какого числа у нас казанская
День Казанской иконы Божией Матери 2019: история, молитва, поздравления, приметы и запреты
В понедельник, 4 ноября, православные христиане празднуют День Казанской иконы Божией Матери — одной из самых значимых и почитаемых в России. Почему эта икона особенная и как отмечают праздник в честь нее — читайте в материале Федерального агентства новостей.
История
День Казанской иконы Божией Матери празднуется два раза в год: 21 июля — в память о нахождении этого чудотворного образа на одном из пепелищ в Казани в 1579 году, и 4 ноября — в знак благодарности Казанскому образу Богородицы за помощь в изгнании с русской земли польско-литовских захватчиков в 1612 году. Кстати, с 2005 года осеннее чествование Казанской иконы Божией Матери в России совпадает с государственным праздником — Днем народного единства.
По преданию, обретение Казанской иконы Богородицы произошло благодаря девятилетней девочке Матроне, дочери стрельца царского войска. Она жила в Казани, которую за 27 лет до этого отвоевал у Казанского ханства Иван Грозный. В 1579 году город охватил страшный пожар, и преимущественно мусульманское коренное население думало, что это происки христиан.
В это неспокойное время Матроне приснилась Божья Матерь. Она призвала девочку отыскать ее образ на одном из пепелищ. Сначала Матроне никто не поверил, но потом Богородица еще несколько раз являлась девочке во сне, и та смогла убедить взрослых начать поиски образа Пресвятой Девы Марии. В итоге икону, завернутую в сукно, с трудом, но все-таки нашли, а на месте ее обретения построили Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней которого стала та самая Матрона. А первый список с Казанской иконы Божией Матери направили в Москву Ивану Грозному.
Свидетельства о чудесных исцелениях, произошедших благодаря Казанскому образу Богоматери, стали фиксировать с момента перенесения иконы с места ее явления в церковь. Митрополит Казанский Ермоген, первым написавший «Сказания» о чудесах этого образа, в 1606 году стал патриархом Московскими и всея Руси, а к 1611 году возглавил патриотическое движение, сыграв важную роль в преодолении Смутного времени. Ведь во многом благодаря святителю Ермогену народное ополчение под руководством князя Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина во время решающих сражений в Москве сопровождала чудотворная Казанская икона Божией Матери. И именно тогда Пресвятую Богородицу стали почитать как заступницу и духовную предводительницу русского народа.
С 1649 года день, когда русские взяли штурмом захваченный поляками Китай-город, стал праздником в честь Казанской иконы Божией Матери, защитившей Россию в Смутное время.
В 1812 году именно в этот день, помолившись перед Казанским образом Богоматери, русские войска генерала Михаила Милорадовича и генерала от кавалерии Матвея Платова разгромили арьергард войск французского маршала Даву в сражении под Вязьмой. Это было первое поражение армии Наполеона после ухода из Москвы.
Пропажа иконы
С момента своего явления и до начала ХХ века оригинал иконы постоянно находился в Богородицком женском монастыре Казани, то есть на месте обретения. Но в ночь на 12 июля 1904 года чудотворный образ был похищен. Вора поймали, им оказался 28-летний крестьянин Варфоломей Чайкин по прозвищу Стоян. Он рассказал, что драгоценности и оклад иконы продал, а сам образ сжег в печи.
Но с тех пор ходят слухи, что Чайкин уничтожил не подлинник, а список с иконы, потому что игуменья монастыря после неоднократных попыток кражи Казанской иконы Божией Матери завела привычку на ночь вместо оригинала выставлять точную копию образа. Благодаря этому икона уцелела и сегодня находится в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище в Казани. Правда, искусствоведы все-таки склоняются к тому, что это список с явленной иконы.
Кроме того, была версия, что Чайкин за огромные деньги украл икону и передал ее старообрядцам. В любом случае, о судьбе самого первого Казанского образа Богородицы после 1904 года доподлинно ничего не известно. Зато известно о многочисленных чудесах, которые совершаются благодаря молитвам перед списками Казанской иконы Божией Матери, находящимися в разных городах России и других стран.
Молитва перед Казанской иконой Божией Матери
«О, Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию пред честною и чудотворною иконою Твоею припадающе, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе. Избави же всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, болезней, бед и внезапныя смерти. Даруй нам дух сокрушения, смирения сердца, чистоту помышлений, исправления греховной жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающие величия и милости Твоя, являемые над нами зде на земли, сподобимся и Небесного Царствия, и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь».
Приметы и запреты дня
По народным приметам, утренний туман 4 ноября предвещает оттепель, а если день ясный, то будет похолодание. Также в народе верили, что если сегодня нет дождя, то жди неурожая в следующем году.
День Казанской иконы Божией Матери православные празднуют в церкви и с молитвами о любви, семейном благополучии, здоровье и принятии правильных решений. Но в народе существует также множество примет и запретов, связанных с этой церковной датой.
Так, например, считалось, что этот день благоприятен для заключения брака, потому что пара, 4 ноября сыгравшая свадьбу, будет жить долго и счастливо. А незамужние девушки на осеннюю Казанскую проводили специальный обряд, чтобы привлечь жениха. Рано утром они шли в березовую рощу, чтобы отыскать лист, покрытый инеем, и посмотреть в него словно в зеркало.
А работать и ругаться в этот день строго-настрого запрещалось.
Поздравления в стихах
День Казанской иконы Божией Матери желаем,
Пусть Господь наш всевышний всех от зла оберегает!
Мы к иконе прикоснемся чудотворной и святой,
Пусть она нам дарит счастье, мир, надежду и любовь!
День ноябрьский приносит пусть добро и радость вам,
Вверх взлетают пусть молитвы чудотворные слова!
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
День Казанской иконы Божией Матери. Как отмечают и почему в этот день радуются дождю
21 июля Православная церковь отмечает День Казанской иконы Божией Матери. Это один из самых почитаемых в России образов Богородицы. Обнаружили икону чудесным образом в XVI веке. Но через три столетия ее украли и уничтожили. О чем молятся Казанской иконе Божией Матери, почему этот праздник отмечают дважды и чего нельзя делать 21 июля – в материале amic.ru.
Казанскую икону Божией Матери нашли в июле 1579 года. Тогда в Казани полыхал страшный пожар, который уничтожил половину Казанского Кремля и прилегавшую к нему часть города. Сгорел в огне и дом стрельца Дмитрия Онучина (хотя в некоторых источниках его называют купцом). После пожара его девятилетней дочке Матроне во сне явилась сама Божия Матерь, которая попросила ребенка отыскать лик Матери Иисуса Христа. По одной из версий, Богородица указала ей точное место, где лежит икона. По другой – образ находился под пепелищем сгоревшего дома, где жила семья Онучина до пожара.
Матрона рассказывала о своем сне взрослым, но ей никто не верил. Поэтому Богородица являлась ребенку трижды и трижды она указывала девочке, где находится ее лик. Наконец Матрона смогла убедить родителей отправиться на поиски иконы. И действительно, там, куда и указала девочка, нашли лик Божией Матери, который был завернут в сукно. Несмотря на то, что на этом месте все выгорело дотла, икона уцелела и сохранила все свои краски. Произошло это 21 июля (8 июля по старому стилю).
Икону передали самому почитаемому в городе священнику, отцу Ермолаю. Он, сопровождаемый крестным ходом, отнес икону на городскую площадь. Там отец Ермолай осенил ею на четыре стороны весь собравшийся народ. Затем образ перенесли в Благовещенский собор (основанный еще в 1552 году, он сохранился до наших дней). По легенде, в храме его принимали два слепца. Они коснулись иконы и прозрели.
История обретения иконы так поразила царя Ивана Грозного, что он повелел воздвигнуть Казанский собор и основать Богородицкий женский монастырь на том месте, где нашли икону. В монастыре спустя некоторое время приняла монашеский постриг Матрона. В 1579 году первый список иконы (копию) отправили в Москву.
Казанскую икону Божией Матери похитили из Богородицкого монастыря в Казани в 1904 году. Вора быстро нашли: им оказался Варфоломей Чайкин, крестьянин 28 лет. Он также украл икону Спасителя.
Выйти на преступника помог смотритель Александровского ремесленного училища Владимир Вольман. Он рассказал следствию, что незадолго до кражи ювелир Николай Максимов заказал в мастерской училища щипцы – «разжим для растяжения». Еще тогда Вольман насторожился: для чего ювелиру такие гигантские щипцы? А узнав о краже, смотритель решил, что этими щипцами вполне можно было взломать монастырские замки. В тот же день Максимова доставили на допрос. Выяснилось, что он был подельником Чайкина.
При обыске в квартире Чайкина обнаружили драгоценности и частицы украшений с икон Богородицы и Иисуса Христа. Самих икон не нашли. Дочь его сожительницы рассказала, что воришка порубил иконы и сжег их в печке. Его осудили на 12 лет каторжных работ. Максимова приговорили к ссылке на 2 года и 8 месяцев в исправительные арестантские отделения. Но до сих пор есть предположения, что вор мог продать иконы старообрядцам, так как даже без оклада они стоили очень дорого.
Но помимо утраченной иконы Божией Матери есть множество ее чудотворных копий. Они, как и оригинал, славятся чудесами исцеления. Рядом с иконой незрячие начинали видеть, а те, кто страдал от неизлечимых болезней, тут же выздоравливали.
Праздник Казанской иконы Божией Матери отмечают дважды в году: 21 июля и 4 ноября.
21 июля Церковь празднует явление ее образа.
Вторая дата связана с событиями 1612 года. Именно 4 ноября 1612 года народное ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым освободили Москву от польских оккупантов. Во время войны с интервентами один из списков Казанской иконы постоянно находился в лагере народных ополченцев. Перед решающим боем российские полки молились божественному образу. Церковь утверждает, что именно благодаря молитвам матери Иисуса Христа русские воины и одержали победу.
После избавления Москвы от иноземных захватчиков князь Дмитрий Пожарский построил в самом центре столицы Казанский собор. В 1636 году туда поместили чудотворный образ – тот самый, который помог вернуть Москву.
Казанскую икону Божией Матери молят об исцелении болезней. В особенности просят Богородицу вылечить потерянное зрение (ведь первым чудом иконы стало исцеление двух старцев в Казани).
А еще у Казанской иконы Божией Матери просят:
Молитва перед Казанской иконой:
О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, милосердая Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, Церковь Свою Святую да незыблему соблюдет от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти: даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Верующие в этот день идут в церковь, чтобы помолиться Божьей Матери. Во всех православных храмах проводятся торжественные богослужения. В Казани проходит крестный ход вокруг казанского Кремля.
Праздник считают удачным для заключения браков и венчания. В народе верили, что пары, которые женятся в этот день, будут счастливы всю жизнь. А еще хорошим знаком был дождь: есть поверье, что Божья Матерь молится и плачет за всех людей.
Особых запретов, связанных с празднованием дня Казанской иконы Божией Матери, нет. Но в этот день (как и в любые другие), нежелательно ругаться с окружающими, скандалить и завидовать.
А еще, согласно народным поверьям, в этот день лучше не выезжать в дальнюю дорогу.
Также в День Казанской иконы Божьей Матери нежелательно работать в огороде, шить и делать уборку. Но напрямую Церковь делать это не запрещает. Главное, чтобы домашние дела не мешали походу в храм.
День Казанской иконы Божьей Матери: кому помогает святыня
22 октября (4 ноября по новому стилю) был некогда подлинно народным праздником, когда в храмах вспоминали победы, связанные с Казанской иконой Богородицы. Чествовать образ в этот день начали уже с 1613 г., причем с 1649 г. и вплоть до революции 4 ноября считали государственным праздником. В 2005 г. Россия впервые отмечала День народного единства, и его приурочили к дате празднования Казанской иконы Божьей Матери.
Но в России более двухсот чудотворных образов Пресвятой Богородицы. Отчего именно Казанской такая честь? И почему торжество 4 ноября?
Нижегородцы откликаются на призыв, к ним присоединяются Казанские дружины, которые и принесли список Казанской Божьей Матери князю Дмитрию Пожарскому, возглавившему ополчение. С этого момента перед иконой совершаются постоянные молебны, и, подкрепленные благодатной помощью свыше, укрепляемые молитвой, 22 октября 1612 г. по старому стилю (4 ноября по-новому) дружины народного ополчения берут штурмом Китай-город. А через четыре дня польский гарнизон в Кремле капитулирует.
А ключ к пониманию того, почему образ Казанской Божьей Матери спасал, являл народу поддержку в годину тревог, мы найдем в тексте молитвы к чудотворному образу.
Бесспорно, прозрения подобного рода происходят именно в годины великих народных потрясений. Осознанная самою душою, эта связь, это единство нашего частного, личного и общего привела к формированию поведенческого алгоритма наших предков: собирая силы на решительный бой, они не просто молились, они постились, они каялись. И это становилось залогом их грядущих побед. В том числе и тех, что были осенены Казанским образом Божьей Матери.
Праздник иконы Казанской Божьей Матери 21 июля и 4 ноября: почему отмечается два раза в год и в чем разница
День Казанской иконы Божией Матери отмечают два раза в году: 21 июля и 4 ноября. 21 июля Православная церковь отмечает явление ее образ, день обретения иконы. Это событие произошло в 1579 году. А вот 4 ноября отмечать праздник стали с 1649 года.
Фото со страницы Новосибирской митрополии
Казанская икона Богоматери – одна из самых почитаемых и популярных в России. В церковном календаре ей посвящено сразу два праздника, хотя оба они не относятся к числу двунадесятых – 12 главных, так как не связаны с ключевыми событиями из жизни Христа.
Первый праздник отмечается 21 июля. В этот день православные верующие вспоминают само обретение иконы. Это произошло в 1579-м году, во время большого пожара в Казани, когда до тла выгорали целые кварталы.
На пожарище в Казани девятилетняя христианка Матрона нашла не тронутый огнем лик. Предание гласит, что точное место, где лежала святыня, ей указала сама Богородица, которая явилась к девочке во сне. Икона лежала на пепелище, но была не тронута огнем. Это событие случилось 8 июля – по старому стилю. По-новому – 21 июля. В 2021 году отмечают 442-летие со дня обретения иконы.
Второй праздник, посвященный иконе Казанской Богоматери Церковь установила в честь освобождения Москвы от польских интервентов в 1612-м году.
Освобождение произошло под предводительством Минина и Пожарского. Перед решающим штурмом, ополчение во главе с этими полководцами всю ночь молилось перед найденным в Казани образом. Именно Божией Матери верующие приписывают помощь русскому войску, вошедшему в столицу 4 ноября. В наши дни 4 ноября в России отмечают государственный праздник Дня народного единства.
Икона Казанской Богоматери считается сильной, поэтому к ней обращаются в молитвах во многих жизненных ситуациях. О ее чудодейственной силе среди православных ходят легенды. Верующие считают, что молитвенное обращение к Казанской иконе помогает исцелить болезни. Также Казанской Богоматери молятся о помощи в учёбе и на работе. На Руси ее считали бабьей заступницей, верили, что в трудную минуту она поддержит, укрепит тело и душу.
Икона Богородицы Казанская
Празднование
История
Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579 г.) [1]
1 октября 1552 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, ночью, Иоанн IV, предводитель русских воинов, готовившихся к решительному штурму татарской Казани, вдруг услышал благовест московских колоколов. Царь понял, что это – знамение милости Божией: по молитвам Взбранной Воеводы Господь восхотел обратить к Себе народ казанский.
Покорением Казани под покровом Пресвятой Богородицы было завершено дело, начатое в 1164 году святым князем Андреем Боголюбским († 1174; память 4 июля). Волга – главный водный путь страны – стала русской рекой. Из татарского плена было освобождено 60 000 русских людей. Началось просвещение татар светом Евангельской истины. Явились первые мученики – святые Петр и Стефан (память 24 марта). Новоучрежденная Казанская епархия вошла в состав Русской Церкви и вскоре просияла своими архиепископами: святителем Гурием († 1563; память 5 декабря) и святителем Германом († 1567; память 6 ноября).
Но особенно способствовало возвышению Православия среди волжских магометан явление в городе Казани 8 июля 1579 года чудотворной иконы Божией Матери.
Трудно шло дело проповеди Евангелия в покоренном царстве среди закоренелых мусульман и язычников. Пресвятая Богородица, покровительница проповедников Слова Божия, еще в земной Своей жизни разделявшая со святыми Апостолами благовестнические труды, видя старания русских миссионеров, не замедлила послать им Небесную помощь, явив Свою чудотворную икону.
28 июня 1579 года страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского, истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского Кремля. Злорадствовали поклонники Магомета, думая, что Бог прогневался на христиан. «Вера Христова, – говорит летописец, – сделалась притчею и поруганием». Но пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного падения ислама и утверждения Православия на всей златоордынской земле, будущем Востоке Русского государства.
Город вскоре начал вставать из руин. Вместе с другими погорельцами, недалеко от места начала пожара строил дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. На слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец, Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святой образ в близрасположенный храм во имя святителя Николая, откуда, после молебна, перенесли его с Крестным ходом в Благовещенский собор – первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Во время шествия получили исцеление два слепца – Иосиф и Никита.
Список с иконы, явленной в Казани, изложение обстоятельств ее обретения и описание чудес были посланы в 1579 году в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую икону, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие обретению святыни, приняли постриг в этой обители.
В Никольском храме, где был совершен первый молебен пред Казанской иконой, был в то время священником будущий Патриарх Ермоген, святитель Московский († 1612; память 17 февраля). Через пятнадцать лет, в 1594 году, уже будучи митрополитом Казанским, он составил сказание о священных событиях, очевидцем и участником которых был: «Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани». С большой фактической точностью описаны в повести многие случаи исцеления, совершившиеся от чудотворной иконы по молитвам верующих. Рукопись «Повести» – автограф Святейшего Патриарха Ермогена – целиком воспроизведена в факсимильном издании: Сказание о чудотворной Казанской иконе Пресвятыя Богородицы. С предисловием А. И. Соболевского, М., 1912.
Небольшая икона, обретенная девочкой Матроной на недавно присоединенной инородческой окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви, ибо душа православного народа чувствовала особое участие Пречистой Владычицы в исторических судьбах Родины. Не случайно Казанский образ является списком с древней Влахернской иконы (празднование 7 июля) и относится по иконографическому типу к иконам, именуемым Одигитрия-Путеводительница. Много раз «Матушка Казанская» указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной.
В год явления ее в Казани (по другим источникам двумя годами позже) начался знаменитый поход «за Казань» (за Уральские горы) блаженного Германа, казачьего атамана Ермака Тимофеевича Повольского († 1584), увенчавшийся присоединением Сибири. За несколько десятков лет русские землепроходцы-миссионеры прошли на восток, «встречь солнца» многие тысячи километров и в праздник Покрова в 1639 году вышли в первое плавание по Тихому океану, благовествуя спасение окрестным народам.
В соборе Казанского девичьего монастыря икона находилась до начала ХХ в., а в 1904 г. Россию потрясло известие о похищении святыни. Святотатственное событие произошло в ночь с 28 на 29 июня 1904 г.
К явленной иконе имелось несколько риз. Праздничная надевалась на Рождество Христово, Пасху и в дни празднования Казанской иконы, будничная, или повседневная, – в остальные дни. Праздничная риза была золотая. На нее надевалась другая риза, низанная крупным жемчугом, бриллиантами, изумрудами, яхонтами и др. драгоценными камнями. Будничная, не менее драгоценная, московской работы, сплошь низанная жемчугом, имела золотые венцы с бриллиантовыми розами, множеством других украшений и драгоценных камней. А в 1767 году императрица Екатерина II приложила к иконе еще и бриллиантовую корону. Видимо именно из-за такого обилия драгоценностей явленная Казанская икона была похищена из Казанского девичьего монастыря шайкой 28-летнего Варфоломея Стояна. Воры вскоре были пойманы, и в ноябре 1904 года в Казани состоялся судебный процесс. Однако, что стало с чудотворной иконой, в ходе следствия окончательно выяснить не удалось. На суде было высказано мнение, что икона была сожжена, так как на квартире Стояна в печи были найдены обгоревшие остатки икон. Мать сожительницы Стояна Кучеровой, показала на суде, что обе иконы были порублены и сожжены Стояном. Сам же Стоян отрицал участие и в краже, и в уничтожении иконы, сознаваясь лишь в покупке краденых драгоценностей. Стоян и его подельник Комов были приговорены к лишению всех прав, имущества и к ссылке на каторжные работы на 12 и 10 лет соответственно.
Потеря первоначального образа не умаляет благодатной силы всего множества списков с Казанской иконы, через которые Пресвятая Богородица помогает нам Своим ходатайством перед Своим Сыном по плоти, а по ипостаси Сыном Божиим, Господом нашим Иисусом Христом.
Избавление Москвы и России от поляков в 1612 г. [2]
Православные воины и миссионеры шли на восток, отступники бежали на запад. Волной самозванцев и «воровских людей» старались затопить Русь в начале ХVII столетия иезуиты. Промыслом Божиим в период польского нашествия (1605–1612), который народ назвал «Смутным временем», Русскую Церковь возглавлял великий исповедник Православия – священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, почитатель Казанской иконы Пресвятой Богородицы, автор «Сказания» о ней и Службы ей.
В трудные дни, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и нестроения, непреклонный страдалец за Святую веру и Отечество, находясь под стражей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание: «Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство, и как обещались положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите. везде говорите моим именем». Нижегородцы откликнулись на призыв первосвятителя. Собранное ополчение возглавил князь Димитрий Михайлович Пожарский.
Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Димитрию. Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство, и Ее заступлением была спасена Россия.
Огромные трудности испытывали русские войска: внутреннюю вражду, недостаток оружия и продовольствия. В осеннюю непогоду двинулось русское воинство на штурм Москвы, находившейся в руках поляков.
Трехдневный пост и усердная молитва пред Казанской иконой Божией Матери приклонили Господа на милость. В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний, архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский; † 1626; 13 апреля). Ночью келлия святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел Преподобного Сергия Радонежского (память 5 июля и 25 сентября), который сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена».
Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ получил исцеление от болезни. Святитель послал известие об этом радостном событии русским воинам. На следующий день, 22 октября 1612 года, русские войска, воодушевленные видением, одержали крупную победу и взяли Китай-город, а через 2 дня – Кремль.
В воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, с Крестным ходом, пошли в Кремль, неся Казанскую икону. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице.
По изгнании поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке, в Москве. Позже иждивением князя-патриота на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесена была в новоустроенный храм. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы.
В память освобождения Москвы от поляков установлено было совершать 22 октября особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года было сделано всероссийским.
В 1709 году перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки). В 1721 году Петр перенес один из списков с Казанской иконы Богородицы из Москвы в Петербург, где икона вначале была поставлена в часовне, потом в Александро-Невской Лавре, а с 1737 года в храме в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 году перед Отечественной войной святая икона Небесной Заступницы перенесена в новосозданный Казанский собор.
В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять.
. Казанский собор в Петербурге строился с 1801 по 1811 год – как бы специально для того, чтобы стать храмом-памятником русской славы в Отечественной войне 1812 года. Иконостас главного алтаря тонкой чеканной работы, исполнен из ста пудов серебра: из них сорок пожертвованы храму донскими казаками, отбившими в 1812 году это серебро у французов. Стены собора украшены трофеями, взятыми у французов в 1812 году. Вражеские знамена склонились у священной гробницы погребенного в соборе князя Михаила Кутузова-Смоленского, спасителя Отечества. Бронзовые изваяния Кутузова и Барклая де Толли стоят перед храмом у концов колоннады, полукругом обнявшей соборную площадь.
В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пречистая Богородица, Покровительница православного русского народа. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе, как Казанская. Всей Православной Русью она свято чтится, к ней чаще всего обращают взоры в бедах и болезнях, взывая: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего. всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево, Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим».
Благодатным осенением расположились иконы Пречистой Богородицы по лицу нашей Отчизны, воистину образуя Небесный покров. Ее неустанным ходатайством ниспосланный Божественным Сыном, принесшим Себя в жертву для спасения человечества. Древний Владимирский святой образ Богородицы хранит и благословляет наши северные пределы, Смоленская и Почаевская иконы ограждают запад, а на восток, до края земли сияет лучами неизбывной благодати чудотворный Казанский образ Пречистой нашей Матери.