на чем можно ездить по болоту
6 крутых вездеходов, которым не страшны ни реки, ни болота
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В России с ее необъятными просторами вездеходы всегда были в почете. В сезон охоты и рыбалки сотни любителей активного отдыха устремляются в рейды по удаленным районам. И вездеходы помогают быстро и эффективно передвигаться по болотам, снегам и пескам. Novate.ru рассказывает о шести популярных «рабочих» лошадках», вывозящих в любых условиях.
1. BigBo
Владелец BigBo на своем «железном коне» может спокойно отправляться хоть в болотистые чащи, хоть на снежные равнины. Благодаря низкому центру тяжести, большим колесам с шинами сверхнизкого давления и запатентованной трансмиссии вездеход-амфибия BigBo способен двигаться по самому непролазному бездорожью: косогоры, водные преграды, скалы, глубокие рвы, крупные валуны и поваленные деревья – ничто не способно его остановить. А вырвавшись на открытый простор он прибавляет ходу и выдает 80 км/час.
Кабина BigBo трансформирующаяся – всего за 10-15 минут вездеход может преобразиться в пикап или лодку. В просторном салоне помещаются пятеро крупных мужчин, а для вещей есть полноценный багажный отсек. Что касается комфорта, то можно сказать, что BigBo – вездеход класса «люкс». Салон отделан мягкой экокожей, установлены аудиосистема, отопитель и кондиционер, а специальные раскладушки образуют две кровати.
2. Avtoros Shaman
Еще один бескомпромиссный покоритель бездорожья сходу внушает уважение своим брутальным обликом. Начинка также не подкачала: рама оригинальной конструкции, независимая подвеска для каждого из восьми колес, шины низкого давления. Shaman заточен под преодоление любых сложных рельефов: от снежной целины и труднопроходимых тундр до водных преград и болот. Одно из свойств, поддерживающих универсальность вездехода – его герметичность. Даже если лед под ним провалится, он не утонет, а всего лишь слегка просядет и продолжит двигаться вперед, разламывая ледяную корку подобно ледоколу.
Насколько Shaman универсален, настолько же он удобен в управлении. Руль расположен посередине, что в сочетании с большими стеклами открывает водителю отличный обзор, почти как у самолета. Три режима работы рулевого управления позволяют выбрать наиболее подходящий для данного рельефа.
3. Argo
Вездеходы Argo родом из Канады и компания Ontario Drive & Gear занимается их производством с 1967 года. Эти снегоболотоходы уверенно передвигаются по любому типу поверхности, что делает их отличным выбором для любителей активного отдыха, которым недостаточно прогулок по общедоступным тропам. Неудивительно, что только появившись в России, неприхотливые и надежные Argo сразу приобрели популярность у туристов, охотников и рыбаков.
Вездеходы канадской компании сочетают в себе лучшие качества снегохода, квадроцикла и лодки. У них удивительная проходимость, а отличная маневренность помогает выбираться из самых трудных мест. В зависимости от модели они перевозят до 6 человек, и возможность укомплектовать дополнительным оборудованием делает их настоящему многоцелевой техникой.
4. Arkos
Вездеходы Arkos славятся своей надежностью и практичностью. Простая конструкция в сочетании с идеально сбалансированными по отношению к проходимости и весу комплектующими делает обслуживание и ремонт довольно простым. Вездеход построен на двух независимых модулях, имеет полноприводную трансмиссию и бескамерные шины низкого давления, за счет чего уверенно преодолевает препятствия на пути. Он способен подниматься и спускаться со склонов с углами до 35°. Свойства амфибии также наличествуют – Arkos спокойно «пройдет» и водные преграды. Способность перевозить до 350 килограмм полезного груза делает его отличной «тягловой лошадкой».
5. Burlak
Проходимость вездехода Burlak можно описать коротко – ему не нужны дороги. Вся его конструкция подчинена одной цели: двигаться по любым поверхностям, быть простым и надежным, как автомат «Калашникова». Болота и трясины, бурелом и пески, грязь и снег – Burlak пройдет везде. На ровной местности вездеход разгоняется до 80 км/час, а это очень даже немало для машины таких габаритов. На воде сохраняет плавучесть и может двигаться со скоростью 6 км/час. Грузоподъемность поражает: Burlak 6×6 вывезет две тонны груза по твердой почве и одну – по слабонесущим грунтам и воде.
Снегоболотоход выпускается в нескольких модификациях для коммерческого и личного использования. Модели для активного отдыха собирались ранее на колесной формуле 6х6, а весной 2019 года появилась модификация на шасси 4х4. Она на тонну легче шестиколесного собрата и короче на метр. За счет этого Burlak 4×4 отлично маневрирует, что делает его особенно удобным для использования в тайге и лесотундре.
6. Tinger Track 2
Обзор снегоболотоходов завершает вездеход Track 2, детище российской компании Tinger. Матрица его возможностей широка, он один может заменить сразу пять машин: трактор, квадроцикл, амфибию, снего- и болотоход. Track 2 оснащен широкими, особо прочными армированными гусеницами и имеет клиренс 330 мм, что открывает широкие возможности на бездорожье. Вездеход способен подниматься в гору под углом 40°, спускаться по склону до 45°, двигаться при боковом крене до 35°, преодолевать рвы и бурелом, штурмовать болота и раскисшие проселки. Он уверенно держится и на воде, даже при полной загрузке.
Интересный факт от Novate.ru: Команда компании Tinger регулярно принимает участие в трофи-рейдах LADOGA FOREST. В 2017 году на вездеходе Tinger Track они пришли вторыми, в 2018 – заняли первое место.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Какой мотобуксировщик лучше выбрать для болота
По сути, проблема выбора мотобуксировщика для езды по болотистой местности сводится к выбору «машины» требуемой конструкции.
Для этого необходимо понимать, что в базисной основе любой мотособаки есть шесть основных узлов/деталей:
Без сомнения, утверждение, что мотобуксировщик – это отличное транспортное средство для перемещения по снежному насту и речному льду, верно на все 100%. Но с окончанием зимы эксплуатация мотособак не прекращается. Водители буксировщиков – это преимущественно охотники, рыболовы, туристы, а эти люди просто не могут сидеть на одном месте. Поэтому с таянием снега многие владельцы мотовнедорожников начинают задумываться о выборе и подготовке транспортного средства для форсирования грязи, полей, лесных дорог и болот.
Для того, чтобы ваш мотобуксировщик можно было успешно эксплуатировать в летний период, каждый из узлов транспорта должен отвечать определенным требованиям. Рассмотрим некоторые из них.
Двигатель
Преимущественно на мотособаках применяются одноцилиндровые двигатели внутреннего сгорания с мощностью 6…15 л.с. Если рассматривать ДВС в разрезе тяговых характеристик, то для эксплуатации на болоте предпочтительнее двигатели с большими мощностями. Двигатель мощностью 6 л.с. здесь однозначно не подходить, он чаще применяется на моделях буксировщиков из серии «мини», которые используются для транспортировки 1 наездника с небольшим грузом по относительно твердой поверхности.
Несущая рама
Собственно, рама мотобуксировщика выполняет две функции – это компоновка основных узлов и агрегатов всей конструкции и восприятия основных нагрузок при движении. Поскольку при движении по бездорожью мотособака подвергается достаточно серьезным испытаниям, то «тонкий» металл просто недопустим. Все соединения рамы должны быть надежно скреплены и зафиксированы.
Подвеска
Статьи на тему выбора типа подвески вы можете почитать на нашем сайте и в более развернутом виде, поэтому подробно останавливаться на этом пункте не будем. Достаточно сказать, что для эксплуатации летом подходит только катковая подвеска.
Гусеница
Чем шире поверхность гусеницы, тем меньшее давление транспортное средство оказывает на грунт. Следовательно, чем шире гусеница, тем больше проходимость мотобуксировщика. Большая ширина и высокие грунтозацепы делают мотособаку проходимее, устойчивее и маневреннее.
Таким образом, обобщая все вышесказанное, при выборе мотобуксировщика для эксплуатации на болоте следует уделять особое внимание внедорожным характеристикам транспортного средства.
Как преодолеть болото, и как из него вылезти?
Порядок преодоления болота:
При преодолении болота необходимо знать, что болото пройти можно:
1. Если его покрывают густые травы вперемежку с осокой (в сухое время можно даже проехать);
2. Если на болоте видна поросль сосны;
3. Если болото покрыто сплошной порослью мха и толстым слоем (до 30 см) очесов — старого, разложившегося мха (выдерживает на грузку машины на гусеничном ходу).
Болото пройти труднее:
1. Если на нем среди мха попадаются частые лужицы застойной воды (надо пробираться в одиночку по мшистым полоскам и грядам, поросшим невысокими кустами);
2. Если на болоте растет пушица — трава, на которой после цветения остаются, подобно одуванчикам, головки пуха;
3. Если болото поросло густым кустарником, ивой, ольхой, елью или березой.
Болото пройти почти невозможно:
1. Если оно покрыто камышом;
2. Если по болоту плавает травяной покров.
Проверить толщину торфяного слоя, его плотность и твердость грунта можно с помощью металлического штыря диаметром 20 мм с насечками через 10 см.
Для преодоления обширных заболоченных пространств можно изготовить из подручных средств болотоступы и другие приспособления. Проходимость сплошного торфяного болота можно определить простейшими способами.
В межсезонье (особенно осенью) пешие маршруты нередко проходят по болоту, скованному морозом.
Если лед держит человека с рюкзаком, то по нему идти довольно легко. Но иногда рано выпавший снег задерживает промерзание болота. Оно покрывается тонкой ледяной коркой, в этом случае движение по нему опасно. Меры безопасности в пути через болото в межсезонье те же, что и в летний период.
Следует иметь в виду, что по промерзшему болоту пройти легко, но иногда замерзает только поверхностный слой и по такому болоту ходить опасно. Быстро и хорошо промерзают травяные болота, лед на них образует сплошную крепкую корку. Плохо замерзают болота, покрытые порослью ивняка и ольшаника. Окраины болот замерзают хуже. Кочковатые болота промерзают неравномерно. Мшистые болота со слоем очеса замерзают медленнее, чем травяные; лед на них легко трескается и проваливается. Болота, поросшие кустарником, лучше проходимы.
Движение по труднопроходимому болоту должно осуществляться цепочкой с интервалом в 4-5 м, след в след, если путь проходит не по сплавине. Шаг ставить мягко, без рывков и резких движений.
Путь безопаснее прокладывать по кочкам, около кустов и стволов деревьев. Опасность провалиться в этом случае незначительна, так как под слоем ила лежит обычно твердый грунт.
При ходьбе по кочкам ногу следует ставить на середину, всей ступней и при этом плавно переносить тело без скачков, сохраняя равновесие.
Для поддержания равновесия нужно опираться на шест. Сложнее идти по высоким кочкам. В этом случае для страховки и опоры несколько вперед выставляется шест, на который идущий опирается и последовательно плавно переносит тяжесть тела с одной ноги на другую.
Большой ошибкой является перепрыгивание с кочки на кочку. Из-за их неустойчивости при прыжке теряется равновесие, что влечет за собой падение и травмы.
Опаснее всего на болоте зарастающие водоемы, поверхность которых покрыта ярко-зеленой травой. Это топь. Она почти непроходима. Поэтому топкие места рекомендуется обходить. Если в силу необходимости (далекого и сложного обхода) группа все же вынуждена идти через топь, то следует предпринять все меры безопасности.
Прежде, чем ступить на участок сплавины, нужно наметить путь движения. Сплавина может выдержать человека с рюкзаком, но колеблется под ногами идущего. В целях безопасности двигаться по такому участку болота следует по одному с интервалом 5-7 м.
Во избежание разрыва сплавины участникам не следует идти след в след. Встретившиеся на пути участки воды нужно обходить, это «окно» — разрыв сплавины или слой, где она очень тонкая. Мочажины — ямы с болотной водой также следует обходить.
Для страховки необходимо постоянно держать наготове шест в горизонтальном положении.
Упавшему в трясину необходимо быстро подтянуть шест к себе и лечь на него грудью. Если он сам не в состоянии подняться, то ему не следует производить лишних движения, чтобы еще больше не порвать сплавину. В этом положении нельзя допускать резких и судорожных движений и терять самообладание.
Помощь упавшему должна оказываться быстро, без суеты и в то же время осторожно. Вначале следует загатить ближайшее от него место шестами и ветками. Затем осторожно подобраться к нему, помочь снять рюкзак и выбраться.
Мочажины глубиной до 50 см и более лучше проходить по жердям, которые последовательно укладываются по направлению движения.
Последовательность укладки жердей состоит в том, что по мере их освобождения они передаются вперед. Таким образом, прокладывая гать, группа движется вперед.
Идти по скользкой гати следует осторожно, опираясь по возможности на шест, приставным шагом или с разворотом ступни во внешнюю сторону.
Если разведка установила, что участок болота имеет под слоем воды твердый грунт, то можно двигаться вперед след в след за ведущим. Движение в любом случае должно осуществляться плавно, страховка шестом обязательна.
При движении по болоту нужно постоянно следить за направлением, отмечать ориентиры, ставить «вешки», привязывая к ним небольшие кусочки материи или бинта. Маркировка пути может также пригодиться при возвращении обратно, в случае невозможности дальнейшего движения вперед.
Проходить болото нужно в обуви и одежде. При этом брюки должны быть заправлены, чтобы они не цеплялись и не мешали ходьбе. Снаряжение, продукты и одежда должны быть уложены в полиэтиленовый мешок в середину рюкзака.
Прежде чем преодолевать болото, необходимо по возможности больше о нем узнать: где самые топкие места, возможность их обхода, где сухие места (островки) на случай непредвиденной остановки и т. д.
Как вылезти из болота?
Произойти такое может либо в болотистой местности, либо после сильных ливней, в лесу или другом открытом пространстве. Это может произойти и после сильной засухи, когда поверхностные воды испаряются и остаются только подземные, которые порой скрываются под слоем ила и их незаметно, такие болота очень опасны, так как глубина их может быть очень большой и выбраться из него практически невозможно.
Вероятность быть затянутым в болото возрастает в летние и осенние периоды, зимой такого практически не происходит, так как замерзает поверхностный слой, вследствие чего он становится очень прочным и уйти под него весьма проблематично. Поэтому именно в летний и осенний периоды нужно быть предельно внимательным и смотреть под ноги, оказавшись в такой местности.
Как правило, болотистые местности занимают большое пространство, в котором есть свои островки, по ним можно пересечь данную местность, но иногда прочный с виду слой земли оказывается настоящей трясиной. Засосать в болото может моментально или постепенно.
Если болото очень глубокое, то человека засасывает мгновенно, выбраться из такого болота невозможно, если рядом не будет человека, который смог бы оказать помощь. Если засасывает постепенно, то есть шанс самостоятельно выбраться из пучины. Но для этого потребуется знание некоторых правил.
Главное правило, которое нужно знать каждому, – это не совершать никаких резких движений, оказавшись в болоте.
Если в болото засасывает медленно, есть все шансы спастись. Во-первых, оказавшись в болотистой местности, нужно обзавестись палкой, желательно, чтобы она была широкой и прочной, то есть настоящий брусок. Эта палка может оказаться вашим спасением, поэтому выбирать ее нужно тщательно, а не брать первый попавшийся под руку сучок.
Если вы попали в болото, соскользнув с кочки, то вас, скорее всего, быстро засосет, так как по инерции вы будете продолжать свое движение, помогая тем самым трясине, поэтому падать лучше на живот или спину, так вас будет засасывать гораздо медленнее.
Если вы не слишком быстро уходите под воду и у вас есть палка, то ее следует аккуратно положить перед собой, хорошо, если до ближайшей твердыни не больше полуметра, тогда конец палки упадет на землю и вам будет легче выбраться. Но даже если палка полностью лежит в болоте, вам необходимо вцепиться в нее и постараться перенести свой центр тяжести на эту палку, таким образом у вас получится некое подобие мостика и вы сможете выбраться на сушу или ждать помощи, не рискуя окончательно уйти в ил.
Если у вас под рукой нет абсолютно ничего такого, что могло бы послужить вам рычагом, постарайтесь занять горизонтальное положение. Делайте это как можно аккуратнее, осторожнее перемещая свой центр тяжести с ног на туловище, если вам удастся это сделать, то масса вашего тела значительно уменьшится и вас перестанет затягивать в болото. В таком положении вы можете ждать подмоги.
Но, находясь в болоте, ни в коем случае нельзя совершать резких движений, махать руками и пытаться дергать ногами, от этого вас еще больше засосет пучина. Находящимся в таком положение нельзя даже громко кричать, призывая на помощь, и тем более размахивать свободными конечностями.
Если верх вашего туловища еще на.свободе, то нужно снять с себя куртку или плащ и бросить его на поверхность болота, по нему также можно выбраться, он не даст возможности болоту засосать вас.
Если в болото засасывает очень быстро, то помочь может только посторонний человек, он должен бросить веревку или палку, по которой человек, попавший в болото, смог бы выбраться на твердую поверхность.
Иногда для того чтобы вытащить одного человека из болота, требуется не менее трех человек на суше, так как сила засасывания у болота очень велика.
Следует также помнить, если человека тянут из болота, то его ни в коем случае нельзя отпускать, чтобы сделать передышку, слегка отпущенный человек моментально уйдет в трясину, получив дополнительную энергию с суши при отталкивании.
«Повелитель грязи». Часть 2. Бездорожно-боевая техника
В этой части мы рассмотрим необходимость создания специальных шнекоходов военного назначения и их конкуренцию с колесными и гусеничными машинами.
По самой топкой грязи
В лесозаготовительной практике, имеющей дело с различной техникой и постоянно вынужденной учитывать ее проходимость по различным грунтам, грунты делятся по несущей способности на четыре типа:
I сухие, с несущей способность 3-4 кг/см2 (в основном песок).
II маловлажные, с несущей способностью 1,4-2 кг/см2 (супеси и суглинки).
III влажные, с несущей способностью 0,5-1,4 кг/см2 (влажный суглинок и влажная глина).
IV избыточно увлажненные, жидкая грязь, с несущей способность менее 0,5 кг/см2 (болота, торфяники, сильно переувлажненные участки).
В этой классификации глина занимает особое место, поскольку в зависимости от влажности она имеет резко различную несущую способность. Сухая и плотная глина имеет несущую способность 6 кг/см2, сухая глина средней плотности – 2,5 кг/см2, а влажная и пластичная – только 1 кг/см2. По большому счету, проходимость глинистых грунтов сильно зависит от погоды: одна и та же дорога может быть легко проходимой в длительно сухую погоду, и может стать непроходимой после долгих дождей.
По данным лесозаготовителей же, на сухие и маловлажные грунты приходится 43% лесозаготовительных площадей. Остальное представлено грунтами либо влажными, либо избыточно увлажненными. Это важный фактор для лесного хозяйства, поскольку сильно увлажненные и заболоченные леса требуют применения гусеничной техники.
Типичный пример заболоченного леса
Лучшая проходимость у МТ-ЛБ, который пройдет по любым грунтам I-III категорий. Следом стоит БМП-2. Для танков (у которых удельное давление на грунт колеблется в пределах 0,8-0,9 кг/см2) проходимы грунты I-II категории, но на грунтах III категории можно сесть на брюхо. Наконец, БТР-80А предназначен только для езды по сухим грунтам, то есть по песочку, ну можно выбраться на сухой суглинок, желательно поплотнее.
Добавим еще вездеход ДТ-30П «Витязь» — 0,3 кг/см2. Весьма хорошее приобретение, с проходимостью по большей части избыточно переувлажненных грунтов. Однако, и его возможностей недостаточно для торфяного болота, которое допускает давление не более 0,25 кг/см2.
МТ-ЛБ считается техникой с высокой проходимостью, что нимало не мешает посадить ее в грязь на брюхо. Эта «мотолыга» засела во Всеволожском районе Ленинградской области на старой вырубке.
Та же самая МТ-ЛБ, вид спереди. Можно оценить коварство ландшафта, который на первый взгляд кажется легко проходимым. Однако, менее чем в полуметре от поверхности грунтовые воды и переувлажненный грунт, в который вездеход и засел.
Далее, как уже говорилось, погодные условия и затяжные дожди могут резко изменить несущую способность грунтов в сторону ее сильного снижения. Глина, пропитанная водой, снижает свою несущую способность в 5-6 раз, суглинки и супеси в 2-3 раза. Уже этого обстоятельства вполне достаточно, чтобы сделать дорогу непроходимой.
Но и это еще не все. Когда по дороге проходит множество машин и танков, они неизбежно разбивают и разрыхляют грунт, создают поверх дороги слой сильно разрыхленного грунта. Несущая способность грунта зависит от его плотности, как уже указывалось для глины. Если к этому добавить затяжной дождь, который сделает из глинистой или суглинистой пыли жидкую грязь, а также промочит и ослабит нижележащий слой, утрамбованный колесами и гусеницами, то вот и получается знаменитая распутица, с морями грязи, в которых танки тонут по башню.
Польские танкисты из 9-й бригады на учениях на полигоне недалеко от города Ожиш. Вот оно коварство влажного грунта, по которому уже проехали несколько танков. Для следующего Т-72 разрыхленный грунт оказался слишком слабым.
А что шнекоход? У шнекохода с двумя шнеками длиной по 6 метров и диаметром по 1 метру, с общей массой 17 тонн, удельное давление на грунт составляет всего 0,09 кг/см2. У шнеков таких размеров, до половины погруженных в грунт, площадь опоры будет составлять 18,8 кв. метров, что гораздо больше, чем у любых гусениц или любых колес. Причем, на твердом грунте удельное давление на грунт у шнекохода очень высоко: он опирается на него только узкими гребнями. По мере уменьшения плотности и несущей способности грунта, поверхность опоры шнеков все возрастает, пока на самом слабом грунте, в торфяном болоте, не достигнет своего максимума.
0,09 кг/см2 – это даже меньше, чем у снегоболотохода «Горностай», у которого удельное давление на грунт составляет 0,15 кг/см2.
Думается, что это вполне убедительное доказательство превосходства шнекохода в проходимости перед всеми видами и типами техники, и даже специализированной вездеходной техники. Шнекоход может свободно пройти там, где даже «мотолыга», считающаяся очень проходимой техникой, сядет на брюхо.
Украинский шнекоход-земснаряд работает на самом противотанковом грунте на рытье осушительных канав
По этой простой причине шнекоход не только может конкурировать с колесными и гусеничными машинами, но и быть гораздо лучше их. Более того, абсурдно и нелепо говорить, что, дескать, у шнекохода маленькая скорость, поскольку на тех грунтах, которые шнекоход может пройти, ни танк, ни гусеничный вездеход, ни БТР вообще не могут показать никакой скорости. Они просто сидят на брюхе в ожидании какого-нибудь тягача.
Пространство для шнекохода
В нашей необъятной стране есть где побуксовать и помесить грязь. Из 1709,8 млн. гектаров общей территории России (данные 2005 года, без Крыма), 1104,8 млн. гектаров приходилось на леса, из которых 57% — влажные и переувлажненные лесные почвы (596 млн. гектаров). Сельскохозяйственные угодья, то есть пашни и пастбища (которые, как правило, являются грунтами с низкой несущей способностью, особенно после дождей) – 401 млн. гектаров. Среди этой обширной площади лесов и сельхозугодий 225,2 млн. гектаров приходится, собственно, на воды и болота (110 млн. гектаров в составе лесного фонда и 25 млн. гектаров в составе сельхозугодий).
Итого, влажных почв и болот в России, по суммарной оценке, 621 млн. гектар (36% территории страны) и еще 376 млн. гектаров (22%) становятся труднопроходимыми или непроходимыми после обильных дождей или таяния снегов. На этих 58% территории страны в военное время применение шнекоходов весьма целесообразно, поскольку по таким грунтам даже гусеничная техника проходит либо с трудом, либо вообще не проходит.
Для сравнения, общая площадь дорог, то есть всех земель, отведенных под дороги, улицы, площади, вплоть до скотопрогонных дорог, составляла по данным на 2005 год 7,9 млн. гектаров. Далеко не вся эта площадь занята твердым дорожным покрытием. Еще 5,5 млн. гектаров находилось под застройкой. Итого, только 0,7% территории страны, где шнекоход в силу своих конструктивных особенностей не может применяться широко.
Требовать от техники, чтобы она была хороша на дорогах с твердым покрытием, это означает запереть ее на площади не более 1%, это значит лишить ее маневренности и поставить в зависимость от милостей природы и сухой погоды.
Надо ясно понимать простую вещь: война ведется в грязи. Если поначалу и предполагается, что боевые действия будут идти в комфорте, вдоль асфальтированных дорог, в условиях, максимально приближенных к парадным, то потом противник своими действиями неизбежно вынуждает залезать в грязь. Противник своим огнем и движением вынуждает сворачивать с дороги на грунтовку, пашню или на болото, в поисках пути для обхода, охвата, маневра. Географическая характеристика заболоченности и увлажнения почв показывает, что эта необходимость залезать в грязь будет встречаться очень часто.
Потому подготовка к настоящей войне подразумевает тщательную подготовку к тому, чтобы месить грязь лучше и эффективнее, чем это удается противнику. Какая сторона сможет поставить грязь и распутицу на свою сторону, та и одержит победу в конечном счете. Лучше это делать не с помощью импровизаций, а с помощью заранее разработанной, испытанной и изготовленной техники – шнекоходов.
На основе шнекоходного шасси возможны самые разнообразные боевые, транспортные и инженерные машины. Но пока что мы будем рассматривать сравнительно легкую и небольшую шнекоходную машину, общей массой в диапазоне от 7 до 20 тонн, в технической возможности создания которой нет никаких сомнений. Для более тяжелых машин потребуются, очевидно, исследования и расчеты.
Такая сравнительно небольшая шнекоходная машина, как мне представляется, должна быть комбинацией бронетранспортера и грузовика, способного нести вооружение (ДШК или КПВТ, АГС, ПТУР, дополнительно также 82-мм миномет), а также перевозить людей и грузы. По своей компоновке он может быть похож на БТР-50.
Корпус БТР-50. Почти готово, осталось только шнеки добавить.
В силу того, что для шнекоходов весьма существенным является снижение веса, не только для улучшения проходимости и скорости движения, но и для плавучести, то бронирование может быть не стальными листами, а листами броневого стеклотекстолита. Но с внутренней стороны корпуса стеклотекстолит должен быть подложен стальными листами, чтобы уберечь экипаж от осколков текстолитовой брони.
Почему именно такая машина? Во-первых, потому что в заболоченных районах у него, вероятнее всего, не будет серьезного противника, вооруженного чем-нибудь более тяжелым, чем крупнокалиберный пулемет. Скорее всего, это будут небольшие отряды противника или заслоны, обычно оставляемые на границе с заболоченной, и считающейся непроходимой местности. Крупнокалиберного пулемета в сочетании с АГС вполне достаточно, вместе с вооружением пехотного десанта, чтобы с таким противником справиться.
Во-вторых, задача шнеко-бронетранспортера в большей степени транспортная, чем боевая: перевезти через болото, заболоченную или просто раскисшую от дождей местность солдат, боеприпасы, продовольствие. Потому упор должен быть сделан на грузоподъемность.
Первый и довольно типичный вариант. Противник удерживает сухой перешеек между болотами или озерами, либо же опирает свои фланги на торфяные и очень топкие болота, абсолютно недоступные для техники. В этом случае отряд из шнеко-бронетранспортеров с посаженным на него десантом может попытаться зайти противнику во фланг и тыл по болоту. Оборона у противника по краям заболоченной местности вряд ли будет сильной, и такая попытка может иметь успех.
Второй вариант – форсирование реки с широкой и заболоченной поймой. Не столь уж редкий вариант, заболоченные или регулярно затопляемые поймы рек могут быть в ширину до 2-3 км, в сочетании с густыми зарослями кустарника и тальника могут быть почти непроходимыми. В таком случае для шнеко-бронетранспортера много разной работы. Во-первых, участие в переправе и захвате плацдарма на другом берегу, во-вторых, транспортная поддержка переправившихся войск до наведения переправ, в первую очередь снабжение боеприпасами и вывоз раненых, в-третьих, содействие в наведении понтонов и мостов, охрана их от контратак противника, в-четвертых, вспомогательные перевозки людей и грузов через заболоченную пойму к местам переправы.
Значение шнеко-бронетранспортеров при переправах резко возрастает в период половодья, когда поднявшиеся реки могут затапливать обширные площади в пойме и препятствовать наведению переправ.
Третий вариант – бои в заболоченной лесистой местности. Хотя заболоченные леса считаются непригодными для боевых действий, тем не менее, они предоставляют некоторые интересные возможности. Во-первых, можно оторваться от противника; достаточно зайти вглубь заболоченного леса на 3-4 км, чтобы оказаться в относительной безопасности. В-вторых, если противник контролирует дороги и населенные пункты на краю заболоченного леса, то в глубине этого болотистого массива можно направить отряд на шнеко-бронетранспортерах для нанесения ударов по противнику в стиле «ударил – отошел». Если противник пожелает отряд преследовать, тем хуже для него. Если у противника есть одна дорога, идущая через большой заболоченный лесной массив, а в нем есть отряды на шнеко-бронетранспортерах, то у этого противника серьезные проблемы.
Четвертый вариант – действия в период распутицы. Это самое выгодное время для использования шнеко-бронетранспортеров для решения самых разных задач. К ним могут относиться: разгрузка застрявших в грязи автомобильных колонн и содействие в эвакуации техники; перевозка грузов и переброска войск по кратчайшим маршрутам по бездорожью; трамбовка грунтовых дорог многократным прохождением шнекоходами. В боевых операциях шнеко-бронетранспортеры с десантом по распутице могут осуществлять обходы, так же, как и через болота.
Как видим, открывающихся тактических возможностей у шнеко-бронетранспортеров довольно много. Общая черта тактики машин такого типа состоит в том, чтобы использовать фактор внезапности, вытекающий из того, что отряд на шнеко-бронетранспортерах может пересечь район, совершенно непроходимый для любой другой техники и даже и для пеших солдат. Противник прикрылся болотом, считая его непроходимым – самое удобное место, чтобы по нему ударить. Даже если противник в принципе знает о шнеко-бронетранспортерах, все равно, не угадает место прорыва. Ему придется или усиливать заслоны на краях заболоченной местности, то есть распылять свои силы, либо держать болота под постоянным наблюдением и разведкой. И это тоже хорошо. Сам факт появления шнеко-бронетранспортеров уже ставит противника, не имеющего таких же машин, в стесненное положение.