какого числа у нас казанская

День Казанской иконы Божией Матери 2019: история, молитва, поздравления, приметы и запреты

какого числа у нас казанская

В понедельник, 4 ноября, православные христиане празднуют День Казанской иконы Божией Матери — одной из самых значимых и почитаемых в России. Почему эта икона особенная и как отмечают праздник в честь нее — читайте в материале Федерального агентства новостей.

История

День Казанской иконы Божией Матери празднуется два раза в год: 21 июля — в память о нахождении этого чудотворного образа на одном из пепелищ в Казани в 1579 году, и 4 ноября — в знак благодарности Казанскому образу Богородицы за помощь в изгнании с русской земли польско-литовских захватчиков в 1612 году. Кстати, с 2005 года осеннее чествование Казанской иконы Божией Матери в России совпадает с государственным праздником — Днем народного единства.

По преданию, обретение Казанской иконы Богородицы произошло благодаря девятилетней девочке Матроне, дочери стрельца царского войска. Она жила в Казани, которую за 27 лет до этого отвоевал у Казанского ханства Иван Грозный. В 1579 году город охватил страшный пожар, и преимущественно мусульманское коренное население думало, что это происки христиан.

В это неспокойное время Матроне приснилась Божья Матерь. Она призвала девочку отыскать ее образ на одном из пепелищ. Сначала Матроне никто не поверил, но потом Богородица еще несколько раз являлась девочке во сне, и та смогла убедить взрослых начать поиски образа Пресвятой Девы Марии. В итоге икону, завернутую в сукно, с трудом, но все-таки нашли, а на месте ее обретения построили Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней которого стала та самая Матрона. А первый список с Казанской иконы Божией Матери направили в Москву Ивану Грозному.

какого числа у нас казанская

Свидетельства о чудесных исцелениях, произошедших благодаря Казанскому образу Богоматери, стали фиксировать с момента перенесения иконы с места ее явления в церковь. Митрополит Казанский Ермоген, первым написавший «Сказания» о чудесах этого образа, в 1606 году стал патриархом Московскими и всея Руси, а к 1611 году возглавил патриотическое движение, сыграв важную роль в преодолении Смутного времени. Ведь во многом благодаря святителю Ермогену народное ополчение под руководством князя Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина во время решающих сражений в Москве сопровождала чудотворная Казанская икона Божией Матери. И именно тогда Пресвятую Богородицу стали почитать как заступницу и духовную предводительницу русского народа.

С 1649 года день, когда русские взяли штурмом захваченный поляками Китай-город, стал праздником в честь Казанской иконы Божией Матери, защитившей Россию в Смутное время.

В 1812 году именно в этот день, помолившись перед Казанским образом Богоматери, русские войска генерала Михаила Милорадовича и генерала от кавалерии Матвея Платова разгромили арьергард войск французского маршала Даву в сражении под Вязьмой. Это было первое поражение армии Наполеона после ухода из Москвы.

какого числа у нас казанская

Пропажа иконы

С момента своего явления и до начала ХХ века оригинал иконы постоянно находился в Богородицком женском монастыре Казани, то есть на месте обретения. Но в ночь на 12 июля 1904 года чудотворный образ был похищен. Вора поймали, им оказался 28-летний крестьянин Варфоломей Чайкин по прозвищу Стоян. Он рассказал, что драгоценности и оклад иконы продал, а сам образ сжег в печи.

Но с тех пор ходят слухи, что Чайкин уничтожил не подлинник, а список с иконы, потому что игуменья монастыря после неоднократных попыток кражи Казанской иконы Божией Матери завела привычку на ночь вместо оригинала выставлять точную копию образа. Благодаря этому икона уцелела и сегодня находится в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище в Казани. Правда, искусствоведы все-таки склоняются к тому, что это список с явленной иконы.

Кроме того, была версия, что Чайкин за огромные деньги украл икону и передал ее старообрядцам. В любом случае, о судьбе самого первого Казанского образа Богородицы после 1904 года доподлинно ничего не известно. Зато известно о многочисленных чудесах, которые совершаются благодаря молитвам перед списками Казанской иконы Божией Матери, находящимися в разных городах России и других стран.

какого числа у нас казанская

Молитва перед Казанской иконой Божией Матери

«О, Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию пред честною и чудотворною иконою Твоею припадающе, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе. Избави же всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, болезней, бед и внезапныя смерти. Даруй нам дух сокрушения, смирения сердца, чистоту помышлений, исправления греховной жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающие величия и милости Твоя, являемые над нами зде на земли, сподобимся и Небесного Царствия, и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь».

Приметы и запреты дня

По народным приметам, утренний туман 4 ноября предвещает оттепель, а если день ясный, то будет похолодание. Также в народе верили, что если сегодня нет дождя, то жди неурожая в следующем году.

какого числа у нас казанская

День Казанской иконы Божией Матери православные празднуют в церкви и с молитвами о любви, семейном благополучии, здоровье и принятии правильных решений. Но в народе существует также множество примет и запретов, связанных с этой церковной датой.

Так, например, считалось, что этот день благоприятен для заключения брака, потому что пара, 4 ноября сыгравшая свадьбу, будет жить долго и счастливо. А незамужние девушки на осеннюю Казанскую проводили специальный обряд, чтобы привлечь жениха. Рано утром они шли в березовую рощу, чтобы отыскать лист, покрытый инеем, и посмотреть в него словно в зеркало.

А работать и ругаться в этот день строго-настрого запрещалось.

Поздравления в стихах

День Казанской иконы Божией Матери желаем,

Пусть Господь наш всевышний всех от зла оберегает!

Мы к иконе прикоснемся чудотворной и святой,

Пусть она нам дарит счастье, мир, надежду и любовь!

День ноябрьский приносит пусть добро и радость вам,

Вверх взлетают пусть молитвы чудотворные слова!

Источник

Новости Барнаула

Опросы

Спецпроекты

какого числа у нас казанская

какого числа у нас казанская

какого числа у нас казанская

Прямой эфир

День Казанской иконы Божией Матери. Как отмечают и почему в этот день радуются дождю

какого числа у нас казанская

21 июля Православная церковь отмечает День Казанской иконы Божией Матери. Это один из самых почитаемых в России образов Богородицы. Обнаружили икону чудесным образом в XVI веке. Но через три столетия ее украли и уничтожили. О чем молятся Казанской иконе Божией Матери, почему этот праздник отмечают дважды и чего нельзя делать 21 июля – в материале amic.ru.

Казанскую икону Божией Матери нашли в июле 1579 года. Тогда в Казани полыхал страшный пожар, который уничтожил половину Казанского Кремля и прилегавшую к нему часть города. Сгорел в огне и дом стрельца Дмитрия Онучина (хотя в некоторых источниках его называют купцом). После пожара его девятилетней дочке Матроне во сне явилась сама Божия Матерь, которая попросила ребенка отыскать лик Матери Иисуса Христа. По одной из версий, Богородица указала ей точное место, где лежит икона. По другой – образ находился под пепелищем сгоревшего дома, где жила семья Онучина до пожара.

Матрона рассказывала о своем сне взрослым, но ей никто не верил. Поэтому Богородица являлась ребенку трижды и трижды она указывала девочке, где находится ее лик. Наконец Матрона смогла убедить родителей отправиться на поиски иконы. И действительно, там, куда и указала девочка, нашли лик Божией Матери, который был завернут в сукно. Несмотря на то, что на этом месте все выгорело дотла, икона уцелела и сохранила все свои краски. Произошло это 21 июля (8 июля по старому стилю).

Икону передали самому почитаемому в городе священнику, отцу Ермолаю. Он, сопровождаемый крестным ходом, отнес икону на городскую площадь. Там отец Ермолай осенил ею на четыре стороны весь собравшийся народ. Затем образ перенесли в Благовещенский собор (основанный еще в 1552 году, он сохранился до наших дней). По легенде, в храме его принимали два слепца. Они коснулись иконы и прозрели.

История обретения иконы так поразила царя Ивана Грозного, что он повелел воздвигнуть Казанский собор и основать Богородицкий женский монастырь на том месте, где нашли икону. В монастыре спустя некоторое время приняла монашеский постриг Матрона. В 1579 году первый список иконы (копию) отправили в Москву.

какого числа у нас казанская

Казанскую икону Божией Матери похитили из Богородицкого монастыря в Казани в 1904 году. Вора быстро нашли: им оказался Варфоломей Чайкин, крестьянин 28 лет. Он также украл икону Спасителя.

Выйти на преступника помог смотритель Александровского ремесленного училища Владимир Вольман. Он рассказал следствию, что незадолго до кражи ювелир Николай Максимов заказал в мастерской училища щипцы – «разжим для растяжения». Еще тогда Вольман насторожился: для чего ювелиру такие гигантские щипцы? А узнав о краже, смотритель решил, что этими щипцами вполне можно было взломать монастырские замки. В тот же день Максимова доставили на допрос. Выяснилось, что он был подельником Чайкина.

При обыске в квартире Чайкина обнаружили драгоценности и частицы украшений с икон Богородицы и Иисуса Христа. Самих икон не нашли. Дочь его сожительницы рассказала, что воришка порубил иконы и сжег их в печке. Его осудили на 12 лет каторжных работ. Максимова приговорили к ссылке на 2 года и 8 месяцев в исправительные арестантские отделения. Но до сих пор есть предположения, что вор мог продать иконы старообрядцам, так как даже без оклада они стоили очень дорого.

Но помимо утраченной иконы Божией Матери есть множество ее чудотворных копий. Они, как и оригинал, славятся чудесами исцеления. Рядом с иконой незрячие начинали видеть, а те, кто страдал от неизлечимых болезней, тут же выздоравливали.

Праздник Казанской иконы Божией Матери отмечают дважды в году: 21 июля и 4 ноября.

21 июля Церковь празднует явление ее образа.

Вторая дата связана с событиями 1612 года. Именно 4 ноября 1612 года народное ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым освободили Москву от польских оккупантов. Во время войны с интервентами один из списков Казанской иконы постоянно находился в лагере народных ополченцев. Перед решающим боем российские полки молились божественному образу. Церковь утверждает, что именно благодаря молитвам матери Иисуса Христа русские воины и одержали победу.

После избавления Москвы от иноземных захватчиков князь Дмитрий Пожарский построил в самом центре столицы Казанский собор. В 1636 году туда поместили чудотворный образ – тот самый, который помог вернуть Москву.

Казанскую икону Божией Матери молят об исцелении болезней. В особенности просят Богородицу вылечить потерянное зрение (ведь первым чудом иконы стало исцеление двух старцев в Казани).

А еще у Казанской иконы Божией Матери просят:

Молитва перед Казанской иконой:

О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, милосердая Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, Церковь Свою Святую да незыблему соблюдет от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти: даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Верующие в этот день идут в церковь, чтобы помолиться Божьей Матери. Во всех православных храмах проводятся торжественные богослужения. В Казани проходит крестный ход вокруг казанского Кремля.

Праздник считают удачным для заключения браков и венчания. В народе верили, что пары, которые женятся в этот день, будут счастливы всю жизнь. А еще хорошим знаком был дождь: есть поверье, что Божья Матерь молится и плачет за всех людей.

Особых запретов, связанных с празднованием дня Казанской иконы Божией Матери, нет. Но в этот день (как и в любые другие), нежелательно ругаться с окружающими, скандалить и завидовать.

А еще, согласно народным поверьям, в этот день лучше не выезжать в дальнюю дорогу.

Также в День Казанской иконы Божьей Матери нежелательно работать в огороде, шить и делать уборку. Но напрямую Церковь делать это не запрещает. Главное, чтобы домашние дела не мешали походу в храм.

Источник

День Казанской иконы Божьей Матери: кому помогает святыня

какого числа у нас казанская какого числа у нас казанская

22 октября (4 ноября по новому стилю) был некогда подлинно народным праздником, когда в храмах вспоминали победы, связанные с Казанской иконой Богородицы. Чествовать образ в этот день начали уже с 1613 г., причем с 1649 г. и вплоть до революции 4 ноября считали государственным праздником. В 2005 г. Россия впервые отмечала День народного единства, и его приурочили к дате празднования Казанской иконы Божьей Матери.

Но в России более двухсот чудотворных образов Пресвятой Богородицы. Отчего именно Казанской такая честь? И почему торжество 4 ноября?

какого числа у нас казанская

какого числа у нас казанская

какого числа у нас казанская

Нижегородцы откликаются на призыв, к ним присоединяются Казанские дружины, которые и принесли список Казанской Божьей Матери князю Дмитрию Пожарскому, возглавившему ополчение. С этого момента перед иконой совершаются постоянные молебны, и, подкрепленные благодатной помощью свыше, укрепляемые молитвой, 22 октября 1612 г. по старому стилю (4 ноября по-новому) дружины народного ополчения берут штурмом Китай-город. А через четыре дня польский гарнизон в Кремле капитулирует.

какого числа у нас казанская

А ключ к пониманию того, почему образ Казанской Божьей Матери спасал, являл народу поддержку в годину тревог, мы найдем в тексте молитвы к чудотворному образу.

какого числа у нас казанская

какого числа у нас казанская

Бесспорно, прозрения подобного рода происходят именно в годины великих народных потрясений. Осознанная самою душою, эта связь, это единство нашего частного, личного и общего привела к формированию поведенческого алгоритма наших предков: собирая силы на решительный бой, они не просто молились, они постились, они каялись. И это становилось залогом их грядущих побед. В том числе и тех, что были осенены Казанским образом Божьей Матери.

Источник

Праздник иконы Казанской Божьей Матери 21 июля и 4 ноября: почему отмечается два раза в год и в чем разница

День Казанской иконы Божией Матери отмечают два раза в году: 21 июля и 4 ноября. 21 июля Православная церковь отмечает явление ее образ, день обретения иконы. Это событие произошло в 1579 году. А вот 4 ноября отмечать праздник стали с 1649 года.

какого числа у нас казанская

Фото со страницы Новосибирской митрополии

Казанская икона Богоматери – одна из самых почитаемых и популярных в России. В церковном календаре ей посвящено сразу два праздника, хотя оба они не относятся к числу двунадесятых – 12 главных, так как не связаны с ключевыми событиями из жизни Христа.

Первый праздник отмечается 21 июля. В этот день православные верующие вспоминают само обретение иконы. Это произошло в 1579-м году, во время большого пожара в Казани, когда до тла выгорали целые кварталы.

На пожарище в Казани девятилетняя христианка Матрона нашла не тронутый огнем лик. Предание гласит, что точное место, где лежала святыня, ей указала сама Богородица, которая явилась к девочке во сне. Икона лежала на пепелище, но была не тронута огнем. Это событие случилось 8 июля – по старому стилю. По-новому – 21 июля. В 2021 году отмечают 442-летие со дня обретения иконы.

Второй праздник, посвященный иконе Казанской Богоматери Церковь установила в честь освобождения Москвы от польских интервентов в 1612-м году.

Освобождение произошло под предводительством Минина и Пожарского. Перед решающим штурмом, ополчение во главе с этими полководцами всю ночь молилось перед найденным в Казани образом. Именно Божией Матери верующие приписывают помощь русскому войску, вошедшему в столицу 4 ноября. В наши дни 4 ноября в России отмечают государственный праздник Дня народного единства.

Икона Казанской Богоматери считается сильной, поэтому к ней обращаются в молитвах во многих жизненных ситуациях. О ее чудодейственной силе среди православных ходят легенды. Верующие считают, что молитвенное обращение к Казанской иконе помогает исцелить болезни. Также Казанской Богоматери молятся о помощи в учёбе и на работе. На Руси ее считали бабьей заступницей, верили, что в трудную минуту она поддержит, укрепит тело и душу.

Источник

Икона Богородицы Казанская

Празднование

История

Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579 г.) [1]

1 ок­тяб­ря 1552 го­да, в празд­ник По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, но­чью, Иоанн IV, пред­во­ди­тель рус­ских во­и­нов, го­то­вив­ших­ся к ре­ши­тель­но­му штур­му та­тар­ской Ка­за­ни, вдруг услы­шал бла­го­вест мос­ков­ских ко­ло­ко­лов. Царь по­нял, что это – зна­ме­ние ми­ло­сти Бо­жи­ей: по мо­лит­вам Взбран­ной Во­е­во­ды Гос­подь вос­хо­тел об­ра­тить к Се­бе на­род ка­зан­ский.

По­ко­ре­ни­ем Ка­за­ни под по­кро­вом Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы бы­ло за­вер­ше­но де­ло, на­ча­тое в 1164 го­ду свя­тым кня­зем Ан­дре­ем Бо­го­люб­ским († 1174; па­мять 4 июля). Вол­га – глав­ный вод­ный путь стра­ны – ста­ла рус­ской ре­кой. Из та­тар­ско­го пле­на бы­ло осво­бож­де­но 60 000 рус­ских лю­дей. На­ча­лось про­све­ще­ние та­тар све­том Еван­гель­ской ис­ти­ны. Яви­лись пер­вые му­че­ни­ки – свя­тые Петр и Сте­фан (па­мять 24 мар­та). Но­во­учре­жден­ная Ка­зан­ская епар­хия во­шла в со­став Рус­ской Церк­ви и вско­ре про­си­я­ла сво­и­ми ар­хи­епи­ско­па­ми: свя­ти­те­лем Гу­ри­ем († 1563; па­мять 5 де­каб­ря) и свя­ти­те­лем Гер­ма­ном († 1567; па­мять 6 но­яб­ря).

Но осо­бен­но спо­соб­ство­ва­ло воз­вы­ше­нию Пра­во­сла­вия сре­ди волж­ских ма­го­ме­тан яв­ле­ние в го­ро­де Ка­за­ни 8 июля 1579 го­да чу­до­твор­ной ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри.

Труд­но шло де­ло про­по­ве­ди Еван­ге­лия в по­ко­рен­ном цар­стве сре­ди за­ко­ре­не­лых му­суль­ман и языч­ни­ков. Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца, по­кро­ви­тель­ни­ца про­по­вед­ни­ков Сло­ва Бо­жия, еще в зем­ной Сво­ей жиз­ни раз­де­ляв­шая со свя­ты­ми Апо­сто­ла­ми бла­го­вест­ни­че­ские тру­ды, ви­дя ста­ра­ния рус­ских мис­си­о­не­ров, не за­мед­ли­ла по­слать им Небес­ную по­мощь, явив Свою чу­до­твор­ную ико­ну.

28 июня 1579 го­да страш­ный по­жар, на­чав­ший­ся око­ло церк­ви свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Туль­ско­го, ис­тре­бил часть го­ро­да и об­ра­тил в пе­пел по­ло­ви­ну Ка­зан­ско­го Крем­ля. Зло­рад­ство­ва­ли по­клон­ни­ки Ма­го­ме­та, ду­мая, что Бог про­гне­вал­ся на хри­сти­ан. «Ве­ра Хри­сто­ва, – го­во­рит ле­то­пи­сец, – сде­ла­лась прит­чею и по­ру­га­ни­ем». Но по­жар в Ка­за­ни явил­ся пред­зна­ме­но­ва­ни­ем окон­ча­тель­но­го па­де­ния ис­ла­ма и утвер­жде­ния Пра­во­сла­вия на всей зла­то­ор­дын­ской зем­ле, бу­ду­щем Во­сто­ке Рус­ско­го го­су­дар­ства.

Го­род вско­ре на­чал вста­вать из ру­ин. Вме­сте с дру­ги­ми по­го­рель­ца­ми, неда­ле­ко от ме­ста на­ча­ла по­жа­ра стро­ил дом стре­лец Да­ни­ил Ону­чин. Его де­вя­ти­лет­ней до­че­ри Мат­роне яви­лась в сон­ном ви­де­нии Бо­жия Ма­терь и по­ве­ле­ла до­стать Ее ико­ну, за­ры­тую в зем­ле еще при гос­под­стве му­суль­ман тай­ны­ми ис­по­вед­ни­ка­ми Пра­во­сла­вия. На сло­ва де­воч­ки не об­ра­ти­ли вни­ма­ния. Три­жды яв­ля­лась Бо­го­ро­ди­ца и ука­зы­ва­ла ме­сто, где укры­та чу­до­твор­ная ико­на. На­ко­нец, Мат­ро­на со сво­ей ма­те­рью ста­ли рыть в ука­зан­ном ме­сте и об­ре­ли свя­тую ико­ну. На ме­сто чу­дес­но­го об­ре­те­ния при­был во гла­ве ду­хо­вен­ства ар­хи­епи­скоп Иере­мия и пе­ре­нес свя­той об­раз в близ­рас­по­ло­жен­ный храм во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая, от­ку­да, по­сле мо­леб­на, пе­ре­нес­ли его с Крест­ным хо­дом в Бла­го­ве­щен­ский со­бор – пер­вый пра­во­слав­ный храм го­ро­да Ка­за­ни, воз­двиг­ну­тый Иоан­ном Гроз­ным. Во вре­мя ше­ствия по­лу­чи­ли ис­це­ле­ние два слеп­ца – Иосиф и Ни­ки­та.

Спи­сок с ико­ны, яв­лен­ной в Ка­за­ни, из­ло­же­ние об­сто­я­тельств ее об­ре­те­ния и опи­са­ние чу­дес бы­ли по­сла­ны в 1579 го­ду в Моск­ву. Царь Иоанн Гроз­ный по­ве­лел устро­ить на ме­сте яв­ле­ния храм в честь Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, где и по­ме­сти­ли свя­тую ико­ну, и ос­но­вать жен­ский мо­на­стырь. Мат­ро­на и ее мать, по­слу­жив­шие об­ре­те­нию свя­ты­ни, при­ня­ли по­стриг в этой оби­те­ли.

В Ни­коль­ском хра­ме, где был со­вер­шен пер­вый мо­ле­бен пред Ка­зан­ской ико­ной, был в то вре­мя свя­щен­ни­ком бу­ду­щий Пат­ри­арх Ер­мо­ген, свя­ти­тель Мос­ков­ский († 1612; па­мять 17 фев­ра­ля). Через пят­на­дцать лет, в 1594 го­ду, уже бу­дучи мит­ро­по­ли­том Ка­зан­ским, он со­ста­вил ска­за­ние о свя­щен­ных со­бы­ти­ях, оче­вид­цем и участ­ни­ком ко­то­рых был: «По­весть и чу­де­са Пре­чи­стая Бо­го­ро­ди­цы чест­но­го, слав­но­го Ея яв­ле­ния об­ра­за, иже в Ка­за­ни». С боль­шой фак­ти­че­ской точ­но­стью опи­са­ны в по­ве­сти мно­гие слу­чаи ис­це­ле­ния, со­вер­шив­ши­е­ся от чу­до­твор­ной ико­ны по мо­лит­вам ве­ру­ю­щих. Ру­ко­пись «По­ве­сти» – ав­то­граф Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Ер­мо­ге­на – це­ли­ком вос­про­из­ве­де­на в фак­си­миль­ном из­да­нии: Ска­за­ние о чу­до­твор­ной Ка­зан­ской иконе Пре­свя­тыя Бо­го­ро­ди­цы. С пре­ди­сло­ви­ем А. И. Со­болев­ско­го, М., 1912.

Неболь­шая ико­на, об­ре­тен­ная де­воч­кой Мат­ро­ной на недав­но при­со­еди­нен­ной ино­род­че­ской окра­ине Рос­сий­ско­го цар­ства, ста­ла вско­ре все­на­род­ной свя­ты­ней, зна­ме­ни­ем Небес­но­го по­кро­ва Бо­жи­ей Ма­те­ри, яв­лен­но­го всей Рус­ской Церк­ви, ибо ду­ша пра­во­слав­но­го на­ро­да чув­ство­ва­ла осо­бое уча­стие Пре­чи­стой Вла­ды­чи­цы в ис­то­ри­че­ских судь­бах Ро­ди­ны. Не слу­чай­но Ка­зан­ский об­раз яв­ля­ет­ся спис­ком с древ­ней Влахерн­ской ико­ны (празд­но­ва­ние 7 июля) и от­но­сит­ся по ико­но­гра­фи­че­ско­му ти­пу к ико­нам, име­ну­е­мым Оди­гит­рия-Пу­те­во­ди­тель­ни­ца. Мно­го раз «Ма­туш­ка Ка­зан­ская» ука­зы­ва­ла путь к по­бе­де рус­ским пра­во­слав­ным во­и­нам в ис­пол­не­нии их свя­щен­но­го дол­га пе­ред Бо­гом и Ро­ди­ной.

В год яв­ле­ния ее в Ка­за­ни (по дру­гим ис­точ­ни­кам дву­мя го­да­ми поз­же) на­чал­ся зна­ме­ни­тый по­ход «за Ка­зань» (за Ураль­ские го­ры) бла­жен­но­го Гер­ма­на, ка­за­чье­го ата­ма­на Ер­ма­ка Ти­мо­фе­е­ви­ча По­воль­ско­го († 1584), увен­чав­ший­ся при­со­еди­не­ни­ем Си­би­ри. За несколь­ко де­сят­ков лет рус­ские зем­ле­про­ход­цы-мис­си­о­не­ры про­шли на во­сток, «встречь солн­ца» мно­гие ты­ся­чи ки­ло­мет­ров и в празд­ник По­кро­ва в 1639 го­ду вы­шли в пер­вое пла­ва­ние по Ти­хо­му оке­а­ну, бла­го­вест­вуя спа­се­ние окрест­ным на­ро­дам.

В со­бо­ре Ка­зан­ско­го де­ви­чье­го мо­на­сты­ря ико­на на­хо­ди­лась до на­ча­ла ХХ в., а в 1904 г. Рос­сию по­тряс­ло из­ве­стие о по­хи­ще­нии свя­ты­ни. Свя­то­тат­ствен­ное со­бы­тие про­изо­шло в ночь с 28 на 29 июня 1904 г.

К яв­лен­ной иконе име­лось несколь­ко риз. Празд­нич­ная на­де­ва­лась на Рож­де­ство Хри­сто­во, Пас­ху и в дни празд­но­ва­ния Ка­зан­ской ико­ны, буд­нич­ная, или по­все­днев­ная, – в осталь­ные дни. Празд­нич­ная ри­за бы­ла зо­ло­тая. На нее на­де­ва­лась дру­гая ри­за, ни­зан­ная круп­ным жем­чу­гом, брил­ли­ан­та­ми, изу­мру­да­ми, яхон­та­ми и др. дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми. Буд­нич­ная, не ме­нее дра­го­цен­ная, мос­ков­ской ра­бо­ты, сплошь ни­зан­ная жем­чу­гом, име­ла зо­ло­тые вен­цы с брил­ли­ан­то­вы­ми ро­за­ми, мно­же­ством дру­гих укра­ше­ний и дра­го­цен­ных кам­ней. А в 1767 го­ду им­пе­ра­три­ца Ека­те­ри­на II при­ло­жи­ла к иконе еще и брил­ли­ан­то­вую ко­ро­ну. Ви­ди­мо имен­но из-за та­ко­го оби­лия дра­го­цен­но­стей яв­лен­ная Ка­зан­ская ико­на бы­ла по­хи­ще­на из Ка­зан­ско­го де­ви­чье­го мо­на­сты­ря шай­кой 28-лет­не­го Вар­фо­ло­мея Сто­я­на. Во­ры вско­ре бы­ли пой­ма­ны, и в но­яб­ре 1904 го­да в Ка­за­ни со­сто­ял­ся су­деб­ный про­цесс. Од­на­ко, что ста­ло с чу­до­твор­ной ико­ной, в хо­де след­ствия окон­ча­тель­но вы­яс­нить не уда­лось. На су­де бы­ло вы­ска­за­но мне­ние, что ико­на бы­ла со­жже­на, так как на квар­ти­ре Сто­я­на в пе­чи бы­ли най­де­ны об­го­рев­шие остат­ки икон. Мать со­жи­тель­ни­цы Сто­я­на Ку­че­ро­вой, по­ка­за­ла на су­де, что обе ико­ны бы­ли по­руб­ле­ны и со­жже­ны Сто­я­ном. Сам же Сто­ян от­ри­цал уча­стие и в кра­же, и в уни­что­же­нии ико­ны, со­зна­ва­ясь лишь в по­куп­ке кра­де­ных дра­го­цен­но­стей. Сто­ян и его по­дель­ник Ко­мов бы­ли при­го­во­ре­ны к ли­ше­нию всех прав, иму­ще­ства и к ссыл­ке на ка­торж­ные ра­бо­ты на 12 и 10 лет со­от­вет­ствен­но.

По­те­ря пер­во­на­чаль­но­го об­ра­за не ума­ля­ет бла­го­дат­ной си­лы все­го мно­же­ства спис­ков с Ка­зан­ской ико­ны, через ко­то­рые Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца по­мо­га­ет нам Сво­им хо­да­тай­ством пе­ред Сво­им Сы­ном по пло­ти, а по ипо­ста­си Сы­ном Бо­жи­им, Гос­по­дом на­шим Иису­сом Хри­стом.

Избавление Москвы и России от поляков в 1612 г. [2]

Пра­во­слав­ные во­и­ны и мис­си­о­не­ры шли на во­сток, от­ступ­ни­ки бе­жа­ли на за­пад. Вол­ной са­мо­зван­цев и «во­ров­ских лю­дей» ста­ра­лись за­то­пить Русь в на­ча­ле ХVII сто­ле­тия иезу­и­ты. Про­мыс­лом Бо­жи­им в пе­ри­од поль­ско­го на­ше­ствия (1605–1612), ко­то­рый на­род на­звал «Смут­ным вре­ме­нем», Рус­скую Цер­ковь воз­глав­лял ве­ли­кий ис­по­вед­ник Пра­во­сла­вия – свя­щен­но­му­че­ник Ер­мо­ген, Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Ру­си, по­чи­та­тель Ка­зан­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, ав­тор «Ска­за­ния» о ней и Служ­бы ей.

В труд­ные дни, ко­гда Москва бы­ла за­ня­та по­ля­ка­ми, а по стране ши­ри­лись усо­би­цы и нестро­е­ния, непре­клон­ный стра­да­лец за Свя­тую ве­ру и Оте­че­ство, на­хо­дясь под стра­жей, су­мел тай­но от­пра­вить в Ниж­ний Нов­го­род воз­зва­ние: «Пи­ши­те в Ка­зань мит­ро­по­ли­ту Еф­ре­му, пусть по­шлет в пол­ки к бо­ярам и к ка­зац­ко­му вой­ску учи­тель­ную гра­мо­ту, чтобы они креп­ко сто­я­ли за ве­ру, уни­ма­ли гра­беж, со­хра­ня­ли брат­ство, и как обе­ща­лись по­ло­жить ду­ши свои за дом Пре­чи­стой и за чу­до­твор­цев и за ве­ру, так бы и со­вер­ши­ли. Да и во все го­ро­да пи­ши­те. вез­де го­во­ри­те мо­им име­нем». Ни­же­го­род­цы от­клик­ну­лись на при­зыв пер­во­свя­ти­те­ля. Со­бран­ное опол­че­ние воз­гла­вил князь Ди­мит­рий Ми­хай­ло­вич По­жар­ский.

При­со­еди­нив­ши­е­ся к опол­че­нию ка­зан­ские дру­жи­ны при­нес­ли с со­бой спи­сок с Ка­зан­ской чу­до­твор­ной ико­ны, ко­то­рую в Яро­слав­ле пе­ре­да­ли кня­зю Ди­мит­рию. Пре­свя­тая Вла­ды­чи­ца взя­ла опол­че­ние под Свое по­кро­ви­тель­ство, и Ее за­ступ­ле­ни­ем бы­ла спа­се­на Рос­сия.

Огром­ные труд­но­сти ис­пы­ты­ва­ли рус­ские вой­ска: внут­рен­нюю враж­ду, недо­ста­ток ору­жия и про­до­воль­ствия. В осен­нюю непо­го­ду дви­ну­лось рус­ское во­ин­ство на штурм Моск­вы, на­хо­див­шей­ся в ру­ках по­ля­ков.

Трех­днев­ный пост и усерд­ная мо­лит­ва пред Ка­зан­ской ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри при­к­ло­ни­ли Гос­по­да на ми­лость. В оса­жден­ном Крем­ле на­хо­дил­ся в то вре­мя в пле­ну при­быв­ший из Гре­ции, тя­же­ло боль­ной от по­тря­се­ний и пе­ре­жи­ва­ний, ар­хи­епи­скоп Элас­сон­ский Ар­се­ний (впо­след­ствии ар­хи­епи­скоп Суз­даль­ский; † 1626; 13 ап­ре­ля). Но­чью кел­лия свя­ти­те­ля Ар­се­ния вдруг оза­ри­лась Бо­же­ствен­ным све­том, он уви­дел Пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го (па­мять 5 июля и 25 сен­тяб­ря), ко­то­рый ска­зал: «Ар­се­ний, на­ши мо­лит­вы услы­ша­ны; пред­ста­тель­ством Бо­го­ро­ди­цы суд Бо­жий об Оте­че­стве пре­ло­жен на ми­лость; за­ут­ра Москва бу­дет в ру­ках оса­жда­ю­щих и Рос­сия спа­се­на».

Как бы в под­твер­жде­ние ис­тин­но­сти про­ро­че­ства ар­хи­епи­скоп по­лу­чил ис­це­ле­ние от бо­лез­ни. Свя­ти­тель по­слал из­ве­стие об этом ра­дост­ном со­бы­тии рус­ским во­и­нам. На сле­ду­ю­щий день, 22 ок­тяб­ря 1612 го­да, рус­ские вой­ска, во­оду­шев­лен­ные ви­де­ни­ем, одер­жа­ли круп­ную по­бе­ду и взя­ли Ки­тай-го­род, а через 2 дня – Кремль.

В вос­кре­се­нье, 25 ок­тяб­ря, рус­ские дру­жи­ны тор­же­ствен­но, с Крест­ным хо­дом, по­шли в Кремль, неся Ка­зан­скую ико­ну. На Лоб­ном ме­сте Крест­ный ход был встре­чен вы­шед­шим из Крем­ля ар­хи­епи­ско­пом Ар­се­ни­ем, ко­то­рый нес Вла­ди­мир­скую ико­ну Бо­го­ро­ди­цы, со­хра­нен­ную им в пле­ну. По­тря­сен­ный свер­шив­шей­ся встре­чей двух чу­до­твор­ных икон Бо­го­ро­ди­цы, на­род со сле­за­ми мо­лил­ся Небес­ной За­ступ­ни­це.

По из­гна­нии по­ля­ков из Моск­вы князь Ди­мит­рий По­жар­ский, по дан­ным Ни­ко­нов­ской ле­то­пи­си, по­ста­вил свя­тую Ка­зан­скую ико­ну в сво­ей при­ход­ской церк­ви Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, на Лу­бян­ке, в Москве. Поз­же ижди­ве­ни­ем кня­зя-пат­ри­о­та на Крас­ной пло­ща­ди был воз­двиг­нут Ка­зан­ский со­бор. Свя­тая ико­на, быв­шая в вой­сках По­жар­ско­го при осво­бож­де­нии Моск­вы, в 1636 го­ду пе­ре­не­се­на бы­ла в но­во­устро­ен­ный храм. Ныне этот свя­той об­раз на­хо­дит­ся в Бо­го­яв­лен­ском Пат­ри­ар­шем со­бо­ре Моск­вы.

В па­мять осво­бож­де­ния Моск­вы от по­ля­ков уста­нов­ле­но бы­ло со­вер­шать 22 ок­тяб­ря осо­бое празд­но­ва­ние в честь Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри. Сна­ча­ла это празд­но­ва­ние со­вер­ша­лось лишь в Москве, а с 1649 го­да бы­ло сде­ла­но все­рос­сий­ским.

В 1709 го­ду пе­ред Пол­тав­ской бит­вой Петр Ве­ли­кий со сво­им во­ин­ством мо­лил­ся пе­ред ико­ной Ка­зан­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри (из се­ла Кап­лу­нов­ки). В 1721 го­ду Петр пе­ре­нес один из спис­ков с Ка­зан­ской ико­ны Бо­го­ро­ди­цы из Моск­вы в Пе­тер­бург, где ико­на вна­ча­ле бы­ла по­став­ле­на в ча­совне, по­том в Алек­сан­дро-Нев­ской Лав­ре, а с 1737 го­да в хра­ме в честь Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы на Нев­ском про­спек­те. В 1811 го­ду пе­ред Оте­че­ствен­ной вой­ной свя­тая ико­на Небес­ной За­ступ­ни­цы пе­ре­не­се­на в но­во­со­здан­ный Ка­зан­ский со­бор.

В 1812 го­ду Ка­зан­ский об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри осе­нял рус­ских сол­дат, от­ра­зив­ших фран­цуз­ское на­ше­ствие. В празд­ник Ка­зан­ской ико­ны 22 ок­тяб­ря 1812 го­да рус­ские от­ря­ды под пред­во­ди­тель­ством Ми­ло­ра­до­ви­ча и Пла­то­ва раз­би­ли арьер­гард Да­ву. Это бы­ло пер­вое круп­ное по­ра­же­ние фран­цу­зов по­сле ухо­да из Моск­вы, враг по­те­рял 7 ты­сяч че­ло­век. В тот день вы­пал снег, на­ча­лись силь­ные мо­ро­зы, а ар­мия по­ко­ри­те­ля Ев­ро­пы на­ча­ла та­ять.

. Ка­зан­ский со­бор в Пе­тер­бур­ге стро­ил­ся с 1801 по 1811 год – как бы спе­ци­аль­но для то­го, чтобы стать хра­мом-па­мят­ни­ком рус­ской сла­вы в Оте­че­ствен­ной войне 1812 го­да. Ико­но­стас глав­но­го ал­та­ря тон­кой че­кан­ной ра­бо­ты, ис­пол­нен из ста пу­дов се­реб­ра: из них со­рок по­жерт­во­ва­ны хра­му дон­ски­ми ка­за­ка­ми, от­бив­ши­ми в 1812 го­ду это се­реб­ро у фран­цу­зов. Сте­ны со­бо­ра укра­ше­ны тро­фе­я­ми, взя­ты­ми у фран­цу­зов в 1812 го­ду. Вра­же­ские зна­ме­на скло­ни­лись у свя­щен­ной гроб­ни­цы по­гре­бен­но­го в со­бо­ре кня­зя Ми­ха­и­ла Ку­ту­зо­ва-Смо­лен­ско­го, спа­си­те­ля Оте­че­ства. Брон­зо­вые из­ва­я­ния Ку­ту­зо­ва и Барк­лая де Тол­ли сто­ят пе­ред хра­мом у кон­цов ко­лон­на­ды, по­лу­кру­гом об­няв­шей со­бор­ную пло­щадь.

В мно­го­чис­лен­ных чу­до­твор­ных спис­ках с Ка­зан­ской ико­ны про­слав­ля­ет­ся на Ру­си Пре­чи­стая Бо­го­ро­ди­ца, По­кро­ви­тель­ни­ца пра­во­слав­но­го рус­ско­го на­ро­да. Из мно­же­ства икон Бо­го­ро­ди­цы, по­чи­та­е­мых в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, ни од­на не рас­про­стра­не­на в та­ком чис­ле, как Ка­зан­ская. Всей Пра­во­слав­ной Русью она свя­то чтит­ся, к ней ча­ще все­го об­ра­ща­ют взо­ры в бе­дах и бо­лез­нях, взы­вая: «За­ступ­ни­це усерд­ная, Ма­ти Гос­по­да Выш­ня­го, за всех мо­ли­ши Сы­на Тво­е­го Хри­ста Бо­га на­ше­го. всем по­лез­ная да­руй и вся спа­си, Бо­го­ро­ди­це Де­во, Ты бо еси Бо­же­ствен­ный по­кров ра­бом Тво­им».

Бла­го­дат­ным осе­не­ни­ем рас­по­ло­жи­лись ико­ны Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­цы по ли­цу на­шей От­чиз­ны, во­ис­ти­ну об­ра­зуя Небес­ный по­кров. Ее неустан­ным хо­да­тай­ством нис­по­слан­ный Бо­же­ствен­ным Сы­ном, при­нес­шим Се­бя в жерт­ву для спа­се­ния че­ло­ве­че­ства. Древ­ний Вла­ди­мир­ский свя­той об­раз Бо­го­ро­ди­цы хра­нит и бла­го­слов­ля­ет на­ши се­вер­ные пре­де­лы, Смо­лен­ская и По­ча­ев­ская ико­ны ограж­да­ют за­пад, а на во­сток, до края зем­ли си­я­ет лу­ча­ми неиз­быв­ной бла­го­да­ти чу­до­твор­ный Ка­зан­ский об­раз Пре­чи­стой на­шей Ма­те­ри.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *