какого числа бывает ильин день
Ильин день – 2 августа
Ильин день – это праздник, который проходит второго августа. О том, кто такой пророк Илия, о его житии и многом другом, Вы сможете прочитать в нашей статье!
Ильин день – праздник 2 августа
Ильин день в 2020 году — 2 августа
Ильин день в 2021 году — 2 августа
Ильин день в 2022 году — 2 августа
Ильин день отмечают 2 августа. Этот праздник посвящен самому первому Святому, которого стали почитать на Руси. В IX в Киеве был построен соборный храм, а княгиня Ольга возвела храм во имя пророка Божия Илии на севере Руси, в селе Выбуты. В Ильин день всегда молились об избавлении от засухи, ведь в те времена это означало голод и отсутствие урожая. Ильин день обычно выпадал на границу сезонов и считался серединой лета, когда время близится уже к зиме.
После Ильина дня обычно не плавали в водоемах. Существовало поверье, что можно утонуть. Многие придерживаются его до сих пор. А девушки в эти дни молились о замужестве, так как Ильин день сопровождался традиционным периодом свадеб. Современное православное понимание праздника далеко отошло от народных верований, имеющих отношение, скорее, к язычеству, чем к истинному почитанию Библейского пророка. Мы познакомим вас с историей о пророке Илии, расскажем о его житие и пророчествах. Святой пророк Илия посвятил себя служению Богу и был взять живым на Небеса. В Писании говорится о том, чтоб он был «сокрыт вихрем», до него такой чести в Писании удостаивался лишь один человек.
Пророк Илия упоминается и в Новом Завете, удивительно также, что его почитают пророком и мусульмане. В Коране есть упоминание о пророке по имени Ильясин. В священной книге мусульман пророка Илию также отождествляли с другими людьми, которые избежали смерти и вознеслись на Небо живыми. Это было знаком особого расположения Господа и больших духовных заслуг, на которые способны редкие праведники. Христианам важно не забывать о том, что суеверия и обряды, схожие с языческими не относятся к Ильину дню в православном понимании. Ильин день также совпадает со светским праздником — днем ВДВ.
Илия (др.-евр. אֵלִיָּהוּ (Элийя́ху), אֵלִיָּה (Элийя́) — «Бог мой Яхве») — (1-я пол. IX в. до Р. Х.), один из ветхозаветных пророков.
Имя пророка Илии переводится как «Бог мой Господь», что выражает основное содержание его служения (ср.: 3 Цар 18. 36) — ревностна борьба за поклонение единому Богу и своими делами являвшего Его могущество.
Жизнь пророка Илии
Пророк Илия — один из самых почитаемых святых Ветхого Завета. Он родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. Согласно преданию, дошедшему до нас от святого Епифания Кипрского, когда родился Илия, отцу его было таинственное видение: мужи благообразные приветствовали младенца, пеленали его огнем и питали пламенем огненным.
Святой пророк Илия действительно был пламенным ревнителем веры и благочестия, с малых лет он посвятил себя Единому Богу, жил в пустыне, проводил время в посте, молитве и благочестии. Его пророческое служение пришлось на царствование самого нечестивого израильского царя Ахава. Иезавель, жена Ахава, убедила мужа принять языческую религию.
В стране культивировалось поклонение Ваалу, народ отпал от истинной веры предков в Единого Бога, пророков израильских преследовали и убивали. Для вразумления царя и развращенного им израильского народа пророк Илия поразил землю трехлетней засухой, «молитвою небеса заключив». После этого он, чтобы избежать гнева Иезавели, по указанию Божию, скрылся у потока Хораф, куда вороны каждое утро и вечер приносили ему хлеб и мясо.
Народ же в то время страдал от нестерпимого зноя и голода. Ветхозаветное предание рассказывает о том, что Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии. Для пророка было важным обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию.
Пророчества и чудеса пророка Илии
Божественный пророче, ты ревнуя по Господе Вседержители, молитвою небеса заключил еси, рек: дождь и роса да не снидет на землю, токмо глаголом уст моих.
Через некоторое время поток высох. Пророк Илья, по слову Божию, отправился в Сарепту Сидонскую к бедной вдове. За то, что она не пожалела последней горсти муки и масла, по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы. Здесь же пророк Илия совершает еще одно чудо: он оживил внезапно заболевшего и умершего сына вдовы, сострадая горю женщины.
На третий год засухи пророк Илия вернулся к Ахаву. Пророк Илия предложил устроить состязание со жрецами Ваала, чтобы выяснить, чей бог истинный. Собрав народ на горе Кармил, пророк Илия предложил соорудить два жертвенника: один — от жрецов Ваала, другой — от пророка Илии для служения Истинному Богу. «На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, — сказал пророк Илия, — и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти».
Жрецы Ваала плясали, молились и кололи себя ножами весь день, но ничего не случилось. К вечеру святой пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12 камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой. Когда ров наполнился водой, пламенный пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе. Огонь пал с неба и возжег жертву пророка Илии.
Народ закричал: «Воистину Господь есть Бог Един и нет другого Бога, кроме Него!». Тогда по повелению пророка Илии жрецы были убиты. По молитве пророка Илии Господь послал на землю обильный дождь, засуха кончилась.
Божественный пророче, ты молитвою и милованием, паки небеса отверзаеши, и дождь жаждущим людем, богатно даруеши.
И вот на горе Харив этот великий пророк удостоился, насколько это возможно для человека, созерцания лицом к лицу Бога. Господь утешил его, сказав, что остались еще люди на земле, никогда не поклонявшиеся идолам, и указал Илие на Елисея, которого Он выбрал пророком после Илии. Столь яркое событие в жизни пророка Илии показало ему, насколько Господь милостив, что Он не только грозный карающий судия. Елисей стал учеником пророка Илии и свидетелем его восхождения на небо в огненной колеснице.
Вознесение
Илия был взят на Небо живым: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо» (4Цар.2:11). Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа (Быт.5:24).
Апокрифическая Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова описывает это событие так: «Илия сокрыт был вихрем, — и Елисей исполнился духом его» (Сирах.48:12). Согласно ей, Илия оставил пророку Елисею свою верхнюю одежду («милоть»), сбросив её тому уже с огненной колесницы.
Илиа пророк предивный, зарею ум просветив, весь бысть божествен: и царя нечестива суд неправедный зря негодует, темже и судом Божиим отречение посылает на него: такожде и царицу яко немилостиву, и златолюбиву, суду Божию предаде. Но молитвами, Христе, Твоего пророка Илии спаси всех нас, яко милосерд.
Чему научиться нам в житии пророка Илии?
Митрополит Иларион (Алфеев)
Сегодня Церковь празднует память святого пророка Божия Илии. В Третьей и Четвертой книгах Царств мы читаем о великих делах пророка, о чудесах, которые он совершал перед лицом народа израильского. Читаем о том, как, чтобы доказать бытие истинного Бога, он призывает четыреста пятьдесят пророков Вааловых и приносит жертву Господу, а они приносят жертвы своим богам; и жертву пророка по его молитве попаляет Божественный огонь, жертв же лжепророков огонь не касается.
Мы читаем о том, как Илия приходит в дом бедной вдовы и воскрешает ее сына, о том, как пророк бежит от гнева нечестивой царицы Иезавели в пустыню и, не находя в себе более сил на пророческое служение, в отчаянии взывает к Богу: «Довольно уже, Господи; возьми душу мою». Но Бог утешает его, не только посылая ему воду и хлеб, но и таинственным, необычайным образом являясь ему «в тихом веянии ветра». Ощущая это легкое дуновение, Илия понимает, что Господь явился ему не в грозных явлениях природы – не в буре, не в землетрясении, не в огне, – но именно в легком дуновении ветра духовного. Этим дуновением Духа Святого Бог утешает пророка и дает ему новые силы.
Наконец, мы видим как Илия идет вместе со своим учеником пророком Елисеем, и Елисей узнает, что его учитель в этот день будет взят от него. Илия говорит: «Проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя». И Елисей отвечает: «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне». Илия сказал: «Трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так». Вскоре явилась огненная колесница, и вихрь вознес Илию на небо. Это был человек, который при жизни воскрешал мертвых, это был пророк, который не увидел смерти, но был вознесен Богом в Царствие Небесное.
Жизнь пророка Илии научает нас тому, какими были истинные пророки, призванные Богом на особое служение, на особую миссию – возвещать людям о Боге. Пророки были гонимы, и мы слышали сегодня в евангельском чтении слова Христа: «Пророк не имеет чести в своем отечестве» (Ин. 4:44), – т. е. там, где он проповедует, он не бывает понят. У всех пророков были враги и недоброжелатели, люди, которые желали им смерти. Как и все люди, пророки имели свои немощи, и не всегда была им по силам та невероятно трудная миссия, которая была на них возложена – свидетельствовать о Боге людям, которые не хотели этого свидетельства слышать.
Читая о жизни других пророков, мы узнаем, что, когда Господь призывал их, некоторые из них отказывались. Один сказал, что он слишком юн, другой – Иона – вообще бежал от Лица Божия, сознавая, что нет у него сил исполнить возложенную на него Богом миссию. Пророк Илия в отчаянии просил у Бога смерти. Но пророков всегда подкрепляла благодать Божия, в своем служении они непосредственно соприкасались с Богом, встречали Его в личном духовном опыте.
Встречи эти бывали разные. Иногда Господь приходил в легком дуновении ветра, т. е. в некоем сокровенном духовном утешении, как это было с пророком Илией. Но бывало и так, что не только пророк, но и весь народ был свидетелем явления Божия, когда, например, тот же Илия с помощью огня решил показать, быть ли Господу или Ваалу Богом Израиля. В разные периоды человеческой истории Бог посылал людям пророков, чтобы от них люди услышали слово истины, чтобы они чудесами засвидетельствовали присутствие Божие и силу Божию. И во все эпохи пророки были людьми немощными – такими же, как мы с вами. Их пророческая миссия намного превышала их естественные человеческие силы, и они, не надеясь на собственные силы, искали помощи у Бога. Они просили у Бога духовного подкрепления в трудные минуты, когда были оставлены людьми, гонимы, когда враги искали их смерти. И Господь таинственным образом подкреплял их благодатью Святого Духа.
И еще одному научаемся мы из жизни пророка Илии – тому, что каждый пророк оставлял после себя духовное потомство. Пророки не были людьми, которые, подобно знаменитостям мира сего, ярко блеснув, исчезают. Пророки оставляли после себя учеников, поэтому дело, которому они служили, не умирало и после их смерти. Когда Илия был вознесен на небо колесницей Божией, Елисей взял его милоть, т. е. плащ, и ударил ею по воде, и вода расступилась, и Елисей понял, что духовное наследие пророка Илии перешло к нему. Нередко бывало, что ученики оказывались выше учителя, потому что дух, который был на одном пророке, переходил на другого и с еще большей силой действовал через него. Так духовное преемство переходило от одного пророка к другому, вплоть до последнего из пророков и первого из апостолов – Иоанна Крестителя. Затем оно переходило от одних апостолов к другим, затем к епископам, к священникам и ко всему народу Божию, который это благодатное свидетельство о Боге – также передавал из поколения в поколение; оно дошло и до нас, и ныне мы являемся его обладателями.
Потому, вспоминая ветхозаветных пророков, мы вспоминаем не каких-то людей, которые жили в древности и три тысячи лет назад прославились своими великими делами, но святых, духовное наследие которых продолжает жить в нашей Церкви. Вспоминая их и молясь им, мы надеемся хотя бы в малой степени проникнуться тем духом, которым они жили, и получить хотя бы частицу той благодати Божией, которая была дана им не ради них самих, но дабы помочь им нести нелегкую миссию свидетельства о Боге перед людьми, тот крест, под тяжестью которого и мы порой сгибаемся, не находя в себе сил, чтобы его понести.
Иногда мы говорим: Господи, это невозможно, этот крест слишком тяжел для меня. И тогда приходит благодать Божия в «веянии тихого ветра», и ее освежающее и укрепляющее дуновение дает нам новые силы.
Человеческий Лик Бога. М., 2000.г
Читайте также:
Протоиерей Сергий Хмыров. Слово в день пророка Илии
Ильин день
Ильин день – православный народный праздник. До наших времен дошли поверья, связанные с ним. Следует четко разделять обряды и запреты, относящиеся к языческим староверам и христианские традиции. Знания помогут разобраться, как вести себя в эту дату и стоит ли бояться. В любом случае, торжество никто не отменял, только провести его лучше по правилам.
Когда День Ильи
Каждый год христиане православной веры 2 августа (по старому календарю 20 июля) празднуют Ильин день. Дата варьируется в некоторых ответвлениях: армяне – сразу после Троицы, а католики – 16 февраля.
С него начинается переход летнего сезона в осенний, уменьшается количество светлого времени суток, понижается дневная и ночная температура, а животный мир начинает готовиться к суровому зимнему периоду.
Этот день еще и праздник десантников РФ, которые считают Илью своим покровителем.
История праздника
Пророк Илья, наравне с Николаем угодником, относится к самым почитаемым святым. Чаще на иконах он изображен в облаке огня едущем, в запряженной пылающими конями, колеснице, поддерживаемый ангелом.
Христианские корни праздника
Еще за 900 лет до появления на свет Иисуса Христа произошло событие, которого началась история праздника. В Фесвии (израильском городе) родился малыш – будущий пророк. Накануне отцу ребенка пророческое видение, где ангелы на небесах кормили огненной едой и пеленали ребенка. Повзрослев Илья жил в пустынной местности один, где постоянно читал молитвы и постился. Его призвали на служение, и он всю жизнь боролся с язычеством, с отказом верить в истинного Бога и греховными поступками.
В те года в Израиле царствовал Ахава. Его супруга была властолюбивой и пыталась навязать своему народу культ Ваала и Асарты. Илья этому препятствовал, предвещая за возврат к идолопоклонничеству наказание в виде 3-х летней засухи и голодания людей. Царь остался непреклонен. Спустя 3 года мора Илья вновь принялся говорить об истинной вере, думая, что вразумит израильтян.
Пророк сделал предложение на горе Кармель устроить 2 жертвоприношения: для Ваала и Бога, чтобы увидеть, кому с небес дадут сигнал. Целый день молились жрецы, и верили в чудо идолопоклонники, которого так и не случилось. Вечером Илья уложил камни и дрова, полил простой водой и стал произносить молитвы. Снизошло стремительно пламя, которое не только разожгло костер, горела вода и камни. Вскоре прошел большой дождь, пропитавший высушенную за это время землю.
Илья не раз совершал чудеса. Например, он разделил реку Иордан и вдохнул жизненные силы в мертвого отрока. Народ Израиля был ошеломлен и раскаялся. Отныне они прославляли только истинного Бога. Иудеи и христиане верят, что вознесшийся на Небо пророк уехал на объятой огнем колеснице живым, как святой.
Празднества в честь Ильи начались в 9-10 веках н. э., тогда византийские правители пировали и смотрели представления.
Начало празднования в древней Руси
Есть предположение, что Крещение Руси произошло около храма, построенного в Киеве задолго до самого события в честь Ильи, что доказывает почитание его в народе. В современном мире ее знают под названием – Свято-Ильинская церковь.
После крещения Руси церковь начала борьбу с языческими проявлениями. Именно тогда праздник Перуна был замене днем Ильи, которого наделили схожими чертами со славянским божеством.
Традиции дня Ильи
Народ его представлял в виде карающего и строгого, но в то же время великодушного старца с белой бородой. Именно он распоряжается молнией, громом и дождем, разъезжая на своей пылающей колеснице по небу, наказывая людей за неправду и зло.
Дождевую воду, собранную в Ильин день, считали целебной. Умытый ей человек, избавлялся от сглаза и порчи.
Празднование по языческим традициям
К празднику готовиться начинали за неделю, постились, в честь святого Ильи заказывали в церкви молебен, а после него в качестве жертвоприношения закалывали быка или барана, за воротами всегда стояли посуду с зерном. Таким образом они задабривали пророка, желая урожайного года.
Сам праздник называли «братчиной». На нем присутствовало все село и жители соседних деревень. Женщины начинали делать выпечку из муки нового урожая обрядовые хлебцы, варили мясо, принесенное в жертву. Хозяйки старались накопать и приготовить молодую картошку. Считалось, что так ей дается сила вырасти здоровой и сохраниться без порчи. К столу варили пиво, которое было главным напитком во время гуляний. Всегда веселье заканчивалось гуляньями.
Люди пели песни, водили хороводы и устраивали различные игры. В некоторых селеньях до сих пор собираются по старым обычаям, стараясь наготовить еды не только для себя, но и раздать нуждающимся и бездомным.
Праздник в церкви
В православных церквях священники проводят для прихожан богослужения с молитвами. Крестные ходы и литургии проходят только в храмах, носящих имя наиболее почитаемого угодника Ветхого Завета.
Приметы и обряды в Ильин день
С давних лет люди наблюдают в Ильин день за погодой, проявления которой могут предсказать определенные события, народ считал дату переходом от теплого лета к осенней прохладе и заканчивали сенокос перед началом жатвы. Они проводили различные обряды, большинство из них не имеет никакого отношения к христианской вере. Их можно отнести к старообрядческим языческим поверьям.
Приметы в Ильин день
С древних времен сохранились приметы, которые люди передают из поколения в поколение.
Конечно, примет намного больше и не все они сохранились.
Обряды в Ильин день
Несмотря на суровый нрав Ильи, люди надеялись на его помощь. С его именем существует множество молитв, оно встречается в «целительных» поверьях и различных заговорах. Из убитой змеи в день праздника вытапливали свечи, которые использовали для лечения от недуга, снимали кору с дерева громовержца – со старого дуба, которым успокаивали зубную боль.
Главным обрядом было жертвоприношение. Для этого народ одной деревни или нескольких, расположенных рядом с окрестной церковью, сгоняли в стадо рогатую скотину. Священник окроплял ее святой водой, проводилась торжественная обедня. Покупали или выбирали одно животное, которое закалывал старейшина или почтенный селянин ножом с длинным лезвием под звон колоколов. Для ясной погоды, не мешающей уборке урожая, подбирали красного не холощенного быка.
Мясо варили в большом котле, каждый присутствующий должен был купить порцию. Все деньги уходили в церковь. Чтобы получить силу и здоровье от жертвенного быка, люди мазали себе лоб и глаза, а ребятишкам – щечки.
В Ильин день охотники первый раз выезжали на волков и медведей. Добыча дикого животного обещала удачи на весь год.
Заговоры
2 августа в языческой вере – магический день, когда проводили различные заговоры.
Но самым сильным заговором считался оберег от нечистой силы и колдовства.
Что нельзя делать в день Ильи
В действительности в этот день ночи становятся холоднее, что естественно сказывается на реках и озерах.
Из вышеописанного ясно, что празднование четко делится на языческие обряды, поверья и христианские служения, обращенные к святому пророку Ильи.
Ильин день
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Иконография: Илия Пророк в пустыне Датировки: XVI в. Около 1552 года.Материал: Дерево, темпера. Размеры иконы: высота 75,5 см, ширина 56 см В центре помещена фигура сидящего Ильи Пророка. В левом верхнем углу — темная птица с яйцом в клюве. Редкая особенность иконографии: Илья Пророк смотрит перед собой, а не оглядывается назад. Из известных памятников подобная схема присутствует в иконах XV века из Ильинской часовни деревни Пяльма в Обонежье (Музей изобразительных искусств республики Карелия. Инв. № И-363) и из собрания Брягина работы среднерусского мастера (ГРМ). Илья Пророк изображен сидящим на большом круглом камне между ущельями желтых охристых горок, за ним темная расщелина пещеры. У ног его синий водный поток. Инв. № КМЗ КП 02139. © Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Громобой, Сухой и М о крый, Илья сердитый, Купальня, даже просто – Ильюшечка – все это народные названия церковного празднования одному из любимых святых Греции, России, славянских земель вообще, а также всего христианского Востока. Ильин день отмечается каждый год в один и тот же день — 2 августа.
Избранник Божий
Пророчество – особое Божие избрание, когда Сам Господь, видя внутреннее устроение человека, его готовность стать возвестителем воли Создателя, определяет святого на служение Себе. Само это призвание – тайна, остающаяся между пророком и Самим Господом. А потому так редки случаи, когда о жизни до Божьего призвания, о начале пророческого пути остаются хоть какие-то свидетельства. Нет и х и об Илие. Лишь место, где он родился – город Фесва области Галаад.
«Жив Господь, пред Которым я стою…»
На страницах Библии (3 Цар. 17) он предстает уже как подвижник, возвещающий израильскому царю Ахаву, поправшему отеческую веру, Божие наказание: засуху как отмщение за нечестие царя и большей части еврейского народа. Настолько грозны, страшны были слова святого, что потрясенный царь не только не повелел выгнать дерзкого из дворца, но, судя по Библейскому тексту, даже не смог ничего ответить. А пророк, исполнив Божие повеление, просто ушел – туда, куда повелевала воля Божия. Такова вся его жизнь – судьба человека, полностью доверившего себя Творцу. На страница Ветхого Завета мы видим Илию:
Наконец, по окончании времени гнева Божия не кто иной как тот же Илия молитвой низводит с неба так долго ожидавшийся евреями дождь – но не раньше их покаяния в отступлении от Создателя.
Возможно, самое потрясающее чудо пророка – удивительное жертвоприношение Богу на горе Кармил. Пророк с дерзновением требует как бы состязания со жрецами языческого Ваала при стечении всего народа, к которому святой обратился так: «Д олго ли вам хромать на оба колена? Е сли Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте» (3 Цар. 18:21). Так было сооружено два жертвенника, по слову пророка: « Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, ест ь Бог» (3 Цар.18:24). Библия подробно рассказывает, как до самого полудня читали свои заклинания язычники, не получая ответа, как Илия, наконец, начал насм ехаться не только над ними, но также над их ложным богом. И, наконец, как сам пророк, возгоревшись духом, велел вылить на свой жертвенник как можно больше воды, так, что земным огнем поджечь ее было попросту невозможно. Но после молитвы с вятого огонь небесный попалил не только жертву, но даже самые камни.
Вознесшийся на небо
Жизнь святого после этого чуда, впрочем, не стала легче или спокойней. Жена Ахава, язычница Иезавель, обозленная гибелью жрецов, во всеуслышание грозила Илие смертью, так, что он должен был вновь уйти в пустыню. Слабохарактерный Ахав скоро снова обратился к нечестию, недолго продолжалось и религиозное воодушевление народа.
Какого числа праздник Илии Пророка
Почитание святого исторически сложилось на Востоке, ведь именно здесь находятся святые места, связанные с ним – горы Кармил и Хорив, место при Иордане, откуда праведник был взят на небо.
Сейчас утвердилось празднование памяти подвижн ика 2 августа, хотя ранее различные церковные общины праздновали память св. Илии в разные дни, например, очень распространено было празднование пророку на другой день после Преображения Господня – как память о его явлении на горе Фавор.
История установления
Центром празднования пророку с древности была Палестина, однако с распространение христианства расширяется «география» почитания святого. В Константинопольском храме Святой Софии бережно хранили часть пояса и милоти (плаща) пророка . Особо почитать святого начинают с царствования Василия Македонянина (2 пол. IX в.) : по преданию, прор. Илия явился его матери, предсказав, что ее сын станет императором. Именно царь Василий построил только в столице империи не менее 4 храмов пророка . П очитание его распространяется по другим городам Византии. Возможно, именно с IX в. празднование пророку становится поистине всенародным, а позже распространяется за пределы Византии.
Однако бывшие язычники далеко не всегда понимали высоту образа пророка и суть его деятельности:
Подобным образом – причудливым сочетанием христианства и древнего язычества – выглядел Ильин день у славянских народов. Здесь Илию, как в Греции, тоже считали громовержцем, а потому молились ему о защите дома от молнии, дождя. Однако молнии также считались «стрелами Илии», которые он пускает на нечестивых. Новым по сравнению с Грецией стало почитание святого как покровителя урожая: именно с начала августа появлялись первые плоды. Наконец, святого, при земной жизни аскета, любителя уединения, стали считать покровителем семьи, брака : просто Ильин день в славянских землях был своего рода «поворотом» на осень, когда обычно играли свадьбы.
Почитание Пророка на Руси: обычаи
Известно, что древнейший из известных христианских храмов Киева был посвящен пророку. А по Крещении русичей по крайней мере один храм пророка имелся практически в каждом городе. При этом:
Однако на ряду с церковным существовало народное почитание святого, где пе реплелись библейское предание с народными легендами, христианство с язычество м.
«Житие»?
«Илья сердитый»
Считалось, что св. Илия – «пророк-громобой». День его памяти падал на важное для крестьян время созревания урожая, когда труды всего лета могли действительно погибнуть от стихии – ливня, града, а дом – пострадать от попадания молнии. Считалось, что, дабы защититься от гнева святого, необходимо на Ильин день:
Еще раз о защите дома
Кроме того, ради защиты от нечистой силы запрещалось:
Если начиналась гроза, следовало плотно занавесить окна, зажечь лампады и молиться Господу и св. Илие.
Братчины
Затем одно из животных, на покупку которого собирались деньги сельским обще ством, закалывали, мясо варили, раздавали за небольшую плату всем. А собранные деньги отдавали… на храм. Сельские священники, зная о крайней сомнительности с христианской точки зрения этого обряда, тем не менее, видимо, не находили сил противостоять своей пастве, убежденной в его нужности и даже, видимо, богоугодности.
Запрет на работу
Считалось, что на Ильин день категорически нельзя работать ни на поле, ни даже на собственном огороде: такие труды неугодны святому. Народные предания сохранили множество свидетельств того, как у нарушивших запрет погибал урожай, молния во время грозы сжигала стога сена, а иногда из-за одного своевольного могла погибнуть от пожара целая деревня. Наученные опытом, крестьяне строго следили, чтобы на праздник не работал никто. В Калужской губернии, например, у не подчинившихся запрету всем сельским обществом распрягали лошадей и забирали сбрую.
Почему не принято купаться после Ильина дня
Этот запрет также имеет древнее происхождение. Сохранилась повесть о чуде в Нижнем Новгороде, относящемся к 1418 г. Ильин де нь тогда выдался очень жарким, так что некий горожанин Григорий, «от зелнаго вара солнечного или от иного чего» решил искупаться, в результате был унесен течением, а затем утонул у слияния Оки с Волгой . Там, однако, благочестивый, пусть неразумный , нижегородец был спасен самим св. Илией. Чудо это стало известно далеко за пределами Нижегородчины, так что его иногда изображают на клеймах иконы пророка, посвященных его чудесам.
О чем моляться святому
Все эти, а также многие другие обычаи приметы Ильина дня переплетались с вполне церковной практик ой совершения молебнов святому.
Как относиться к святому правильно, не оскорбляя его память языческими обрядами
Почитание всенародно любимого святого – отражение не только церковной традиции, но также очень непростого пути народа к вере. Здесь остатки язычества, сплавившиеся с христианской традицией, почти детская, непосредственная любовь к святому и суеверные страхи, чистая вера в Бога, но одновременно также в «магическую» силу молебна о дожде у «Ильи Мокрого».
Современные пастыри неоднозначно относятся с дошедшим из глубины веков традициям Ильина дня. Например, не имеет никаких религиозны х оснований запрет на купание, а также распространенное представление, что якобы после 2 августа «Илья пророк портит воду».
Протоиерей Димитрий Сальников в интервью новостному порталу Новосибирска в канун Ильина дня, 31 июля 2020 г, говорит об этом так:
Понятно, что совершенно не обоснованы разного рода страхи христианина перед якобы «разгулом нечистой силы» во время грозы, бесами, входящими в животных. Некоторые же «народные обычаи» связанные с пророком, откровенно кощунственны: например, его имя часто употреблялось деревенскими з нахарями в различных заговорах, магических заклинаниях. Так н е является ли пугающий образ «Ильи сердитого» просто следствием обличений совести наших предков за вопиющие отступления от христианского учения? Читая Библию, не понимали ли они, как именно отнесется св. Илия, ревностный послушник Истинного Бога, к подобным вещам?
Празднование святому – повод хотя бы попытаться понять его дух, проникнуться им. Постараемся сделать это без налета языческих суеверий, с должным почтением к праведнику, посвятившему жизнь проповеди веры.