на чем можно фехтовать

Экипировка для фехтования: Какая понадобится? Как выбрать?

Чтобы ребенку было комфортно заниматься фехтованием, ему необходимо приобрести качественную экипировку. Мы рассмотрим, какие предметы понадобятся юному спортсмену для тренировок. А также расскажем об особенностях их подбора.

на чем можно фехтовать Элементы экипировки, которые понадобятся ребенку

Костюм

Фехтование подразделяется на категории. В рамках этого вида спорта, дети могут соревноваться на саблях, рапирах или шпагах.

В разных типах фехтования форма немного разнится.

Давайте рассмотрим особенности выбора комплектов одежды и атрибутики для этого вида спорта.

Куртка

на чем можно фехтовать

Для фехтования юным спортсменам необходимо приобрести куртку белого цвета. Она должна быть изготовлена из легкой ткани. Для того, чтобы удобно сидеть на теле ребенка и не давить на него. Не сковывать движения.

Куртки для фехтования имеют удобную систему фиксации. Застежки расположены на рукаве той руки, которая свободна от ношения сабли, рапиры или шпаги.

Куртки для фехтования имеют надежную систему защиты от ударов. Она позволяет обезопасить шею спортсмена от случайных попаданий меча в нее. Это достигается за счет наличия в структуре специального воротника.

Какую куртку и экипировку нужно приобретать шпажистам, рапиристам и саблистам?

Бриджи для фехтования

на чем можно фехтовать

С покупкой бридж для фехтования у вас проблем не возникнет. Их очень легко выбрать.

Вам нужно приобрести модель, которая будет подходить ребенку по размеру. А также будет покрывать его колени. И иметь в структуре подтяжки.

Последние нужны для того, чтобы плотно зафиксировать бриджи на ребенке во время боя.

Гетры

на чем можно фехтовать

В гетрах у ребенка не будет натирать нога. Он будет меньше потеть. И будет чувствовать себя комфортно.

В спортивных магазинах, в основном, представлены белые гетры. Однако, при желании, вы можете найти изделия и других, более красивых оттенков.

Основные требования, которые предъявляются к форме для фехтования

на чем можно фехтовать

Отличить один тип формы от другой очень просто. Если вы видите на изделии буквы FIE, то оно получило лицензию от Международной федерации фехтования.

Форма с подобной маркировкой полностью соответствует международным требованиям. И может использоваться на турнирах, соревнованиях любого уровня.

Какой костюм нужно приобретать юному фехтовальщику?

Во время выбора костюма для фехтования помните, что он должен быть максимально прочным. Это необходимо для того, чтобы изделие обезопасило спортсмена от различных повреждений. И травм тела, которые могут быть нанесены ударом соперника.

Мы рекомендуем отдавать предпочтение костюмам, на этикетке которых указаны значения 350N или 350H. Предмет экипировки с подобными маркировками идеально подойдет для начинающих фехтовальщиков. Он сможет выдержать нагрузку большой силы. Вплоть до трехсот пятидесяти Ньютон. При этом, ребенок не получит повреждение или травму.

Как выбрать одежду для фехтования?

на чем можно фехтовать

Маленьким детям можно приобретать костюм для фехтования на вырост. Однако, он должен быть больше текущих габаритов спортсмена не более, чем на один размер. Если костюм будет больше, то он будет спадать с ребенка.

на чем можно фехтовать

Обувь для фехтования

на чем можно фехтовать

Покупать для фехтования специализированную обувь не обязательно. Вы можете приобрести любую спортивную модель кроссовок, у которой отсутствуют шипы, и есть эластичная подошва.

Когда ребенок начнет заниматься фехтованием более профессионально, вы сможете приобрести узкоспециализированную обувь. От крупных спортивных брендов: Адидас, Nike и ряда других.

Особенности подбора обуви для фехтования

Перед тем, как покупать обувь для фехтования, обязательно померяйте ее. А затем обратите внимание на следующие аспекты:

Источник

Фехтование

на чем можно фехтовать

на чем можно фехтовать

Содержание

История фехтования

на чем можно фехтовать

на чем можно фехтовать

на чем можно фехтовать

на чем можно фехтовать

Боевое фехтование — в первую очередь это искусство владения боевым холодным оружием: мечом, шпагой, ножом, секирой и пр. Преподавали фехтование и новобранцам-легионерам, и гладиаторам в Древнем Риме. В Древней Греции фехтование было одной из основных дисциплин для детей граждан, с самого младшего возраста (с 7-9 лет). В Средние века фехтование было одной из основных дисциплин дворянина-рыцаря. Первоначально при фехтовании на боевых шпагах, представлявших собою длинные тонкие мечи со сложной гардой, использовались щиты, а затем и кинжалы. Только в наше время фехтование из боевого искусства превратилось в вид спорта.

Виды фехтования

Современное спортивное фехтование

Спортивное фехтование

Различают следующие виды спортивного фехтования в зависимости от используемого оружия:

Как правило, судья отдаёт команды во время соревнования на французском языке. Различаются следующие команды:

Фехтование входит в программу Олимпийских игр. Проводятся также чемпионаты мира по фехтованию, с 1981 года — чемпионаты Европы, а также национальные чемпионаты.

Фехтование на рапирах

на чем можно фехтовать

на чем можно фехтовать

Мужчины и женщины соревнуются на рапирах в отдельных турнирах. Пружина в наконечнике рапиры настраивается на давление в 500 г. Кроме того, аппарат, фиксирующий уколы, не регистрирует касания продолжительностью менее 0,025 сек. Другие уколы аппарат фиксирует. Засчитываются действительными лишь уколы, нанесенные в металлизированную куртку (электрокуртку).

Поражаемая поверхность на фехтовальщике закрыта металлизированной курткой, укол в которую регистрируется цветной лампой на аппарате. Уколы в области, не закрытые металлизированной курткой, регистрируются белой лампой и считаются недействительными.

Поединок в фехтовании происходит на фехтовальной дорожке. Пересечение бойцом границы за его спиной карается штрафным уколом. При выходе бойцами за боковые границы дорожки бой останавливается, а нанесенные после этого уколы аннулируются.

В фехтовании запрещены столкновения бойцов телами, виновному в столкновении выносится предупреждение, повторное столкновение карается штрафным уколом. Кроме этого бой останавливается, если его участники оказываются за спиной друг друга.

В настоящее время с целью повышения качества судейства судья может использовать видеоповтор для принятия решения. Также каждый из бойцов может потребовать пересмотра решения судьи с использованием видеоповтора.

Фехтование на шпагах

В фехтовании на шпагах не существует приоритета действий. Аппарат фиксирует только тот укол, который нанесён раньше другого не менее чем на 0,04 с. Одновременно нанесённые уколы взаимно регистрируются и присуждаются обоим фехтовальщикам. Лишь последние уколы в поединке при равном счёте нуждаются в повторе.

Фехтование на саблях

Бой на саблях отчасти является похожим на фехтование на рапирах. Те же основные правила определения победителя в схватке, где атакующий имеет преимущество перед контратакующим при одновременно нанесённых ударах или уколах. Фехтовальная фаза развивается от атаки к парированию и попытке нанесения ответа, переходом приоритета действия от одного фехтовальщика к другому. Главное же отличие в том, что саблей на практике наносят преимущественно удары, а не уколы, защититься от первых сложнее, и бой становится гораздо более динамичным.

В отличие от рапиры и шпаги, в фехтовании на саблях запрещён «скрестный шаг вперёд» (скрестный шаг назад разрешён).

Арт-фехтование

Артистическое фехтование объединяет в себе фехтовальное искусство всех эпох, от античных веков до наших дней, а также включает «вневременное» фехтование.

Фехтование на карабинах

Одним из направлений современного штыкового боя является система РОСС, возрождающая традиции ведения рукопашного боя на карабинах со штыком. Методика и программа обучения строится на общих принципах РОСС (Российская Отечественная Система Самозащиты) — законах механики и природы движения. Система РОСС предлагает два варианта ведения спортивно-игровой формы обучения штыковому бою:

Фехтование на тростях

В спортивном варианте фехтования на тростях два бойца в защитном снаряжении (маска, нагрудник, перчатки, щитки на ногах), вооруженные гладкими деревянными палками длиной 95 см и массой 125—140 граммов, ведут бой в круге диаметром 6 м. Поединок фехтовальщиков длится 2 мин. За это время необходимо нанести друг другу как можно больше колющих и рубящих ударов тростью в любую часть тела. Трость держится прямым хватом, вторая рука заложена за спину.

Историческое фехтование

В настоящее время появляются и набирают популярность неофициальные спортивные соревнования по фехтованию на тяжелом клинковом оружии (в частности, на мечах). С каждым годом этот вид фехтования становится всё более известным благодаря энтузиастам, увлекающимся исторической реконструкцией. Как правило, реконструкторами и любителями данного направления фехтования применяются одно- или двуручные мечи массой от 1200 г до 4-5 кг. Защитой служат разнообразные доспехи: кольчуги, бригантины, латные панцири и т. п. исторические (или стилизованные под конкретную историческую эпоху) средства защиты. Проведение соревнований по данному виду фехтования держится на энтузиазме участников нескольких исторических и общественных движений, не имеет чётких единых правил и находится в стадии становления. Участие в таких соревнованиях является более травмоопасным по сравнению с официальным видами фехтования, так как бои идут в полный контакт.

К фехтованию на тяжёлом клинковом оружии относятся также бугуртные бои (5х5, 21х21) — массовые бои по примеру средневековых турниров, где, кроме одиночных, также проводились и групповые бои. Необычность этого вида спорта состоит в том, что для достижения победы команде необходимо сочетание физической силы спортсменов, воли, ловкости, командной тактики и стратегии и интеллекта каждого спортсмена. Соревнования в данной номинации проводятся по единым правилам по всей России.

Паралимпийское фехтование

Паралимпийское фехтование имеет давнюю историю. Ещё в 1780 году доктор Тиссо (Франция) разработал методику, которую описал в книге под названием «Медицинская хирургическая гимнастика в гигиеническом аспекте. Упражнения с оружием». А в 1895 году француз Селестин Леконт разработал теорию, согласно которой занятия фехтованием обладают большим лечебным эффектом. Он описал пятнадцать болезней, вылеченных с помощью этого вида спорта.

Современная история паралимпийского фехтования, или, как его ещё называют, фехтования в инвалидных колясках (от английского wheelchair fencing) начинается с 50-х годов прошлого века, когда сэром Людвигом Гатманном была предложена идея этой спортивной дисциплины. В те годы прошли и первые официальные соревнования по этому виду спорта.

В 1960 году фехтование было включено в программу первых Паралимпийских игр в Риме. С тех пор среди паралимпийцев регулярно проводятся чемпионаты Европы и мира, разыгрываются Кубки мира. И если в 1960 году в Риме фехтовальщики-паралимпийцы соревновались в трех видах: в личных и командных соревнованиях по сабле среди мужчин и в личных соревнованиях по рапире среди женщин, — то в 2004 году, на Паралимпийских играх в Афинах, они разыграли в общей сложности 15 комплектов наград в категориях «A» и «B» (представители категории «C» в Играх не участвуют). И мужчины, и женщины разыгрывают личное и командное первенство по рапире и шпаге, соревнования по сабле проводятся только среди мужчин. Командные соревнования имеют открытый характер — в них могут участвовать как представители категории «А», так и спортсмены, относящиеся к категории «В».

С развитием соответствующей техники менялись и правила соревнований. В отличие от классического фехтования, здесь бой ведется в статичном положении на дорожке длиной 4 метра, при этом коляски при помощи специальных металлических конструкций фиксируются на месте. По правилам, тот из участников боя, у кого короче руки, выбирает дистанцию, на которой будет идти поединок. Во время схватки фехтовальщик должен держаться свободной рукой за кресло. Правилами не разрешается также приподниматься в кресле или отрывать ноги от подножки.

У рапиристов и саблистов поражаемая поверхность такая же, как в «обычном» фехтовании, у шпажистов — все тело выше пояса. Попадания регистрируются с помощью электрофиксатора. Укол в поражаемую поверхность приносит очко.

Принадлежность к той или иной категории определяется характером заболевания и связанной с ним степенью подвижности спортсмена:

к категории «А» относятся атлеты с ампутацией нижних конечностей и детским церебральным параличом (ДЦП);

к категории «В» — спортсмены с травмами грудного отдела позвоночника;

к категории «С» — фехтовальщики с травмами шейного отдела позвоночника.

Перед соревнованиями паралимпийцы в обязательном порядке проходят медицинское освидетельствование.

В России паралимпийское фехтование начало развиваться с 2005 года. В феврале на заседании исполкома Федерации фехтования России (ФФР) была создана комиссия ФФР по паралимпийскому фехтованию, которую возглавила Елена Белкина. В сентябре в МГСГИ из числа студентов 1-3 курсов была сформирована группа из 12 человек для занятий паралимпийским фехтованием. Уже в конце месяца эта группа под руководством самой Е. Белкиной и молодого тренера Екатерины Войновой приступила к тренировкам. Параллельно в Уфе была создана секция паралимпийского фехтования из 10 человек, которая работает под началом тренера Фарита Арсланова.

Источник

ФЕХТОВАНИЕ

на чем можно фехтовать

В олимпийской программе с 1896.

Фехтование на шпагах входит в программу современного пятиборья. Помимо классического, культивируются также национальные виды фехтования (на различных видах оружия), фехтование на инвалидных колясках, историческое и сценическое фехтование.

на чем можно фехтовать

Правила.

Площадка.

Поединки фехтовальщиков проходят на дорожке (или поле боя) длиной 14 м и шириной 1,5–2,00 м со специальной разметкой в виде проходящей посередине (перпендикулярно дорожке) центральной линии, двух линий исходной позиции (расположенных на расстоянии 2 м от центральной линии), а также боковых и задних границ дорожки. Кроме того, с каждой стороны дорожки – по всей ее ширине – выделяются (обычно контрастным цветом) отрезки длиной в 2 м: во время поединка это служит своеобразным предупреждением отступающему спортсмену, что он находится в опасной близости от своей задней границы.

Оружие, поражаемая поверхность.

Рапира

Шпага

Сабля

современная облегченная версия кавалерийского клинка (трапециевидного сечения). Имеющая такой же, как и рапира, вес, но чуть меньшую длину (до 105 см, длина клинка – не более 88 см), сабля относится к колюще-рубящему оружию: в поединке саблистов засчитываются не только уколы острием, но и удары различными частями клинка. Сабля имеет овальную гарду со скобой, что позволяет защищать не только кисть, но и пальцы спортсмена. Удары гардой запрещены: за подобные удары начисляются штрафные очки.

Поражаемая поверхность

(т.е. часть тела соперника, укол в которую приносит спортсмену очки) в поединке на рапирах включает в себя торс спереди и сзади (до пояса); голова, руки и ноги в нее не входят. В случае нанесения укола за пределы поражаемой поверхности поединок останавливается, а этот и все последующие (в данном эпизоде) уколы не засчитываются. Поражаемая поверхность в поединке шпажистов – все тело (исключая затылок). У саблистов засчитываются уколы (удары) во все части тела выше пояса, включая руки и голову (кроме затылка). Попадания в другие части тела не засчитываются, но бой при этом – в отличие от поединка рапиристов – не останавливается.

Экипировка фехтовальщика.

Включает: легкий защитный костюм белого цвета, состоящий из куртки (колет) и бриджей; такого же цвета длинные (до колена) носки и специальную обувь; маску для лица с металлической сеткой и приспособлением, защищающим горло спортсмена; перчатку (надевается на руку, в которой фехтовальщик держит оружие).

Саблисты надевают поверх костюма специальные металлизированные куртки, а рапиристы – жилеты, закрывающие поражаемую поверхность спортсмена, при нанесении укола (или – у саблистов – удара) в нее на регистрирующем аппарате (электрофиксаторе) загорается цветная лампочка: в случае, если все было сделано в соответствии с правилами, этот укол (удар) засчитывается и нанесшему его спортсмену присуждается очко. (При нанесении укола вне зачетной зоны на аппарате, соответственно, загорается белая лампочка.) У саблистов голова входит в поражаемую поверхность, поэтому их маска находится в электрическом контакте с курткой. Поскольку у шпажистов все тело является поражаемой поверхностью, они не носят поверх костюма никаких металлизированных одежд.

Через одежду фехтовальщика проходит электрическая схема, связанная с регистрирующим аппаратом проводной или беспроводной системой.

Под костюм фехтовальщики надевают защитные нагрудники, выдерживающие удары до 800 ньютон. В куртки женщин-фехтовальщиц вшиты также протекторы для груди.

Фиксация уколов (ударов).

Долгое время осуществлялась сугубо визуально четырьмя помощниками главного судьи, располагавшимися по разные стороны от фехтовальной дорожки. В 1936 были впервые введены правила, по которым уколы в поединках шпажистов стали регистрироваться при помощи электрофиксатора. Позднее эти правила не раз уточнялись и дополнялись. В 1957 подобная система введена в соревнованиях на рапирах, а в 1988 – на саблях.

При срабатывании электрофиксатора раздается звуковой и зажигается световой сигнал: в поединке шпажистов отмечается сам факт попадания, а у рапиристов и саблистов определенным цветом показывается также, был ли этот укол/удар нанесен в поражаемую поверхность. Только эти сигналы могут служить основанием для присуждения укола. Рефери может и не засчитать зарегистрированный электрофиксатором укол – в случае, если он был нанесен с нарушением правил.

Бои на шпагах приближены к условиям реального поединка (дуэли). Право атаки здесь не действует. Очко за укол получает тот, кто раньше (в пределах 0,04–0,05 сек) поразит соперника: подобное преимущество определяется с помощью электрофиксатора. При меньшем интервале уколы засчитываются обоим соперникам (за исключением ситуаций, когда подобные уколы наносятся в конце поединка при равном счете).

После команды «Стой!» уколы (удары) не засчитываются – за исключением случаев, когда процесс нанесения укола (удара) начался еще до команды.

Ход и хронометраж поединка, определение победителя.

В случае начисления очка соперники возвращаются на исходные позиции, а при остановке боя без присуждения укола возобновляют его с того места, где он был остановлен (за исключением ситуации, когда назначается «штраф в 1 метр»).

В поединке фехтовальщиков хронометрируется «чистое время», т.е. временные промежутки между командами судьи к началу (продолжению) и остановке боя.

В финальной стадии соревнований индивидуальные поединки делятся на три 3-минутных раунда с минутным перерывом между ними. (В случае, когда кто-то из участников боя получает травму, может быть сделан 10-минутный перерыв для оказания ему медицинской помощи: если по истечении перерыва травмированный фехтовальщик не может – по медицинским показаниям – продолжать бой, он отстраняется от участия в поединке, в командных соревнованиях место травмированного спортсмена занимает запасной участник команды.) Побеждает в бою спортсмен, первым набравший 15 очков (или же больше очков на момент истечения времени поединка). При ничейном – к моменту окончания боя – счете добавляется еще одна минута, и борьба идет до первого укола. Предварительно разыгрывается так называемый «приоритет»: проводится жеребьевка, определяющая победителя на случай, если никто из соперников не сможет нанести решающий укол в добавленную минуту.

На предварительном этапе бой идет до 5 уколов и продолжается не более 3 мин.

В командных состязаниях каждый фехтовальщик должен провести поединок с каждым из трех участников команды-соперницы. Таким образом, матч между двумя командами состоит из 9 индивидуальных поединков. При этом первый бой заканчивается по достижении одной из сторон результата в 5 очков, второй – 10 и т.д. до 45 очков.

Судейство, нарушения, система наказаний.

В состав судейской бригады входят: рефери (или руководитель боя), судьи-ассистенты, хронометристы, «счетчики» и пр.

Если фехтовальщик заступает ногой (или обеими ногами) за боковые пределы дорожки, ему присуждается «штраф в 1 метр»: поединок возобновляется на расстоянии 1 м от места нарушения – в сторону нарушившего спортсмена.

При вынесении предупреждения спортсмену показывается желтая карточка, при последующих аналогичных нарушениях (а также за некоторые дисциплинарные нарушения, даже если они допущены в первый раз) показывается красная карточка, означающая штрафной укол. Черная карточка (дисквалификация) показывается за грубые нарушения и неспортивное поведение, а также за некоторые повторные нарушения, за которые в ходе поединка спортсмену уже предъявлялась красная карточка.

В случае отказа от поединка или неявки на бой к назначенному времени спортсмен (команда) дисквалифицируется.

В зависимости от тяжести нарушения дисквалифицированный спортсмен может быть также отстранен от дальнейшего участия в этом соревновании – или целом ряде последующих соревнований.

Штрафные санкции могут быть применены не только к непосредственным участникам поединка, но и к другим представителям их команд, если те своими действиями мешают проведению боя.

Программа международных соревнований

неоднократно менялась. В настоящее время на Олимпийских играх фехтовальщики-мужчины разыгрывают 6 комплектов наград, женщины – 4: три в индивидуальных видах и один – в командном (шпага). На чемпионатах мира и Европы и мужчины, и женщины соревнуются во всех 6 видах программы. Соревнования на Кубок мира проходят в несколько этапов (по отдельным видам программы) в разных странах, результаты которых затем суммируются.

Поскольку мировые чемпионаты в «олимпийский год» не проводятся (победитель Олимпийских игр в том или ином виде фехтовального единоборства автоматически становится и чемпионом мира), на одном из этапов Кубка мира не только разыгрываются зачетные «кубковые очки», но и определяются мировые чемпионы в недостающих в олимпийской программе видах: к примеру, в 2004 это были женские командные турниры по рапире и сабле.

О мастерстве фехтовальщика.

Подготовка спортсмена.

Фехтование требует определенных физических, психологических и интеллектуальных способностей и навыков.

Эмоциональная устойчивость (не только в рамках отдельного боя, но и всего турнира, когда постепенно возрастает напряжение и значимость каждого поединка), умение собраться и не терять концентрации при работе на больших скоростях, моментально изменяющейся ситуации и постоянном противодействии соперника – основные психологические составляющие успеха.

Не менее важно для фехтовальщика наличие тактического и стратегического мышления, знание сильных и слабых сторон соперника (или, если это новый для него оппонент, способность по ходу боя выявить его излюбленные приемы, недостатки и т.д.), умение приспособить под себя его манеру ведения боя, переиграть противника, прежде всего, в быстроте и нестандартности мышления.

Опытный спортсмен прогнозирует развитие ситуации в поединке на несколько ходов вперед.

Вместе с тем одна и та же тактическая задача в фехтовании может решаться разными способами, а один и тот же прием может быть использован в разных ситуациях. Поэтому специфические данные спортсмена (иногда, казалось бы, не вполне подходящие для занятий фехтованием), так же, как особенности его техники, приверженность определенным тактическим решениям и пр. могут стать основой его индивидуальной манеры. Но развивать такую «специфику» надо не в ущерб общему повышению мастерства и фехтовальной культуры. Собственное творчество невозможно без овладения школой, классическими приемами фехтования.

О технике и тактике.

Атакующие и оборонительные действия в фехтовании отличаются большим разнообразием, что связано с различием как в конкретных их целях, так и в используемых при этом приемах. Например, выделяют атаку ответную, повторную, обоюдную и на подготовку, простую и комбинированную атаку и т.д.

Часто используют в фехтовальном бою всевозможные обманные движения: маскировку (скрывающую как конкретные тактические намерения фехтовальщика, так и его состояние и боевые возможности в целом), финты (угрожающие движения оружием), вызов, провоцирующий соперника на определенные действия, и т.д.

Тактика в фехтовании не сводится к выбору и применению определенных приемов в той или иной ситуации, а подразумевает и построение поединка в целом. При этом такие тактические характеристики боя, как ближний или дальний, наступательный или оборонительный, маневренный или позиционный, скоротечный или выжидательный, могут относиться и к отдельному его эпизоду, и к всему поединку, и к индивидуальной манере участников.

У командных соревнований своя специфика. От спортсмена требуется не только высокая техника, но и чувство локтя, а также особая выдержка (с психологической точки зрения сложнее всего вести первый и последний поединок в командном матче). В фехтовании даже существует понятие «командный боец».

Некоторые особенности поединков на рапирах, шпагах, саблях.

В поединке на саблях у спортсменов больше выбор приемов для поражения соперника. Саблисты наносят больше рубящих, чем колющих ударов, соответствующие движения шире и «проще», чем в других видах фехтовального единоборства, а рисунок боя в целом заметно отличается от схваток рапиристов и шпажистов. Поединки на саблях проходят на значительной дистанции с большим количеством быстрых перемещений. Еще одна особенность сабельного боя – некоторая «убранность» вооруженных рук соперников, пытающихся обезопасить себя от удара по руке: атакующие здесь имеют некоторое преимущество перед обороняющимися.

Бой на рапирах отличает исключительная напряженность, обилие ложных выпадов, молниеносных атак и контратак, здесь чрезвычайно важен точный расчет и техника работы ногами. Из-за незначительной (по сравнению с другими видами фехтовального единоборства) площади поражаемой поверхности защищаться рапиристу проще, чем атаковать. Рапирный бой идет на более близкой дистанции, здесь нечасто используют глубокие отходы. Рапирой управляют во многом за счет движений пальцами, столь же тонко строится и тактическая игра: рапиристы пытаются предугадать замысел соперника, перехитрить его.

Из истории фехтования.

Фехтование в древности и в Средние века.

В Средние века фехтованием на клинковом оружии занимались преимущественно представители знати (а фехтование как таковое считалось одной из «семи благородных рыцарских страстей»), простолюдины сражались на обычных палках, обитых железом, и алебардах. Самым ранним из дошедших до нас письменных упоминаний о фехтовании тех времен (с описанием соответствующей техники) считается манускрипт, созданный на юге Германии приблизительно в 1300.

Родиной фехтования считается Испания. Там в свое время началось производство знаменитых толедских клинков, отличавшихся легкостью и прочностью. Там же, – а позже и в др. европейских странах – получили распространение дуэли на холодном оружии. Считается, что в Испании вышли (во второй пол. 15 в.) и первые книги по истории фехтования. В Испании, а также Италии, Франции и Германии начинают складываться основы национальных школ владения шпагой.

В 16 в. итальянские мастера классифицируют основные фехтовальные действия и приемы и предпринимают попытки определить принципы фехтования как такового. В 1517 в Италии выходит первое в истории пособие по фехтованию, написанное А.Мароццо. (В 16–17 вв. многие мастера разрабатывали собственные стили фехтования и пытались популяризировать их не только при помощи показательных боев, но и авторских учебных пособий.)

Зарождение и развитие спортивного фехтования.

В 1891 в США создается Лига фехтовальщиков-любителей Америки (ныне – Фехтовальная ассоциация США), первая подобная организация в истории мирового фехтования. В 1902 свое общенациональное фехтовальное объединение формируется в Великобритании, в 1906 – во Франции, а затем и в некоторых других государствах.

В принятых в разных странах правилах по фехтованию существовали определенные – иногда весьма существенные – расхождения, что создавало немало проблем при проведении международных встреч и соревнований, включая официальные. В ноябре 1913 на встрече представителей национальных федераций и фехтовальных клубов 10 стран создана Международная федерация фехтования (ФИЕ – от франц. Federation Internationale d’Escrime), в которую в настоящее время входят 114 государств. В июне 1914 Федерация приняла первые «Международные правила».

Поначалу фехтование культивировалось в основном в Европе, поэтому основным международным турниром (наряду с Олимпийскими играми) вплоть до 1936 был чемпионат континента, впервые проведенный еще в 1906. Начиная с 1937, ежегодно организуются чемпионаты мира. Со временем стали устраиваться подобные соревнования и среди спортсменов младших возрастных групп.

К настоящему моменту спортивное фехтование претерпело немало изменений: и в экипировке, и в правилах (включая формулу поединка и соревнований), и в методике подготовки, – это касается не только отдельных ее составляющих, но и некоторых базовых постулатов: к примеру, сейчас уже считается не обязательным начинать обучение новичков непременно с рапиры.

Не все новшества сразу находят общее признание у спортсменов и специалистов. Так, многие поборники «классического фехтования» поначалу категорически не принимали электрофиксатор в боях на рапире. В их числе был и легендарный французский спортсмен Кристиан д’Ориоля (4-кратный олимпийский и 7-кратный мировой чемпион), утверждавший, что с электрофиксатором тонкое и изящное фехтование на рапирах утратит былую прелесть и романтику и превратится в подобие «грубого» единоборства на тяжеловесных шпагах. Подобные рассуждения не лишены оснований: из-за электрофиксатора рапирные бои стали отчасти беднее по технике и «проще» по тактике. С другой стороны, ход фехтовального поединка, избавившегося от чрезмерной ритуальности и условности, стал заметно свободней и быстрей. Лишь с появлением подлинных виртуозов электрорапиры (и, прежде всего, нашего Виктора Ждановича) стало совершенно очевидно: бой с применением регистрирующей аппаратуры тоже может быть «умным» и изысканным. В целом же современное фехтование намного атлетичней и динамичней, чем единоборство былых времен.

Наряду с «обычным» фехтованием в разных странах мира по-прежнему культивируются и традиционные национальные виды единоборств на холодном оружии. В Японии это – кендо, фехтование бамбуковыми палками, входившее даже в неофициальную программу Олимпийских игр 1964 в Токио. На Северном Кавказе распространена парикаоба, фехтование на шашках со щитами, в котором применяются также «боевые (или хевсурские) кольца» – широкие плоские кольца с остро заточенным краем, надеваемых на большой палец руки. В Китае практикуется дуаньбин, фехтование на коротких бамбуковых мечах цзянь и дао, а на Филлипинах – единоборство на длинных (в человеческий рост) боевых шестах арнис кавайян.

Фехтование на Олимпийских играх.

Фехтовальщики состязались уже на самых первых Олимпийских играх современности (1896). Фехтование – один из четырех видов спорта, входивших в программу всех без исключения Олимпиад. Участники Олимпийских игр-1896 соревновались в борьбе на рапирах и саблях (только мужчины). Сильнейшим среди рапиристов стал француз Ю.-А.Гравелотт, среди саблистов – грек И.Георгиадис.

Еще одна особенность фехтования как олимпийской дисциплины заключается в том, что уже на самых первых Олимпийских игр к участию были допущены профессионалы (инструкторы фехтования) – так называемые мастера. Эта своеобразная привилегия отмечалась в правилах, разработанных основоположником современного олимпизма бароном П. де Кубертеном. Мастера-рапиристы принимали участие в Играх 1896 и 1900. В 1900 к ним присоединились шпажисты и саблисты, соревновавшиеся и на промежуточных Олимпийских играх 1906.

С 1904 на Олимпийских играх разыгрывается командное первенство по фехтованию на рапирах (первые чемпионы – команда Кубы), с 1906 – на саблях (Германия). Были также добавлены в программу соревнования на шпагах: с 1900 – личные (Р.Фонст, Куба), с 1906 – командные (Франция).

Женщины впервые приняли участие в олимпийских соревнованиях по фехтованию (рапира) в 1924 (победительницей стала датчанка Э.Осиер). Командные состязания на рапире включены в программу в 1960 (первые чемпионы – спортсменки из СССР, в настоящее время женская командная рапира исключена из олимпийской программы). С 1996 женщины соревнуются также в фехтовании на шпагах (в Атланте первенствовали француженки: и в командном, и в индивидуальном зачете – Л.Флеззель). На Олимпийских играх-2004 в Афинах впервые проведены соревнования среди саблисток в индивидуальном зачете (победила М.Загунис, США).

Есть среди олимпийских чемпионов по фехтованию свои рекордсмены. Итальянец Н.Нади – единственный фехтовальщик, завоевавший 5 золотых медалей на одном олимпийском турнире (в 1920): в личных – рапира и сабля – и всех трех командных видах программы (еще одну золотую медаль он получил на Играх в 1912 за победу в турнире рапиристов). Его соотечественник Э.Манджаротти собрал самую большую среди всех фехтовальщиков коллекцию олимпийских наград – 13 (6+5+2), спортсмен завоевал их на пяти Олимпийских играх (1936–1960) в поединках (индивидуальных и командных) на шпаге и рапире. Венгерский саблист А.Геревич – единственный в истории спортсмен, побеждавший на шести Олимпиадах подряд (с 1932 по 1960), при этом в 1948 он завоевал «золото» и в личном, и в командном зачете, а последнюю из своих высших наград получил в 50 лет. В четырех Играх участвовал другой известный венгерский саблист Р.Карпати, завоевавший при этом 6 золотых медалей.

Надо заметить, что до середины 1950-х фехтовальщики Венгрии (сабля), а также Италии и Франции (рапира и шпага) были безусловными фаворитами олимпийских соревнований – и мирового фехтования в целом. (К примеру, венгерские саблисты в период с 1908 по 1960 девять раз выигрывали «золото» в командных соревнованиях на Олимпийских играх – еще один титул они завоевали в 1988). Но в кон. 1950–1960-е у них появились серьезные конкуренты, прежде всего в лице спортсменов из СССР, а также фехтовальщиков из Германии, Польши и некоторых др. стран. Команда наших рапиристок установила коллективный рекорд, четырежды (в 1960, 1968, 1972 и 1976) выиграв олимпийский турнир.

Фехтование в России.

Зарождение отечественного спортивного фехтования.

Зарождение фехтования у нас в стране относится к 17 в. Первоначально оно развивалось как часть воинского искусства и имело сугубо прикладное значение.

Большое внимание уделял фехтованию Петр I. Соответствующие упражнения входили в систему подготовки воинов российской армии. С начала 18 в. «рапирная наука» становится обязательным предметом в военных учебных заведениях: сначала – в Школе математических и навигационных наук, затем – в Морской академии наук (а позже – и в Кадетском корпусе). Преподавали фехтование иностранные специалисты. Учащиеся, имевшие по этой дисциплине отличные оценки, получали дополнительное жалованье. Для дворян совершенство в «шпажной битве» считалось обязательным.

Постепенно все большее развитие получает спортивное фехтование. В 1778 состоялись первые в России соревнования. Приблизительно в это же время на Златоустовском заводе был изготовлен первый в стране спортивный клинок.

В 1816 в Санкт-Петербурге открывается первая фехтовальная школа, где готовили учителей и инструкторов. Помимо Москвы и Петербурга, спортивное фехтование культивируется в Севастополе, Омске, Смоленске и некоторых др. городах. Среди любителей фехтования были А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов и др. известные люди той поры.

Основоположниками российской школы фехтования стали И.Сивербрик, автор Руководства к изучению фехтования на рапирах и эспадронах и А.Соколов, написавший Начертания правил фехтовального искусства. Оба были не только теоретиками, но и – наряду с др. российскими мастерами – замечательными практиками фехтования. Их пособия вышли в 1850-е. А в 1855 в Петербурге открывается Фехтовально-гимнастический зал Отдельного гвардейского корпуса, ставший первым в истории отечественного фехтования обществом, которое имело официальный устав. Именно там в 1860 прошли и первые в России официальные соревнования по фехтованию (среди офицеров) на рапире, эспадроне и винтовке с эластичным штыком.

Во второй пол. 19 в. вводится обучение фехтованию в гимназиях и университетах. В кон. 19 – нач. 20 вв. в Москве, Петербурге и др. городах открываются частные фехтовальные курсы, классы, залы и пр. Спортивное фехтование культивируется теперь не только в армейской среде.

В 1899–1916 ежегодно разыгрывалось первенство России по фехтованию на рапире и эспадроне. В программу первого Фехтовального турнира военных училищ (1908) впервые были включены состязания шпажистов. Фехтование входило в программу Всероссийских олимпийских игр 1913 и 1914 (примечательно, что на Олимпиаде 1913 впервые прошли соревнования по фехтованию среди женщин – на рапирах). Сильнейшие российские фехтовальщики (П.Заковорот, А.Мордовин, Т.Климов, С.Агафонов и др.) принимали участие в международных турнирах. В 1912 состоялся их дебют и на Олимпийских Играх, но призовых мест там наши мастера фехтования занять не смогли.

Фехтование в СССР.

В 1918 открывается Гимнастико-фехтовальная школа Петроградского военного округа, а год спустя в Москве – Главная военная школа физического образования. Основными преподавателями в них были известные до революции фехтовальщики: П.А.Заковорот, П.К.Малахов, А.П.Галкин, Т.И.Климов и др. Климов, кроме того, долгое время оставался и сильнейшим спортсменом страны в фехтовании на саблях и рапирах.

Отношение к фехтованию – особенно в первые годы Советской власти – было неоднозначным. Немало спортивных руководителей считали его совершенно ненужной для советского человека «аристократической забавой». Нередко фехтовальщиков иронически называли «дуэлянтами». Но были у этого вида спорта и свои приверженцы.

В нач. 1920-х в разных городах страны появляются фехтовальные кружки. Проводятся городские и областные соревнования (включая первенства среди военнослужащих): так, в 1924 прошел первый чемпионат Москвы. Год спустя основана Всесоюзная секция фехтования (с 1958 – Федерация фехтования СССР). Фехтование было включено в программу Всесоюзной Спартакиады 1928. Общесоюзные чемпионаты поначалу не проводились, вместо них устраивались «Слеты мастеров». В 1938 впервые прошел чемпионат страны, с 1943 ставший ежегодным.

Не один год продолжался у нас спор фехтовальных «классиков», придерживавшихся строгих технических канонов и тактических схем, и «новаторов». Правоту последних во многом подтвердили итоги выступления наших фехтовальщиков в 1935 в Стамбуле на советско-турецкой спортивной встрече (это были первые международные соревнования для советских мастеров клинка). В большинстве поединков победу одержали хозяева, ничуть не превосходившие наших спортсменов по технике, но фехтовавшие в более современной и «раскованной» манере.

Немало внимания уделялось развитию в стране детского фехтования. В 1935 в Ленинграде открылась первая специализированная спортивная школа для детей. Чуть позже подобные учебные заведения появились в Москве, Ростове, Харькове и др. городах.

Со временем расширяется «фехтовальная география» страны, больше и разнообразней становится соревновательная программа. С 1948 разыгрывается первенство СССР среди юниоров, чуть позже стали проходить чемпионаты страны среди подростков от 15 лет. Помимо первенства страны в разных возрастных категориях разыгрывался также Кубок СССР. В разное время проводилось множество др. общесоюзных и региональных соревнований.

Первый после 1935 контакт советских фехтовальщиков с зарубежными коллегами состоялся в 1951, когда в СССР приехали венгерские мастера и провели матч, а также серию тренировок с нашими спортсменами (подобные совместные сборы стали затем регулярными). Эта встреча наглядно продемонстрировала некоторые серьезные упущения в подготовке наших мастеров: в том числе чрезмерное увлечение «физикой» в ущерб технике.

В 1952 Всесоюзная секция фехтования вступила в ФИЕ. Поначалу наши фехтовальщики выступали на международных соревнованиях не очень успешно. На Олимпийских Играх-1952 ни в одном виде программы они не смогли попасть в финальную шестерку. Отчасти это связано с тем, что в предшествующий период в СССР использовалась преимущественно «массовая методика» обучения фехтованию, – и в основном на тяжелых видах оружия: получивший немалую популярность еще до Великой Отечественной войны чемпионат СССР по фехтованию на карабинах с эластичным штыком (вес такого карабина составлял ок. 2,5 кг) проводился вплоть до 1958. Сказывалась и многолетняя наша изоляция от мирового фехтования, а также то, что у нас продолжало культивироваться фехтовальное многоборье (лишь в нач. 1950-х руководство Всесоюзной секции фехтования приняло решение перейти к «узкой специализации»).

Вторая пол. 1950-х стала временем первых успехов советского фехтования в мире. В 1955 Марк Мидлер и Надежда Шитикова одержали первую победу на официальных международных соревнованиях (на турнире в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов). На Олимпийских Играх-1956 завоеваны первые «фехтовальные» олимпийские награды – бронзовые медали саблистов в командном и индивидуальном (Лев Кузнецов) зачете. В том же году советские спортсменки выиграли женский командный Чемпионат Мира, победив в финале француженок. В 1957 Александра Забелина получила первый наш индивидуальный мировой титул. А год спустя на Чемпионате Мира в США советские фехтовальщики впервые заняли первое место в общекомандном зачете, получив в общей сложности 8 наград: 3 «золота» (в индивидуальных – Валентина Растворова – и командных женских соревнованиях, а также в мужской сабле – Яков Рыльский), 4 «серебра» и «бронзу». Советские спортсмены стали первыми в истории обладателями «Большого приза наций», вручаемого ФИЕ за общекомандную победу на мировом первенстве и Олимпиаде. А Олимпийские Игры-1960 принесли нам и первое олимпийское «золото»: в личном (Виктор Жданович, рапира) и командном (мужская и женская рапира) видах программы.

1960–1970-е стали периодом расцвета советского фехтования. В это время у нас окончательно формируется своя фехтовальная школа – более «интеллектуальная» и разностороння, чем западные, – закладывается хорошая научная база. В те годы в СССР было подготовлено огромное число высококлассных мастеров, в равной степени претендовавших на места в национальной сборной: конкуренция в главной команде страны была очень высока. Именно по этой причине некоторые неофициальные состязания, где число представителей от одной страны не ограничивалось (например, турнир «Московская сабля»), по составу участников были даже сильнее, чем чемпионат мира и другие официальные турниры. Советская школа получила заслуженное признание во всем мире, а в 1963 за большие успехи наших спортсменов и за вклад в развитие мирового фехтования Федерация фехтования СССР награждена высшей наградой ФИЕ – Кубком Роберта Фейерика.

Советские спортсмены установили несколько своеобразных командных и личных достижений. К примеру, победив на Чемпионате Мира-1959, мужская команда рапиристов 8 лет не проигрывала ни одного соревнования. На мировых чемпионатах 1967 и 1979 советские фехтовальщики завоевали 6 (из 8) золотых медалей. Наши команды, – прежде всего ЦСКА, «Динамо» и «Буревестник» – не раз выигрывали Кубок Европы среди клубов. А у рапириста Александра Романькова больше всех индивидуальных мировых титулов в фехтовании – 5, завоеванных в период с 1974 по 1983. Четырежды выигрывали Олимпийские Игры (в личных и командных соревнованиях) Елена Белова, Виктор Сидяк и Виктор Кровопусков. По три олимпийских титула у Виктора Ждановича, Галины Гороховой, Татьяны Самусенко, Александры Забелиной и Владимира Назлымова.

В числе лучших советских фехтовальщиков, помимо уже упомянутых в этой статье, также А.Пономарева, Г.Крисс, Э.Ефимова, У.Мавлиханов, А.Никанчиков, Б.Хабаров, Г.Свешников, М.Ракита и мн. др. В развитие советской школы фехтования огромный вклад внесли замечательные тренеры, многие из которых в свое время сами становились победителями национальных и международных соревнований: В.А.Аркадьев, Р.И.Чернышева, М.П.Мидлер, И.И.Манаенко, Д.А.Тышлер, М.С.Ракита и др.

Современный этап.

После не очень убедительного выступления на Олимпийских Играх-1992 в Барселоне фехтовальщиков Объединенной команды СНГ многие зарубежные эксперты пришли к выводу, что страны бывшего СССР (в том числе Россия) вряд ли теперь смогут составить серьезную конкуренцию ведущим фехтовальным державам. Но их прогнозы не оправдались. У нас в стране осталось достаточно квалифицированных специалистов, сохранилась существовавшая ранее система подготовки спортсменов и преподавателей (от детских спортивных школ до ВУЗов) с собственной уникальной методикой.

После побед, одержанных в сер. 1990-х на различных международных соревнованиях, наши фехтовальщики добились значительных успехов на Олимпийских Играх-1996, где россияне впервые выступали как отдельная команда: в 10 видах программы 4 «золота» (включая победу в шпаге – после более чем 30-летнего нашего перерыва – Александра Бекетова), 2 «серебра» и одна «бронза».

Позиции России в мировом фехтовании по-прежнему сильны. На Чемпионате Мира в 2001–2003 наши мастера завоевали более трети всего «золота»: 13 первых мест (из 36) – больше, чем какая-либо другая страна. Победные традиции отечественного фехтования получили достойное продолжение. Так, мужская сборная команда саблистов трижды оказывалась сильнейшей на Олимпийских Играх, доведя общее число наших олимпийских побед в этом виде программы до семи, а завоеванный ею в 2003 мировой титул стал 19-ым в истории российского (советского) фехтования.

Лидер команды саблистов Станислав Поздняков – самый титулованный российский фехтовальщик: 4-кратный победитель Олимпийских Игр, многократный чемпион мира, Европы и обладатель Кубка мира. В числе наших ведущих спортсменов недавнего прошлого и настоящего также Г.Кириенко, П.Колобков, С.Шариков, Т.Логунова, Д.Шевченко, С.Бойко, А.Фросин, О.Ермакова, К.Азнавурян и др.

Федерация фехтования России основана в 1992 (президент – А.Усманов). Объединяет организации почти 40 субъектов РФ. Входит в состав ФИЕ. Проводит чемпионат страны (среди спортсменов разных возрастных категорий), разыгрывает Кубок России, организует турниры в рамках розыгрыша Кубка мира.

Фехтование в инвалидных колясках.

Входит в программу Паралимпийских игр (см. ПАРАЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ), начиная с самой первой Паралимпиады 1960-го в Риме. (Сама идея подобной спортивной дисциплины была предложена несколькими годами раньше сэром Людвигом Гатманном.) Тогда фехтовальщики соревновались в трех видах: мужчины вели единоборство на саблях (в индивидуальном и командном зачете), а женщины – на рапирах (в личном зачете). Во всех трех видах первенствовали итальянцы, которые по сей день остаются в числе лидеров мирового фехтования на колясках. В 1960-е к ним присоединились Франция и Великобритания. Традиционно сильны спортсмены Германии, Израиля, Венгрии и Польши. Первоначально получившее признание в Европе, в начале 1990-х фехтование в колясках нашло немало приверженцев в Азии и Северной Америке, что подтверждает успешное выступление на Играх 1996–2004 спортсменов из Гонконга (в Афинах в числе победителей были также представители Китая и Таиланда).

С развитием соответствующей техники менялись правила и программа соревнований. В отличие от классического фехтования, здесь бой ведется в статичном положении на дорожке длиной 4 м: коляски при помощи специальных металлических конструкций фиксируются на месте. По правилам, тот из участников боя, у кого короче руки, выбирает дистанцию, на которой будет идти поединок. Во время схватки фехтовальщик должен держаться свободной рукой за кресло. Правилами не разрешается также приподниматься в кресле или отрывать ноги от подножки.

У рапиристов и саблистов поражаемая поверхность такая же, как в «обычном» фехтовании, у шпажистов – все тело выше пояса. Попадания регистрируются с помощью электрофиксатора. Укол в поражаемую поверхность приносит очко.

На предварительном этапе бой идет до 5 уколов не дольше 4 мин, по истечении которых победителем объявляется спортсмен, нанесший к этому моменту больше уколов сопернику. Далее соревнования проходят по системе с выбыванием: поединки идут до 15 уколов и делятся на три 3-минутных раунда с минутными перерывами между ними. По истечении времени боя победителем считается фехтовальщик, набравший больше очков, при ничейном исходе назначается дополнительная минута – до первого укола. В соревнованиях команд (состоящих из трех человек) матч идет до 45 уколов.

И мужчины, и женщины разыгрывают индивидуальное и командное первенство по рапире и шпаге, соревнования по сабле проводятся только среди мужчин. В общей сложности фехтовальщики разыгрывают на Паралимпийских играх 15 комплектов наград – в категориях A и B (принадлежность к той или иной категории определяется степенью подвижности спортсмена; участники категории C в Играх не участвуют).

Живой легендой фехтования на колясках стал венгерский рапирист Пал Секереш – единственный в мире спортсмен, сумевший стать призером и Олимпийских, и Паралимпйиских игр. Завоевав «бронзу» на Олимпийских играх-1988, он в результате автокатастрофы получил тяжелую травму, но вернулся в спорт, и на Паралимпийских играх 1992 в Барселоне выиграл золотую медаль. На Играх в Атланте в 1996 он победил в рапире и в сабле, добавив затем в свою коллекцию наград «бронзу» на соревнованиях в Сиднее и Афинах.

Боевое (историческое) фехтование.

Боевое фехтование возникло из увлечения «исторической реконструкцией». В 1970–1980-е в разных странах стали появляться военно-исторические клубы, ориентированные на изучение определенных эпох прошлого. Проводились костюмированные парады и праздники, одной из их составляющих стали со временем спортивные поединки.

У нас в стране насчитывается несколько десятков таких клубов (в Москве, Красноярске, Перми, Хабаровске, Иркутске и др. городах), – в том числе и официально зарегистрированные. Проводятся городские, региональные и общероссийские соревнования (в 1990-е сложилось несколько систем проведения поединков, включая разный порядок подсчета очков). Турнир «Меч России» приобрел статус национального чемпионата (в 2004 прошел уже восьмой чемпионат). В 1997 создана Федерация исторического фехтования России. Во второй половине 1990-х начались активные выезды за границу и тесные контакты с европейскими клубами.

Сценическое (театральное) фехтование.

Зародилось сценическое фехтование одновременно со спортивным. В целях пропаганды своей школы мастера фехтования (например, знаменитый итальянский фехтмейстер А.Мароццо) устраивали показательные бои с демонстрацией «фирменных» приемов – и целые «гастроли». Батальные сцены стали также неотъемлемой частью театральных постановок, а позже и кинофильмов.

В наше время сценическое фехтование – это еще и своеобразная спортивная дисциплина. Правила соревнований были разработаны во Франции, где действует немало клубов сценического фехтования и регулярно проводятся национальные чемпионаты. Весной 2004 там прошел и очередной чемпионат мира (следующий состоится в Германии в 2008.)

В России эта спортивная дисциплина делает первые шаги. Осенью 2004 в клубе «En Garde» (Москва) открылась Студия сценического фехтования, возглавляет ее известный специалист, профессор А.Д.Мовшович.

Очерки по теории и методике фехтования. М., 1996
Аркадьев В.А. Тактика в фехтовании. М., 1969
Аркадьев В.А. Фехтование на рапирах. М., 1975
Лейтман Л. Физическая подготовка фехтовальщика. М., 1975
Родионов А. Психологическая подготовка фехтовальщика. М., 1975
Белова Е.Д. Фехтование в СССР: Ретроспективный аннотированный указатель литературы (1917-1972). Минск, 1976
Смоляков Ю.Т., Тышлер Д.А. Тренировка фехтовальщиков на шпагах. Минск, 1976
Сайчук Л. Ступени мастерства. М., 1981
Тышлер Д.А. Фехтование на саблях. (Соревновательная деятельность, спортивные способности и специализированные умения фехтовальщиков). М., 1981
Пономарев А.Н. Общие вопросы спортивного фехтования. М., 1982
Бойченко С.Д., Тышлер Д.А. Методика тактической подготовки фехтовальщика. Минск, 1983
Тышлер Д.А. Фехтовальные сюжеты. М., 1983
Аркадьев В.А., Любецкая Т.Л. Диалог о поединке. М., 1986
Пономарев А.Н. Фехтование: от новичка до мастера. М., 1987
Кинжалы: фехтовальные системы Востока. Минск, 1993
Романов Н.Н. Восхождение на Олимп. М., 1993
Тышлер Г.Д., Тышлер Д.А. Что должен знать спортсмен о технике и тактике. М., 1995
Калмыков Е.В. Индивидуальный стиль деятельности в спортивных единоборствах. М., 1996
Королева А.П. История фехтования. Фехтование в древнем мире и в средние века. М., 1996
Спортивное фехтование. Учебник для вузов физической культуры. Под ред. Д.Тышлера. М., 1997
Тышлер Д.А., Тышлер Г.Д. Фехтование на саблях. М., 1998
Тарас А.Е. Техника боевого фехтования. Минск, 1999
Базаревич В. и др. Фехтование. Что должны знать спортсмены и тренеры о судействе и проведении соревнований. М., 2000
Любецкая Т.Л. Братья Аркадьевы. М., 2000
Правила спортивных игр и состязаний: Иллюстрированный энциклопедический справочник. Пер. с англ. Минск, 2000
Мовшович А.Д., Тышлер Г.Д., Тышлер Д.А. Многолетняя тренировка юных фехтовальщиков. М., 2002
Мишенев С.В. История европейского фехтования. М., 2004
Мовшович А.Д., Тышлер Д.А. Искусство сценического фехтования. М., 2004
Тышлер Д.А. Вашу саблю, маэстро! М., 2004

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *