какого человека можно назвать великодушным капитанская дочка

Что такое великодушие? «Капитанская дочка», «Война и мир» (Итоговое сочинение (декабрьское))

Великодушие – это важное качество характера, присущее, к сожалению, не всем. Великодушный человек – это человек с большой, великой душой, который не равнодушен к судьбам других людей. Такой человек способен проявить сострадание к чужой беде, пожертвовать своими удобствами и интересами ради помощи окружающим. Великодушные люди незлопамятны и снисходительны по отношению к врагам или соперникам, благородны и бескорыстны. Именно на такого человека можно положиться в трудной жизненной ситуации.

Во многих произведениях русской литературы раскрыта тема великодушия. Так, например, великой душой обладает Пугачев в романе Пушкина «Капитанская дочка». Хоть герой и является разбойником и бунтарем, он избавляет от смерти Петра Гринева, помня, что тот ранее в благодарность подарил ему свой заячий тулуп.

Позже Пугачев не отказывает в помощи Гриневу, который против него еще вчера воевал. Он освобождает Машу Миронову из рук Швабрина, несмотря на то, что она дочь казненного капитана. На протяжении всего романа Пугачев справедливо и благородно поступал по отношению к главному герою, за что Петр Гринев его и ценил.

Другим примером проявления великодушия является поступок Наташи Ростовой из романа-эпопеи Толстого «Война и мир». Семья Ростовых собирается покинуть Москву, оставленную русской армией Наполеону. В этом эпизоде Наташа со слезами требует у родителей отдать раненым солдатам все подводы, предназначавшиеся для перевозки вещей. Девушка готова пожертвовать всем, что имела, ради спасения этих людей, которых она даже не знала. Как оказалось позже, среди раненых находился и ее возлюбленный – князь Андрей Болконский, о присутствии которого на тот момент Наташа еще не знала. Но ее добрая и ранимая натура не могла остаться равнодушной к участи солдат, которая бы постигла их, останься они в городе.

На примере этих двух произведений можно сделать вывод, что великодушный человек всегда за добро отплатит добром. Отодвинув на задний план личную неприязнь и другие подобные чувства, он поступит по совести, так, как должен поступить любой уважающий себя человек. Люди, способные думать не только о себе, но и об окружающих, обладают широкой душой и делают этот мир лучше.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Образ Гринева (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Аргументы великодушия:

Проблема чести (храбрость, благородство) в понимании Пушкина (по роману «Капитанская дочка»)

Итак, честь (независимость, храбрость, благородство) — основа нравственного кодекса людей всех классов, ибо она носит «природный» характер. Честь свойственна и дворянству, и «трудолюбивому классу»- оттого народ и сформулировал в пословице свое понимание «природной» морали. Но социальные условия жизни мешают и дворянам, и крестьянам воспитывать эти качества («образ жизни может их развить, усилить или задушить»). Крестьянам, находящимся в рабской зависимости, нет времени воспитывать эти качества. Социальная практика дворян — их помещичья, военная и чиновная деятельность — душит эти качества. И дворяне слишком часто не исполняют своего долга — беречь честь. Значит, «природные» качества менее всего «задушены» в юном возрасте, когда социальная практика еще не растоптала добрые начала личности только еще вступающего в жизнь дворянина.

Оттого-то Пушкин определяет возраст своего героя — семнадцать лет. Цифра эта не случайна. Вспомним «Повести Белкина»: юным героиням — Дуне Выриной, Лизе Муромцевой, Мате Г. — по семнадцати лет. Этот возраст счастливой юности, по Пушкину, как бы делал их свободными от социальной морали, пойдя на «бунт», на борьбу за свое счастье, на протест против деспотической воли родителей.

Семнадцатилетним юношей вступил в самостоятельную жизнь Гринев и волей обстоятельств — «пугачевщины» — попал в орбиту восстания, которое «чудесно» изменило его жизнь. Участвуя в событиях, он сохранил честь — проявил храбрость, благородство, честность. Сбереженная с молодости честь позволила Гриневу на склоне его жизни, когда он писал воспоминания, быть благородным в описании виденного, быть честным, быть благодарным за добро Пугачеву. Честь помогла быть искренним и неприятии вооруженной борьбы народа, и в симпатиях к своему «странному приятелю» Пугачеву.

Отсутствие стройной системы убеждений определило известную свободу поведения — ему, юному офицеру дворянину, еще чужд социальный стереотип мышления и поведения. И, несмотря на то, что социальный инстинкт подсказывал отрицательное отношение к «бунтовщикам», мятежникам, «преступникам», Гринев и реально возникавших ситуациях больше доверял личным впечатлениям. Как дворянин он считал, что бунтовщик Пугачев — злодей и враг. Как человек, испытавший на себе его милости, он полагал своим долгом сказать правду о его поведении, не считаясь с тем, что она противоречит официальному мнению о Пугачеве. Личный опыт оказывался более значимым, чем социальный. Именно такой честный свидетель-мемуарист и нужен был Пушкину, Создание образа рассказчика Гринева — замечательная победа Пушкина, автора «Капитанской дочки».

Честность Гринева-мемуариста позволила ему раскрыть никому не ведомую правду о руководителе восстания Пугачеве, а значит, и правду о народной борьбе за свободу.

Попав в драматическую ситуацию — Оренбургский губернатор отказывается помочь в освобождении Маши Мироновой из-под власти Швабрина, Гринев принимает совершенно «неправильное», дворянской точки зрения, решение — обратиться за Помощью, за справедливостью к Пугачеву!

Вспомним сцену: Пугачев и Гринев едут выручать Машу. Пугачев спрашивает: — О чем, ваше благородие, изволил задуматься? — Как не задуматься,- отвечал я ему. — Я офицер и дворянин; вчера еще дрался противу тебя, а сегодня еду с тобой в одной кибитке, и счастье всей моей жизни зависит от тебя. — Что ж? — спросил Пугачев. — Страшно тебе? Я отвечал, что, быв однажды уже им помилован, я надеялся, но только на его пощаду, но даже и на помощь. — И ты прав, ей-богу прав! — сказал самозванец… — Ты видишь, что я не такой еще кровопийца, как говорит обо мне ваша братья».

Мемуарист ничего не скрывал от потомков: ни своих поступков, ни своих раздумий: «Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба и который по странному стечению обстоятельств таинственно был со мною связан».

Как видим, избрание рассказчиком Гринева себя «оправдало» он отлично и честно выполнял ответственную роль свидетеля. Этому благоприятствовало и то обстоятельство, что рассказчиком был писатель. Гринев сообщал о себе, что еще в Белогорской крепости в нем «пробудилась охота к литературе. По утрам я читал, упражнялся в переводах, а иногда и в сочинении стихов». После пугачевского восстания Гринев продолжал свои литературные занятия — писал стихи. Он сообщает: «…Опыты мои, для тогдашнего времени, были изрядны, и Александр Петрович Сумароков… очень их похвалил». Гринев «был освобожден от заключения в конце 1774 года». Сумароков, прославленный русский поэт, умер в 1777 году. Следовательно, со стихотворными опытами Гринева он познакомился в 1775-1776 годах.

Любовь к литературе и обусловила его решение замяться написанием мемуаров. Избрание мемуарной формы романа — еще одно свидетельство необыкновенной исторической зоркости и исторической чуткости Пушкина. Дело в том, что характерной особенностью Духовного развития людей XVIII века явилось их стремление вести автобиографические записки, писать мемуары. Их воодушевляло желание рассказать о своей жизни и своем времени.

Урок на тему «Тема чести и милосердия в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Урок по литературе в 8 классе учителя русского языка и литературы МБОУ СШ № 7 п. Фролищи Володарского района, Нижегородской области Павлихиной Л.И.

ТЕМА ЧЕСТИ И МИЛОСЕРДИЯ В ПОВЕСТИ

А.С. ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»

: урок изучения художественного произведения.

: проектная деятельность учащихся.

Образовательные: научить учащихся самостоятельно анализировать характер того или иного литературного героя в соответствии с поставленной проблемой, правильно формулировать авторскую позицию;

Развивающие: развитие навыков устной речи, развитие «умений учиться»: использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности, развитие критического мышления, навыков групповой работы;

Воспитательные: воспитывать средствами урока у обучающихся уверенность в своих силах, умение вырабатывать и защищать свою точку зрения по данной проблеме.

Образовательные: философско-концептуальное осмысление предмета исследования;

Развивающие: научить обучающихся самостоятельной работе с различными информационными источниками, развивать у школьников исследовательские умения, развивать умение творчески подходить к способу подачи материала.

Воспитательные: развивать у обучающихся коммуникативность и умение сотрудничать, способствовать повышению личной уверенности каждого участника проектного обучения.

: школьная доска, интерактивная доска для демонстрации презентаций к проектам.

Эпиграф: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Действия учителяДействия обучающихся
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Вступительное слово учителя.

Слова А.П. Чехова не случайно стали крылатыми, ведь в них заключена мечта о таком человеке, который был бы достойным представителем планеты Земля в просторах бесконечной Вселенной. А вот станет ли его мечта былью, в первую очередь зависит от него самого и от тех людей, которые его окружают, т.е. от нас с вами.

Все мы привыкли к ставшим повседневными словам: честь, милосердие. Да это и понятно, ведь они существуют с незапамятных времён. Особую актуальность они получили в наше время. Что они обозначают?

Честь – совокупность моральных качеств и принципов человека, которые достойны уважения.

Милосердие – качество человеческой души, проявляющееся к другим людям, достойным сожаления, жалости.

Запись афоризма в тетрадь.
ЗАЩИТА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ:

Тема чести для А.С. Пушкина. Чем руководствоваться в жизни?

Пропущенная глава из повести «Капитанская дочка». Актуальность описываемых событий.

10 заповедей Иисуса Христа. Время, изображённое в повести и религиозное учение.

Мужские образы повести. Честь и милосердие героев.

Всё в повести как бы проникнуто насквозь духом милосердия.

А) Любовь-милосердие. Кому из героев это свойственно?

Б) Устойчивая тема – милосердие к врагу.

В) Связь чести и милосердия.

— Маша Миронова. И любовь П.А. Гринёва и М.И. Мироновой также, в основном, — любовь-милосердие. Это христианская любовь-жаление, русская по преимуществу… Пушкин подчёркивает основные христианские добродетели героини: верность, благодарность, жертвенность, послушание, способность крепко любить.

Прощение Гринёвым Швабрина после дуэли;

Нежелание торжествовать над поверженным врагом (освобождение М. Мироновой от плена Швабрина);

После клеветы Гринёв спокоен и не говорит при очной ставке Швабрину ни одного слова.

— Есть. Реабилитация Гринёва – следствие милосердия. Императрица, узнав всю правду, распоряжается освободить Гринёва.

2 этапа помилования: заслуги отца ссылка Гринёва в Сибирь. Исповедь Маши Мироновой освобождение героя. Одной справедливости здесь мало, нужно и милосердие!

Человек с честью способен к милосердию, человеку бесчестному оно вряд ли доступно.

Милосердие всесильно, и оно есть истина, движущая сила жизни.

И завершаем мы наш урок словами из Евангелия: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными».

Рефлексия. Упражнение «Плюс- минус- интересно».Учащимся предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» — «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» — «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» — «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Домашнее задание:

Напишите сочинение – эссе: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными».

Приложения (короткие ответы-выводы):

Тема чести для А.С. Пушкина. Чем руководствоваться в жизни?

Что касается А.С. Пушкина, то тема чести была для него принципиальной. Она была тесно связана с вопросами: «Как жить в истории? За что держаться? Чем руководствоваться?» Особенно в смутные переходные периоды истории. А руководствоваться нужно, по мнению писателя, милосердием.

Пропущенная глава из повести «Капитанская дочка». Актуальность описываемых событий.

«Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердые, коим чужая головушка полушка, да и своя шея копейка». (А.С. Пушкин «Пропущенная глава» повести «Капитанская дочка»).

10 заповедей Иисуса Христа. Время, изображённое в повести и религиозное учение.

Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

Не делай себе кумира, не поклоняйся им и не служи (запрещает скупость, гордость, деньги, вино, себялюбие, пьянство).

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

Помни день субботний, чтобы святить его (7 день Господу Богу твоему…)

Почитай отца твоего и мать твою.

Не прелюбодействуй (не бранись, не знайся с людьми бесстыдными).

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не желай дома ближнего твоего, ни жены, — ничего, что у ближнего твоего.

Человеческое благородство и честь в «Капитанской дочке»

В романе А.С. Пушкина переплетены две сюжетные линии: любовь и благородство. Герои повести «Капитанская дочка» отражают сущность человеческой души, показывают, как добрые и плохие намерения могут сыграть против человека и, наоборот, помочь ему. Прочитав роман, многие задумываются над тем, что честь – одно из главных качеств, которое должно стоять на первом месте и присутствовать в каждом человеке.

Гринёв в повести «Капитанская дочка» — главный герой. Он олицетворяет человеческое благородство, честь и достоинство, которое он нёс с гордостью и величием. Для того чтобы дать чёткую характеристику этому герою, необходимо вспомнить основные события, происходящие в «Капитанской дочке».

Капитанская дочка, или Как беречь смолоду честь — протоиерей Александр Ильяшенко

Подчас классическая литература блестяще подсказывает нам решение очень важных и глубоких духовных проблем. В качестве примера приведем повесть A. С. Пушкина «Капитанская дочка». Это одно из лучших произведений мировой словесности — совершенное по форме и глубоко православное по духу. К сожалению, по школьной программе его изучают слишком рано, когда подростки еще не готовы к правильному восприятию этой повести. Кроме того, еще с советских времен у нас сохраняется «классовый» подход к литературным героям, что, естественно, резко искажает смысл произведения.

Если посмотреть на «Капитанскую дочку» глазами православного человека, то нельзя не поразиться, насколько глубоко охвачены в ней вопросы устроения благородной христианской души! Пушкин не случайно взял эпиграфом русскую пословицу «Береги честь смолоду». Что такое благородство, что такое честь и что такое целомудрие в отношениях молодых людей — все это можно очень хорошо изучить по замечательной повести нашего классика.

Конечно, Пушкина пересказывать невозможно, его надо читать, тем не менее давайте кое-что вспомним. B основе повести лежат воспоминания пятидесятилетнего дворянина Петра Андреевича Гринева, записанные им во времена царствования императора Александра I и посвященные восстанию Пугачева, в котором по «странному сцеплению обстоятельств» принял невольное участие и семнадцатилетний офицер Петр Гринев.

Случайный человек, повстречавшийся на дороге, выводит заблудившегося в метели Гринева и его верного слугу Савельича к жилью. В благодарность за спасение Гринев отдает «вожатому», одетому слишком легко, свой заячий тулуп. Тот (а это был не кто мной, как мятежный донской казак Пугачев) с поклоном благодарит: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей». И действительно, помня об этом благородном поступке, Пугачев в будущем сохранит жизни и самого Гринева, и его возлюбленной, Марии Ивановны Мироновой, дочери коменданта Белогорской крепости, где служил молодой офицер.

Машеньке Мироновой автор отвел в повести сравнительно мало места, но глубокий, сокровенный образ этой девушки, ее необыкновенно прекрасная душа, несомненно, делают капитанскую дочку главной героиней произведения. Офицер Швабрин препятствует любви Маши и Петра, плетет интриги. Маша же, «благоразумная и чувствительная», безошибочно почувствовав своей чистой душой низость и подлость этого человека, решительно отвергает его ухаживания: «Ни за какие благополучия!»

«Суровая душа Пугачева была тронута». Мужество, честность, искренность человека, не покривившего душой, даже когда жизнь была на волоске, поражают бунтовщика, и он отпускает офицера «на все четыре стороны». Гринев уезжает за помощью в Оренбург, ведь в Белогорской крепости осталась осиротевшая Маша, которую попадья выдает за свою племянницу.

Резким диссонансом является образ Швабрина, ставшего в час испытания изменником. Воспользовавшись тем, что Пугачев назначил его комендантом крепости, он вновь пытается добиться руки капитанской дочки и, снова получив отказ, заточает непокорную девушку в неволю. Гринев узнает об этом и, по стечению обстоятельств, уже вместе с Пугачевым едет в Белогорскую крепость. Швабрин мечется как трус, пытается не пустить их к девушке, но Пугачев выбивает дверь. «На полу в крестьянском оборванном платье сидела Mapия Ивановна, бледная, худая, с растрепанными волосами. Перед нею стоял кувшин воды, накрытый ломтем хлеба». Она не сразу догадалась, что пожаловал убийца ее родителей. Указывая на Швабрина, Маша с достоинством произносит: «Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть и умру, если меня не избавят». Какая твердость, какое благородство, ведь она даже ни единым словом осудила Швабрина! Она мола бы сказать, например: «Я никогда не буду женою этого подлеца!» — имея на это полное право.

Наш великий соотечественник и современник описываемых событий полководец Александр Васильевич Суворов говорил: «Мне честь моей дочери дороже жизни и собственной чести». Вот какое отношение было тогда к чести, к девичьей чести в особенности.

Капитанская дочка явила нравственную высоту и красоту своей души. Ее родителям удалось вложить в сердце дочери правила доброй жизни: целомудрие, чистоту мыслей, честность, мужество. Когда позднее оклеветанный Швабриным Гринев был осужден и приговорен к ссылке в Сибирь, эта скромная провинциальная девушка, в своей жизни ничего, кроме Белогорской крепости, не видевшая, отважилась поехать в Петербург к самой императрице, чтобы спасти от позора и несправедливого наказания Петра Андреевича.

Пушкин гениально описывает, как это могло быть. В летнем саду Маша встречается с дамой средних лет, в которой все «невольно привлекало сердце и внушало доверенность». Девушка искренне поведала незнакомке, представившейся ей фрейлиной императрицы, цель своего приезда.

«Вы просите за Гринева? — изумленно спросила дама, прочтя в поданной ей бумаге имя жениха девушки. — Императрица не может его простить. Он пристал к самозванцу не из невежества и легковерия, но как безнравственный и вредный негодяй.

— Ах, неправда! — вскрикнула Марья Ивановна.

Маша «с жаром рассказала» свою историю. Видя искренность и удивительную чистоту девушки, императрица (а это была она) поверила ей на слово. «Бедная сиротинушка» смогла повлиять на всемогущую государыню и изменить судьбу своего возлюбленного, к которому она испытывала глубокую и целомудренную любовь. Вот что такое чистота и вот какой необыкновенной силой она обладает!

Из книги протоиерея Александра Ильяшенко «Исповедь, или Как подготовить детей к Таинству Покаяния». Издательство Московской Патриархии, 2017

Источник

Какого человека называют великодушным? (Итоговое сочинение)

Известно много противоположных нравственных понятий. Среди них – великодушие и месть. Мстят слабые люди, проявляют великодушие благородные.

Великодушными людьми в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» показаны исторические личности – Екатерина II и Емельян Пугачев. Императрица, выслушав сердечную исповедь Маши Мироновой, оказала милость Петру Гриневу. Пугачев, оценив достоинство молодого дворянина, оставил его в живых, помог ему защитить Машу Миронову.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Он был воспитан в таком духе. В записках Гринева мы можем увидеть признание в том, что после ссоры с приятелем Швабриным из-за Маши Мироновой, дуэли и ранения молодой человек не хотел мстить ему и помирился во время выздоровления от ранения, нанесенного ему Швабриным. Им не овладело чувство неприязни. Он даже просил коменданта освободить Швабрина. Петр Андреевич Гринев писал, что он от природы незлопамятен. Он понимал, что Швабрину было досадно, потому что Маша Миронова его отвергла. Гринев великодушно простил своего соперника.

Когда Пугачев захватил Белогорскую крепость, комендант крепости Иван Кузмич и его помощник Иван Игнатьич не стали присягать ему и были казнены. Петр Гринев приготовился поступить так же великодушно, как и его товарищи. Дальнейшее честное поведение молодого человека во время общения с Пугачевым понравилось предводителю бунтовщиков. Великодушие Гринева проявилось и в том, что он не остался безразличным к судьбе Пугачева: он посоветовал ему просить милости у государыни. Присутствуя на казни, Гринев пожалел Емелю.

Петр Гринев не думал о мщении и не испытывал радости от того, что его соперник Алексей Швабрин проиграл. Он, уезжая с Машей, увидел мрачное и злобное лицо бывшего приятеля и отвернулся от него. В отличие от Швабрина, который, продолжая мстить Гриневу, стал главным доносителем, Петр не испытывал к нему враждебности. Когда на допросе он увидел Швабрина худым, изможденным и седым, он изумился его перемене.

А.С. Пушкин хотел сказать, что судьба вознаградила Петра Гринева за чистоту его помыслов, бесстрашие, верность. Созвучна с пушкинской и мысль писателя Л. Леонова о том, что «наш народ слывет образцом великодушия и доброты».

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id41554

Источник

Милосердие и сострадание в романе Пушкина «Капитанская дочка»

Милосердие и сострадание в романе Пушкина «Капитанская дочка»

«Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества» (А. Шопенгауэр)

Сострадание — это важнейшее нравственное качество, проявляющееся как склонность помогать окружающим, бескорыстие, великодушие, умение прощать, терпимость. Эти черты — необходимые качества человеческой личности, помогающие человеку в критической ситуации.

Примеров тому немало в художественной литературе. Вспомним роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Тема милосердия, великодушия, отзывчивости — одна из важнейших тем пушкинского романа. Вспомним историю взаимоотношений главных героев романа, Гринева и Пугачева. Вот незнакомый мужичок спасает Гринева во время бурана: показывает ему и Савельичу дорогу к постоялому двору. В благодарность Гринев подносит ему стакан вина, а потом дарит ему свой заячий тулуп. С практической точки зрения подарок бессмыслен: тулуп не подходит мужику, он ему узок и трещит по швам, когда тот примеряет его. Однако Пугачев остается «чрезвычайно доволен». «Награди вас бог за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей», — говорит он Гриневу. Именно здесь впервые возникает между героями понимание, чувство взаимной благодарности, возможно, симпатии.

И далее писатель как будто начинает испытывать это великодушие в Пугачеве, предлагая ему все новые и новые ситуации, все более трудные задачи. Вот Гринев отказывается от предложения Пугачева присоединиться к бунтовщикам. «Я природный дворянин; я присягал императрице: тебе служить не могу», — «с твердостию» говорит он. Вот Гринев приходит к Пугачеву с просьбой помочь Маше Мироновой. Молодой человек надеется не только на пощаду, но и на помощь, на восстановление справедливости. И в этом поступке — уважение к Пугачеву. Убийце и висельнику не отказывает Гринев в добре и человечности. И это почувствовал самозванец. И поэтому, даже узнав, что Маша — дочь коменданта Белогорской крепости, Пугачев ведет себя достойно. Он помогает освободить ее, отпускает молодых людей: «Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай. Возьми себе свою красавицу; вези ее куда хочешь, и дай вам Бог любовь да совет!».

Мы знаем, что отношение Пушкина к пугачевскому бунту было однозначным. «Не приведи Бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка — копейка», — говорит в повести Гринев. И автор согласен с этим высказыванием. Однако Пушкин не отказывает своему Пугачеву в милосердии, чувстве жалости и сострадания. Это очень важно в контексте философского осмысления произведения, так как здесь у нас напрашивается вывод о пушкинском осмыслении человеческой натуры: каким бы злодеем ни являлся человек, в душе его подспудно живет добро, нужно только уметь отыскать его, нужно уметь до него достучаться.

То же самое чувство сострадания живет в душе Гринева по отношению к Маше Мироновой. Исследователи отмечали, что сама любовь героя — русская любовь, не любовь-страсть, а любовь-жаление (В.Н. Катасонов. Так, Гринев спасает Машу из плена Швабрина, отправляет ее к своим родителям, заботясь о безопасности своей невесты, молчит о ней во время суда.

Чувством терпимости, доброты, большой привязанности к своему воспитаннику проникнуто и все поведение Савельича, дядьки Петра. Так, он проявляет терпимость в эпизоде с Зуриным (биллиардный проигрыш Гринева), спасает своего воспитанника от смерти, бросившись в ноги к Пугачеву.

Мотив милосердия возникает и в финале романа, в эпизоде обращения Маши Мироновой к императрице с просьбой спасти жениха. Гринев помилован по указанию императрицы.

Таким образом, мотив сострадания пронизывает весь сюжет пушкинского романа. По мысли автора, это то качество, которое необходимо человеку в жизни. Как заметил А. Шопенгауэр, сострадание — «это единственный закон бытия всего человечества».

Здесь искали:

Поездка в Оренбург. Первая встреча с Пугачёвым

Все главные события в повести «Капитанская дочка» происходят в Белогорской крепости. Пётр Андреевич Гринёв отправился в Оренбург на службу по наставлению своего отца, который хотел, чтобы из сына вырос настоящий мужчина. Гринёв отправился в путь с Савельичем, но во время дороги на службу их застала непогода и буран. Однако героям романа повезло, потому что им повстречался незнакомый человек — «бродяга», который показал им дорогу и вывел к жилью. В знак благодарности Гринёв отдал бродяге свой заячий тулуп и поднёс бокал вина. Незнакомец низко поклонился Петру и поблагодарил его.

Очень захватывающей и в то же время трогательной является повесть «Капитанская дочка». Смысл названия романа таится в его сюжете.

Из Оренбурга Гринёв был послан служить в Белогорскую крепость, комендантом которой был Иван Кузьмич Миронов. Он был необразованным человеком, но от всех остальных его отличали доброта души и честность. У Миронова есть жена — Василиса Егоровна, которая принимает все военные дела как свои хозяйственные. Спустя небольшой промежуток времени Пётр Андреевич стал для их семейства родным человеком, да и сам он, не замечая того, очень сильно привязался к семье коменданта. Маша Миронова – капитанская дочка. К ней Гринёв тоже очень привязался, считал её благоразумной и чувствительной девушкой.

Капитанская дочка осталась в крепости

Маша Миронова, капитанская дочка, осталась в крепости, так как попадья выдала её за свою племянницу. Гринёв несколько раз совершал безуспешные попытки поездки в Оренбург для того, чтобы попросить помощи у военного коменданта. Петру Андреевичу отказали, и он вновь поехал в Белогорскую крепость. Гринёва по пути туда вновь задержали мятежники, и Пугачёв мог бы исполнить то, что не сделал в прошлый раз. Однако разбойник, узнав о цели поездки Гринёва, решил отпустить его и Машу Миронову.

В Белогорской крепости Пётр Андреевич с помощью разбойника Пугачёва освобождает Миронову. Швабрин решает раскрыть перед атаманом обман, однако тот не изменил своего решения и отпустил Гринёва.

Потом Гринёва арестовали, и на суде он был совершенно спокоен и уверен в себе. Швабрин оговорил Петра, и последнему предстоял позор и ссылка в Сибирь. Однако его спасает Маша Миронова, которая попросила царицу смилостивиться над Гриневым.

Никого не оставит равнодушным «Капитанская дочка». Смысл названия романа кроется в основных событиях – спасении Маши Мироновой от участи её семьи. Это произведение не может никого оставить равнодушным, потому что события, происходящие в романе, затрагивают самые актуальные и волнующие каждого человека темы.

Дружба Гринёва и Швабрина. Любовь к капитанской дочке

Нужно отметить, что Гринёва служба совсем не тяготила. Герой повести занимался переводом, а также сочинением стихов. В первое время службы Пётр Андреевич сблизился со Швабриным, который был единственным человеком, близким ему по образованию и возрасту. Но вскоре они поссорились, потому что Швабрин раскритиковал «любовную песню» Гринёва, которая была посвящена капитанской дочке. Машу Миронову он также задел и грязно отозвался о «её нравах и обычаях». Вскоре стало понятно, почему Алексей Иванович себя так повёл: Швабрин признавался в любви к Мироновой, но получил отказ.

Герои повести «Капитанская дочка» олицетворяют различные добрые и злые стороны человеческого характера. Швабрин – лицемерие и зависть. Для Гринёва дружба с ним закончилась плачевно.

Аргументы великодушия:

Донской казак Пугачёв

В октябре 1773 года Иван Миронов получил секретное сообщение о Емельяне Пугачёве, который вместе со своей «бандитской шайкой» разорил уже несколько крепостей. Вскоре уже все узнали о разбойнике и боялись его появления.

Смысл названия романа можно понять после прочтения произведения полностью, ведь только тогда перед читателем откроется истинная суть и сюжет «Капитанской дочки».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *