какое звание должно быть у участкового
Приложение N 1. Требования, предъявляемые к участковому пункту полиции
Приложение N 1
к Наставлению по организации
деятельности участковых
уполномоченных полиции
Требования,
предъявляемые к участковому пункту полиции
С изменениями и дополнениями от:
1. Участковые пункты полиции организуются:
1.3. Органы местного самоуправления на основании части 7 статьи 48 Федерального закона «О полиции» обязаны предоставлять в пределах границ муниципальных образований сотруднику полиции, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, помещения для работы на обслуживаемом административном участке.
Информация об изменениях:
Приказом МВД РФ от 8 сентября 2016 г. N 526 в подпункт 1.4 внесены изменения
1.4. При подготовке предложения руководства территориального органа МВД России на районном уровне в орган местного самоуправления о выделении помещения под участковый пункт полиции учитывается возможность размещения в нем для совместной работы участковых уполномоченных полиции, помощника участкового уполномоченного полиции, инспектора по делам несовершеннолетних, сотрудника уголовного розыска и представителей общественности.
2. Участковый пункт полиции должен:
2.1. Располагаться, как правило, в центре административного участка (микрорайона).
2.2. Находиться в отдельно стоящем здании, а при размещении в одном здании с предприятиями, организациями или в жилых домах иметь, как правило, отдельный вход.
ГАРАНТ:
2.3. Иметь на оконных проемах металлические решетки.
2.4. Иметь охранную сигнализацию, по возможности с выводом на пульт централизованного наблюдения территориального органа МВД России или автономную сигнализацию типа «сирена» на наружной стороне здания.
2.5. Отвечать требованиям пожарной безопасности и санитарно-гигиеническим нормам.
3. Оснащение участкового пункта полиции:
3.1. На видном и доступном для населения месте участкового пункта полиции должны располагаться светящаяся либо подсвечиваемая вывеска с надписью «Участковый пункт полиции», порядковым номером и контактными телефонами дежурной части территориального органа МВД России, а также информационное табло о днях и времени приема граждан, номерами телефонов участковых уполномоченных полиции (рекомендуемые образцы 1 и 2).
Информация об изменениях:
Приказом МВД РФ от 8 сентября 2016 г. N 526 в подпункт 3.2 внесены изменения
3.2. В коридоре (холле) участкового пункта полиции оборудуются информационные стенды (витрины), на которых размещаются:
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации Российской Федерации;
сведения о должностных лицах территориального органа МВД России (должность, фамилия, имя, отчество, почтовый адрес органа), наименования органов прокуратуры и суда, в которые могут быть обжалованы действия, связанные с приемом или отказом в приеме заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях*;
буклеты-памятки для населения на правовые темы;
другая необходимая информация.
3.3. Помещение участкового пункта полиции оснащается мебелью, инвентарем, настенным планом административного участка (картами-схемами административных участков, утвержденные начальником территориального органа внутренних дел, с обозначением границ, характеристикой территории (микрорайона), юридической и специальной литературой, методическими рекомендациями и другими необходимыми справочными материалами.
3.4. Оснащение участкового пункта полиции средствами связи, вычислительной, электронной организационной техникой, мебелью, противопожарным и хозяйственным имуществом осуществляется в соответствии с правовыми актами МВД России.
* Абзац третий пункта 7 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах МВД России заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.
Примерная оснащенность участкового пункта полиции (из расчета на одного участкового уполномоченного полиции)
Какое звание должно быть у участкового
Статья 41. Общие условия присвоения и сохранения специальных званий
1. Специальные звания высшего начальствующего состава присваиваются Президентом Российской Федерации.
2. Специальные звания, соответствующие должностям среднего и старшего начальствующего состава, гражданам, впервые принимаемым на службу в органы внутренних дел, сотрудникам, впервые назначаемым на должности среднего или старшего начальствующего состава, а также очередные специальные звания полковника полиции, полковника внутренней службы, полковника юстиции присваиваются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
(часть 2 в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 318-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Очередные специальные звания, соответствующие должностям среднего и старшего начальствующего состава, до подполковника полиции, подполковника внутренней службы, подполковника юстиции включительно, а также первые и очередные специальные звания, соответствующие должностям рядового состава и младшего начальствующего состава, присваиваются уполномоченными руководителями в порядке, устанавливаемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
5. Слушателю, адъюнкту в период освоения образовательной программы высшего образования по очной форме обучения в образовательной организации или научной организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, сотруднику органов внутренних дел, переведенному в образовательную организацию высшего образования или научную организацию федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук, очередные специальные звания до полковника полиции включительно могут присваиваться в соответствии с должностью в органах внутренних дел, которую он замещал ранее, при соблюдении условий, установленных настоящей статьей.
(часть 5 в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 318-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Гражданину, впервые поступившему на службу в органы внутренних дел, при назначении на должность в органах внутренних дел первое специальное звание присваивается в соответствии с замещаемой должностью, но не выше подполковника полиции, подполковника внутренней службы, подполковника юстиции, если он не имеет более высокого воинского звания или специального звания.
7. Специальное звание присваивается сотруднику органов внутренних дел пожизненно. При увольнении со службы в органах внутренних дел к имеющемуся специальному званию сотрудника добавляются слова «в отставке». Сотрудник может быть лишен специального звания в порядке, установленном федеральным законом.
8. Сотруднику органов внутренних дел, переведенному в другое подразделение, для сотрудников которого установлены иные специальные звания, специальное звание присваивается в порядке, установленном руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, за исключением специальных званий, присвоение которых входит в исключительную компетенцию Президента Российской Федерации. При этом новое специальное звание не должно быть ниже имеющегося у сотрудника специального звания, а срок выслуги в предыдущем специальном звании учитывается для присвоения очередного специального звания.
9. Запрещается установление иных, не предусмотренных настоящим Федеральным законом условий присвоения специальных званий.
Приложение N 2. Наставление по организации службы участковых уполномоченных полиции
Приложение N 2
к приказу МВД России
от 29.03.2019 N 205
Наставление
по организации службы участковых уполномоченных полиции
2. Обязанности и права должностных лиц территориальных органов МВД России, ответственных за организацию службы участковых уполномоченных полиции, конкретизируются в их должностных регламентах (должностных инструкциях).
II. Компетенция подразделений, выполняющих функции по организации службы участковых уполномоченных полиции территориальных органов МВД России на региональном уровне
4. Подразделения участковых уполномоченных полиции территориальных органов МВД России на региональном уровне:
4.1. Осуществляют организационно-методическое руководство и координацию деятельности курируемых подразделений участковых уполномоченных полиции территориальных органов МВД России на районном уровне по вопросам, отнесенным к их компетенции, обеспечивают несение службы участковыми уполномоченными полиции на обслуживаемых административных участках.
4.2. Анализируют и прогнозируют состояние общественного порядка, структуру и динамику правонарушений по месту жительства граждан, вырабатывают на их основе меры по укреплению правопорядка.
4.3. Разрабатывают и обеспечивают реализацию в пределах своей компетенции мер по повышению эффективности предупреждения преступлений и административных правонарушений на административных участках участковых уполномоченных полиции, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их совершению.
4.4. Осуществляют подготовку для направления в установленном порядке в законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации информационных материалов о проблемных вопросах деятельности участковых уполномоченных полиции, а также основанных на анализе оперативной обстановки предложений о совершенствовании профилактики правонарушений.
4.5. Осуществляют подготовку материалов по вопросам, отнесенным к их компетенции, рассматриваемым на оперативных совещаниях (коллегиях) территориальных органов МВД России на региональном уровне; методических рекомендаций и обзоров, направленных на совершенствование оперативно-служебной деятельности участковых уполномоченных полиции; проектов приказов, указаний и других управленческих решений по вопросам, отнесенным к их компетенции.
4.6. Осуществляют мониторинг с последующим докладом не реже одного раза в полугодие руководителю территориального органа МВД России на региональном уровне:
а) фактической нагрузки на участковых уполномоченных полиции по рассмотрению обращений граждан; привлечения участковых уполномоченных полиции к проведению проверок по заявлениям и сообщениям о преступлениях, экономической направленности, тяжким и особо тяжким, а также не относящимся к компетенции полиции;
б) практики привлечения участковых уполномоченных полиции к выполнению обязанностей, не связанных с обслуживанием административного участка;
в) обеспеченности участковых уполномоченных полиции форменным обмундированием, материально-техническими средствами, служебными помещениями и служебными жилыми помещениями;
г) размещения на официальном сайте информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» территориального органа МВД России на региональном уровне актуальной информации об участковых уполномоченных полиции, закрепленных за ними административных участках, контактных телефонах, месте и времени приема граждан; при выявлении расхождений между размещенной информацией и фактическим положением дел принимают меры к их устранению.
4.7. Участвуют в инспектировании, проведении контрольных проверок, комплексных и иных выездах в подчиненные территориальные органы для изучения результатов оперативно-служебной деятельности участковых уполномоченных полиции, обеспечения исполнения ими законодательных и иных нормативных правовых актов, а также оказания им методической и практической помощи по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности.
III. Обязанности должностных лиц территориальных органов МВД России на районном уровне по организации службы участковых уполномоченных полиции
5. Начальник территориального органа МВД России на районном уровне 1 :
5.1. Утверждает размеры и границы административных участков по предложениям начальника подразделения участковых уполномоченных полиции, согласованным с заместителем начальника полиции (по охране общественного порядка) территориального органа.
5.2. Принимает меры по исключению обстоятельств, способствующих необоснованному привлечению участковых уполномоченных полиции к выполнению обязанностей, не предусмотренных их основными задачами.
5.3. Организует материально-техническое снабжение, кадровое и социально-бытовое обеспечение участковых уполномоченных полиции, оборудование участковых пунктов полиции.
6.1. Осуществляет общее руководство организацией несения службы участковыми уполномоченными полиции.
6.2. Постоянно совершенствует формы и методы управления и организации службы участковых уполномоченных полиции на основе внедрения положительного опыта.
6.3. Осуществляет контроль за недопущением привлечения участковых уполномоченных полиции к выполнению обязанностей, не предусмотренных их основными задачами.
6.4. Организует обобщение и анализ эффективности работы участковых уполномоченных полиции.
6.5. Проверяет не реже одного раза в год состояние участковых пунктов полиции, служебных кабинетов и комнат приема населения, расположенных на территории, обслуживаемой территориальным органом.
6.6. Обеспечивает взаимодействие подразделений участковых уполномоченных полиции с другими подразделениями территориального органа, иными правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами, участвующими в охране общественного порядка.
7. Заместитель начальника полиции (по охране общественного порядка) территориального органа (начальник отдела (отделения, пункта) полиции в составе территориального органа 2 ):
7.1. Организует несение службы участковыми уполномоченными полиции.
7.2. Принимает меры по недопущению привлечения участковых уполномоченных полиции к выполнению обязанностей, не предусмотренных их основными задачами.
7.4. Проверяет не реже одного раза в полугодие состояние участковых пунктов полиции, служебных кабинетов и комнат приема населения, расположенных на территории, обслуживаемой территориальным органом.
7.5. Организует учет и оценку результатов работы участковых уполномоченных полиции, принимает необходимые меры по повышению ее эффективности.
7.6. Проводит в пределах своей компетенции в установленном порядке работу по подбору и расстановке кадров, их профессиональному обучению, а также индивидуальному обучению стажеров и индивидуальному обучению сотрудников.
7.7. Осуществляет подготовку предложений по улучшению материально-технического снабжения и социально-бытового обеспечения участковых уполномоченных полиции, оборудованию участковых пунктов полиции.
8. Начальник подразделения участковых уполномоченных полиции:
8.1. Осуществляет непосредственное руководство участковыми уполномоченными полиции, направляет и координирует их деятельность по профилактике преступлений и административных правонарушений, участию в охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, подводит итоги их работы.
8.2. Информирует дежурную часть об участковых уполномоченных полиции, заступающих на службу, для внесения соответствующих сведений в книгу постовых ведомостей территориального органа за сутки до их заступления.
8.3. Разрабатывает и представляет на утверждение графики:
Организует и контролирует их исполнение.
8.4. Ведет табель учета служебного времени участковых уполномоченных полиции.
8.5. Направляет по мере необходимости в органы местного самоуправления и подразделение информации и общественных связей территориального органа МВД России на региональном уровне актуальную информацию об участковых уполномоченных полиции, закрепленных за ними административных участках, контактных телефонах, месте и времени приема граждан для размещения указанных сведений на официальных сайтах информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
8.6. Принимает в пределах компетенции меры по недопущению фактов привлечения участковых уполномоченных полиции к выполнению обязанностей, не предусмотренных их основными задачами. В случае выявления таких фактов информирует об этом начальника территориального органа, ведет их учет.
О проведенных проверках докладывает рапортом, согласованным с заместителем начальника полиции (по охране общественного порядка) территориального органа, начальнику территориального органа.
Оформляет результаты проверки, в том числе проведенные уполномоченными должностными лицами, в соответствующем разделе Сервиса.
8.8. Изучает, обобщает и внедряет в работу участковых уполномоченных полиции положительный опыт деятельности территориальных органов.
8.9. Контролирует своевременное и качественное рассмотрение участковыми уполномоченными полиции заявлений или сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.
8.10. Ведет учет 2 поступивших и рассмотренных материалов проверки.
2 Допускается ведение учета в электронном виде.
8.11. Осуществляет контроль и учет деятельности по соблюдению участковыми уполномоченными полиции законности при рассмотрении заявлений или сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; при производстве неотложных следственных действий и выполнении других возложенных на них обязанностей.
8.13. Осуществляет прием граждан по вопросам, относящимся к деятельности участковых уполномоченных полиции.
8.14. Осуществляет контроль за проведением участковыми уполномоченными полиции профилактического обхода закрепленных административных участков.
8.15. Ведет журнал учета учетно-профилактических дел на лиц, освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 УК; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего территориального органа МВД России на районном уровне (приложение N 2 к настоящему Наставлению).
8.16. Оказывает практическую помощь в организации работы на административных участках, подготовке отчетов, а также своевременно рассматривает вопросы, связанные с замечаниями и предложениями, высказанными гражданами в ходе обсуждения отчетов.
8.17. Ежемесячно запрашивает информацию:
1 Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетированиях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2485; 2011, N 7, ст. 901; 2015, N 18, ст. 2617; 2016, N 11, ст. 1488; N 27, ст. 4160; 2017, N 23, ст. 3476).
2 Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 50, ст. 6242; 2017, N 14, ст. 2003; N 17, ст. 2460; N 31, ст. 4751; N 50, ст. 7544).
Доводит данную информацию участковым уполномоченным полиции для постановки указанных лиц на соответствующий учет.
8.18. Осуществляет контроль за:
а) проведением участковыми уполномоченными полиции индивидуальной профилактической работы;
б) обеспеченностью участковых уполномоченных полиции форменным обмундированием, материально-техническими средствами, служебными помещениями и служебными жилыми помещениями;
в) соблюдением участковыми уполномоченными полиции в участковых пунктах полиции санитарно-гигиенических требований и мер пожарной безопасности.
8.19. Обобщает ежедневный отчет участковых уполномоченных полиции по профилактике правонарушений.
8.20. Проводит анализ результатов деятельности участковых уполномоченных полиции за месяц, квартал, полугодие и год, формирует оценочную таблицу (приложение N 1 к настоящему Наставлению). Докладывает начальнику территориального органа согласованную с заместителем начальника полиции (по охране общественного порядка) территориального органа справку за отчетный период об основных результатах работы и оценке деятельности участковых уполномоченных полиции, состоянии материально-технического обеспечения, проблемных вопросах, причинах и предложениях по их решению.
8.21. Вносит начальнику территориального органа предложения о:
а) назначении на должность и освобождении от должности участковых уполномоченных полиции, в том числе о совмещении ими обязанностей по вакантной и невакантной (в случаях временной нетрудоспособности, пребывания в отпуске или в командировке, обучения с отрывом от выполнения служебных обязанностей, временного отстранения от выполнения служебных обязанностей сотрудника, замещающего эту должность) должностям 3 ;
3 Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2012 г. N 621 «Об утверждении Положения о совмещении обязанностей на службе в органах внутренних дел Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 27, ст. 3732; 2015, N 11, ст. 1607).
б) поощрении участковых уполномоченных полиции и наложении на них дисциплинарных взысканий;
в) применении мер поощрения к гражданам, оказывающим содействие участковым уполномоченным полиции в обеспечении общественной безопасности и противодействии преступности.
8.22. Один раз в полугодие на основе данных оценочной таблицы участковых уполномоченных полиции проводит анализ нагрузки по административным участкам. При необходимости подготавливает предложения по изменению границ административного участка.
10. Старший участковый уполномоченный полиции (наряду с обслуживанием административного участка):
10.1. Организует деятельность закрепленных за ним участковых уполномоченных полиции.
10.2. Оказывает помощь участковым уполномоченным полиции в совершенствовании их профессионального мастерства, подборе и организации работы внештатных сотрудников полиции, выстраивании взаимодействия с общественными объединениями правоохранительной направленности, проведении индивидуальной профилактической работы с гражданами, стоящими на профилактическом учете, рассмотрении обращений граждан, выполнении обязанностей по службе.
10.3. Организует взаимодействие участковых уполномоченных полиции с сотрудниками других подразделений полиции.
10.4. Контролирует время и порядок ведения приема граждан в участковом пункте полиции (комнате приема населения) участковыми уполномоченными полиции, принимает участие в отчете перед населением о проделанной работе.
10.5. Обобщает результаты деятельности участковых уполномоченных полиции, о чем еженедельно заполняется соответствующий раздел Сервиса с отражением (при наличии) предложений по повышению эффективности и улучшению качества их работы.
10.6. Вносит начальнику подразделения участковых уполномоченных полиции предложения о поощрении закрепленных за ним участковых уполномоченных полиции и наложении на них дисциплинарных взысканий.
IV. Обеспечение контроля за деятельностью участковых уполномоченных полиции и основные показатели по направлениям деятельности
11. В целях осуществления контроля за деятельностью участковых уполномоченных полиции в установленном порядке проводятся проверки уполномоченными представителями МВД России, территориальных органов МВД России на региональном уровне при проведении инспектирования, контрольных проверок, комплексных и целевых выездов в территориальные органы МВД России и их подразделения, а также лицами, которым участковые уполномоченные полиции подчинены по службе, либо лицами, наделенными такими полномочиями приказом (графиком) начальника территориального органа.
13. Проверка несения службы участковым уполномоченным полиции осуществляется на административном участке либо в участковом пункте полиции.
14. При проведении проверки изучаются:
14.1. Фактическое состояние основных показателей по направлениям деятельности участкового уполномоченного полиции. При оценке результатов работы участкового уполномоченного полиции учитываются следующие критерии.
14.1.1. Состояние оперативной обстановки на административном участке и меры, принимаемые по ее нормализации, в том числе:
а) по предупреждению и пресечению преступлений небольшой и средней тяжести, административных правонарушений;
б) по выявлению и раскрытию противоправных деяний, предусмотренных статьями 112, 115, 116, 116.1, 117, 119, 314.1 УК;
в) по проведению индивидуальной профилактической работы с лицами, состоящими на профилактическом учете;
г) по полноте профилактического обхода (осведомленности населения о своем участковом уполномоченном полиции);
д) по внесенным в государственные и муниципальные органы, общественные объединения, организации представлениям (информационным письмам) об устранении причин и условий, способствующих совершению на административном участке преступлений и административных правонарушений, и реализации названных документов;
е) по привлечению граждан к внештатному сотрудничеству и эффективности их деятельности, установлению доверительных отношений с гражданами.
14.1.2. Общественное мнение о качестве работы, определяемое по результатам проведения выборочного опроса населения, сообщениям в средствах массовой информации.
14.1.3. Работа с поступающими обращениями граждан, в том числе наличие обоснованных повторных жалоб и качество принятых по ним решений.
14.1.4. Состояние законности и служебной дисциплины в отчетном периоде.
14.1.5. Организация взаимодействия с сотрудниками структурных подразделений территориального органа МВД России на районном уровне, а также общественными объединениями и гражданами, участвующими в охране общественного порядка на административном участке.
14.2. Обстоятельства, затрудняющие исполнение служебных обязанностей.
14.3. Полнота заполнения, регулярность пополнения и достоверность вносимых сведений в Сервис.
14.4. Знание оперативной обстановки на территории, обслуживаемой территориальным органом, и административном участке.
14.5. Соответствие участкового пункта полиции предъявляемым требованиям, в том числе:
а) оснащение участкового пункта полиции;
б) санитарное и противопожарное состояние участкового пункта полиции;
в) техническая укрепленность участкового пункта полиции, наличие охранно-пожарной сигнализации;
г) материально-техническое обеспечение участкового пункта полиции.