на какие две части можно разделить весь процесс развития конфликта

Стадии конфликта — краткое описание основных этапов в психологии

на какие две части можно разделить весь процесс развития конфликта
Конфликтная ситуация, возникающая между двумя лицами, может завершиться различными способами. Результат напрямую зависит от обеих сторон, их целей, принципиальных позиций, алгоритма поведения. В большинстве случаев от возникновения до разрешения конфликта проходит несколько этапов. Рассмотрим подробнее, в какой последовательности разрешается конфликтная ситуация, как следует себя вести на каждом этапе.

Стадии конфликтных ситуаций

Психология в развитии конфликтов выделяет несколько стадий, обладающих отличительными чертами. Знакомство с этапами развития конфликтов, сопровождающими эскалацию разногласий, их характеристиками помогут находить пути для решения проблемы. Стадии развития конфликта поддерживаются участниками бессознательно, не отступая от стандартного сценария. Эмоциональные проявления, итог зависят от подготовленности сторон.

Латентная стадия

Когда появляются предпосылки для возникновения разногласий, говорят о возникновении конфликта. Существуют факторы, наличие которых провоцирует споры. К ним относятся:

Данные причины не являются поводом для развития конфликта, но представляют собой почву, на которой легко разгорается спор, если факторы не устраняются. Тогда противоборствующие стороны переходят к следующим стадиям протекания конфликта, выйти из которых сложнее. Предконфликт в своем развитии включает этапы возникновения и осознания проблемы, попытки решения мирным путем и возникновение предконфликтной ситуации.

Конфликт

Когда во взаимодействие вступают две стороны, желающие доказать свою правоту или высказать мнение, наступает следующая основная стадия конфликта, напряженная. Именно общение, ущемляющее интересы участников, характеризует этап.

Проявление зависит от степени напряженности оппонентов, их способности сохранять хладнокровие и трезво смотреть на вещи.

Обратите внимание! Если мотив конфликта скрыт за другими причинами, люди не понимают сути происходящего. В результате обсуждения будут иметь затяжной характер. Важно осознавать проблему, чтобы расставить позиции оппонентов и приступить к урегулированию разногласий.

на какие две части можно разделить весь процесс развития конфликта
Напряженная стадия конфликта

Разрешение проблемы

Стороны понимают, что нужно искать правильные пути решения, чтобы выйти из возникшей ситуации. Действия направлены на то, чтобы конфликт прекратился. В литературе описаны следующие стадии разрешения конфликта:

Применение данных шаблонов позволяет добиться разных результатов, когда выгоду получат обе стороны или одна из них. При этом другая может остаться ни с чем или понести большие потери. Умение вести диалог и понимание сути проблемы помогут выйти из ситуации без прохождения всех стадий динамики конфликта и понести наименьшие потери.

Постконфликтная стадия

Противоборство заканчивается, стороны подводят итоги, определяют, оправдались ли их ожидания. Если участники смогли договориться и достойно выйти из конфликта, то, кроме выгоды, получают сохранение отношений. Доброжелательное завершение настраивает на позитивный лад, и постконфликт воспринимается как способ достижения компромисса. Когда одна сторона проиграла, после разногласий остается неприятный осадок, отношения разрушаются. Это может являться зарождением нового конфликта, так как взаимодействие, соответственно, информационный обмен будут нарушены.

Важно! Если отличать стадии конфликта, управлять ими, опираясь на здравый смысл, а не на эмоции, завершение его будет устраивать всех участников. Нужно уметь слышать противника и грамотно аргументировать свою позицию.

на какие две части можно разделить весь процесс развития конфликта
Мирное решение конфликта

Предмет разногласий

Как правило, характер спорной ситуации можно детерминировать как объективными условиями в конкретном государстве, большой, малой социальной группе, так и посредством субъективного восприятия либо склада конфликта, который сформировался у действующих в определенной спорной ситуации групп особ либо особ. Такое восприятие далеко не всегда отвечает реальному положению вещей. К примеру, завязался конфликт между двумя мужчинами по причине внимания женщины, которая в рассматриваемой ситуации выступает в роли объекта разногласия, и все же в качестве предмета конфликта может также быть стремление каждого субъекта обладать ею, или нежелание того, дабы соперник ею обладал. Иначе говоря в различных обстоятельствах может быть один и тот самый объект разногласия, и все же предметы существенно отличаются.

Человеческие познание способны представлять объективную природу, а также включают в себя как обязательный элемент природу человека. По такой причине отношения между восприятиями, образами и действительностью достаточно не простые, не только практически никогда полноценно ей не соответствуют, а и способны достаточно кардинально отличаться, что и является еще одним значимым источником разногласий.

Важно учитывать, независимо от существующих образов, представлений, восприятий спорной ситуации, разногласие не может начаться, пока они не будут выражены в конкретных взаимных поступках. Объективные и субъективные мотивы конфликтной ситуации, которые проявляются на его отдаленных и ближних действиях, состав субъектов детерминируют комплекс допустимых альтернатив решений, поведения участников. Из-за того, что любой поступок одного из субъектов спора тянет за собой соответствующее сопротивление, они взаимно воздействуют друг на друга.

Предотвращение конфликта

Этапы отношений между мужчиной и женщиной — описание основных периодов

Чтобы не допустить развития конфликта, нужно сохранять спокойствие. Эмоции возникают при несоответствии действительности ожиданиям. Нужно понимать, что люди не идеальны, события не всегда складываются по спланированной схеме. Важно держать себя в руках, опираясь на разумные доводы, трезво оценивая происходящее.

Нужно стараться принимать сторону противоположной стороны, искать точки соприкосновения, чтобы выявить общую цель. Работа в одном направлении сближает и делает противоборство бессмысленным. Важно уважительно относиться к собеседнику, не переходить на личности. Оскорбления недопустимы, особенно, если человек специально этого добивается, пытается довести ситуацию до конфликта. Всегда нужно выслушать противоположное мнение, оценить его значимость для себя и собеседника, озвучить свои аргументы. Проведение обсуждения, основанного на уважении, поможет прийти к решению до возникновения эмоционального накала, тогда напряженные этапы конфликта минуют обсуждение стороной.

Способность предотвращать конфликты до периода разгорания споров – важное умение. Уже в школе начинают преподносить детям информацию в виде кратких курсов лекций. Учащиеся 6-7 классов знакомятся с понятием межличностных, групповых конфликтов.

Урегулирование конфликта

На какой стадии проще всего урегулировать конфликт, зависит от участников и целей, которые они преследуют. Когда собеседники готовы пойти на сотрудничество до начала бурных разногласий, решить проблему можно быстро и с максимальной выгодой. Если существуют недопонимание, нехватка информации, нужно вывести возможного противника на диалог. Конструктивное общение поможет назвать проблему и мирно устранить ее. Для этого нужно понимать суть, выяснить скрытый мотив конфликта, если он имеется.

Виды памяти у человека в психологии, классификация основных типов

Расположение к себе собеседника является обязательным атрибутом для определения причины разногласий.

Дополнительная информация. Общение на дружеской волне без перехода на личные темы, использование уместных шуток помогут создать комфортную атмосферу для беседы. Когда цель участника – добиться определенного результата, и он не намерен отступать, мирно решить проблему не получится. Поведение будет характеризоваться агрессивностью. Нужно оценить возможные потери и принять решение о тактике поведения, отступить до начала борьбы или попытаться свести к компромиссу.

на какие две части можно разделить весь процесс развития конфликта
Агрессия в конфликте

Нельзя избегать конфликта, надеясь на его самостоятельное разрешение. Такая тактика поведения отложит острую стадию процесса, но не устранит причину. Понимание проблемы и желание слушать собеседника помогут быстро справиться с ситуацией.

Самый эффективный метод урегулирования разногласий – сотрудничество. Когда стороны объединяются для достижения общей цели, это достигается при взаимопонимании участников, достигнутом в результате переговоров. Компромисс позволит решить проблему с минимальными потерями или выгодой для обеих сторон. Участники на основании полученной информации и собственного мнения принимают решение, устраивающее всех.

Открытый период

Открытый период еще называют собственно конфликтом или конфликтным взаимодействием. Данный этап включает:

Инцидент – это первое столкновение конфликтующих сторон и попытка при помощи силы решить проблему в свою пользу.

Конфликт может завершиться на стадии инцидента, при условии, что ресурсов задействованных одной из сторон окажется достаточно для перевеса сил в свою пользу. Но чаще конфликт стремительно развивается далее, как непрекращающаяся последовательность конфликтных событий и инцидентов. Взаимные действия, создавая новые стимулы для дальнейших конфликтных действий, видоизменяют и усложняют начальную структуру конфликта.

Переговоры перетекают в борьбу, которая сильно накаляет эмоции, а они в свою очередь порождают ошибки восприятия и интенсификацию борьбы. Данный процесс называется эскалацией конфликта.

Эскалация конфликта — это резкая интенсификация борьбы оппонентов.

На данном этапе возможно вовлечение дополнительных участников в конфликт. Конфликтующие стороны стремятся усилить свои позиции, привлекая сильных сторонников. Это может спровоцировать расширение зоны конфликта.

На стадии сбалансированного противодействия стороны продолжают противодействовать, при этом интенсивность борьбы снижается. Стороны начинают осознавать, что продолжение конфликта не дает результата, но действия по достижению согласия на этом этапе еще не предпринимаются.

Завершение конфликта заключается в переходе от прямого конфликтного противодействия к поиску способов разрешения противоречия и прекращению конфликта. Завершение конфликта может выражаться в следующих формах:

Причины возникновения конфликтов

Кризис подросткового возраста в психологии — что это такое, причины

Конфликтные ситуации провоцируют разные факторы, которые делят на группы:

Перечисленными причинами провоцирующие конфликты факторы не ограничиваются. Знание мотива служит первым шагом на пути выхода из него. Важно определять вид конфликтов, носят они объективный или субъективный характер, чтобы понять тактику поведения и не привести к эмоциональному развитию напряженной фазы конфликта.

на какие две части можно разделить весь процесс развития конфликта
лагоприятное завершение конфликтной ситуации

Конфликтные ситуации неизбежны как в жизни, так и в профессиональной среде. Не нужно избегать и уклоняться от них, важно наладить общение и знать последовательность этапов конфликта и пути выхода из них с минимальными потерями.

Понятие конфликтной ситуации, объект конфликта

Любой спор имеет свою первопричину. Прежде всего он зарождается по причине потребности в удовлетворении конкретных нужд. Объектом конфликта выступает определенная ценность, которая способна удовлетворить указанную потребность, из-за владения которой формируются разногласия. В целом, в качестве объекта конфликтной ситуации могут выступать социальные, духовные и материальные ценности. Например, самый элементарный образец конфликта межличностного характера – спор малышей в детском саду, когда те не поделили игрушку. В такой ситуации в роли объекта конфликта выступает определенная игрушка в качестве материальной ценности.

Источник

На какие две части можно разделить весь процесс развития конфликта

на какие две части можно разделить весь процесс развития конфликта

на какие две части можно разделить весь процесс развития конфликта

Есть «предел терпимости» напряжения, своего рода энергетический барьер. Когда энергия раздражения, медленно накапливавшаяся на предконфликтной стадии, прорывает этот барьер, тогда любой мельчайший повод, как искра, зажигает пламя конфликта.

на какие две части можно разделить весь процесс развития конфликта

на какие две части можно разделить весь процесс развития конфликта

Кульминация — это верхняя точка эскалации. Она обычно выражается в каком-то «взрывном» эпизоде (отдельном конфликтном акте) или нескольких следующих подряд эпизодах конфликтной борьбы. При кульминации конфликт достигает такого накала, что обеим или, по крайней мере, одной из сторон становится ясно, что продолжать его больше не следует. Кульминация непосредственно подводит стороны к осознанию необходимости прервать как дальнейшее обострение отношений, так и усиление враждебных действий и искать выход из конфликта на каких-то иных путях.

В затяжном конфликте момент кульминации долго не наступает. В одних случаях конфликт при этом постепенно угасает. Но в других случаях оттяжка кульминации обходится очень дорого: в процессе затянувшейся эскалации накапливается высокий «энергетический потенциал* негативных эмоций, не находящий разрядки в кульминации; и когда, наконец, момент кульминации приходит, выброс всей этой энергии способен произвести самые ужасающие разрушения. Такого рода кульминация — это еще один вариант острого конфликта.

на какие две части можно разделить весь процесс развития конфликта

Здесь нам необходимо ввести два понятия: цена конфликта и цена выхода из конфликта.

Цена конфликта (Ц к) для каждой из конфликтующих сторон складывается из суммы трех величин:

1) затраты (Э) энергии, времени и сил на конфликтную деятельность;

2) ущерб (Д), наносимый недружелюбными действиями другой стороны;

3) потери (С), связанные с ухудшением общей ситуации (развал общего дела из-за плохого взаимодействия сторон и несогласованности их усилий, беспорядок, застой, утрата общественного престижа и т. д.): Ц к = Э + Д + С

Цену конфликта, в принципе, можно перевести в денежное выражение, но обычно она выступает как интуитивное понятие. Нестрогость интуитивно улавливаемой цены конфликта не мешает тому, чтобы сравнивать ее с другой интуитивно оцениваемой величиной — ценой выхода из конфликта.

Цена выхода из конфликта (Ц вк) — это разность между утратами (У), с которыми сопряжен этот выход из конфликта (утрата каких-то приобретений, статуса, перспектив; затраты на реорганизацию, нахождение новых возможностей; уступки другой стороне; и т. п.) и приобретениями (П), которые даст выход (освобождение сил для другого поля деятельности; открытие новых возможностей, и пр.): Ц вк = у – п

Таким образом, сравнение цены конфликта и цены выхода из него позволяет рационально решить вопрос: стоит ли продолжать конфликт, учитывая дальнейшее возрастание его цены, или же выгоднее прекратить его. Однако для принятия окончательно решения надо еще, вдобавок, учесть два важных обстоятельства. С одной стороны, нужно взвесить шансы на победу в конфликтной борьбе и оценить преимущества, которые принесет победа. Здесь остается простор для любителей риска. Они могут решить бороться дальше в надежде на победу и большой выигрыш, оставив в стороне рациональные доводы. Но если риск представляется неоправданным, то при Ц к >Ц вк есть все основания искать путь к прекращению конфликта. А с другой стороны, необходимо принять во внимание, что цена выхода из конфликта может сильно меняться в зависимости от условий, на которых выход осуществится. Это подводит к необходимости договариваться с другой стороной с целью найти способ улучшить эти условия и понизить тем самым цену выхода из конфликта.

Для конфликтолога-практика понятия цены конфликта и цены выхода из конфликта — это рабочие инструменты, с помощью которых очерчивается выбор наилучших перспектив развития конфликтной ситуации. Конфликтующие стороны, как правило, настолько втягиваются в борьбу друг с другом, что она кажется единственно возможным способом бытия. Они начисто забывают о других возможностях, упускают из виду, что могут добиться большего и жить лучше, если выйдут из конфликтной борьбы. Вспомним Ивана Ивановича из гоголевской повести — конфликт поглотил его и заставил покинуть привычную колею жизни, но вернуться в нее он уже не может. Когда конфликтолог, сталкиваясь с подобным «уходом в борьбу», настраивает конфликтующие стороны на рациональный подход к подсчету и сравнению цены конфликта и цены выхода из него, это нередко отрезвляет страстно увлеченных борцов «за победу во что бы то ни стало».

Завершение конфликта иногда достигается просто потому, что конфликтанты устают враждовать, привыкают друг к другу и приспосабливаются к сосуществованию. Проявив достаточную терпимость они, если контакты между ними неизбежны, постепенно приучаются не придавать особого внимания неприятным чертам поведения другой стороны, не наступать ей на «больную мозоль», находя вместе с тем способы отстаивания своих основных интересов. Многое здесь зависит от житейской мудрости конфликтантов, их способности понять, что можно жить в мире, не требуя друг от друга полного согласия взглядов и привычек.

Однако гораздо чаще завершение конфликта удается достичь только посредством специальных усилий, направленных на его разрешение. Такие усилия могут потребовать немалого искусства и большой изобретательности.

Источник

На какие две части можно разделить весь процесс развития конфликта

Татьяна Владимировна Кузьмина

Шпаргалка по конфликтологии

ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ КОНФЛИКТОЛОГИИ

Конфликт – многогранное социальное явление. От того, какие характеристики и параметры входят в определение понятия «конфликт», зависит предмет научной дисциплины, изучающей конфликты и связанные с ними явления.

Конфликт в конфликтологии – это острое столкновение оппозиционных интересов, целей, взглядов, приводящее к противодействиям субъектов конфликта и сопровождаемое негативными чувствами с их стороны.

Столкновение субъектов происходит в процессе их взаимодействия: в общении, действиях, направленных друг на друга, и поведении.

Объектом конфликтологии выступает совокупность всех конфликтов в целом или все те противоречия, проблемы, которые существуют в обществе. В объекте выделяют три основных вида конфликтов:

Центральное место в объекте конфликтологии занимают социальные конфликты, так как они напрямую связаны с другими конфликтами (внутриличностный, межличностный). Чтобы понять движущие индивидами мотивы вступления вконфликт, необходимо изучать внутреннюю составляющую конфликтного поведения человека – внутриличностные особенности и конфликты. Межличностные взаимодействия и их особенности раскрывают свойства поведения человека в социуме. Все типы конфликтов взаимосвязаны благодаря объединению их в область объекта конфликтологии. Важно понимать, что столь широко заявленный объект конфликтологии не может быть полностью исчерпан в рамках одной научной дисциплины.

Объект любой науки – это трудно изменяемая составляющая, зачастую отражающая консервативные взгляды ученых и не отражающая происходящие в научной дисциплине перемены. Именно поэтому более важным является определение предмета науки.

Предмет конфликтологии – совокупность закономерностей и свойств возникновения, развития и завершения конфликта. Предмет данной научной дисциплины – это идеальная модель конфликтного взаимодействия. Конфликтологию интересует теория, понятийный аппарат категории конфликта и конфликтного взаимодействия. Характеристики и закономерности конфликтов могут меняться, так как изменяется и развивается общество и социальные взаимодействия в нем. Предмет конфликтологии может меняться, отражая наиболее актуальные стороны исследования и теоретических интересов науки в конкретный момент времени развития самой научной дисциплины.

Современная конфликтология сосредоточена на развитии общей конфликтологической теории, поэтому ее интересует все многообразие существующих конфликтов: социальные конфликты между различными по масштабу группами, межличностные, внутриличностные и зооконфликты.

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОЛОГИИ

Факторы, повлиявшие на возникновение конфликтологии:

– глобализация общества и мира в целом;

– усложнение жизни и отношений;

– возрастание динамичности жизни и высокая скорость происходящих изменений;

– напряженность и повышение уровня стресса.

Возникла потребность в технологии разрешения конфликтов. Образовательная практика, исследования, научные знания в сфере конфликта на этот момент могли обеспечить методологический и теоретический фундамент для новой науки, поэтому возникновение конфликтологии стало возможным.

Пересечение двух векторов послужило основанием для появления новой науки:

– социальноисторическая потребность в новых процедурах разрешения конфликтов;

– достаточный для этого объем научных знаний.

Преобладало три основных взгляда на необходимость возникновения конфликтологии:

– конфликтология должна быть отдельной самостоятельной наукой;

– конфликтология должна стать междисциплинарной и развиваться как направление в рамках других существующих наук;

– наука «конфликтология» не должна быть отдельной наукой, так как не представляет значимости для общества.

КОНФЛИКТОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Выделяют три направления конфликтологии как научной дисциплины.

1. Развитие теории, методологии и исследований конфликтологии.

2. Формирование конфликтологических знаний в сфере образования.

3. Внедрение прикладного значения конфликтологии с целью прогнозирования и предупреждения конфликтов в обществе.

Первое направление призвано достигнуть консенсуса всех конфликтологических знаний, в том числе в смежных для конфликтологии науках, примирения теоретических разногласий между отраслями науки. Исследования конфликтологии должны быть как узконаправленными (предметом видеть методологические перспективы науки), так и междисциплинарного и общеприкладного значения.

Данные эмпирических исследований должны систематизироваться и превращаться со временем в теоретические знания конфликтологии. В рамках первого направления стоит задача по проведению научных и научно-практических конференций, симпозиумов и круглых столов по вопросам теории и методов конфликтологии. Переводы и публикации работ зарубежных теоретиков конфликтологии, организация контактов с международными научными центрами конфликтологии, а также создание Института конфликтологии в России – задачи в рамках первого направления дисциплины «Конфликтология». В сфере образования задачами конфликтологии является введение учебных курсов в программы общеобразовательных и высших учебных заведений, открытие специальностей в вузах по конфликтологии, внедрение конфликтологических знаний в систему повышения квалификации специалистов. Расширение изданий учебной литературы по конфликтологии, обеспечение возможности публикации отечественных конфликтологов.

Третье направление конфликтологии заключается в организации групп и центров по практическим вопросам конфликтологии. Они должны быть направлены на разработку методовоценки современных конфликтных ситуаций, технологий по урегулированию возникающих в обществе конфликтов и прогнозов, помогающих предупредить появление конфликтов.

Источник

Структура и процесс развития конфликта

Вы будете перенаправлены на Автор24

Конфликт представляет собой упорядоченную структуру социального взаимодействия. Данная структура предполагает выделение ключевых элементов, среди которых участники конфликта, ресурсы конфликтного противостояния, причинное поле конфликта, наличие сил, непосредственно в борьбе не участвующих, но в ее исходе заинтересованных, интересы и стремления оппонентов, условия, в которых конфликт реализуется.

Ключевыми элементами структуры конфликтного взаимодействия являются:

условия конфликта, социальная среда.

Объект конфликта

Каждый конфликт имеет свои причины, возникает из–за необходимости удовлетворения каких-либо потребностей. Ценность, которая такую потребность способна удовлетворить и из-за владения которой возникают конфликты и является его объектом. Объектом конфликта могут быть материальные, духовные и социальные ценности. К примеру, простейший вариант межличностного конфликта – ссора детей из-за игрушки в детском саду. В этом случае объектом конфликта является игрушка как материальная ценность.

Предмет конфликта

Характер конфликта определяется не только объективными условиями в этой стране, малой или большой группе, но и субъективным восприятием или образом конфликта, который создан у действующих в какой – либо конфликтной ситуации лиц или групп лиц. Данный образ или восприятия не обязательно соответствует истинному положению дел. Например, возник конфликт двух мужчин из-за внимания девушки, которая в этом случае является объектом конфликта, однако предметом конфликта может стать как желание каждого ею обладать, так и нежелание того, чтобы другой ею обладал. То есть в разных случаях объект конфликта может быть один и тот же, но предметы достаточно различаться.

Познание людей не только отражает объективную природу, но и включает в себя в качестве неотъемлемой составной части человеческую природу. Из – за этого отношения между образами, представлениями и реальностью достаточно сложны и не только ей никогда полностью не соответствуют, но и могут весьма серьезно расходиться с ней, что послужит еще одним источником конфликта.

Готовые работы на аналогичную тему

Следует иметь в виду при этом, что, каковы бы ни были представления и образы, восприятия о конфликтной ситуации, конфликт не начнется до тех пор, пока они не реализуются в соответствующих обоюдных действиях. Субъективные и объективные причины конфликта, возникающие на его ближних и дальних подступах, а также состав участников обусловливают и систему возможных вариантов действий, поведения сторон. По причине того, что каждое действие одного из участников конфликта приводит к соответствующему противодействию, они воздействуют друг на друга.

Субъекты и социальная среда конфликта

Субъектом конфликта могут быть как отдельный индивид, так и социальные группы, организации или более масштабные социальные общности (государства и их коалиции). Основными участниками конфликта являются противники или противодействующие стороны, которых в конфликте как минимум две. Они является стержнем конфликта. В случае выхода из противоборства хотя бы одной из основных его сторон конфликт прекращается.

Оппоненты могут быть условно разделены на три ранга. Ранг оппонента – это комплексная характеристика силовых ресурсов, с помощью которых борьба ведется.

Значимость и степень влияния участников конфликта не всегда соответствует какой – либо последовательности. Неодинакова роль некоторых участников конфликта и с точки зрения психологии: в таком отношении она может быть возвышенной, героической, а может быть и низменной или неприглядной. Каждый из участников может руководствоваться при развитии противоборства своими мотивами, интересами, целями, установками и ценностями. И социальная значимость участников, и их установки, цели особенно четко проявляются только тогда, когда конфликт доходит до высокой степени развития. В это время наступает «момент истины» в процессе развития конфликта, устанавливается, кто есть кто среди участников его.

Помимо основных сторон конфликта, могут быть и иные его участники, играющие в нем второстепенные роли. Роли эти могут быть как существенными, так и малозначимыми, вплоть до роли так называемых «людей из толпы».

Роли участников конфликта различаются с социологической и психологической точек зрения. С социологической точки зрения они могут различаться существенно по своей социальной значимости, влиянию, силе, что особенно ярко обнаруживается в случае столкновения отдельной личности и государства. Безусловно, в конфликте подобного рода силы участников не являются равными, о чем могут свидетельствовать трагические судьбы «инакомыслящих», выступавших активно против СССР.

Однако, помимо рассмотренных участников конфликта, совокупность которых как бы составляет его микросреду, важнейшую, а зачастую и решающую роль в его развитии играет макросреда, те конкретные исторические, социально-психологические условия, в которых развертывается он. Понятием социальной среды определяется почва, на которой происходит возникновение и развитие конфликта. В данное понятие включается не как ближайшее, так и дальнее, более широкое окружение конфликтующих сторон, те значимые социальные группы, к которым они имеют принадлежность, классовые или национальные, а также в целом общество.

Процесс развития конфликта

Конфликт в своем развитии проходит пять основополагающих последовательных стадий.

Первая из стадий характеризуется возникновением условий, создающих определенные возможности для возникновения в будущем конфликта, а именно:

проблем, которые связаны с общением (неудовлетворительное качество обмена информацией, отсутствие взаимопонимания внутри коллектива);

проблем, которые связаны с некоторыми особенностями работы организации (авторитарность стиля управления, отсутствие четко сформулированной системы оценки работы сотрудников, стимулирования и вознаграждений);

личностных качеств сотрудников (наличие несовместимых систем ценностей, догматизм, неуважение к интересам остальных членов коллектива).

Вторая стадия определяется таким развитием событий, при котором конфликт для его участников становится очевидным. О чем могут свидетельствовать трансформация взаимоотношений между участниками конфликта, появление напряженной обстановки, наличие ощущения психологического дискомфорта.

Третью стадию можно охарактеризовать очевидными намерениями участников конфликта создавшуюся конфликтную ситуацию разрешить. Здесь выделяют несколько основных стратегий разрешения конфликта:

конфронтация, при котором одна из сторон хочет удовлетворять свои интересы, не считаясь при этом с тем, каким образом это повлияет на интересы остальных сторон;

сотрудничество, в случае которого активно предпринимаются попытки более полно удовлетворить интересы всех сторон, участвующих в конфликте;

стремление избегать конфликта, при котором конфликт игнорируется, в стороны его существование не желают признавать, пытаются избегать людей, с которыми могут возникнуть разногласия по каким – либо вопросам;

приспособленчество, когда одна сторона конфликта выражает стремление поставить интересы другой стороны выше своих собственных;

компромисс, в котором каждая из конфликтующих сторон готова своими интересами частично пожертвовать во имя обших.

Четвертая стадия конфликта начинается тогда, когда намерения его участников находят воплощение в конкретных формах поведения. Поведение участников конфликта при этом может принимать как контролируемые формы, так и не контролируемые (столкновение групп и т.п.).

Пятую стадию конфликта можно охарактеризовать тем, какие последствия (негативные или позитивные) наступают сразу после разрешения конфликта.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *