на чем можно научиться кататься
Моноколесо: что происходит во время обучения, и как ускорить этот процесс
Материалов на тему обучения езде на моноколесе в сети достаточно много, включая и хабр. С моей точки зрения, им недостаёт структурированности и фокусировки на важных вещах.
Сам я научился ездить за 2,5 часа и после этого поехал с работы домой через весь город — полтора десятка километров. С того момента я обучил ещё 17 человек — и лишь немногим из них потребовалось больше полутора часов, чтобы поехать самостоятельно.
Почему мне не потребовалось «неделя трудных и упорных попыток, чтобы поехать»?
Я выработал теорию, по которой теперь обучаю людей. Я рассказываю эту теорию перед тем, как выдать человеку колесо — чтобы ученик понимал, что именно и в каком порядке он пытается добиться. Понимание сильно ускоряет процесс. Данная статья — попытка изложить эту теорию, с конкретным алгоритмом — что и в каком порядке нужно делать, чтобы максимально эффективно научиться ездить.
Теория
В первую очередь, что представляет из себя процесс езды? Это постоянная потеря и ловля равновесия. Мы всё время падаем, влево или вправо. Что мы делаем, чтобы не упасть? Мы направляем колесо в сторону падения и жмём «газ», чтобы оно подъехало под центр тяжести, и тело снова встало вертикально. Задача — чтобы тело делало это рефлекторно. Вот эти рефлексы мы и будем вырабатывать.
Повторю ещё раз, поскольку это очень важно. Мы учимся ездить не потому, что получили из книжки новые знания и они магически позволили нам ездить. Это не таблица умножения. Мы учимся ездить, потому что в мозгу выработались новые нейронные связи, которые позволяют мгновенно и бессознательно отреагировать на потерю равновесия. Мы, со своей стороны, можем использовать более эффективную методику, чтобы связи вырабатывались быстрее — несколько часов вместо нескольких дней, например.
Что представляет из себя процесс обучения? Допустим, вы встаете на колесо с помощью другого человека, и медленно начинаете ехать. Мозг в панике посылает всему телу противоречивые сигналы, а тело пытается ловить равновесие, но не знает как это делать. В течение первых же секунд вы заваливаетесь на плечо своего товарища всем своим весом, а он пытается удержать вас от падения. И так — снова и снова. В какой-то момент впервые, при очередной потере равновесия, ноги судорожно выделывают какое-то странное движение, и вам удается восстановить равновесие самостоятельно. Этот момент очень примечателен — он означает, что обучение началось. Мозг впервые смог подобрать ключик — как бы так извернуться, чтобы не упасть — и успел сделать это до полной потери равновесия. Чем дольше мы учимся — тем быстрее мы реагируем на отклонение от вертикали, и тем меньшее усилие требуется, чтобы вернуться в неё. В конечном итоге тело начинает реагировать даже до того, как начнется отклонение от вертикали, полностью убирая из процесса езды понятие «потеря равновесия». С этого момента ездить на колесе становится так же просто и естественно, как дышать или ходить.
Эффективность
Обучение происходит в результате повторения одного и того же процесса. Потеря равновесия, успешная реакция тела, формирование нейронных связей. Эффективное обучение — это когда в единицу времени происходит как можно больше повторений. Грубо говоря, сколько раз вы потеряли равновесие, но не упали.
Самое сложное тут — первые шаги, потому что между повторениям проходит очень много времени, и тратится много усилий. Вы пытаетесь встать на колесо, сразу спрыгивате, ловите колесо чтобы не грохнулось, и так — раз за разом. Через пять минут вы мокрый как мышь от усилий, но успешно проехать пару метров и не потерять равновесие не получилось ни разу. За этим прекрасным занятием можно провести и неделю, но это неэффективно.
Идея моей методики обучения заключается в том, чтобы сперва (с помощью другого человека) научиться ехать и не спрыгивать, и только потом учиться самостоятельно вставать на колесо. Проще говоря, мы проходим первые шаги без потерь на спрыгивания и ловлю колеса. Проходит от 10 минут до получаса — и ваши первичные нейронные связи сформированы и позволяют вам ехать какое-то время самостоятельно. С этого момента процесс обучения становится «самоподдерживающимся» — вы катаетесь, а тело учится реагировать на разные ситуации.
Обратите внимание, что разница между обучением с помощником или обучением «у стеночки» — значительная. Помощник может идти рядом с вами, пока вы в процессе удержания равновесия непроизвольно разворачиваетесь и едете в абсолютно произвольном направлении. Кроме того, помощник может аккуратно отбирать у вас опору, провоцируя искать баланс.
Алгоритм обучения
Защита для ног
Обучение езде на колесе обладает особенностью — в процессе приходится много раз на колесо запрыгивать и спрыгивать. Десятков раз. Сотен. И каждый раз при отрыве второй ноги от земли весь вес вашего тела оказывается приложен к вашей голени сбоку.В зависимости от модели колеса, это может быть в разной степени больно. Можно заработать синяк за полчаса и прихрамывая отправиться домой, и ближайшие пару дней вы не сможете продолжать обучение. Для решения этой проблемы используются «подушки» из мягкого материала. Когда я учился — я приматывал изолентой к ноге сложенную во много слоев пупырчатую пленку, и всё это пряталось под штаниной. Для тех, кого учил я — прихватывал из дома небольшую поролоновую подушку.
Вторая проблема — иногда, при неудачном спрыгивании, колесо догоняет вас и острым ребром алюминиевой педали, с инерцией 15-килограммового снаряда, бьет по лодыжке. Лучше, чтобы обувь для обучения хоть немного её прикрывала.
Другие руководства и упражения
Я не пытался запихать в эту статью всю существующую в мире информацию про моноколёса и рассчитываю, что моя статья не будет единственным источником информации. Если человек хочет научиться чему-либо — он пробует разные подходы, пока не найдет эффективный. Мой способ отлично сработал почти для двух десятков человек — но если вы бьетесь полтора часа и у вас ничего не выходит — пробуйте менять подход. Поделайте «циркуль» и «длинный шаг», вреда от этого не будет)
Бонус для желающих научиться ездить в СПб
Могу дать возможность поучиться на колесе ks14d, за пиво или небольшую сумму (колесо во время обучения склонно ушатываться). Район — Свердловская набережная либо Полюстровский парк. Время — вечерами в будни.
На чем можно научиться кататься
Уроки в школе скейтбординга в Москве. Обучение на скейтборде для детей и взрослых. Как научиться кататься на скейте с нуля новичку девочке и мальчику.
Как научиться кататься на скейте и делать на нём трюки с нуля? Очень актуальный вопрос для этого лета. Летом 2020 очень много ребят встают на скейтборды и пытаются кататься на нём. Но, как это ни странно, не у всех получается правильно кататься на скейтборде.
Это только кажется, что надо просто встать на доску с колесами и поехать. Но не тут-то было! Дощечка с колёсиками имеет сложное строение. Подвески, например, поворачивают от вашего малейшего перемещения веса. Они требуют от райдера идеальное удержание баланса по центру, чтобы просто ехать по прямой линии. Если поставить ноги неправильно, можно завалиться вперед. Если вы сильно надавите слишком сильно на ноуз (nose — нос скейтборда, передняя часть доски). Или самое стандартное падение скейтера — это падение назад. Если слишком сильно надавить на тейл (tail — хвост скейтборда, задняя часть доски).
Также существует отдельный вопрос выбора скейтборда. Так как потеряться в многообразии современных моделей достаточно легко. Ну, если вы в этом совсем не разбираетесь. Допустим, если вы еще не купили скейтборд, то читайте эту статью.
Если вы уже успели купить скейтборд, то советуем вам не тянуть. Начинайте кататься прямо сегодня после прочтения этой статьи. Почему так быстро? Потому что скейбординг для новичков возможен даже во дворе (можно даже пригласить тренера к себе во двор). А если у вас новенький скейтборд с чистыми колёсами, прямо из магазина, то можно учиться даже дома. Главное, уберите подальше стеклянные предметы и мебель, которые можно разбить.
Как научиться кататься на скейте быстро даже ребёнку и определить стойку на скейтборде
Итак, начнём. В этой статье мы расскажем о первом шаге к тому, чтобы научиться кататься на скейтборде как мальчику, так и девочке, а также взрослому начинающему. Сначала определите вашу стойку. Стойка — это обозначение того, какой ногой вперед вы едете на скейте. Основная стойка может быть либо гуфи (goofy) правым плечом вперед, либо регуляр (regular) левым плечом вперед.
Как это определить? Встаньте перед любой ступенькой или препятствием, попробуйте его перешагнуть или зашагнуть на него. Та нога, которой вы сделали перый шаг как раз и будет вашей ведущей ногой (передней). Если вам абсолютно одинаково обеими ногами перешагивать препятствия, то вы можете тренироваться катанию в двух стойках. В этом нет никаких проблем, просто это редкость. Ведь людей с одинаково развитыми полушариями мозга в мире не так много!
Дальше нужно научиться просто вставать на скейтборд. И сделать это можно даже дома. Правда, первые разы лучше пробовать это не на гладкой поверхности, а на какой-то более шершавой. Например, если дома вы постелите коврик или полотенце и поставите скейтборд на него. Таким образом колёса не будут норовить поехать под вами без отталкиваний. Если вы во дворе, то можно использовать прорезиненное покрытие спортивной площадки или газон с короткой травой. Там скейтборд не будет уезжать вперёд и назад. Даже если вы перенесёте вес тела не туда, куда надо.
Как поставить переднюю ногу на скейтборд правильно
Теперь, когда вы смогли узнать свою стойку на скейте, поставили скейтборд на нескользящую поверхность — начинаем учиться. Встаньте к скейтборду боком (ближайшая нога должна быть ваша ведущая нога). Затем немного развернитесь к нему спиной (под углом 45 градусов). Из этого положения поднимите вашу ведущую ногу и поставьте её на скейтборд. Также важно правильно поставить ногу на деку. Не стоит слушать советы популярных блоггеров или тиктокеров, если они только не являются профессиональными скейтерами. Как правило, раскрученные видео на скейте не являются такой уж достоверной информацией в плане изучения техники катания.
Ставьте ногу сразу правильно. Так вам будет удобно кататься, контролировать скейтборд. А также делать трюки и ориентироваться в разных экстренных ситуациях на большой скорости.
Итак, как же правильно ставить ноги на скейтборд? Передняя нога должна стоять над передними подвесками. Подвеска это металлическая часть скейтборда, которая соединяет колёса и деревянную деку. Но не просто над ними, а так, чтобы два передних болта были видны. Два других два были закрыты вашей стопой ведущей ноги. Носок должен смотреть не вперёд, по ходу движения. Он должен быть развёрнут на 45 градусов (внутрь, а не наружу. в сторону вашего лица, а не спины). Когда вы поставили переднюю ногу правильно, обратите внимание на то, чтобы ни носок, ни пятка слишком сильно с доски не свисали. Если ваша нога шире, чем дека скейтборда, то носок и пятка должны свисать примерно в равной степени. Не должна быть так, что пятка стоит на скейт, а носок висит в воздухе, и наоборот. Чтобы вам было легко держать баланс во время катания, нога должна стоять правильно.
Как научиться кататься на скейте и вставать на скейтборд двумя ногами правильно
Как научиться кататься на скейте правильно и поставить обе ноги на доску? Теперь сгибаете коленку ведущей ноги совсем слегка. Это нужно вам для большей устойчивости (что важно на большой скорости и внезапно появляющихся камнях пол колёсами). Переносите вес полностью на вашу ведущую ногу, корпус находится над ней же. Ставьте заднюю (толчковую) ногу на хвост доски очень мягко, без веса, не переваливаясь корпусом. В таком положении вы должны кататься в идеале. Это поможет вам при резких поворотах и преодолении препятствий на пути (но об этом позже).
Часто гуляя по городу вы можете видеть райдеров, которые ездят на скейте, поставив обе ноги над подвесками. Переднюю ногу над передней подвеской и заднюю ногу над задней подвеской. Это нормальное положение, нужно сказать, что оно является очень устойчивым. Но оно подходит лишь тогда, когда вы уже хорошо научились контролировать скейт (и то не всегда). И точно знаете трассу, что там нет камней, трещин, и непредвиденных поворотов. Когда вы уверены, что сейчас-то можно кататься расслабленно — вставайте так. Пока вы не очень хорошо знаете местность и управляете доской, лучше ездить так, как мы рассказали вам ранее. И помните, постановка ног — это 50% успеха!
Носок задней ноги также должен смотреть в сторону, как и у передней ноги. Он может быть развёрнут полностью (на 90 градусов), на 45 (как передняя нога). Но ни в коем случае не допускайте, чтобы носок толчковой ноги был развёрнут вперёд по ходу движения.
Удержание баланса на скейтборде
Поздравляем! Вы встали на скейтборд.
Теперь потренируйте удержание равновесия на нём. Слегка согнув колени, надавите на носки и на пятки, чтобы почувствовать насколько хорошо поворачивают ваши подвески и насколько мягкие в них амортизаторы.
Помните, что чем шире ваши ноги стоят на доске, тем более устойчивы вы во время катания на большой скорости или в любой непредвиденной ситуации.
Поэтому тренируйте баланс, стоя на скейтборде на месте. При этом, согнув колени, нажимая на носки (в течение 3-5 секунд). Затем на пятки (так же 3-5 секунд). Это движение в будущем поможет вам в поворотах.
Теперь можете немного (или много, если есть силы) поприседать, стоя на скейте. Помашите немного руками, чтобы приготовиться к разным непредвиденным ситуациям. Ведь руки помогают удерживать баланс на скейте. Если вы находитесь в каком-то неустойчивом положении, просто разведите руки пошире. А также поднимите их ближе к уровню плеч. И вам будет намного проще сохранить баланс в пространстве. При этом также не забывайте сгибать колени и ставить ноги достаточно широко.
Как тормозить или слазить с доски для новичков
Теперь тренируем сход со скейтборда, или полное торможение на скорости. Для этого нужно ставить заднюю ногу на поверхность, по которой едет скейтборд. То есть просто перенесите весь вес на переднюю ногу (согнув её). Абсолютно разгруженную толчковую ногу оторвите от шкурки скейтборда, поставьте её на пол/асфальт. Снимаем заднюю ногу разумеется перед собой (так, чтобы вы могли её видеть. не за вашу спину!). Затем, перенесите вес на заднюю ногу полностью. Разгруженную переднюю ногу ставьте на пол в ту же сторону от скейта, где находится сейчас задняя нога (в сторону лица, живота и т.д., но не спины!).
Теперь вам стоит отработать это движение на месте столько раз. Чтобы вам даже стало немного скучно. Вот тогда вы готовы к следующему этапу обучения — становление на скейт на скользкой (гладкой) поверхности. Это может быть асфальт, бетон или плитка. Там, где колёса скейта начнут потихоньку и сами по себе ехать. Удерживайте баланс, не спешите с резкими и быстрыми движениями. И помогайте себе руками.
Пробуем, учимся классно кататься — ездить и набирать скорость на скейтборде на для начинающих
Когда вы и это научились делать легко и выполняете это задание 10 из десяти попыток, то пора учиться набирать скорость. Учимся кататься на скейте с нормальной скоростью.
Здесь всё похоже на прошлое задание. Техника катания достаточно простая. Встаём передней ногой на скейт, переносим вес на неё полностью, сгибаем в колене. Отрывая заднюю ногу от земли, делаем маленько отталкивание, не опираясь на заднюю (толчковую) ногу. Сразу после отталкивания, ставим заднюю ногу на хвост, как и в прошлом задании. Главное после отталкивания очень долго не думать. Не ехать, стоя на скейте на одной ноге. Ура! Вы научились толкаться.
Надеемся, мы объяснили понятно, как научиться кататься на скейте, и у вас всё получилось. Конечно, вы можете ещё посмотреть видео на ютубе — как кататься на скейте правильно, но лучше всего обратиться к тренеру, особенно на первых порах. Обучение катанию на скейте для начинающих — это задача для 3-4 тренировок, которые пройдут весело и эффективно. Намного лучше, чем учиться самом месяц-другой, не правда ли?
Как научиться кататься на скейтборде
Скейтбординг очень популярен среди подростков. На нем можно быстро перемещаться, показывать захватывающие трюки и впечатлять сверстников. Но теперь этот спорт не только для детей – его включили в программу Олимпиады 2020. Так что все больше взрослых хотят научиться кататься на скейте.
Подготовка к тренировкам
Скейтбординг – экстремальный вид спорта. В нем можно получить травму во время падения. Чтобы обезопасить себя, нужно перед обучением подобрать защитную экипировку, правильно выбрать скейт и место для тренировок.
Как выбрать доску
Стороннему наблюдателю кажется, что все скейты на одно лицо. Просто доска с колесиками. Поэтому начинающий любитель выбирает первый попавшийся инвентарь. В результате сталкивается с лишними проблемами.
Для новичков подходит широкий скейт – 20,3 см. Длина 78,5 см. Классический размер, на котором легко держать равновесие и выполнять простые трюки.
Выбирайте доску с алюминиевой подвеской, да так, чтобы она не выступала за пределы краев доски.
Подшипники класса ABEC от 1 до 3. Небольшие колеса, т.к. большие могут помешать в обучении.
Подбор экипировки
Не только дети нуждаются в защите. Взрослым тоже нужно обезопасить себя от травм при падении.
Желательно приобрести подходящую обувь. Есть специальные кроссовки для катания на скейтборде. Они обеспечивают лучшее сцепление с поверхностью, да и прослужат они дольше благодаря долговечным материалам, специально разработанным для взаимодействия с досками.
Не используйте обувь с текстурированной подошвой.
Где тренироваться
В домашних условиях научиться кататься на скейте не получится. Нужна большая ровная площадка для тренировки.
Не во всех городах есть специальные скейт-парки, но можно тренироваться в обычных парках или на стадионах. Нужна ровная поверхность без трещин или других препятствий. Обычно тренируются на бетонном, асфальтовом или плиточном покрытии.
Сначала изучите территорию, и только потом вставайте на скейтборд. Без предварительной разведки можно внезапно наткнуться на яму или люк, что может привести к падению.
Держитесь с краю дорожек, чтобы не мешать более опытным скейтерам и роллерам, которые катаются на высокой скорости.
Вам нужно избегать мест с большим скоплением людей. Тротуары и детские площадки лучше обходить стороной.
Как научиться кататься на скейтборде
Тренировки нужно проводить в полной экипировке. Безопасность превыше всего. Хотя бы в начале обучения используйте защиту, чтобы избежать травм. Когда почувствуете себя уверенней, можно будет постепенно снимать одну за другой, оставив в конце только шлем.
Начинать нужно с самых основ. Пока что не научитесь вставать на доску и держать равновесие, бесполезно изучать сложные трюки. Двигайтесь шаг за шагом от простого к сложному, и вскоре будете наравне с опытными скейтбордистами.
Стойка на скейтборде
Во время движения скейтбордист стоит на доске боком. Ноги стоят параллельно друг другу:
Первым делом нужно определить, какая нога у вас является ведущей. Именно ее нужно ставить спереди.
Встаньте прямо, ноги вместе. Попросите кого-нибудь внезапно вас толкнуть или начните падать вперед. Посмотрите, какую ногу вы инстинктивно выставите вперед: правую или левую. Именно она и будет стоять в начале доски.
В сленге скейтбордистов есть для этого специальные термины:
Попробуйте оба варианта, чтобы понять, как вам удобней.
Исходное положение
Перед тем, как научиться кататься на скейте, нужно освоить базовые элементы. А именно – разобраться с основной стойкой на доске.
Сначала нужно вставать на зафиксированную доску. Не пытайтесь сразу ехать, нужно привыкнуть к этому положению тела и запомнить его:
В этом положении вы сможете легко управлять движением доски. Перенесите вес на носки, чтобы ролики под ними сблизились. При переносе центра тяжести на пятки, сблизятся задние ролики.
Научившись держать равновесие, начните осторожно двигаться.
Начало движения
Займите исходное положение – поставьте обе ноги над колесиками. Осторожно опустите заднюю ногу на асфальт, оттолкнитесь и верните ее на место. Толчок должен быть небольшим.
Сейчас не нужно гнаться за скоростью или расстоянием. Важно, чтобы вы почувствовали баланс.
Освоившись, делайте более сильные толчки, чтобы проезжать дальше. Сильно не разгоняйтесь, ведь вы еще не научились маневрировать и тормозить.
Повороты
Теперь нужно разобраться, как можно поворачивать.
Для новичков подходит плавный вариант. Для этого перенесите вес тела на ту сторону доски, куда нужно повернуть. Немного наклоните доску носками или пятками. При этом корпус тоже нужно наклонить в ту сторону. Ваша траектория изменится, и вы начнете поворачивать.
К резким поворотам нужно переходить уже уверенным пользователям. Здесь придется балансировать на задних колесах, что недоступно начинающим.
Для быстрого и резкого поворота нужно оторвать переднюю часть доски от земли, перенести весь вес тела на задние колеса. В этот момент корпусом сделайте рывок в ту сторону, куда планируете двигаться, и доска проследует за вами. Когда ее носок будет смотреть в нужную сторону, опустите его и продолжите движение.
Торможение
Для снижения скорости нужно перенести опорную ногу на хвост доски, надавить на колеса, чтоб они замедлились. При небольшом давлении вы просто замедлите движение, а при продолжительном плавно остановитесь.
Экстренное торможение можно выполнить двумя способами:
В случае опасности, когда нет времени на торможение, просто спрыгните со скейта вперед, по ходу движения. После приземления нужно пробежать немного вперед, чтобы погасить инерцию.
Разгон
Рано или поздно вы захотите ездить быстрее, и здесь тоже нужно соблюдать определенную технику.
Для набора скорости нужно отталкиваться от земли всей поверхностью стопы. Делайте резкие, но мощные движения. Старайтесь отталкиваться толкающей ногой в районе передних колес. После толчка возвращайте ее на хвост доски и держите баланс.
Трюки на скейтборде
Во многом людей привлекает скейтбординг именно эффектными трюками. Со стороны они выглядят впечатляющими, и любители хотят быстрее перейти к их выполнению. Но на деле это сложнее, чем выглядит, так что не спешите.
Сначала нужно изучить основы. Научиться держать равновесие, тормозить, поворачивать и ощущать доску. После этого можно разучить самые простые трюки.
Потом нужно приобрести правильный скейт. Обычный круизер с прямыми краями не подойдет. Нужны узкие и легкие борды с задранной носовой и хвостовой частями. Не забывайте про защиту – во время изучения нового трюка всегда используйте как минимум шлем.
Кикфлип
Базовый элемент, который обязательно нужно освоить. Под этим названием подразумевается прокрутка деки во время прыжка на хорошем разгоне.
Колени держите полусогнутыми, чтобы смягчить контакт с асфальтом.
Со стороны этот трюк выглядит очень эффектно. Доска словно приклеивается к ступням скейтбордиста.
Лучше всего для тренировки выбрать место с небольшой трещиной. Подойдет зазор между двумя плитками. Главное, чтобы вы могли зафиксировать колеса в неподвижном состоянии. Так вы не будете отвлекаться на поддержание баланса.
Только долгие тренировки позволят идеально выполнять этот трюк. Но это лишь небольшая ступень к более сложным элементам, которые строятся на этих базовых знаниях.
Фифти-фифти (fifty-fifty) – это когда обе ваши подвески находятся на краю препятствия.
Для выполнения вы должны уже уметь делать олли достаточно хорошо.
Если ехать прямо на препятствие, запрыгивая на него, можно зацепиться за край грани подвеской и упасть. С движением со стороны ничто не сможет зацепить вашу подвеску.
Советы для новичков
Начиная тренироваться с нуля и без тренера, любители допускают много ошибок. Зачастую им даже не к кому обратиться за советом или рекомендациями. Ведь со стороны можно заметить неправильную технику, и сразу направить в правильное русло.
У вас есть возможность учиться на чужих ошибках, чтобы не совершить собственные.
Соблюдение техники безопасности и осторожность во время тренировок, помогут научиться кататься на скейте без травм и осложнений. Не спешите и не пытайтесь впечатлить кого-то, пока что не освоитесь с доской. Лишние риски ни к чему.