какого числа самая поздняя пасха бывает
Пасха в 2022 году у православных и католиков: история и даты праздника
При определении даты Пасхи (Светлого Воскресения Христова) католики и православные используют разные календари: в первом случае — григорианский, а во втором — юлианский. Это делает Пасху переходящим праздником. При этом католики отталкиваются от весеннего равноденствия 21 марта по новому стилю, а православные — от даты по старому стилю — 3 апреля. При этом данный день не должен совпадать с первым днем празднования иудейской Пасхи. По этой причине реальные астрономические явления часто происходят совсем в другие дни.
Нынешний подход к определению даты празднования Пасхи был определен в 325 году на I Вселенском соборе в Никее. Он связан с тем, что Иисуса распяли в день Песаха, а воскрес он, соответственно, в воскресенье после Песаха.
Иудейская Пасха отмечается на 15-й день нисана (первого месяца библейского года в еврейском календаре), а на эту дату всегда приходится полнолуние после весеннего равноденствия.
В древности христиане использовали Песах как ориентир и праздновали Пасху в воскресенье после 15-го дня нисана. Однако позже церковь решила не отталкиваться от иудейского праздника и установила свое правило определения даты с учетом известных фактов о Воскресении Исуса Христа: это произошло в воскресенье, после полнолуния и после весеннего равноденствия.
Почему Пасху празднуют в воскресенье
Согласно четырем Евангелиям, в воскресенье на рассвете к Иисусу пришли жены-мироносицы, чтобы помазать тело благовониями, но обнаружили, что он воскрес.
Даты православной Пасхи до 2030 года
Когда будет самая ранняя и самая поздняя Пасха в XXI веке
В XXI веке рекорд столетия был установлен в 2010 году, когда православная церковь праздновала Воскресение Христово 4 апреля. В будущем самая ранняя Пасха будет отмечаться 5 апреля 2037 и 2048 годов.
Самая поздняя Пасха ранее выпадала на 8 мая 1983 года. В будущем она будет отмечаться православными 8 мая 2078 года. Пасха 2051 будет праздноваться 7 мая, в 2040 году Светлое Христово Воскресение придется на 6 мая.
Когда Пасха в 2021 году у православных и католиков
Пасха, Светлое Христово Воскресение — самый важный христианский праздник. Для верующих людей это победа жизни над смертью или добра над злом.
День Пасхи — переходящее событие, в 2021 году православные отмечают 2 мая, а католики празднуют 4 апреля. Торжество установлено в честь воскресения из мертвых Иисуса Христа после распятия. Событие является центром библейской истории и основой христианства.
Согласно апостолу Павлу, 1-е послание к Коринфянам. 15:14
а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша.
Почему Пасха в разные дни каждый год
Дата Пасхи определяется по лунно-солнечному календарю и каждый год она празднуется в разное время. Методику расчета называют Пасхалия, где общее правило гласит.
Пасха отмечается в первый воскресный день после весеннего полнолуния, наступившего не раннее дня весеннего равноденствия.
Обе Пасхалии: александрийская (православная) по юлианскому календарю и григорианская (католическая) по григорианскому календарю основаны на этом принципе.
Под полнолунием и равноденствием имеются в виду не астрономические явления, а расчетные даты. Пасхальное полнолуние (день 14-й Луны) берется из расписания лунных фаз, рассчитанного на основе Метонова цикла. Весеннее равноденствие, заложенное в пасхалию, для северного полушария — 21 марта.
У православных, торжество выпадает в период с 4 апреля по 8 мая. В последний раз самая ранняя Пасха отмечалась в 2010, а самая поздняя в 1983 году.
У католиков и большинства протестантов дата Пасхи меняется с 25 марта (последний раз в 1951 г.) по 25 апреля (1943 г.).
Периодически все конфессии празднуют «Торжество из торжеств» вместе, как это было в 2021 г., и следующий раз будет в 2025 г.
Какого числа Масленица, Великий пост и Пасха в 2021 году?
Весной празднуется много православных и языческих праздников — Пасха, Масленица, начало Великого поста, Прощенное воскресенье и др.
Масленицу отмечают за 56 дней до Пасхи. В 2021 году Масленичная неделя отмечается с 8 по 14 марта.
Масленица — это своеобразный рубеж между зимой и весной. В этот день сжигают соломенное чучело Масленицы, призывая весну.
Масленица — это языческий праздник, но его отмечают с древних времен. Люди разных сословий и возрастов выходят на улицу, угощаются блинами, прощаются с зимой и встречают весну.
Традиционно Масленицу отмечают целую неделю — с понедельника по воскресенье. Сразу же после Масленицу начинается Великий пост, который длится 7 недель.
Какого числа празднуется Прощенное воскресенье в 2021 году?
Прощенное воскресенье — это день накануне Великого поста. Также Прощенное воскресенье — это последний день Масленичной недели.
Даты Пасхи по годам с 2007 по 2028
Год | Католическая Пасха | Православная Пасха |
2007 | 8 апреля | 8 апреля |
2008 | 23 марта | 27 апреля |
2009 | 12 апреля | 19 апреля |
2010 | 4 апреля | 4 апреля |
2011 | 24 апреля | 24 апреля |
2012 | 8 апреля | 15 апреля |
2013 | 31 марта | 5 мая |
2014 | 20 апреля | 20 апреля |
2015 | 5 апреля | 12 апреля |
2016 | 27 марта | 1 мая |
2017 | 16 апреля | 16 апреля |
2018 | 1 апреля | 8 апреля |
2019 | 21 апреля | 28 апреля |
2020 | 12 апреля | 19 апреля |
2021 | 4 апреля | 2 мая |
2022 | 17 апреля | 24 апреля |
2023 | 9 апреля | 16 апреля |
2024 | 31 марта | 5 мая |
2025 | 20 апреля | 20 апреля |
2026 | 5 апреля | 12 апреля |
2027 | 28 марта | 2 мая |
2028 | 16 апреля | 16 апреля |
Какого числа Вербное воскресенье в 2021 году?
Вербное воскресенье в 2021 году отмечается 25 апреля.
Вербное воскресенье празднуется за неделю до Пасхи, то есть каждый год дата может меняться. В 2021 году этот день выпадает на 25 апреля.
Праздник посвящен торжественному появлению Иисуса Христа в Иерусалиме. В этот день принято ходить в церковь и освящать вербные ветки. Они символизируют пальмовые ветви, которыми иудеи приветствовали Иисуса в Иерусалиме. Пальмы в центральной части Рооссии не растут, поэтому принято освящать вербные ветви, как первое растение, которое расцветает весной.
Мало кто знает, но существует правило — количество веточек вербы должно соответствовать количество людей в семье.
Пасхальные традиции
Большинство пасхальных традиций возникло в богослужении.
Богослужение
С давних времен, в Церкви ночью, в главный праздник церковного года происходит богослужение с Литургией. В некоторых странах (Сербии) его совершают с рассветом — ранним утром.
Приветствие
Начиная с пасхальной ночи и на протяжение следующих сорока дней принято «христосоваться» словами «Христос воскресе!». Отвечают на это приветствие «Воистину воскресе!».
Благодатный огонь
Пасхальный или Благодатный огонь играет важную роль в богослужении и символизирует «Свет Божий, просвещающий все народы». В храмах крупных городов его ждут от Храма Гроба Господня (Иерусалимский храм Воскресения Христова).
В случае прибытия благодатного огня, священники разносят его по храмам города, а христиане зажигают от него свои свечи.
У католиков, перед началом богослужения, зажигают особую пасхальную свечу — Пасхал. Огонь от неё раздают всем христианам.
Трапеза
В Страстную субботу освещаются куличи, творожные пасхи и пасхальные яйца, приготовленные к праздничному столу.
Пасхальное яйцо символизирует Гроб Господень. Снаружи оно выглядит мертвым, но внутри новая жизнь.
Обычай дарить яйца связан с приданием, согласно которому Мария Магдалина нашла способ явиться к императору Тиберию и подарить ему окрашенное в красный цвет яйцо со словами «Христос Воскрес!».
В другом варианте изложения говорится, что сначала оно было обычным и император усомнился об известии о воскресении. Он сказал, как яйцо не может из белого стать красным, так и мертвые не воскресают. Яйцо покраснело на его глазах.
Несмотря на то, что яйца красят в разные цвета, именно красный — традиционный, символизирующий кровь распятого Христа.
Крестный ход
Перед Пасхой верующие собираются в храме, затем в полночь вокруг него или к дверям другого идет крестный ход с большим крестом, иконами и пением стихиры (молитвенные песнопения) праздника. Когда шествие подходит к дверям храма, начинается богослужение.
Пасхальный звон
На Страстной седмице (предшествующей Пасхе неделе) колокольный звон слышен до Великой пятницы (пятницы Страстной недели) включительно. На вечернем богослужении, когда служат утреню Страстной субботы тоже звонят. После размещения Плащаницы в храме раздается трезвон. Затем колокола молчат до полунощницы (одной из служб богослужебного круга) Великой субботы (до благовеста к пасхальной службе).
В других странах (во Франции) тоже есть традиция молчания колоколов со дня Великой пятницы до торжества празднования Воскресения Спасителя.
В 2021 году Прощенное воскресенье выпадает на 14 марта.
Прощенное воскресенье — это день оставления обид. Все люди просят прощения друг у друга, какими бы сильными не были их обиды, чтобы начать пост без дурных мыслей.
В этот день принято посетить службу в храме, исповедаться и причаститься. Это обязательное условие вступления человека в пост.
Какого числа начинается Великий Пост в 2021 году?
По датам Масленицы и Пасхи можно определить даты начала и окончания Великого поста. На следующий день после окончания Масленичной недели начинается Великий пост, который длится 40 дней. И заканчивается он Пасхой.
В 2021 году Великий пост начинается 15 марта и заканчивается 1 мая.
Великий пост — самый строгий пост, который держат православные. Он состоит из Четыредесятницы — 40 дней — и Страстной седмицы — недели перед самой Пасхой. Строгими неделями Великого поста является первая и последняя неделя:
15-21 марта 2021 года — первая неделя Великого поста
26 апреля — 1 мая 2021 года — Страстная (последняя) неделя Великого поста.
Основные правила Великого поста — отказ от пищи с животными жирами (мясо и полуфабрикаты), молочные продукты, яйца, алкоголь.
По понедельникам, средам и пятницам нельзя есть продукты, которые обрабатывались термически. Горячие блюда разрешаются в вторникам и четвергам. Рыбу разрешается есть всего 2 дня во время Великого поста — в праздник Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) и в Вербное воскресенье (12 апреля).
Сразу после Великого поста православные отмечают Пасху.
Почему Пасха связана с первым полнолунием?
И если с вычислением даты Воскресения Христова вроде бы всё ясно, то остаётся непонятным, почему для его расчётов берётся первое весеннее полнолуние. Для получения ответа на поставленный вопрос необходимо обратиться к истории, отмотав время практически на 2000 лет тому назад – тогда, когда и жил легендарный Иисус Христос. Вернее, когда иудеи предали его смерти на кресте.
Как мы знаем из Библии, случилось данное событие в пятницу, а чудесное воскрешение Спасителя из мёртвых совпало с древним еврейским праздником Песах. Ничего не напоминает вам его название? Да, почти как наша Пасха и такое совпадение совершенно не случайное – современное христианское торжество отталкивается от той самой древней даты Песаха.
Что вообще означал Песах для иудеев? Он считался священной датой, ведь тогда народ израильский был выведен пророком Моисеем из плена египтян. Дальше следуют длительные скитания евреев, которые успешно завершаются нахождением ими земли обетованной – современного Израиля. Дата празднования Песаха приходится на 14 нисана – то есть еврейского аналога русского марта с апрелем. И выпадает древний праздник как раз таки на первое полнолуние по весне.
Интересно! Есть предположения, что празднование Песаха проводилось ещё в более древние времена, до жизни библейского Моисея.
Поэтому получается, что первое полнолуние – выступает своего рода точкой отсчёта, с которой весна полностью вступает в свои права. А что означала весна для древних людей? Она символизировала начало жизни в природе: света становилось больше, чем тьмы, теплело, можно было сеять и сажать растения для будущего урожая, постепенно появлялись первые ягодки и другие плоды.
Может быть, здесь кроется та причина, почему к христианскому празднику Пасха неравнодушны даже те, кто не причисляет себя к верующим.
Интересно! Несмотря на ежегодные различия в днях Светлова Воскресенья Христова кое что остаётся неизменным всегда – праздник празднуется только в воскресенье.
Две Церкви, два календаря
Такое положение дел сохранялось вплоть до раскола единой Христианской церкви на Православную и Католическую в 1054 году и ещё более 500 лет после. Однако, со временем выяснилось, что принятый на Никейском соборе Юлианский календарь не согласован с реальными астрономическим данными. Каждые 128 лет он «терял» 24 часа, отставая от показаний небесных светил. К 1500 году погрешность составила уже 13 суток. Почти две недели!
Решив навести порядок в летоисчислении, в 1582 году папа Григорий 13-й ввёл в обращение новый календарь, названный Лилианским по имени Алоиза Лилиуса, советника главы римской церкви. Название не прижилось – нынче мы знаем календарь как Григорианский – а вот новая система оказалась востребована.
Так ли важна точная дата? Ведь смысл праздника главнее!
Православная же Церковь решила не изменять традициям, оставшись верной старому, одобренному Никейским собором календарю. А у христиан всего мира появился повод уже для двух вопросов: почему Пасха всегда в разное время и почему дата её празднования не совпадает у приверженцев двух вероучений, почитающих одного Бога?
Заметим, что и у того, и у другого способа летоисчисления есть достоинства и недостатки. Так, Григорианский календарь не имеет значимых расхождений с данными астрономов. Зато Пасха, согласно его выкладкам, часто совпадает с иудейским праздником или предваряет его. А это уже противоречит логике: Воскресение не может быть раньше Распятия.
Юлианский или Православный календарь такими казусами не грешит, зато проигрывает Григорианскому в пунктуальности. Увы, 13 «потерянных» суток со счетов не сбросишь! С другой стороны, благодатный Вифлеемский огонь сходит на землю перед православной Пасхой и по молитвам православного Патриарха. Стало быть, не так ошибочны эти расчёты?
Пусть праздник несёт радость каждому вне зависимости от календарей!
Пасха Христова и подвижный богослужебный круг
Воскресение Христово, Пасха, является главным церковным праздником, как поется в церковных песнопениях, «праздником праздников и торжеством из торжеств». Пасха всегда празднуется в воскресенье и поэтому приходится не на определенное число, а на разные даты. Русская Православная Церковь живет по особому, юлианскому календарю и по нему же вычисляет день празднования Пасхи. Мы отмечаем Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния, после дня весеннего равноденствия. Наше вычисление Пасхи находится в полном соответствии с постановлениями I Вселенского Собора.
От дня празднования Пасхи зависят все связанные с ней подвижные праздники: Вход Господень в Иерусалим (в воскресенье перед Пасхой), Вознесение Господне (на сороковой день после Пасхи) и Троица, или Пятидесятница (на пятидесятый день по Пасхе). Также от Пасхи зависит Великий пост, он готовит нас к дню Воскресения Христова и начинается за семь недель до Пасхи.
Великий пост
Великопостное богослужение довольно сильно отличается от обычного, годового. Хотя совершается суточный круг служб, но богослужение отмечено особой строгостью и продолжительностью, на службе меньше поют, больше читают, священники облачены в черные строгие ризы.
Во время служб часто читается молитва преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».
Великим постом только по субботам и воскресеньям совершается полная литургия. В среду и пятницу совершается особая литургия, именуемая литургией Преждеосвященных Даров. Святые Дары на ней освящаются и заготавливаются на литургии в воскресенье. В первую неделю Великого поста, в первые четыре дня, в храмах читают по вечерам Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Также этот канон прочитывается полностью в четверг пятой недели Великого поста. Эта служба называется Марииным стоянием, потому что во время нее читают житие преподобной Марии Египетской и на великом каноне есть тропари, посвященные ей[1].
Вход Господень в Иерусалим
В воскресный день за неделю до Пасхи празднуется двунадесятый праздник Вход Господень в Иерусалим, называемый также Неделей Ваий или Вербным воскресеньем. В этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос за несколько дней до Своих крестных страданий торжественно въехал в Иерусалим сидя на молодом осле, а весь народ с ликованием встречал Его как Помазанника Божия[2]. В память о том, как люди в Иерусалиме встречали Христа с ветвями деревьев и пальм (по-славянски — ваий), мы в этот день приходим в храм с ветвями вербы (в средней полосе к этому времени она обычно уже распускается).
Накануне этого дня, в субботу, Церковь празднует воскрешение праведного Лазаря. Тропарь Лазаревой субботы и Входа Господа в Иерусалим один:
Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне. | Прежде Своего страдания удостоверяя (нас) во всеобщем воскресении, Ты воскресил из мертвых Лазаря, Христос Бог наш. Посему и мы, подобно детям нося знаменье победы, восклицаем Тебе, Победителю смерти: «Осанна в вышних, благословен Грядущий во имя Господне». |
Страстная седмица
Следующая неделя перед Пасхой имеет название Страстной седмицы. То есть неделя, посвященная страстям, страданиям Спасителя. Службы Страстной седмицы очень важны и строги. Каждый день посвящен определенным воспоминаниям. Дни Страстной седмицы носят название Великих. В Великую Среду мы вспоминаем предательство Иуды. В Великий Четверг (Четверток) — Тайную Вечерю и установление Таинства причащения, в этот же день, накануне Страстной пятницы, на службе вечером читаются 12 Евангелий, посвященных страстям, страданиям Христовым. И в Великую Пятницу (Пяток) мы вспоминаем страдания, распятие и погребение Спасителя. Состоится вынос плащаницы (изображения Христа во гробе), и вечером служится чин погребения. В Великую Субботу плащаница продолжает лежать во время всех служб в центре храма и только перед пасхальным богослужением заносится в алтарь.
Пасха Христова и Светлая седмица
Новозаветная Пасха — радостное переживание священнейшего события: воскресения из мертвых Господа нашего Иисуса Христа в третий день после дня распятия. Пасха наша, Христос, заклан за нас (1 Кор 5, 7). Воскресение Христово знаменует победу над смертью и прообразует всеобщее воскресение. Пасхальная радость предызображает нескончаемое блаженство в невечерние дни в Царствии Небесном.
Служба Святой Пасхи происходит таким образом. С вечера в субботу перед плащаницей начинают читать книгу Деяний святых апостолов. В одинадцать часов или в половине двенадцатого совершается полунощница, и плащаница уносится в алтарь. В полночь начинается пасхальный крестный ход вокруг храма. Ночное шествие вокруг храма с иконами, хоругвями и свечами напоминает идущих ко гробу Спасителя жен-мироносиц. Обойдя храм крестным ходом с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе…», верующие останавливаются перед закрытыми дверьми храма: они олицетворяют камень, которым был завален гроб Распятого. Предстоятель с кадилом возглашает: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно, и во веки веков». Затем священнослужители трижды поют тропарь Пасхи:
Начинается пасхальная заутреня, главной частью которой является пасхальный канон — творение святого Иоанна Дамаскина. После каждой песни совершается каждение. Священнослужители приветствуют друг друга и прихожан: «Христос Воскресе!» Верующие отвечают: «Воистину Воскресе!» В конце утрени хор поет победно-радостные стихиры Пасхи. После утрени поются часы, а затем совершается пасхальная Божественная литургия.
В пасхальные дни христиане приветствуют друг друга радостным победным восклицанием: «Христос Воскресе!» При этом с апостольских времен принято целование. По традиции верующие дарят друг другу красные яйца. Предание говорит, что этот обычай берет свое начало от равноапостольной Марии Магдалины, которая поднесла императору Тиверию красное яйцо с приветствием «Христос Воскресе!» Яйцо служит символом гроба и возникновения жизни в самых недрах его; окрашенное красной краской, оно знаменует возрождение наше Кровью Иисуса Христа.
Пасхальное бдение в монастыре Хиландар
Праздник Пасхи празднуется в продолжение тридцати девяти дней. Особенно торжественно совершается служба в первые семь дней — на Светлой седмице. Все эти дни царские врата открыты, символически указывая, что Спаситель Своим воскресением открыл нам Царство Небесное. Служба на Светлой седмице почти такая же, как в день самой Пасхи. Каждый день после литургии совершается пасхальный крестный ход вокруг храма. Земные поклоны во время богослужения и молитвы отменяются до дня Святой Троицы.
Вознесение Господне
После завершения дней празднования святой Пасхи, на сороковой день после нее, Церковь празднует Вознесение Господне. Таким образом, праздник Вознесения всегда приходится на четверг шестой недели после Пасхи. В этот день воспоминается, как Господь Иисус Христос, пообещав Своим ученикам и апостолам неотступно невидимо пребывать с ними, телесно вознесся от них на небо[3]. Возносясь, Господь пообещал Своим ученикам, что Он пошлет им от Небесного Отца Своего Утешителя, Святого Духа.
Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира. | Ты вознесся во славе, Христос Бог наш, исполнив радостью учеников Своих чрез обещание им Духа Святого, уверив их Своим благословением в том, что Ты Сын Божий, Спаситель мира. |
Пятидесятница. День Святой Троицы
Спустя десять дней после Вознесения Господня, в седьмое воскресенье после Пасхи, Церковь празднует день Сошествия Святого Духа на апостолов. В этот день принято украшать храм травой и зелеными ветвями деревьев. Живая зелень символизирует животворящее действие Духа Святого.
После Божественной литургии в этот день служится великая вечерня, на которой читаются особые коленопреклоненные молитвы.