какое значение придавала советская власть ликвидации неграмотности

Ликвидация неграмотности. Ученье свет, а неучёных тьма

какое значение придавала советская власть ликвидации неграмотности

19 июля все, кто освоил азы письма и чтения, должны отмечать знаменательное событие, которое раз и навсегда покончило с неграмотностью в нашей стране.

Именно в этот день в 1920 году Совнарком РСФСР создал при Народном комиссариате просвещения Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности. Была объявлена всеобщая мобилизация сил на обучение неграмотных и малограмотных. Новой организации предстояло выполнить декрет от 26 декабря 1919 года о ликвидации неграмотности населения. По декрету обязательному охвату подлежали все жители страны от восьми до пятидесяти лет, не умеющие читать или писать. Попавшие в эту возрастную группу должны были обучаться в обязательном порядке, а вот на каком языке учиться, они могли определить для себя добровольно.

Без грамоты, как в потемках

Появлению письменности и, соответственно, грамотности мы обязаны двум замечательным славянским просветителям – Кириллу и Мефодию. Они начали это благое дело, а другие с честью его продолжили. Значительные следы того, что на Руси было немало грамотных людей, мы встречаем и в древних летописях, и в других письменных источниках. Особенно наглядно это демонстрируют берестяные грамоты, найденные в Великом Новгороде и других древних русских поселениях. На этих грамотах свои способности демонстрируют не только представители самой грамотной части населения – духовенства и знати – но и рядовые ремесленники и простые горожане.

какое значение придавала советская власть ликвидации неграмотности

Время шло, общество развивалось, открывались школы, гимназии и даже университеты, но грамотность в нашей стране так и не приняла всеобщий характер. Даже в конце XIX века число умеющих читать и писать в империи так и оставалось низким. И это при том, что в стране довольно активно шла индустриализация.По данным русских и зарубежных учёных, в это время грамотных было всего 21,1%. А на окраинах страны этот процент был ещё ниже. Лидировали в этом процессе мужчины: среди них грамотных насчитывалось 29,3%, а среди женщин – только 13,1%. Справедливости ради надо отметить, что оценки грамотности перед революционными событиями 1917 года сильно разнятся. Некоторые западные учёные оценивают этот уровень в 35%, а вот бывший министр просвещения П.Н.Игнатьев в одной из своих статей говорил и о 55% грамотных от всего населения страны. Война 1914 года показатели не улучшила, а поскольку некоторые территории были оккупированы и там осталась значительная часть грамотного населения, общая статистика по стране ещё более ухудшилась.

Грамотными не рождаются, грамотными становятся

Новая советская власть прекрасно понимала, что с неграмотными людьми новое государство не построишь. Прежде всего созданная в июле 1920 года чрезвычайная комиссия взяла под свой контроль всю имеющуюся систему обучения (организацию курсов, подготовку учителей и издание специальной литературы). К работе по ликвидации неграмотности, название которой вошло в русский язык в сокращённом виде как «ликбез», подключились и известные писатели и поэты – Владимир Маяковский, Валерий Брюсов, Демьян Бедный, Максим Горький.

какое значение придавала советская власть ликвидации неграмотности

Программа предусматривала, что в каждой деревне или селе, где неграмотных насчитывалось больше 15 человек, должны были создать специальную школу грамоты (ликпункт), где учили чтению, письму и счёту. Чуть позже обучение получило некоторое дополнение: отныне обучающиеся должны были делать краткие записи, читать и записывать целые и дробные числа. Выпускники таких школ должны были разбираться в диаграммах и схемах, а самое главное – понимать основы строительства советского государства.

Школы для неграмотных бесплатно снабжались учебными пособиями и письменными принадлежностями. А те, кто учился в таких школах, имели сокращённый рабочий день с сохранением заработной платы. Вскоре был напечатан первый советский букварь для взрослых, а также налажено издание массовых букварей и учебных пособий для взрослых на национальных языках. Русские, украинцы, белорусы, башкиры, татары, узбеки осваивали грамоту на своих языках. Всего букварей на национальных языках было выпущено 40 разновидностей.

Результаты внедрения ликбеза впечатляют. За первые 10 лет кропотливой работы с неграмотностью расстались 10 миллионов человек, но даже и после этого СССР занимал только 19-е место в Европе по уровню грамотности.

Если книг читать не будешь, скоро грамоту забудешь

В 1928 году комсомол начал так называемый культпоход. К обучению неграмотных подключилась общественность. В 1930 году армия культ-армейцев объединяла 1 миллион человек, а их подопечных было 10 миллионов. Главными опорными центрами стали Москва, Саратов, Самара, Воронеж. Важнейшим фактором для повсеместного распространения грамотности стало и то, что в 1930 году было введено всеобщее начальное образование. Теперь ликвидация неграмотности возлагалась и на местные Советы. В этот период была пересмотрена программа школ ликбеза: теперь она составляла 330 учебных часов. В городе обучение длилось 10 месяцев, а в деревне – 7 месяцев. С изменением общей ситуации в лучшую сторону менялись и акценты в этой работе. Теперь на первое место выходила работа с малограмотностью.

какое значение придавала советская власть ликвидации неграмотности

За 16 лет после начала деятельности чрезвычайной комиссии грамоте было обучено 40 миллионов человек. С 1933 по 1937 год только в официальных школах занималось 20 миллионов неграмотных и около 20 миллионов малограмотных. К 1939 году в СССР был достигнут показатель в 90% населения, владеющего грамотой. Одной большой проблемой стало меньше: неграмотные по итогам осуществления массовой программы ликбеза оказались уже в подавляющем меньшинстве.

Источник

«Интеллектуальная платформа для развития»: как декрет «О ликвидации безграмотности» изменил историю страны

26 декабря 1919 года Совет народных комиссаров РСФСР принял декрет «О ликвидации безграмотности среди населения». Согласно документу, всё население страны в возрасте от восьми до 50 лет обязано было учиться читать и писать на русском либо родном языке. Реализация декрета шла непросто, но в конечном итоге она преобразила РСФСР и весь Советский Союз.

Крестьянская страна

По словам заведующего кафедрой политологии и социологии РЭУ имени Плеханова Андрея Кошкина, в конце XIX — начале XX века читать и писать умели около четверти жителей Российской империи.

«Согласно результатам переписи 1897 года, о своей грамотности заявили около 21% населения Российской империи. В дальнейшем уровень грамотности несколько подрос, и точно сказать, каким он был во время Первой мировой войны, сложно. Существуют разные оценки, но большинство исследователей склонялись к тому, что писать и читать перед революцией 1917 года умели около трети российских подданных», — рассказал собеседник RT.

В свою очередь, замдиректора городского методического центра Департамента образования Москвы Андрей Лукутин отметил, что относительно невысокий уровень грамотности в Российской империи конца XIX столетия был обусловлен объективными историческими обстоятельствами.

«Сказать, что страна была тотально безграмотной, нельзя, это было не так. Просто она являлась преимущественно крестьянской. И было не очень важно, умеет читать или нет тот, кто выращивает хлеб», — подчеркнул эксперт.

После революции 1917 года большевики рассматривали борьбу за всеобщую грамотность как одну из предпосылок для коренных социальных преобразований в России. Проводниками этой идеи стали народный комиссар просвещения РСФСР Анатолий Луначарский и руководитель внешкольного отдела Наркомпроса, жена Владимира Ленина Надежда Крупская.

Луначарский говорил о необходимости организации сети школ, внедрения всеобщего бесплатного образования и поощрения всестороннего развития человека. Осенью 1917-го нарком просвещения подготовил несколько обращений к учителям и молодёжи с призывом помочь Советам.

Однако на фоне проблем, связанных с формированием органов власти, переговоров с Германией и Гражданской войны процесс распространения грамотности не мог идти так быстро, как того хотелось большевикам.

Декрет «О ликвидации безграмотности»

В мае 1919 года в России состоялся 1-й Всероссийский съезд по внешкольному образованию. Его участники инициировали подготовку проекта декрета «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Несмотря на то что в стране продолжалась Гражданская война, шла борьба с иностранными интервентами и отражение польской агрессии, правительство провело форсированную работу над документом. Декрет был официально принят Совнаркомом РСФСР 26 декабря 1919 года.

«Всё население республики в возрасте от восьми до 50 лет, не умеющее читать или писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке, по желанию. Обучение это ведётся в государственных школах как существующих, так и учреждаемых для неграмотного населения по планам Народного комиссариата просвещения», — говорилось в документе.

Работа по ликвидации безграмотности должна была также проводиться в Красной армии при участии политотделов.

Органам местной власти давалось всего два месяца на подготовку планов ликвидации безграмотности. Потенциальные учителя были практически приравнены к мобилизованным военным.

«Народному комиссариату просвещения и его местным органам предоставляется право привлекать к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности всё грамотное население страны, не призванное в войска, с оплатою их труда по нормам работников просвещения», — подчёркивали составители декрета.

Для обучающихся грамоте время работы сокращалось на два часа с сохранением оплаты труда. Впрочем, мотивация для потенциальных педагогов и учащихся была не только позитивной.

«Уклоняющиеся от установленных настоящим декретом повинностей и препятствующие неграмотным посещать школы привлекаются к уголовной ответственности», — постановил Совнарком.

По словам экспертов, с принятия декрета в Советской России началась активная кампания по ликвидации безграмотности. «Распространение грамотности для советского государства было идеологически важным вопросом», — отметил Андрей Лукутин.

Двигатель мирового созидания

По словам историков, сотрудникам Наркомпроса первоначально не хватало самого необходимого: учебных пособий, письменных принадлежностей, оборудования. Кроме того, обучение миллионов людей чтению, письму и счёту требовало разветвлённой структуры специализированных учреждений.

19 июля 1920 года вышел новый декрет Совнаркома — о создании Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧК ликбез). А 12 ноября того же года на базе внешкольного отдела Наркомпроса был учреждён Главный политико-просветительный комитет, которому была переподчинена комиссия по ликбезу. Председателем комитета стала Надежда Крупская. В её ведение передали организацию курсов ликбеза, подготовку учителей и издание учебной литературы. Содействие комиссии и комитету осуществляли советские писатели и поэты, помогавшие с подготовкой учебных пособий.

В каждом населённом пункте, в котором проживали свыше 15 человек, не умеющих читать и писать, создавалась школа, известная также как пункт ликвидации безграмотности. Сначала тех, кто посещал ликпункты, обучали преимущественно основам чтения, счёта и письма. Позже программа была расширена — в неё включили, в частности, изучение дробей, процентов и диаграмм, а также вопросы строительства советского государства.

В 1920—1924 годах были выпущены два издания первого советского массового букваря для взрослых Д. Элькиной, Н. Бугославской, А. Курской. Вскоре появились Рабоче-крестьянский букварь для взрослых В. Смушкова и Букварь для рабочих Е. Голанта. Учебная литература издавалась на языках примерно 40 национальностей, проживавших в Советской России (а позже в СССР).

С 1923 года помощь государственным органам просвещения стало оказывать добровольное общество «Долой неграмотность» под руководством Михаила Калинина. Оно насчитывало 11 тыс. ликпунктов.

С 1917 по 1927 год органы Наркомпроса и общественные организации обучили грамоте около 10 млн граждан Советского Союза (из них 5,5 млн — в РСФСР). При этом Крупская призывала отказаться от принуждения в вопросах образования и опираться на помощь общественности. В 1928 году был развёрнут культпоход по ликвидации безграмотности.

Важной формой просвещения населения стали избы-читальни, при которых действовали библиотеки и кружки. В 1940-е годы их количество в СССР достигало примерно 48 тыс. В послевоенный период их постепенно вытеснили клубы и дома культуры.

В 1930 году в Наркомпросе прошли масштабные реформы. ЦИК и СНК издали постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении». Вместо Главполитпросвета в Наркомпросе был создан сектор массовой работы. А функции ВЧК ликбеза были переданы Центральному штабу ликбез-похода.

По словам Андрея Кошкина, к 1936 году в СССР были обучены грамоте уже около 40 млн человек, а в 1939 году уровень грамотности в стране приблизился к 90%.

«Декрет «О ликвидации безграмотности» наравне с декретами о земле и о мире стал одним из самых важных и известных документов советской власти. Благодаря его реализации СССР, несмотря на потери и разрушения времён Гражданской войны, стал одним из двигателей мирового созидания в области науки и искусства. В результате воплощения декрета в жизнь вся страна зачитала, записала, начала конструировать», — заявил в беседе с RT Андрей Лукутин.

По его словам, без декрета «О ликвидации безграмотности» СССР не состоялся бы как самая читающая страна в мире.

«Изменения, принесённые декретом «О ликвидации безграмотности», были даже масштабнее, чем это может показаться на первый взгляд. Декрет был ступенькой к индустриализации, победе в Великой Отечественной войне, освоению космоса. Благодаря этому возникла могучая сверхдержава и мир стал биполярным», — подчеркнул Андрей Кошкин.

По словам экспертов, важным результатом распространения грамотности в СССР стала возможность получения «вторичной» информации. Умение читать, в частности, позволяло советским гражданам получать информацию о вакцинации, нормах гигиены и здоровом образе жизни.

«Декрет позволил сделать рывок буквально во всех сферах. Он предопределил развитие нашей страны как минимум на 100 лет вперёд. Это была настоящая интеллектуальная платформа для развития государства», — подытожил Кошкин.

Источник

8. Идеология и культура периода Гражданской войны

ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ ГДЗ история России 10 кл. Горинов ◄
Каковы были особенности быта жителей России в годы Гражданской войны?

В годы Гражданской войны жители России испытывали значительные трудности и лишения: нехватка продовольствия, топлива, предметов первой необходимости, одежды и прочее.

Какова была цель кампании по борьбе с неграмотностью? Какими мерами предполагалось ликвидировать неграмотность?

Ликвидация неграмотности рассматривалась как непременное условие обеспечения сознательного участия всего населения в политической и хозяйственной жизни страны. Наркомату просвещения предоставлялось право привлекать всех грамотных лиц к обучению неграмотных на основе трудовой повинности.

Декрет предусматривал также организацию обучения детей школьного возраста, не охваченных школами. Эта задача решалась посредством создания школ для переростков, а также — в условиях борьбы с беспризорностью — путем школ при детских домах, колониях и прочих учреждениях.

В ликвидацию неграмотности включались массовые общественные организации. 19 июля 1920 года СНК создал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности (ВЧК л/б), которая была подчинена Наркомпросу. Комиссия взяла под свой контроль организацию курсов ликбеза, подготовку учителей, издание учебной литературы

Охарактеризуйте отношение Русской православной церкви к советской власти.

Отношение Русской православной церкви к советской власти было сложным, особенно после декрета от отделении церкви от государства и начавшегося наступления на права и имущество церкви, а также жизнь и свободу священнослужителей.

1. Какое значение придавала советская власть ликвидации неграмотности?

Советская власть предавала особое значение ликвидации безграмотности. Молодому государству требовались подготовленные и обученные кадры. Поэтому даже в условиях Гражданской войны уделялось особое внимание обучению красноармейцев и ликвидации безграмотности среди рабочих и крестьян. Это было необходимо для распространения идей коммунизма, которые были непонятны неграмотным людям.

2. Какие отрицательные и положительные стороны имела новая советская школа?

В основе новой советской школы лежали передовые идеи русских и зарубежных педагогов: поощрялось педагогическое новаторство, культивировалось уважение к личности ребёнка, внедрялись элементы самоуправления и принцип бесплатного обучения. Впрочем, были и издержки: из школы изгонялись парты, отменялись уроки, задания на дом, учебники, отметки, экзамены.

3. Почему значительная часть российской интеллигенции не приняла большевистский режим? Каковы аргументы тех, кто признал советскую власть?

Некоторые из них считали, что отечественные культурные традиции будут либо растоптаны, либо поставлены под контроль новой власти. Ценя превыше всего свободу творчества, они избрали удел эмигрантов

4. Как складывались взаимоотношения советской власти и Русской православной церкви в годы Гражданской войны?

Взаимоотношения советской власти и Русской православной церкви в годы Гражданской войны складывались непросто: большевики изымали церковные ценности и имущество, закрывали храмы и монастыри, репрессировали священнослужителей, вели антирелигиозную пропаганду.

Церковь с одной стороны пыталась найти компромисс с новой властью, с другой стороны стала оплотом духовной оппозиции. Патриарху Тихону даже приписывали анафему против большевиков.

5. Охарактеризуйте особенности быта времён Гражданской войны.

Революция и Гражданская война внесли свои суровые коррективы в жизнь людей. Смыслом существования стало выживание. А словами-символами повседневности как в городе, так и в деревне — «голод» и «еда». Продовольствия катастрофически не хватало. С начала 1918 г. большевики вернулись к карточной системе распределения продуктов, но придали ей идеологическую, классовую направленность.

Население разделили на две группы: трудовое и нетрудовое («бывшие эксплуататоры» и лица свободных профессий). Самые большие пайки, если не считать партийных деятелей, получали военные и медики в районах эпидемий. Следующими шли рабочие наиболее важных промышленных предприятий, нефтяники и шахтёры, железнодорожники и водники. Распределение продуктов было крайне неравномерным.

Рабочим военных заводов выдавали в месяц 24 фунта муки, 1—4 фунта крупы, 1—2 фунта сахара, 6 фунтов мяса. Нетрудовые элементы получали продукты после удовлетворения нужд трудящихся — от 50 до 250 г хлеба в день. Множество людей голодало и умирало от истощения. Постоянное недоедание гнало людей на поиски хоть чего-нибудь съестного

6. Как изменялась позиция крестьянства в ходе Гражданской войны? Какие факторы влияли на это?

Позиция крестьян была очень важная для большевиков, поэтому они отказались от продовольственной диктатуры и перешли к продразверстке, и в целом в ходе войны проявили готовность идти на компромисс в аграрных вопросах, что в итоге склонило крестьян к поддержке большевиков.

7. Какие отношения сложились у новой власти с представителями интеллигенции?

Многие представители интеллигенции считали, что революция, как очистительная гроза, омолодит страну, разбудит созидательные силы. Они шли навстречу новой жизни, считая себя продолжателями революционных традиций русской культуры. С 1918 г. в интеллигентской среде был выдвинут целый спектр объяснений, почему необходимо служить новой власти.

Среди них представления о том, что большевики предотвратили анархию, ибо совладали с массами, насадили дисциплину, заставили считаться с собой крестьянство, сумели всё централизовать, наконец, создали из ничего армию. Заметен и фактор иного порядка: лучше большевистская деспотия, чем возврат к старому или генеральская диктатура и распад России.

Но чаще всего интеллигенция говорила о большевизме как силе, очищающей Россию и всю европейскую цивилизацию от скверны прошлого.

Какие примеры из воспоминаний современников дополняют или изменяют ваши знания о повседневной жизни и быте людей в годы Гражданской войны?

Примеры того, как и чем приходилось питаться современникам.

1. Каким образом позиция народных масс влияла на итоги войны?

Именно позиция народных масс, а точнее крестьянства, которое в ходе войны поддержало большевиков, определило итог войны – победу красных и поражение белых. Ясные и четкие лозунги и идеи красных оказались более понятны и близки, чем туманные и плохо осознаваемые цели белого движения.

2. Создайте презентацию на тему «Роль искусства плаката в годы Гражданской войны». Представьте её в классе.

Презентацию можно скачать ►здесь

4. «Гражданская война в России была и подвигом, и трагедией как для победителей, так и для побеждённых» (В. Бортневский). Обсудите в классе мнение историка, аргументируйте свою позицию по отношению к событиям и итогам Гражданской войны.

Гражданская война, по – моему мнению, самая жестокая и кровавая война, ведь в ней сражаются подчас близкие люди, некогда жившие в одной целой, единой стране, веровавшие в одного Бога и придерживавшиеся одних идеалов. Как же происходит так, что родные люди встают по разные стороны баррикад и чем заканчиваются такие войны, мы можем проследить на страницах романа – эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон».

В своем романе автор рассказывает нам, как жили казаки привольно на Дону: работали на земле, были надежной опорой русским царям, сражались за них и за державу. Семьи их жили своим трудом, в достатке и уважении. Веселую, радостную, полную труда и приятных забот жизнь казаков прерывает революция.

И перед людьми встала незнакомая доселе проблема выбора: чью сторону принять, кому верить – красным, обещающим во всем равенство, но отрицающим веру в Господа Бога; или белым, тем, кому служили верой и правдой еще их деды и прадеды. Но нужна ли народу эта революция и война? Зная, какие жертвы нужно будет принести, какие трудности преодолеть, народ, наверное, ответил бы отрицательно. Мне кажется, никакая революционная необходимость не оправдывает всех жертв, сломанных жизней, разрушенных семей.

И вот, как пишет Шолохов, «в смертной драке брат идет на брата, сын на отца». Даже Григорий Мелехов, главный герой романа, ранее противившийся кровопролитию, сам легко решает чужую участь. Конечно, первое убийство человека глубоко и больно поражает его, заставляет провести немало бессонных ночей, но война делает его жестоким. «Я сам себе страшный стал… В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе», – признается Григорий.

Жестокими стали все, даже женщины. Вспомнить хотя бы сцену, когда Дарья Мелехова без раздумий убивает Котлярова, считая его убийцей своего мужа Петра. Однако не все задумываются над тем, ради чего проливается кровь, каков смысл войны. Неужели «на потребу богатым гонят на смерть»? Или же отстаивать права, общие для всех, смысл которых не очень – то понятен народу.

Простой казак может только видеть, что война эта становится бессмысленной, ведь нельзя же воевать за тех, кто грабит и убивает, насилует женщин и поджигает дома. А такие случаи были как со стороны белых, так и со стороны красных. «Все они одинаковы… все они – ярмо на шее казачества», – говорит главный герой.

На мой взгляд, главную причину трагедии русского народа, затронувшей буквально каждого в те времена, Шолохов видит в драматизме перехода от старого, веками формировавшегося уклада, к новому строю жизни. Сталкиваются два мира: все, что было раньше неотъемлемой частью жизни людей, основой их существования, внезапно рушится, а новое еще нужно принять и привыкнуть к нему.

§ 8. Идеология и культура периода Гражданской войны

◄Революция и Гражданская война на национальных окраинах.

Источник

Какое значение придавала советская власть ликвидации неграмотности

какое значение придавала советская власть ликвидации неграмотности

В девятом классе основное внимание ученика направлено даже не на поддержание стабильной успеваемости, а на подготовку к предстоящей серьёзной проверке знаний – государственной итоговой аттестации. Безусловно, основное время, как и силы школьников, отдаются обязательным экзаменационным дисциплинам – алгебре и русскому языку. К тому же необходимо подготовиться к ещё двум экзаменам, благо, задача облегчается тем, что предметы для них могут быть выбраны на усмотрение ученика. Нередко внимание подростков обращается к достаточно интересной дисциплине – истории. Но даже при искреннем интересе к этой науке крайне сложно обойтись полностью своими знаниями, не прибегая к советам профессионального консультанта. Именно эти функции выполняет с успехом «ГДЗ для рабочей тетради по истории за 9 класс Данилов, Косулина (Просвещение)».

Помощник юного историка – онлайн-решебник

Даже если ученик не намерен выбирать для ГИА такие науки, как физика или химия, и прекрасно знает, что они никогда не пригодятся ему в дальнейшей послешкольной жизни, то напряжение в работе с этими науками даже при подготовке к текущим урокам огромно. Особенно, если школьник не имеет ярко выраженных способностей к точным наукам. Неудивительно, что в такой ситуации на работу с любой гуманитарной дисциплиной время распределяется исключительно «по остаточному принципу». Поэтому чрезвычайно эффективна поддержка профессиональной вспомогательной литературы, которая позволит выполнять любое задание быстро, но качественно.

Что представляет собой сборник ГДЗ к РТ по истории для 9 класса от Данилова и Косулиной

Издание включает в себя 60 тематических параграфов. Материал структурирован в соответствии с изложением материала в основном учебнике истории для девятого класса:

Каждая тема подробно освещена в задачнике, который предоставляет ученику подробные и понятные ответы. Пособие разрешает достаточно интересные вопросы: как проявилась «политическая оттепель» в культурной жизни страны; развитие советской науки и техники; реформы, направленные на демонтаж тоталитаризма.

Безусловно, максимальную пользу «ГДЗ для рабочей тетради по истории за 9 класс от Данилова А. А. и Косулиной Л. Г. (Просвещение)» принесёт тому ученику, который вдумчиво и серьёзно выполняет каждое задание.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *