какое значительное событие для государственного развития произошло 24 января 1722 года в россии
Год 1722
События истории России за 1722 год
Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника » Развернутая хронология » 1722
Введение «Табели о рангах».
В 1722-1845 потомственное дворянство давалось за выслугу первого обер-офицерского чина (прапорщика, корнета) на военной службе и чина коллежского асессора на гражданской и за награждение любым орденом Российской империи.
В Табели о рангах в пункте 16 записано “. Многократно оказалось, что некоторые себя дворянами сами называют, а подлинно не суть дворяне, иные же своевольно герб приняли. Того ради мы тем, до которых сие касается, чрез сие милостиво напоминаем, чтоб каждый от такого непристойного поступка и от того воспоследующего бесчестья и штрафованья впредь остерегался”.
В 1722 г. была учреждена должность генерал-почт-директора.
Вряд ли вы найдете метрические книги более раннего времени.
Первое законодательное оформление практика ведения метрических книг в России получила в решениях Московского церковного собора 1666-1667. Первым светским узаконением был указ Петра I от 1702 «О подаче в Патриарший духовный приказ приходским священникам недельных ведомостей о родившихся и умерших». В мае 1722 «прибавления к Духовному регламенту» установили обязательное повсеместное ведение метрических книг в Российской империи.
В 1722 г. были введены духовные штаты (один священник и 2 причетника на 100—150 приходских дворов). Введение этих штатов совпало с первой ревизией, по которой в духовном звании оставлялись только лица, находившиеся на действительной службе, и их потомство, а остальные записывались в подушный оклад. В подушный оклад писались и церковнослужители с их потомством, так как первоначально они не считались даже лицами духовного звания и на них распространялось, например, с 1705 г. бритье бороды, как и на лиц светских. Синоду только после долгих усилий удалось отстоять в 1722 г. принадлежность их к духовному званию. Замещение духовных должностей продолжало происходить двояким способом: путем выбора прихожан и путем наследственной передачи должностей. Правительство старалось регулировать оба эти порядка. Приходский выбор священника был признан необходимым условием для посвящения ставленника; поповскому старосте приказано было присутствовать при выборах в качестве органа епархиальной власти и скреплять выборные списки. Право выборов за приходами было признано затем Духовным Регламентом с единственным ограничением, что епископу предоставлялось испытывать ставленника и определять: годен ли он для занятия должности приходского священника. В 1722 г. были изданы правила для приходских выборов, действовавшие в первой половине XVIII в. Доступ к духовным должностям был затруднен для лиц недуховного происхождения. Дворянам, напр., позволялось вступать в духовное звание только по достижении 40 л. и только тем, кто не получил недвижимого имения в наследство.
Хотя Духовный Регламент и ocyждает наследственную передачу должностей, указ 1722 г. признает ее, говоря о необходимости оставлять при церквах детей духовнества, чтобы они, служа в дьяках и пономарях и учась в школах, приготовлялись к занятию священнических и дьяконских должностей в своей церкви. Вследствие этого указа церковные места делаются фактической собственностью семьи и не только переходят по наследству, но являются часто предметом гражданских сделок; при Петре было запрещено продавать свои места только тем лицам, которые должны были оставить их за вину.
В 1722 г. Петр I приказал возобновить судостроение в Воронеже и Таврове.
Указ 12 января 1722 года говорит, что «надлежит быть при Сенате герольдмейстеру или иной какой чин, чтобы дворян ведал и всегда представлял к делам, когда спросят». 5 февраля 1722 года Колычев назначен герольдмейстером, и ему дана особая инструкция, которою на него возложено: 1) ведение всем дворянам в государстве трояких списков: а) общих — поименных и особых — по чинам; б) «кто из них к делам годится и употребляемы будут и к каким, порознь, и затем оных останется»; в) «что у кого детей»; 2) наблюдение за тем, чтобы никто из дворян не уклонялся от службы под предлогом «малых дел»; 3) внесение в дворянские списки воинских чинов не из дворян, дослужившихся до обер-офицерства и детей их, рожденных «в обер-офицерстве». На самом деле герольдмейстер ведал не одних дворян, но и подьячих, следовательно все служилое сословие, и таким образом исполнял обязанности, лежавшие прежде на Разряде. Новостью были только две обязанности, возложенные на него инструкцией 1722 г.: 1) устройство подготовительной к гражданской службе Школы для дворян, «пока Академии не исправятся» (предначертание это не было осуществлено); 2) составление дворянству гербов.
Сообщение отправлено: 8 мая 2006 19:28 ( Ne administrator)
Сообщение отредактировано: 5 августа 2006 12:54
А пока суть да дело
Между князем кесарем Иваном Федоровичем Ромодановским и сенатором действительным тайным советником Григорием Федоровичем Долгоруковым, бывшим посланником в Польше, произошел кулачный бой при свидетелях. Кулачный, потому что до 1729 г. в России противники утверждали свою правду кулаками. Первая дуэль состоится только в 1729 г., когда граф Матвеев Федор Матвеевич и герцог де Лириа, повздоривши на званном обеде, наговорили друг другу много «поносных» слов и Матвеев вызвал герцога на дуэль.
Библиотека Академии наук
Библиотека Академии наук, основание которой было положено при Петре I коллекциею отобранных в завоеванном Остзейском крае книг, уже при нем составила значительное книгохранилище, особенно после польской войны 1722 г., когда завладели библиотекою князей Радзивиллов в Литве (в Несвиже). Самой-то академии еще не было, но библиотека уже вовсю формировалась.
Екатерина Иоанновна
Инвалиды
Вследствие многочисленности инвалидов указом 12 апреля 1722 г. содержание им было уменьшено, причем право на получение его сохранено было лишь за действительно поселившимися в м-рях и богадельнях.
Калмыки
Петр Великий думал, что дерзость калмыков обусловливается не общими чертами их характера, а только личностью их вождя, Аюки; поэтому он заботился лишь о том, чтобы преемник калмыцкого хана не был таким энергичным и умным. Отправляясь в дербентский поход, летом 1722 г., Петр Вел. посетил Калмыцкую степь и наметил в будущие ханы племянника Аюки, Дорчжи Назарова, бездарного и не пользовавшегося никаким влиянием в народе.
Колтун
Колтун (Plica polonica) — в прежнее время считался особой болезнью, присущей известным местностям (например, берегам Вислы, Познани) и народностям. В настоящее время выяснено, что К. есть следствие экземы на голове у людей нечистоплотных, относящихся небрежно к уходу за своими волосами, вовсе их не расчесывающих. К. очень часто развивается на почве не распознанной вшивости и излечивается с устранением последней. Вследствие обильного отделения (экскреции) сальных желез на голове, волосы слипаются в клубки, косички, в которых содержатся грязь, пыль и множество насекомых, находящих здесь для себя богатую пищу. К. устраняют стрижкой волос и последовательным лечением воспалительного состояния сальных желез на голове. Если желательно, например у женщин, сохранить волосы, то их, при наличности вшей, смачивают керосином или сулемовым уксусом (1 на 300), расчесывают гребнем и постепенно распутывают.
Народ и поныне считает К. или ковтун особой болезнью, давая ему название гостец (в некоторых местностях под гостцем разумеют хронический ревматизм суставов). Гостец — это злой дух, поселившийся в человеке. Если кто-нибудь оскорбляет его неумелым лечением, то гостец обращается в опасную и трудно излечимую болезнь. Народ поныне убежден, что отрезание К. может весьма вредно отозваться на здоровье человека. Сверхъестественное значение, которое народом приписывается К., вероятно, и вызвало синодский указ 24 февраля 1722 г.: игуменам в монастырях затворников и ханжей и с колтунами никого не держать.
«Брокгауз и Ефрон»
Самара 1722
Петр I, совершая поезду на Кавказ, останавливался у Царева кургана и в Самаре.
Этот день в истории: 1722 год — Петр I учредил в России «Табель о рангах»
4 февраля 1722 года Петр I именным царским указом учредил в России «Табель о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных, которые в котором классе чины; и которые в одном классе, те имеют по старшинству времени вступления в чин между собою, однако ж воинские выше прочих, хотя б и старее кто в том классе пожалован был».
Сей документ, ставший фундаментом российской бюрократии, представлял из себя таблицу, содержащую перечень соответствий между военными, гражданскими и придворными чинами, ранжированными по 14 классам.
До этого времени при царском дворе и в гражданских госучреждениях существовали традиционные русские чины (бояре, окольничие, думные дворяне, думные дьяки и прочие). Потребность в установлении новой системы чинов возникла в результате реформаторской деятельности Петра I, когда резко возросло количество должностей и чинов в армии и госаппарате. В основу «Табели о рангах» легли аналогичные документы западноевропейских стран и взяты чины европейского типа, но были учтены и чины, уже существовавшие в России.
Табель ввела новую классификацию служащего люда в России. Все чины подразделялись на три типа: военные, статские (гражданские) и придворные — и делились на 14 классов (где 1-й — высший), причем каждому классу соответствовал определенный чин. Военные чины состояли из 4 разрядов (сухопутные, гвардия, артиллерийские и морские) и стояли выше соответствующих им по классу статских и даже придворных чинов.
Такое старшинство, прежде всего, давало преимущества военным чинам в главном — переходе в высшее дворянское сословие. Поскольку в среде военных самый низший 14-й класс уже давал право на потомственное дворянство. В то время как на гражданской службе для этого необходимо было дослужиться до 8-го класса.
Именно «Табель о рангах» Петра I не только выстроила четкую бюрократическую иерархию всей госслужбы, но и изменила генеалогический состав дворянского сословия, поскольку дала возможность выдвинуться талантливым людям из непривилегированных сословий. Единственным регулятором службы стала личная выслуга и заслуги, а родовитость потеряла в этом отношении всякое значение. Все это в последующем повлияло на демократизацию дворянского сословия, на закрепление служилого характера дворянства и на расслоение его на новые группы — дворянства потомственного и личного.
Хотя в дальнейшем «Табель о рангах» неоднократно реформировалась и несколько видоизменялась, этот законодательный акт, определивший порядок прохождения государственной службы чиновниками в России, просуществовал вплоть до революции 1917 года. Документ был упразднен декретами Советской власти об уничтожении гражданских, военных и придворных чинов, сословий и титулов дореволюционной России.
24 ЯНВАРЯ 1722 г. – ВВЕДЕНИЕ В РОССИИ «ТАБЕЛИ О РАНГАХ
В 1719 году в Российской империи была начата работа по улучшению и организации исполнения должностных обязанностей лицами, состоящими на государственной службе, упорядочению самих этих должностей. Эта своего рода оптимизация была продолжением реформ, которые царь Петр I стал проводить, в первую очередь, в армии, на флоте и в государственном аппарате. Поскольку Петр стремился приблизить Россию к достижениям западноевропейских стран, то и в основу нового государственного документа были положены аналогичные акты, существовавшие во Франции, Швеции, Дании и Пруссии.
24 января (2 февраля) 1722 г. Закон под названием «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных» после рассмотрения его Сенатом, Военной и Адмиралтейской коллегиями был принят. Можно сказать, что формально даже присутствовала видимость некой демократии и коллективного обсуждения законопроекта. Коллегии сделали некоторые замечания о размещении чинов по рангам и окладах, введении в табель древних русских чинов и другие. Однако, все эти замечания были оставлены Петром I без рассмотрения.
Все чины «Табели» (раньше это слово относилось к женскому роду) подразделялись на три типа: военные, cтатские и придворные. Они делились на четырнадцать классов. Военные чины объявлялись выше соответствующих им гражданских и даже придворных чинов. Это давало преимущества военным чинам в переходе в дворянское сословие.
«Табель» представляла собой таблицу должностей, разделенных на 14 классов (рангов). Это были 6 обер-офицерских чинов (от прапорщика до капитана в армии и от коллежского регистратора до титулярного советника на гражданской службе); 5 штаб-офицерских (от майора до бригадира и от коллежского асессора до статского советника, соответственно); 3 генеральских (от генерал-майора до фельдмаршала и от действительного статского советника до действительного тайного советника). Аналогичное деление в 14 классных чинов вводилась на флоте и для придворной службы. Всего петровская «Табель о рангах» насчитывала 263 чина и должности. Должности впоследствии были выведены из табели. Кроме таблицы, она содержала еще 19 пунктов поясняющего текста, в том числе о штрафах за ее нарушение.
Изначально каждый (в том числе и знатные люди) должны были начинать службу в низшей должности, без привилегий и прав. Это были такие должности, которые не давали привилегий, и не отражались в табеле. В дальнейшем, на основе своих достижений и умений, каждый мог подняться на 14 ступень, а после этого постепенно подниматься все выше, получая новый ранг. Все виды службы были поделены на 2 категории:
— Военная служба, которая включала в себя сухопутные, морские и гвардейские корпуса. Все начинали служить в звании рядовых, а получить младший чин (14-ый класс) можно было не раньше, чем через 15 лет. Все военные чины давали право на наследуемое поместье.
— При гражданской службе право на наследуемое поместье могли получить только чиновники начиная с 8-го класса (коллежский асессор) и выше. Нижние чины получали поместье, но не могли передавать его по наследству.
Следует сказать, что табель о рангах не распространялась на крепостных крестьян.
Многие исторические личности имели тот или иной чин по табели о рангах.
Согласно «Табели», самый низший чин среди статских – это коллежский регистратор. Такой чин имел знаменитый писатель Николай Васильевич Гоголь. Чин коллежского секретаря в свое время имели поэт А. С. Пушкин и композитор М. П. Мусоргский. В чин титулярного советника, дававший личное дворянство, был произведен Н. Г. Чернышевский. Надворными советниками были М. Е. Салтыков-Щедрин и А. И. Герцен. Они равнялись подполковнику в пехоте, капитану 2-го ранга на флоте, капитану и кавалерийскому ротмистру в гвардии. Писатель и коллежский советник, т.е. полковник, А. С. Грибоедов заключал Туркманчайский мирный договор с Персией. В чине действительных статских советников были историк и писатель Н. М. Карамзин, историк и географ В. Н. Татищев. В ранге тайных советников были поэт Ф. Тютчев и министр финансов России С. Ю. Витте. Поэт Г. Р. Державин, губернатор, министр юстиции, секретарь императрицы Екатерины II носил чин действительного тайного советника. Канцлерами на гражданской (статской) службе были известные по учебникам истории и историческим романам А. А. Безбородко, А. П. Бестужев-Рюмин, К. В. Нессельроде, А. М. Горчаков. Чину канцлера в «Табели о рангах» в армии соответствовал генерал-фельдмаршал. Этот чин имели такие знаменитые военачальники как М. Б. Барклай-де-Толли, М. И. Кутузов-Смоленский, П. А. Румянцев-Задунайский, Г. А. Потёмкин-Таврический. А. В. Суворов-Рымникский тоже имел чин генерал-фельдмаршала, однако позже за особые заслуги ему было присвоено звание генералиссимуса, стоящее вне системы чинов в Табели о рангах.
«Табель о рангах» просуществовала с многочисленными изменениями вплоть до революции 1917 года и не только наложила отпечаток на государственную жизнь царской России, но и послужила затем основой создания системы государственной службы сначала в Советской России и Советском Союзе, а в наши дни – в Российской Федерации.
Какое значительное событие для государственного развития произошло 24 января 1722 года в россии
Та́бель о ра́нгах («Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных»)[1] — закон о порядке государственной службы в Российской империи (соотношение чинов по старшинству, последовательность чинопроизводства).
Утверждена 24 января (4 февраля) 1722 императором Петром I, просуществовала с многочисленными изменениями вплоть до революции 1917 года.
«Табель о рангахъ всѣхъ чиновъ, воинскихъ, статскихъ и придворныхъ, которые въ которомъ классѣ чины; и которые въ одномъ классѣ»
— Пётр I 24 января 1722 г.
Пётр лично принимал участие в редактировании закона, в основу которого легли заимствования из «росписаний чинов»французского, прусского, шведского и датского королевств. Собственноручно исправив черновой проект, Пётр подписал его 1 февраля 1721 года, но повелел перед опубликованием внести его на рассмотрение Сената. Кроме Сената табель о рангах рассматривалась в военной и в адмиралтейской коллегии, где был сделан ряд замечаний о размещении чинов по рангам, об окладах жалованья, о введении в табель и древних русских чинов и об устранении пункта о штрафах за занятие в церкви места выше своего ранга. Все эти замечания были оставлены без рассмотрения. В окончательной редакции табели о рангах принимали участиесенаторы Головкин и Брюс и генерал-майоры Матюшкин и Дмитриев-Мамонов.
24 января 1722 года Петр I утвердил Закон о порядке государственной службы в Российской империи (чины по старшинству и последовательность чинопроизводства). Все чины «Табели о рангах» подразделялись на три типа: военные, cтатские и придворные и делились на четырнадцать классов. К каждому классу приписывался чин.
Указом Александра II от 9 декабря 1856 года планка была повышена: личное дворянство начиналось по всем видам служб с IX класса, а право на потомственное давал чин полковника (VI класс) в военной службе или чин действительного статского советника (IV класс) по гражданской. Чины с XIV по X класс именовались теперь просто «почётными гражданами».
Дальнейшее законодательство о чинопроизводстве несколько уклонилось от первоначальной идеи Табели о рангах. По идее чины означали сами должности, распределённые по 14 классам, однако с течением времени чины получили самостоятельное значение почётных титулов, независимо от должностей. С другой стороны, для производства в некоторые чины для дворян установились сокращённые сроки; затем были повышены чины, дававшие право потомственного дворянства. Эти мероприятия имели целью ограничить демократизирующее действие табели на состав дворянского сословия.
Военные чины выше табели о рангах
1. Генералиссимус
Воинские звания ниже табели о рангах
1. Подпрапорщик, подхорунжий; портупей-прапорщик (в пехоте), портупей-юнкер (в артиллерии и лёгкой кавалерии), фанен-юнкер(в драгунах), эстандарт-юнкер (в тяжёлой кавалерии).
2. Фельдфебель, вахмистр, кондукто́р.
3. Старший строевой унтер-офицер (до 1798 сержант, боцман).
4. Младший унтер-офицер (до 1798 младший сержант, капрал, боцманмат).
Небольшая заметка о Петре I, написанная мной на основе анализа переписки царя (то есть мемуары, а также историографию я в данном случае «отсек»).
Еще бросается в глаза при чтении его писем набожность Петра I. Во многих инструкциях встречается фраза «с Божьей помощью» (за исключением мелких поручений, с которыми исполнитель должен был справиться без оной), при извещениях об успехах (в частности, о военных победах) он всегда писал, что они дарованы «Божьей милостью». Отмечу в связи с этим, что Петр I никогда не выступал против православной веры, его преобразования в церковной сфере были направлены именно на церковь (во-первых, на повышение образованности священнослужителей, а также, особенно в первом десятилетии XVIII в. – на «изымание финансовых средств» церкви на военные нужды), а не веру. Но при этом он был веротерпимым, что подтверждает большое количество приглашенных из Западной Европы специалистов. При этом Петр предпочитал иметь дело с протестантами, а не с католиками, которых недолюбливал (скорее всего, это во многом связано с деятельностью иезуитов, ставшихся насаждать в России католическую веру) – в его письмах людям, занимавшимся привлечением на русскую службу иностранцев порой «проскальзывает» указание с «папистами» дел не иметь.
Можно отметить, что в первые годы его царствования переписка велась с ограниченным числом адресатов, каковыми являлись Ф.Ю. Ромодановский, Ф.М. Апраксин и А.А. Виниус, а также члены его семьи (мать, брат, сестра) и патриарх. А вот после начала Северной войны переписка значительно «расширилась», а со временем стала охватывать не только военные вопросы, но также и вопросы государственного управления, культуры.
Интересно также и то, что при составлении инструкций и в письмах к подчиненным он постоянно подчеркивал, что все остальное, что не указано здесь, «дается на ваше рассуждение (рассмотрение)», то есть у подчиненного была возможность и проявить инициативу в случае необходимости. Правда, так было не всегда. В этой связи приведу пример из переписки Петра I с Ф.М. Апраксиным во время осады Выборга (1710 г.). На первом этапе осады адмирал регулярно сообщал царю о положении дел, Петр постоянно давал ему различные советы, как следует поступать, и при этом постоянно приписывал – это все на твое рассмотрение, тебе там на месте виднее, нежели мне (из Санкт-Петербурга). Чуть позже Петр сам побывал в лагере (когда туда были доставлены подкрепления) и составил инструкцию о дальнейшем ходе осады. После этого тон его писем несколько изменился – теперь (после того как сам побывал на месте) он постоянно требовал от Ф.М. Апраксина, чтобы тот действовал строго по его диспозиции.
Отношения к ближайшему окружению у Петра было довольно ровным, но все же есть некоторые моменты – с представителями аристократических родов царь был довольно вежлив, хотя того же Б.П. Шереметева (да порой и других) ему постоянно приходилось «понукать» и недовольство фельдмаршалу государь высказывал хоть и в вежливой, но довольно жесткой форме. Трудно сказать, как складывались его отношения с другими «боярами», с которыми он не вел переписку, могу только предположить, что и общение с ними было сведено к минимуму – большинство не только отрицательно относилось ко многим преобразованиям реформатора (и, в первую очередь, появлению в его окружении неродовитых и иноземцев), но просто-напросто не выдерживало того ритма, в котором приходилось работать тем, кто находился рядом с царем.
А вот «Данилычу» порой доставалось, да и вообще с выходцами из простонародья и мелкого дворянства царь бывал не только жестким, но подчас и грубым. Да и вообще, современники (особенно иностранцы) нередко отмечали резкость и грубость Петра. Следует сказать, что с жертвами он и вправду, не считался (правда, старался избежать ненужных жертв – к примеру, во время осады Риги, когда стало ясно, что шведский гарнизон крепости не может долго защищаться, он постоянно призывал командующего войсками Б.П. Шереметева беречь людей и не усердствовать в осадных работах). Тут можно вспомнить события 1708 г., когда русское командование во главе с Петром I решило применить тактику выжженной земли, и жителям тех районов, где предполагалось наступление шведских войск (в том числе Новгородской и Псковской областей, так как у царя были опасения, что Карл XII пойдет именно сюда), было предписано забрать имущество и уходить в леса, так как в случае приближения шведов все будут жечь. Кроме того, жители Нарвы и Дерпта и вовсе были выселены в Поволжье (позже, в 1714 г., им было разрешено вернуться). Здесь, правда, надо иметь в виду, что Прибалтика не являлась в тот момент для Петра территорией России, поэтому к разорению тех земель он относился спокойно (а вот за разорение Ингерманландии П.М. Апраксин – брат уже упоминавшегося Ф.М. Апраксина – в 1702 г. получил от царя весьма хороший втык).
Возвращаясь к Петру и его переписке отмечу также, что в каждом документе, помимо подписи, стоит и место отправления, что позволяет получить представление о его передвижениях по стране. И, надо сказать, выглядит весьма впечатляюще – бывали, конечно, периоды, когда царь даже несколько месяцев жил в одном городе (в первую очередь, разумеется, в Санкт-Петербурге и Москве), но большая часть его жизни прошла в разъездах и плаваниях. Тут можно говорить о том, что Петр был очень энергичным человеком, что отмечали очень многие современники. Они порой писали и об импульсивности, но здесь отмечу, что ни одно решение он не принимал сгоряча – каждое поручение (или инструкцию) сопровождало детальное разъяснение задачи, что говорит об обдуманности того или иного решения.
В первые годы XVIII в. он основное внимание уделял, естественно, военным вопросам, а также кораблестроению. К слову, среди его бумаг сохранилась и расписка в получении жалованья – как офицер флота и корабельный мастер Петр Михайлов (позже он получил чин адмирала). В армии он служил под другим псевдонимом – Петр Алексеев – и дослужился до чина полного генерала (что интересно этот чин ему «пожаловали» за участие в Гангутском сражении 1714 г., и в письме к Екатерине, поздравляя ее с тем, что она стала генеральшей, он по этому поводу писал, что, мол, совсем там люди очумели – за участие в Полтавском сражении дали чин контр-адмирала, а за морскую победу – генеральский чин). Естественно, часто встречается и документы, связанные с дипломатическими вопросами (это, как и все, что было связано с флотом, продолжалось до конца царствования).
А вот после Полтавской победы значительно больше внимания в его переписке уже уделяется внутренним вопросам, в следующем десятилетии он уже более плотно занялся реформой управления и преобразованиями в области науки, культуры и т.д. Естественно, много внимания уже уделялось и Санкт-Петербургу, причем не только строительству, но и благоустройству. Здесь царь вникал во все мелочи (вплоть до присылки из-за границы деревьев), что, в общем, характерно для него – помня о глобальных целях, он постоянно вникал во все мелочи, и у него вполне получалось делать и то и другое, благодаря энергии, а также стремлению учиться.
В 1718 г. Петр поручил Феофану Прокоповичу выработать план преобразования церковного управления по образцу гражданских коллегий. 11 февраля 1720 г. проект, составленный Феофаном, был исправлен Петром, а 23 февраля внесен на обсуждение сената, в заседание которого были приглашены находившиеся тогда в Петербурге 6 архиереев и 3 архимандрита. Сенаторы и духовенство утвердили Д. Р. без каких бы то ни было изменений и вслед за тем по царскому указу подписали его. После того Д. Р. был отправлен в Москву, Казань и Вологду, куда должны были съехаться другие провинциальные архиереи, архимандриты и игумены важнейших монастырей для выслушания и подписания его. К концу 1720 г. все подписи были уже собраны, и только местоблюститель патриаршего престола, Стефан Яворский, некоторое время уклонялся от подписания Д. Р., ссылаясь на неясность отдельных его пунктов, но в конце концов и он должен был уступить. Осенью 1721 г., более чем через полгода после открытия действий синода, Д. Р. был напечатан под загл. «Регламент или устав духовныя коллегии, по которому оная знать долженства своя и всех духовных чинов, також и мирских лиц, поелику оные управлению духовному подлежат, и притом в отправлении дел своих поступать имеет». Автор Регламента разделил его на 3 части: в 1-ой он дает общее определение нового устройства церковного управления посредством духовного коллегиума и доказывает его законность и необходимость, во второй определяет круг ведения синода, в третьей — обязанности отдельных духовных лиц, обращая при этом особенное внимание на епископов. Д. реглам. ставил церковное управление в строгую подчиненность верховной власти. Мысль о супрематии государя в церковных делах, свойственная Петру I и Феофану Прокоповичу, нашла себе выражение не только в мотивах закона, но и в самом содержании его, так как члены синода в приносимой ими присяге обязаны были клятвенно «исповедывать крайнего судью духовные сея коллегии быти самого всероссийского монарха». По своей форме новое управление было согласовано с гражданскою администрацией, так что Д. Р. и не определяет порядка действий синода, прямо ссылаясь в этом отношении на генеральный регламент.
Конфессиональная политика Петра I.
Весной 1703 г. в ходе Северной войны, основной целью которой стало возвращение «земель отчичь и дедичь», русские войска оказались на территории Ингерманландии, населенной не только русскими (православными), но и финнами, а также шведами (протестантами). 16 (27) мая здесь была заложена Санкт-Петербургская крепость и началось строительство города, ставшего в скором времени столицей Российской империи. Для строительства в первую очередь использовались жители близлежащих мест, а затем сюда стали присылать работников из других областей России (среди которых были и татары, исповедовавшие исламскую религию). Кроме того, в новом городе поселилось и большое количество иностранных специалистов. В связи с этим можно отметить один интересный факт – первым обер-комендантом Санкт-Петербурга стал лютеранин Р.В. Брюс, родившийся в России (его отец поступил на русскую службу в царствование Алексея Михайловича) и начинавший военную службу в «потешных» войсках Петра I.
Таким образом, Санкт-Петербург с первых дней своего существования стал «многоконфессиональным» городом (при этом в нем преобладало русское православное население, поскольку большинство присланных работников были русскими, а со временем сюда стали переезжать и российские дворяне). Важно отметить, что «многоконфессиональность» Санкт-Петербурга была заложена, по сути дела, еще до основания города, поскольку жители этой области придерживались разных религий. Политика русского правительства в религиозной сфере заключалась, с одной стороны, в укреплении православия (особенно в Ингрии), но также и в сохранении протестантской веры, что регламентировалось специальными постановлениями и договорами.
В следующем году русскими войсками были взяты Нарва и Дерпт, находившиеся на территории Лифляндии, где преобладало немецкое население (также протестанты). Жители этих земель становились уже подданными русского царя (юридически это было оформлено при заключении Ништадского мира в 1721 г.), поэтому постепенно вставал вопрос и о церковном управлении на этих территориях.
Таким образом, большая часть населения Прибалтики сохранила протестантскую религию. К тому времени Петр I, первоначально не планировавший покорять эти территории (по договоренности в 1699 г. эти земли должны были отойти к саксонскому курфюрсту и королю Речи Посполитой Августу II), принял решение о включении Лифляндии и Эстляндии в состав России по итогам войны. Правда, за эти области пришлось вести довольно напряженную дипломатическую борьбу, увенчавшуюся успехом лишь в 1721 г., однако вопрос о церковном управлении пришлось решать уже в начале второго десятилетия XVIII в.
Следует отметить, что при заключении Ништадского мира было оговорено, что «евангелическая вера, кирхи и школы и что к тому принадлежит на таком основании, на каком при последнем свейском правительстве, были оставлены и содержаны», но в то же время на этих территориях (уступленных России Швецией) оговаривалось и свободное «отправление» православной веры.
Лютеранские церкви на территории России к тому времени уже существовали, в частности в Санкт-Петербургской крепости еще в 1704 г. была построена лютеранская церковь святой Анны (позже она была перенесена на Петербургскую сторону к Мытному двору), а в следующем году в Санкт-Петербурге образовалась община святого Петра. А покровителем представителей всех протестантских религий стал вице-адмирал К.И. Крюйс [5, С. 71], во дворе у которого была построена вторая лютеранская церковь. Отметим, что он был неофициальным патроном протестантов, и его деятельность распространялась, главным образом, лишь на жителей Санкт-Петербурга, а также специалистов военно-морского дела. Лишь в 1711 г. для наблюдения за всеми протестантскими церквами страны была учреждена должность суперинтенданта для наблюдения за лютеранскими церквами в России (первым суперинтендантом был Б. Вагетиус, пастор Старой Церкви в Москве). Первоначально он подчинялся Сенату, а после учреждения коллегий – Юстиц-коллегии. Но при этом не следует считать коллегию органом управления церкви – ее деятельность, главным образом, сводилась к наблюдению за тем, чтобы решения религиозных объединений не противоречили российским законам.
Несколько позже, в 1721 г. все дела, связанные с деятельностью протестантских приходов перешли в ведение созданного Святейшего Синода, который также ограничивался общим надзором. А общины по-прежнему управлялись пасторами.
Таким образом, православие оставалось основной религией в России (да и сам Петр I, как показывает его переписка, был верующим человеком), но при этом на Северо-Западе России в первой четверти XVIII века представители других конфессий получили свободу вероисповедания. В связи с этим русское правительство принялось за решение проблемы церковного управления на этих территориях (в первую очередь – в Прибалтийских землях). В дальнейшем многие представители из этих земель верой и правдой служили России, что может подтвердить правильность курса, выбранного Петром I в годы Северной войны.
Библиография:
1. Вебер Ф.Х. Преображенная Россия // Русский архив. 1872. Вып. 6.
2. Петров А.В. Город Нарва, его прошлое и достопримечательности в связи с упрочением русского господства на Балтийском побережье. СПб., 1901.
3. Письма и бумаги императора Петра Великого. Т. VIII. Пг., 1918.
4. Полное собрание законов Российской империи. 1-е издание. СПб., 1830. Т. 4.
5. Точное известие о. крепости и городе Санкт-Петербург, о крепостце Кроншлот и их окрестностях // Беспятых Ю.Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. Л., 1991.
6. Фоккеродт И.-Г. Россия при Петре Великом // Неистовый реформатор. М., 2000.
7. Юль Ю. Записки Юста Юля, датского посланника пари Петре Великом // Лавры Полтавы. М., 2001.
Реформы государственного управления.
У Петра I поначалу отсутствовала четкая программа реформ в сфере государственного правления. Появление нового государственного учреждения или изменение административно-территориального управления страной диктовалось ведением войн, которое требовало значительных финансовых ресурсов и мобилизации населения. Унаследованная Петром I система власти не позволяла собрать достаточно средств на реорганизацию и увеличение армии, постройку флота, строительство крепостей и Санкт-Петербурга.
С первых лет правления Петра прослеживалась тенденция снижения роли малоэффективной Боярской думы в управлении государством. В 1699 году при царе была организована Ближняя канцелярия, или Консилиум (Совет) министров, состоявший из 8 доверенных лиц, управлявших отдельными приказами. Это был прообраз будущего Правительствующего Сената, сформированного22 февраля 1711 года. Последние упоминания о Боярской думе относятся к 1704 г. В Консилии был установлен определённый режим работы: каждый министр имел особые полномочия, появляются отчетность и протоколы заседаний. В 1711 г. вместо Боярской думы и подменявшей её Консилии был учрежден Сенат. Пётр так сформулировал основную задачу Сената: «Смотреть во всем государстве расходов, и ненужные, а особливо напрасные, отставить. Денег, как возможно, сбирать, понеже деньги суть артериею войны.»