какое значение пакт рериха является самым важным

Пакт Рериха: история договора о защите культурных ценностей. Справка

15 апреля 1935 года в Вашингтоне представителями двадцати одной республики американского континента был подписан Договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», получивший известность в международно‑правовой практике как Пакт Рериха. С 1999 года по инициативе общественных организаций этот день считается Международным днем культуры.

Идея создания организованной охраны культурных ценностей принадлежала известному русскому художнику и общественному деятелю Николаю Константиновичу Рериху. Она возникла у него еще в самом начале столетия при изучении памятников отечественной старины. Русско‑японская война 1904 года заставила художника серьезно задуматься над той угрозой, которая таилась в техническом усовершенствовании военных средств разрушения.

В 1914 году Н.Рерих обратился к русскому правительству и правительствам других воюющих стран с предложением обеспечить сохранность культурных ценностей путем заключения соответствующего международного соглашения, однако его обращение осталось тогда без ответа.

В 1929 году Н.Рерих подготовил и опубликовал на различных языках проект договора о защите культурных ценностей, сопроводив его обращением к правительствам и народам всех стран. Проект договора получил всемирную известность и широкий отклик среди мировой общественности. В поддержку идеи Николая Рериха выступили Ромен Роллан, Бернард Шоу, Альберт Эйнштейн, Герберт Уэллс, Морис Метерлинк, Томас Манн, Рабиндранат Тагор.

Во многих странах были образованы комитеты в поддержку Пакта. Проект Пакта был одобрен Комитетом по делам музеев при Лиге Наций, а также Панамериканским союзом.

Пакт Рериха стал первым международным актом, специально посвященным охране культурных ценностей, единственным соглашением в этой сфере, принятым частью международного сообщества до Второй мировой войны.

Пакта Рериха сыграл важную роль в дальнейшем формировании международно-правовых норм и общественной деятельности в области охраны культурного наследия. В 1949 году на 4‑й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО было принято решение приступить к работе по международно‑правовой регламентации в области защиты культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.

14 мая 1954 года конференция ООН и ЮНЕСКО в Гааге приняла международную «Конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта» и протокол к ней. В марте 1999 года по инициативе и при непосредственном участии ЮНЕСКО был принят Второй протокол к Гаагской конвенции 1954 года. В тексте Гаагской конвенции прямо указано, что руководством для ее принятия являются принципы защиты культурных ценностей во время войны, установленные на Гаагских конференциях мира 1899 и 1907 гг. и в Пакте Рериха.

По инициативе общественных организаций мира в честь подписания Пакта Рериха 15 апреля отмечается Международный день культуры.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник

Какое значение пакт рериха является самым важным

какое значение пакт рериха является самым важным

От редакции «Россия навсегда»: 15 апреля 1935 года начался новый этап в истории всего человечества — Культура была провозглашена главной ценностью жизни. Пакт Рериха о защите культурных ценностей был официально подписан 21 страной.

Приводим главу об истории и актуальности Пакта Рериха из новой книги специалистов Марии Дмитриевны Скачковой и Елены Алексеевны Тарасенко «Музей Знамени Мира имени Рериха».

Фото: Николай Константинович Рерих. Sancta Protectrix (Святая Покровительница, Мадонна Защитница). 1933 г.

Культура — Красота и Знание — является основой грядущей эволюции человечества, условием построения нового мира. Воистину, духовность — моральное совершенство, добро, справедливость, любовь, сострадание могут жить только в обрамлении Прекрасного. Жизнь на земле преобразится, когда мы будем создавать и беречь красоту, когда земные законы станут отражением законов космических, по которым живет беспредельно прекрасная Вселенная.

Люди с древнейших времен знали это и стремились окружить себя красотой. Дошедшие до нас древние храмы, дворцы, мозаики, фрески, статуи, манускрипты до сих пор вызывают чувства восхищения и восторга. И как горько понимать, что гениальных творений могло сохраниться неизмеримо больше. Ведь редко они разрушаются временем и природными катаклизмами. Чаще всего они гибнут во время войны или вследствие человеческого равнодушия и невежества.

Вспомним судьбу Парфенона — прекраснейшего храма Древней Греции, посвященного богине мудрости и воинской доблести Афине, покровительнице искусств и ремесел. Храм был украшен уникальными скульптурами, а внутри возвышалась гигантская статуя Афины Парфенос — Девы из слоновой кости и золота, творение гениального Фидия.

Возведенный в пятом веке до нашей эры, Парфенон незыблемо простоял тысячу лет, пока в начале седьмого века его не перестроили под христианскую церковь, уничтожив при этом уникальные скульптуры главного, восточного фронтона, изображающего рождение богини. Еще до этого был утерян шедевр Фидия. По некоторым данным, статую Афины вывезли в столицу Византийской империи. В 1456 году, через три года после падения Константинополя, и город Афины был захвачен турками, которые снова переоборудовали храм — уже под мечеть. Но даже в таком, искаженном облике, древний шедевр продолжал жить. Он был уничтожен спустя триста лет, во время войны между Турцией и Венецианской республикой.

Так на примере утраты древнегреческого храма мы видим все опасности, которые угрожают шедеврам искусства — религиозный фанатизм, военные действия, равнодушие, вандализм и мародерство. И, к глубочайшему сожалению, судьбу Парфенона разделили и продолжают разделять в наше время многие, очень многие памятники истории и культуры. С самых древних времен люди не только творили красоту, но и пытались оберечь ее, в том числе и на законодательном уровне. Уже в законах вавилонского царя Хаммурапи, жившего во втором тысячелетии до нашей эры, встречаются сведения об охране исторических памятников. В трудах античных авторов — Ксенофонта, Геродота, Полибия, Цицерона можно найти зачатки идеи охраны культурных ценностей. Так Полибий, сам бывший военачальник, в своей «Всеобщей истории» призывал выступающих в поход не причинять ущерба культуре: «Я надеюсь, что будущие завоеватели научатся не разорять покоряемые ими города, что они будут воздерживаться от украшений своих стран за счет бед и несчастий других народов»[1].

Призывы охранить прекрасное звучали в трудах мыслителей эпох Средневековья и Возрождения, Нового времени и Просвещения. В 1464 году Римский папа Пий II, известный гуманист и поэт, даже издал буллу, которая запрещала вывоз памятников античной культуры и охраняла места археологических раскопок.

Со времен эпохи Возрождения начинает формироваться понятие моральной ответственности государств за охрану культурных памятников, которое затем закрепляется и в доктрине международного права.

О правовой защите культурных ценностей упоминает итальянский юрист и дипломат Альберико Джентили (1552–1608) в своей книге «О праве войны», голландский теоретик права и государственный деятель Гуго Гроций (1583–1645) в труде «О праве войны и мира», швейцарский юрист Эмер де Ваттель (1714–1767) в книге «Право народов».

Начиная с семнадцатого века, в договорах между странами появляются положения о возвращении исторических ценностей, захваченных во время войны. Столетие спустя в системе европейского права появляется принцип особой защиты произведений искусства, которые не увеличивают военную мощь противника. В восемнадцатом веке в Италии принимаются правовые акты, регламентирующие правила археологических раскопок и вводящие запрет на вывоз за пределы страны памятников античности. В России указами Петра Великого было предписано охранять памятники старины и собрания исторических и художественных ценностей, как частные, так и государственные. Законодательные меры по охране памятников принимаются во Франции, Дании, Италии, Германии, Бельгии и других европейских странах.

Хотя эти меры и не предотвратили уничтожения и разграбления культурных ценностей во время многочисленных военных конфликтов, однако они помогли сформировать так называемый международный обычай (правило, сложившееся в результате длительного применения в отношениях между государствами, но не закрепленное в международном договоре) — не разрушать объектов культуры при отсутствии военной необходимости и возвращать законным владельцам культурные ценности, захваченные в ходе войны.

Впервые о международно-правовой защите культурных ценностей было упомянуто в Брюссельской декларации о законах и обычаях войны 1874 года, разработанной выдающимся русским юристом и дипломатом Федором Мартенсом. Декларация была принята на Брюссельской международной конференции по кодификации законов и обычаев войны, созванной по инициативе России. В конференции приняли участие Россия, Германия, Австро-Венгрия, Бельгия, Дания, Испания, США, Франция, Великобритания, Иран, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Турция, Швеция.

Согласно восьмой статье Декларации, всякий захват, а также умышленное разрушение или повреждение учебных, научных и художественных учреждений, памятников, художественных и научных произведений преследуются властью. В соответствии со статьей 17, в случае бомбардировки обороняемого города, крепости или селения, нападающими должны приниматься все необходимые меры, для того чтобы пощадить, насколько это возможно, здания, используемые для целей религии, искусства и науки.

На Гаагских конференциях мира 1899 и 1907 гг., также проведенных по инициативе России, были приняты Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны, в которых упоминалось о бережном отношении к объектам культуры. Так, статья 27 Конвенции 1907 года гласит: «При осадах и бомбардировках должны быть приняты все необходимые меры к тому, чтобы щадить, насколько возможно, храмы, здания, служащие целям науки, искусств и благотворительности, исторические памятники… под условием, чтобы таковые здания и места не служили одновременно военным целям»[2].

Как видим, с античных времен до начала двадцатого века законодательные меры по защите культурного наследия человечества увязывались с правилами ведения войны. При этом судьба даже самых известных памятников культуры — соборов, картинных галерей, дворцов, музеев целиком зависела от военной необходимости. Формулировка «щадить, насколько возможно» означает, что для достижения военного преимущества допустимо атаковать и самый выдающийся культурный объект. Такая безнаказанность стала причиной колоссальных разрушений памятников, вплоть до полной утери уникальных шедевров творчества на протяжении всей мировой истории. Если бы люди знали, что за уничтожение культурных ценностей они понесут суровое наказание, то мы бы жили в окружении красоты, и мир был бы другим.

Создание новой отрасли международного права — по защите Культуры связано с именем великого художника и мыслителя Николая Константиновича Рериха. По словам выдающегося русского скульптора Сергея Коненкова, нравственные принципы Рериха в отношении культурного наследия народов Земли стали нормами международного права.

Николай Рерих — инициатор первого в мировой истории договора о защите культурного достояния человечества в самом широком, можно сказать, всеобъемлющем значении этого понятия. Пакт Рериха защищает музеи и библиотеки, школы и университеты, театры и научные учреждения, церкви, мечети и соборы, пирамиды и античные храмы — словом, все, что посвящено искусству, образованию, науке и религии.Рерих полагал, что слово «культура» состоит из двух корней: латинского «культ» (почитание) и санскритского «ур» (свет). По его утверждению, Культура — это почитание Света, того божественного света, который светит во тьме, и никакая тьма не может его объять, Света — источника человеческой жизни. Культура, таким образом, необходимое и достаточное условие жизни и процветания государства и личности. И долгожданный прочный мир придет на землю только благодаря красоте и знанию. «Мир через Культуру», «Там, где Культура, там и Мир» — таково было убеждение Рериха.

По ширине охвата художественных и научных интересов Николая Рериха можно сравнить только с величайшими деятелями эпохи Возрождения. С самых ранних лет будущий ученый, художник, археолог и писатель, общественный деятель уже предвидел свой великий труд ради блага человечества.

Академия художеств и юридический факультет Санкт-Петербургского университета, посещение лекций на историко-филологическом факультете, постоянное самообразование дали Рериху тот синтез знаний, который необходим для новых открытий и прозрений в будущее.

С самого начала своей культурной деятельности Рерих призывает русское общество охранить великое наследие прошлого ради блага будущих поколений. По утверждению самого Николая Константиновича, его защита памятников древности, которые он называл лучшими устоями государств, известна с 1898 года: «С самого начала, буквально от моей первой картины „Гонец“, шла та же самая весть о сохранении культурных сокровищ» (письмо от 6.12.1935). Устремления Николая Константиновича защитить культуру всецело разделяет жена, Елена Ивановна. Рерих замечает: «Пусть мне скажут, кто же другой столько писал, читал лекций и активно выступал в защиту памятников творчества. Уже со времен Академии Художеств я исследовал памятники, требующие охранения. В 1903-м году мы с Е.И. объехали, можно сказать, все сердце России, запечатлевая, я — кистью, а Е.И. в пятистах фотографиях, Пантеон древнего Искусства» (там же).

Растет авторитет Рериха в научных и художественных кругах. В 1906 году он становится во главе Рисовальной школы Императорского общества поощрения художеств, в 1909 году его избирают академиком Императорской Академии художеств, и в 1910 — председателем художественного объединения «Мир искусства». Проводятся и его археологические экспедиции и путешествия по историческим местам России, начатые в 1894 году с Троице-Сергиевой лавры, и продолжавшиеся по 1913 год. Рерих состоит в нескольких обществах, комиссиях и комитетах, занимающихся возрождением и охраной памятников древности.

Идея договора о защите культурного наследия человечества впервые появилась у Рериха в 1904 году. В марте этого года он выступает с докладом «По Старой Руси» в Императорском Русском обществе архитекторов-художников с призывом объединить усилия ученых, художников, зодчих и писателей, широко привлекать новые молодые силы и создать единодушное, национальное движение по спасению памятников культуры.

После начала первой мировой войны, Рерих выступает со статьями, осуждающими разрушение немецкими войсками памятников архитектуры и произведений искусства. В сентябре 1914 года он направляет телеграмму президенту Франции Раймону Пуанкаре с выражением сочувствия по поводу разрушения Реймсского собора — уникального памятника готики тринадцатого века, в котором вплоть до 1825 года короновались все французские короли. В телеграмме американскому послу Чарльзу Вильсону Рерих призывает его всеми силами протестовать против преступных разрушителей.

Вскоре появляется и плакат Рериха «Враг рода человеческого», на котором изображен вандал-разрушитель — германский кайзер Вильгельм II и разрушенные немцами города — французский Реймс и бельгийский Лувен. Плакат был отпечатан в количестве шестисот тысяч экземпляров и роздан по русским воинским частям, прикреплялся он и к выдающимся монументальным строениям.

Рерих призывает Русское Верховное командование охранять культурное достояние на театре военных действий. В 1915 году он обращается с докладом к императору Николаю II и великому князю Николаю Николаевичу, Верховному главнокомандующему российских сухопутных и морских сил. Впоследствии Николай Константинович вспоминает: «Государь всегда почитал ценность исторических памятников, и, конечно, если бы не жестокая судьба его, он продолжил бы в мировом масштабе мое предложение» (письмо от 6.12.1935).

После 1917 года Николай Константинович и Елена Ивановна с сыновьями Юрием и Святославом оказались за пределами Родины, но и в самых трудных условиях они продолжали свое служение Культуре. Спустя годы, Елена Ивановна написала сотруднице, мечтающей о создании Комитета Пакта Рериха, и дала совет не медлить с осуществлением планов:

«Если мы будем думать о создании сначала комфортабельной жизни, временно поступаясь высшими заданиями, или допустим легкий компромисс, то, конечно, польза будет минимальной, ибо ко времени создания обеспеченной жизни лучшие возможности уплывут, и безвозвратно. Вспоминается мне, если бы мы в свое время слушали советы всех благонамеренных, опытных и практических умов, то мы не только бы уявились среди них, служа сторожами в банках, швейцарами в кабаках и лакеями в ресторанах, но сгнили в концентрационных лагерях или были поставлены к стенке. Но именно потому, что действовали всегда наперекор суждениям житейских мудрецов, наша ладья весело прошла все пороги и теснины и несется в полном доверии на уже виднеющийся новый простор» (письмо от 30.11.1945).

Как видим, и за границей Рерих продолжает утверждать красоту и знание. Проходят его выставки в Финляндии, Швеции, Дании и Англии. В 1920 году он пересекает Атлантику и начинает серию выставок в городах Америки — в количестве нескольких десятков. 17 ноября 1921 года Рерих учреждает в Нью-Йорке Институт объединенных искусств, по образцу российской школы Общества поощрения художеств, в которой были представлены разные области творчества. 17 ноября 1923 года открывается Музей Рериха, который сразу же привлекает к себе внимание многих выдающихся представителей искусства и науки, а также государственных деятелей. Президентами-основателями Музея стали Елена Ивановна и Николай Константинович, хотя к дате официального открытия они находятся уже далеко от Нью-Йорка, в своей знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции, продлившейся пять лет, до мая 1928 года. По окончании экспедиции Елена и Николай Рерих учреждают Гималайский научно-исследовательский институт «Урусвати», директором которого становится их старший сын Юрий Рерих.

О всемирном признании культурной деятельности Николая Рериха свидетельствует его выдвижение на Нобелевскую премию мира и сотни приветствий по случаю открытия нового здания Музея Рериха, 17 октября 1929 года. Среди приславших приветствия и почетных советников Музея можно видеть имена профессора Альберта Эйнштейна (Берлин), биолога Джагадиса Боше (Калькутта, Индия), путешественника Свена Гедина (Стокгольм), президента Перу Аугусто Легия, профессора Николая Макаренко (Киев), профессора Р.Милликана (Пасадена), архитектора А.Щусева (Москва), поэта Рабиндраната Тагора (Индия), физика Луи де Бройля (Французская Академия наук), д-ра С.Шарлети, ректора Парижского университета, принца Евгения (Швеция), короля Норвегии Хаакона, короля Бельгии Альберта, президента Франции Г.Думерга, премьер-министра Персии Мехди Хедаята (Тегеран), гавайского губернатора Л.Джадда, Г.Манойловича, президента Академии наук и искусств (Загреб, Югославия), президента Чехословакии Томаша Масарика, дирижера Леопольда Стоковского (Филадельфия), а также имена министра изящных искусств Франции, директора Института Пастера, генерального директора Пан-Американского союза, председателя Нобелевского комитета и других директоров музеев и библиотек, президентов, послов, министров из многих стран мира, включая Японию, Китай и Южную Африку.

К 1929 году Николай Рерих окончательно сформулировал свою идею международного договора об охране культурного наследия человечества. На языке современного права идею Рериха помог оформить Георгий Шклявер, доктор международного права и политических наук Парижского университета.

Проект Пакта Рериха — Международного договора о защите художественных и научных учреждений, исторических памятников, миссий и коллекций был опубликован в американской и европейской прессе и очень скоро привлек внимание известных ученых и деятелей искусства и культуры, военных, министров и глав государств. В 1929—1930 гг. было образовано четыре комитета Пакта Рериха и Знамени Мира — два в США (один из них — общественный, председатель М.Форман), в Индии (при Институте «Урусвати»), Париже (председатель М.А.Таубе, генеральный секретарь Г.Г.Шклявер) — для распространения великих идей Николая Рериха о защите культуры.

В 1930 году проект Пакта Рериха был представлен на рассмотрение в Комитет по делам музеев при Лиге Наций, который, одобрив проект Пакта, передал его на рассмотрение Международной комиссии интеллектуального сотрудничества. В 1931 году Камилл Тюльпинк, член Королевской комиссии по охране памятников Бельгии, предложил сделать старинный город Брюгге центром для распространения идей Рериха и основал Международный союз Пакта Рериха (покровитель — М.Адачи, председатель Международного суда в Гааге).

13—16 сентября 1931 года и 8—9 августа 1932 года в Брюгге проходят Первая и Вторая международные конференции Пакта Рериха, в которых принимают участие представители государств и деятели науки и культуры. Первая конференция приняла план действий по распространению идей Пакта, в том числе среди молодого поколения. Вторая конференция, в которой приняли участие представители двадцати двух стран, постановила основать в Брюгге фонд для воплощения в жизнь идей Пакта Рериха и обратиться к различным государствам с целью признания Пакта как международного документа. В 1932 году был создан Фонд Рериха за мир, искусство, науку и труд.

Третья, самая представительная международная конференция Пакта Рериха состоялась в Вашингтоне, 17—18 ноября 1933 года. В ней приняли участие официальные представители двадцати семи государств, восемь стран прислали официальных наблюдателей. Всего же присутствовали более ста тридцати делегатов. Конференция приняла единогласное решение — рекомендовать правительствам всех стран подписать Пакт Рериха и одобрила Постоянный Комитет Пакта Рериха и Знамени Мира, почетными президентами которого были избраны Елена и Николай Рерих.

16 декабря 1933 года Седьмая конференция Пан-Американского союза в Монтевидео (Уругвай) единогласно приняла резолюцию, рекомендующую правительствам своих стран подписать Пакт Рериха. 19 марта 1934 года Николай Рерих направил Лео Роу, генеральному директору Союза, экземпляр Пакта Рериха для депонирования при Пан-Американском союзе.

5 сентября 1934 года состоялось организационное заседание Русского комитета Пакта Рериха в Харбине, при участии Николая Рериха. Почетным председателем Комитета был избран архиепископ Нестор, председателем — генерал Н.Л.Гондатти. Комитет Пакта был создан и в Брюсселе (председатель М.Мунк, генеральный секретарь М.Хендрикс).

К этому времени в мире существовало 75 обществ Культуры имени Рериха, и каждое из них вело работу по распространению идей Пакта Рериха и Знамени Мира, даже без учреждения особого комитета. География обществ была широкой: Латинская Америка, Франция, Болгария, Германия, Финляндия, Южная Африка, США, Латвия, Литва, Англия, Япония… В поддержку Пакта Рериха высказались многие известные деятели: Альберт Эйнштейн, Томас Манн, Герберт Уэллс, Морис Метерлинк, Ромен Роллан, Рокуэлл Кент, Эптон Синклер, Леопольд Стоковский, король Бельгии Альберт, король Югославии Александр, президент Франции Раймон Пуанкаре, президент Чехословакии Томаш Масарик, Латвийский архиепископ Иоанн, Римский папа Пий XI, генерал-лейтенант А.П.Богаевский, атаман Всевеликого Войска Донского, маршал Франции Луи Юбер Лиоте, министр обороны, все губернаторы Бельгийских провинций и примас Бельгии, кардинал Йозеф Эрнест ван Руй, лауреат Нобелевской премии поэт Рабиндранат Тагор, президент Латвии А.Квиесис, министр иностранных дел Литвы С.Лазорайтис, испанский министр народного образования Хосе Кастильо и другие уважаемые лица. Также Пакт широко поддержали женские организации, университеты, музеи, библиотеки, академии из разных стран мира.

Идеи Рериха о защите культурного наследия человечества получили мировое признание и поддержку. Отклики на Пакт приходили со всех континентов, не только из европейских стран, пострадавших от разрушений первой мировой войны, но даже из Кении и Египта. Общее настроение откликов было следующим: почему этого не было сделано раньше, тогда бы наши города, храмы, музеи выглядели по-другому! Таким образом, вокруг Пакта Рериха объединились культурные силы человечества, в надежде охранить то, чем живет мир — Веру, Красоту и Знание. Это была настоящая общественная инициатива, поддержанная мудрыми военными и политическими деятелями. Гениальная идея Рериха была понятной для всех. Пакт Рериха не требует специального юридического образования, чтобы разобраться в его положениях.

Первое. Пакт Рериха защищает все без исключения объекты, посвященные науке, образованию, искусству, религии, все памятники истории и архитектуры. Это может быть сельская школа или церковь, небольшой музей или районная библиотека — они охраняются так же, как и мировой шедевр — гордость культурного наследия, причем независимо от формы собственности и государственной принадлежности.

Второе. Пакт Рериха не признает так называемой военной необходимости. Объекты культуры, не используемые в военных целях, не могут быть атакованы ни при каких условиях — это называется «безусловной» защитой.

Третье. Все, кто работают в культурных учреждениях, являются нейтральными лицами. Их нельзя арестовать или преследовать во время войны.

Четвертое. Государство берет на себя обязательство охранять национальные и иностранные культурные объекты как в военное, так и в мирное время.

Пятое. Нарушители договора будут преследоваться в судебном порядке. Отметим, что Николай Рерих был сторонником такой нормы международного права, как компенсаторная реституция. Рерих полагал, что страна, уничтожившая культурные ценности другой страны в ходе вооруженного конфликта, обязана возместить причиненный ущерб не деньгами, а равноценными культурными ценностями из своих музеев. Примеры компенсаторной реституции уже были в истории: после первой мировой войны по Версальскому мирному договору Германия была обязана пополнить библиотеку разрушенного ею Лувенского университета за счет своих библиотечных фондов.

Шестое. Над охраняемыми объектами должно быть установлено Знамя Мира, как знак неприкосновенности и уважения.

15 апреля 1935 года начался новый этап в истории всего человечества — Культура была провозглашена главной ценностью жизни. Пакт Рериха был принят и предложен для подписания всем народам мира. Торжественная церемония прошла в Вашингтоне, в Белом доме. Пакт Рериха был официально подписан представителями двадцати одной страны: Бразилия, Аргентина, Боливия, Чили, Коста-Рика, Куба, Доминиканская Республика, Эквадор, Сальвадор, США, Гватемала, Гаити, Гондурас, Мексика, Никарагуа, Панама, Уругвай, Парагвай, Перу, Колумбия и Венесуэла поставили свое культурное достояние под защиту Знамени Мира.

В 1948 году, в первый же год своей независимости, по инициативе премьер-министра страны Джавахарлала Неру Пакт Рериха подписала Индия.

Сегодня жизнь меняется стремительно. Люди покоряют вершины и земные и космические, но и на пороге новой эпохи человек все так же нуждается в красоте, знании и высокой культуре. Но, к сожалению, все так же продолжается разрушение памятников культуры, оно стало даже более масштабным. И сердце и ум человека вновь ищут способы спасти красоту, а значит, саму планету и жизнь. Великий вождь Культуры Рерих давно предвидел нужду человечества в создании прекрасного и в его надежном охранении. Идеи Рериха обогнали время, и в наши дни его Пакт о защите культурных ценностей, Знамя Мира являются тем спасительным маяком, огонь которого никогда не гаснет и дает человечеству надежду на спасение, на счастье, на лучшее будущее.

ПРОЕКТ ПАКТА РЕРИХА, МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА ОБ ОХРАНЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ И НАУЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСТОРИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКОВ, МИССИЙ И КОЛЛЕКЦИЙ, 1929 г.[3]

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР ОБ ОХРАНЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ И НАУЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСТОРИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКОВ, МИССИЙ И КОЛЛЕКЦИЙ РАЗРАБОТАН НИКОЛАЕМ РЕРИХОМ

Высокие Договаривающиеся Стороны —

Президент Соединенных Штатов Америки,
Президент Германской Республики,
Его Величество, Король Великобритании, Ирландии и Британских Доминионов за морями, Император Индии,
Президент Французской Республики,
Его Величество, Король Италии,
Его Величество, Император Японии,
etc., etc., etc.

Те, чьи высшие обязанности налагают на них священный долг содействовать моральному благосостоянию своих наций и успеху искусств и наук во имя общих интересов человечества;

Те, чьи учреждения, посвященные образованию юношества, искусствам и наукам, составляют общее сокровище всех наций мира;

Припоминая идеи, вдохновленные мудрым и великодушным предвидением, которые привели Высокие Договаривающиеся Стороны к учреждению Женевской конвенции 22 августа 1864 года для улучшения судьбы раненых;

Главный акт Конференции в Берлине 26 февраля 1885 года, который дает право на особенное покровительство, оказываемое научным экспедициям;

Заключительный акт Гаагских конференций 29 июля 1899 года и 18 октября 1907 года, и особенно статью 27 Прибавления к IV Конвенции последней конференции, которые заботятся о безопасности строений, посвященных религии, искусствам, наукам и благотворительности, и исторических памятников в случае осад и бомбардировок;

Ст. II Конвенции Сен-Жермен-ан-Ле 10 сентября 1919 года, подтверждающую вышесказанные постановления Главного акта конференции в Берлине 1885 года в отношении специальной защиты, дарованной Высокими Договаривающимися Сторонами научным миссиям для их оборудования и коллекций;

Пакт отречения от войны как способа национальной политики, подписанный в Париже 27 августа 1928 года;
Поддерживая предложения профессора Николая Рериха, направленные на создание действенной защиты всех центров культуры,

Приняли решение заключить торжественный Договор для улучшения охраны, принятой во всех цивилизованных странах, учреждений и миссий, посвященных искусствам и наукам, художественных и научных коллекций и исторических памятников,

И назначили для этой цели соответствующих уполномоченных………………………………. которые предъявили друг другу все их полномочия в надлежащем виде и пришли к следующему:

СТАТЬЯ I

Исторические памятники, образовательные, художественные и научные учреждения, художественные и научные миссии, персонал, имущество и коллекции таких учреждений и миссий будут считаться нейтральными и как таковые будут под покровительством и уважаемы воюющими.

Покровительство и уважение в отношении вышеназванных учреждений и миссий во всех местах будут подчинены верховной власти Высоких Договаривающихся Сторон без всякого различия от государственной принадлежности какого-либо отдельного учреждения или миссии.

СТАТЬЯ II

Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон имеет представить в регистратуру Постоянного суда международного правосудия в Гааге, в Международный институт интеллектуальной кооперации в Париже или Образовательный департамент Панамериканского союза в городе Вашингтоне, по выбору, список памятников, учреждений, коллекций и миссий, общественных или частных, которые желательно поставить под особенное покровительство, оказываемое настоящим Договором.

Памятники, учреждения, коллекции и миссии, зарегистрированные таким образом, могут выставить отличительное Знамя (красная окружность с тремя кругами в середине на белом фоне), которое даст им право на особенное покровительство и уважение со стороны воюющих, государств и народов всех Высоких Договаривающихся Сторон.

Вышеназванные памятники, учреждения, коллекции и миссии перестанут пользоваться привилегиями нейтралитета в том случае, если они будут использованы для военных целей.

СТАТЬЯ III

В случае какого-либо акта, совершенного против защиты и уважения, оказываемых художественным и научным учреждениям, памятникам, коллекциям и миссиям, как постановлено в настоящем Договоре, потерпевшие учреждение или миссия имеют право апеллировать через посредничество своего государства в международное учреждение, где они были зарегистрированы. Это международное учреждение имеет передать свой протест к сведению всех Высоких Договаривающихся Сторон, которые могут решить созвать Международный комитет судебного следствия по этому делу. Приговоры такого Международного комитета судебного следствия имеют быть опубликованы. Подробности относительно состава и функций вышеназванных комитетов судебного следствия будут регулироваться специальным соглашением.

СТАТЬЯ IV

Высокие Договаривающиеся Стороны объявляют, что они намерены при помощи соответствующих мер внутреннего законодательства усилить защиту, принятую на всех соответствующих территориях, художественных и научных учреждений, памятников, коллекций и миссий, без различия, национальных или иностранных.

Настоящий Договор будет утвержден Высокими Договаривающимися Сторонами согласно с их соответствующими конституционными методами. Документы о ратификации имеют быть переданы в ведение……………………………………………………………………………………………………

Настоящий Договор войдет в силу, как только он будет утвержден большинством первоначальных подписавших его сторон.

Державы, не подписавшие настоящий Договор, получают право присоединиться к нему при посредстве извещения, адресованного…………………………

Свидетельствуется этот Договор подписями настоящего Пакта и приложением печатей соответствующих уполномоченных.

Пакт дублирован — один экземпляр на английском языке и другой на французском — причем оба имеют одинаковую силу. Подписан в городе……………. числа….. месяца….. года………

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] См. Курьер ЮНЕСКО, 1978, август. — С. 6–7.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *