на какие составляющие можно разделить социологические методы исследования тест

В чем главная особенность исследования социально-экономических систем?

1) затруднено получение объективной информации;

2) размыты границы объекта исследования;

3) ограничены возможности экспериментирования;

4) решающее значение системного подхода;

5) динамичность процесса функционирования.

Правильный ответ – 3

Какую роль в исследовании играет классификация проблем, факторов, условий?

1) определяет комплексный подход в исследовании;

2) позволяет определить свойства явлений;

3) способствует упорядочиванию и ранжированию проблем, факторов и пр.;

4) дает дополнительную информацию;

5) способствует поиску новых факторов.

Правильный ответ – 1

Что является главным в системном подходе к исследованию?

1) что является главным в системном подходе к исследованию;

2) знание предмета исследования;

3) возможность имитационного моделирования явлений;

4) определение целостности и связи явлений;

5) наличие всей необходимой информации.

Правильный ответ – 4

Что является системой управления?

1) структура органов и звеньев управления;

2) совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность;

3) организационная форма управления;

4) совокупность действий персонала управления, направленная на достижение целей;

5) комплекс характеристик, отражающих состояние управления.

Правильный ответ – 2

На какие две группы делятся общенаучные методы исследования?

1) эмпирические и социологические;

2) логические и социологические;

3) мыслительные и эмпирические;

4) мыслительно-логические и социологические;

5) мыслительно-логические и эмпирические.

Правильный ответ – 3

На какие составляющие можно разделить социологические методы исследования?

1) SWOT – анализ, Дельфи;

2) мозговой штурм, интервьюирование;

3) экспертной оценки, мозговой штурм;

4) интервьюирование, анкетирование;

5) анкетирование, Дельфи.

Правильный ответ – 4

Типовые оценочные материалы по теме 4.

Тема 4. Социологические исследования систем управления

1. Программа и методы организации социологического исследования.

2. Характеристика методов экспертных оценок.

3. Основные этапы экспертного оценивания.

Типовые оценочные материалы по теме 5.

Тема 5. Логический аппарат исследования систем управления

1. Дедукция и индукция как методы исследования систем управления.

2. Классификация логических методов исследования и их краткая характеристика.

3. Логический анализ и синтез как методы исследования.

Типовые оценочные материалы по теме 6.

Тема 6. Экспертные оценки в исследовании систем управления

1. Основные этапы экспертного оценивания.

2. Статистические методы обработки экспертной информации.

3. Методы «мозговой атаки» и «сценариев».

4. Методы “Дельфи” и “дерева целей ”

Типовые оценочные материалы по теме 7.

Тема 7. Комплексные методы исследования систем управления

1. Системный анализ и его место среди других научных направлений

2. Метод системного анализа

3. Диалектический подход к исследованию систем

Типовые оценочные материалы по теме 8.

Тема 8. Эмпирические методы исследования систем управления

1. Эмпирико-теоретические методы. Наблюдение и эксперимент.

2. Эмпирико-теоретические методы. Измерение, сравнение и описание.

3. Система доступных эмпирических данных: возможности измерения и верификации

Типовые оценочные материалы по теме 9.

Тема 9. Моделирование как метод исследования систем управления

1. Социальное проектирование и его роль в исследовании систем управления.

2. Исследование управления посредством социально-экономического экспериментирования.

3. Экономические модели и их классификация.

4. Алгоритм разработки моделей.

5. Свойства моделей, применяемых в экономике.

Типовые оценочные материалы по теме 10.

Тема 10. Организационные и методические основы исследования систем управления

Что такое методы исследования?

1) средства оптимизации исследования;

2) определение состава проблем;

3) способы изучения явлений;

4) исследовательские способности менеджера;

5) алгоритм исследования.

Правильный ответ – 3

В чем преимущество диалектического подхода к исследованию?

1) требует количественных оценок;

2) предполагает учет человеческого фактора;

3) ориентирует на поиск противоречий;

4) дает новые знания;

5) имеет универсальный характер.

Правильный ответ – 5

на какие составляющие можно разделить социологические методы исследования тест

на какие составляющие можно разделить социологические методы исследования тест

на какие составляющие можно разделить социологические методы исследования тест

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

на какие составляющие можно разделить социологические методы исследования тест

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Источник

Исследование систем управления. Тест

на какие составляющие можно разделить социологические методы исследования тест

Тест по дисциплине «Исследование систем управления»

1. Почему исследования становятся функцией современного менеджера?

1) повышается образовательный уровень менеджеров;

2) обостряется конкуренция;

3) компьютер расширяет возможности анализа и прогнозирования;

4) повышается сложность решаемых проблем;

5) развитие науки этому способствует.

2. Какой из факторов остается решающим в успехе исследования?

1) использование компьютера;

2) полнота информации о проблеме;

3) организация исследования;

4) методология исследования;

5) творческий потенциал менеджера.

3. Какое из определений исследования Вы считаете наиболее полным?

1) это способ получения дополнительной информации;

2) это вид деятельности человека;

3) это способ использования знаний в практической деятельности;

4) это навыки анализа и проектирования;

5) познание законов природы и общества.

4. В чем главная особенность исследования социально-экономических систем?

1) затруднено получение объективной информации;

2) размыты границы объекта исследования;

3) ограничены возможности экспериментирования;

4) решающее значение системного подхода;

5) динамичность процесса функционирования.

5. Какую роль в исследовании играет классификация проблем, факторов, условий и пр.?

1) определяет комплексный подход в исследовании;

2) позволяет определить свойства явлений;

3) способствует упорядочиванию и ранжированию проблем, факторов и пр.;

4) дает дополнительную информацию;

5) способствует поиску новых факторов.

6. Что является главным в системном подходе к исследованию?

1) что является главным в системном подходе к исследованию;

2) знание предмета исследования;

3) возможность имитационного моделирования явлений;

4) определение целостности и связи явлений;

5) наличие всей необходимой информации.

7. Что такое методы исследования?

1) средства оптимизации исследования;

2) определение состава проблем;

3) способы изучения явлений;

4) исследовательские способности менеджера;

5) алгоритм исследования.

8. В чем преимущество диалектического подхода к исследованию?

1) требует количественных оценок;

2) предполагает учет человеческого фактора;

3) ориентирует на поиск противоречий;

4) дает новые знания;

5) имеет универсальный характер.

на какие составляющие можно разделить социологические методы исследования тест

9. Что такое методология исследования?

1) совокупность методов исследования;

2) логическая схема исследования;

3) плановый подход к исследованию;

4) соответствие средств, целей и методов исследования;

5) эффективный прием полученных знаний.

10. Что дает менеджеру знание типологии исследования?

1) позволяет эффективно распорядиться ресурсами;

2) определяет организацию исследования;

3) удачное формирование коллектива исследователей;

4) способствует выбору наилучшего типа;

5) дает объективную оценку проблемы.

11. Что такое фактология исследования?

1) использование фактического материала в процессе исследования;

2) проверка информации;

3) методы обработки информации;

4) система работы с фактами;

5) объяснение фактов.

12. Что такое качество исследования?

1) успешное решение проблемы;

2) совокупность свойств исследования;

3) практическое содержание и значимость исследования;

4) свойства и характеристики исследования, отражающие потребности развития управления;

5) методы исследования, позволяющие раскрыть содержание проблемы.

13. В чем заключается преимущество методов тестирования?

1) глубина раскрытия проблемы;

2) простота и доступность не требует использования специальных знаний;

3) количественная определенность;

4) позволяет исключить психологические и личностные нюансы;

5) позволяет быстро получить результат.

14. Какой из методов относится к общенаучным?

1) статический анализ;

3) социометрический анализ;

15. Что характеризует валидность показателя?

1) конструкцию показателя;

2) соответствие измеряемому параметру;

3) синтетичность показателю;

4) методологию показателя;

5) цели практического использования.

16. Зачем исследовать управление?

1) чтобы повысить квалификацию менеджера;

2) для повышения качества управленческих решений;

3) для разработки стратегии управления;

4) для эффективного совершенствования управления;

5) для получения дополнительной информации при принятии решений.

на какие составляющие можно разделить социологические методы исследования тест

17. Что является системой управления?

1) структура органов и звеньев управления;

2) совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность;

3) организационная форма управления;

4) совокупность действий персонала управления, направленная на достижение целей;

5) комплекс характеристик, отражающих состояние управления.

1) это направление исследования;

2) совокупность информации о проблеме;

3) тенденции развития управления системы;

4) противоречие, требующее разрешения;

5) кризисные ситуации в развитии управления.

19. Как взаимосвязаны методология и организация исследования?

1) методология определяет вид и форму организации;

2) они не имеют прямой зависимости;

3) организация определяет выбор методологии исследования;

4) связь соответствует по критерию эффективности исследования;

5) методология определяет получение информации, организация – ее обработку.

20. Что понимают под целью исследования?

1) выбор предмета исследования;

2) главная направленность исследования;

3) проблема развития;

4) познание тенденции развития;

5) поиск путей эффективного развития.

21. Назовите главный признак концепции исследования:

1) наличие всей необходимой информации;

2) наличие ресурсов, необходимых для проведения исследования;

3) комплекс ключевых положений по методологии и организации исследований;

4) совокупность эффективных подходов и исследования;

5) план организации и проведения исследования.

22. Как соотносятся объект и предмет исследования?

1) предмет– этото, чтоподлежитизучению, аобъектконкретныйэлементподлежащийизучению;

2) объект – это то, на что направлен процесс познания, а предмет – наиболее существенные стороны объекта, содержащие проблему;

3) это две стороны изучаемой системы, отражающие единство и многообразие применяемых методов.

23. Какая из перечисленных черт не относится к чертам менеджера исследовательского типа?

2) психологическая проницательность;

4) проблемное управление;

5) умение делегировать.

24. На какие две группы делятся общенаучные методы исследования?

1) эмпирические и социологические;

2) логические и социологические;

3) мыслительные и эмпирические;

4) мыслительно-логические и социологические;

5) мыслительно-логические и эмпирические.

25. На какие составляющие можно разделить социологические методы исследования?

Источник

Материалы тестовой системы по дисциплине «Методы социологических исследований»

Страницы работы

на какие составляющие можно разделить социологические методы исследования тест

на какие составляющие можно разделить социологические методы исследования тест

Содержание работы

МАТЕРИАЛЫ ТЕСТОВОЙ СИСТЕМЫ

Социологическое исследование представляет собой:

а) систему взаимосвязанных процедур, объединенных единой целью;

б) совокупность мероприятий по разработке, проведению исследования для получения ка­
кой-либо информации;

в) сбор данных анкетным опросом в организации.
Дополните значение социологических исследований:

а) отражают реальное состояние явлений;

б) дают представление об обществе;

К какому виду исследований относятся когортные, панельные и трендовые исследования?

а) аналитического;
б)сравнительного;
в) повторного.

Исследование, которое подробно описывает объект исследования, но не устанавливает при­чинно-следственных связей, — это: а)аналитическое;

Какой из перечисленных ниже этапов является самым длительным по времени в социологиче­ском исследовании?

б) этап проведения полевого исследования;

в) этап обработки данных;

Установите правильную последовательность проведения этапов социологического исследова­ния (расставить этапы по порядку):

б) анализ полученных результатов и написание отчета;

в) подготовка программы исследования;

г) подготовка данных к обработке и их обработка;

д) внедрение предложений.

Во всех ли исследованиях обязательно внедрение результатов исследования?

б) в отдельных исследованиях.

Что из низке перечисленного включает программа социологического исследования (выбрать варианты ответов)?

а) методы сбора данных;

б) гипотезы исследования;

г) аттестацию социологов.

2. Какие из перечисленных элементов относятся к методологической части программы?

а) рабочий план исследования;

б) метод сбора данных;

в) описание проблемы;

г) предмет и объект исследования

3. Какие из перечисленных элементов относятся к методической части программы?

а) цель и задачи исследования;

б) схема обработки и анализа данных;

в) гипотезы исследования;

г) определение выборки.

4. С чего следует начинать проведение социологического исследования?

б) с определения цели исследования;

в) с определения проблемы;

г) с определения выборки.

5. Гипотеза социологического исследования разрабатывается:

а) до начала исследования;

в) после проведения исследования.

6. Во всех ли исследованиях обязательно внедрение результатов исследования?

б) в отдельных исследованиях.

/. Отметьте характерные признаки выборочной совокупности:

а) всегда 10% от генеральной;

б) ей свойственны все основные признаки генеральной совокупности;

в) она составляет не менее 50% от генеральной.

2. Какие характеристики относятся к выборке?

3. К опросным методам сбора данных относятся:

г) анализ документов;

4. Какой из перечисленных методов выступает как метод сбора данных и как вид исследования?

б) анализ документов;

5. Расположите методы сбора данных по степени их распространенности в социологически!
исследованиях (расположить варианты ответов по порядку от самых распространенных ^
менее распространенным):

в) анализ документов;

д) экспертный опрос;

з) социометрический опрос.

3. Что из перечисленного относится к способам отбора экспертов (выбрать варианты отве­
тов):

б) групповая оценка;

4. Дополните достоинства экспертного опроса:

5. Должны ли эксперты указывать фамилию при проведении опроса?

6. При каком методе опроса экспертов им несколько раз сообщают усредненные результаты их

а) опрос в виде «круглого стола»;

а) количество людей;

б) совместная деятельность;

г) единство цели и норм поведения.

2. Как могут проявляться отношения членов группы друг к другу (выбрать варианты ответов)?

а) делать «выбор» другого ‘члена;

б) делать «отклонение» в отношении другого члена группы;

в) приглашать к себе в гости;

г) быть нейтральным к другому члену группы.

3. Дополните, какие ограничения следует выполнять при проведении социометрического опроса:

Источник

Help Me Test

Решение тестов онлайн и бесплатные ответы на тесты

на какие составляющие можно разделить социологические методы исследования тест

Социологические исследования. Тест 4

16. Человек, которого опрашивают в социологическом исследовании, называется:
• респондент

17. Разновидностью выборочного метода исследования в социологии является:
• телефонный опрос

18. Виды итогового документа социологического исследования (подберите нужные термины из списка).
• 1. _______________ – документ, основной целью которого является привлечение заказчика к проблемам, требующим немедленного решения. Справка-доклад.
• 2. _______________ представляет собой сжатое изложение сведений цифрового и графического характера. Информационная записка;
• 3. _______________ – это материал, ориентированный на показ результатов исследования, а не на способы их достижения. Аналитическая записка.
• 4. ___________________ документирует логику проведения социологического исследова-ния, методы, полученную информацию и важнейшие результаты. Отчет о результатах исследования.
• 5. ___________________ – это документ, который отражает накопленный положительный опыт по решению той или иной проблемы. Практические рекомендации.

20. Степень отклонения выборочной совокупности от генеральной показывает:
• смещение выборки

тест 2 | тест 3 | тест 4 | тест 5 | тест 6

Источник

МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

на какие составляющие можно разделить социологические методы исследования тест на какие составляющие можно разделить социологические методы исследования тест на какие составляющие можно разделить социологические методы исследования тест на какие составляющие можно разделить социологические методы исследования тест

на какие составляющие можно разделить социологические методы исследования тест

на какие составляющие можно разделить социологические методы исследования тест

Всего можно указать на десять основных методов:

1) анализ документов;

3) социальное (социологическое) наблюдение;

6) метод экспертных оценок;

7) социометрический опрос;

9) соци­альный (социологический) эксперимент;

Анализ документов предполагает систематическое исследова­ние различных источников (книг, рукописей, видео- и аудиоза­писей, электронных файлов и т.п.) с целью получения наиболее полной и точной информации.

Трактовка понятия «документ» в социологии весьма широка: его нельзя сводить к тому, что обычно понимают под докумен­тальным произведением в области искусства:

«Документ — средство закрепления каким-либо способом на специальном материале информации о фактах действительнос­ти и мыслительной деятельности человека. Сюда относятся на­учные публикации, отчеты по предыдущим исследованиям, раз­личные статистические и ведомственные документы».

Основная цель анализа документов заключается в изучении письменных (и подобных им) источников — либо способом тра­диционного (качественного) исследования, либо на основании формализованных (количественных) методов, наиболее распрос­траненным из которых является контент-анализ.

Контент-анализ — метод количественных исследований до­кументальной информации, основанный на переводе качествен­ных параметров изучаемого текста в количественные характери­стики и их последующей обработке и анализе.

«Контент-анализ — это перевод в количественные показате­ли массовой текстовой (или записанной на пленку) информации с последующей статистической ее обработкой».

Исследование по методу контент-анализа начинается, как правило, с выделения основных смысловых единиц текста, кото­рые составляют базу для рабочих гипотез, продуцируемых мето­дологическими предпосылками данного исследования; главная цель всех формальных процедур контент-анализа — обеспечить надеж­ность и полноту получаемой социальной информации.

Социальное (социологическое) наблюдение — это метод сбора социологических данных способом непосредственного изучения того или иного социального явления в его естественных усло­виях.

Основные задачи социального наблюдения как научно­го метода в его социологической интерпретации формулирует В.А. Ядов:

а) оно подчинено ясной исследовательской цели и четко сформулированным задачам;

б) наблюдение планируется по заранее обдуманной программе;

в) все данные наблюдения фик­сируются в протоколах или дневниках по определенной систе­ме;

г) информация, полученная путем наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость».

Классифицировать социальные наблюдения можно по-разному: включенное и невключенное (см. выше), контролируемое и некон­тролируемое, полевое и лабораторное и т.д. Подробный анализ основных типов социального наблюдения будет дан нами в связи с проблемой экономического наблюдения в главе 8 этого курса.

Анкетирование — метод так называемого социологического опроса («опрос — способ получения вербальной (устной или письменной) информации путем прямого или косвенного вза­имодействия исследователя с опрашиваемыми (респондентами) в форме регистрации ответов на вопросы при помощи специаль­ных документов»), где респондент заполняет специальную анкету, отвечая на те или иные вопросы исследователя. Все эти вопросы находятся между собой в особом внутреннем единстве, согласованности, и в результате, анализируя совокупность всех вопросов, исследователь получает необходимый для рабочей гипотезы массив социальной информации.

Интервью — метод устного опроса, где исследование прохо­дит в форме особой беседы (формализованной или неформали­зованной) исследователя с респондентом.

«Прямой контакт с опрашиваемым и психологические отно­шения, которые устанавливаются между интервьюером и респон­дентом, создают немало преимуществ для получения информа­ции, малодоступной путем анкетного опроса. К сожалению, эти же преимущества оборачиваются новыми трудностями. Главная проблема — сведение к минимуму «возмущающего» влияния личности интервьюера».

на какие составляющие можно разделить социологические методы исследования тест

В ходе проведения интервью исследователь оценивает не только сами ответы респондента, но и само его отношение к интервью­ированию, что может немало значить для самого процесса соци­ологического исследования.

Метод экспертных оценок (экспертный опрос) — вид опроса (устного или письменного), где исследователь получает инфор­мацию от высококвалифицированных специалистов в данной обла­сти знания. Это особый тип исследования, применяемый в ос­новном в отношении сложных социальных проблем.

«Экспертный опрос нацелен на уточнение гипотез, разработку прогноза и пополнение интерпретации определенных социальных явлений и процессов. В таких опросах доминируют открытые формулировки, а закрытые вопросы предназначены лишь для оценки уровня уверенности, меры согласия или несогласия с уже высказанными позициями других специалистов».

Одним из вариантов экспертного опроса является так назы­ваемый дельфийский метод (по названию древнегреческого города Дельфы): здесь практикуется неоднократное обращение к экс­пертам с постепенным уточнением их позиций по различным аспектам проблемы с последующей попыткой оценить также Уровень согласованности экспертов по наиболее важным пунктам.

Социометрический опрос — особый тип опроса, где объектом исследования является малая группа. Здесь анализируются меж­личностные отношения внутри малых групп и выявляются так называемые «связи предпочтения» (члены исследуемой группы полностью свободны в своих контактах). Итог исследования — составление особых матриц и графических изображений, пока­зывающих взаимодействие между членами группы.

«Результаты социометрического опроса фиксируются в виде социоматриц (таблиц, обобщающих предпочтения членов групп) и социограмм (графических изображений связей внутри группы)».

Социометрический метод также широко используется в дру­гих науках — психологии, этнографии, антропологии и т.п.

Тестирование — способ проведения исследования при помо­щи специальных методик, называемых тестами. Тестэто спе­циальная процедура, в ходе которой измеряется уровень развития или уровень выражения психических (и иных) свойств индивида или группы. При помощи тестов можно получить реальное представ­ление об уровне интеллекта, способностей, информированности, характере темперамента, мотивации или ценностей исследуемого объекта. Главные требования к тестированию — многократный контроль, надежность, полнота, гибкость.

Социальный эксперимент — в данном случае означает соци­ологическое исследование социального процесса или явления в искусственных, специально созданных условиях. Он, как пра­вило, имеет две основные задачи: практически-преобразователь­ную и научно-познавательную.

«Социальный эксперимент выполняет две основные функции: достижение эффекта в практически-преобразовательной деятель­ности и проверка научной гипотезы. В последнем случае про­цедура экспериментирования целиком сосредоточена на позна­вательном результате. Эксперимент выступает в качестве само­го сильного способа проверки объяснительной гипотезы. В первом же случае эксперимент нацелен на получение практического эф­фекта управления некоторыми процессами. Познавательные ре­зультаты представляют здесь побочный продукт управленческого эффекта.

Экспериментальный поиск эффективных приемов управления опасно смешивать с тем, что мы обычно называем передовым опытом. Нововведения вообще не относятся к сфере научного экспериментирования, а к области практического применения нововведений».

Мониторинг — это особый тип наблюдения (в данном случае социального наблюдения), при котором ведется контроль над тем, чтобы социальные процессы или явления находились в опреде­ленных параметрах, не превышающих заданные пределы (выход за эти пределы может стать социально опасным или даже приве­сти к социальным конфликтам или катастрофам). Мониторинг может осуществляться в отношении различных процессов эко­номического, политического, экологического, демографического и иного характера: например, экономический мониторинг — это может быть контроль над уровнем цен, доходов, безработицы и т.п.

Таким образом, социологические методы исследования явля­ются весьма эффективными в качестве использования их как методов социальных исследований и в результате позволяют получать весьма достоверную информацию о социальном мире. Значительная часть этих методов может быть с успехом приме­нена и в экономической науке, особенно в качестве методов сбора первичной экономической информации. Однако экономика все же большей своей частью ориентируется на теоретический анализ и на теоретические методы исследования социальной реальности (анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия и т.п.). Именно эти методы и должны стать основным объектом методологической рефлексии в современном экономическом знании.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *