какое значение имеют семена в жизни растений
ГДЗ биология 6 класс Пономарева, Корнилова, Кучменко Вентана-Граф Задание: 5 Семя, его строение и значение
Стр. 28. Вспомните
№ 1. Какую роль играет семя в жизни растения?
Семя необходимо растению для дальнейшего размножения.
№ 2. Где образуются семена у цветковых растений?
Семена у цветковых растений образуются на побегах.
№ 3. Какова особенность семян хвойных растений?
Семена в хвойных растениях образуются в чешуйках шишек.
Стр. 33. Вопросы в конце параграфа
№ 1. Какую роль в жизни растения играют семена?
Семена играют одну из важных ролей в жизни растения. Они необходимы для дальнейшего размножения.
№ 2. Укажите сходство между проростком и зародышем семени.
Сходство состоит в том, что и в зародыше, и в проростке имеется зародышевый корешок, стебель и почечка.
№ 3. Сравните проростки фасоли и пшеницы. Найдите черты отличия.
№ 4. В семенах каких растений содержится большое количество жиров? Белков? Крахмала?
Большое количество жиров содержится в семенах льна, орехов, подсолнечника.
Большое количество белков содержится в семенах бобовых растений.
Большое количество крахмала содержится в семенах картофеля, риса, кукурузы.
№ 5. Используя информационные ресурсы, подготовьте сообщение об использовании семян в хозяйственной деятельности человека.
Все мы знаем о том, что в семенах растений очень много питательных веществ. Там есть и белки, и жиры, и углеводы. Именно поэтому ими питаются не только птицы или животные, но и люди. Человек научился использовать семена растений и в своей хозяйственной деятельности. Например, чтобы получить хлеб, нужна мука. Муку можно получить из пшеницы, которую нужно не только вырастить и собрать, но и сначала посадить. Для этого нужны уже семена пшеницы. Аналогично, чтобы получить запасы бобовых, нужно их посадить в почву и позже собрать урожай.
Чтобы получить достаточное для пропитания количество риса, гречки, ячменя или овса, важно посеять семена, ухаживать за ними. В будущем это позволит собрать богатый урожай, который можно не только использовать для питания, но и реализовывать, получая немалый доход.
Кроме того, многие растения используются и в технической промышленности. К примеру, растительное масло, которое можно получить изо льна, кокоса, подсолнечника, арахиса или хлопка. Многие растения, тот же лен или хлопок, используются и для получения тканей, необходимых при пошиве качественной одежды.
Как видим, семена растений важны в хозяйственной жизни человека. Правильный подход к ним позволяет улучшить качество нашей жизни.
Значение семян
Значение семян для растений
В жизни растений семена играют очень важную роль: с помощью семян растения размножаются и расселяются по земной поверхности.
Известны случаи, когда семена кокосовой пальмы морскими волнами переносились с одного тропического острова на другой, находящийся от него на расстоянии около 250 км. Семена ели, сосны, лиственницы, березы, одуванчика разносятся ветром. Семена дуба, лещины (орешника) распространяют на значительные расстояния белки. Люди для выращивания перевозят на большие расстояния семена нужных им, но произрастающих в других мемтах растений. Этим они способствуют расселению растений.
Зрелые сухие семена могут долго оставаться живыми. Например, семена огурцов спустя 7-10 лет могут прорасти. По 40-50 и даже 90 лет сохраняют всхожесть семена сорняков, находясь в почве. Семена лотоса, например, сохраняют всхожесть 200-250 лет. Ученым удалось прорастить семена этого растения, пролежавшего в торфянике на территории Маньчжурии около 2000 лет, и семена арктического люпина, пролежавшие в вечной мерзлоте на Аляске около 10 000 лет. Но существующие легенды о сохранении всхожести семян пшеницы, найденных в египетских пирамидах, не подтвердились, так как пшеница сохраняет всхожесть лишь в течение 7-15 лет.
Значение семян для животного мира
Семена с их запасом крахмала, жиров, белков представляют собой высококалорийный питательный корм для многих крупных и мелких животных. Птицы, различные млекопитающие (овцы, медведи, олени, крупный рогатый скот, грызуны, ежи, слоны, обезьяны, белки и многие другие) поедают в большом количестве семена и плоды.
Семена служат кормом многим животным
Некоторые животные запасают семена в своих норах на зиму. Так, бурундук ежегодно к зиме способен запасать в своих кладовых до 5-7 кг кедровых орешков. Многие насекомые питаются недозрелыми семенами, высасывая из них питательные вещества.
В целом животные поедают до 85-90% выросших на растениях семян. Таким образом, растения в большой степени обеспечивают возможность существования животного мира.
Значение семян для человека
Семена имеют жизненно важное значение и для человека. Семена — пищевой продукт. Из семян злаков (точнее, их плодов — зерновок) — пшеницы, кукурузы, ржи, риса, овса, ячменя, сорго — во всем мире делают муку и крупу. В пищу широко используют горох, фасоль, чечевицу, сою. Из семян подсолнечника, рапса, льна, хлопка, кокоса, арахиса вырабатывают пищевые и технические растительные масла, необходимые людям. Ценными пищевыми продуктами являются семена грецкого ореха, мака, лещины, миндаля, кофейного дерева и какао, кокосовой пальмы, сибирской (кедровой) сосны и других растений. Семена черного перца, тмина, чернушки, мускатного ореха, ванили используют как пряность.
Издревле человек специально выращивал (культивировал) нужные ему растения. Благодаря этому растения образуют намного больше семян, чем это необходимо им для своего возобновления. Такое свойство растений оказалось очень полезным человеку.
Например, фасоль обыкновенная вошла в культуру стараниями древних ацтеков. Это произошло благодаря окультуриванию фасоли аборигенной — однолетней лианы, встречающейся в диком виде в лесах Центральной и Южной Америки и в настоящее время. У дикорастущей фасоли в плодах бобах обычно содержится 2-3 крупных семени (фасолины), тогда как в плодах некоторых сортов культурной фасоли обыкновенной имеется по 7-9 и даже 13 семян. То же можно сказать и о пшенице. В колосьях ее культурных сортов содержится в 2-3 раза больше зерновок, чем у дикорастущих форм.
Семя — важный генеративный орган семенных растений. Семенами растения размножаются и расселяются по земной поверхности. Семена — ценный продукт питания для человека и животных (диких и домашних). От качества семян зависит будущий урожай.
Реферат «Роль семени в жизни растений»
Роль семени в жизни растений
Семя – это зачаток растения, который состоит из зародыша (в нем различают зародышевые корешок, стебелек и почечку с листочками), облегающей его кожуры (оболочки) и – у многих – из тканей с запасными питательными веществами.
Семя является самостоятельным дочерним растеньицем – зародышем, возникшим внутри материнского организма.
По форме и размерам семена бывают разными.
Чтобы расти, необходимо питаться. Растения получают питание через корни и листья, а зародыш семени не может самостоятельно добывать пищу. Поэтому в семени откладывается запас органических и минеральных веществ, необходимых на первых порах для питания и роста зародыша.
Жизнедеятельность семян выражается в их способности прорастать. Кроме того живые семена дышат: поглощают кислород и выделяют углекислый газ и тепло, понемногу расходуя питательные вещества, отложенные в семени.
Для прорастания семени необходима вода, тепло и кислород. Известны некоторые растения, у которых прорастание зависит от соотношения времени дня и ночи. В благоприятных для прорастания условиях семена быстро дают всходы. Первым растет корешок, углубляясь в землю он обильно ветвится, проникая в новые участки почвы. Вскоре за корешком вытягивается вверх стебелек, на котором развертываются молодые зеленые листья.
Для роста проросток использует питательные вещества, запасенные в семени. Когда же у растения развиваются листья, то оно может питаться самостоятельно. Позже на нем вырастают цветки, которые развиваются в семена и плоды. Таким образом, из семени вырастает новое растение, которое дает новые семена.
§ 14. Распространение плодов и семян — Пасечник. 6 класс. Учебник
Вопросы в начале параграфа
1. Что такое семя?
Семя — зародышевая стадия семянного растения. Семя состоит из зародыша и семенной кожуры, а также может включать в себя эндосперм.
2. Какова роль семян в жизни растений?
При помощи семян растения размножаются и расселяются на другие территории.
3. Какую роль выполняют плоды в жизни растений?
Плоды защищают несозревшие семена от воздействия внешней среды и помогают распространить и расселить семена на другие территории после их созревания.
Вопросы в конце параграфа
1. Какими способами распространяются плоды и семена в природе?
Распространение семян и плодов в природе может происходить следующим образом:
2. Какие приспособления для распространения имеют плоды или семена, переносимые ветром?
Семена и плоды, распространяемые ветром, обычно имеют различные приспособления. Это могут быть:
3. Какие приспособления имеют плоды или семена, распространяемые человеком и животными?
Семена и плоды, которые распространяются животными и человеком, также имеют свои особые приспособления. Например, это могут быть:
4. Какие растения разбрасывают свои семена?
Свои семена разбрасывают плоды недотроги, фасоли, гороха, мака, акации, виолы и других растений.
Подумайте
Каково значение в природе распространения плодов и семян?
Распространение семян — необходимое условие для существования и процветания растений, поскольку именно так они могут самым эффективным способом продолжить существование своего вида и расширить территорию его произрастания.
Задания
1. Выясните, как распространяются плоды и семена растений, растущих около вашего дома.
Около моего дома растут растения, которые распространяют свои семена при помощи ветра. Это берёза, клён и одуванчик.
Также возле моего дома растут семена, семена которых распространяют животные и птицы: дуб, рябина, боярышник, подорожник и репейник.
2. Соберите семена деревьев и кустарников. Часть их посейте на школьном участке, а остальные сдайте в ближайший питомник или лесничество.
Мы с ребятами решили попробовать вырастить на школьном участке новые берёзы. Для этого мы собрали семена и начали выращивать саженцы.
3. Соберите семена декоративных культурных и дикорастущих растений, а также семена лекарственных и редких растений для посева на учебно-опытном участке.
Семена декоративных культурных и дикорастущих растений лучше всего собирать в осенний период.
Урок биологии на тему «Значение семян»
Разделы: Биология
Цель урока:сформировать представление о значении семян.
Задачи урока:
Класс разделен на микрогруппы – лаборатории
У микрогрупп – технологические карты, оборудование для лабораторных опытов, «Книга для чтения по ботанике» Д. И. Трайтака, кулинарные книги.
Ход урока
I. Организационный момент. Формулировка цели.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим разговор об органах цветкового растения (слайд 1)
Для начала, отгадайте загадку:
В малой хатке – спаленке
Спит ребёнок маленький.
В кладовой еда лежит.
Как проснётся, будет сыт.
О чем идет речь?
Хатка – семенная кожура, ребенок маленький – зародыш, кладовая – запасающая ткань. Проснется – значит, прорастет.
А как вы считаете, зачем нам необходимы знания о семени? Почему мы уделяем этому органу столько внимания?
Предполагаемый ответ: Из семени развивается растение. Семя – зачаток будущего растения.
Семя играет очень большую роль в жизни растения.
Как же мы назовем наш сегодняшний урок?
(слайд 1 после щелчка мышки)
Предполагаемые ответы: Значение семян.
Дети записывают тему урока в технологическую карту
Ребята, продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня на уроке мы…». Что же мы с вами можем узнать на уроке?(слайд 2)
Предполагаемые ответы: Мы должны узнать значение семени для самого растения, для животных и для человека.
Запишите цель нашего урока в свои технологические карты.
Дети формулируют цель и записывают ее в технологические карты.
II. Актуализация знаний учащихся.
Как вы считаете, какие знания нам помогут разобраться в этом вопросе? Что нам надо повторить? (слайд 3)
Предполагаемые ответы: Строение семени, условия прорастания семян, состав семян
Сегодня на нашем уроке будут работать лаборатории.
1 лаборатория изучит строение семени и докажет, что семя – зачаток будущего растения.
2 и 3 лаборатории – условия прорастания семян.
4 лаборатория изучит состав семян.
Возьмите свои технологические карты, прочитайте и выполните задания первого этапа.
В течение 4-5 мин. Дети выполняют групповые задания:
1 лаборатория:
Изучите строение семени фасоли. На его примере докажите, что семя – зачаток будущего растения.
2 лаборатория:
Перед вами результаты опыта, который мы с вами заложили на прошлом уроке. Расскажите о данном опыте и объясните свои наблюдения.
(Оборудование: баночка с сухими семенами гороха, баночка с проросшими семенами гороха, баночка с семенами гороха, полностью залитыми водой).
3 лаборатория:
Перед вами результаты опыта, который мы с вами заложили на прошлом уроке. Расскажите о данном опыте и объясните свои наблюдения.
(Оборудование: баночки с проросшими и с непроросшими семенами огурцов, с проросшими и с непроросшими семенами подсолнечника).
4 лаборатория:
Используя все необходимое, докажите, что в состав семян входят органические вещества.
Справились, ребята?
Давайте вернемся к нашему младенцу из загадки. Первая лаборатория расскажет нам о результатах своих наблюдений.
Предполагаемый ответ первой группы:
С семени фасоли сняли кожуру. Под кожурой увидели зародыш. Рассмотрели строение зародыша. Увидели зародышевый корень и зародышевый побег, который состоит из стебелька, почечки и двух семядолей. Из зародышевого корешка при прорастании образуется главный корень, а из зародышевого побега – главный побег. Таким образом, семя является будущим растением, то есть зачатком нового растения.
(дети сопровождают свой рассказ показом результатов исследований)
Молодцы, ребята. Скажите нам, пригодятся ли ваши исследования при изучении новой темы?
Предполагаемый ответ первой группы: Да, пригодятся. На основании этого можно сделать вывод, что с помощью семян растения размножаются.
Ребята, а что необходимо для то го, чтобы семя стало новым растением?
Предполагаемый ответ: оно должно прорасти.
Вторая и третья лаборатории расскажут нам, как разбудить нашего младенца? Вторая группа расскажет нам о результатах опыта по проращиванию семян гороха, который мы поставили на прошлом уроке.
(дети сопровождают свой рассказ показом результатов опытов)
А сейчас я попрошу третью лабораторию рассказать о результатах опытов.
(дети сопровождают свой рассказ показом результатов опытов)
Молодцы, ребята.
А перед тем, как продолжить заслушивать ответы групп, я предлагаю вам разобрать 2-е задание из технологических карт.
Дети работают с технологическими картами, им предлагается объяснить смысл поговорок:
Давайте, ребята, ваши ответы подтвердим результатами опытов. Третья лаборатория, продолжите свой ответ.
Предполагаемый ответ третьей группы:
В две баночки положили влажную марлю, на нее – семена подсолнечника. Оставили баночки в тепле. Но мы видим, что в баночке 2 семена все же не проросли. Значит, в семенах подсолнечника погиб зародыш.
(дети сопровождают свой рассказ показом результатов опытов)
Молодцы, ребята. А скажите, пригодятся ли ваши исследования нам при изучении новой темы?
Предполагаемый ответ первой группы: Да, пригодятся. Это подтверждает, что с помощью семян растения размножаются.
А что еще необходимо для того, чтобы растение проросло?
Предполагаемый ответ: необходим запас питательных веществ.
О кладовой нашего младенца расскажет нам четвертая лаборатория.
Предполагаемый ответ четвертой группы:
Нам надо было доказать, что в состав семян входят органические вещества.
1. Докажем, что в состав семян входят углеводы. Для этого возьмем кусочек теста, положим его в марлю. Края марли завернем так, чтобы получился мешочек. Опустим мешочек с марлей в стаканчик с водой. Вода стала мутной. В мутную воду капнем раствор йода. Вода стала темно-синей. Значит, в состав семени пшеницы входит углевод – крахмал.
2. Докажем, что в состав семян входят белки. Для этого развернем марлю. На марле осталась клейкая масса. Значит, в состав семян пшеницы входи растительный белок – клейковина.
3. Докажем, что в состав семян входят жиры. Для этого на листе бумаги раздавим семена подсолнечника. Мы видим, что на бумаге осталось масляное пятно. Значит, в состав семени входит растительный жир – масло.
(дети сопровождают свой рассказ показом результатов опытов)
Молодцы, как вы считаете, ваши наблюдения пригодятся нам для изучения нового материала?
Предполагаемый ответ четвертой группы: Да, пригодятся. Если семена имеют запас питательных веществ, значит, их можно использовать в пищу.
III. Изучение нового материала
А теперь вернемся к цели нашего урока (вернуться по гиперссылке к слайду 2).
Ребята, как вы считаете, имеем ли мы с вами знания, необходимые для того, чтобы изучить вопрос о значении семян.
Значит, нам осталось только обобщить и дополнить имеющуюся информацию.
Ответы детей.
По мере обсуждения дети заполняют схему:
Значение семени
Для самого растения
Для животных
Для человека
Ребята, какой вывод мы сделали на основании изучения строения семян и их прорастания? (слайд 2 после щелчка)
Предполагаемый ответ: Семя необходимо для размножения растений.
Значит, семя – орган генеративного размножения растений
(дети записывают вывод в технологические карты)
Вспомните результаты опыта с подсолнечником. Что показал данный опыт?
Предполагаемый ответ: Прорасти может только семя с живым зародышем
И действительно, каждое семя имеет свой срок жизни. Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 48 и давайте посмотрим, семена каких растений являются рекордсменами по продолжительности жизни.
Работа с книгой.
Предполагаемый ответ:
семена лотоса сохраняют всхожесть 200-300 лет и семена арктического люпина.
Как вы думаете, ребята, важно ли растению иметь семена-долгожители?
Продолжаем разговор о значении семян для самого растения. Как вы считаете, для чего еще растению необходимы семена.
Дети делают предположения, но, как правило, затрудняются ответить.
Для того, чтобы вам легче было ответить на этот вопрос, я предлагаю вам подумать над таким вопросом (слайд 4 – перейти по гиперссылке со слайда 2, щелкнув на тексте):
Мангровые деревья растут на полосе ила на побережье тропических морей. Их семена прорастают внутри плода прямо на ветке, падая, втыкаются длинным корешком в ил и прорастают там, рядом с материнским растением. Как вы считаете, выгодно ли это растению?
Предполагаемый ответ:
Семена падают рядом с материнским растением. Молодые растения будут плохо прорастать, их будут затенять взрослые деревья. Возникнет конкуренция между растениями, им не будет хватать места, корни плохо будут развиваться и т. п.
А почему этого не происходит у многих других растений?
Предполагаемый ответ:
Семена других растений распространяются.
Какой вывод о значении семян можно сделать на основании ваших рассуждений?
(вернуться по гиперссылке к слайду 2)
Предполагаемый ответ:
Семена необходимы растению для расселения.
Дети записывают вывод в своих схемах.
Дети работают с технологическими картами.
Выполняют индивидуально третье и четвертое задания технологических карт.
Задание3
Подумайте, как будут распространяться изображенные на рисунках плоды. Объясните, на основании чего вы сделали такие выводы (см. технологическую карту)
Задание 4
Сопоставьте особенности строения плодов и способ их распространения (см. технологическую карту)
Давайте посмотрим, что у вас получилось? С помощью какого фактора распространяются плоды одуванчика и клена? (слайд 5 – перейти по гиперссылке со слайда 2, щелкнув на тексте)
Предполагаемый ответ: Данные плоды распространяются ветром.
Предполагаемый ответ: Для этого они имеют крылышки или парашютики.
Как вы считаете, ребята, далеко ли они могут улететь.
Для того, чтобы ответить на этот вопрос детям предлагается работа с книгой. Д. И. Трайтака «Книга для чтения по ботанике».
Крылатые плоды березы могут улетать от материнского растения на 1,6 км. А крылатки клена – на довольно небольшом расстоянии – всего 900 м. Плоды одуванчика улетают от материнского растения на огромные расстояния
Как распространяются плоды гороха и недотроги?
(слайд 5 – вернуться по гиперссылке)
Предполагаемый ответ: У данных растений самораспространение.
Дети делают предположение, но их ответы не точны.
Для того, чтобы правильно ответить на этот вопрос, посмотрим видеофрагмент.
Просмотр видеофрагмента «Недотрога» и отвечают на вопрос учителя.
Самораспространение еще имеется у растения бешеный огурец.
Давайте посмотрим видеофрагмент и подумаем, откуда такое интересное название у данного растения.
Дети просматривают видеофрагмент «Бешеный огурец» и отвечают на вопрос учителя.
А как будет распространяться плод кокосовой пальмы, ведь он не имеет ни парашютиков, ни крылышек, да и выстреливать свои семена не умеет. Тем ни менее распространяется далеко от того острова, на котором находится материнское растение?(слайд 5 – вернуться по гиперссылке)
Предполагаемый ответ:
Плоды кокосовой пальмы распространяются с помощью воды.
Какие приспособления имеет данный плод?
Предполагаемый ответ: Для этого они имеют полости внутри.
А как на наших грядках появляются баклажаны, томаты, огурцы? (слайд 5 после щелчка)
Предполагаемый ответ: Их высаживает человек.
Как распространяются плоды череды, гравилата?
(слайд 5 после щелчка)
Предполагаемый ответ: Животными и человеком.
Под забором у края степей
Сладко спал одинокий репей
Спал и видел чудесные сны,
Как он вцепится в чьи-то штаны…
Валентин Берестов
Предполагаемый ответ: Крючки, шипы и т. п.
Как переносятся данные плоды животными?
Предполагаемый ответ: Данные плоды переносятся животными на наружных покровах.
Какие еще растения расселяются с помощью животных?
В своих технологических картах дети находят еще рябину и вишню.
Какие приспособления для этого они имеют?
(слайд 9)
Предполагаемый ответ: Сочная оболочка плода.
А какой способ переноса животными у этих плодов?
Предполагаемый ответ: В пищеварительной системе. Семена не перевариваются.
Молодцы!
(слайд 10)
Ребята, посмотрите, какую интересную иллюстрацию я нашла (на рисунке изображен муравей с тележкой, на которой – коробки с названием растений).
Помогите мне понять, в чем смысл данного рисунка?
Дети предполагают, что семена данных растений распространяются муравьями.
Правильно, ребята, давайте посмотрим видеофрагмент и подумаем, что привлекает муравьев в данных семенах
Дети смотрят видеофрагмент «Перенос семян муравьями» и делают предположение, что у этих семян имеются какие-то выросты, привлекающие муравьев.
Правильно, у этих семян имеются жировые придатки.
Ребята, а как распространяются орехи лещины, желуди дуба?
Предполагаемый ответ: Тоже животными.
Семена рябины не перевариваются в пищеварительном тракте, плоды лопуха переносятся на наружных покровах. А как могут расселять животные те растения, у которых съедаются сами семена? (слайд 11)
Предполагаемый ответ: Животные, делая запасы, теряют плоды этих растений.
Ребята, скажите, а что привлекает животных в данных плода и семенах?
Предполагаемый ответ: Запас питательных веществ в эндосперме или в семядолях.
Какой можно сделать вывод о значении семян для животных?(слайд 2 – вернуться по гиперссылке)
Дети делают вывод о том, что семена являются кормом для животных и записывают их в свои схемы
А где семена может использовать человек?
(слайд 2 – после щелчка)
Дети просматривают видеофрагмент, делают вывод об использовании семян человеком и записывают его в свои схемы.
Ребята, снова вернемся к технологическим картам. Выполните задание 5.
Ребята, перед вами кулинарные книги. Подберите из данных книг блюда, которые можно приготовить из семян
Дети выполняют 6 задание технологических карт (см. технологическую карту)
IV. Закрепление изученного материала
А теперь я предлагаю вам проверить, насколько хорошо вы усвоили материал урока. Выполните 7 задание технологической карты.
Выполнили? А теперь передайте свою работу рядом сидящим, проверьте друг у друга работы.
Дети выполняют задания теста
(см. технологическую карту)
Идет взаимопроверка теста.
IV. Рефлексия
Ребята, давайте еще раз посмотрим на ту цель, которую мы с вами ставили в начале урока. Как вы считаете, добились мы этой цели?
А теперь проанализируйте свою работу на уроке.
В технологических картах отметьте знаком + правильные, на ваш взгляд, утверждения
Сейчас, ребята, я попрошу вас оценить вашу работу на уроке.
Возьмите оценочные листы, вначале выставьте оценку за работу на уроке сами себе. А затем передайте ее по кругу, пусть ваши одноклассники тоже оценят вашу работу. Когда лист вернется назад к вам, вы сможете сравнить свою оценку с оценкой товарищей и выставить окончательную оценку.
Затем эти листы вы передадите мне.
Дети работают в технологических картах (см. технологическую карту)
VI. Домашнее задание
§12, повторить §10-11 и записи в тетради, подготовиться к самостоятельной работе по теме: «Семя», выполнить творческие задания по данной теме.