какого этапа социологического исследования не существует

Социология. Шпаргалки

какого этапа социологического исследования не существует

В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «Социология». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем, интересующимся данной тематикой.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социология. Шпаргалки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

6. Социологическое исследование и его виды (начало)

Социологическое исследование — это система логически последовательных, методологических, методических и организационно-технических процедур, направленных на получение точных объективных данных об изучаемом социальном явлении.

Социологическое исследование не имеет унифицированной формы, но всегда включает следующие этапы:

· подготовка: обдумывание целей, программы, плана, определение средств, сроков, способов обработки и т. д.;

· сбор первичной социологической информации: необобщенные сведения в различной форме, записи исследователя, выписки из документов и т. д.;

· подготовка собранной в ходе социологического исследования информации, ее обработка;

· анализ полученной информации, подведение итогов исследования, формулировка выводов и рекомендаций.

Вид социологического исследования зависит от характера поставленных целей и задач, глубины анализа социального процесса и т. д.

Различают три основных вида социологических исследований:

1) разведывательное (или пилотажное, зондажное) — самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи, охватывает небольшие обследуемые совокупности, основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии; используется для предварительного обследования определенного процесса или явления, для получения дополнительной информации о предмете и объекте. С помощью оперативных опросов определяют отношение людей к актуальным событиям и фактам (зондаж общественного мнения), степень эффективности только что проведенных мероприятий;

2) описательное — более сложный вид социологического анализа, с помощью которого получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении; проводится по подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария; позволяет произвести группировку и классификацию элементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой. Выделение в структуре объекта относительно однородных групп дает возможность осуществить их оценку, сравнение и сопоставление интересующих исследователя характеристик, а, кроме того, выявить наличие и степень развитости связей между ними;

Источник

Этапы и виды социологического исследования

Социология, в отличие от других наук об обществе, активно использует эмпирические методы: анкетные опросы, интервью, наблюдение, эксперимент, анализ статистических данных и документов. Социологическое исследование – это процесс, состоящий из логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью – получение достоверных данных об изучаемом явлении для последующего практического применения.
Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (зондажное, пилотажное), описательное и аналитическое.
Разведывательное исследование – это самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. По сути при использовании данного типа идет испытание инструментария (методических документов): анкеты, опросного листа, карточек, изучения документов и др.
Программа такого исследования упрощена, как и инструментарий. Обследуемые совокупности невелики – от 20 до 100 человек.
Разведывательное исследование, как правило, предваряет глубокое изучение проблемы. В ходе него уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы и их формулировка.
Описательное исследование – это более сложный вид социологического анализа. С его помощью изучают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Объект анализа – большая социальная группа, например, трудовой коллектив большого предприятия.
В описательном исследовании может быть применен один или несколько способов сбора эмпирических данных. Сочетание методов повышает достоверность и полноту информации, позволяет сделать более глубокие выводы и обосновать рекомендации.
Самый серьезный вид социологического исследования – аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. В нем изучается совокупность многих факторов, обосновывающих то или иное явление. Аналитические исследования, как правило, завершают разведывательное и описательное, в ходе которых собирались сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального явления или процесса.
В социологическом исследовании можно выделить три основных этапа:

Все указанные этапы чрезвычайно важны и требуют особого внимания. Первый этап будет подробно рассмотрен в следующей лекции. Второй этап зависит от выбранного типа социологического исследования и методик. Поэтому остановимся подробнее на рассмотрении этапа составления отчета о социологическом исследовании.
Итоги анализа полученной в ходе эмпирического исследования информации отражаются, как правило, в отчете, который содержит в себе данные, интересующие заказчика. Структура отчета по итогам исследования чаще всего соответствует логике операционализации основных понятий, но социолог, готовя этот документ, идет путем дедукции, постепенно сводя социологические данные в показатели. Число разделов в отчете обычно соответствует числу гипотез, сформулированных в программе исследования. Первоначально дается отчет по главной гипотезе.
Как правило, первый раздел отчета содержит краткое обоснование актуальности изучаемой социальной проблемы, характеристику параметров исследования (выборка, методы сбора информации, количество участников, сроки проведения и т. д.). Во втором разделе дается характеристика объекта исследования по социально-демографическим признакам (пол, возраст, социальное положение и др.). Последующие разделы включают в себя поиск ответов на выдвинутые в программе гипотезы.
Разделы отчета при необходимости могут быть разбиты на параграфы. Каждый параграф целесообразно завершать выводами. Заключение отчета лучше представить в виде практических рекомендаций, базирующихся на общих выводах. Отчет может быть изложен на 30–40 или 200–300 страницах. Это зависит от объема материала, целей и задач исследования.
Приложение к отчету содержит методологические и методические документы исследования: программу, план, инструментарий, инструкции и т. д. Кроме того, в приложение чаще всего выносят таблицы, графики, индивидуальные мнения, ответы на открытые вопросы, которые не вошли в отчет. Это может быть использовано при проведении последующих программ исследования.

Источник

Этапы социологических исследований

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие социологического исследования

Социологическое знание является многоуровневой системой, и его главный элемент – это социологическое исследование, организацией которого занимаются специально обученные специалисты для получения наиболее актуальных, точных и достоверных фактах об обществе, его развитии.

Этапы социологического исследования

Социологическое исследование – это многоэтапный процесс, который требует жесткой и внимательной подготовки как специалиста, так и участников исследования.

Ученые выделяют следующие этапы социологического исследования:

Рассмотрим их особенности.

Подготовительный этап

На этапе подготовки социологического исследования важным элементом является программа. Программа социологического исследования – это документ, в котором излагается общая концепция исследования. Ее разделами являются:

Готовые работы на аналогичную тему

Этап сбора социологической информации

На данном этапе исследователь определяет, какой метод он будет использовать для сбора информации (методический инструментарий).

Чаще всего вид и содержание инструментария зависят от выбранных методов сбора первичной информации. Если в качестве метода исследователь выбирает анкетирование, то разрабатывается анкета, бланк ответов на вопросы анкеты, матрица для ручной обработки анкет, а также база данных в специальной компьютерной программе (наиболее часто используется SPSS Statistics).

Если исполнитель выбрал в качестве метода интервьюирование, то он заранее составляет список вопросов, которые относятся к проблеме исследования, а также метод обработки полученной информации и ее обобщения.

Таким образом, в данном этапе выделяют 4 под-этапа:

Этап обобщения результатов исследования

На данном этапе исследователь при помощи программ или иных методов обработки данных (расшифровка аудио-записей, видео-записей, контент-анализа) выделяет основные выводы из полученных данных и представляет их в обобщенном виде, составляя отчет и аналитическую записку, а также презентацию. На последнем этапе социологического исследования полученные данные обсуждаются с заказчиком, подводятся основные итоги, делаются выводы, разрабатываются рекомендации по решению выявленной проблематики.

Зачастую в обсуждении данных задействованы специалисты не только из социологической сферы, но и из сфер политики, экономики, педагогики и психологии, а также маркетинга, так как маркетинговые исследования на сегодняшний день стали одним из самых востребованных и популярный видов социологических исследований.

Источник

Вопрос 5. Этапы и методы социологического исследования

какого этапа социологического исследования не существует какого этапа социологического исследования не существует какого этапа социологического исследования не существует какого этапа социологического исследования не существует

какого этапа социологического исследования не существует

какого этапа социологического исследования не существует

Для изучения социальных явлений и построения социологических теорий, способных объяснить и понять социальные процессы, необходимо обладать конкретной достоверной информацией, или эмпирическими данными. Эта информация и эти данные «добываются» в результате прикладных социологических исследований, которые широко применяются и в медико-социологических исследованиях.

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕэто система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью получить достоверные данные об изучаемом социальном явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы для приращения научного знания или в практике управления общественной жизнью.

Этапы социологического исследования:

1. разработка программы и инструментария;

3. подготовка собранной информации к обработке и ее обработка;

4. анализ и интерпретация полученной информации, подведение итогов исследования;

5. формулировка выводов, предложений и рекомендаций.

Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленных в нем целей и задач. Именно в соответствии с ними и различают три основных вида социологического исследования: зондажное, описательное и аналитическое.

I. Зондажное (пилотажное или разведывательное) исследование используется для предварительного обследования определенного общественного явления или процесса. Потребность в таком предварительном этапе возникает, как правило, тогда, когда проблема мало или вообще не изучена. В частности, он успешно применяется для уточнения и корректировки гипотез и задач, инструментария и границ обследуемой совокупности в каком-либо широкомасштабном исследовании, а также для выявления трудностей, которые могут встретиться в дальнейшем. Зондажное исследование основано на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии [5].

Выполняя вспомогательные задачи, зондажное исследование служит поставщиком оперативных данных. С их помощью определяют отношение населения к актуальным событиям и фактам (зондаж общественного мнения), а также степень эффективности только что проведенных мероприятий. Нередко к таким опросам прибегают для оценки хода и результатов различных общественно-политических кампаний.

II. Описательноеисследование – более сложный вид социологического анализа, который позволяет составить целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Кроме того, учет и осмысление такой всесторонней информации помогает лучше разобраться в обстановке, более глубоко обосновать выбор средств, форм и методов управления общественными процессами.

Описательное исследование проводится по подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария. Его методологическая и методическая оснащенность делает возможными группировку и классификацию элементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с данной проблемой.

Описательное исследование обычно применяется в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками. Это может быть коллектив крупного предприятия, где трудятся люди разных профессий и возрастных категорий, имеющие различный стаж работы, уровень квалификации и образования, доход, семейное положение и т.д., или население города, района, области, региона. В таких ситуациях выделение в структуре объекта однородных групп дает возможность осуществить их оценку, сравнение и сопоставление по определенным параметрам, а кроме того, выявить наличие и степень развитости связей между ними.

Выбор методов сбора информации в описательном исследовании определяется его конкретными задачами и направленностью. Их сочетание повышает представительность, объективность, полноту социологической информации, а, следовательно, позволяет делать более обоснованные выводы и рекомендации.

III. Аналитическое исследование ставит своей целью углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что именно определяет его основные количественные и качественные параметры. В силу такого предназначения данный тип исследования имеет особенно большую научную и практическую ценность.

какого этапа социологического исследования не существует

Если в ходе описательного исследования устанавливается, есть ли связь между определенными характеристиками изучаемого явления, то в ходе аналитического выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный характер. Например, если в первом случае фиксируется наличие связи между удовлетворенностью содержанием выполняемого труда и его эффективностью, то во втором – рассматривается, является ли удовлетворенность содержанием труда основной или не основной причиной, т.е. лишь фактором, влияющим на уровень его эффективности.

Подготовка аналитического исследования требует значительного времени, тщательно разработанной программы и инструментария. По используемым методам сбора социологической информации аналитическое исследование носит комплексный характер. В нем, дополняя друг друга, могут применяться различные формы опроса, анализа документов, наблюдения. Естественно, это требует умения взаимоувязывать, «состыковывать» информацию, полученную по разным каналам, придерживаться определенных критериев ее интерпретации. Тем самым аналитическое исследование существенно отличается не только содержанием своего подготовительного этапа и этапа сбора первичной информации, но и подходом к анализу, обобщению и объяснению полученных результатов.

Типология прикладных социологических исследований. В зависимости от того, рассматривается предмет в статике или динамике, могут быть выделены еще два вида социологического исследования – точечное и повторное.

Точечное (разовое) исследование отражает как бы моментальный «срез» объекта, дает информацию о состоянии и количественных характеристиках какого-либо явления или процесса только в момент его изучения. Эта информация является статической, ибо не дает ответа на вопрос о тенденциях изменения данного объекта во времени.

Сравнительные данные могут быть получены лишь в результате нескольких исследований, проведенных последовательно через определенные промежутки времени. Подобные исследования, основанные на единой программе и инструментарии, называются повторными. По сути дела, они представляют собой средство сравнительного социологического анализа, который направлен на выявление динамики развития объекта.

Особый вид повторного исследования – панельное. Панельное исследование предусматривает неоднократное изучение одних и тех же лиц через заданные интервалы времени. Такие исследования дают хорошую возможность обновлять и обогащать информацию, отражающую динамику, направленность развития.

Программа социологического исследования содержит в себе теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения определенного явления или процесса. Программа социологического исследованияэто систематизированное изложение теоретико-методологических предпосылок, общей концепции исследовательского проекта в соответствии с основными целями и задачами предпринимаемой работы, методических и процедурных основ ее выполнения, выдвигаемых гипотез и логически последовательных операций для их проверки. Только глубоко продуманная программа обеспечит проведение социологического исследования на высоком качественном уровне с достоверными результатами. Не случайно программу называют стратегическим документом, в котором сжато выражены концепция исследования проблемы и его фундаментальные методологические принципы и критерии. Программа выполняет три главных функции:

ü теоретико-методологическая функция призвана определить требующую своего разрешения социологическую проблему и наметить основные принципы и направления ее решения;

ü методическая функция определяет способы сбора эмпирических данных, описания и интерпретации ожидаемых результатов;

ü организационная функция состоит в планировании деятельности исследовательского коллектива с определением видов предполагаемых результатов по каждому из намеченных этапов.

Программа социологического исследования обычно включает в себя четкое и систематизированное изложение следующих разделов:

1. Методологическая часть:

§ формулировка и обоснование проблемы;

§ указание цели, определение объекта и предмета исследования;

§ логический анализ основных понятий;

§ формулировка гипотез и задач исследования

Методологияэто система принципов, методов и стратегий, используемых для приобретения социологических знаний, их интерпретации, объяснения и практического применения на теоретическом и эмпирическом, фундаментальном и прикладном, макросоциологическом и микросоциологическом уровнях.

2. Методическая часть:

Ø определение обследуемой совокупности;

Ø характеристика используемых методов сбора социологической информации;

Ø логическая структура инструментария для сбора этой информации;

Ø логические схемы ее математической обработки;

Ø принципы и критерии интерпретации полученных результатов.

Различные противоречивые ситуации, которые выдвигает перед нами сама жизнь, принято называть социальной проблемой. В процессе формулирования проблемы исследователи стремятся к тому, чтобы в ней получили максимально точное и адекватное отражение и сама проблемная ситуация, и основное противоречие, определяющее ее.

Четкое выделение объекта способствует правильному определению предмета исследования. Последний включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде характеризуют исследуемую проблему и скрывающиеся в ней противоречия. Следовательно, предмет социологического исследования предстает как концентрированное выражение взаимосвязи проблемы и объекта исследования.

В программе формулируется также процедура прикладного социологического исследования, т.е. определяются:

1. основные этапы проведения исследования;

2. содержание действий социологов на каждом из выделенных этапов;

3. предполагаемые результаты действий на каждом из этих этапов;

4. техника исследования, т.е. сценарий развертывания основных способов сбора, обработки и анализа эмпирической социологической информации.

Методикаэто система операций и предписаний с указанием процедур их применения в методах, обеспечивающих условия получения валидной (т.е. обоснованной и адекватной объекту) и репрезентативной (воспроизводящей значимые элементы исследуемого объекта) информации.

Социологические методыэто средства и способы получения, объяснения и систематизации научного знания о социальной реальности. Они включают в себя

ü принципы организации познавательной (исследовательской) деятельности,

ü регулятивные нормы или правила,

ü совокупность приемов и способов действия, порядок (схему или план) действий.

Особенности социологических методов заключаются в том, что

Ø они научны (во всех смыслах этого слова);

Ø они объективны, т.е. основаны на изучении конкретных фактов, явлений;

Ø они достоверны – результаты определяются социальной действительностью, а не пожеланиями и предпочтениями исследователя;

Ø они реализуются специфическими способами — посредством различных видов социологических исследований.

Типология методов социологического исследования:

1. Общенаучные методы:

ü индукция и дедукция;

ü формализация и абстрагирование;

ü аналогия и сравнение;

ü гипотеза и теория.

2. Теоретические методы – это методы интерпретации и объяснения фактов:

ü аксиоматический метод – это предварительное формулирование основополагающих принципов, исходных допущений;

ü генетический метод;

ü исторический метод;

ü компаративный (историко-сравнительный) метод;

ü структурно-функциональный анализ;

ü диалектический метод;

ü метод типологизации;

ü бихевиористический метод;

ü интерпретативный (герменевтический) метод;

ü социопсихологический метод;

ü семиотический метод.

3. Эмпирические методы – это методы получения фактов:

ü наблюдение (открытое и скрытое, включенное и невключенное);

ü анализ документов;

ü контент-анализ (количественный анализ документов);

ü ивент-анализ (частотный анализ);

ü биографический анализ;

ü выборочное обследование (опрос) включает в себя анкетирование и интервью;

ü когнитивные карты;

ü фокус-группы (нестандартизированное интервью группы);

После проведения эмпирических исследований и завершения сбора и обработки данных наступает особый этап – обобщение полученных результатов. Существуют две группы способов анализа и обобщения результатов: количественная и качественная.

Количественные способы анализа и обобщения данных включают:

Ø классификацию данных по определенному признаку,

Ø составление таблиц,

Ø построение графиков и диаграмм,

Ø определение статистической взаимосвязи между изучаемыми признаками (коэффициента корреляции),

Ø регрессионный анализ – устанавливает характер и форму зависимости результативного признака от объясняющих признаков,

Ø факторный анализ – устанавливает степень взаимосвязи между непосредственно не наблюдаемыми переменными (факторами) и эмпирически наблюдаемыми признаками.

Количественные способы анализа и обобщения данных позволяют получить достаточно точные и объективные данные, исключить субъективность и предвзятость исследователя. Поэтому их значение в социологии невозможно переоценить. Однако в последнее время социологи стали большое внимание уделять качественным методам анализа, которые позволяют более глубоко проникнуть в сущность изучаемых явлений, раскрыть социальные взаимосвязи и представить социальный мир не в одномерном, а в многомерном измерении. Качественные способы анализа и обобщения данных включают в себя:

Ø создание типологий, которые носят объяснительный характер;

Ø моделирование – упрощенный способ описания причинно-следственных связей;

Ø создание и разработку теорий, т.е. иерархически организованных систем обобщенных и логически выверенных научных утверждений о каком-либо классе явлений;

Ø социальное прогнозирование.

В частности,проведениеразнообразных социологических исследований в области здравоохранения позволяет осуществлять, во-первых, разработку и внедрение системы мероприятий, обеспечивающих выявление приоритетных направлений профилактики заболеваний среди населения; во-вторых, комплексную оценку динамики состояния здоровья людей с учетом изменяющихся условий жизни; в-третьих, прогнозировать изменение состояния здоровья населения при принятии решений на государственном уровне; в-четвертых, налаживание и совершенствование всеобъемлющей обратной связи населения со всеми институтами и структурами, оказывающими медицинскую помощь.

В заключение следует особо отметить, что с момента становления социологии как самостоятельной науки и ее предметная область, и ее методический инструментарий существенно изменились благодаря ряду обстоятельств:

· произошло осознание качественного усложнения процесса развития современных обществ, что повлекло структурализацию уровней социологического анализа общества;

· увеличилось число школ, теоретико-методологических подходов;

· существенно обновилось само социологическое знание, изменились взгляды на законы развития человека и общества.

Как свидетельствуют последние международные форумы социологов (XV – XVII Всемирные социологические конгрессы), в социологической науке и социологическом сообществе происходят весьма существенные изменения.

ü Развитие социологии идет по пути непрерывного увеличения разнообразных теоретико-методологических подходов к исследованию общества, по пути нарастающей дифференциации социологии. Практически оставлены попытки создания универсальной, всеобъемлющей социологии, которая бы давала ответы на все (или хотя бы на большинство) глобальных вызовов современности.

ü Налицо усложнение структуры социологического знания и исследований. Существенно расширяется предмет социологии. В него включаются самые разнообразные темы и направления, например, такие как «социокибернетика», «социология детства», «социология здравоохранения», «социология профессиональных групп», «гендерная социология», «социология менеджмента», «социология терроризма» и т.п. [6]

ü Все чаще и масштабнее стали проводиться объединительные симпозиумы и сессии, свидетельствующие о тенденции к интеграции социологического знания, которая, однако, пока еще не стала доминирующей.

ü Происходит утверждение и институционализация гендерной и феминистской социологии. Именно по этому направлению в последнее десятилетие наблюдается наибольший рост числа публикаций и защищенных диссертаций [7]. Вместе с тем лавинообразный рост эмпирических и прикладных исследований в рамках данного направления пока еще не привел к формированию и утверждению общей теории гендера. Большинство теоретических обобщений здесь носит либо описательный, либо интуитивно-аксиоматический характер.

ü Разворачивающиеся процессы глобализации привели к выдвижению на первый план компаративных (сравнительных) исследований. Однако очевидная вестернизация и даже американизация социологии (особенно по глобальной тематике) существенно снижает достоверность и валидность проводимых социологических изысканий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *