на иллюстрациях к сказкам можно увидеть
Русский язык Подготовка к ЕГЭ Задания 1-3
Презентация помогает ученикам раобраться в выполнении заданий 1-3.
Просмотр содержимого документа
«Русский язык Подготовка к ЕГЭ Задания 1-3»
Подготовка учащихся к Е Г Э по русскому языку в рамках ФГОС
Презентация создана на основе курса Юлии Александровны Мацкявичене,
учителя русского языка и литературы, методиста,
Прочитайте текст и выполните задания
гренландский кит взят под охрану международным соглашением.
Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
Алгоритм выполнения задания 1.
Прочитайте текст и выполните задания.
Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Атмосфера защищает растительный мир Земли от вредного воздействия ультрафиолетовых солнечных лучей.
Еще один текст. Тренируемся.
Для того чтобы правильно подобрать необходимое слово на месте пропуска в одном из предложений, нужно знать о средствах связи предложений в тексте и смысловых отношениях между частями текста.
Средства связи предложений в тексте:
Смысловые отношения между частями текста (смысловая связь между примерами в комментарии сочинения)
Алгоритм выполнения задания
Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении.
Самостоятельно подберите частицу, которая должна быть на месте пропуска в третьем
Предложение 3 по смыслу противопоставлено содержанию предыдущего текста: без
атмосферы Земля была бы безжизненной, но благодаря этой воздушной оболочке удается
защитить все живое на планете. Из противительных частиц подходит ЖЕ.
Лексическое значение слова в контексте. Учимся работать со словарной статьей
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МИР. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
«В гостях у сказки»: сказочные персонажи на полотнах художников Васнецова и Билибина
Вспоминая свое детство, проходившее без компьютеров, не могу не вспомнить старые добрые сказки. Мы любили смотреть мультфильмы и фильмы-сказки по телевизору. Была такая передача «В гостях у сказки», показ которой многие детки ждали с нетерпением.
Огромно было воспитательное значение сказок. Ведь в мире сказок жив особенный, необыкновенный мир, дышащий мечтами и фантазиями. Что такое сказка? Не обычная ли реальность была основой создания сказки? Корнями сказка уходит в историю жизни нашего народа.
Одним из средств проявления художественной формы литературного произведения являются иллюстрации. Наиболее яркие представители этого жанра — художники-сказочники Виктор Михайлович Васнецов и Иван Яковлевич Билибин. Полотна этих художников помогают передать внутренний мир героев сказок, погружают в то время и атмосферу, в которой жили сказочные персонажи. Благодаря творчеству этих художников мы можем не только читать сказку, но и видеть ее.
Виктор Васнецов, Ковер-самолет, 1880
Виктор Васнецов, Алёнушка, 1881
Виктор Васнецов, Витязь на распутье, 1882
Виктор Васнецов, Три царицы подземного царства, 1884
Виктор Васнецов, Иван Царевич на Сером Волке, 1889
Виктор Васнецов, Богатыри, 1881-1898
Васнецов, Снегурочка, 1899
Васнецов, Царевна Несмеяна, 1916-1926
Виктор Васнецов, Кащей Бессмертный, 1917-1926
Виктор Васнецов, Царевна-лягушка, 1918
Виктор Васнецов, Спящая царевна, 1900-1926
Иван Билибин, Иван-царевич и Жар-птица, 1899
Иван Билибин, Иван-царевич, 1899
Иван Билибин, Василиса Прекрасная покидает избу Бабы Яги, 1900 год
Иван Билибин, Баба Яга, 1900 год
Иван Билибин, Василиса Прекрасная и белый всадник, 1900 год
Иван Билибин, Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
Иван Билибин, Сказка о золотом петушке
Иван Билибин, Княгина на теремной башне, 1902
Иван Билибин, Вольга с дружиной, 1902
Иван Билибин, Сказка о царе Салтане, 1905
Иван Билибин, Бояре
Иван Билибин, Иллюстрация к сказке Василиса прекрасная, 1900
ЕГЭ по русскому языку с решением (cтраница 2)
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) На иллюстрациях к сказкам художники, как правило, изображают стилизованный образ рыбы-кита с огромной выпуклой головой и роговыми пластинами во рту, а также с изогнутым гигантским хвостом.
2) Гренландский кит, оставшийся в малом количестве в Арктике и взятый под охрану международным соглашением, является прообразом сказочной рыбы-кита.
3) Гренландские киты, из года в год мигрирующие в Антарктике одними и теми же путями, сохранились в небольшом количестве и были взяты под охрану международным соглашением.
4) Сказочный образ рыбы-кита скопирован с гренландского кита, сохранившегося сегодня в малом количестве в Арктике в зоне дрейфующих льдов и взятого под охрану международным соглашением.
5) В наше время сохранилось много гренландских китов, но добывать их разрешено лишь коренным малочисленным народам.
Выполняя это задание, важно понять, почему некоторые утверждения не подходят в качестве ответа.
Утверждение 1 отражает одну из мыслей, рассматриваемых в тексте (пересказывает только 1-е предложение из текста). Но эта мысль не является главной. Она лишь помогает раскрыть главную мысль.
Утверждение 3 напрямую противоречит содержанию текста. В утверждении 3: “в Антарктике”. В тексте: “Среда обитания этого кита — Арктика”.
Утверждение 5 напрямую противоречит содержанию текста. В утверждении 5: “сохранилось много гренландских китов” и “добывать их разрешено лишь коренным малочисленным народам”. В тексте: “Сегодня сохранилось очень малое количество этих животных” и “гренландский кит взят под охрану международным соглашением”.
Утверждения 2 и 4 пересказывают весь текст, выбирая из него самое главное.
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Объединение русских земель произошло быстро.
2) После объединения отдельных княжеств, раньше соперничавших друг с другом, Русь стала могучим государством.
3) Могучим государством Русь стала лишь после объединения прежде разрозненных княжеств, которые соперничали друг с другом.
4) Долгое время отдельные русские княжества враждовали между собой.
5) Русское государство возникло в результате длительных войн между князьями, каждый из которых защищал свои земли.
Выполняя это задание, важно понять, почему некоторые утверждения не подходят в качестве ответа.
Утверждение 1 напрямую противоречит содержанию текста. В тексте: “шло время, и постепенно разрозненные княжества объединились”. В утверждении: “Объединение русских земель произошло быстро”.
Утверждение 5 противоречит содержанию текста. В тексте не говорится о том, что “Русское государство возникло В РЕЗУЛЬТАТЕ длительных войн между князьями”.
Утверждение 4 содержит неполную информацию.
Утверждения 2 и 3 пересказывают весь текст, выбирая из него самое главное.
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Известный учёный-психолог Л.С. Выготский ставил перед психологией задачу научиться объяснять все сложнейшие проявления психики людей, а поиск этих объяснений вести в общественных отношениях, во взаимодействии организма со средой, а не внутри индивидуума.
2) Выдающийся психолог Л.С. Выготский в своих научных трудах рассказывает о самых сложных и самых необычных формах человеческого поведения, но подробно не описывает их, потому что, по его мнению, явления эти необъяснимы.
3) Известный учёный-психолог Л.С. Выготский любил повторять, что источник высших психических процессов не надо искать внутри индивидуума, чтобы не походить на обезьяну.
4) Человек, который надеется найти источник высших психических процессов внутри индивидуума, совершает ту же ошибку, что и обезьяна, пытающаяся обнаружить своё отражение позади зеркала.
5) По мнению Л.С. Выготского, задача психологии — научиться объяснять сложнейшие проявления человеческой психики на основе изучения взаимодействия организма со средой и общественных отношений, а не на основе изучения процессов внутри индивидуума.
Выполняя это задание, важно понять, почему некоторые утверждения не подходят в качестве ответа.
Утверждение 3 противоречит содержанию текста. В тексте говорится о том, что, по мнению Выготского, каждый, кто ищет объяснения проявлениям человеческой психики внутри индивидуума, похож на обезьяну перед зеркалом. В утверждении же говорится, что объяснения не стоит искать именно для того, чтобы не походить на обезьяну. Таких целей Выготский не ставил. Он лишь УКАЗЫВАЛ на сходство.
Утверждение 4 содержит неполную информацию и не самую важную информацию и отражает содержание только одного предложения (предложение 3).
Утверждения 1 и 5 пересказывают весь текст, выбирая из него самое главное.
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Чаще всего информация поступает в мозг по нескольким каналам, поэтому для лучшего запоминания материала нужно использовать различные виды памяти.
2) Память человека не только хранилище информации — она неотделима от мышления. Важно понимать, что в процессе обработки информация поступает в мозг только по какому-нибудь одному каналу, в результате чего оказывается задействованным тот или иной вид памяти.
3) Существующие виды памяти редко “работают” в чистом виде, и чем больше задействовано каналов, по которым поступает информация, тем лучше эта информация запоминается.
4) При подготовке к экзаменам студентам следует воспроизводить прочитанное на бумаге: это позволит быстрее запомнить информацию.
5) Объём памяти человека не безграничен, и поэтому преподаватели рекомендуют студентам готовиться к экзамену, не только читая книги и конспекты лекций, но и воспроизводя прочитанное на бумаге.
Выполняя это задание, важно понять, почему некоторые утверждения не подходят в качестве ответа.
Утверждение 2 напрямую противоречит содержанию текста. В тексте: “информация в мозг поступает сразу по нескольким каналам”. В утверждении: “информация поступает в мозг только по какому-нибудь одному каналу”.
Утверждения 4 и 5 содержат неполную информацию (только пример про студентов, а не информацию о разных видах памяти) и отражают содержание только одного предложения (предложение 3).
Утверждения 1 и 3 пересказывают большую часть текста и отражают главную информацию, содержащуюся в нём: существует несколько видов памяти, и информация поступает в мозг, соответственно, по нескольким каналам, а потому задействовать надо разные виды памяти.
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Кремний является одним из элементов четвёртой группы Периодической системы элементов Менделеева и расположен под номером 14.
2) Сравнивая свойства кремния и углерода, учёные установили их основное различие. Оно заключается в том, что кремний можно использовать для построения больших молекул, а углерод — нет.
3) Хотя кремний немногим выделяется среди своих соседей в Периодической системе элементов Менделеева, этот элемент можно считать необыкновенным, так как он является одним из наиболее распространённых в природе элементов.
4) Кремний, немногим выделяющийся среди своих соседей — химических элементов Периодической системы Менделеева, является одним из наиболее распространённых в природе элементов.
5) Именно атомная масса и конфигурация внешних электронных оболочек делают кремний особенным химическим элементом в Периодической системе элементов Менделеева.
Выполняя это задание, важно понять, почему некоторые утверждения не подходят в качестве ответа.
Утверждение 1 содержит неполную информацию и не самую важную информацию и отражает содержание только одного предложения (предложение 1).
Утверждение 2 содержит информацию, которой в тексте нет: в тексте не говорится о том, что учёные сравнивали свойства кремния и углерода.
Утверждение 5 напрямую противоречит содержанию текста. В тексте: “он мало выделяется среди своих соседей: сопоставимы атомная масса, конфигурация внешних электронных оболочек и некоторые другие свойства”. В утверждении: “атомная масса и конфигурация внешних электронных оболочек делают кремний особенным химическим элементом”.
Утверждения 3 и 4 пересказывают весь текст, выбирая из него самое главное.
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Подлинно культурный человек — это человек, всегда сознательно принимающий ограничения, которые связаны с соблюдением принятых в обществе норм, а не делающий вид, что он их соблюдает.
2) Люди, обладающие внешней культурой, во многом превосходят тех, кто обладает внутренней культурой, и выглядят лучше в глазах общества.
3) Соблюдение моральных законов и принятых в обществе норм поведения только на глазах у окружающих характеризует человека, обладающего внешней культурой.
4) Настоящая культура проявляется в человеке не тогда, когда его видят и оценивают, а когда он сознательно идёт на некоторые ограничения, соблюдая принятые в обществе нормы.
5) Культурный человек поступает по всем правилам, нормам и законам и не идёт ни на какие ограничения.
Выполняя это задание, важно понять, почему некоторые утверждения не подходят в качестве ответа.
Утверждение 2 содержит информацию, которой в тексте нет: в тексте не говорится о том, что люди, обладающие внешней культурой, превосходят тех, кто обладает внутренней. Более того, это утверждение по своему посылу противоречит главной идее текста.
Утверждение 3 содержит неполную информацию и не самую важную информацию и отражает содержание только одного предложения (предложение 1).
Утверждения 1 и 4 отражают главную информацию, содержащуюся в тексте: они рассказывают о том, какого человека можно было бы считать истинно культурным.