и месте исследовательской деятельности в жизни дошкольника, необходимо определиться с понятием «исследовательская деятельность».

Исследовательская деятельность – поведение, направленное на уменьшение возбуждения, вызванного неопределенностью.

Исследовательская деятельность – это поиск информации.

Исследовательская деятельность определяется как поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации; одна из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленная на его познание, сущностная характеристика деятельности человека.

Общая схема последовательности исследовательской деятельности:

1. Выделение и постановка проблемы (вопрос или комплекс вопросов). Проблемные ситуации является всякая теоретическая или практическая ситуация которая вызывает затруднение или неопределенность. Она провоцирует на действия исследования связанные с данной проблемой;

2. Выработка гипотез. Гипотеза – это предположение, вероятное знание не доказанное и не подтвержденное опытом. Она должна быть согласованна с проблемой;

3. Поиск возможных вариантов решения;

4. Изучение, исследование явления или ситуации;

5. Получение результата исследования;

6. Сравнение полученного результата с гипотезами.

Когда речь заходит о поиске возможных вариантов решения необходимо помнить, что возможны три группы методов организации исследования.

Группы методов механизмов познания.

Выделяют три источника познания:

1. Чувственное познание. Основано на отражении внешнего мира через органы чувств.

2. Самостоятельная отвлеченная мысль (основана на логическом мышлении). Применима в случаях когда путь о объектам познания не доступен. Гипотеза подтверждается с помощью логических выводов.

3. Интуиция. Чаще проявляется в искусстве и художественной деятельности.

К чувственному познанию относятся методы наблюдения и экспериментирования. К логическому познанию относятся: работа с книгой, беседа со специалистом, работа с компьютером, «мыслительный эксперимент». Интуиция возможна только в художественно – творческой деятельности.

Исследовательская деятельность может быть организована педагогом и как самостоятельная деятельность детей. В циклограмме в качестве совместных видов деятельности должна быть определена исследовательская деятельность. Это может быть работа в центре науки. Для ее организации необходимо создание определенных условий. В группе должен быть оборудован центр науки (экспериментирования). В него должны входить материалы для исследовательской деятельностис различными материалами: магниты, свет, вода и песок, и т. д.

Но следует помнить, что темами для исследований могу становиться любые события, предметы и явления. Главное, что бы в исследовательской деятельности соблюдался общий алгоритм.

В дошкольном возрастепроисходит интенсивное развитие следующих качественных показателей:

высших психических функций (внимание, восприятие, память, мышление,

способов умственной деятельности (умение сравнивать, анализировать, обобщать,

формируются умения видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы,

доказывать и защищать свои идеи и т. д.

Цель организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду состоит в развитии у дошкольников исследовательского типа мышления. Это не значит, что воспитатель видит в подопечных будущих профессиональных исследователей, экспериментаторов и учёных, он даёт ребятам ощутить восторг открытия. Неправильно вкладывать в детей информацию в чистом виде. Правильно позволять им открывать мир заново. При помощи визуального, акустического и сенсорного восприятия дошкольники выявляют качества и свойства предметов, с развитием аналитических умений — устанавливают причинно-следственные связи в окружающей действительности, обобщают и систематизируют накапливаемые знания.

Задачи познавательного развития в ДОУ:

• развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира;

• формирование первичных представлений об их свойствах (форме, цвете, размере, структуре, звучности и т. д.);

развитие мыслительных способностей: анализ, сравнение, обобщение, классификация, ориентация во времени и пространстве, установление взаимосвязей;

• создание положительной мотивации к самостоятельному поиску нужной информации;

• стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности;

• формирование и совершенствование навыка работы с различными инструментами, развитие мелкой моторики.

О том, что познавательно-исследовательская деятельность является одним из ведущих видов деятельности указывается и в ФГОС ДО. Одна из 5 образовательных областей определяет содержание работы по Познавательномуразвитию и предполагает:

п. 2.6. Развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, формирование первичных представлений об, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.,

Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольномдетстве включает в себя: игры-эксперименты, целенаправленные познавательные опыты, имеющие своей целью изучение свойств и качеств предметов, материалов и различных явлений, исследовательские проекты.

Начало любой работы начинается с организационных моментов. С этой точки зрения важно подготовить методическую поддержку для работы педагогов, так называемые методические продукты, для образовательной работы.Таковыми являются:

расписание непрерывной образовательной деятельности

циклограмма совместных видов деятельности, в которые так же включен данный вид деятельности

картотеки опытов, экспериментов, методической литературы

тематический план дошкольной образовательной организации, где есть темы познавательного характера

Для реализации любого направления работы необходимо создание развивающей предметно-пространственной среды.

И в завершении хотелось бы привести слова В. А. Сухомлинского, подчеркивающими значимость организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, что бы ребенку захотелось еще раз возвратиться».

Познавательно исследовательская деятельность «Мой любимый город» для детей старшего дошкольного возраста Познавательно исследовательская деятельность «Мой любимый город». Социальный мир НОД для детей старшего дошкольного возраста Познавательно.

Обобщение пед. опыта: презентация «Познавательно-исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста» Цель: расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности; повышение уровня.

Познавательно-исследовательская деятельность детей с нарушением зрения старшего возраста совместно с родителями Тема: «Воздух – невидимка» Цель: Развивать познавательную активность детей с нарушениями зрения старшего возраста в процессе экспериментирования.

Познавательно — исследовательская деятельность с детьми раннего возраста по теме «Свойства песка» НОД по разделу: ознакомление с окружающим (природное окружение). Тема: «Свойства песка». О. О. Познавательное развитие: создать условия для.

Познавательно-исследовательская деятельность во второй группе раннего возраста Познавательно-исследовательская деятельность во второй группе раннего возраста (от 2 до 3 лет)Эксперимент – важнейший из методов исследования,.

Презентация на тему «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста» Актуальность:В современном мире от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому,.

Презентация-отчёт из опыта работы «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста» Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную.

Экспериментально-исследовательская деятельность для детей дошкольного возраста Творческая деятельность в экспериментально-исследовательском развитии детей дошкольного возраста Дошкольники – прирожденные исследователи.

Источник

Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми в рамках ФГОС

на какие три типа можно разделить материалы для познавательно исследовательской деятельности Наталья Назаренко
Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми в рамках ФГОС

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного стандарта дошкольного образования.

К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как:

— уметь видеть проблему и ставить вопросы;

— высказывать предположения и строить планы по их проверке.

С введением федерального государственного стандарта в систему дошкольного образования меняются требования и к самому воспитателю, и к методам обучения и воспитания дошкольников.В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?»Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.

Поэтому необходимо ребенка «учить сомневаться».

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления.

Но проблема заключается в том, что очень часто в детских садах преподносят готовые истины, готовые выводы и обобщения. И вместо того, чтобы ребенку самому обследовать, наблюдать, экспериментировать, сравнивать, творить, получать какой-либо результат, он вынужден выслушивать от педагогов готовые сведения и отчеты о том, как познавали мир другие люди, и что они когда-то узнали об изучаемом объекте.

Такое обучение можно назвать, пассивным, то есть ребенок пассивно слушает, запоминает, но сам в активном изучении объекта не участвует. Способом пассивного обучения у ребенка нет шансов развить высокую познавательную активность. Следовательно, в будущем он не будет научен самостоятельно учиться, и самостоятельно добывать знания.

Мы, педагоги детского сада постоянно демонстрируем детям свой интерес к окружающим предметам и желание познавать их свойства. Всем своим поведением доказываем и показываем детям, что мы не утратили способность удивляться и радоваться обыденным вещам, знакомым и неизвестным событиям, явлениям.

Мы не можем рассказать и объяснить ребенку всего, что касается многочисленных и разнообразных объектов и явлений окружающей действительности. Но заложить доброе начало отношений к миру, потребность в познании (мир огромен, прекрасен и интересен) мы обязаны.

Становление познавательно-исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлении ребенка.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации и впечатлений получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Поддьяков Н. Н. выделяет два основных вида исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников:

активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка;

исследовательская деятельность организуется взрослым.

Выготский Л. С., Венгер Л. А., Поддьяков Н. Н. и др. делят материал для познавательно-исследовательской деятельности детей на три этапа:

• объекты для исследования в реальном действии;

Объекты для исследования в реальном действии

-материалы для сенсорного развития, детально разработанные М. Монтессори, на основе которых созданы различные современные модификации (вкладыши-формы, объекты для сериации и т. п.).

-предметы-головоломки, способствующие развитию аналитического восприятия, пониманию соотношения целое-части,

-мозаики, стимулирующие развитие пространственного анализа и синтеза, ориентировку в цвете, форме, величине, количестве.

К объектам для исследования в реальном действии относится широкий диапазон материалов, от специально разработанных для развития ребенка до естественных природных и культурных объектов.

— всевозможные наборы карточек с разнообразными изображениями,

— серии картинок и т. п.

К образно-символическому материалу относятся специально разработанные, так называемые «наглядные пособия» репрезентирующие мир вещей и событий, расширяющие круг представлений ребенка, способствующие поиску сходства и различия, классификационных признаков, установлению временных последовательностей, пространственных отношений.

-разнообразные наборы букв и цифр,

-приспособления для работы с ними,

-алфавитные таблицы и т. п.

К нормативно-знаковому относится материал языковых и числовых знаков.

Занять активную исследовательскую позицию детям позволяют доступные и интересные дошкольникам «типы исследований».

-опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами ;

-коллекционирование (классификационная работа) ;

-путешествие по карте;

-путешествие по «реке времени».

В рамки этих контекстов можно ввести любые содержания, входящие в курс ознакомления дошкольников с окружающим миром.

Темы, связанные с неживой природой и, частично, с рукотворным миром, наиболее целесообразно раскрыть в контексте «опыты» (ребёнок сам активно экспериментирует).

Темы, связанные с живой природой, явлениями социальной жизни, целесообразно раскрыть в контексте «коллекционирование» (классификация).

Все эти контексты эпизодически необходимо использовать в образовательном процессе с дошкольником.

В ходе исследовательской деятельностиу детей формируются такие компетентности как:

• Социализация (через опыты, наблюдения дети взаимодействуют друг с другом);

• Коммуникация (проговаривание результатов опыта, наблюдений);

И такие компетентности как:

• Информационная (через опыты, наблюдения дети получают знания);

• Здоровьесберегающая (через беседы о пользе фруктов и овощей);

Деятельностная (идёт подборка материалов для опытов и последовательность их проведения).

Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом. У детей появится желание узнать новое о свойствах вещей, активно исследовать их.

Модель организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста Возрастная группа:2 Младшая Неделя Тема недели НОД тема, задачи, материалы и оборудование Место в режимных моментах Средства для самостоятельной.

Организация познавательно исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на экологической тропе «Организация познавательно исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на экологической тропе» Все мы – дети Природы.

Роль детского экспериментирования для познавательно-исследовательской деятельности дошкольника в соответствии с ФГОС Тема моей представленной работы «Роль детского экспериментирования для познавательно-исследовательской деятельности дошкольника в соответствии.

Доклад «Организация поисково-исследовательской деятельности с детьми старшего возраста на прогулке» ФГОС ДО рассматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого не только в рамках непосредственной.

Организация образовательного пространства для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников Хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника, стимулирует.

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования Современный.

Организация познавательно-исследовательской деятельности в первой младшей группе с элементами ТРИЗ технологий «Необычные бусы» Автор конспекта: Ахмедова Светлана Викторовна воспитатель МКДОУ д. с «Родничок» Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.

Педсовет по экологии «Организация элементарной опытно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста» Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Алексеевский детский сад» Организация элементарной опытно-исследовательской деятельности.

на какие три типа можно разделить материалы для познавательно исследовательской деятельностиСеминар — практикум Организация исследовательской деятельности дошкольников в рамках введения ФГОС дошкольного образовани В соответствии с ФГОС ДО, познавательно-исследовательская деятельность является одним из основных видом деятельности в детском саду наряду.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *