на какие части можно поделить текст
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 8. Какие части можно выделить в тексте (части текста)
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Текст — это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений, объединённых общей темой и связанных друг с другом по смыслу.
Начало(вступление) текста — это введение читателя в текст.
Основная часть текста— это главная часть текста.
Концовка текста — это завершение текста, подведение итога сказанному, прочитанному.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Открытый электронный ресурс по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Сегодня вы поговорите о построении текста, узнаете, из каких частей состоит текст. Научитесь находить в тексте его части.
Вы уже знаете, что такое текст. Это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений, которые стоят в определённом порядке и связаны между собой по смыслу. Предложения в тексте объединены одной темой и основной мыслью. Признаки текста: целостность (раскрытие в тексте одной темы), связность (связь предложений в тексте с помощью различных языковых средств), законченность (полное раскрытие темы в тексте). Текст состоит из нескольких частей. Давайте узнаем из каких.
Было тёплое осеннее утро.
Светило нежаркое солнце. Дул прохладный ветерок. Деревья были покрыты красивыми листьями. Под лёгким дуновением ветра и ласковыми лучами солнца листочки переворачивались и будто переливались.
Природа радовалась последним тёплым денькам.
Прочитайте только первое и последнее предложение в рассказе.
Они связаны между собой по смыслу. В них говорится об осени. Но только по этим двум предложениям вы не можете судить о содержании всего текста.
Прочитайте середину рассказа. По этому отрывку вы не можете сказать, что рассказ об осеннем дне.
Значит, чтобы получился понятный текст, надо его правильно построить.
В тексте должны быть начало, середина и концовка. В первой части текста – начале – вы готовите собеседника к тому, о чём пойдёт речь дальше.
В основной части раскрывается содержание высказывания.
Заканчивается текст концовкой. Эта часть делает текст законченным. Текст завершается.
У каждой части свое назначение.
Чтобы текст было удобно читать, каждая новая часть в тексте записывается с красной строки. Каждая такая часть текста называется абзацем.
Перед вами текст сказки, который рассыпался. Прочитайте и поставьте части так, чтобы текст восстановился.
Как лисичка избавилась от крапивы на огороде
Уже хотела пойти в дом, да тут волк идет:
— Здравствуй, кума, что ты делаешь?
А хитрая лиса ему и отвечает:
— Ой, видишь, кум, сколько у меня крапивы уродилось. Завтра буду убирать да запасать её.
— А зачем? – спрашивает волк.
— Ну как же, — говорит лиса, — того, кто крапиву чует, собачий клык не берёт. Смотри кум, близко к моей крапиве не подходи.
Вышла как-то лисичка на огород и видит, что много крапивы на нём наросло. Хотела было её повыдергать, да решила, что не стоит даже и затеваться.
Повернулась и ушла в домик спать. Просыпается на утро и смотрит в окошко, а на её огороде пусто, ни одной крапивушки не осталось. Улыбнулась лиса и пошла завтрак готовить.
Найдите первую часть— начало текста.
Вышла как-то лисичка на огород и видит, что много крапивы на нём наросло. Хотела было её повыдергать, да решила, что не стоит даже и затеваться.
В первой части рассказывается, с чего началась история.
Найдите вторую часть текста— основную часть.
Уже хотела пойти в дом, да тут волк идёт:
— Здравствуй, кума, что ты делаешь?
А хитрая лиса ему и отвечает:
— Ой, видишь, кум, сколько у меня крапивы уродилось. Завтра буду убирать да запасать её.
— А зачем? — спрашивает волк.
— Ну как же, — говорит лиса, — того, кто крапиву чует, собачий клык не берёт. Смотри кум, близко к моей крапиве не подходи.
В этой части рассказывается сама история.
Осталось найти третью часть— концовку.
Повернулась и ушла в домик спать. Просыпается на утро и смотрит в окошко, а на её огороде пусто, ни одной крапивушки не осталось. Улыбнулась лиса и пошла завтрак готовить.
Последняя часть подводит итог, заканчивает рассказ.
Сегодня на уроке вы узнали, что текст имеет свои правила построения. Он состоит из начала (вступления), основной части и концовки (заключения).Начало подготавливает читателя (слушателя) к восприятию основного содержания текста.В основной части раскрывается содержание. В заключении подводится итог сказанному в тексте, иногда формулируется основная мысль.Каждая часть текста пишется с красной строки. Если пропустить какую-то часть, текст станет неполным, может стать непонятным.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание: Части текста.
Установите соответствия между частями текста и их названиями.
Ребята пошли в лес за грибами.
Рома нашёл под берёзой красивый подберёзовик. Валя увидела под сосной маленький маслёнок. Серёжа разглядел в траве огромный боровик. В роще они набрали полные корзины разных грибов.
Ребята весёлые и довольные вернулись домой.
Подсказка:Начало(вступление) текста — это введение читателя в текст.Основная часть текста —это главная часть текста.Концовка текста — это завершение текста, подведение итога сказанному, прочитанному.
Ребята пошли в лес за грибами.
Рома нашёл под берёзой красивый подберёзовик. Валя увидела под сосной маленький маслёнок. Серёжа разглядел в траве огромный боровик. В роще они набрали полные корзины разных грибов.
Ребята весёлые и довольные вернулись домой.
Задание: Начало текста.
Что такое начало текста? Выберите один правильный ответ.
А) это то важное, о чём хотел сказать автор
Б) это главная часть текста
В) это введение читателя в содержание текста
Подсказка: Вспомните, что такое начало текста.
В) это введение читателя в содержание текста
На какие части можно разделить текст
Ответ или решение 2
В основной части есть завязка, кульминация и развязка основного действия, основной мысли текста. Но это неприменимо для некоторых текстов, например, для описаний.
В заключительной части автор подводит итог всему вышенаписанному. Зачастую в заключении содержится мораль.
В любом тексте независимо от его типа, будь то описание, повествование или рассуждение, можно выделить три части:
Вступление
Вступление – это вводная часть к повествованию. В этой части раскрывается идея текста, о чем пойдет речь в данном тексте, какие проблемы будут рассматриваться, что полезного сможет извлечь для себя читатель. От того, насколько удачно построено вступление, зависит, найдет ли текст своего читателя. Цель вступления – заинтересовать читателя, заставить его прочитать текст до конца.
Вступительная часть текста всегда должна быть краткой, лаконичной. Оптимальным считается вступление, которое занимает не более 30% всего текста.
Основная часть
Основная часть – собственно само повествование, где раскрывается обозначенная во вступлении тема. Именно здесь происходит основное событие, раскрывается сюжет текста, описывается все то, ради чего был затеян текст. Именно здесь раскрывается обозначенная проблема, раскрывается отношение автора к данной проблеме, приводятся аргументы, подтверждающие его позицию.
Принято считать, что основная часть не должна быть меньше 60% всего текста.
Заключение
Заключение – завершающая часть текста, где подводится итог всему вышеизложенному. В заключении формируются выводы по рассмотренной в основной части проблеме, даются наставления читателю.
Любой текст создается автором для того, чтобы донести читателям какую-нибудь важную мысль. Поэтому цель заключительной части – не просто красиво завершить текст, но и заставить читателя задуматься над рассмотренной проблемой. Поэтому очень эффективным в заключении является прием риторического вопроса.
Как и вступление, заключение должно быть кратким, ёмким,четко сформулированным. Считается, что оно не должно превышать 20% всего объема текста.
Таким образом, в структуре текста можно выделить три части: вступление, основную часть и заключение. Каждая из трёх частей имеет свою функцию в построении текста, требования, которым они должны соответствовать.
На какие три части делится текст
Ответ или решение 2
Любой правильно и грамотно составленный текст состоит из трех частей:
Любой текст имеет свою структуру, по которой строится повествование, рассуждение.
Обычно выделяют три части текста:
Рассмотрим каждый блок более подробно.
Вступление
Вступление, или вводная часть, является хоть и не основной, но очень важной частью текста. Ведь именно от того, как будет построено вступление, зависит, найдет ли текст своего читателя. Основная цель вступления – заинтересовать читателя, раскрыть проблематику текста.
Удачное вступление помогает раскрыть тему будущего повествования, установить контакт с читателем.
Вариантами начала вступления могут быть:
Считается, что вводная часть должна составлять не более 30% всего текста. Поэтому вступление должно быть кратким, четким, лаконичным.
Основная часть текста
Основная часть – непосредственно повествование, в котором раскрывается тема, обозначенная во вступлении.
Если это текст-рассуждение, то в основной части приводятся доказательства, аргументы, подтверждающие правильность мыслей автора по поводу проблематики текста.
Если это текст-повествование, то именно в основной части непосредственно раскрывается действие.
Основной части отводится большая часть текста. Она должна занимать не менее половины всего текста.
Заключение
Заключение – завершающая часть текста, где подводятся итоги, делаются выводы на основе изложенной проблемы. Также здесь дается оценка основной мысли текста.
Цель заключения – не только сформулировать правильные выводы, но и заставить читателя задуматься о рассмотренной проблеме. Поэтому весьма удачно использование риторического вопроса в заключении.
Заключение, как и вступление, должно быть кратким, четким. Полагается, что оно должно занимать не более 20% текста.
Таким образом, независимо от типа текста, будь то повествование, рассуждение или описание, в любом тексте условно выделяется три части. Зачастую текст нельзя отнести к какому-то конкретному типу, он может сочетать в себе элементы описания и рассуждения, описания и повествования. Но структура любого текста всегда остается неизменной. Вступление, основная часть, заключение – компоненты, которые всегда присутствуют в любом тексте.
Деление текста на части
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема занятия: Деление текста на части. Составление плана текста. 4 класс
Цель: закреплять знания о понятии «текст» и его особенностях построения
1. Сообщение темы и цели урока. – Посмотрите на доску! Узнайте тему занятия, разгадав ребус. (Слово «текст»)
— Я вчера получила странное послание от инопланетян. Вот ОНИ. (На доске изображение инопланетян). Прочитайте…. Что нужно сделать, чтоб прочитать? (Дописать верхнюю часть букв). Что вы прочитали?
Послание: Нет друга – ищи, а нашёл – береги. Старый друг лучше новых двух. Дружба – не разлей водой.)
— Какие пословицы вы знаете о дружбе? (Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Друзья познаются в беде).
— Инопланетяне очень умные и они хотят, чтобы мы выполнили 1-ое задание. Давайте докажем, что мы тоже много знаем и умеем.
1. Выполнение теста по теме «Текст». На каждый вопрос выберите один правильный вариант ответа и обведите в кружок. Обсуждайте вместе в группе.
1.Выбери верное утверждение:
а) если предложение произносится с сильным чувством, то в конце его ставится точка;
б) если в предложении содержится вопрос, то в конце его ставится вопросительный знак.
2. Выбери неверное утверждение:
а) Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу.
б) Тексту нельзя давать название и делить его на части.
в) Каждая часть текста начинается с красной строки.
3. Укажи, сколько предложений в тексте:
Маша идёт в школу у неё в руках портфель там книги и тетради вот и школа скоро будет звонок на урок.
4. Расположи предложения в таком порядке, чтобы получился рассказ “Лучший подарок”.
1) Поиграла Катя с куклой и легла с ней спать.
2) Папа подарил Кате русские народные сказки.
3) У Кати был день рождения.
4) Мама подарила куклу.
5) Открыла Катя книгу и стала читать.
Проверка теста у доски. Сверка с доски.
— Хорошо! С 1 заданием вы справились.
1. Работа над новой темой. Работа в парах.
Красная карточка: Задание: Прочитайте текст. Определите сколько частей в этом тексте? Выделите каждую часть вертикальной чертой.
Слава смастерил кормушку для птиц. Он устроил её в сквере на большой берёзе. Первыми всегда появлялись синицы. Следом прилетал поползень. Он даже не ждал, когда Слава положит в кормушку крошки хлеба. Клевал их прямо из рук мальчика. Славе было очень приятно чувствовать птицу на своей руке. Накормив любимца, Слава отходил в сторону и ещё долго наблюдал за птицами.
Зеленая карточка: Задание: Прочитайте. Части текста переставлены местами. Укажите слева в квадратике правильную последовательность частей цифрами 1, 2, 3.
Первыми всегда появлялись синицы. Следом прилетал поползень. Он даже не ждал, когда Слава положит в кормушку крошки хлеба. Клевал их прямо из рук мальчика. Славе было очень приятно чувствовать птицу на своей руке.
Слава смастерил кормушку для птиц. Он устроил её в сквере на большой берёзе.
Накормив любимца, Слава отходил в сторону и ещё долго наблюдал за птицами.
— Что вы сейчас делали? Зачем?
1) Словарная работа.
В тексте вам встретилось слово сквер. В какой части текста это слово? 1 читает, 2 простукивает, проговаривая четко каждое слово, остальные считают количество слов.
— Что нужно сделать, чтобы составить план текста? (Разделить текст на части и озаглавить каждую часть.)
7. Итог урока. Рефлексия
На каждый вопрос выберите один правильный вариант ответа и обведите в кружок. Обсуждайте вместе в группе.
1.Выбери верное утверждение:
а) если предложение произносится с сильным чувством, то в конце его ставится точка;
б) если в предложении содержится вопрос, то в конце его ставится вопросительный знак.
2. Выбери неверное утверждение:
а) Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу.
б) Тексту нельзя давать название и делить его на части.
в) Каждая часть текста начинается с красной строки.
3. Укажи сколько предложений в тексте:
Маша идёт в школу у неё в руках портфель там книги и тетради вот и школа скоро будет звонок на урок.
4. Расположи предложения в таком порядке, чтобы получился рассказ “Лучший подарок”.
1) Поиграла Катя с куклой и легла с ней спать.
2) Папа подарил Кате русские народные сказки.
3) У Кати был день рождения.
4) Мама подарила куклу.
5) Открыла Катя книгу и стала читать.
Прочитайте текст. Определите сколько частей в этом тексте? Выделите каждую часть вертикальной чертой.
Слава смастерил кормушку для птиц. Он устроил её в сквере на большой берёзе. Первыми всегда появлялись синицы. Следом прилетал поползень. Он даже не ждал, когда Слава положит в кормушку крошки хлеба. Клевал их прямо из рук мальчика. Славе было очень приятно чувствовать птицу на своей руке. Накормив любимца, Слава отходил в сторону и ещё долго наблюдал за птицами.
Прочитайте. Части текста переставлены местами. Укажите слева в квадратике правильную последовательность частей цифрами 1, 2, 3.
Первыми всегда появлялись синицы. Следом прилетал поползень. Он даже не ждал, когда Слава положит в кормушку крошки хлеба. Клевал их прямо из рук мальчика. Славе было очень приятно чувствовать птицу на своей руке.
Слава смастерил кормушку для птиц. Он устроил её в сквере на большой берёзе.
Накормив любимца, Слава отходил в сторону и ещё долго наблюдал за птицами.
Текст в правильной последовательности
Слава смастерил кормушку для птиц. Он устроил её в сквере на большой берёзе.
Первыми всегда появлялись синицы. Следом прилетал поползень. Он даже не ждал, когда Слава положит в кормушку крошки хлеба. Клевал их прямо из рук мальчика. Славе было очень приятно чувствовать птицу на своей руке.
Накормив любимца, Слава отходил в сторону и ещё долго наблюдал за птицами.
План:
1. Слава смастерил кормушку.
3. Наблюдение за птицами.
Легко друзей найти,
да трудно сохранить.
Дружба — как стекло: разобьешь — не сложишь.
Друг за дружку держаться — ничего не бояться.
Человек без друзей —
что дерево без корней.
а друга из беды выручай
Дружба крепка не лестью,
а правдой и честью.
Птица сильна крыльями,
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Практический материал «ДЕЛЕНИЕ ТЕКСТА НА ЧАСТИ. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Деление текста на части. Составление плана.
№ 1. Прочитайте рассказ «Мурка». Назовите количество частей в рассказе. Составьте план к рассказу. Перескажите его. Запишите.
У нас есть кошка. Ее зовут Мурка. Мурка черная, только лапки и хвостик у нее беленькие. Шерстка мягкая, пушистая. Хвост длинный и тоже пушистый. Глаза у Мурки желтые, как огоньки.
У Мурки пять котят. Три котенка совсем черные, а два — пестрые: черные с белыми пятнами. Лапки у всех котят беленькие, а глаза голубые. Котята пушистые, как комочки.
Мурка и котята спят в корзинке. Корзинка очень большая. Всем котятам удобно и тепло.
Ночью Мурка ловит мышей, а котята сладко спят.
№ 2. Прочитайте рассказ. Озаглавь его. Раздели этот текст на части. Запиши по плану.
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой. В кувшине воды было только на дне. Её, не достать было воду. Галка стала кидать в кувшин камушки. Она столько накидала их, что воды стала выше и можно было пить. Вот так галка!
№ 3. Прочитайте рассказ «Ласточки».
«Ласточка летала около окошка и зацепилась лапкой за нитку. Конец ветки был привязан к окну ниткой. Нитка не пускала ласточку. Тогда она стала громко пищать. На ее писк слетелось много ласточек. Они летали вокруг подружки и щебетали.
Вот одна из них клюнула нитку. Потом стали клевать нитку и другие ласточки. Скоро ласточка была свободна».
— Ответьте на вопросы.
Логопед предлагает учащимся ответить на вопросы одним словом.
Что случилось с ласточкой? (Беда.)
Что оказали ласточке ее подруги? (Помощь.)
Где оказалась ласточка? (На свободе.)
— Деление рассказа на части.
«На сколько частей можно разделить рассказ? Придумайте название каждой части», — говорит логопед. Учащиеся вместе с логопедом составляют план рассказа.
Дети отвечают на вопросы логопеда.
— О чем вы будете рассказывать в первой части?
— О ком будете рассказывать во второй части?
— О чем расскажете в третьей части?
Дополнительный раздаточный материал
Прочитайте рассказ. Дайте ему название. Разделите его на части. Озаглавьте каждую часть. Составьте план рассказа и перескажите его по плану. Запишите его.
Лена, Коля и Сережа пошли в лес за грибами. По дороге в лес была речка. Вместо мостика положена узкая дощечка. Первым стал переходить речку Сережа. Дощечка затрещала и переломилась. Сережа упал в воду. Плавать он не умел.
Лена и Коля растерялись. Коля быстро снял рубашку, а Лена — косынку и пояс. Все это они связали вместе. Бросили один конец веревки Сереже и стали тянуть.
Так дети помогли Сереже выбраться из воды.
Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться. Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья. Он упал из гнезда и сидел, растопырив крылышки.
Я поспешил отозвать пса. Пес приблизился ко мне, недовольно рыча. Я погладил его, успокоил, и мы двинулись дальше.
Бегал ночью зайчик по полю от волка да от хитрой лисы. Попал в ямку и сломал ножку.
Пополз он к лесу. Увидел зайчика филин и полетел на бедного зверька. Некуда спрятаться зайцу, дрожит от страха.
Вдруг увидел он елочку и забился в снег под ее иглы. Кружился филин над елкой, но ничего не смог сделать.
Олень бежал от преследователя. Много километров пробежал олень. Наконец он умерил бег и отдышался. Ему казалось, что он ушел от преследователя.
Когда олень повернул голову, он вновь увидел своего врага. И снова надо бежать. Ноги сильно устали. Израненные ноги оставляли на снегу следы крови.
И вот олень вышел на край тайги. Близко сверкал огнями поселок. Олень остановился, вскинул красивую голову. Он испуганно смотрел на огни, на шумный поселок. И вдруг олень ринулся вперед, к людям. Там он искал спасения он браконьера.
№ 5. Как ловят обезьян.
Обезьяны очень любопытны. Этим и пользуются при охоте на них. Чтобы поймать обезьянку, берут тяжелый кувшин с узким горлышком. В него насыпают немного орехов и ставят в лесу.
Любопытная обезьяна подходит к кувшину. Она смотрит, что внутри. Вот она видит в кувшине орехи. Обезьяна протягивает за ними руку. Набирает орехи в кулак. Рука, сжатая в кулак, не проходит через узкое горлышко кувшина. Но обезьяна не разжимает кулака. Ей жаль бросить орехи.
Унести кувшин она не может. Он слишком тяжелый. А вот и охотник. Он подходит к обезьяне. Но и теперь она крепко держит орехи в кулаке. За свою жадность обезьяна расплачивается свободой.