какое значение имеют знания о природных комплексах

ГДЗ география 7 класс Коринская, Душина, Щенев Дрофа Задание: § 10 Природные комплексы суши и океана

1. Назовите несколько природных комплексов своей местности. Кратко опишите один из них и укажите связи между компонентами.

Моя местность – Санкт-Петербург. Природные комплексы моей местности: Сестрорецкое болото, речная долина реки Нева, Финский залив. Краткое описание природного комплекса Сестрорецкое болото: природный комплекс представляет собой пойменное болото. Избыток влаги формирует заболоченные влажные почвы, на которых развивается соответствующая болотная растительность (клюква, осока), где обитают пресмыкающиеся (лягушки, змеи).

2. Из курсов природоведения и биологии вспомните, как образуются почвы. Какие почвы вы знаете?

Почвы образуются благодаря процессам выветривания горных пород. После чего на ней закрепляются растения-пионеры, которые формируют растительность на выветрелых горных породах. С течением времени, отмирая и вырастая, растения образуют растительные остатки, которые накапливаются на материнской породе, их разлагают различные микроорганизмы, формируя гумусовый слой. Через большой промежуток времени происходит формирование почвенного профиля. Почвы, которые я знаю: подзолистые, дерново-подзолистые, каштановые, серые лесные, черноземы.

Вопросы из текста параграфа (рис. 37)

Приведите примеры взаимодействия между компонентами природного комплекса.

Примеры взаимодействия между компонентами природного комплекса: рельеф влияет на состав растительности (виды). Растения определяют состав почв и их тип, также растительность и животный мир зависят от климатических условий местности. Климат территории во много зависит от влаги (воды), если осадков недостаточно климат сухой и формируются отличные природные комплексы, чем при избыточном увлажнении.

Вопросы и задания

1. Пользуясь текстом учебника, выпишите в левую колонку тетради компоненты географической оболочки, в среднюю — компоненты природных комплексов суши, в правую — компоненты природных комплексов океана. Что общего между компонентами каждого природного комплекса?

Компоненты географической оболочкиКомпоненты природных комплексов сушиКомпоненты природных комплексов океана
Верхняя часть литосферы, гидросфера, нижняя часть атмосферы, биосфераГорные породы и рельеф, климат, воздушные массы, вода, растения и животные, почвыВода с растворёнными в ней газами, растения и животные, горные породы и рельефа дна

Компоненты каждого природного комплекса входят в состав глобальных геосфер Земли (гидросфера, атмосфера, литосфера и биосфера).

2. Что такое природный комплекс?

Природный комплекс – это участком земной поверхности, который отличается особенностями природных компонентов, находящихся в сложном взаимодействии.

3. Как различаются природные комплексы?

Природные комплексы различаются по размеру, по происхождению (образованию), по поступлению солнечного тепла.

4. Какое значение имеют знания о природных комплексах?

Знания о природных комплексах имеют важное значение для изучения взаимодействия всех компонентов природы. Кроме того, важно знать взаимодействия внутри каждого природного комплекса на территориях, которые находятся под сильным негативным влиянием человеческой деятельности. Поэтому знания о природных комплекса помогают прогнозировать естественные изменения природы и изменения в результате человеческой деятельности.

Источник

Какое значение имеют знания о природных комплексах

Подробное решение параграф § 10 по географии для учащихся 7 класса, авторов Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. 2017

1. Назовите несколько природных комплексов своей местности. Кратко опишите один из них и укажите связи между компонентами.

Озёра, реки, леса. Озеро – компонент гидросферы, представляющий собой естественный или искусственно созданный водоём, заполненный в пределах озёрной чаши (озёрного ложа) водой и не имеющий непосредственного соединения с морем (океаном). С точки зрения географии, озеро представляет собой замкнутое углубление суши, в которое стекает и накапливается вода. Озёра не являются частью Мирового океана. Озёра регулируют сток рек, задерживая в своих котловинах полые воды и отдавая их в другие периоды. В водах озёр происходят химические и биологические реакции. Одни элементы переходят из воды в донные отложения, другие – наоборот. В ряде озёр, главным образом не имеющих стока, в связи с испарением воды повышается концентрация солей. Результатом являются существенные изменения минерализации и солевого состава озёр. Благодаря значительной тепловой инерции водной массы крупные озёра смягчают климат прилегающих районов, уменьшая годовые и сезонные колебания метеорологических элементов. Форма, размеры и рельеф дна озёрных котловин существенно меняются при накоплении донных отложений. Зарастание озёр создает новые формы рельефа, равнинные или даже выпуклые. Озёра и, особенно, водохранилища часто создают подпор грунтовых вод, вызывающий заболачивание близлежащих участков суши. В результате непрерывного накопления органических и минеральных частиц в озёрах образуются мощные толщи донных отложений. Эти отложения видоизменяются при дальнейшем развитии водоемов и превращении их в болота или сушу. При определенных условиях они преобразуются в горные породы органического происхождения.

2. Из курсов природоведения и биологии вспомните, как образуются почвы. Какие почвы вы знаете?

Почва образовалась в результате длительного взаимодействия живой и неживой природы. В образовании почвы важны многие факторы. Почва начала образовываться там, где на подходящей поверхности могут поселиться растения и микроорганизмы. Такими местами могут быть горные породы, освободившиеся от моря, старые карьеры и строительные площадки. Также на образование почвы влияют факторы окружающей среды и деятельность человека. Образование почвы – это очень длительный и непрерывный процесс. Если он начался, то продолжается безостановочно. На образование почвы может потребоваться сотни и тысячи лет.

Виды почв: чернозем, глинистые, суглинистые, песчаные, супесчаные, торфяно-болотные.

Вопросы и задания

1. Пользуясь текстом учебника, выпишите в левую колонку тетради компоненты географической оболочки, в среднюю – компоненты природных комплексов суши, в правую – компоненты природных комплексов океана. Что общего между компонентами каждого природного комплекса?

1. Компоненты географической оболочки: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера. 2. Компоненты природных комплексов суши: состоит из компонентов природы: горных пород, климата, воздушных масс, воды, почв, растений, животных. 3. Компоненты природных комплексов океана: состоят из следующих компонентов: воды с растворёнными в ней газами, растений, животных, горных пород, рельефа дна. Что общего между ними: разнообразие природных комплексов.

2. Что такое природный комплекс?

Природный комплекс – это участок земной поверхности, который отличается особенностями природных компонентов, находящихся в сложном взаимодействии. Каждый природный комплекс имеет границы, обладает природным единством, проявляющимся в его внешнем облике.

3. Как различаются природные комплексы?

В Мировом океане выделяются крупные природные комплексы – отдельные океаны и менее крупные – моря, заливы, проливы. Кроме того, в океане различают природные комплексы поверхностных слоёв воды, различных толщ воды и океанического дна. Природные комплексы различаются по размерам. Самый большой природный комплекс Земли – географическая оболочка. Материки и океаны. Образование их обусловлено строением земной коры. Природный комплекс суши близ экватора, где много тепла и влаги, природа отличается богатством живых организмов, более быстро проходящими природными процессами. В полярных областях, где мало тепла и влаги, природа характеризуется бедностью жизни и медленно текущими природными процессами.

4. Какое значение имеют знания о природных комплексах?

Знания о природных комплексах и их взаимодействии помогают людям понять, какие виды животных и растений находятся под угрозой вымирания, и какие нужно принять меры, чтобы не допустить этого.

Источник

Какое значение имеют знания о природных комплексах

Подробное решение параграф Вопросы и задания к разделу 1 по географии для учащихся 7 класса, авторов Душина И.В., Смоктунович Т.Л. 2017

Стр. 29. Вопросы и задания для повторения и обобщения по разделу «Современный облик планеты Земля»

1. В течение какого времени формировался и продолжает формироваться облик Земли?

Наша Земля состоит из ядра, мантии и земной коры. В результате сложных процессов земная кора плавает на верхней мантии. Находясь в постоянном движении они сдвигаются от 1 до 6 см в год, в зависимости от местоположения литосферных плит. Ученые считают что облик земли формировался от 3.6 млрд. лет до нашего времени, перемещая литосферные плиты в разные стороны горизонта. Вот так она и формируется по сей день.

2. Что такое географическое положение? Назовите его составляющие?

Географическое положение — положение какого-либо пункта или иного объекта на земной поверхности по отношению к другим территориям или объектам.

Географическое положение определяется с помощью географических координат.

Географические координаты — это величины, определяющие положение точки на земной поверхности относительно экватора и нулевого меридиана (широта и долгота).

3. В чем причины образования на Земле выступов материков и океанических впадин?

Причина одна — движение литосферных плит, т.е. внутренние процессы.

4. Что такое литосферная плита? Где расположены границы плит?

Литосферная плита это крупный стабильный участок земной коры, часть литосферы. Литосферные плиты ограничены зонами сейсмической, вулканической и тектонической активности — границами плиты.

5. Какое практическое значение имеют знания о литосферных плитах?

Зная, как передвигаются литосферные плиты, можно предугадать их столкновение и вовремя вывести людей из зоны возвышения рельефа во время столкновения.

6. Что называют географической средой? Какие комплексы ее образуют?

Географической средой называется та часть земной природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном этапе исторического развития. Географическая среда – это освоенная человеком часть географической оболочки. Природные и природно-хозяйственные комплексы образуют географическую среду.

7. Чем обусловлено единство и целостность природного комплекса?

Обуславливается тесной взаимосвязью его компонентов. Изменения одних приводит к изменением других (климат и рельеф воздействуют на формирование вод, почв, растительного и животного мира, которые тесно взаимодействуют между собой).

8. Какие природные комплексы относят к зональным, а какие – к незональным? В чем причины их различий? Приведите примеры тех и других комплексов.

Зональные комплексы образовались благодаря климатическим условиям, К ним относятся географические пояса и природные зоны. Не зональные или азональные комплексы образовались благодаря рельефу и строению земной коры. К ним относятся материки и океаны. Причины различий кроются в различиях геологического строения, разнообразие рельефа и климата.

9. Что такое широтная зональность? Высотная поясность? В чем они выражаются и чем обусловлены? Приведите примеры проявления широтной зональности и высотной поясности.

Широтная зональность — это смена природных зон на равнинах. Главная причина широтной зональности — изменение соотношения тепла и влаги от экватора к полюсам. Природные пояса — пример широтной зональности.

Высотная поясность (зональность) — это смена природных зон по поясам в горах. Причина проявления высотной поясности — изменение с высотой теплового баланса и степени увлажнения. Пример: альпийский луг у подножия горы и заснеженная вершина.

10. Дайте определение понятий «географическая оболочка» и «географическая среда».

Географическая среда — это совокупность природных условий, которые окружают человеческое общество. Она состоит из земной коры, тропосферы, (нижней части атмосферы), гидросферы, почвенного покрова, растительного и животного мира.

Географическая оболочка — это целостная непрерывная оболочка Земли, состоящая из верхней части литосферы, тропосферы, гидросферы и биосферы.

11. Приведите примеры взаимосвязи частей географической оболочки.

Атмосфера, литосфера, гидросфера и биосфера – четыре оболочки земного шара находятся в сложном взаимодействии, взаимопроникают друг в друга. Все вместе они составляют географическую оболочку.

В географической оболочке развивается жизнь, проявляется деятельность воды, льда, ветра, образуются почвы, осадочные горные породы. Географическая оболочка Земли представляет собой целостную материальную систему, качественно отличную от других геосфер Земли. Ее целостность определяется непрерывным взаимодействием твердых, жидких и газообразных, а с возникновением жизни – и живых веществ. Все составные части географической оболочки взаимодействуют, используя солнечную энергию, поступающую на Землю, и энергию внутренних сил Земли.

12. Назовите закономерности (свойства) географической оболочки.

В развитии ГО существуют свои закономерности и характерные черты: целостность, ритмичность и зональность, круговороты вещества и энергии. Целостность ГО проявляется в том, что изменение одного компонента природы неизбежно вызывает изменение всех остальных. Ритмичность природных явлений заключается в повторяемости сходных явлений во времени. Примеры ритмичности: суточные и годовые периоды вращения Земли. Зональность — закономерное изменение всех компонентов ГО от экватора к полюсам. Она вызывается вращением шарообразной Земли с определенным наклоном оси вращения вокруг Солнца.

Источник

РАЗРАБОТКА УРОКА НА ТЕМУ: «ПРИРОДНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС» (8 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ТЕМА УРОКА: «ПРИРОДНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»

Задачи: актуализировать и систематизировать знания о природных комплексах:

-формировании, географическом строении, свойствах, значении в природе и жизни человека;

-сформировать знания о природном районировании; научить выявлять положительные результаты и отрицательные последствия хозяйственной деятельности человека в ПТК, прогнозировать изменения ПТК под влиянием естественных причин и вмешательства человека.

Материал урока большей частью состоит из теоретического блока, который очень часто вызывает затруднения у школьников. Поэтому при организации познавательной деятельности требуется опора на уже имеющиеся знания учащихся о географической оболочке, природных комплексах, взаимосвязи их компонентов. Теоретические вопросы необходимо четко объяснять, строго следовать главным идеям урока, не заостряя внимания на второстепенных вопросах. Элементы беседы включены в урок, но все-таки главным будет объяснение учителя, которое должно сопровождаться использованием наглядности.

I. Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.

1) Что вы изучали на предыдущих уроках?

2) Вы изучили компоненты природы, но означает ли это, что вы знаете природу полностью?

Почему нельзя ограничиться изучением только компонентов?

1) Что вы уже знаете о природных комплексах? Каково соотношение природного комплекса и географической оболочки?

2) Как сформировались природные комплексы? Какой источник знания в наиболее компактной форме содержит сведения о развитии природы на Земле?

3) Что является результатом развития природы?

4) Какое значение имеют природные комплексы в природе и жизни человека?

Таким образом, эта беседа помогает также актуализировать знания о природных комплексах и географической оболочке, позволяет определить уровень подготовленности школьников к восприятию данной темы.

II. Получение новых знаний.

Окружающая нас природа состоит из частей, или, как их еще называют, компонентов. К природным компонентам относятся рельеф, климат, воды, растения, животные и почвы. Все эти компоненты прошли длительный путь развития, поэтому их сочетания не случайны, а закономерны. Благодаря своему взаимодействию они тесно связаны друг с другом, и это взаимодействие объединяет их в единую систему, где все части одна от другой зависят и одна на другую влияют. Такая единая система называется природно-территориальным комплексом, или ландшафтом.

Взаимосвязь компонентов природы на определенной территории – называют природно-территориальный комплекс – ПТК.

Учение о ПТК называется ландшафтоведение. Оно было основано на рубеже 19-20 вв. В.В. Докучаевым.

Васи́лий Васи́льевич Докуча́ев (1 марта 1846 — 8 ноября 1903) — русский геолог и почвовед, основоположник школы почвоведения и географии почв. Создал учение о почве как о самостоятельном природном теле, открыл основные закономерности генезиса ( Генезис — происхождение каких-либо геологических образований) и распространения почв.

Основоположником отечественного ландшафтоведения заслуженно считается Л. С. Берг. Он определял природно-территориальные комплексы как области, сходные по преобладающему характеру рельефа, климата, вод, растительности и почвенного покрова. Можно выделить природные комплексы пустынь, лесов, степей и т.д. Л. С. Берг писал, что ландшафт (или природно-территориальный комплекс) есть как бы организм, в котором части обуславливают целое, а целое влияет на части.

Крупнейший географ Л.С. Берг назвал В.В. Докучаева родоначальником учений о ландшафте и основоположником современной географии.

Ландшафтами называют небольшие по территории природные комплексы.

Природные компоненты в истории Земли изменялись неоднократно. Например, движение литосферных плит, образование и разрушение гор, смена теплого климата на холодный, изменение органического мира. Поэтому менялись и природные комплексы.

Различают 3 уровня ПТК.

Самый крупный ПТК – географическая оболочка, которая состоит из гидросферы, биосферы, верхней части литосферы и тропосферы. Это глобальный ПТК.

Региональный ПТК формируется в результате действия солнечной радиации, тектоники. Например, зона лесов. Формируются в результате влияния факторов с более широким радиусом действия (солнечная радиация, тектонические движения и пр.); к этому типу относятся природные зоны и области.

Локальный формируется под действием местных факторов и имеют небольшие размеры. Формируются под действием местных факторов и имеют небольшие размеры; к этому типу относится фация.

Самые мелкие ПТК называют фациями – это неделимые, однородные природные комплексы: луг, болото, роща, парк, озеро, лес, пруд, поле.

ВАЖНО: независимо от размера все компоненты комплексов тесно взаимосвязаны друг с другом.

Сочетания компонентов природы не случайны, а закономерны. Между ними существует множество связей, взаимодействий. Например, в условиях умеренного климата на рыхлых песчаных почвах растут сосновые леса, а если почвы глинистые, то будет преобладать ель. Взаимодействие между компонентами объединяет их в единую систему, где все части одна от другой зависят и одна на другую влияют. В результате образуются природные комплексы. Слово «комплекс» в переводе с латинского означает «сплетение».

Источник

Какое значение имеют знания о природных комплексов?

какое значение имеют знания о природных комплексах

Ответы 5

какое значение имеют знания о природных комплексах

какое значение имеют знания о природных комплексах

какое значение имеют знания о природных комплексах

какое значение имеют знания о природных комплексах

какое значение имеют знания о природных комплексах

какое значение имеют знания о природных комплексах

Природный комплекс-это закономерное сочетание климата,гидроресурсов,растительного и животного мира,почв на определённом участке земной коры.

Поэтому знания о природных комплексах имеют большое значение в:

-строительстве заводов и фабрик

-охране природной среды.

какое значение имеют знания о природных комплексах

какое значение имеют знания о природных комплексах

какое значение имеют знания о природных комплексах

1. Природные комплексы различаются размерами.

2. Знания о природных комплексах людям понять, какие животные находятся под угрозами и что нужно предпринять, чтобы не допустить этого.

2. Знания о природных комплексах и их взаимодействии людям понять, какие виды животных и растений находятся под угрозой вымирания, и какие нужно принять меры, чтобы не допустить этого.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *