какого числа и месяца вознесение господне в 2021 году

Когда и какого числа Вознесение Господне в 2021 году в России

О празднике
Когда празднуют в 2021 году10 июня
Другие названияВознесение, Спас, поминальный день
ЗначениеВознесение Сына Божьего на небеса после воскрешения
Кто отмечаетБольшинство христиан мира
ТипХристианский
ТрадицииБогослужения в храмах, поминание усопших, приготовление лепешек и поминальных хлебцов

Вознесение Господне – это один из 12 самых важных после Пасхи праздников. В Типиконе (богослужебном уставе) он отмечен крестом в полном круге. Христиане считают, что этот день наполнен глубоким духовным смыслом. После перенесенных на земле мук и смерти Иисус воскрес, и его душа вознеслась к бесконечной жизни. Это значит, что человечество будет всегда находиться под его защитой.

Вознесение Господне – что это за праздник у православных

какого числа и месяца вознесение господне в 2021 году

После воскрешения Иисус Христос больше месяца пребывал на земле. Он неоднократно являлся к ученикам в новом теле и объяснял им, как строить храмы и обращать в веру, рассказывал о Царствии Небесном и подготавливал к сошествию Святого Духа. На 40-й день он попросил их собраться в пригороде Иерусалима Вифании, на горе Елеон.

Там он благословил их, вознесся в небо и скрылся в облаках. Тогда же явились два ангела. Они сказали собравшимся, что теперь сын Божий незримо всегда будет находиться рядом с ними, а когда придет время – он будет судить живых и мертвых. На 10-й день после этого на апостолов снизошел Святой Дух. Этот день назвали Пятидесятницей (больше известен, как День Святой Троицы). До конца IV века Вознесение и Троица были единым праздником, однако потом их разделили.

Когда и какого числа отмечают Вознесение Господне в 2021 году

Вознесение относится к подвижным праздникам, то есть не имеет фиксированной даты. Она у него напрямую зависит от дня Пасхи. Ежегодно его отмечают на 40-й день после Светлого Христова Воскресенья. Каждый раз он выпадает на четверг. В 2021 году Пасха приходится на 2 мая, соответственно Вознесение – на 10 июня.

Праздник отмечают 10 дней. Среда накануне считается периодом предпразднства, в который проводят обряд отдания Пасхи. С момента захода солнца этого дня и до рассвета следующего в храмах проходят богослужения. 8 дней после Спаса относятся к периоду попразднества. Во время него в церквях прославляют событие Вознесения Сына Божьего на небеса. В пятницу на 7-й неделе после Светлого Христова Воскресенья совершают отдание Вознесения Господня. На протяжении всех 40 пасхальных дней церковнослужители носят светлые наряды.

Традиции и обычаи праздника

какого числа и месяца вознесение господне в 2021 году

Как и многие другие праздники, Вознесение Господне вобрало в себя бытовые народные и языческие традиции. Считается, что в этот день окончательно уходит весна и наступает лето. В прошлом в честь этого устраивали народные гуляния, водили хороводы. Считалось, что это способствует получению богатого урожая.

После крещения Руси на Спас начали готовить пироги с начинкой из зелени лука и хлебные кушанья под названием «лесенка». Последним придавали вид лестниц с 7 перекладинами (по числу небес апокалипсиса). Их освящали в церкви и их брали вместе с другими угощениями, отправляясь, в гости к родственникам. Нередко с помощью «лесенок» узнавали будущее. Гадающие бросали их с высоты на землю и смотрели, повредились они или остались целыми. В первом случае ожидали неприятности, а во втором – удачу.

Молодые люди в этот день гадали на любовь. Девушки выламывали небольшую веточку березы, вплетали ее в волосы и носили 10 дней. Если за это время она не увядала – гадающая вскоре выходила замуж. Юноши собирали стебли ржи и изучали их. Если колосья были сформировавшиеся, свадьбу играли не позже осени.

какого числа и месяца вознесение господне в 2021 году

Что можно и надо делать на Вознесение

Утро Вознесения верующие начинают с похода в церковь, где они молятся, каются в грехах и благодарят Господа за все хорошее, что происходит в их жизни. Многие ставят свечки за упокой и читают поминальные молитвы. После этого отправляются на кладбище и наводят порядок на могилах. В этот светлый праздник принято украшать дом травами и молодыми веточками деревьев. Считается, что это наполняет дом положительной энергетикой и дарит хозяевам хорошее настроение. На ужин приглашают родственников и друзей. На стол ставят самые разные блюда, в том числе и поминальные (блины, яичницу и прочее).

какого числа и месяца вознесение господне в 2021 году

Что нельзя делать в этот день

В Вознесение нельзя работать. Чтобы встретить праздник в чистоте стирку и уборку выполняют заранее. Начиная с этого дня, уже не приветствуют друг друга фразой «Христос Воскресе!». Она актуальна только для Пасхи и 40 дней после нее. Спас же является первым днем послепасхального периода. Под строжайшим запретом словесная брань и ругань, споры и скандалы. Этот светлый день должен быть посвящен светлым и радостным мыслям. В период после Пасхи и до дня Вознесения включительно нельзя плевать нигде кроме своего дома и двора. Считается, что сплевывая, можно ненароком попасть в Господа, который в этот отрезок времени обходит землю.

Народные приметы и суеверия на Вознесение

Согласно поверью в Вознесение поют громче соловьи и по-особенному пахнут цветы. Девушки, которые мечтают выйти замуж, должны рано утром выйти в поле и умыться росой. Также ее можно собрать в чистую стеклянную емкость. Эта жидкость обладает целебными свойствами, поэтому при болезнях ее пьют и используют наружно.

Большое значение наши предки придавали погоде, которая стоит на Вознесение. Они считали, что по ней можно сделать прогноз на будущее. Некоторые из примет дошли до наших дней:

Если на Вознесение курица снесла яйцо – это хороший знак. Он предвещает удачу для всех членов семьи. Над ним читают молитвы от порчи и сглаза, а затем относят на чердак и там оставляют. После этого если враг захочет нанести жилищу вред, у него ничего не выйдет. Защита будет настолько сильной, что даже обладатели магического дара (например, ведьмы) не смогут это сделать.

Заговоры

В Вознесение хороший результат дает заговор на здоровье. На рассвете или на закате идут к густым зарослям калины, терна, бузины, черемухи или жимолости около водоема. После того как услышат пение соловья, говорят такие слова: «Вот здесь соловушка живет и семья его, о Вознесении поет, Господа прославляет, душу и тело исцеляют». Затем возвращаются домой, не оборачиваясь.

какого числа и месяца вознесение господне в 2021 году

Чтобы по осени получить богатый урожай, скорлупу освященных пасхальных яиц закапывают в саду или на огороде. При этом произносят следующий заговор: «Иисус Христос, благослови мой участок, мою землю. Защити ее от нападок чертей и злых людей, отведи от нее напасть вредоносную, сглаз и порчу».

Если нужно улучшить финансовое положение, перед сном читают такой заговор: «Сын Божий, спаси и помоги, о просьбе моей Богу расскажи. Он тебя услышит и обо мне подумает, даст благословение!». После этого меняют пастельное белье на чистое. Укладываясь в постель, читают «Отче наш». Утром после пробуждения умываются и идут в церковь. Там ставят свечку за свое здравие и хотя бы недолго присутствуют на службе. Это очень сильный обряд, поэтому к нему прибегают только в крайних случаях (например, когда нет возможности отдать долги или нет денег на еду).

Те, кто ощущает нелюбовь и неприязнь к себе окружающих, в этот день выполняют магические действия для улучшения взаимоотношений. Для этого на самостоятельно приготовленный хлебец в виде лесенки читают такой заговор: «Иисус Христос, Сын Божий, сделай так, чтобы окружающие меня люди относились ко мне так, как я этого заслуживаю. Помоги улучшить наши взаимоотношения. Избавь меня от врагов, которые скрываются под видом доброжелателей». Чтобы добиться более тесного контакта с высшими силами, это делают на улице. В процессе смотрят на небо. Заговоренные хлебцы раздают соседям, коллегам по работе.

Чтобы сбылась мечта, воском (капая его со свечи) на бумаге пишут слово успех и кладут ее за домашний иконостас. После этого перед ним ежедневно молятся. Чем искреннее звучат молитвы, тем быстрее осуществляется желаемое.

Начиная с Пасхи и заканчивая Вознесением включительно, врата ада и рая остаются открытыми. Все эти дни души праведников находятся на земле, а души грешников не испытывают страшные муки. Поэтому в светлый праздник важно не только просить, но и помогать. В этот день христиане занимаются благотворительностью, делают пожертвования. Размер подаяний может быть любым. Главное здесь – добровольное желание и чистые намерения.

какого числа и месяца вознесение господне в 2021 году

В детстве обожала Новый год. Могла часами проводить время под елкой, выдумывая и рассказывая увлекательные (как я думала) истории про Деда Мороза и Снегурочку кошке Бусинке. Восторг от праздника испытываю и по сей день.

Источник

Какого числа Вознесение Господне в 2021 году — что нельзя делать в этот день

какого числа и месяца вознесение господне в 2021 году

В начале лета 2021 года году христиан ждет один большой праздник – Вознесение Господне. По приданию, в этот день Иисус после воскрешения взошел к престолу Всевышнего и обрел навсегда царствие небесное. Описание и история этого события изложена в главах Нового завета. Какого числа будут отмечать событие верующие, а также что нельзя делать в этот день, можно узнать из традиций празднования.

Когда и какого числа Вознесение Господне в 2021 году

Это церковное событие переходящее: каждый год его празднуют в новую дату. Она напрямую зависит от наступления другого важного христианского торжества – светлой Пасхи. Нужно прибавить к дате Христова Воскресения 40 дней. В этом году его отметят 10 июня, в четверг. В 2022 году празднование состоится чуть раньше – 2 июня.

Вознесение Господне — что это за праздник

В Евангелии есть много упоминаний, что после чудесного воскрешения Иисус продолжал находиться в мире живых вместе со своими апостолами еще 40 дней. Учитель рассказывал ученикам о православной вере, проповедовал Божьи заповеди, говорил о небесном царствии. Христос сказал мирянам, что нужно поведать всему миру о христианстве, и на этом его земная миссия завершилась.

какого числа и месяца вознесение господне в 2021 году

На 40 дней после воскрешения Христос взошел на вершину Елеонской горы, находящейся в священном Иерусалиме, вместе со своими учениками. Последователи увидели своего Учителя, парящего в воздухе, а затем его тело вознеслось к небесам. Апостолы возрадовались этому событию: их души ликовали. Спаситель наконец-то обрел спокойствие и отправился в рай.

Вознесение Господне наполнено духовным смыслом: верующие воспринимают его как воссоединение Сына Божьего со своим Родителем. Праздник означает постоянное незримое присутствие Иисуса на земле. Многие христиане говорят, что замечают это, а сам Спаситель продолжает помогать своим последователям: защищает их от невзгод, награждает за благие дела, наставляет на нужный путь.

Торжество длится 10 дней, а не один, как считают некоторые. Именно столько его отмечает православная церковь. После того как Иисус вознесся на небеса, на 10-е сутки на землю спустился Святой Дух. Господь послал его, чтобы наделить апостолов невиданной мощью, которая понадобилась им для дальнейшего проповедования христианства. Это событие впоследствии православные назвали Пятидесятницей.

какого числа и месяца вознесение господне в 2021 году

Соблюдение традиций на Вознесение

На торжество во всех православных святынях проходят праздничные литургии. На них совершаются богослужения, священники надевают белые мантии (воплощение чистоты Божественного света), исполняют песнопения. Службы начинаются днем и вечером в среду и продолжаются до наступления четверга. Прихожане молятся, причащаются, разговаривают с Господом по душам, сближаются с ним. В некоторых церквях, где собирается много христиан, фигуру Иисуса поднимают под купол. Этот факт служит напоминанием о радостном событии.

какого числа и месяца вознесение господне в 2021 году

Христиане говорят, что, начиная с Христова Воскресения и до Вознесения Господня врата рая и ада открыты. Это означает, что грешники не испытывают боли, а усопшие праведники могут спускаться на землю. Считается, что сам на 40-й день после великой Пасхи после сам Спаситель странствует по миру и является обычным людям в обрезе нищего скитальца. Поэтому на Вознесение нельзя никому отказывать в милостыни: нищих кормят, дают им деньги, делают добро. Помогать нужно убогим и немощным: калекам, инвалидам.

В старину была традиция: положить на подоконник (с уличной стороны) в доме несколько монет. Кто-то выставлял чашки с едой, выпечку, овощи и другую еду. Нищие проходили мимо и брали пищу, деньги. Отказывать просящим и не угощать их нельзя: можно вызвать гнев Божий и накликать на себя и семью беды. Люди жертвовали деньги на постройку храмов, необязательно давать много монет, вносили кто сколько может.

На Вознесение Господне устраивают небольшое семейное застолье. Можно запечь мясо, рыбу или птицу. Напечь вкусных пирогов и пирожков. На каждом столе обязательно должна быть лесенка из теста с 7 ступенями. Хлеб освящали в церкви, а затем оставляли у высокой постройки. Еще в каждом доме непременно были «Христовы Лапотки» — специальные блинчики для угощения Спасителя. Когда Господь спустится по лестнице с небес, хозяйки должны его угостить лакомством.

Что нельзя делать в этот день

Вознесение Господне почитается христианами и считается одним из двунадесятых праздников. По церковным обычаям делать на торжество можно не все, нужно отдыхать от людской суеты и проводить время в думах об участи Божией.

какого числа и месяца вознесение господне в 2021 году

От перечисленных деяний нужно отказаться, чтобы не гневить Спасителя. Вознесение выпадает на четверг, будний день, когда большинство слоев населения трудится. Это не считается грехом, так что ходить на работу можно.

какого числа и месяца вознесение господне в 2021 году

Что можно делать на Вознесение

Многие задаются вопросом, чем же тогда можно заниматься в христианский праздник. Этот день нужно посвятить Господу: разговаривать с ним, много молиться, читать Библию. Переосмыслите то, что написано в священном писании. Сходите в церковь причаститься, поставьте свечки за здравие близких и за упокой тех, кого уже нет в нашем мире.

какого числа и месяца вознесение господне в 2021 году

На Вознесение Господне принято:

Нужно помнить, что праздник Вознесения – это доказательство бесконечной жизни, начало большого светлого пути к Господу. Христос при жизни помогал своим последователям и после воскрешения он продолжает оберегать нас от горя, несчастья. Если вы делали добро людям, помогаете немощным и чего-то желаете, то попросите об этом Спасителя через молитву, он наградит вас за благие деяния.

Источник

Вознесение Господне

Историческое содержание

Праздник Вознесения Господня празднуется на 40-й день после Пасхи.

Вознесение Иисуса Христа на небо – одно из главных событий Священной истории. После Вознесения видимое земное присутствие Христа уступает место Его невидимому пребыванию в Церкви. В церковной традиции Вознесению Господню посвящен отдельный праздник.

Новый Завет о Вознесении Господнем

Событие Вознесения подробно описывается в Евангелии от Луки (Лк.24:50-51) и Деяниях св. апостолов (Деян.1:9-11). Краткое изложение этого события приводится в окончании Евангелия от Марка (Мк.16:19).

Согласно этим повествованиям, после Своего Воскресения из мертвых Спаситель неоднократно являлся ученикам, удостоверяя их в истинности Своего телесного Воскресения, укрепляя в них веру и подготавливая к принятию обетованного Св. Духа (ср.: Ин.16:7). Наконец, повелев не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанного от Отца (Лк.24:49; Деян.1:4), Господь Иисус Христос вывел учеников из города в Вифанию, на гору Елеон (Деян.1:12), и, подняв Свои руки, подал им благословение, а затем стал отдаляться от них и возноситься на небо. В Деяниях св. апостолов описано, что, начав возноситься, Христос был сокрыт облаком, и тогда явились «два мужа в белой одежде», которые возвестили Его Второе пришествие. Ученики же поклонились Ему и с радостью вернулись в Иерусалим (Лк.24:52), где через несколько дней на них сошел Св. Дух (Деян.2:1-4).

Некоторые различия в рассказе о Вознесении. в Евангелии от Луки и в Деяниях св. апостолов объясняются тем, что в первом случае все внимание сосредоточено на окончании земного служения Спасителя, тогда как во втором – на начале апостольской проповеди. Отдельные элементы рассказа о Вознесении в Деяниях св. апостолов указывают на связь со следующим за ним рассказом о Сошествии Св. Духа на апостолов (напр., согласно ветхозаветным пророчествам, с горы Елеон, о которой говорится в Деян.1:12, должно начаться наступление Дня Господа – Зах.14:4).

В Деян.1:3 период явлений Воскресшего Христа (и, следовательно период от Воскресения до Вознесения) определяется в 40 дней, что соотносится с др. важными 40-дневными периодами в земной жизни Господа Иисуса Христа – от Его Рождества до того дня, когда Он был принесен в Иерусалимский храм и посвящен Богу (Лк.2:22-38), и после Крещения на Иордане, когда Он удалился в пустыню, прежде чем выйти на проповедь (Мф.4:1-2; Мк.1:12-13; Лк.4:1-2).

В др. местах Нового Завета говорится о явлениях Христа ученикам после Воскресения «в продолжение многих дней» (Деян.2:32-36, 3:15-16, 4:10, 5:30-32, 10:40-43, 13:31; 1Кор.15:5-8). В Евангелии от Иоанна Сам Христос указывает на временной промежуток между Его Воскресением и Вознесением, говоря, обращаясь к Марии Магдалине, что Он «еще не восшел к Отцу» (Ин.20:17).

Вознесение Господне как прославление Сына Божия

Вознесение Господне как одна из тайн домостроительства спасения превосходит чувственный опыт и не ограничивается только событием ухода воскресшего Христа на небо. В Новом Завете имеется целый ряд указаний на прославление воскресшего Иисуса Христа или Его превознесенное положение на небесах (одесную Бога), которое тесно связано или является следствием Его Воскресения и Вознесения (о «вхождении во славу» говорится в Лк.24:26; Деян.5:31; Еф.4:8-10; Флп.2:6-11; 1Тим.3:16; Евр.1:3, 5, 2:9, 5:5, 12:2; Откр.3:21, 12:5; о «прославлении» после Воскресения – в 1Пет.1:21; о «седении одесную Бога» – в Рим.8:34; Еф.1:20, 2:5-6; Кол.3:1). Нередко эти указания представляют собой прямые цитаты из Ветхого Завета или аллюзии на ветхозаветные прообразы. Так, Сам Спаситель еще прежде Крестных страданий, толкуя Пс 109, говорит о Своем «седении одесную Бога» (Мк.12:35-37, 14:62). В Откр.3:21 со-восседание Христа с Отцом представлено как результат Его победы, а в Послании к Евреям Вознесение, вхождение в небесное святилище и седение одесную Бога входят в Первосвященническое служение Христа (Евр.4:14, 6:20, 7:26, 8:1, 9:11-12, 24, 10:12).

Предсказания о пришествии или возвращении с небес Сына Человеческого (Мф.16:27, 24:30, 26:64; Мк.8:38, 13:26; Лк.21:27) подразумевают предшествующее вознесение или восхождение на небеса. В Евангелии от Иоанна возвращение Христа к Отцу Небесному (Ин.3:13, 13:1-3, 16:5, 28) предстает в теснейшем единстве с Его пришествием в мир (Ин.3:17, 31, 6:38, 8:23, 13:3, 16:28). О нисхождении и восхождении Христа говорится в Еф.4:8-10 и 1Пет.3:18-22 (ср.: Пс.67:19 и 138:8).

Богословие Вознесения

Уже в древнейших вероисповедных формулах I–II вв. о Вознесении Господнем говорится как об одном из основных событий земного служения Иисуса Христа (1Тим.3:16; Barnaba. Ep. 15. 9; Iust. Martyr. 1 Apol 1. 21. 1; 1. 31. 7; 1. 42. 4; 1. 46. 5; Dial. 63. 1; 85. 2; 126. 1; 132. 1). В большинстве древних Символов веры Вознесение упоминается вслед за Воскресением (напр., в Никео-Константинопольском Символе). Важность события Вознесения подчеркивается и в большинстве древних евхаристических молитв (анафор).

После Своего Вознесения Христос не оставил мира, но пребывает в нем во Св. Духе, Которого Он послал от Отца. Через действие Св. Духа Его невидимое присутствие сохраняется в таинствах Церкви (евхаристический аспект Вознесения Господня просматривается уже в беседе о «хлебе небесном» (Ин.6:22-71)).

Об искупительном значении Вознесения говорится в Послании к Евреям (Евр.1:3, 9:12). Искупление завершилось после того, как Распятый и Воскресший Христос, вознесшись, вошел со Своей Кровию в небесное святилище (Евр.9:12, 24-26).

Главным следствием Вознесения Господня стало то, что с этого момента человеческая природа получила полное участие в Божественной жизни и вечном блаженстве. Видение первомучеником Стефаном Иисуса, стоящего одесную Бога, как Сына Человеческого (Деян.7:55-56), говорит о том, что человеческая природа Христа не растворилась и не была поглощена Божественной. Приняв на Себя человеческую плоть, Господь Иисус не избежал смерти, а победил ее и сделал человеческую природу равночестной и сопрестольной Божеству. Он пребывает Богочеловеком вовеки и во второй раз придет на землю «таким же образом», каким взошел на небо (ср.: Деян.1:11), но уже «с силою и славою великою» (Мф.24:30; Лк.21:27).

Вознесение Господне имеет особое значение и как образ обожения каждого верующего во Христа. Как отмечал свт. Григорий Палама, Вознесение Господне принадлежит всем людям – все воскреснут в день Его Второго пришествия, однако вознесены («восхищены на облаках»; ср.: 1 Фес.4:16-17) будут только те, кто «распяли грех через покаяние и жительство по Евангелию» (Greg. Pal. Hom. 22 // PG. 151. Col. 296).

Установление праздника Вознесения Господня

До кон. IV в. празднование Вознесения Господня и Пятидесятницы не разделялось. При этом Пятидесятница понималась как особый период церковного года, а не праздничный день (напр., Тертуллиан называет ее «laetissimum spatium» (радостнейший период) – Tertull. De orat. 23). В IV в. Пятидесятница окончательно оформилась не только как особый период после Пасхи (ср.: 20-е прав. I Всел.), но и как праздничный день (напр., 43-е прав. Эльвирского Собора (300 г.)). Вслед за Пятидесятницей в особый праздник выделилось и Вознесение Господне.

На Востоке

Несмотря на то что уже стараниями св. имп. Елены на горе Елеон была построена церковь, в Сирии и Палестине до кон. IV в. Вознесение Господне и Пришествие Св. Духа, вероятно, еще праздновались вместе на 50-й день после Пасхи (Euseb. Vita Const. 4. 64). Одной из последних, видимо, об этой практике пишет зап. паломница Эгерия, сообщая, что в вечер Пятидесятницы все христиане Иерусалима собираются на горе Елеон, «в том месте, с которого Господь вознесся на небо», называемом Имвомон, и совершается служба с чтением Евангелия и Деяний апостольских, повествующих о Вознесении Господнем. (Eger. Itiner. 43. 5). Впрочем, Эгерия отмечает и совершение праздничной службы в Вифлееме на 40-й день после Пасхи (Eger. Itiner. 42); по мнению исследователей, в данном случае речь идет не о празднике Вознесения, а об иерусалимском празднике вифлеемских младенцев 18 мая (если это предположение верно, паломничество Эгерии следует относить к 383 г., когда эта дата приходилась на 40-й день после Пасхи – Devos. 1968). По мнению Ж. Даньелу, разделение 2 праздников произошло после осуждения ереси Македония на II Вселенском Соборе (381) и имело целью подчеркнуть особую роль Св. Духа в домостроительстве спасения.

Указания на отдельное празднование Вознесения Господня встречаются у свт. Григория Нисского (Greg. Nyss. In Ascen. // PG. 46. Col. 689-693) и в антиохийских проповедях свт. Иоанна Златоуста (Ioan. Chrysost. De st. Pent. I, II // PG. 50. Col. 456, 463; In Ascen. // PG. 50. Col. 441–452; De beato Philogonio. 6 // PG. 50. Col. 751-753). Прямо о праздновании 40-го дня после Пасхи как Вознесения Господня говорится в «Апостольских постановлениях» (ок. 380) (Const. Ap. V 19). Высказывались не получившие полного подтверждения предположения о том, что под «четыредесятницей» (tessarakost»), о которой идет речь в 5-м прав. I Вселенского Собора, следует понимать праздник Вознесения. Источники V и последующих веков уже однозначно выделяют Вознесение Господне в отдельный праздник на 40-й день после Пасхи.

На Западе

Первые сведения о праздновании Вознесения Господня встречаются в проповедях еп. Хроматия Аквилейского (388-407) (CCSL. 9A. P. 32-37) и в «Книге о различных ересях» еп. Филастрия Брешианского (383-391) (CCSL. 9. P. 304, 312), где среди великих господских праздников названы Рождество, Богоявление, Пасха и «день Вознесения», в который «Он взошел на небо около Пятидесятницы», что может указывать на неразделенность 2 праздников (Вознесения. и Пятидесятницы). В др. месте он говорит, что Вознесение Господне справляется именно на 40-й день, причем ему предшествует и последует пост.

Видимо, появление нового рубежа в пасхальном периоде (Вознесения, празднуемого на 40-й день) вызвало недоумение относительно времени начала поста – до или после Пятидесятницы; к VI в. было признано правильным начинать поститься только после Пятидесятницы, хотя символически 40-дневный период радости противопоставлялся 40 дням Великого поста (Ioan. Cassian. Collat. 21. 19–20; Leo Magn. Serm. 77. 3). К V в. практика празднования Вознесения Господня утвердилась на Западе окончательно – например, блж. Августин называет «четыредесятницу Вознесения» (Quadragesima Ascensionis) праздником «древнейшим и повсеместным» (Aug. Ep. 54; ок. 400 г.).

Святоотеческие проповеди на праздник Вознесения Господня

Известны в числе неск. десятков; они были написаны сщмч. Мефодием Олимпийским (CPG, N 1829), св. Афанасием Александрийским (CPG, N 2280), Григорием Нисским (CPG, N 3178), Епифанием Кипрским (CPG, N 3770), Иоанном Златоустом (CPG, N 4342, 4531–4535, 4642, 4737, 4739, 4908, 4949, 4988, 5028, 5060, 5065, 5175. 18, 5180. 21), Проклом Константинопольским (CPG, N 5820, 5836), Кириллом Александрийским (CPG, N 5281), Софронием Иерусалимским (CPG, N 7663), свт. Григорием Паламой (PG. 151. Col. 275-286); др. древними церковными авторами (CPG, N 2636, 4178, 5733, 6078. 3–5, 6107, 7037 и т. д.), прп. Иоанном Дамаскиным (CPG, N 8091) (возможно, составление этих проповедей приписывается выше перечисленным отцам Церкви). Некоторые из этих проповедей вошли в богослужебную традицию Православной Церкви и приводятся в патристических Лекционариях или Торжественниках – сборниках святоотеческих слов, расположенных по принципу литургического года. Большинство из них надписано именем свт. Иоанна Златоуста, свт. Афанасия Великого или архиеп. Василия Селевкийского. Нек-рые Типиконы (напр., Мессинский) наряду с иными предписывают чтение слова имп. Льва Мудрого. В славянских рукописях Торжественника также встречаются произведения славянских церковных писателей – свт. Кирилла Туровского и свт. Иоанна, экзарха Болгарского.

По материалам статьи А. А. Ткаченко, А. А. Лукашевича, Н. В. Квливидзе, «Православная энциклопедия». т.9.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *