какого этапа в психологическом консультировании семьи нет

Основные этапы психологического консультирования семьи

Можно выделить следующие этапы психологического консультирования семьи: предварительный этап записи; этап первичного приема; диагностический этап; этап составления психологического заключения; этап совместного анализа причин возникновения проблемы и определения путей ее разрешения; заключительный этап.

Предварительный этап. Запись. Фиксация обращения. Объективирование жалобы и запроса клиента. Сбор исходной информации о семье и клиенте. Решение организационных вопросов. Ориентация клиента в порядке и регламенте работы.

Первичный прием. Знакомство консультанта с клиентом. Установление контакта с использованием техник присоединения — аккомодации как подражания консультанта стилю и особенностям поведения членов семьи (С. Минухин), активного эмпатического слушания (К. Роджерс), мимезиса как подражания и копирования по типу имитации позы, одежды, мимики и пр. (С. Мйнухин). Конкретными формами мимезиса являются синхронизация дыхания, «отзеркаливание» позы, мимики, жестов, подражание речи клиента по параметрам скорости, громкости, интонации либо, если работа идет с семьей в целом, речи «идентифицированного пациента», отслеживание глазодвигательных реакций клиента. Представление консультанта и структурирование позиций в консультативном процессе. Установление атмосферы доверия и безопасности. Коммуницирование эмоциональной поддержки и стабилизация эмоционального состояния клиента. Выявление жалобы и запроса. Первичное исследование проблемы. На этой стадии необходимо получить общую информацию о составе семьи, возрасте, образовании, профессии каждого из членов семьи и выявить особенности их отношений и взаимодействия. Оптимальным методом здесь является составление генограммы для трех поколений семьи. Если работа идет с семьей в целом, то необходимо выявить позицию каждого из присутствующих ее членов в отношении проблемы обращения. Переформулирование запроса. Заключение договора (контракта) на проведение психологического консультирования. В рамках договора согласуются цели консультирования и форма психологической помощи, которая будет оказана клиенту. Обсуждаются проблема ответственности клиента и консультанта и их функции в процессе работы. Осуществляется согласование организационных вопросов: количество встреч, их продолжительность и периодичность, состав участников, оплата консультаций.

Диагностический этап. Уточнение проблемы клиента. Направленное ее изучение в соответствии с принципом стереоскопичности диагноза, выявление ролевой структуры семьи и ее внутренних и социальных ресурсов. Реконструкция истории развития семьи с момента знакомства супругов. Анализ проблемных ситуаций, типовых семейных сценариев, выявление и обсуждение семейных мифов. Формулирование рабочих гипотез о содержании и причинах проблемы. Проведение необходимого диагностического обследования с целью проверки выдвинутых гипотез.

Этап составления психологического заключения. Формулирование психологического диагноза и прогноза. Диагностическое заключение должно содержать описание объективного статуса семьи, вывод о соответствии жалобы объективной проблеме семьи и мере ее обоснованности, позитивную оценку функционирования семьи с выделением ее ресурсов, переформулирование значения симптомов проблемного поведения членов семьи и объективирование механизма симптомообразования; в нем должна быть показана роль симптома в сохранении семейного функционирования. Разработка общего плана рекомендаций по преодолению проблем семьи. Психологическое заключение может быть составлено консультантом вне времени встречи с клиентом, представлять собой результат анализа и интерпретации проблемы консультантом и основу для проведения последующего этапа. В ряде случаев этап составления психологического заключения может совмещаться с этапом совместного анализа проблемы и поиска ее решения.

Этап совместного анализа причин проблемы и определение путей ее разрешения. Направленный анализ проблемы, выделение «сильных», ресурсных, и «слабых» аспектов семейного функционирования. Выявление причин неэффективного функционирования. Обсуждение основных положений психологического диагноза. Совместная выработка условно-вариантного прогноза. Рассмотрение «веера» возможных решений, всесторонняя оценка «плюсов» и «минусов» каждого из них. Принятие решения, выработка плана его реализации. Распределение ответственности и функций между членами семьи. Разработка системы «домашних заданий» для воплощения принятого решения в жизнь.

какого этапа в психологическом консультировании семьи нет

Заключительный этап. Подведение итогов. Контроль и оценка реализации принятого решения. Завершение совместной работы с консультантом, обсуждение форм и сроков дальнейших контактов. Совместная выработка плана профилактических и превентивных мероприятий по предупреждению возникновения трудностей и проблем в семье.

Даже простое перечисление этапов психологического консультирования семьи обнаруживает то, что они эксплицируют не столько временную последовательность, сколько саму логику и последовательность разрешения задач, обеспечивающих удовлетворение запроса клиента. Сами же этапы могут перекрываться во времени, допускать нарушение линейности продвижения и возвращение с последующего на предыдущий этап. Выделенная последовательность этапов скорее определяет закономерность перехода от выполнения одного вида консультативных работ и процедур к другому.

При определении содержания психологического консультирования на каждом из этапов были использованы понятия «жалоба», «запрос», «психологический диагноз» и «прогноз». Остановимся более подробно на каждом из них.

Запрос конкретизирует ожидания клиента в отношении помощи, которую он предполагает получить в консультации. Можно выделить следующие виды запросов клиента о психологической помощи: информационный запрос; запрос о помощи в обучении навыкам общения, взаимодействия, поведения в проблемных ситуациях; о содействии в анализе и интерпретации событий, поведения, особенностей личности; о помощи в выработке позиции в отношении проблемы; об эмоциональной и психологической поддержке; о содействии в анализе проблемы и принятии решения [Там же]. Все перечисленные виды запросов можно квалифицировать как адекватные. Вместе с тем консультанту в большинстве случаев приходится сталкиваться с неадекватными ожиданиями клиента. Тогда запросы формулируются по типуманипулятивного запроса или запроса—перекладывания ответственности за решение проблемы на консультанта. Манипулятивный запрос состоит в просьбе клиента об оказании влияния на члена семьи и его изменении либо в интересах самого члена семьи («муж пьет — повлияйте на него, чтобы не пил»), либо в интересах клиента. В случае перекладывания ответственности за решение проблемы на консультанта клиент исходит из мифа о всемогуществе консультанта и «волшебной палочке», по взмаху которой все проблемы могут быть разом решены без какого бы то ни было участия самого клиента. Очевидно, что в случае неадекватного запроса должна быть проведена работа по его переформулированию для заключения договора, или так называемого «терапевтического контракта», на проведение консультативной работы.

Понятие психологического диагноза неоднозначно интерпретируется в разных литературных источниках. Первоначально в практической психологии термин «диагноз» получил распространение в самом широком и неопределенном значении — как констатация количественной или качественной характеристики признака [Бурменская и др., 2003]. В зарубежной психологии и психометрии понятие «психологический диагноз» является производным от процедур тестового измерения. Если, вслед за А. Анастази [1982], определять психологическую диагностику семьи как «идентификацию психологических характеристик индивида/семьи с помощью специальных методов», то такое понимание психологического диагноза оказывается непродуктивным для решения задач семейного консультирования. Как указывает Г. В. Бурменская [2003], не случайно в современной зарубежной психологии многие специалисты отвергают термин «диагноз», утверждая, что его следует избегать из-за медицинского, т.е. ориентированного на болезнь, значения. В любом виде психологического консультирования, а уж тем более в семейном консультировании, главная задача состоит в том, чтобы помочь семье преодолеть трудности ее функционирования и создать оптимальные условия для личностного роста и развития как каждого ее члена, так и семьи в целом. Психологический диагноз должен иметь собственное содержание, выходящее за рамка описания трудностей семьи как симптомов ее «болезни» и объективно установленных особенностей ее функционирования. Необходимо выявить механизмы генезиса и формирования трудностей функционирования семьи. Таким образом, этиологическийдиагноз, выступая важным компонентом психологического диагноза, предполагает выделение причинных каузально-динамических связей, выявленных в ходе психологического обследования трудностей функционирования и развития семьи, с источниками и условиями их образования.

Составление психологического прогноза — главный результат психологического обследования семьи. Важной его характеристикой является степень достоверности. В настоящее время в практике психологического консультирования используются два достаточно близких на первый взгляд понятия. Это «вероятностный прогноз» и «условно-вариантный прогноз». Однако, считает Бурменская [2003], при обсуждении проблемы диагностики психического развития ребенка понятие вероятностного прогноза представляется неуместным, поскольку в силу открытого характера развития ребенка в принципе отсутствуют основания для определения вероятности того или иного его хода в будущем. Продолжая мысль о роли активности самого субъекта в проектировании и осуществлении своего развития, можно заключить, что делать предсказания относительно вероятности того или иного варианта разрешения семьей своих трудностей и, соответственно, относительно перспектив ее дальнейшего функционирования и развития оказывается задачей не просто неблагодарной, но и практически неразрешимой. В силу этого, по нашему мнению, перспективно и правомерно использовать понятие условно-вариантного прогноза, используемого в рамках возрастно-психологического консультирования развития ребенка [Там же]. Под условно-вариантным прогнозом следует понимать конструирование основных вариантов развития семьи из множества потенциально возможных. Эти варианты определяются с учетом трех возможностей: 1) неблагоприятные условия, ставшие причиной психологических трудностей, сохраняются; 2) причины и факторы неблагополучия семьи будут преодолены или существенно ослаблены; 3) причины и факторы дисгармоничности, напротив, усугубятся. Прогноз дальнейшего функционирования и развития семьи должен представлять собой «веер» вариантов в диапазоне указанных возможностей, а не предсказание с определенной вероятностью однозначного исхода. Таким образом, условно-вариантный прогноз становится основой для разработки стратегии и тактики «самопомощи» семьи в разрешении возникшей проблемы или кризисной ситуации.

Источник

какого этапа в психологическом консультировании семьи нет

какого этапа в психологическом консультировании семьи нет

какого этапа в психологическом консультировании семьи нет

какого этапа в психологическом консультировании семьи нет

какого этапа в психологическом консультировании семьи нет

какого этапа в психологическом консультировании семьи нет

какого этапа в психологическом консультировании семьи нет

какого этапа в психологическом консультировании семьи нет

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СЕМЬИ

Термин «консультация» имеет не одно значение. Например, данное слово мы можем применить, описывая передачу опыта профессиональной деятельности между специалистами одного дела. С другой стороны, вышеописанное понятие интерпретируется как обсуждение одной проблемы несколькими людьми. В целом, по мнению Натальи Георгиевны Осуховой, слово «консультация» понимается как получение совета от квалифицированного специалиста по волнующей проблеме.

Проанализировав труды Карабановой О.А., нами были сформулированы общие выводы и мнения по выделению ею основных этапов психологического консультирования семьи.

Ольга Алексеевна выделяет шесть этапов психологического консультирования семьи [2].

1 этап – предварительный этап записи. Данный этап в целом подразумевает принятие проблемы клиента, сбор данных об исследуемой семье и решение организационных вопросов.

Мы считаем, что на этом этапе целесообразно проводить вышеописанную работу специалисту. Происходит предварительное знакомство с семьей, а также первая встреча обследуемых с психологом. Педагогу важно собрать основную информацию о семье и решить ряд вопросов организационного характера для предотвращения дальнейших проблем при работе.

2 этап – первичный приём. На этом этапе осуществляется непосредственное знакомство консультанта с клиентом, установление контакта. Также специалист производит сбор данных о членах семьи, спрашивает мнение каждого по проблеме и заключает договор на проведение психологического консультирования.

Изучив описанное Ольгой Алексеевной знакомство с клиентом при помощи техник присоединения, мы сделали следующие выводы. Все виды техник играют важную роль при организации знакомства психолога с членами семьи. Например, активное эмпатическое слушание и поддержка при этом добавляют пришедшим уверенность, что специалист им поможет, а отслеживании глазодвигательных реакций дает психологу представление об эмоциональном состоянии и возможно о наличие боязни общения с чужими людьми. Также важно установить доверительное отношение и провести первичный анализ проблемы. По мнению О.А. Карабановой, при сборе информации о членах семьи целесообразно составить генограмму для трёх поколений. Мы считаем, что внедрение этой идеи положительно повлияет на результативность работы психолога по консультированию. Это может помочь при определении того, откуда зародились трудности. Возможно, они исходят не только от пришедших клиентов. Помимо этого, заключение договора, где прописываются цели и форма психологической помощи, даёт клиенту представление о работе и к каким результатам должны прийти обе стороны.

3 этап – диагностический. Данный этап подразумевает подробное изучение психологом проблемы клиента, глубокий анализ семьи (роли членов семьи, ресурсы, становление данной ячейки общества, проблемные моменты). Формулировка тезисов по проблемам и проведение диагностики.

Мы считаем, что данный этап является самым важным в проведении психологического консультирования семьи. Психологу следует серьёзно отнестись к проведению диагностики. Прежде чем подобрать диагностический инструментарий, важно подробно изучить проблему в семье, положение в ней клиентов для точной постановки результатов психологического заключения. Также необходимо ответственно подойти к выбору методик для проведения диагностики, учитывая особенности конкретной семьи. Помимо этого важно соблюдать все инструкции по проведению каждой подобранной методики.

4 этап – этап составления психологического заключения. На этом этапе специалист формулирует психологический диагноз и прогноз, а также разрабатывает план рекомендаций, с помощью которого семья преодолевает свои проблемы.

По нашему мнению, этот этап не менее важен, чем предыдущий. Психолог проводит большую работу для составления психологического заключения, и ему необходимо безошибочно сформулировать психологический диагноз и составить дальнейший прогноз и план работы, так как если в этот процесс проникнет какая-либо ошибка, то вся работа психолога будет направлена в другую сторону. А это, в свою очередь, не только не решит проблему, с которой пришла семья, но и может привести к дальнейшим трудностям.

5 этап – этап совместного анализа причин проблемы и определение путей ее разрешения. Данный этап может совмещаться с предыдущим. На этом этапе осуществляется направленный анализ проблемы, выделение «сильных» и «слабых» семейных функций (выделение причин последних). Данный этап также подразумевает обсуждение психологического диагноза, рассмотрение возможных решений и принятие одного (или нескольких из них), распределение ответственности и функций между каждым членом семьи.

Проанализировав этот этап, мы пришли к выводу, что большая часть работы на этапе приходится на семью. Семья должна помочь психологу в процессе работы, не скрывая своих прошлых трудностей или особенностей, которые могут помочь в проведении анализа проблемы, в выделении «сильных» и «слабых» функций семьи. Она также должна участвовать в выделении «плюсов» и «минусов» различных решений проблемы и принять одно из этих решений на свою ответственность.

6 этап – заключительный. Данный этап подразумевает подведение итогов, контроль и оценку реализации принятого этапом ранее решения. С консультантом завершается совместная работа, и обсуждаются формы и сроки дальнейших контактов.

На этом этапе завершается совместная работа с консультантом, но резко не прекращается. Идет обсуждение формы и сроков дальнейших контактов, а также специалист помогает выработать план мероприятий, чтобы предупредить дальнейшее возникновение проблем и трудностей в этой семье.

Изучив и проанализировав литературу на данную тематику, мы пришли к выводу, что психологическое консультирование для семьи очень важно. Оно не только помогает в решении конкретных проблем и преодолении сегодняшних трудностей, возникающих в семье, но также помогает предотвратить дальнейшие трудности и проблемы. Взаимодействуя со специалистом, семья в то же время помогает каждому члену взаимодействовать друг с другом, понимая и принимая их особенности, распределяет функции семьи в соответствии с возможностями каждого ее членов, так как именно она знает их особенности и потребности.

2. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие / О. А. Карабанова.- М.: Гардарики, 2005.- 320 с.

Источник

Основные этапы психологического консультирования семьи

какого этапа в психологическом консультировании семьи нет какого этапа в психологическом консультировании семьи нет какого этапа в психологическом консультировании семьи нет какого этапа в психологическом консультировании семьи нет

какого этапа в психологическом консультировании семьи нет

какого этапа в психологическом консультировании семьи нет

Можно выделить следующие этапы психологического консультирования семьи: предварительный этап записи; этап первичного приема; диагностический этап; этап составления психологического заключения; этап совместного анализа причин возникновения проблемы и определения путей ее разрешения; заключительный этап.

Предварительный этап. Запись. Фиксация обращения. Объективирование жалобы и запроса клиента. Сбор исходной информации о семье и клиенте. Решение организационных вопросов. Ориентация клиента в порядке и регламенте работы.

Первичный прием. Знакомство консультанта с клиентом. Установление контакта с использованием техник присоединения аккомодации как подражания консультанта стилю и особенностям поведения членов семьи (С. Минухин), активного эмпатического слушания (К. Роджерс), мимезиса как подражания и копирования по типу имитации позы, одежды, мимики и пр. (С. Минухин). Конкретными формами мимезиса являются синхронизация дыхания, «отзеркаливание» позы, мимики, жестов, подражание речи клиента по параметрам скорости, громкости, интонации либо, если работа идет с семьей в целом, речи «идентифицированного пациента», отслеживание глазодвигательных реакций клиента. Представление консультанта и структурирование позиций в консультативном процессе. Установление атмосферы доверия и безопасности. Коммуницирование эмоциональной поддержки и стабилизация эмоционального состояния клиента. Выявление жалобы и запроса. Первичное исследование проблемы. На этой стадии необходимо получить общую информацию о составе семьи, возрасте, образовании, профессии каждого из членов семьи и выявить особенности их отношений и взаимодействия. Оптимальным методом здесь является составление генограммы для трех поколений семьи. Если работа идет с семьей в целом, то необходимо выявить позицию каждого из присутствующих ее членов в отношении проблемы обращения. Переформулирование запроса. Заключение договора (контракта) на проведение психологического консультирования. В рамках договора согласуются цели консультирования и форма психологической помощи, которая будет оказана клиенту. Обсуждаются проблема ответственности клиента и консультанта и их функции в процессе работы. Осуществляется согласование организационных вопросов: количество встреч, их продолжительность и периодичность, состав участников, оплата консультаций.

Диагностический этап. Уточнение проблемы клиента. Направленное ее изучение в соответствии с принципом стереоскопичности диагноза, выявление ролевой структуры семьи и ее внутренних и социальных ресурсов. Реконструкция истории развития семьи с момента знакомства супругов. Анализ проблемных ситуаций, типовых семейных сценариев, выявление и обсуждение семейных мифов. Формулирование рабочих гипотез о содержании и причинах проблемы. Проведение необходимого диагностического обследования с целью проверки выдвинутых гипотез.

Этап составления психологического заключения. Формулирование психологического диагноза и прогноза. диагностическое заключение должно содержать описание объективного статуса семьи, вывод о соответствии жалобы объективной проблеме семьи и мере ее обоснованности, позитивную оценку функционирования семьи с выделением ее ресурсов, переформулирование значения симптомов проблемного поведения членов семьи и объективирование механизма симптомообразования в нем должна быть показана роль симптома в сохранении семейного функционирования. Разработка общего плана рекомендаций по преодолению проблем семьи. Психологическое заключение может быть составлено консультантом вне времени встречи с клиентом, представлять собой результат анализа и интерпретации проблемы консультантом и основу для проведения последующего этапа. В ряде случаев этап составления психологического заключения может совмещаться с этапом совместного анализа проблемы и поиска ее решения.

Этап совместного анализа причин проблемы и определение путей ее разрешения. Направленный анализ проблемы, выделение «сильных», ресурсных, и «слабых» аспектов семейного функционирования. Выявление причин неэффективного функционирования. Обсуждение основных положений психологического диагноза. Совместная выработка условно-вариантного прогноза. Рассмотрение «веера» возможных решений, всесторонняя оценка «плюсов» и «минусов» каждого из них. Принятие решения, выработка плана его реализации. Распределение ответственности и функций между членами семьи. Разработка системы «домашних заданий» для воплощения принятого решения в жизнь.

какого этапа в психологическом консультировании семьи нет

Заключительный этап. Подведение итогов. Контроль и оценка реализации принятого решения. Завершение совместной работы с консультантом, обсуждение форм и сроков дальнейших контактов. Совместная выработка плана профилактических и превентивных мероприятий по предупреждению возникновения трудностей и проблем в семье.

Даже простое перечисление этапов психологического консультирования семьи обнаруживает то, что они эксплицируют не столько временную последовательность, сколько саму логику и последовательность разрешения задач, обеспечивающих удовлетворение запроса клиента. Сами же этапы могут перекрываться во времени, допускать нарушение линейности продвижения и возвращение с последующего на предыдущий этап. Выделенная последовательность этапов скорее определяет закономерность перехода от выполнения одного вида консультативных работ и процедур к другому.

Источник

Особенности и этапы семейного консультирования

какого этапа в психологическом консультировании семьи нет

Особенности и этапы семейного консультирования

Целью семейного консультирования выступает совместное с консультантом выявление проблемы или запроса члена (или всех членов) семьи для изменения ролевого взаимодействия и обеспечения личностного роста каждого члена семьи.

Семейное консультирование можно отнести к разновидности семейной психотерапии. Но между ними будут прослеживаться некоторые различия:

В консультационной работе терапевт отказывается от самой концепции болезни и погружается в анализ самой ситуации. Изучает аспекты ролевого взаимодействия, ищет личностные ресурсы субъектов, предлагает и выносит на обсуждение способы разрешения проблемных ситуаций.

Различие этих терапевтических концепций предоставляет консультанту различные методики, техники и приемы.

Ведущими направлениями можно выделить когнитивно-поведенческую терапию, ее разновидность рационально-эмотивную терапию, а также системную терапию.

Работая в этих подходах и внедряя в практику приемы этих направлений, можно выделить основные принципы и правила в проведении семейного консультирования:

1. Терапевт устанавливает раппорт и присоединяется к пациентам. Для этого он соблюдает конструктивную дистанцию, использует приемы «мимезиса», синхронизирует свое дыхание с дыханием клиента. Специалист использует предикаты речи, которые отражают доминирующую репрезентативную систему «заявителя».

2. На втором этапе консультант ведет сбор информации о волнующей проблеме. Специалист применяет мета-моделирование и терапевтические метафоры. Чтобы получить точный запрос, консультанту помогут такие вопросы:

3. Далее следует заключение психотерапевтического контракта. На этом важном этапе проговаривается и распределяется ответственность между терапевтом и клиентом. Консультант обеспечивает: безопасность, приемы и техники. В зону ответственности клиента входит его личная активность, честность, желание достигнуть изменений и т.д. Обсуждается также длительность работы в целом и длительность одной консультации. Уделяется внимание периодичности встреч. Сначала это одна сессия в семь дней, затем одна встреча в 2-3 недели.

4. После того, как были оговорены правила и условия работы, консультанту необходимо уточнить проблему пациента, чтобы провести ее максимальную субъективизацию. А также протестировать ресурсы самой семьи, и каждого ее члена в отдельности. Для этого консультант использует следующие вопросы:

5. Теперь наступает непосредственно сам этап консультирования. И здесь очень важно поддержать клиентов и укрепить их веру в положительный исход. Для этого следует использовать положительные утверждения: «Ваше искреннее желание изменить свою жизнь, прежний опыт, активность, честность и готовность к сотрудничеству, а также желание консультанта сотрудничать с вами, его профессиональные качества и опыт станут надежной гарантией успешного решения проблемы».

Терапевт вместе с клиентами рассматривает положительные и отрицательные стороны устоявшегося поведения. Для этого он использует такие вопросы:

После того как выяснили положительные и отрицательные моменты, терапевт и клиент сообща ищут новые варианты действия в сложившейся ситуации. Вопросы для прояснения:

Если консультант будет точно следовать по маршруту проблемы, то клиент погрузится в транс, и тогда с помощью приемов визуализации терапевт помогает создать новую ситуацию, обратить внимание на нее и зафиксировать возникающие ощущения клиента.

6. Заключительный этап можно назвать «Экологической проверкой». Клиенты представляют себя в похожей проблемной ситуации через 5-10 лет и прислушиваются к своему состоянию.

Еще консультанту важно не забыть о «страховании результата». У клиента может не сразу появиться уверенность в использовании новых приемов в поведении. Для этого консультант дает домашнее задание или предлагает повторную встречу спустя время, чтобы обсудить полученные результаты.

В некоторых случаях консультанту нужно произвести процедуру «отсоединения». Иногда она происходит автоматически, когда клиент сравнивает первоначальную проблему и полученный результат. Чтобы осуществить «отсоединение», консультант поручает клиентам парадоксальные задания.

Чтобы получить обратный эффект, важно точно выполнять такие задания. Например, Джей Хейли дал задание супругам, которые постоянно конфликтовали по поводу того, в какой форме выражать свои чувства, ссориться ровно один час в день на протяжении недели. Целью задания была проверка эмоционального состояния. Зная природу человека, Д.Хейли был уверен, что никто не станет причинять осознанно вред ни себе, ни близкому. И был прав. Попробовав пару раз выполнить задание, супруги прекратили ругаться и впредь согласовано принимали решения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *