какое значения имеет понятие наднациональные финансы

Учитывая, что курсовая работа и реферат относятся к числу самостоятельных, творческих исследований, при их написании недопустимы плагиат (выдача чужого произведения либо его части за свое) и компиляция (использование результатов чужих исследований без самостоятельной обработки источников). При заимствовании сведений, фактических данные или мнении других авторов необходимо по тексту работы делать сноски с указанием соответствующего источника В заключении (2-3 страницы) работы кратко излагаются результаты исследования и делаются основные выводы. Заключение может содержать рекомендации по совершенствованию финансово-правового законодательства, рекомендации по повышению эффективности работы финансовых и кредитных органов и т.п.

В соответствии с ГОСТами оформляются титульный лист работы, а также сноски на источники опубликования использованной литературы, нормативных актов. При дословном цитировании необходимо заключать текст в кавычки, с указанием в сносках цитируемого источника. В сноске необходимо указать: фамилию, инициалы автора, название работы, место издания, издательство или название журнала (газеты), год издания, номер журнала (либо дату выхода газеты), страницы. При изложении положений используемой работы (без прямого цитирования) кавычки не требуются, но автор курсовой работы (реферата) обязан сделать ссылку на этот источник.

Список использованных источников включает все информационные источники, использованные автором в работе. Рекомендуется выделять следующие разделы:

— нормативно-правовые акты (располагаются в зависимости от их юридической силы, при этом нормативные акты, обладающие равной юридической силой, располагаются в соответствии с календарной очередностью их принятия);

учебники и учебные пособия;

материалы правоприменительной практики (архивные, текущие);

Монографии, учебники, учебные пособии, сборники, научные статьи, публикации в периодической печати, авторефераты диссертаций рекомендуется располагать в алфавитном порядке по фамилиям авторов, а если автор на титульном листе не указан, то по названию книги, учебника, учебного пособия, статьи и т. д.

Первый (титульный) лист курсовой работы и научного доклада отражает информацию об образовательном учреждении, где выполнялась работа, об авторе, названии, научном руководителе, дате (годе) выполнения. На втором листе курсовой ра боты и научного доклада помешается оглавление (содержание). Оно включает все разделы работы (введение, главы и параграфы, заключение, список использованных источников) с указанием начальных страниц каждого раздела.

Курсовая работа (реферат) должны:

— носить самостоятельный характер;

— быть написанной с использованием действующих нормативно-правовых актов, отражать способности студента работать с нормативно-правовыми актами и рекомендуемой литературой;

— отвечать требованиям логичного и четкого изложения материала, доказательности и достоверности фактов;

— содержать анализ современно судебной и иной правоприменительной практики по исследованной проблеме;

— быть правильно оформлена (четкая структура, завершенность, правильное оформление библиографических сссылок, списка литераторы и нормативно-правовых актов, аккуратность исполнения) в соответствии с требованиями, предъявляемыми к курсовым работам и рефератам.

Автор несет ответственность за достоверность данных, представленных в работе, он обязан давать ссылки на автора и источник, откуда им заимствуются материалы ил отдельные результаты. В случае использования чужого материала без ссылки на авто за или источник заимствования курсовая работа, к защите не допускается, а допущенная подлежит неудовлетворительной оценке.

При устранении недостатков, выявленных научным руководителем в реферате, студент выступает с ним на научном кружке или на семинарском (практическом) занятии, тематика которого совпадает с темой реферата. Оценка подготовленного реферата основывается на критериях оценки курсовых работ с выставлением оценок: «зачтено» или «не зачтено», без занесения их в ведомость и зачетную книжку студента. Оценка реферата имеет значение для научного руководителя при оценке знаний студента в целом по итогам изучения курса международного финансового права.

Методические указания по проведению «семинара-коллоквиума» по 3.

международному финансовому праву Семинар коллоквиум представляет собой специально подготовленное занятие по заранее определенной важной теме, либо занятие по монографии, публикации. Для проведения такого семинара необходимо заранее подготовить и представить студентам вопросы коллоквиума (4-6), указать необходимые источники для подготовки, а во втором случае указать страницы обсуждаемой научной работы. Применение подобного инновационного метода направлено на развитие оперативного мышления, профессиональную ориентацию студентов, дополнительную мотивацию к изучению дисциплины.

Тема коллоквиума: «Международное банковское право – перспективы развития».

1. Международное банковское право – комплексная система права.

2. Расширение сферы продвижения иностранного капитала в банковский сектор экономики РФ;

3. Филиалы иностранных банков в РФ: миф или реальность;

4. Усиление процессов международного сотрудничества в сфере ограничения легализации доходов полученных преступным путём и финансирования терроризма;

5. Внедрение в РФ Рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору.

Литература для подготовки к коллоквиуму:

2. Ерпылева Н.Ю. Международное банковское право: механизм правового регулирования банковской деятельности // Государство и право. 1996. № 12.

3. Ерпылева Н.Ю. Правовой статус кредитных организаций как субъектов международного банковского права // Банковское право. 2003. № 1.

4. Гусев К.Н. Новые тенденции в притоке иностранных капиталов в Россию // Банковское дело. 2007. № 5.

5. Шамраев А.В. Правовое регулирование международных банковских сделок и сделок на международных финансовых рынках. М.: КноРус, 2009.

6. Шаповалов М.А. К вопросу о расширении предмета международного банковского права // Банковское право. 2010. № 1.

Методические указания по проведению «семинара с элементами мозгового 4.

штурма» по международному финансовому праву.

Семинар с элементами мозгового штурма представляет собой заранее подготовленное занятие с постановкой реальной, интересной проблемы. Фабула мозгового штурма сообщается студентам заранее для анализа дополнительной литературы.

Аудиторию необходимо разделить на несколько команд (по 5-6 человек). В каждой команде необходимо определить: лидера, ответственного секретаря, оратора и экспертов.

Группы студентов изолируются в различных частях аудитории. Каждой команде необходимо предоставить лист ватмана и маркер. Преподаватель озвучивает проблему (фабулу) мозгового штурма (выносимые на обсуждение вопросы) и предоставляет командам время (15-20 минут) на коллективное ее решение. Все возможные варианты решения ответственный секретарь каждой команды записывает на лист ватмана. Далее ораторы команд по очереди представляют и аргументируют свои варианты решения поставленной проблемы. Лидер команды в свою очередь должен пронумеровать все варианты по значимости. После выступления представителей всех команд преподаватель делает резюме. Результатом мозгового штурма должен стать единый перечень предложений, который составляется на новом листе ватмана на основе анализа вариантов, предложенных командами.

Варианты тем для проведения семинара с элементами мозгового штурма:

1. Перспективы государственной политики в области государственных внешних заимствований.

Предварительно совместно со студентами необходимо проанализировать бюджетные показатели в трех летней перспективе, динамику внешних заимствований РФ.

На обсуждение (фабула «мозгового штурма») могут быть вынесены следующие вопросы:

1) за счет каких видов доходов возможно увеличение поступлений в федеральный бюджет;

2) какие внешние источники финансирования дефицита федерального бюджета предусмотрены Бюджетным кодексом РФ;

3) какими должны быть приоритеты бюджетной политики РФ в данной области.

5. Фонд тестовых заданий для оценки знаний по финансовому праву.

Тест 1. Международное финансовое право – это:

А) Система международно-правовых норм, регулирующих межгосударственные (в широком смысле слова) отношения в финансовой и связанных с нею областях;

Б) Результат возникновения международных финансовых отношений, которые привели к заключению государствами различных договоров и соглашений по вопросам финансов;

В) Это самостоятельная отрасль международного права, сочетающая в себе нормы публичного и частного международного права, а также нормы внутригосударственного права, регулирующие функционирование международной финансовой системы, образующиеся в различные институты.

2. Международная финансовая система – это:

А) совокупность международных финансово-кредитных организаций, через которые осуществляется оборот мировых финансовых ресурсов;

Б) международная система валютных отношений;

В) система различного рода фондов денежных средств, образуемых на межгосударственном уровне.

3. Являются ли нормы национального права источником международного финансового права:

А) Нет, так как международные отношения регулируются исключительно на межгосударственном уровне;

Б) Да, так как данными нормами регулируются международные отношения немежгосударственного характера.

4. Мировые финансы выполняют следующие функции (несколько вариантов ответов):

5. Какие из приведенных отношений урегулированы нормами международного финансового права (несколько вариантов ответов):

А) формы международных расчетов;

Б) внешнеторговые контракты;

В) соотношение валют и принципы формирования валютного курса;

Г) условия погашения и реструктуризации государственного долга;

Д) состояние платежного баланса;

Е) борьба с международным терроризмом.

6. Какие из перечисленных групп международных отношений входят в особенную часть международного финансового права (несколько вариантов ответов):

В) финансовый контроль в международной финансовой системе;

Д) финансово-правовые основы межгосударственных объединений.

7. В системе источников права приоритет будет принадлежать:

А) нормам Конституции РФ;

Б) нормам международных договоров.

8. Какое значения имеет понятие «наднациональные финансы»?

А) Денежные средства, аккумулированные в федеральном бюджете России;

Б) Фонды денежных средств, образуемые в рамках межгосударственных образований (ЕС);

В) Денежные фонды, образуемые в рамках МВФ.

9. Верно ли следующее утверждение: «Международные финансовые правоотношения возникают в результате межгосударственного движения финансов, либо субъектов международных финансовых правоотношений»?

10. В международной финансовой системе утверждается принцип «дискриминации нерыночных государств», который означает:

А) деление государств на «экономически развитые» и «развивающиеся»;

Б) деление экономик государств на «рыночные», «не рыночные» и «переходные».

В) экономическая блокада.

11. Являются ли тождественными понятия норма международного права и принцип международного права?

12. Какие из приведенных признаков международных финансовых правоотношений действительно раскрывают их сущность (несколько вариантов ответов)?

А) правоотношения в международном публичном праве;

Б) правоотношения в сфере финансов с иностранным элементом;

В) межгосударственные финансовые правоотношения;

Г) правоотношение, выходящее за рамки правовой системы одного государства;

Д) результат правового регулирования национального и международного права.

13. Понятие иммунитет государства в международной финансовой системе означает:

А) невозможность взыскания долгов силой;

Б) нераспространение юрисдикции судебной системы одного государства на другое государство;

В) неприкосновенность государственной территории.

14. Какие из перечисленных правоотношений будут урегулированы нормами международного финансового права (несколько вариантов ответов):

А) государство предоставляет кредит другому государству;

Б) гражданин России покупает иностранную валюту в банке;

В) российская кредитная организация осуществляет заимствование у иностранного банка;

Г) гражданин Франции получает заработную плату от российского работодателя по гражданско-правовому договору;

Д) российская компания реализует ценные банки на международном фондовом рынке.

15. В каком случае кредитная организация, образованная в соответствии с законодательством РФ, будет являться субъектом международных банковских отношений:

А) если учредителем кредитной организации является иностранное лицо;

Б) если кредитная организация осуществляет заимствование у иностранного банка;

В) если кредитная организация осуществляет операции с иностранной валютой.

16. Транснациональное право – это:

А) совокупность обычаев;

Б) международные межбанковские двухсторонние и многосторонние соглашения;

В) международные многосторонние договоры.

17. Реструктуризация государственного долга — это:

А) односторонний отказ государства от исполнения обязательств по выплате государственного долга;

Б) пересмотр условий обслуживания долга (процента кредита, суммы, сроков возврата и др.).

18. Международный валютный фонд – А) оказывает содействие устойчивому экономическому росту, который ведет к сокращению нищеты в развивающихся странах, путем оказания помощи по увеличению производства через долгосрочное финансирование проектов и программ развития;

Б) следит за функционированием международной валютной системы, валютной политикой и политикой валютных курсов его стран-членов, предоставляет краткосрочные кредиты в иностранной валюте в случае ее нехватки.

19. В группу Всемирного банка входят следующие организации (несколько вариантов ответов):

А) Международный банк реконструкции и развития;

Б) Парижский клуб кредиторов;

В) Международная финансовая корпорация;

Г) Международное агентство по инвестиционным гарантиям;

Д) Международный центр по урегулированию инвестиционных споров;

Е) Международная ассоциация развития.

20. Россия является членом следующих международных финансовых организаций (несколько вариантов ответов):

А) Международный банк реконструкции и развития;

Б) Межамериканский банк развития;

В) Группа восьми («Большая восьмерка»);

Г) Международный валютный фонд.

21. Отличие Парижского и Лондонского клубов кредиторов состоит в следующем:

6. Официальные сайты некоторых международных финансовых организаций и институтов:

Источник

Финансы как основополагающая категория финансового права

Понятие, категориальные признаки и функции финансов

В основе финансовых отношений лежат денежные процессы. Финансовые отношения всегда имеют денежную форму выражения и охватывают:

На стадии распределения происходит одностороннее движение стоимости. При обмене двухстороннее, что исключает возможность функционирования финансов.

Распределение денежных средств приводит к образованию денежных фондов, предназначенных для удовлетворения отдельных потребностей. Финансы имеют преимущественно фондовый характер. Хотя иногда возможно и нефондовое удовлетворение потребностей (например: уплата штрафа).

Применение фондовой формы использования денежных ресурсов имеет ряд преимуществ:

Таким образом, при характеристике финансов следует исходить из следующих положений:

Сущность финансов проявляется в их функциях. Функция есть внешнее проявление свойства какого-либо объекта в данной системе отношений. Из определения финансов выводим их функции. Чаще всего считают, что финансы выполняют 2 функции: распределительную и контрольную.

Объектом действия распределительной функции выступает ВОП в денежной форме, т.е. НД, а также часть национального богатства, принявшего денежную форму. Именно с использованием этой функции осуществляются процессы первичного распределения, когда произведенная стоимость распадается на составляющие ее элементы:

(Есть точка зрения, что только дальнейшее распределение М следует считать финансовыми отношениями).

Это распределение приводит к формированию, так называемых, основных или первичных доходов. Эти доходы образуются при распределении НД среди участников материального производства (внутрихозяйственное и внутриотраслевое распределение). Они делятся на две группы:

Однако эти доходы не обеспечивают удовлетворение всего круга личных и общественных потребностей. Необходимо их дальнейшее перераспределение. Перераспределение НД связано с межотраслевым и территориальным перераспределением средств. В результате перераспределения образуются вторичные или производные доходы:

Перераспределение производится в интересах структурной перестройки экономики, сглаживания в развитии отдельных территорий, в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Перераспределение происходит между:

Распределительному процессу присуща многоступенчатость. Можно выделить следующие виды распределения:

Благодаря распределительной функции на предприятии формируются фонды, обслуживающие и регулирующие воспроизводственный процесс (например: соотношение фонда потребления и фонда накопления). Благодаря распределительной функции создаются государственные финансы, удовлетворяющие общественные потребности и обеспечивающие социальную защиту отдельных слоев населения.

Контрольная функция финансов непосредственно связана с распределительной (имеет производный характер) и основывается на том, что финансы обладают свойством количественно (через объем финансовых ресурсов и размеры денежных фондов) отображать производственный процесс в целом и его различные фазы. Благодаря этому свойству финансы способны постоянно «сигнализировать» о том, как складываются пропорции распределяемого НД, обеспечивается ли непрерывный воспроизводственный процесс. Финансы способны количественно отображать ход воспроизводственного процесса, «сообщая» о неполадках и отклонениях (например: невыплата заработной платы бюджетникам, забастовки шахтеров, остановка предприятия, износ оборудования, прогулы, текучесть кадров и т.д.).

Регулирующая функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги и т.д.) в процесс воспроизводства. Посредством данной функции достигается регулирование экономики и социальных отношений. Регулирующая функция финансов непосредственно связана с распределительной функцией и иногда с ней отождествляется.

Понятие о финансовой системе и принципы ее построения

Финансовые отношения характеризуются многообразием. Можно выделить следующие группы финансовых отношений:

Возникает необходимость в их классификации и структуризации. Результатом является построение финансовой системы.

Понятие «финансовая система» является развитием более общего понятия «финансы». Следует различать два подхода к определению категории финансовая система:

К истории вопроса. Финансовая система СССР имела 2 звена: финансы государства и финансы отраслей народного хозяйства. Финансы государства аккумулировались в бюджетной системе ССС, основу которой составлял государственный бюджет СССР, в котором отражались все бюджеты на территории страны, в том числе сельские и поселковые. Он состоял из союзного бюджета, государственных бюджетов 15 союзных республик и бюджета государственного страхования.

В современных условиях структура финансовой системы существенно изменилась. Существует несколько подходов к определению ее структуры:

Финансовая система имеет 2 звена:

Финансовая система имеет 3 звена:

3. Финансовая система имеет 5 звеньев:

Первые три блока финансовых отношений согласно последнему представлению о структуре финансовой системы относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Два последних относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

В 1991 году бюджетная система РФ претерпела кардинальные изменения. В соответствии с Бюджетным кодексом в РФ существуют следующие бюджеты, соответствующие уровням управления:

Все бюджеты функционируют автономно. Бюджеты нижестоящих уровней своими доходами и расходами не входят в вышестоящие бюджеты.

Соотношение распределения ресурсов между бюджетами:

Вместе с тем предметом финансового права являются не все отношения, входящие в финансовую систему. Объектом рассмотрения финансового права выступают отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Принципы построения финансовой системы.

Принцип территориальной обособленности финансовых отношений. Самостоятельность бюджетов субъектов РФ, а также наделение субъектов РФ реальными бюджетными правами создает условия для формирования в регионе системы финансовых отношений, отличной от системы финансовых отношений в других регионах. Наиболее ярко эти отличия проявляются в системе территориального налогового и инвестиционного законодательства, в системе расходов бюджета субъекта РФ, в формах и механизмах государственной поддержки товаропроизводителей.

Финансовый механизм современного общества, его элементы

Реализация финансовых отношений осуществляется посредством финансового механизма.

Финансовый механизм является одной из важнейших подсистем хозяйственного механизма. Его функционирование происходит в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств.

Структура финансового механизма.

Учитывая наличие различных сфер и звеньев финансовых отношений следует выделить составные части финансового механизма в виде:

В соответствии с территориальным делением РФ следует отдельно выделить:

Финансовый механизм очень динамичен. Его изменения происходят в связи с решением отдельных тактических задач.

Финансовый механизм распадается на две части:

Директивный финансовый механизм разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование. В этом случае государство детально разрабатывает всю систему организации финансовых отношений, обязательной для всех его участников.

Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила организации финансов в сегментах финансов, не затрагивающих прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений в коммерческом секторе экономики. Предприятие самостоятельно разрабатывает формы и виды денежных фондов, определяет направления их использования.

К анализу содержания финансового механизма существует несколько подходов.

1. Т. Балабанов выделяет следующие элементы финансового механизма:

2. Белорусские ученые определяют содержание финансового механизма на основе движения финансовых ресурсов. Ими выделяется две подсистемы финансового механизма, объединенные системами правового регулирования, планирования и управления:

Финансовое обеспечение реализуется в нескольких формах: самофинансирования, кредитования, безвозвратного финансирования, бюджетных ассигнований, привлечения финансовых ресурсов с помощью ценных бумаг.

Финансовое регулирование связано с регламентированием распределительных отношений в обществе в целом, в отраслях народного хозяйства, на предприятиях различных форм собственности. Суть финансовых методов регулирования заключается в том, что они являются конкретными формами, способами распределения финансовых ресурсов, основывающихся главным образом на сальдовом методе. Инструменты: платежи, отчисления.

Функционирование финансового механизма обеспечивается через правовое регулирование, заключающееся в разработке и принятии законодательных актов по организации финансовых отношений, а также планирование и управление.

Источник

Значение международных финансов

С научной точки зрения финансы в зависимости от пространства их функционирования и природы их субъектов можно разделить на национальные и международные.

Национальные финансы как правило, не выходят за пределы территории одного государства; не привлекают иностранных субъектов; осуществляются на основе национального законодательства и имеют сугубо внутринациональный характер.

какое значения имеет понятие наднациональные финансы

Международные финансы включают межгосударственные и транснациональные кредитно-финансовые отношения и характеризуются участием в них иностранного элемента. Причем международные финансы предусматривают сотрудничество с целью рациональной расстановки внутренних сил для выработки рациональных внешнеэкономических и политических решений. Наиболее характерной чертой международных финансов является то, что они предназначены эффективно обслуживать межгосударственный движение товаров и услуг и перераспределение денежного капитала между конкурирующими агентами мирового рынка. Они своевременно подают сигналы о состоянии мировой финансовой конъюнктуры, которые служат определенными ориентирами для принятия своевременных адекватных решений субъектами международных финансов.

Объективной основой становления и развития международных финансов выступают закономерности международного кругооборота функционирующего капитала, на одном полюсе которого возникают временно свободные средства, на другом — постоянно появляется спрос на них.

С одной стороны, неотвратимо «стареющий» с демографической точки зрения развитый мир постоянно ищет выгодные сферы вложения сбережений и пытается максимально диверсифицировать их. С другой стороны, страны традиционно отнесены к категории «рынков, которые формируются», объединяет характерная черта — они остро страдают от недостатка притока долгосрочных инвестиций. И именно сфера международных финансов позволяет и развитым странам и развивающимся удовлетворить в той или иной мере свои насущные потребности.

Таким образом, определяя международные финансы как экономическую категорию, можно утверждать, что это фонды финансовых ресурсов, которые образовались на основе развития международных экономических (рыночных) отношений и используются для обеспечения непрерывности и рентабельности общественного воспроизведения на мировом уровне и удовлетворение общих потребностей, которые имеют международное значения.

С институциональной точки зрения международные финансы — это совокупность банков, валютных и фондовых бирж, международных финансовых институтов, региональных финансово-кредитных учреждений, международных и региональных экономических организаций и объединений, через которые осуществляется движение мировых финансовых потоков.

Субъекты международных финансов

1. Национальные субъекты:

2. Наднациональные субъекта:

Следует также отметить, что международные финансы являются одним из определяющих подсистем мирового хозяйства, которая оказывает решающее влияние на национальную и мировую экономику.

В то же время международные финансы функционируют как целостная система, элементами которой являются:

— мировая валютная система, которую характеризуют такие составляющие как национальные и резервные валюты, международные коллективные валюты, условия взаимной конвертируемости, валютный паритет, валютный курс, национальные и международные механизмы регулирования валютных курсов;

— международные расчеты, обслуживающих движение товаров, факторов производства, финансовых инструментов, а также платежный баланс, в котором отражаются все операции, связанные с международными расчетами;

— международные финансовые рынки и механизмы торговли конкретными финансовыми инструментами — валютой, кредитами, ценными бумагами;

— международное налогообложения, как способ мобилизации фондов денежных средств;

— международный финансовый менеджмент ТНК, главное знания в котором предоставляется международном инвестированию, управлению рисками, транснациональном финансированию и т.д. К главным функциям международных финансов относятся:

Международные финансовые операции осуществляются на международных финансовых рынках и представляют собой деятельность по решению задач по организации и управлению денежными-отношениями, возникающими при формировании и использовании соответствующих средств в рамках мирового среды.

Основными международными финансовыми операциями являются: операции по переводу денег, операции с капиталом, инвестиционные и спекулятивные операции. Международные финансовые операции в современных условиях динамично развивающихся превращая финансовые системы отдельных стран,

К компетенции международных финансов относятся:

Международные финансы способствуют интернационализации системы общественно-экономических и денежных отношений по поводу аккумулирования, распределения и перераспределения интернационализированных финансовых ресурсов и международных финансовых потоков. Влияние международных финансовых отношений на развитие мирохозяйственных связей осуществляется через интернационализацию всей совокупности структурных звеньев торговли, системы валютных и кредитных отношений, механизма ценных бумаг и инвестиций. На этой основе формируются пропорции международного обмена, то есть достигается внутреннее единство компонентов мирового рынка, а также единая система международных валютно-финансовых и кредитных отношений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *