на какие два этапа можно разделить историю школьных проектов и реформ екатерининской эпохи

Педагогические проекты Екатерининской эпохи

на какие два этапа можно разделить историю школьных проектов и реформ екатерининской эпохи на какие два этапа можно разделить историю школьных проектов и реформ екатерининской эпохи на какие два этапа можно разделить историю школьных проектов и реформ екатерининской эпохи на какие два этапа можно разделить историю школьных проектов и реформ екатерининской эпохи

на какие два этапа можно разделить историю школьных проектов и реформ екатерининской эпохи

на какие два этапа можно разделить историю школьных проектов и реформ екатерининской эпохи

В истории педагогических идей и проектов Екатерининской эпохи просматриваются два этапа. На первом (1760-е гг.) заметно влияние французской педагогической традиции, на втором (с начала 1780-х гг.) — германского школьно-педагогического опыта.

В 1763 г. Екатерина II назначила своим главным советником по вопросам образования Ивана Ивановича Бецкого (1704-1795). Бецкой был хорошо знаком с педагогическими идеями Запада. Он составил несколько документов, прежде всего «Генеральный план воспитательного дома» (1764 г.) и «Краткое наставление. о воспитании детей», где при трактовке физического, умственного и нравственного воспитания идет вслед за Руссо и Локком. Ему принадлежат проекты воспитания идеальных дворян. Бецкой ставил цель преодолеть суеверие веков, дать народу. новое воспитание и, так сказать, новое порождение. Осудив результаты прежних реформ образования, он видел причины неудач в том, что их инициаторы заботились только об украшении и просвещении разума науками, забывая, что тому, кто не воспитан в добродетелях, просвещение только вредит. По суждениям Бецкого, корень всему злу и добру воспитание. Предлагалось поэтому сначала воспитать новую породу, или новых отцов и матерей. Утверждалось, что правильное воспитание возможно лишь при отделении детей от пагубного влияния общества и семьи, создании закрытых воспитательных училищ. Бецкой перечислял несколько добродетелей, о воспитании которых следовало заботиться прежде всего: страх Божий, трудолюбие, учтивость, благопристойность, соболезнование о бедных, знание правил семейной жизни, отвращение от всяких продерзостей, опрятность.

В 1760-х гг. были разработаны еще несколько проектов.

Профессор Московского университета Фридрих Генрих Дильтей составил план учреждения начальных (тривиальных) училищ, гимназий, университетов и заведений для подготовки воспитателей дворянских детей из представителей крепостного сословия (рабские, или дядские, школы). Предусматривалось создать 2 дядские школы — в Москве и Петербурге, более 20 тривиальных школ для дворянства и свободных сословий, где готовили бы для поступления в гимназию, 9 четырехлетних гимназий для дворян и свободных разночинцев, 2 новых университета.

В проекте, представленном Комиссией по учебной реформе, предусматривалось создание закрытых казенных учебных заведений для детей с 5-6 лет до 18 лет «без различия звания» (исключая крепостных). Задумывались 4 типа гимназий: общеобразовательные, гражданские, военные и купеческие. В гимназиях всех типов предлагалось обращать особое внимание на изучение торговли и промышленности, иностранных языков. Предусматривалось также введение для мальчиков обязательного начального обучения.

Несколько проектов подготовила Частная комиссия об училищах: 1) о низших деревенских училищах; 2) о низших городских училищах; 3) о средних училищах; 4) об училищах для иноверцев. Планировалось в селах и больших деревнях повсеместно учреждать начальные учебные заведения — низшие деревенские училища; здания строить на средства прихожан; учителей набирать из местных священников; труд учителей оплачивать натурой и деньгами за счет родителей. Школы предназначались для мальчиков; по желанию родителей туда могли принимать девочек и учить их бесплатно. Обязательными предметами назначались религия и чтение. Низшие городские училища также устраивались на средства горожан. Они адресовались мальчикам и девочкам, В программу входили религия, чтение и письмо. Училища для иноверцев адресовались населению восточных окраин. Программы должны были быть аналогичны двум первым типам училищ. Учителями предлагалось делать представителей соответствующих конфессий, обучение вести на родном для иноверцев языке.

Проекты 1760-х гг. об общественной системе образования, учреждении и государственной поддержке городских и сельских школ остались неосуществленными из-за отсутствия средств. Интерес правительства к школьной реформе приглушили крестьянское восстание, войны, которые вела России в 1768-1774 гг. Но к 1780-м гг. вопрос о школьной реформе вновь приобрел актуальность.

В 1782 г. Екатерина II назначила Комиссию по учреждению народных училищ. В том же году Комиссия предложила план открытия начальных, средних и высших учебных заведений, который был использован в Уставе народным училищам Российской империи (1786 г.). В разработке документов активное участие принял сербско-хорватский мыслитель и педагог Федор Иванович Янкович де Мириево (1741-1814). «Устав. » провозглашал воспитание как единое средство общественного блага. В нем утверждалось, что воспитание следует начинать с малолетства, чтобы семена нужных и полезных знаний в юношеских летах возрастали, а в мужских, созревши, обществу плод приносили. Составители «Устава. » решили положительно чрезвычайно важный вопрос — о преподавании на природном, т.е. русском, языке.

Источник

Расскажите об основных школьных проектах екатерининской эпохи.

Периодом наивысшего развития школьного дела в России XVIII в. оказалось царствование Екатерины II (1762-1796). Впервые во главе государства оказалась европейски образованная личность. Екатерина проявляла особый интерес к проблемам воспитания и образования.

По предложениям Бецкого были открыты следующие учебно-воспитательные учреждения: воспитательные училища для мальчиков при Академии художеств (1764) и Академии наук (1765), институт благородных девиц при Воскресенском монастыре (Смольный институт) (1764), коммерческое училище в Москве (1772). Кроме планов Бецкого, в 1760-х гг. были выдвинуты еще несколько проектов: об учреждении разных училищ (1764), организации государственных гимназий (1767), комиссии об училищах (1768) и др. Профессор Московского университета Ф.Г. Дилътей также составил план учреждения системы начальных (тривиальных) училищ, гимназий, университетов и заведений для подготовки из представителей крепостного сословия воспитателей для дворянских детей («рабские» или «дядские» школы).

В проекте «государственных гимназий» или «детских воспитательных академий», представленном в 1767 г. Комиссией для составления плана учебной реформы, предусматривалась организация закрытых казенных учебных заведений для детей с 5-6-летнего возраста до 18 лет «без различия звания» (исключая крепостных). Задумывалось открыть гимназии 4-х типов: общеобразовательные, гражданские, военные и купеческие. Во всех типах гимназий предлагалось обращать особое внимание на изучение торговли и промышленности, иностранных языков. Предусматривалось также введение для мальчиков обязательного начального обучения.

Проекты 1760-х гг. об общественной системе образования, об учреждении и государственной поддержке городских и сельских школ остались неосуществленными из-за отсутствия средств. Интерес правительства к школьной реформе притупили крестьянское восстание и войны, которые Россия вела в 1768-1774 гг. Но к началу 1780-х гг. вопрос о школьной реформе вновь приобрел актуальность. В 1782 г. Екатерина назначила «Комиссию по учреждению народных училищ». В том же году Комиссия предложила план открытия начальных, средних и высших учебных заведений, который был использован в «Уставе народным училищам Российской империи» (1786). Согласно «Уставу. » 1786 г., в городах открывались малые и главные народные училища. Это были бесплатные смешанные школы для мальчиков и девочек, находившиеся вне контроля церкви. Ими могли пользоваться средние слои городского населения. Малые училища должны были готовить грамотных, умеющих хорошо писать и считать людей, знающих основы православия и правила поведения. Главные училища обязаны были давать более широкую подготовку на многопредметной основе. Малые училища были рассчитаны на два года обучения. В них обучались чтению, письму, нумерации, священной истории, катехизису, начаткам граждановедения, арифметике, русской грамматике, чистописанию и рисованию. Школы содержались на средства городских самоуправлений. Фактически этими школами не могли пользоваться дети крестьян. Из-за нехватки учителей, недостаточной государственной поддержки многие училища постепенно снижали качество обучения, а некоторые, едва успев открыться, прекращали свое существование.

на какие два этапа можно разделить историю школьных проектов и реформ екатерининской эпохи

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Источник

Педагогические проекты Екатерининской эпохи

В истории педагогических идей и проектов Екатерининской эпохи просматриваются два этапа. На первом (1760-е гг.) заметно влияние французской педагогической традиции, на втором (с начала 1780-х гг.) — германского школьно-педагогического опыта.

В 1763 г. Екатерина II назначила своим главным советником по вопросам образования Ивана Ивановича Бецкого (1704-1795). Бецкой был хорошо знаком с педагогическими идеями Запада. Он составил несколько документов, прежде всего «Генеральный план воспитательного дома» (1764 г.) и «Краткое наставление. о воспитании детей», где при трактовке физического, умственного и нравственного воспитания идет вслед за Руссо и Локком. Ему принадлежат проекты воспитания идеальных дворян. Бецкой ставил цель преодолеть суеверие веков, дать народу. новое воспитание и, так сказать, новое порождение. Осудив результаты прежних реформ образования, он видел причины неудач в том, что их инициаторы заботились только об украшении и просвещении разума науками, забывая, что тому, кто не воспитан в добродетелях, просвещение только вредит. По суждениям Бецкого, корень всему злу и добру воспитание. Предлагалось поэтому сначала воспитать новую породу, или новых отцов и матерей. Утверждалось, что правильное воспитание возможно лишь при отделении детей от пагубного влияния общества и семьи, создании закрытых воспитательных училищ. Бецкой перечислял несколько добродетелей, о воспитании которых следовало заботиться прежде всего: страх Божий, трудолюбие, учтивость, благопристойность, соболезнование о бедных, знание правил семейной жизни, отвращение от всяких продерзостей, опрятность.

В 1760-х гг. были разработаны еще несколько проектов.

Профессор Московского университета Фридрих Генрих Дильтей составил план учреждения начальных (тривиальных) училищ, гимназий, университетов и заведений для подготовки воспитателей дворянских детей из представителей крепостного сословия (рабские, или дядские, школы). Предусматривалось создать 2 дядские школы — в Москве и Петербурге, более 20 тривиальных школ для дворянства и свободных сословий, где готовили бы для поступления в гимназию, 9 четырехлетних гимназий для дворян и свободных разночинцев, 2 новых университета.

В проекте, представленном Комиссией по учебной реформе, предусматривалось создание закрытых казенных учебных заведений для детей с 5-6 лет до 18 лет «без различия звания» (исключая крепостных). Задумывались 4 типа гимназий: общеобразовательные, гражданские, военные и купеческие. В гимназиях всех типов предлагалось обращать особое внимание на изучение торговли и промышленности, иностранных языков. Предусматривалось также введение для мальчиков обязательного начального обучения.

Несколько проектов подготовила Частная комиссия об училищах: 1) о низших деревенских училищах; 2) о низших городских училищах; 3) о средних училищах; 4) об училищах для иноверцев. Планировалось в селах и больших деревнях повсеместно учреждать начальные учебные заведения — низшие деревенские училища; здания строить на средства прихожан; учителей набирать из местных священников; труд учителей оплачивать натурой и деньгами за счет родителей. Школы предназначались для мальчиков; по желанию родителей туда могли принимать девочек и учить их бесплатно. Обязательными предметами назначались религия и чтение. Низшие городские училища также устраивались на средства горожан. Они адресовались мальчикам и девочкам, В программу входили религия, чтение и письмо. Училища для иноверцев адресовались населению восточных окраин. Программы должны были быть аналогичны двум первым типам училищ. Учителями предлагалось делать представителей соответствующих конфессий, обучение вести на родном для иноверцев языке.

Проекты 1760-х гг. об общественной системе образования, учреждении и государственной поддержке городских и сельских школ остались неосуществленными из-за отсутствия средств. Интерес правительства к школьной реформе приглушили крестьянское восстание, войны, которые вела России в 1768-1774 гг. Но к 1780-м гг. вопрос о школьной реформе вновь приобрел актуальность.

В 1782 г. Екатерина II назначила Комиссию по учреждению народных училищ. В том же году Комиссия предложила план открытия начальных, средних и высших учебных заведений, который был использован в Уставе народным училищам Российской империи (1786 г.). В разработке документов активное участие принял сербско-хорватский мыслитель и педагог Федор Иванович Янкович де Мириево (1741-1814). «Устав. » провозглашал воспитание как единое средство общественного блага. В нем утверждалось, что воспитание следует начинать с малолетства, чтобы семена нужных и полезных знаний в юношеских летах возрастали, а в мужских, созревши, обществу плод приносили. Составители «Устава. » решили положительно чрезвычайно важный вопрос — о преподавании на природном, т.е. русском, языке.

Источник

Школа и педагогическая мысль во второй половине XVIII в.

Русские политики, ученые, педагоги приняли участие в обсуждении вопросов воспитания и образования в рамках общеевропейского движения Просвещения. В сочинениях русских просветителей провозглашены идеи развития национальной системы образования, общественного воспитания, целесообразности изучения и использования западной педагогики с соблюдением собственных традиций.

Идеи европейского Возрождения и Просвещения пользовались особым вниманием русской императрицы. Екатерина стремилась использовать достижения педагогической мысли Европы при реализации своих проектов. Она внимательно изучала «Мысли о воспитании» Дж. Локка, педагогические теории М. Монтеня, Ф. Фенелона, Ж.-Ж. Руссо. Задумав реформу школьной системы, Екатерина обратилась к Д. Дидро, который составил «План Университета для России». В 1770-х гг. Екатерина особо интересовалась педагогической деятельностью И.Б. Базедова.

Журналист, публицист, издатель Николай Иванович Новиков (1744-1818) финансировал две частные школы, а также поездки молодых людей за рубеж для получения образования. Свои педагогические взгляды Новиков изложил в трактате «О воспитании и наставлении детей» (1783). Он определял в воспитании несколько главных направлений: телесное (физическое), нравственное и умственное. Подобное воспитание должно было содействовать формированию человека и гражданина.

Новиков говорил о том, что Россия нуждается в общедоступном образовании.

Александр Николаевич Радищев (1749–1802), подобно Руссо, поклонником которого он был, связывал прогресс в воспитании с переустройством общества на началах справедливости и народного счастья. Радищев настаивал прежде всего на гражданском воспитании, на формировании «сынов отечества». Радищев требовал покончить с сословностью в образовании и сделать его одинаково доступным и для дворян, и для крестьян.

Своеобразным манифестом русской педагогики конца ХVIII в. стал коллективный трактат профессоров Московского университета «Способ учения» (1771). В трактате провозглашены важные дидактические идеи об активном и сознательном обучении.

Приоритетом школьной политики второй половины XVIII в. было удовлетворение культурно-образовательных запросов дворянства. Избавившись от обязательной службы, дворянство стремилось заполнить досуг приобщением к культурным достижениям Европы. Усилилась тяга к новому западному образованию.

Весьма примечательным событием стал спор о приоритете греко-латинской образованности. По свидетельству будущего президента США Дж. Адамса, который служил в 1781-1783 гг. в американском дипломатическом представительстве в России, в Петербурге «не было сколько-нибудь хорошего места для изучения латинского и греческого языков».

Оплот греко-латинской образованности, Славяно-греко-латинская академия, вступает в новый период своего развития. Усиливается преподавание русского и греческого языков; вводится преподавание древнееврейского и новых языков, а также целого ряда образовательных предметов (философия, история, медицина). Академия становится исключительно духовно-учебным учреждением и перестает удовлетворять требования нового времени. Ее место занимают университеты.

Если при Петре I царила обязательная («указная») программа, согласно которой дворянам следовало приобретать известные научно-технические знания, то теперь в соответствующих школах учились лишь дети мелкопоместных дворян. Знать предпочитала учиться светским манерам, наслаждаться театром и иными искусствами.

Это не значило, что в университетах замерла научная и педагогическая жизнь. К чтению лекций привлекались иностранные и отечественные ученые. Среди последних С.Н. Котельников (профессор математики), А.П. Протасов (профессор анатомии), Н.В. Попов (профессор астрономии). Профессора Московского университета и Академии наук публиковали русские переводы педагогических трудов Дж. Локка, Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо. Они были авторами пособий для школ и домашних учителей, а также проектов школьных реформ. Благодаря их деятельности была создана оригинальная учебная литература по различным отраслям знаний (родному языку, математике, географии, естествознанию и пр.). В трудах профессоров Московского университета и ученых Академии наук («О пользе наук. » А.Н. Поповского, «Слово о. понятиях человеческих» Д.С. Аничкова и др.) поставлены важные вопросы нравственного, умственного и физического воспитания. Так, подчеркивалась целесообразность использования западного педагогического опыта и русских народных педагогических традиций.

Во второй половине XVIII в. получили развитие частные учебные заведения, предназначенные для дворянского сословия. В них использовалась программа государственных школ.

Высшее дворянство воспитывало своих детей дома. Сначала воспитателями были немцы, затем их все чаще стали сменять французы. Первые иностранные гувернеры в большинстве оказались несостоятельными педагогами. Как говорится в указе 1755 г., «многие, не сыскавши хороших учителей, принимают к себе людей, которые лакеями, парикмахерами и иными подобными ремеслами всю свою жизнь препровождали».

В 1763 г. Екатерина назначила своим главным советником по вопросам образования Ивана Ивановича Бецкого (1704-1795). Бецкой был хорошо знаком с педагогическими идеями Запада. Он составил доклады и уставы, прежде всего «Генеральный план воспитательного дома» (1764) и «Краткое наставление. о воспитании детей», где в трактовке вопросов физического, умственного и нравственного воспитания идет вслед за Руссо и Локком. Бецкому принадлежат проекты воспитания «идеальных дворян».

По предложениям Бецкого были открыты следующие учебно-воспитательные учреждения: воспитательные училища для мальчиков при Академии художеств (1764) и Академии наук (1765), институт благородных девиц при Воскресенском монастыре (Смольный институт) (1764), коммерческое училище в Москве (1772).

При основании Смольного института для девушек из дворянских семей был использован французский культурно-просветительский опыт. В институте существовала общая программа (русский язык, география, история, арифметика, иностранные языки), а также курсы домоводства для менее родовитых учениц и курсы политеса для смолянок из знатных семей. По сути, Смольный институт оказался первым государственным средним женским учебным заведением в Европе.

Кроме планов Бецкого, в 1760-х гг. были выдвинуты еще несколько проектов: об учреждении разных училищ (1764), организации государственных гимназий (1767), комиссии об училищах (1768) и др.

В проекте «государственных гимназий» или «детских воспитательных академий», представленном в 1767 г. Комиссией для составления плана учебной реформы, предусматривалась организация закрытых казенных учебных заведений для детей с 5-6-летнего возраста до 18 лет «без различия звания» (исключая крепостных). Задумывалось открыть гимназии 4-х типов: общеобразовательные, гражданские, военные и купеческие. Во всех типах гимназий предлагалось обращать особое внимание на изучение торговли и промышленности, иностранных языков. Предусматривалось также введение для мальчиков обязательного начального обучения.

Проекты 1760-х гг. об общественной системе образования, об учреждении и государственной поддержке городских и сельских школ остались неосуществленными из-за отсутствия средств. Интерес правительства к школьной реформе притупили крестьянское восстание и войны, которые Россия вела в 1768-1774 гг. Но к началу 1780-х гг. вопрос о школьной реформе вновь приобрел актуальность.

В 1782 г. Екатерина назначила «Комиссию по учреждению народных училищ». В том же году Комиссия предложила план открытия начальных, средних и высших учебных заведений, который был использован в «Уставе народным училищам Российской империи» (1786). В разработке этих документов активное участие принял сербскохорватский мыслитель и педагог Федор Иванович Янкович де Мариево (1741-1814). Вместе с ним трудились племянник Ломоносова М.Е. Головин (1756-1790), выпускник Петербургского университета Ф.В. Зуев (1754-1794), профессор Московского университета Е.Б. Сырейщиков (ум. в 1790г.) и др.

«Устав. «провозглашал воспитание как «единое средство» общественного блага. В документе утверждалось, что воспитание следует начинать с «малолетства», чтобы «семена нужных и полезных знаний в юношеских летах возрастали, а в мужских, созревши, обществу плод приносили». Составители «Устава. » положительно решили чрезвычайно важный вопрос о преподавании на «природном», т.е. русском, языке.

Согласно «Уставу. » 1786 г., в городах открывались малые и главные народные училища. Это были бесплатные смешанные школы для мальчиков и девочек, находившиеся вне контроля церкви. Ими могли пользоваться средние слои городского населения. Малые училища должны были готовить грамотных, умеющих хорошо писать и считать людей, знающих основы православия и правила поведения. Главные училища обязаны были давать более широкую подготовку на многопредметной основе. Малые училища были рассчитаны на два года обучения. В них обучались чтению, письму, нумерации, священной истории, катехизису, начаткам граждановедения, арифметике, русской грамматике, чистописанию и рисованию. Школы содержались на средства городских самоуправлений.

Из училищ были устранены официальные представители церкви. Преподавание (в том числе, катехизиса и священной истории) поручалось гражданским учителям.

«Устав. » утвердил классно-урочную систему. Учителю вменялось в обязанность работать одновременно с целым классом. После изложения нового материала следовало вести «вопрошение». Для учеников устанавливалось правило: тот, кто хотел отвечать, должен был поднять левую руку. В школе появились расписание уроков, классная доска, мел, классный журнал успехов и посещаемости учеников. Были установлены определенные сроки начала и окончания занятий.

Реформа, предпринятая согласно уставу 1786 г., была важным этапом в развитии школьного дела. Число народных училищ быстро росло: к концу XVIII в. из 500 городов училища имели 254. Их посещали 22 тыс. учащихся, в том числе 1800 девочек. Это составляло третью часть от всех обучающихся в учебных заведениях России. Однако фактически этими школами не могли пользоваться дети крестьян. Из-за нехватки учителей, недостаточной государственной поддержки многие училища постепенно снижали качество обучения, а некоторые, едва успев открыться, прекращали свое существование.

Вопросы и задания

1. Каковы были главные изменения, произошедшие в воспитании и обучении в 1700-х гг. в России?

2. Расскажите о петровских школьных реформах. Какая судьба их постигла во второй четверти XVIII в.? Расскажите о наиболее важных событиях в российском образовании, происшедших к середине 1770-х гг.

3. Кто и как представлял новую идеологию школьного образования и воспитания в России в первой половине XVIII в.?

4. Расскажите о педагогических взглядах представителей русского Просвещения XVIII в.

5. В интересах каких сословий учреждались учебные заведения в России во второй половине XVIII в.? Расскажите об этих учебных заведениях.

6. Расскажите об основных школьных проектах екатерининской эпохи.

7. Охарактеризуйте «Устав народных училищ» 1786 г. и расскажите о том, как был реализован этот документ в XVIII в.

Литература

Антология педагогической мысли России XVIII в. – М., 1995.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *