на какие темы можно поговорить с психологом
Как проходит первичный прием у психотерапевта: что нужно знать, как себя вести
Как проходит прием у психолога? Этим вопросом задается практически каждый человек, который решил обратиться за профессиональной помощью и делает это впервые. Дело в том, что вокруг услуг психологов и психотерапевтов витает множество слухов и домыслов, большинство из которых очень далеки от правды.
На сегодняшний день помощь психолога требуется множеству людей, но далеко не каждый решается на столь ответственный шаг. На самом деле ничего страшного в этом нет, а польза от психотерапии может быть колоссальной.
Первое и важнейшее, что необходимо знать, современные психологи руководствуются 2 основными правилами: безопасность клиента и полная конфиденциальность. Учитывая эти факты, бояться вам нечего, нужно настроиться, быть честными с собой и специалистом, а также отринуть все домыслы и страхи.
Как проходит первичный прием у психотерапевта: что нужно знать, как себя вести
На сегодняшний день помощь психолога требуется множеству людей, но далеко не каждый решается на столь ответственный шаг. На самом деле ничего страшного в этом нет, а польза от психотерапии может быть колоссальной.
Первое и важнейшее, что необходимо знать, современные психологи руководствуются 2 основными правилами: безопасность клиента и полная конфиденциальность. Учитывая эти факты, бояться вам нечего, нужно настроиться, быть честными с собой и специалистом, а также отринуть все домыслы и страхи.
О чем говорить с психологом
Кто определяет, о чем пойдет разговор?
Нужно ли говорить совершенно все, что приходит в голову?
О чем именно говорить?
Нужно ли говорить только о проблемах, имеет ли значение повседневная жизнь?
Кто определяет, о чем пойдет разговор
Тему и направление разговора задает клиент, это может быть как конкретная, актуальная проблема, так и сиюминутное переживание, воспоминание, вообще что-то, о чем вам хотелось бы говорить в данный момент, — даже если это на первый взгляд вовсе не связано с определенной проблемой, которую хотелось бы решить. Моя задача — посредством своих вопросов, замечаний, реакций помочь человеку полнее развернуть перед самим собой происходящее в его душе, чтобы человек сам лучше понял и почувствовал, как происходящее с ним в данную минуту и в данный период жизни связано с основными вопросами и проблемами, над которыми мы работаем. Так для движения вперед нужно сперва хорошенько изучить местность, понять, что вас влечет, а чего хотелось бы избежать.
Я могу задавать вам вопросы, но лишь для того, чтобы помочь вам свободно выражать все, что происходит с вами, и чтобы обратить ваше внимание на такие аспекты ваших содержаний, которые, может быть, ускользают от вашего сознания, а со стороны могут быть заметнее. В результате разговора, построенного на таком принципе, человек способен увидеть актуальную проблему в более широком контексте, — обнаружить, что в связи с проблемой в его душе происходит гораздо больше различных сложных и содержательных процессов, чем ему, возможно, казалось. А это значит, что и возможностей и вариантов решения становится тоже больше.
Так что — повторюсь — тему разговора задает клиент. Только полезнее будет, если задавать тон будет не только сознание (оно обычно норовит все упростить и выстроить по линейке), но и вся ваша индивидуальность, — включая телесные, бессознательные, фантазийные и любые другие ее составляющие.
Кинорежиссер Клер Дени сказала в интервью: «Кино способно многие вещи выражать без слов, слова просто не нужны. У нас есть такая пословица: «Говорить — это значит ничего не сказать». Диалоги в фильме важны, но в жизни это чаще всего просто болтовня. Я не люблю, когда психология персонажа раскрывается при помощи диалогов. Пусть говорят о погоде, о том, что дождь идет — но только не о себе».
Применительно к общению с психологом я слышу здесь такую идею: пусть ваше сознание на время снимет с себя ответственность за то, чтобы говорить правильными, продуманными предложениями и сообщать некую точную информацию. Пусть вам захочется в эту минуту сказать, что дождь идет, а потом вдруг перейти к разговору об одной знакомой, которую вспомнили вчера почему-то, а потом вы почувствуете, что устали и голодны, — пусть все это будет высказано, чтобы дать всему, что с вами происходит, высказаться. Так вы увидите картину своей жизни, неподцензурную вашему логическому мышлению.
Нужно ли говорить совершенно все, что приходит в голову
Основное правило психоанализа, введенное З.Фрейдом, настаивает на том, чтобы клиент говорил абсолютно все, что приходит ему в голову. Мне кажется, в такой формулировке звучит излишнее принуждение, давление на клиента. Поэтому я скорее предлагаю говорить обо всем, что вы сочтете возможным и необходимым сказать в данный момент, даже если кажется, что пришедшая в голову тема — нечто случайное. И далее я лишь надеюсь, что могу достаточно деликатно принять вашу откровенность, чтобы вы могли почувствовать безопасность и доверие, высказываться свободнее. Такая безопасность и свобода — залог того, что вы сможете лучше и полнее понять себя и свою жизнь во всех проявлениях, найти смысл всего, что с вами происходит, — и обнаружить наилучшее подходящее вам направление для движения дальше.
О чем именно говорить
Понятно, что человек станет говорить прежде всего о том, что его больше всего волнует в данный момент. К этому очевидному наблюдению я бы хотела сделать два дополнения:
* Чтобы разобраться с волнующей вас проблемой, нужно не только сосредоточиться на ней самой, но и увидеть ее на каком-то фоне, в более широком контексте. Поэтому полезно говорить не только конкретной сложности, но и описывать сопутствующие обстоятельства, даже если их связь не очевидна. Например, говоря о бессоннице, важно припомнить, что обычно предшествует ей днем, или перед какими событиями она обостряется, что вы ели и пили в период бессонницы, о чем думали и с кем общались накануне или на следующий день.
* Если дать сознанию бОльшую свободу, не принуждать его сосредотачиваться лишь на главной задаче, оно способно само открыть неожиданные связи, породить творческое решение (как в пословице «Утро вечера мудренее»). Поэтому полезно в разговоре о конкретной теме обращать внимание даже на самые непонятные и неожиданные ассоциации, возникающие по ходу дела. Это может быть ценной информацией для анализа проблемы, обогащать и уточнять картину происходящего. Например, говоря о той же бессоннице, человек вдруг может почему-то подумать об одном недавно увиденном фильме, сюжет которого никак не связан с бессонницей. Обсуждая эту ассоциацию, можно обнаружить, что, например, злоключения главного героя отражают то, о чем клиент на самом деле мучительно и бесплодно думает во время бессонных ночей, — и так ассоциация указывает на причину бессонницы и на то, какие вопросы следует разрешить, чтобы бессонница прошла.
Нужно ли говорить только о проблемах, имеет ли значение повседневная жизнь
Полезно говорить о том, что вас волнует. А волновать могут не только проблемы, но и радости, и хорошие идеи, и удачи, и планы на будущее. В них — как и в проблемах — точно также отражаются наши душевные процессы, и в разговоре о приятных вещах можно так же глубоко понять, что с вами происходит и куда вам двигаться дальше.
Повседневная жизнь ничуть не менее важна, чем воспоминания детства, отношения с супругом, сновидения или телесные симптомы. Ведь даже (а то и прежде всего) в быту мы действуем согласно нашим общим личностным приоритетам, организуем нашу повседневную жизнь на основе наших более общих взглядов на жизнь. Как мы питаемся и одеваемся, по каким маршрутам передвигаемся по городу, предпочитаем ли автомобиль или общественный транспорт — все эти обычные вещи каждый человек делает, вкладывая в это собственный смысл, а не только подчиняясь внешним обстоятельствам.
Зачастую в том, как обустроено наше жилище, мы можем, как в зеркале, увидеть отражение нашего внутреннего пространства, душевного интерьера: уютно ли там, нет ли лишних вещей или мусора, хватает ли простора… Обставили ли вы квартиру по фен-шую или сваливаете вещи кучей в углу, любите ли принимать гостей или прячетесь дома, как моллюск в раковине, — разговор с психологом об этом может помочь вам увидеть со стороны свою жизнь в целом, обнаружить в ней новые возможности, в том числе, в отношении актуальной проблемы.
Как проходят приемы у психолога, что делает специалист и что требуется от вас
— Что будет происходить на психотерапии?
— Вы будете разговаривать о твоей проблеме. Психолог задает вопросы, а потом вы вместе рассуждаете над ответами.
— Не совсем. Психолог направляет беседу, помогает…
— То есть, он подскажет, какие ответы правильные?
— Правильных ответов нет.
— А что, если я буду говорить какую-то чушь? Как это вообще все происходит?
Какие темы можно поднять на консультации психолога
Для начала давайте разберемся, зачем люди ходят к психологу или психотерапевту. Короткий ответ будет звучать так: чтобы изменить поведение, понять себя и других и улучшить качество жизни. А теперь конкретнее.
Какие сферы жизни можно наладить на психотерапии
Отношения с людьми
Речь идет не только об отношениях в паре: трудности или страх в общении, конфликты, утрату близких людей можно (и нужно) прорабатывать с психологом. Существует также семейная психотерапия — на нее можно прийти вместе с другим человеком и наладить контакт с помощью психолога.
Психолог поможет сделать отношения с людьми такими, как вы хотите, а не общепринято «правильными». Если супруги приходят на терапию с запросом «Мы хотим спокойно развестись, не травмируя друг друга и детей» — их никто не будет уговаривать остаться вместе.
Эмоции и настроение
«Я не умею выражать злость и коплю все внутри»
«Мне часто бывает тревожно, и я не могу это контролировать»
Эти проблемы относятся к сфере эмоций. Психолог поможет научиться осознавать эмоции, принимать и выражать их. Это не значит, что после психотерапии вы станете стопроцентно позитивным человеком, которому не бывает плохо. Цель терапии — научить клиента проживать все эмоции так, чтобы они не мешали жить.
Самооценка
Можно быть прекрасным специалистом и работать за зарплату новичка. Оставаться в отношениях, где тебя не уважают. Жертвовать своими планами, чтобы выполнить чужую просьбу. Причина — нестабильная самооценка.
Психолог поможет выявить негативные установки, которые «роняют» самооценку, и изменить их. Вы научитесь выстраивать здоровые границы в общении, уважать и ценить себя.
Дизайн поведения
«Все понимаю, но ничего не делаю». Знакомо? Иногда избавится от старых моделей поведения очень сложно — но без этого не получится изменить жизнь. Поведение в конфликтных ситуациях, выражение гнева, общение в семье — все это можно изменить при помощи специальных техник. Психолог вместе с вами выработает новые — более эффективные — модели и научит применять их.
Профориентация и карьера
Если вы никак не можете выбрать профессию, «застряли» на одной должности или постоянно меняете место работы — это можно проработать на психотерапии. Бывает, за проблемами в работе кроются более глубинные — детские травмы, негативные установки и даже ментальные проблемы.
Самоопределение и смысл жизни
Как разговаривать с психологом на приеме
Не существует четкой инструкции для клиентов, как разговаривать с психологом. Ее и не должно быть: психотерапия — лучшее пространство для того, чтобы просто быть собой.
Психотерапия отличается от общения с друзьями. Психолог никогда не будет критиковать ваш выбор, оценивать или обращаться к собственному опыту*
Друг | Психолог |
---|---|
«Ты расстался с Машей? Ну и правильно, честно говоря, она мне никогда не нравилась. И наверняка изменяла тебе» | «Что вы чувствуете по поводу этого расставания?» |
«У моего дяди тоже была депрессия, ничего ему не помогало, а после випассаны как рукой сняло! Дать контакты гуру?» | «Я рекомендую сначала обратиться к врачу, чтобы исключить соматические причины вашего состояния. После этого мы начнем работу: будем встречаться раз в неделю и выполнять определенные техники» |
«Увольняешься „в никуда“? Ну ты смелый! А знаешь, что сейчас на рынке труда творится?» | «Что привело вас к решению уволиться? Как бы вы хотели, чтобы после этого изменилась ваша жизнь? Как вы поймете, что это произошло?» |
*За редким исключением, когда психолог понимает, что его личная история может иметь конкретный терапевтический эффект, и он делает это осознанно.
Как вести себя на приеме у психолога
Главное, что вы можете сделать для себя на психотерапии — постараться говорить открыто и искренне. Мы знаем, что это бывает сложно даже с близкими людьми — а психолога вы видите впервые.
Что можно сделать, чтобы расслабиться
Невозможность открыться и рассказать о чем-то — тоже тема для психотерапии. Вместе с психологом вы сможете найти причины этого и поработать с ними. Кроме того, психологу очень важно понимать ваше эмоциональное состояние на консультации. Если вам что-то беспокоит, пугает, не устраивает — обо всем этом нужно сказать психологу.
Такой разговор поможет вам увидеть, как психолог реагирует на ваши проблемы. Он не будет стыдить или критиковать вас.
Вы приняли решение ходить на психотерапию и, скорее всего, платите за это значительную сумму. А значит, стоит попытаться быть максимально честным с психологом. Он здесь, чтобы помогать.
Не обязательно сразу говорить на сложные темы. Обозначьте психологу, что пока вам трудно что-то обсуждать, но вы по возможности вернетесь к этому позже.
Что можно говорить психологу на первом приеме и как подготовиться
Первый прием у психолога всегда отведен на знакомство и обозначение запроса. Запрос — это цель, которой вы хотите добиться с помощью психотерапии. Например:
— «Починить» самооценку, найти работу и съехать от родителей
— Наладить отношения с женой и меньше ссориться
— Начать снова испытывать эмоции и получать радость от жизни
— Перестать постоянно тревожиться
— Научиться сближаться с людьми
Если вы пока не можете сформулировать четкий запрос, но чувствуете, что вам нужна помощь, — ничего страшного. Одна из задач психолога — помочь вам определить собственную цель.
Как сделать первую встречу более эффективной
Вы можете подготовиться к первому приему:
Даже если четкий запрос в голове не возникает — попробуйте максимально конкретизировать проблему. Если вы придете со словами «Мне просто плохо» — вы потратите больше времени на то, чтобы определить, в чем это заключается.
Позиция «Психолог должен исправить мою жизнь» никуда не приведет. Терапия — совместная работа, и результат также зависит от вашего вклада.
Настройтесь на то, что психолог может давать вам домашние задания: например, вести дневник эмоций, выполнять техники релаксации и письменные практики. Это важно, потому что психотерапия происходит не только в кабинете, и задача психолога — дать вам инструменты для реальной жизни. Вы сможете использовать их и после того, как завершится психотерапия.
Чего делать не стоит
Мы понимаем, что иногда рассказать о чем-то психологу стыдно и страшно. Но если психолог не будет знать о том, что происходит в вашей жизни, — он не сможет помочь.
Здесь мы рассказываем о том, почему клиенты часто говорят неправду на терапии, — и что делать, если это ваш случай.
Бывает, клиенты приходят терапию с негативными установками — например, «Психотерапия — это выкачивание денег» или «Психолог наверняка ничего не понимает о жизни, сейчас я ему быстро объясню». Это смещает цель терапии: теперь вы хотите не решить проблему, а доказать психологу свою правоту.
Такая ситуация часто возникает, когда клиент идет на терапию не по своему желанию. Поэтому мы не рекомендуем «отправлять» близких к психологу, заставлять и манипулировать. Желание всегда должно исходить из самого человека — это единственный шанс что-то изменить.
Пить и употреблять психоактивные вещества перед сессией с психологом недопустимо.
Читайте также
Психологические занятия для пожилых людей
Помощь психолога пожилым людям: виды, способы, показания Оказание своевременной психологической помощи улучшает жизнь в любом…
Как выбрать лучшего психолога
Выбор хорошего психолога — наши советы «Я ходила к четырем психологам — никто не помог»,…
Помощь психолога молодой маме
«Рождение ребенка — это не только долгожданная встреча с новым человечком, но и настоящее испытание.…
На какие темы можно поговорить с психологом
В повседневной жизни, то там, то тут слышу такую фразу: «Тебе надо к психологу» На что чаще всего звучит ответ: «Зачем? Что я ему скажу?»
Итак, с чем же к нам приходят? Причины совершенно разные, начиная со стандартных переделайте моего ребенка, повлияйте на моего супруга(у), заканчивая я близок к прерыванию собственной жизни. Объединяет все эти обращения то, что практически каждый из обратившихся к психологу находится в кризисе, перед ним стоит какая-то неразрешимая задача, часто связанная с какой-то личной сложностью, стрессом. И именно с этого можно начать разговор с психологом.
С той ситуации, вопроса, задачи, которая актуальна и кажется очень важной, которая беспокоит и тревожит.
Мы готовы говорить обо всем, что волнует человека. Мы вместе исследуем, что привело его в эту точку не возврата, от чего она так накалена и что с ней делать. Чаще всего эта, нынешняя точка не возврата, бывает связана с чем-то очень похожим в прошлом человека, но тогда он с ней как-то справился и постарался забыть об этом, или сделал определенные выводы, которые «работали» бесперебойно до этой минуты, а сейчас они не срабатывают, и то что спасало до сего дня, сейчас либо не приносит нужного результата, либо делает еще хуже.
Когда мы договариваемся исследовать первоисточники трудностей человека. Это долгосрочная работа, направленная на изменение глубинных установок, через проживание и осознания.
Иногда мы не исследуем первоисточники, а работаем с актуальной ситуацией – находим варианты разрешения частного случая, не углубляясь в причины. Это краткосрочная работа. При таком подходе мы обычно работаем напрямую с бессознательным клиента с помощью различных техник медитации, НЛП, гипноза и пр. снимая тем самым симптом, остроту эмоций и т.п.
По какому пути идти выбираем совместно, разделяя ответственность на двоих.
Алгоритм первой консультации психолога: с примерами и советами от практиков
Читайте в статье:
На первой консультации клиент должен почувствовать, что психолог понимает его и может помочь. В противном случае он откажется от второй встречи. Мы подготовили простой и понятный алгоритм первой сессии, который избавит вас от вопроса — а все ли я делаю правильно?
Начало консультации
Очевидное, но важное напоминание — не опаздывайте. Занесите встречу в ежедневник, поставьте уведомление в телефоне, оставьте немного времени на форс-мажоры.
Знакомство
Итак, вы на месте, клиент заходит в кабинет или выходит на связь, если это онлайн-консультация. Первое, что вам нужно сделать — представиться и познакомиться. Спросите клиента: «Как я могу к вам обращаться?». В будущем используйте именно ту форму, которую он назовет.
Затем скажите, сколько продлиться сессия, и предложите клиенту рассказать, с чем он пришел.
Задайте вопрос, который предполагает развернутый ответ:
Можно спросить об ожиданиях клиента, например:
«Может быть, вас интересует что-то касаемо самой консультации?»
Возможно, клиент захочет уточнить структуру встречи. Тогда вы можете ответить так:
«Сначала мы с вами познакомимся, определимся с запросами и главной темой на сегодня. Потом вы расскажите о том, что беспокоит. Я буду внимательно слушать вас, поддерживать, комментировать, задавать вопросы. В конце консультации мы подведем итоги, определимся с планом работы на будущее. Вас это устраивает? Может быть, хотите еще что-то узнать?»
Выяснение запроса
Затем можно переходить к разбору темы консультации. Выслушайте, с чем пришел клиент. Узнайте его видение ситуации и позицию по этому вопросу. Когда он акончит рассказывать, помогите сформулировать запрос:
«Чего вам хотелось бы? Какого результата от нашей встречи вы ждете?»
В беседе помогайте клиенту раскрыться, поддерживайте его активным слушанием — кивайте.
Там, где это уместно, произносите фразы:
Выслушивая клиента, разрабатывайте стратегию консультации. Определите степень контроля — если клиент отвлекается от темы, то мягко возвращайте его к главному:
«Позвольте уточнить. Вы сказали … (повторяем что-то важное из слов клиента, а потом задаем вопрос по теме)»
Если он последовательно и уверенно излагает свои мысли, то на первых минутах консультации вы можете занять пассивную позицию. Если клиенту сложно раскрыться, вам нужно быть чуть активнее.
Отмечайте в блокноте все жалобы клиента. Перефразирование его ответов, небольшие паузы и вопрос «Это все или вас беспокоит что-то еще?» помогут вам собрать полную картину.
Завершающий шаг в диагностике — повтор всех жалоб, связанных с ними чувств и мыслей. Если клиент со всем согласен, можно переходить к основной части консультации.
Середина консультации
Трансформируйте жалобы и связанные с ними эмоции и чувства в темы для работы. Определите направления, в которых клиент будет двигаться для разрешения запроса. Проговорите их, получите обратную связь: согласен он с этим или нет.
Всегда запрашивайте обратную связь, обговаривайте с клиентом план, методы, условия сотрудничества — это один из этических принципов работы психолога. Формальные вопросы пропишите в терапевтическом контракте.
Попросите клиента назвать самое важное для него направление — то, с которого начнете работу. Сконцентрируйтесь на этом. Предложите клиенту рассказать, почему он выбрал именно эту тему, почему она так важна для него.
И еще раз проясняем, что клиент хотел бы получить в конце работы. Зачастую видение конечного результата трансформируется. Особенно по мере проговаривания и осознания клиентом ситуации.
Используйте открытые вопросы, если хотите продолжить обсуждение, и закрытые, если считаете, что его можно завершить. Для перехода от одной темы к другой примените фразу:
«Вы упомянули о … Расскажите, пожалуйста, подробнее»
Перефразируйте слова клиента, чтобы вернуться к сути разговора. Если вам кажется, что вы теряете контроль над ситуацией, то подытожьте все сказанное и продолжите обсуждение.
Получите алгоритм первой сессии на электронную почту
Чтобы был под рукой в нужный момент
Правила общения с клиентом
О чем нужно помнить в процессе общения:
Отслеживайте время консультации, чтобы его было достаточно для ее полноценного завершения. Главное — следить за временем так, чтобы со стороны это не выглядело как желание поскорее «разделаться с этим».
Преподаватель-эксперт Шахбази Татьяна Азеровна
Практикующий психиатр, сексолог, специалист в области судебной психиатрии, стаж работы 14 лет. Кандидат медицинских наук. Доцент кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии.
Важный момент — следить за временем и уметь разделить его так, чтобы полноценно начать, углубиться в проблему и погрузить в нее клиента, а затем иметь достаточно времени для выхода из работы и оценки сессии.
Тайминг консультации определяется индивидуально в каждом случае — универсальной формулы здесь нет. Распределение времени зависит от двух факторов.
Первый, это личность клиента — открыт он или скрытен. Более застенчивому, недоверчивому клиенту иногда нужно больше времени на адаптацию к личности психолога, к ситуации консультирования.
Второй — характер проблемы. Например, жертвам физического или длительного психологического насилия требуется больше времени, чтобы просто проговорить проблему и, конечно, много времени, чтобы погрузиться в эти тяжелые воспоминания и подавленные чувства, а затем выйти из них.
Завершение консультации
До конца сессии осталось 10-15 минут, самое время подвести итоги:
«Итак, мы выяснили. », «Подытожим все сказанное»
«Не упустили ли мы чего-нибудь важного, есть ли еще что-то, что вам хотелось бы добавить?»
Иногда на этом этапе всплывает ценная информация, с которой можно начать следующую сессию. Если же клиент ничего не хочет добавить, то предложите ему выбрать приоритетную тему для следующей встречи.
Вам важно получить и дать обратную связь:
Преподаватель-эксперт Творогова Татьяна Сергеевна
Практикующий психолог, судебный эксперт-психолог. Специалист по психосоматической терапии и нейрографике в арт-терапевтическом направлении. Преподаватель психологии.
Избегайте фраз типа «Сегодня вы отлично поработали. Думаю, мы успешно решим вашу проблему». Это оценочное суждение и необоснованное обнадеживание. В конце консультации просто поблагодарите клиента.
Когда клиент покинет кабинет, запишите в свою рабочую тетрадь главную информацию: темы консультации и будущей встречи (в том числе все направления работы, которые вы обозначили в начале консультации), гипотезы, сложности в работе, важные факты из истории клиента, имена, даты. Это нужно, чтобы не забыть ничего важного.
Смазанное или торопливое завершение консультации — распространенная ошибка начинающих психологов. Такой финал встречи способен испортить даже самую лучшую сессию. Уделите достаточно времени завершающей части.
Готово! Вы отлично провели консультацию. Можете похвалить себя и отдохнуть. Не забывайте посещать личного психолога, чтобы сохранять свое психологическое здоровье, и супервизора, чтобы отрабатывать сложные случаи, повышать профессиональные компетенции и защитить себя от выгорания.