на какие два типа можно разделить все методы российского бизнес образования

Методы обучения МВА в России

на какие два типа можно разделить все методы российского бизнес образования

на какие два типа можно разделить все методы российского бизнес образования

Cистема бизнес-образования переживает тяжелые времена. О формах преподавания в бизнес-школах, сильных и слабых сторонах МВА в России – в материале Executive.ru.

Поступая на программу MBА, будьте готовы встретиться с самыми разными методами обучения. Их будет гораздо больше, чем при получении первого высшего образования. Это объясняется тем, что для достижения целей различных программ МВА эффективны различные формы преподавания.

Все методы российского бизнес-образования можно разделить на два типа:

Традиционные методы обучения

Специальные методы обучения

Одно из главных отличий программы МВА от прочих заключается в ориентации на практическое применение знаний. Именно этим и определяется выбор способов обучения. Среди них можно отметить метод конкретных ситуаций (так называемый метод case-studies, или метод кейсов), элементы тренинга, проведение деловых игр, метод симуляции. Все эти подходы являются по своей сути «активными» и используют реальные примеры из прак­тики.

Case-studies

Метод начал использоваться в Harvard Business School в 1924 году. Его суть состоит в том, что слушателям дается описание определенной ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности или которая смоделирована как реальная. Студент должен накануне занятия ознакомиться с проблемой и обдумать способы ее решения. В классе в небольших группах происходит коллективное обсуждение приведенного случая из практики.

Рассмотрев и проанализировав сотни непридуманных проблем, вы научитесь решать их. Если вы попадете в аналогичную ситуацию в реальности, то она не поставит вас в тупик.

Метод кейсов очень популярен и является основной формой обучения по программам МВА на Западе. Обсуждение случаев из практики бизнеса занимает около 40% времени от общего курса обучения. Кейсы объемны и намеренно содержат избыточные

данные, чтобы полностью воссоздать реальную ситуацию. В России этот метод также приме­няется весьма активно, однако часто используются так называемые «мини-кейсы». Описание ситуации в них более краткое и отражает только суть проблемы. Это вызвано прежде всего тем, что популярное на Западе дневное (full-time) обучение МВА не так распространено в Рос­сии и у студентов просто не достаточно времени для анализа избыточного материала.

Несколько иной подход к использованию метода кейсов в России отчасти связан и с тем, что создание кейсов — дорогой и очень трудоемкий вид деятельности. К тому же примене­ние метода осложняется информационной замкнутостью многих российских компаний и быстрым изменением экономических условий, в которых вынуждены действовать участни­ки рынка. Решение проблемы может частично или даже полностью утратить актуальность менее чем за год.

Впрочем, кейсы были и остаются одним из самых эффективных методов обучения, и по количеству времени, занимаемого этим методом, часто можно судить о качестве образования.

Вот как описывает применение кейс-методов в России Сергей Худяков, директор заоч­ной программы МВА ФАПО АНХ : «Российские кейсы быстро устаревают. Прежде чем выносить ситуацию на обсуждение в аудитории, надо обязательно узнать, что произошло с компанией, описанной в кейсе, за последние несколько лет. Бывает так, что организации, на основе деятельности которых было составлено задание, прекратили свое существование, пережили громкий скандал и т.п. Другая проблема, с которой мы сталкиваемся, связана с информационной замкнутостью российских компаний. Бывает такое, что слушатель рабо­тает в компании, о которой идет речь в кейсе. И иногда он говорит, что на самом деле все было не так, как описано в учебных материалах». Впрочем, нет никаких сомнений в том, что с развитием новой экономики в России будет появляться все больше реально действующих субъектов бизнеса, способных предоставить качественный материал для кейсов.

По словам Сергея Саркисова, заместителя декана и директора вечерней программы МВА ФАПО АНХ, «активные методы обучения позволяют слушателям получить ответы на конкретные вопросы, с которыми слушатели сталкиваются в своей деятельности. У них нет времени извлекать их из концептуальных схем».

Некоторые школы участвуют в так называемых конкурсах кейсов — MBA Case Competi­tion. Это соревнование между командами нескольких учебных заведений в анализе бизнес-кейсов, ситуаций из реальной деловой практики. В России конкурс проводится Комитетом по работе с персоналом Американской торговой палаты. Бизнес-кейсы разрабатываются авто­рами из ведущих мировых бизнес-школ. Кейсы касаются, как правило, вопросов стратегиче­ского управления, маркетинга, производственной деятельности. Могут также присутство­вать аспекты этики и управления персоналом. Компании-рекрутеры и работодатели рассма­тривают результаты участия в MBA Case Competition как дополнительное преимущество при найме на работу.

Тренинги и деловые игры

Этот очень популярный метод обучения используется и в бизнес-образовании. Как правило, люди не всегда извлекают уроки из реальных случаев просто потому, что им не хватает времени. Моделируя подобные ситуации, тренинг помога­ет остановиться и задуматься о причинах и результатах поведения его участников, а также взглянуть на события со стороны,

Хороший тренинг помещает студентов в ситуацию, которая воспринимается как настоя­щая. Метод формирует новые навыки и корректирует неэффективные модели поведения, которые ранее использовались в аналогичных условиях.

Наравне с тренингами в обучении используются и деловые игры. Смоделированные в них события напоминают реальные с некоторыми заранее известными оговорками. В про­цессе игры у участников появляется возможность заострить свое внимание на отдельных элементах имитируемых бизнес-процессов.

Школы стремятся повысить эффективность таких методов обучения.

Симуляция

Изначально этот метод активно применялся на Западе, однако наравне с case-studies он пришел и в российские бизнес-школы. По сути, данный подход близок к деловой игре и представляет собой виртуальную симуляцию различных явлений в бизнесе.

К его преимуществам относится возможность менять параметры и задавать самые разные условия моделирования. Метод учит оперативному реагированию на происходящие изменения.

Описанные подходы отличаются от традиционных тем, что требуют гораздо большего вовлечения слушателей в процесс обучения. Они вызывают интерес у студентов и, дополняя традиционные, являются необходимым элементом бизнес-образования. При этом команд­ное обсуждение проблемы часто формирует у студентов новый взгляд на уже знакомые им вопросы. Во время обсуждения кейсов происходит постоянный обмен опытом между препо­давателями и студентами: последние часто приносят с собой факты из реальной практики, связанной с их непосредственной работой.

Приобрести практические навыки учащиеся могут также во время преддипломной практики. Например, при обучении в Международном банковском институте она проходит в Стокгольме.

Написание и защита дипломной работы

Дипломы выпускников МВА непохожи на стандартные работы, которые пишут студенты при получении первого высшего образова­ния. Как правило, они четко ориентированы на практику и создаются на основе опыта орга­низаций, в которых работают слушатели. Диплом может содержать детальную разработку новых проектов компании, анализ ее позиции на рынке, предложения по решению ряда существующих проблем и т.п. Важно, что в своей работе слушатели поддерживают обрат­ную связь с квалифицированными преподавателями-консультантами. Нередки случаи, когда выпускные проекты с успехом находили применение в реальном бизнесе. Подобная форма работы приносит ощутимую пользу и самим компаниям.

Некоторые школы заключают партнерские соглашения с предприятиями, на основе данных которых студенты выполняют дипломные работы.

Источник

MBA в России, статьи

:: Степень MBA: 5 причин, по которым Вам рекомендуется личный подход
Лучшие международные бизнес-школы встречаются с талантливыми менеджерами в формате one-to-one в Москве 15 февраль.

:: Прогноз развития рынка бизнес-образования России 2019
Рынок бизнес-образования, как и любой другой рынок услуг, не связанных с услугами первой необходимости, является чувствительным к кризисным явлениям в экономике, особенно настолько масштабным, как структурный кризис, начавшийся в России в 2014 году.

:: Новая совместная российско-французская магистратура «Международный менеджмент: технологии стратегического прорыва»
Четыре года назад в число элитных партнеров и программ РАНХиГС вошла Гренобльская школа менеджмента (Grenoble Ecole de Management – GEM), открывшая в Москве в РАНХиГС, при поддержке ИБДА, совместную международную программу МВА, очередной успешный набор на которую завершился в конце марта 2017 года.

:: МВА для организаций социальной сферы
В России происходит коммерциализация социальной сферы. А значит, управление такими организациями требует новых подходов. Одной из возможностей для топ–менеджеров, работающих в социальной сфере, становится получение бизнес–образования, в том числе МВА.

:: Какой будет российская МВА?
Российское бизнес-образование вступает в новый этап, все более приближаясь к реализации принципов, проверенных многолетней практикой передовых зарубежных стран. Федеральное законодательство исключило, в частности, программы дополнительного профессионального образования, к которым относились и программы МВА, из системы, регулируемой Федеральными государственными требованиями, а Федеральная антимонопольная служба потребовала исключить государственные дипломы МВА из учебного оборота.

:: Впервые российская программа МВА «Финансы» получила международное признание
В этом году EPAS впервые аккредитовала российскую программу МВА. Высокого признания по праву удостоилась программа МВА «Финансы» Высшей школы финансов и менеджмента Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

:: MBA без мифов и сказок
Модная в России тема бизнес-образования продолжает обрастать различными мифами: бизнес образование необходимо всем и каждому, степень MBA – это гарантия успеха и благосостояния, учиться MBA нужно непременно за границей. Знакомо? Предложения бизнес-школ звучат заманчиво, образовательные программы менеджмента рисуются всеми цветами радуги, цены остаются высокими, а людям все труднее сделать правильный выбор. Эксперты Международного Института Менеджмента ЛИНК постарались развенчать самые распространенные мифы о бизнес-образовании.

:: Школа миллионеров. Где ставропольцу получить качественное бизнес-образование
Времена, когда бизнес в России делался «на коленке», по наитию, методом проб и ошибок, уже давно прошли. Сегодня, чтобы быть по-настоящему успешным и конкурентоспособным, нужно заниматься бизнесом «по науке», а для этого необходимо специальное образование. Благо, что наставников хватает..

:: Чем жив рынок MBA
О единой динамике наборов говорить не приходится, как и о равнозначности самих программ MBA. Задуманные как инструмент для создания универсальных корпоративных солдат, они все чаще идут по пути специализации.

:: Дипломы дорожают
Рынок бизнес-образования начал выходить из кризиса, однако проблемы с набором слушателей сохраняются.

:: Российское бизнес-образование. Современный этап развития МВА в России
Современный этап развития МВА в России характеризует дифференциация, разветвление программ, возрастание доли изучения конкретного опыта по сравнению с теоретическими дисциплинами, все большее использование инновационных методов обучения. Все это позволяет бизнес-образованию оставаться востребованным и актуальным, несмотря на многие критические замечания в его адрес.

:: Мифы о российской программе MBA
В последнее время модно ругать отечественное бизнес-образование и особенно программу MBA (Master of Business Administration). Основная претензия в том, что выученные по этим программам менеджеры не смогли уберечь мир от кризиса. Если знать о циклической природе развития, об основных макроэконо­мических законах, то появятся гораздо более адекватные объяс­нения происходящему, нежели огульное обвинение менеджеров. Постараемся развенчать мифы о программе МВА и разрушить стереотипы руководителей на примере программы МВА Бизнес-школы Уральского федерального университета.

:: Кто и как преподает МВА в России
Все меньше людей хотят получать МВА в российских вузах. По словам декана факультета стратегического управления Института бизнеса и делового администрирования АНХ Александра Чеканского, за прошлый год число слушателей программ МВА в России сократилось вдвое. Между тем в мире, несмотря на кризис, все больше людей хотят получить заветную степень, надеясь повысить свою стоимость на рынке труда. За последние 5 лет число ежегодно поступающих выросло на 27%.

Выставки и конференциина какие два типа можно разделить все методы российского бизнес образования
Статьина какие два типа можно разделить все методы российского бизнес образования

Зачастую страхи, стереотипы, негативные установки и эмоциональные переживания мешают кандидатам объективно оценивать свои силы, совершать взвешенные решения, выгодно себя преподносить и в итоге справляться с непростой задачей трудоустройства и успешного карьерного развития.
[Трудоустройство]

Решение, которое позволяет генерировать оптические вихри для интегральной фотоники, разработали специалисты Школы перспективных исследований и технологий фотоники SPhERA при Уфимском государственном авиационном техническом университете (УГАТУ).
[IT, Софт]

на какие два типа можно разделить все методы российского бизнес образования

Автор: Кузьминов Я.И., Юдкевич М.М.

Источник

Методы российского бизнес-образования

Содержание:

Методы российского бизнес образования консервативны и формируются на основе признанной во всем мире методики MBA (Master of Business Administration) с адаптацией под местную специфику. Без сомнений, это эффективная, качественная, продуманная до мельчайших деталей система обучения, которая широко применяется для подготовки менеджеров среднего и высшего звена, предпринимателей, руководителей. Она позволит углубить знания даже опытным бизнесменам, за плечами которых – не один десятков успешных проектов. Но, как и у любой методики обучения, у MBA есть определенные недостатки.

Прежде всего, для обучения MBA крайне желательно иметь высшее образование в области менеджмента и соответствующий опыт. Если всего перечисленного нет, студенту придется крайне сложно. Кроме того, MBAтребует невероятной отдачи, а цена этих курсов многим кажется астрономической. Для тех, кто уже подготовлен к такому уровню обучения, это превосходный вариант. Когда фундамента недостаточно, лучше поискать другие способы, как получить образование.

Метод кейсов и компьютерная симуляция

Среди особенных методов российского бизнес образования отметим, прежде всего, метод кейсов, или case-studies: эти два термина означают детализированный разбор успешных проектов. Студенты получают внушительный объем практических знаний, анализируя, как и почему конкретная компания стала преуспевающей, какие шаги этому способствовали, что позволило избежать неудач. Этих знаний достаточно, чтобы начать свое дело. Действительно ли метод кейсов так полезен? И да, и нет. Для одних бизнесов принципы управления, разобранные в том или ином кейсе, будут идеальными. Для других – совершенно неподходящими. А пройти обучение на основе сотен кейсов самой разной специфики займет столько же времени, сколько уйдет на комплексное образование по методике MBA. Разумеется, если вы уже занимаетесь бизнесом и хотите вникнуть в детали аналогичных кейсов, а возможно – почерпнуть опыт конкурентов или коллег, case-studies может стать полезным форматом, но для тех, кто хочет стать предпринимателем с нуля, это не лучший подход.

на какие два типа можно разделить все методы российского бизнес образования

На местном рынке образования часто применяется и метод компьютерной симуляции. Он пользуется большим спросом за счет увлекательного образовательного процесса. В нем применяется компьютерная модель экономической системы, которую делают максимально похожей на реально существующую компанию, филиал или даже целую отрасль. Участник обучения может приобрести специфические навыки, а также отточить полученные знания на практике. За счет бизнес-симуляции можно потренироваться в построении модели развития компании, менеджменте, решении управленческих задач – как локальных, так и глобальных. Ее часто применяют в бизнес-школах США и ряда европейских стран. К нам этот метод обучения пришел сравнительно недавно и быстро обрел популярность.

Тимбилдинг, коучинг: эффективность или модные слова?

Существует еще один метод обучения – бизнес-тимбилдинг. От обычного тимбилдинга, который призван укрепить команду, он отличается тем, что каждый участник получает определенные профессиональные задачи. Для победы вся команда должна показать высокий уровень квалификации, профессионализма и эффективности в решении тех или иных задач. Фактически это напоминает бизнес-симуляцию, только без применения компьютерной техники. Минус такого метода заключается в том, что он не дает фундаментальных теоретических основ, а лишь позволяет отточить на практике уже имеющиеся знания. Бизнес-тимбилдинг можно рекомендовать только специалистам с образованием, которым необходимо развить навыки командного взаимодействия и обменяться опытом с коллегами.

Иногда предприниматели, которые хотят получать необходимые знания практическим путем, обращаются за помощью к коучам. Специалисты по коучингу работают над повышением мотивации, дают экспертные советы и подсказки, подсказывают правильное направление. Кроме того, коуч анализирует решения, оценивает их правильность и эффективность. Он помогает создать правильную атмосферу в компании. В некоторых случаях даже оказывает психологическую поддержку, ведь часто начинающие предприниматели настолько углубляются в свое дело, что совсем не оставляют времени для отдыха, других прелестей жизни. Метод бизнес-коучинга востребован в любой стране мира, но у него есть главный и совершенно понятный недостаток: найти коуча, который сам обладает достаточными знаниями и действительно заинтересован в результате, очень сложно. Большинство таких «специалистов» всего лишь зарабатывают средства, не имея даже базового образования в области менеджмента и построения бизнеса.

Комплексные знания от факультета бизнеса «Капитаны»

Наш факультет бизнеса «Капитаны» вобрал в себя достоинства всех методов российского бизнес образования, в том числе MBA, case-studies и других. Мы даем фундаментальные знания вкупе с практическим опытом. У нас преподают ведущие эксперты в области менеджмента и построения своего дела, а также бизнесмены, которые создали множество успешных предприятий. Они делятся опытом, знаниями, позволяющими постепенно, шаг за шагом, развивать дело, правильно анализировать рынки и принимать удачные решения.

на какие два типа можно разделить все методы российского бизнес образования

В рамках практических модулей направлений «Менеджмент в инновационном предпринимательстве» и «Государственное и муниципальное управление» студенты решают определенные задачи, в том числе доведение бизнес-проектов до нужных показателей. Предусмотрена и практика на предприятиях, которая позволит получить навыки менеджмента среднего и высшего звена, оказаться на месте руководителя, наладить работу и взаимодействие команды. Все эти умения наверняка пригодятся в дальнейшем.

Мы убеждены: чтобы стать преуспевающим бизнесменом, бесполезно искать «секрет успеха». Необходимы всесторонние знания, терпение, старания, а также длительный ежедневный труд. История знает успешных предпринимателей, которые построили дело с нуля, не имея даже диплома о высшем образовании в любой другой сфере, но это скорее исключения, чем правило. Подавляющее большинство известных бизнесменов, о которых вы слышите по телевидению или читаете в СМИ, продолжают учиться даже после того, как стали миллионерами. Именно поэтому лучше сразу получить качественное образование, которое станет подходящим фундаментом для создания прибыльного бизнеса.

Источник

Дистанционное образование уровня MBA

Выпускники МВА имеют более высокий доход и более высокие должности по сравнению с людьми с тем же первым образованием и опытом работы. Зарплата и резкий скачок в карьере — следствия повышения профессионального уровня и изменения мировоззрения.

на какие два типа можно разделить все методы российского бизнес образованияВ настоящее время программа МВА заняла прочное место в системе международного постдипломного образования. Она широко известна и обучение на ней при правильном выборе программы окупает и преумножает вложенные инвестиции.

По статистике выпускники программ МВА имеют более высокий доход и занимают более высокие должности в компаниях по сравнению с людьми с тем же первым образованием и опытом работы. Зарплата и резкий скачок в карьере становятся следствием повышения профессионального уровня и изменения мировоззрения выпускников. Кроме того, выпускники иначе воспринимаются на рынке потенциальными работодателями и руководством компаний, в которых они работают.

1. Что дает образование МВА

Собственно содержание программы является, безусловно, важным фактором при выборе школы. МВА традиционно считается универсальным образованием для подготовки и повышения квалификации менеджеров и управленцев. Однако существуют как ориентированные на общий менеджмент, так и специализированные программы.

Выпускники МВА вносят существенный вклад в развитие своей компании. За время обучения будущие МВА вырабатывают четкие представления о структуре бизнеса и о закономерностях бизнес-процессов в организации; развивают способность глобально воспринимать происходящее в бизнесе, в том числе благодаря обмену опытом со студентами-коллегами в классе.

2. Общие и специальные компоненты программы МВА

Будущих менеджеров среднего и высшего звена обучают всему комплексу знаний, связанных с управлением предприятием. Согласно государственному стандарту, в программу МВА должны входить как общие, так и специальные дисциплины.

Школы различаются между собой количеством предметов по выбору, которые они могут предложить. К примеру, Высшая школа международного бизнеса Академии народного хозяйства предлагает студентам 63 курса по выбору. Однако в среднем это 10-15 предметов. Элитариум здесь выгодно отличается самым большим учебным планом, состоящим из ста двадцати четырех курсов. Каждый квартал в учебный план добавляются новые курсы, доступные без дополнительных оплат всем обучающимся.

В целом государственный стандарт МВА предусматривает изучение четырех циклов дисциплин:

Изучение перечисленных циклов дисциплин в совокупности должно занимать в программах МВА не менее 1000 академических часов (плюс английский язык при необходимости), в том числе:

Общая продолжительность программы МВА для очной формы обучения должна быть не менее 1,5 лет, а для вечерней и очно-заочной форм обучения — не менее 2-х лет. В дистанционной форме обучения Элитариума этот срок составляет один год или два с половиной года.

Предусмотренное государственным стандартом МВА дает фундаментальные знания по экономике, менеджменту, финансам, маркетингу, управлению человеческими ресурсами или помогает структурировать уже имеющиеся знания.

3. Основные типы программ МВА

Программы МВА можно разделить на два основных типа:

Все основные типы образовательных программ MBA полностью представлены в учебном плане Элитариума.

4. Формы обучения на программе МВА

Традиционно обучение в Америке по программе МВА длится два года, в Европе — год-полтора. Российские бизнес-школы предлагают программы продолжительностью в один, полтора, два, а иногда и в три года, как это сделано в нашей программе.

При выборе программы надо понимать, сколько времени вы готовы тратить на обучение и, в зависимости от этого, какая форма обучения вам подойдет. На рынке российского бизнес-образования представлены практически все существующие формы МВА. Рассмотрим их подробнее.

Одним из больших плюсов дистанционного обучения является то, что программу можно разделить на последовательные этапы, а не изучать сразу целиком. Наша программа, в частности, предоставляет возможность приостановить обучение и завершить его позднее.

Американский Институт Бизнеса и Экономики (АИБЭк) предлагает студентам блочную форму обучения. Данная программа позволяет выбирать то количество курсов, которое студент может прослушать за данный отрезок времени. Таким образом, можно изучить всю программу, последовательно разделив ее на части.

Все существующие методы российского бизнес-образования можно разделить на два типа:

Таблица 1. Сравнительная таблица преимуществ традиционных программ MBA и дистанционного бизнес-образования Элитариума:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *