на какие форты кронштадта можно попасть
Сколько всего фортов в Кронштадте?
Вокруг Кронштадта на искусственных островах расположено 17 морских фортов и 2 береговых форта.
Для Вас небольшая аэро-экскурсия по всем фортам Кронштадта.
Форты Кронштадта на карте с названиями
Для навигации по странице нажмите на выделенный объект.
Чтобы вернуться к карте нажмите кнопку «вверх».
Форт Кроншлот
Образец форта начала XVIII века, положившего начало крепости и Кронштадту. Построен деревянным на ряжевом основании в 1703-1704 гг. В 1715-1724 гг. перестроен и расширен с устройством 3-х бастионов и внутренней гавани. Автор — Петр I, строитель
капитан-командор Лейн. В 1850-1860 гг. два бастиона заменяются на каменную многоярусную Николаевскую батарею. Строители инженер-полковник Заржецкий и инженер-генерал-майор Дзичканец.
Форт Петр I
Образец форта начала XVIII в. с модернизацией к XIX в. Построен на деревянном ряжевом основании с внутренней ванью. Автор — Петр I. Строитель капитан-командор Лейн. В 1827- 1834 гг. на старом основании перестроен в камне. Автор и строитель инженер-майор Фуллон.
Форт Александр I
Первый каменный многоярусный форт первой половины XIX века. Построен на искусственном основании с внутренним двором. Автор и строитель М. Г. Дестрем.
Форт «Александр І» (Чумный)
Форт Павел I (быв. Рисбанк)
Образец каменного многоярусного форта середины XIX века. Разрушен, сохранились основания.
Форт Константин (быв. двойная Южная батарея № 4)
Экспериментальный форт с разными батареями середины XIX — начало XX вв. В 1800-х гг. построена двухъярусная деревянная батарея. На её месте в 1858-1864 возводится дерево-земляная батарея, которая потом территориально расширяется и возводятся каменные, стальные с земляной защитой батареи «Быркиеская» и «Колпинская». Автор и строитель инженер-капитан Вальтер.
Южный форт № 1
Типичный образец каменно-земляной морской батареи середины XIX века. Инженер-генерал Тотлебен. Перестроена в постоянную каменную с земляной защитой в 1865-1868 гг. Инженер-генерал-майор Зверев.
Южный форт № 2 «Дзичканец»
Каменно-земляная морская батарея середины XIX века. Инженер-генерал Тотлебен. Перестроена в постоянную каменную с земляной защитой 1869-1873 гг. Инженер-полковник Деринг.
Южный форт № 3 «Милютин»
Редкий образец батареи середины XIX века со скрывающимися орудийными башнями. Инженер-генерал Тотлебен. Перестроена в 1869-1879 гг. Инженер-генерал-майор Зверев.
Форт Граф Милютин: фото с воздуха
Северный форт № 1
Образец каменно-земляной батареи середины XIX в. — элемент оборонительной линии. Инженер-генерал-Тотлебен, в 1861-1869 гг. перестроена инженером генералом-майором Зверевым.
Форт Северный №1. С берегом форт связывает дамба.
Северный форт № 2
Образец каменно-земляной батареи середины XIX в. — элемент оборонительной линии. Инженер-генерал Тотлебен, в 1862-1867 гг. перестроена инженером генералом-майором Зверевым.
Северный форт № 3
Образец каменно-земляной батареи середины XIX века — элемент оборонительной линии. Инженер-генерал Тотлебен, в 1864-1868 гг. перестроена инженер-майором Зверевым.
Форт «Зверев» (Северный форт № 4)
Построен постоянной каменно-земляной батареей по образцу Северной батареи №6 в 1864-1869 гг. Инженер-генерал-майор Зверев.
Северный форт № 5
Образец каменно-земляной батареи середины XIX в. Инженер-генерал Тотлебен. Перестроен инженером генерал-майором Зверевым в 1864-1868 гг.
Северный форт № 6
Образец каменно-земляной батареи середины XIX в. Инженер-генерал Тотлебен. Перестроен инженером генерал-майором Зверевым в 1864-1869 гг.
Северный форт № 7
Образец каменно-земляной батареи середины XIX в. Инженер-генерал Тотлебен. Перестроен инженером генералом Дзичканец в 1857-1866 гг.
Форт Тотлебен (быв. Первомайский)
Бетонно-земляной, многобатарейный морской форт первой линии обороны, образец конца XIX начала XX вв. Проектировал и строил форт инженер-капитан Шишкин в 1896-1913 гг.
Форт Обручев(быв. Красноармейский)
Бетонно-земляной, многобатарейный морской форт первой линии обороны, образец конца XIX — начала XX вв. Проектировал и строил форт инженер-капитан Шишкин в 1896-1913 гг.
Береговой форт Шанец (быв. Александр и Николай Шанцы)
Образец фортов рубежа XIX — XX вв. второй оборонительной линии морской крепости. Построен в 1700-х гг. земляным. В 1855-1856 гг. и в 1863 г. перестраивается, организуется второй шанец южнее первого. В 1898-1913 гг. перестраиваются в бетонно-земляные укрепления.
Береговой форт Риф
Образец форта XX в. первой линии обороны морской крепости, расположенного в конце косы. Бетонно-земляное укрепление с пушечными и мортирными батареями построенное в 1898-1912 гг.
Форт Риф расположен на западной оконечности острова Котлин.
И немного фотографий фортов с земли
Больше фотографий фортов и маяков имеется в нашей галерее.
Форты Кронштадта — самый полный обзор всех фортов в 2021
Ф орты Кронштадта — это морские крепости, расположенные рядом с Санкт-Петербургом, в водах Балтийского моря, близ острова Котлин. Величественные сооружения несколько столетий хранят неприступность и не подпускают врага своим грозным видом.
Краткое описание
Форты были возведены для обороны. Эта функция давно утратила актуальность и сейчас крепости используют как исторические памятники. Они относятся к ценностям РФ и включены в перечень памятников ЮНЕСКО.
Строительство фортов началось в 1704 году, под руководством Петра Первого. Он разработал проект укреплений Кронштадта — систему фортов, расположенных с юга, запада и севера острова.
Большая часть фортов построена на морских островах, которые создали люди. Несколько сооружений расположено на берегу Финского залива. Комплекс Кронштадтских крепостей постепенно разоружили и забросили. Они продолжают разрушаться от воздействия человека и времени.
Как строили форты Кронштадта
Чтобы окунуться в другую эпоху и почувствовать мощь крепостей, нужно посетить их с экскурсией. Турфира «Кронштадские Истории» — организует как автобусные экскурсии в Кронштадт из Петербурга, так и индивидуальные и групповые прогулки по фортам Кронштадта на катере и теплоходе. Подробнее на сайте: kronstory.com
Всего было построено 19 крепостей, на сегодняшний день их осталось 17. Это единый оборонительный комплекс, который на протяжении двух веков защищал Санкт-Петербург от вторжений врагов.
Форты строили в разное время, поэтому внешне они отличаются. По местоположению различают 3 группы сооружений:
Первая группа создана для защиты Санкт-Петербурга с северной стороны залива. Раньше на этом участке было мелководье. Экскурсии в эту часть комплекса не проводятся, но самостоятельно можно добраться до них на общественном транспорте или автомобиле.
Южную часть строили основательно, поскольку это место было наиболее опасно из-за глубоководности. Здесь и был возведен первый форт Кроншлот в 1704 году.
Для посещения крепости открыли недавно, поскольку многие из них использовали как объекты военного назначения. Также вызывало затруднения добраться до комплекса, ведь сделать это можно было только по воде.
Кроншлот
Является первым из южных фортов, возведен в 1704 году. Памятник истории и архитектуры построен с целью защиты узкого пролива, по которому могли пройти вражеские корабли. В то время шведы активно атаковали Санкт-Петербург, но прорваться через оборону Кроншлота им не удалось.
Попасть на территорию крепости сейчас нельзя, поскольку она до сих пор является режимным объектом. Но можно осмотреть его с моря, если заказать экскурсию по Кронштадту.
Шанец
Форт находится в полуразрушенном состоянии. Его можно посетить и осмотреть. Рядом проходит дорога, которая ведет к Финскому заливу и пляжу.
Сооружение расположено на западе острова и относится к государственному заказнику «Западный Котлин». Во время Северной войны там же возводилось укрепление, а позже его дополнили долговременными батареями.
Сейчас на севере форта расположен штаб связи, другая часть запущена. Но любители приключений с интересом посещают его. Особенно их привлекает возможность добраться до крепости пешком.
Рядом с Шанецем протянулась песчаная отмель. Несмотря на холод Финского залива, в этом месте купаются в жаркие дни. Летом вода достаточно нагревается и туристы могут окунуться в море.
Форт Петра
Возведен в 1721 году, а стал функционировать с целью защиты через 3 года. В 1870 к крепости пристроили мост, дамбу и пристань.
Сооружение подверглось наводнению в 1824 году, что отразилось на его перекрытиях. После ремонта там оборудовали лабораторию по борьбе с чумой.
Форт Петра охраняется государством, но закрыт для посетителей. Он постепенно разрушается.
Форт Константин
Основан в 19 веке, в 1808 году, но открыт только в 1834. Это одно из самых крупных сооружений Кронштадта. Целью строительства было укрепление обороны при подготовке к войне с Англией. Война так и не состоялась, но крепость построили быстро. Первоначально она была деревянной, позже реконструирована в каменную.
В Великую отечественную войну форт использовали для обороны Ораниенбаума. Через 20 лет его разорили, а в 80-е годы создали там автобазу. В начале третьего тысячелетия на территории крепости организовывали фестиваль «Fortdance».
В настоящее время Константин является туристической базой, в которой открыт каток и яхт-клуб. Можно также прогуляться по помещениям с экскурсией.
Чумный — Александр 1
Строительство форта началось в 1836 году, открытие состоялось в 1845. Он полностью оправдывает представления людей о крепостях, как о таинственных и мистических сооружениях. Когда устарели орудия для обороны, используемые на базе форта, он перестал действовать как объект военного назначения.
Крепость стала секретной лабораторией для работ с возбудителем чумы. Она идеально подходила для этого, поскольку располагалась вдали от берега. Учёные проводили опыты со смертельно опасным веществом, пытаясь разработать вакцину.
Туристы, посещавшие это место, утверждают, что находили в подземельях пробирки с каким-то веществом и что там погибли люди. Это не доказано, но в одиночку не стоит пытаться исследовать подземные маршруты.
В конце прошлого столетия крепость использовали для проведения дискотек. Также интересно, что на территории этого форта снимали сериалы «Фаворский» и «Морские дьяволы». Позднее был разработан проект реставрации крепости для создания развлекательного комплекса, но он оказался слишком затратным для воплощения в жизнь. В 2011 году постройка стала доступна для посещения с экскурсией. К сожалению, на момент лета 2021 года форт закрыт для экскурсий, но увидеть его возможно на водной экскурсии по Фортам Кронштадта. Заказать ее можно на сайте турфирмы «Кронштадские Истории» https://kronstory.com/jekskursii-po-fortam-kronshtadta/
Тотлебен
Это крупное оборонительное сооружение, возведенное в Финском заливе, дальше, чем остальные от острова. Оно не пригодилось в Первую мировую и Гражданскую войну, зато участвовало в ВОВ, защищая Сестрорецк.
В послевоенные годы форт эксплуатировался как военная база. Затем был заброшен и сейчас находится в полуразрушенном состоянии. Посетить его сложно, только если разрешит МЧС. Самостоятельно подплывать к крепости опасно, поскольку она окружена мелью с острыми камнями и металлическим мусором.
Обручев
Это последняя постройка из фортов Кронштадта. Расположена рядом с Тотлебеном, многократно подвергалась модернизации до середины прошлого века. Использовалась для обороны во время финской и Великой Отечественной войны.
После этого крепость забросили, она начала разрушаться. Вандалы разобрали металлические конструкции и обшивку казематов. От форта остались руины, окружающая местность заросла густой растительностью. Попасть на него нельзя, туристических маршрутов нет, поскольку форт расположен в отдаленной и опасной местности.
Милютин
Крепость спроектирована известным инженером Тотлебеном во второй половине 19 века. Она быстро заняла позицию самого значимого сооружения Кронштадта.
Форт назван в честь политика Дмитрия Милютина. Также примечательно, что здесь впервые установили пушки в специальные башни.
Эту крепость можно посетить с туристической экскурсией. Можно осмотреть пушки в стенах, фасад, казематы и подземные переходы. Интересно понаблюдать со специальной крыши за Большим Кронштадтским рейдом. Это мероприятие подходит для развлечения взрослых и детей.
Первый Северный Форт
Форт основан в 1866 году. Расположен на севере от Котлина, добраться до него удобнее, чем до остальных. На его месте сначала располагались оборонительные деревянные постройки. Внешне он схож с остальными крепостями Кронштадта — со множеством резных элементов на фасаде для украшения, как дворец.
Сооружение эксплуатировалось как оборонительное до конца Отечественной войны. Затем там оборудовали военные склады. Когда необходимости в них не стало, крепость забросили.
Экскурсии на Первый не проводятся, посетить его можно только самостоятельно. Но сейчас это место выглядит непривлекательно — отсутствуют двери и металлические элементы, повсюду мусор, исчерченные стены.
Второе название форта — «Александровская батарея». Расположен на западе Кронштадта. В военных действиях участия никогда не принимал.
Закладка крепости произошла в 19 веке. Но ее разобрали, чтобы построить новые укрепления, по общей технологии конструкции, принятой в стране. Строительство завершилось в начале 20 века. После ВОВ на территории форта было хранилище боеприпасов. Позже Риф разворовали и вынесли все металлические элементы.
С 2014 по 2017 годы Риф был открыт для свободного посещения. Сейчас его можно осмотреть с экскурсией, по предварительной записи. Самостоятельно увидеть форт можно только с моря. Крепость привлекает туристов таинственным подземельем, камерами утилизации боеприпасов.
Риф находится в 2.5 км от Шанца, но дороги для автомобилей там нет. Пройти это расстояние можно пешком за полчаса.
Павел 1
По размерам превосходит любые другие форты Кронштадта, построен в 1801 году. Подвергался наводнению в 1824 году, после чего к нему пристроили второй этаж. К середине 19 века Павел 1 перестроили из камня.
В 1923 году форт практически полностью уничтожили, сохранившийся блок использовали для укрытия в период ВОВ. На сегодня уцелела лишь 1 башня, которую можно осмотреть с экскурсией. В теплый период года до форта добираются по воде.
Зверев
К северному форту удобнее всего добраться на автомобиле — есть хорошая дорога и удобная парковка. К нему ходит и общественный транспорт.
Зимой можно дойти до крепости на лыжах.
Зверев — красивейший форт Кронштадта, хотя и был построен для военных целей. Его назначением было не допускать врага по Северному фарватеру. Оснащение вооружением позволяло отражать натиск с центральной части и с фланков.
Боевое предназначение сохранилось и по окончании ВОВ. На его территории проводили учебные стрельбы.
Красная горка
Это оборонительное сооружение было создано в 1909 году, участвовало в войнах. После 1960 года утратило первоначальные функции и стало мемориальным комплексом. Чтобы его не разграбили, военные историки организовали охрану.
В начале 21 века муниципальные власти возродили и открыли Красную горку для посетителей. Заработал музей с экспозициями из подземелья морской крепости. Посетить его можно самостоятельно или с экскурсией.
Программа реставрации
Совет по сохранению культурного наследия одобрил реставрацию фортов Александр 1, Кроншлот, Петр 1. Планируется подготовить и воплотить проект к 2024 году. Крепости входят в список ЮНЕСКО. Идея реставрации включена в госпрограмму Министерства культуры.
Средства уже найдены на 80%, чтобы восстановить форты как памятники архитектуры. Это будет единый комплекс «Остров фортов», который займет десятки гектаров.
Самостоятельное ознакомление с фортами — дело опасное и бесполезное. Многие находятся в разрушенном состоянии. Но, если заказать экскурсию, прогулка станет настоящим приключением. Опытный гид расскажет подробности истории, военные заслуги, раскроет тайны величественных построек.
Форты Кронштадта.
Посещение фортов Кронштадта нами планировалось в конце лета, но обстоятельства перенесли поездку на середину сентября. Это и хорошо и плохо. Хорошо, что мы ездили всей семьёй, а плохо то что не повезло с погодой.
Утром приехали к форту «Константин» (точка 59.996003, 29.702398) на встречу с нашим гидом. По дороге тихо матерился — «Питер уже не тот. Такое чувство, что я приехал в Москву лет 15 назад. Гостям ездить очень не комфортно. Подрезают, хамят, много негатива…»
Форты возможно рассмотреть с дамбы, но это не позволит почувствовать вживую всю мощь и энергетику этих строений. Форт «Константин» — единственный форт Кронштадта к которому возможно подъехать на автомобиле.
Закинули вещи в катер и вышли в море =)
Форты Кронштадта это цепочка оборонительных сооружений целю которых была защита Санкт-Петербурга от нападений со стороны соседей. Царская Россия на тот момент постройки (1704 год) фортов находилась в перманентном состоянии войны с большинством соседей. Для того, чтобы перекрыть подходы к столице Российской Империи слева и справа от острова Котлин были сооружены эти укрепления.
Первая точка — форт «Александр Первый», или «Чумной». Год постройки 1838-1845.
Вблизи с лодки форт производит сильное угнетающее впечатление. Угрюмый безлюдный с чёрными стенами бастион. Высаживаемся на пристань идём заходим внутрь. Больше всего поразило как строили такие крепости.
Все форты возведены в море на искусственных фундаментах. Зимой прорубали полынью и в грунт забивали деревянные сваи. На фундамент форта «Александр Первый» ушло 5000 свай, а на подготовку строительства 4 года. Жуть. Затем высаживали строителей и те возводили стены. А когда привозили камень для укрепления, лёд выгибался как линза. Представьте, 1838 год, всё делается вручную, по пояс в ледяной воде.
Говорите работа у вас тяжёлая? Ну-ну…
Внутри форта, толстенные стены и амбразуры.
Выглядело это примерно так.
Плывёт корапь неприятеля, а ты такой из пушки БАБАХ! БАБАХ! Бдыщ! Попали! Гори вражина проклятущая!
Ключевая достопримечательность по моему мнению — историческая маршевая чугунная лестница.
Подниматься по ней легко, высота ступеней рассчитана для быстрого подъема бегом (маршем). Изящна и красива.
С 1891 года в форте «Александр Первый» располагалась первая в России чумная лаборатория.
Здесь изучали чуму, сибирскую язву и другие опасные инфекционные болезни.
Удалённость форта от береговой линии была только в плюс. Без специальной обработки и контроля, никто не мог выехать и приехать в эту лабораторию. И что очень важно, крысы не могли перебраться из форта на берег.
Форт много раз перестраивался, сменялись эпохи и владельцы, но мощь этой крепости осталась неизменной.
Плывём далее.
Форт «Пётр I».
Доступен только с воды.
Изначально был деревянным. К 1833 году форт полностью перестроили из камня.
В казематах форта размещалось 34 орудия, на полубашнях — по 24, а на оборонительных стенках было по 20 орудий. На данный момент — это военный режимный объект.
Форт «Кроншлот». Создан для защиты города от шведов во время Северной войны — в 1704, несколько раз перестроен. Во время Великой Отечественной войны здесь размещались зенитные орудия и часть, защищавшая Кронштадт от десанта. В послевоенные годы в форте разместили лабораторию по размагничиванию кораблей.
Пока мы плыли к фортам, мимо нас проходили огромные корабли.
Точно говорю «бабочки в животе» порхают, когда ты на маленькой лодке с мотором проплываешь мимо этих исполинов. Ощущения аховые =)
Остатки батареи «Князь Меншиков». Изначально батарея была четырехъярусной.
В XIX веке тут располагалась 44 пушки.
Когда пушки списывали, из зарывали казённой частью в землю и использовали под хозяйственные нужды.
На фото настоящая пушка. Стволом вверх.
Ветер усилился, погода стремительно начала портиться, поэтому к маякам мы подходили быстро — посмотрели и пошли далее.
На фото — Передний или Нижний створный маяк Морского канала Санкт-Петербурга После возведения из-за особенностей грунта, дал крен в сторону. За это кронштадтские рыбаки зовут его «Пьяным».
Форт «Император Павел I» («Рисбанк»).
Полностью разрушен после взрыва 19 июля 1923 года. Тут рвануло 30 000 корабельных мин, а также взрывчатых веществ для снаряжения снарядов и торпед. Форт горел и взрывался в течение суток. Куски сцементированного кирпича долетали до городов Кронштадта и Ораниенбаума.
Длительное время остатки форта использовали как мишень во время учений.
Форт 3 «Граф Милютин».
«В 1869 г. полностью забили 6653 сваи в основание казематированной каменной постройки под башнями. Между сваями на 195 см ниже ординара засыпали песок, сами сваи срезали на 105 см выше отсыпки, а пространство до их верха заполнили булыжным камнем на цементном растворе. По сваям уложили бетонный ростверк на портландском цементе толщиной от 90 до 135 см. На этом основании возвели фундамент высотой 210 см. Промежуток между каменной кладкой и перемычкой заполнили глиной на 90 см выше ординара. Воду при производстве работ постоянно откачивали металлической помпой, работавшей от локомобиля. »
Мы получили огромное удовольствие от интересного живого рассказа гида и прекрасной морской прогулки.
Если представится возможность — непременно посетите эти живые памятники нашей истории.
Рекомендую. 5 из 5 баллов!
PS. Помните про погоду, она может подпортить впечатление =(
Спасибо Концерну FCA RUS за предоставленный автомобиль.