какого числа отмечают яблочный спас
Спасы 2021 — Медовый, Яблочный, Ореховый: когда отмечают, традиции, приметы и запреты
Спасы — праздники в честь Спасителя Иисуса Христа — отмечаются в августе. На Руси эти праздники всегда были одними из самых любимых. Спасы — Медовый, Яблочный и Ореховый — это фруктовое изобилие, хлеб нового урожая, а также последние теплые дни, которыми грех не насладиться. Подробности — в материале ФАН.
Спасы 2021: когда отмечают
Медовый Спас отмечают 14 августа; Яблочный Спас — 19 августа; Ореховый (Третий) Спас — 29 августа.
Медовый Спас: что за праздник, традиции и приметы
Медовый Спас (Маковый, или Мокрый Спас, а также Спас-на-водах), который отмечается 14 августа, это первый день Успенского поста. Праздник, отмечаемый 14 августа, в православии называется Происхождение честных древ Животворящего креста. Также в этот день чтят память ветхозаветных мучеников Маккавеев, имя которых для русского уха созвучно слову «мак».
Успенский пост, который начинается 14 августа, на Руси называли «лакомкой», то есть легким: освященные плоды нового урожая скрашивали постный стол. День был посвящен свежему меду, которому приписывали целебные свойства: его ели как лакомство, иногда смешивая с маком (популярным блюдом на Медовый Спас в память Маккавеев), использовали для постной выпечки.
Поскольку 14 августа церковь проводит малое освящение воды, праздник также называют Мокрый Спас, или Спас-на-водах.
«Водная» составляющая праздника определяет народные традиции: в этот день на Руси было принято приводить в порядок колодцы, а также окончательно завершать купальный сезон. Считалось, что на Мокрый Спас нужно напоследок окунуться в открытую воду, чтобы набраться здоровья на целый год. После этого на Руси купаться было не принято до следующего лета. Зимние крещенские купания — традиция гораздо более поздняя.
Яблочный Спас: что за праздник, традиции, приметы и запреты
Самый любимый в народе и самый известный из Спасов — это Яблочный Спас, который отмечается 19 августа. Яблочный Спас — это народное название праздника Преображение Господне. Праздник посвящен событию, отраженному в евангельских источниках: апостолы во время молитвы на горе Фавор узрели преображенного воскресшего Иисуса Христа.
Яблочный Спас — это время Успенского поста: мясная и молочная пища, а также яйца под запретом, но можно есть освященные плоды нового урожая. Апостольская традиция предписывала на Преображение освящать свежий мед и плоды нового урожая (в первую очередь виноград), до этого дары природы есть строго возбранялось — традиция зародилась в монастырях, но потом стала народной.
На Руси роль апостольского винограда играли яблоки, с ними связаны славянские традиции Яблочного Спаса. До сих пор жив довольно популярный запрет есть свежие яблоки до Яблочного Спаса, а также в этот день пробовать неосвященные плоды. На Руси считалось, что нарушение этого запрета, особенно женщинами, может навлечь беду на все село.
Начиная с 19 августа свежие яблоки можно было есть, с ними делали выпечку, их заготавливали, ими торговали, одаривали нищих и тех, у кого не было садов. На Яблочный Спас до сих пор есть традиция дарить друг другу освященные яблоки и яблочные пироги, устраивать застолья с выпечкой и так далее.
Согласно приметам, какая погода на Яблочный Спас, такой и осень будет. Также, по приметам, сидеть дома в этот праздник — плохое решение, особенно для девушки. На Руси Яблочный Спас был временем гуляний, на которых парни и девушки могли познакомиться поближе. Девушки в этот день гадали на суженого.
Ореховый, или Третий Спас: что за праздник, традиции и приметы
Ореховый Спас, который также называли Третьим, Хлебным, Полотняным или Холщовым, завершает августовские празднования в честь Иисуса Христа и Богоматери — Девы Марии. Третий Спас отмечается после окончания Успенского поста, на следующий день после праздника Успение (окончание земной жизни) Богородицы.
Третий Спас — это праздник прощания с летом, наступления осени, приближения главной осенней страды, выпечки хлеба из зерна нового урожая, сбора лесных орехов и грибов, продажи изделий народных ремесел и т. д.
Подробнее об этих праздниках читайте в материалах ФАН.
Яблочный Спас 2021: что за праздник, традиции и приметы, что нельзя делать 19 августа
Яблочный Спас — народное название праздника Преображение Господне, который Русская православная церковь отмечает 19 августа. В 2021 году праздник приходится на четверг, в этот день строгость Успенского православного поста смягчается. Единственный раз за весь пост верующим разрешены рыба и вино. Церкви, живущие по григорианскому календарю, отметили праздник Преображение Господне 6 августа.
Преображение Господне, или Яблочный Спас: что за праздник
Праздник Преображение Господне посвящен воспоминанию, как молившиеся на горе Фавор апостолы увидели воскресшего Иисуса Христа в обновленном, преображенном облике. В христианстве Преображение является символом божественного триединства и богочеловеческой сущности Иисуса.
Поскольку праздник посвящен Христу Спасителю, на Руси прижилось название Яблочный Спас, тем более во время строгого поста люди «спасались» от голода свежими освященными яблоками, которые до праздника были под запретом.
Яблочный Спас на Руси символизировал проводы лета и был посвящен чествованию нового урожая и матушки-земли — всеобщей кормилицы. Освящение плодов на Яблочный Спас — древняя апостольская традиция, пришедшая на Русь из средиземноморских монастырей. Считалось, что виноград нового урожая до Преображения есть нельзя, в монастырях нарушителей запрета за это наказывали, лишая свежих плодов на определенный период. С наступлением праздника виноград и другие плоды (на Руси в первую очередь яблоки) после освящения разрешалось употреблять в пищу без ограничений.
С Яблочного Спаса свежие яблоки ели, использовали для выпечки и напитков, заготавливали, дарили (как и яблочные пироги), продавали и раздавали соседям. Яблоки, освященные на Преображение, в народной традиции считались целительными, молодильными.
Что можно и нельзя делать 19 августа
Тем, кто соблюдает пост, на Яблочный Спас нельзя есть мясное и молочное, а также яйца. В честь праздника можно есть рыбу и морепродукты, взрослым разрешено вино. Подробнее о правилах Успенского поста читайте в материале ФАН.
Согласно церковным традициям, в праздник следовало обязательно посетить храм. Под запретом была тяжелая работа, кроме необходимой по дому и саду. Строго порицались ссоры, споры, скандалы. На Руси также строго осуждали скупердяев, которые на Яблочный Спас отказывались подавать обильную милостыню или не делились с соседями яблоками.
До Яблочного Спаса на Руси существовал запрет есть яблоки нового урожая, ослушников (а особенно ослушниц) пугали всякими ужасами. Однако девушкам и женщинам, работавшим в садах, часто было не под силу удержаться и не пригубить свежее яблочко. Для таких «нарушительниц» была льгота: считалось, что на Спасы «обнуляются» все бабьи грехи за год.
На Яблочный Спас не принято было сидеть дома, считалось, что это обижает матушку-землю, дарительницу урожая. 19 августа на Руси было днем окончательного закрытия купального сезона. Тех, кто купался после Яблочного Спаса, осуждали. Считалось, что купальщики беспокоят водяных и русалок, засыпающих на дне водоемов, что сулило неприятности для всех.
По погоде на Яблочный Спас судили о будущей осени.
Третий (Ореховый, Хлебный или Полотняный) Спас отмечается 29 августа после окончания Успенского поста и праздника Успение Богородицы. Подробнее о нем — в материале ФАН.
Яблочный Спас в 2022 году
Из беседы протоиерея Максима Козлова в программе «Вглядываясь в традиции» вы узнаете, что такое Яблочный Спас и на какое число он выпадает в 2022 году.
Что такое Яблочный Спас?
Праздник Преображения Господня, Яблочный Спас. Что это за событие и почему оно включается в число 12 главных событий церковно-богослужебного года?
Фото: Луна, photosight.ru
Незадолго до Своих крестных страданий Иисус Христос поднимается на гору Фавор, берет с Собой трех Своих самых близких учеников: Иакова, Иоанна и Петра, и преображается, то есть изменяется перед ними.
Один из евангелистов, Марк, пишет:
Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. Лицо Его стало сиять подобно солнцу.
Христу явились два ветхозаветных праведника: Моисей и Илия. Они беседовали с Ним о том, что должно вскорости произойти. А потом апостол Петр трогательно говорит:
Нам так хорошо, Господи, тут с Тобою, мы сделаем палатки. Тебе одну, одну нам с Моисеем и Илией, и останемся тут.
Он имел в виду, конечно, навсегда. Пусть все, что внизу этой горы, нас уже никогда не коснется.
Но Господь берет его, двух апостолов, и спускается в этот мир. Вскорости Ему идти на крестные страдания, но они уже будут знать, что Он не просто бесконечно хороший человек, не просто верный принципам Своей проповеди учитель нравственности, не убежденный в истинности Своей идеи философ, что Он — Сын Божий. Человек, конечно, настоящий, не фантом, а по природе человек, но одновременно и Бог, Сын Бога живого.
С тех пор это стало одним из принципиальных положений христианской веры. Собственно, без этого нет христианства. Без того, чтобы признавать Иисуса Христа настоящим человеком (не очередным перевоплощением, не бесплотным духом, имевшим только некую видимость плоти, а настоящим человеком), но при этом и настоящим Богом.
Не Сыном Божьим, по Льву Николаевичу Толстому, в том смысле, как все хорошие люди являются детьми Божьими, и уж тем более не по Михаилу Афанасьевичу Булгакову — просто хорошим человеком, а настоящим Богом.
Праздник Преображения — это кроме того еще и указание, напоминание нам о том, что как бы иной раз ни была трудна жизнь, какими бы немощными ни казались мы сами себе, какое бы видимое торжество зла ни происходило в окружающей нас действительности и в истории, вселенная — есть не просто запущенная машина, существующая дальше по своим внутренним законам и движущаяся на своем моторе. Это возлюбленное творение Божье, и человек — венец этого творения.
Господь не всегда понятными нам, но несомненно руководимыми Его любовью путями ведет всю эту Вселенную, все это творение и каждого человека к тому, чтобы не лишить его возможности такого же преображения, такого же просияния и прикосновения к Богу, которое испытали апостолы на Фаворской горе. И о том, что это становится реальным, знали в веках многие и многие подвижники благочестия. Те, кого называли исихастами, то есть молчальниками на горе Афон. Или такие, как преподобный Серафим Саровский, наш великий святой конца XVIII — начала XIX веков, который оставил беседу с помещиком Николаем Мотовиловым, в которой рассказывал ему о том, что такое благодать Святого Духа. Показал тому, какое это тепло, какое умиление, какая это радость, какое это — не умозрительно-философическое, а реально жизненное прикосновение к Живому Богу.
И сегодняшний праздник со всеми его яблочками, со всем виноградом, который уже можно вкусить после богослужения, начиная с минувшей пятницы — от этой малой радости яблочно-виноградного осязания, обоняния и вкушения, до великой радости всепроникающей благодати Божьей — напоминание: Не бойся зла!
Тот, Кто с нами, всегда сильнее того, кто против нас.
Справка от редакции портала «Православие и мир»
Какого числа Яблочный Спас в 2022 году?
В 2022 году Яблочный Спас будут праздновать 19 августа.
История Яблочного Спаса
Яблочный Спас отмечают в самый разгар сбора летнего урожая. Яблоки в эти дни становятся спелыми и сочными. Люди делают заготовки на зиму, варят яблочное варенье, рядом на календаре и праздник Медового Спаса.
Яблочный Спас празднуется каждый год в один и тот же день — 19 августа. Отмечается явление Иисуса Христа перед апостолами, Его учениками, в Божественной природе. На горе Фавор Иисус был со Своими приближенными учениками, когда они увидели прекрасный преображенный лик Христа, а голос с неба сказал им, что перед ними — Сын Божий. Благодаря этому событию Яблочный Спас называют еще Спас на горе.
Православные христиане в этот день стараются преобразиться внутренне, и, хотя нам не дано приблизиться к Божественной святости и чистоте, люди стараются изменить свою жизнь, избавиться от дурных привычек, соотносить свои поступки и помыслы со Священным Писанием.
Традиции Яблочного Спаса
Вечером перед праздником проходит большое церковное богослужение, а утром — литургия с крестным ходом. Храмы украшаются лампами, а священники в этот день служат в праздничном белом облачении. Прихожане часто приносят с собой корзинки с яблоками, виноградом и другими древесными плодами, а также колосья пшеницы. После освящения фрукты можно употреблять в пищу.
В этот день верующие просят благословить свои посевы. Главным символом праздника все же остается яблоко, которые не вкушают до освящения. Во время праздника продолжается Успенский пост, поэтому остальные ограничения во вкушении пищи тоже остаются в силе.
Раньше считалось, что в этот день Ангелы угощают души умерших детей яблоками на небе, поэтому было принято оставлять яблоко на могиле умершего ребенка. Но это — не более чем светское поверье, не имеющее отношение к православию.
Стихи о Яблочном Спасе
Александр Блок — Преображение
Разверзаются туманы,
Буревестник на волне,
Пролетают ураганы
В бесконечной вышине.
В светлый день Преображенья
Дух безумца поражен:
Из неволи, из смятенья
Голос Твой услышал он.
Ныне скорбный, ныне бедный,
В лоне Вечного Отца,
Близ Тебя, в лазури бледной
Жаждет нового конца…
Лишь одна страна в тумане
(Буревестник на волне) –
Беспокойное желанье
Вместе с Богом – в вышине.
Сергей Есенин — Преображение
Зреет час Преображенья,
Он сойдет, наш Светлый Гость,
Из распятого терпенья
Вынуть выржавленный гвоздь.
От утра и от полудня
Под поющий в небе гром,
Словно ведра, наши будни
Он наполнит молоком.
И от вечера до ночи,
Незакатный славя край,
Будет звездами пророчить
Среброзлачный урожай.
А когда над Волгой месяц
Склонит лик испить воды, —
Он, в ладью златую свесясь,
Уплывет в свои сады.
И из лона голубого,
Широко взмахнув веслом,
Как яйцо, нам сбросит слово
С проклевавшимся птенцом.
Яблочный Спас в 2021 году
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Что это за праздник?
Так издавна именовали праздник Преображения Господня русские крестьяне, по древней традиции приносившие к храмам для освящения эти плоды земные. Они остро ощущали: в этот день Раю, Царству причастны не только люди, но вся природа. Дата, в которую отмечается Яблочный Спас — 19 августа.
История и смысл православного церковного праздника Преображение Господне
Событие, которое отмечает Церковь, произошло, согласно Евангелистам, незадолго до Крестных страданий Спасителя. Древнее предание свидетельствует, что случилось это ровно за 40 дней до них. Тогда Христос, готовя учеников к будущим событиям, стараясь укрепить их веру, повел троих из них, самых ревностных (Петра, Иоанна, Иакова) на «гору высокую» для ночной молитвы. Во время ее ученики внезапно увидели, что их Учитель изменился, преобразился. Евангельское описание говорит об этом так:
«Вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк 9:26).
Преображение Господне. Андрей Рублев.
Евангелисты сравнивают это видение славы Божией с сиянием солнца, белизну одежд Господа – со снегом (Мк. 9:3), светом (Мф. 17:1). «Равви» Которого Апостолы так, кажется, хорошо знали, предстал Тем, Кем был – Богом Живым. Ему предстояли двое благолепных святых. Ученики почему-то сразу узнали пророков Моисея, выведшего иудеев из Египта, и Илию, явившегося из Рая, ведь он с телом был взять на небо.
Вспомнили ли они слова пророка Исайи о виденной им славе Господней:
Возможно, но чувства Апостолов были совсем другими. Преображение было не страшным, но радостным, открывшимся земным людям Царством Небесным «пришедшим в силе». Отсюда слова св. Петра: «Господи! Хорошо нам здесь быть...». В них не страх, а духовный восторг. Ответом на них был глас Самого Бога Отца, никем не слышанный со времен Моисея: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте»(2 Пет.1:17-18).
На этих словах видение окончилось. Апостолы вместе с Христом вернулись с горы – к миру, полному зла, скорбей. Сказанное Богом было повелением пройти земной путь, в конце которого ожидало Царство. Но свет его остался с ними – и с находящимися в созданной Господом Церкви.
Когда празднуют Яблочный Спас, в каком месяце
Так как исторически событие случилось незадолго до смерти Спасителя, празднование должно было приходиться на Великий Пост. Однако с древности Церковь посчитала радость этого видения Царства трудно совместимой с его строгостью. Так празднование было перенесено на август. О связи его с крестными страданиями Господа напоминает то, что Преображение отмечается за 40 дней до Воздвижения Креста (27 сентября), праздника, связанного с обретением Честного Древа царицей Еленой в IV в.
Три Спаса в августе: медовый, яблочный, ореховый
Свет Царства, по сути, освещает весь этот месяц, когда особенно остро чувствуется необходимость помощи Божией человеку, который трудится на земле, приносящей свои плоды.
Отсюда народное именование августовских церковных торжеств «Спасами», ведь это слово значит «Спаситель», Христос, Сам освящающий каждый шаг человека, спасающий весь Им сотворенный мир. Какого числа празднуется медовый и ореховый:
Когда начинается Успенский пост
Два из трех празднований приходятся на пост, посвященный Успению Божией Матери. Его начало приходится на «Медовый Спас», 14 августа. Это установление Церкви глубоко символично: Божие благословение стяжевается трудами молитвы, телесного воздержания, малыми по сравнению с Крестной Жертвой Спасителя, но все же очень важными.
Поэтому пост, хотя краток, но достаточно строг, приближаясь даже к Великому.
Лишь на Преображение ради великого праздника Церковь благословляет вкушать рыбную пищу.
Почему в этот день в храмах освящают яблоки
С первых веков Церкви на Преображение было принято освящать виноград. Символика этих плодов земли многообразна, прежде всего, связана с установленным Самим Господом Таинством Причащения, когда вино «от плода виноградного» становится Кровью Христовой.
Яблочный Спас, освящение яблок в храме
Но в северных широтах виноград не растет, а яблоки как раз поспевали к середине августа. Так появилась не только традиция яблочных базаров на Преображение, но новый смысл освящения плодов земных, ведь яблоки издревле – символ Рая, к которому ныне причастна вся природа.
Горох, репа, огурцы…
Все эти плоды приносились на молебен наряду с яблоками. Их также освящали молитвой с окроплением воды. После службы народ наделял церковнослужителей частью урожая, складывая его в особые корзины. Освящали на Преображение также первые колосья. Их хранили у икон – до весны, когда начнется сев.
Почему нельзя есть яблоки до 19 августа?
Благочестивая традиция русского крестьянства запрещала это весьма категорически. Это было связано с желанием освятить урожай, получить благословение Божие, прежде чем начать пользоваться плодами земли.
Протоиерей Андрей Ефанов упоминает о древнем запрете для иноков вкушать виноград до Преображения. Это, по его словам, «реализация неписаного принципа: «сначала – Богу, потом – нам» и напоминание о том, Кто является настоящим Хозяином вселенной». На Руси то же относилось к яблокам.
Хорошо знали люди богословские смыслы их освящения, хотя иногда трактовали их наивно. Вот какое народное толкование приводит И.С.Шмелев в книге «Лето Господне»:
Впрочем, современные пастыри скептически относятся к суевериям вроде разговоров о возможности заболеть после употребления яблок до праздничного освящения, или влияния нарушения неписанного запрета на будущий урожай.
Многие священники подчеркивают, что:
Однако, есть священники, которые требуют следования древним правилам. Вот что рассказывает об этом, например, Людмила из Омска: «Однажды на исповеди священник меня спросил, ела ли я виноград, яблоки или иные плоды до их освящения в день Преображения (19 августа). Я ответила утвердительно, и за свою любовь к фруктам получила от батюшки наказание – месяц не есть виноград и яблоки».
Приметы этого дня
Преображение считалось началом осени: «Со Спаса Преображения — погода преображается». Народ издавна примечал особенности погоды, по которым пытался определить, каким будет остаток лета, важный для сбора хлебов, какой – грядущая зима. Вот некоторые из народных примет:
Другие народные традиции и обряды
Среди традиций, которые хранили русские крестьяне, были как благочестивые христианские обычаи, так и остатки язычества «от дедов-прадедов».
Дела милосердия
Они были совершенно обязательны и связаны, прежде всего, с «райскими плодами», освященными яблоками. Их не просто приносили к храму, но после освящения раздавали тем, кто не имел возможности «разговеться яблочком». Это нищие, больные, престарелые.
Нарушителей этого обычая, скупых, немилостивых, народная традиция строго порицает, как изгоев общества:
«А не дай-то, Боже, с ними дела иметь! Забыл он старого и сирого, не уделил им от своего богачества малого добра, не призрил своим добром хворого и бедного!»
Райские яблоки
Народные предания говорили, что на этот день яблоки получают еще и умершие. Им, утверждали крестьяне, непременно раздают эти райские плоды, но лишь если их родные, оставшиеся на земле, строго блюли «пост на яблоки» до праздника. Поэтому принято было:
Понятно, что здесь тесно переплелись любовь к близким и отголоски языческих тризн.
Обычай садоводов
Те, кто имел яблоневые сады, считали праздник для своей семьи особым. Было принято по окончании праздничной службы приглашать священника непосредственно в сад. Хозяева выносили образ Преображения, после чего совершался особый молебен.
А затем, несмотря на праздник, сразу начиналась уборка урожая – ведь это дело получало Божие благословение.
Особенности стола
Кроме благословляемых Церковью рыбных блюд, на праздник обычно делали самую различную выпечку из других плодов земных. Пироги, блины с яблоками, ягодами, грибами, правда, делались строго из постного теста.
«Что сбудется – не минуется…»
Еще в начале XX в. по деревням было немало связанных с праздником суеверий. Среди них:
Не менее русских, впрочем, суеверны были другие славянские народы, пусть и принявшие христианство на несколько столетий раньше.
Стихи о Яблочном Спасе
Преображение – один из самых, может быть, эстетически прекрасных праздников. Кажется, сама природа священнодействует, принося Господу начатки своих плодов: гнутся ветви под тяжестью яблок, ярких, румяных.
А над всем этим празднично сияют купола храмов, слышатся древние богослужебные распевы. И верно, не наступил ли здесь, на земле – Рай?
Радость праздника не раз отзывалась в душе русских поэтов, которые не могли не видеть его красоты.
Вот как пишет о празднике Александр Блок, чья душа не раз металась ища Истину:
В светлый день Преображенья
Дух безумца поражен:
Из неволи, из смятенья
Голос Твой услышал он.
Ныне скорбный, ныне бедный,
В лоне Вечного Отца,
Близ Тебя, в лазури бледной
Жаждет нового конца…
А вот как точно передает атмосферу праздника Борис Пастернак:
Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная как знаменье,
К себе приковывает взоры.
Творчество на тему Яблочного Спаса продолжается и в наши дни. Вот стихотворение современной поэтессы, Лидии Кулешовой
Инициалы Господа
Фаворским светом вышиты
На луговых цветах.
Войду в сиянье росное-
И отойдет все лишнее
В душе
И на устах…
Все лишнее, ненужное,
Все суетно- нездешнее
Развеется, как дым.
Рассеется, закружится
Моя любовь поспешная
К светилам молодым.
Фаворский свет над рощицей
Седьмое небо вытянет
На нитке журавлей!
Летит оно, полощется
Серебряными нитями,
Колосьями полей,
Закатными пожарами,
Озерною осокою
Неспешно и светло…
Ах, если бы душа моя
Сберечь могла высокое
Фаворское тепло!
Преображение Паоло Веронезе
Эта надежда на будущее изменение мира, свет которого сияет уже сейчас. Так видели этот день наши предки, так чувствуют многие теперь. «Свет без пламени», радость о Боге, слова св. Петра, которые хочется повторить: «Господи, хорошо нам здесь быть…».