какое значение имеют экскурсии ответ на тест

Роль экскурсий в развитии представлений о труде взрослых в дошкольном возрасте

какое значение имеют экскурсии ответ на тест Любовь Бондаренко
Роль экскурсий в развитии представлений о труде взрослых в дошкольном возрасте

Роль экскурсий в развитии представлений

о труде взрослых в дошкольном возраста]

(Слайд 1) Знания дошкольников о труде взрослых оказывают большое влияние на развитие у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не будет осуществляться с опорой на образное мировосприятие и положительные эмоции. В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении трудового воспитания: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей, ограниченны возможности наблюдения за их трудом.

Важным средством развития представлений о труде взрослых выступают экскурсии (слайд 2, поскольку дети имеют возможность увидеть трудовые действия, сам процесс труда, его орудия, а иногда и совершить простейшие трудовые действия самостоятельно.

Основное значение экскурсий заключается в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни на основе собственных наблюдений и представлений.

Так как я занимаюсь экскурсионной деятельностью более 20 лет, мне хотелось бы поделиться своим опытом.

Экскурсионная деятельность имеет как положительные стороны, так и определённые сложности. (Слайд 3)

В старшем возрасте экскурсии очень часто связаны с длительными переездами, что достаточно сложно для детей физически. А также требует дополнительных усилий для воспитателей по подбору дополнительного материала по теме экскурсии, чтобы занять внимание детей в дороге.

Бывает так, что экскурсовод, проводящий экскурсию, не имеет представления об особенностях восприятия дошкольников. Поэтому необходимо заранее его проинструктировать либо тактично встраиваться в ход экскурсии, чтобы понятнее объяснить, обратить внимание детей на нужные детали и отвлечь внимание от лишней информации.

В последние годы добавились сложности оформления перевозки детей в ГАИ.

Главным преимуществом экскурсий (слайд 4) является то, что дети видят процесс труда своими глазами, могут погрузиться в среду, потрогать, ощутить запахи (слайд 5). И очень часто могут выполнить какие-либо посильные трудовые действия прямо на месте. Всё это происходит на фоне ярких положительных эмоций.

В младшей и средней группах были организованы экскурсии в прачечную детского сада (слайд 6, медицинский кабинет, пищеблок. В процессе таких экскурсий дети не только обогащаются новыми впечатлениями, но и получают прекрасную возможность увидеть, какие значимые для других людей действия выполняют работники детского сада.

В старшем возрасте мы организуем экскурсии на объекты, расположенные недалеко от детского сада: в магазин, ателье (слайд 7, в конный клуб (слайд 8) или ипподром (слайд 9, пожарную охрану, на станцию Новосибирск – главный (слайд 10, в депо.

В свете событий последнего года, в условиях пандемии, а так же в связи с внедрением новых информационных технологий в образовательный процесс ДОУ стали актуальны виртуальные экскурсии. (Слайд 14)

Виртуальная экскурсия – это организационная форма образовательной деятельности с использованием современных технологий. Отличается от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов.

Отрицательными сторонами (слайд 15) виртуальных экскурсий является следующее:

при просмотре изображения детям сложно судить о реальных размерах объектов;

включены в работу только зрительный и слуховой анализаторы, остальные полностью выключены из процесса восприятия.

нет возможности сделать что-либо своими руками в реальной ситуации

нет целостного представления о процессе трудовой деятельности.

Ее преимуществами (слайд 16) является следующее:

погодные условия не мешают реализовать намеченную экскурсию по выбранной теме;

есть возможность повторного просмотра;

наличие интерактивных заданий, дающих возможность сразу же закрепить полученные знания;

возможность увидеть такие объекты, куда по различным причинам невозможно попасть в реальности.

(Слайд 17)Таким образом, экскурсии, как одна из форм работы по ознакомлению детей с трудом взрослых, даёт огромный положительный эффект. В результате данной работы активизируется словарь детей, обогащаются представления детей о социальном мире, повышается интерес к труду, желание стать участниками тех или иных событий. Экскурсионная деятельность позволяет значительно повысить уровень представлений о труде взрослых у дошкольников.

Прикреплённые файлы:

какое значение имеют экскурсии ответ на тестФормирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказки Математика является мощным фактором интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Одна.

Финансовые игры в старшем дошкольном возрасте Финансовые игры для детей направлены не только на изучение нового материала, но и на развитии важных навыков и чувств. Финансовые игры ориентированы.

Гендерные игры в старшем дошкольном возрасте В дошкольном возрасте девочки и мальчики обязательно должны научиться ладить друг с другом и в процессе совместной деятельности понять и.

Источник

Экскурсии имеют познавательное, воспитательное, развивающее, оздоровительное, природоохранное и краеведческое значение.

Познавательное значение экскурсий заключается в следующем:

— они расширяют и углубляют знания учащихся, полученные ими на уроке;

— способствуют образованию реальных конкретных представлений о материальности мира, взаимосвязях и развитии в природе;

— растения и животные изучаются непосредственно и одновременно с условиями их обитания. Знания, получаемые на экскурсиях, как правило, конкретны и точны, ибо здесь предметы, объекты воспринимаются учащимися такими, какие они есть в действительности;

— создаются условия для формирования умений ориентироваться на местности, выявлять сложные связи в природе, а также изучать сезонные изменения в природе.

— школьники учатся находить в природе объекты по заданиям учителя, анализировать, сравнивать и сопоставлять явления природы, приобретают навыки натуралистической работы, навыки элементарного научного исследования природы.

Воспитательное значение:

— экскурсии играют важную роль в осуществлении связи обучения с жизнью;

— На экскурсиях формируются положительные качества человека: чувства коллективизма, дружбы и товарищества. Учащиеся познают друг друга и себя в иной, в отличной от школьной обстановке. Каждый полнее познает себя и товарищей, выявляются пробелы в воспитании и характере. Там довольно быстро становится ясным кто нытик, паникер, лентяй и себялюб, кто терпелив и заботлив, вынослив, чуток к товарищам.

Развивающее значение:

— наблюдение природных объектов в их естественных условиях позволяет учащимся их познавать, привлекая знания из разных дисциплин; это способствует формированию у детей целостной картины мира.

— На экскурсиях в природу учащиеся приучаются наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, делать выводы, фиксировать результаты экскурсии и докладывать о них в классе, на биологических кружках, научных вечерах, олимпиадах и т.д.

— На экскурсиях в природу вырабатываются навыки коллекционирования, изготовления гербариев, самостоятельной натуралистической работы, развивается познавательная творческая самостоятельность.

— На экскурсиях в производство учащиеся приобретают трудовые умения и навыки, у них развивается и формируется целеустремленность, терпеливость, выносливость.

Оздоровительное значение:

Экологическое, природоохранное и природоприумножающее значение:

— Одной из важнейших проблем биолого-экологической подготовки и воспитания подрастающего поколения в настоящее время является формирование ответственного и бережного отношения человека к природе. Это обусловлено тем, что безответственное, варварское и порой преступное отношение современного человека к природе уже привели природу к бедственному, трагическому состоянию.

Больше всего пользы тропа принесет учащимся. Она станет школьной мастерской, природным кабинетом и лабораторией практического освоения природоведения, биологии и географии. Здесь учащиеся могут вести наблюдения и исследования по программе экологических знаний, участвовать в походах по храму природа. Безусловно, тропа впишется и в программу детских лагерей отдыха, расположенных в этой зоне.

Профориентационное значение:содействует выбору профессии.

Значение экскурсии для учителя:

— оказавшись вместе со школьниками лицом к лицу с природой, он ясно ощущает свою обязанность натуралиста знать и понимать живой мир.

— есть возможность собирать для учебного процесса гербарий, коллекции, работать с определителями, совершенствовать свои натуралистические умения, ботанические, зоологические и экологические знания.

Экскурсия может способствовать решению дидактических задач, быть полезной и интересной только тогда, когда к экскурсии готовятся и учитель и ученики!

Типы экскурсий

Экскурсии могут быть ботаническими, зоологическими, общебиологическими, экологическими и комплексными с учетом учебного содержания отдельных курсов биологии.

Экскурсии по местоположению в темах учебных курсов делят на вводные по курсу или теме, обычно проводимые осенью, текущие(в течение всего учебного года) и заключительные (обобщающие и повторяющие пройденный материал), осуществляемые весной.

Вводные экскурсии ставят целью заинтересовать учащихся поставленными вопросами, наблюдениями и собранным материалом. Заключительные экскурсии строятся так, чтобы учащиеся ознакомились в природе с объектами, явлениями, закономерностями и пр., которые изучали по учебнику и в классе. Самостоятельные работы на всех типах экскурсий развивают интерес, мышление, формируют исследовательские умения, наблюдательность и подводят учащихся к пониманию законов природы, особенностей живого и зависимости живой природы от человека.

Программа по биологии обычно предусматривает экскурсии для каждого учебного курса с 6 по 11 класс и рекомендует тематику программных учебных экскурсийв природу, музеи и на различные производственные предприятия за счет времени, отводимого на изучение соответствующих тем курса, но экскурсии могут быть и внепрограммными. При планировании экскурсий учитель учитывает местные природные объекты и условия, а также тесную взаимосвязь с материалами, изучаемыми по темам каждого учебного курса биологии. Нередко в программе называют несколько тем экскурсий, чтобы учитель имел возможность провести любую из них по выбору. Они направлены на изучение как отдельных видов, уникальных объектов и явлений, так и на изучение природных сообществ. Экскурсии могут быть организованы по школьному учебно-опытному участку (на пришкольную территорию), ближайший парк, сквер, на сельскохозяйственное производство (в тепличное хозяйство, на ферму), в научно-исследовательский институт, в ботанический сад и пр.

Дата добавления: 2016-01-26 ; просмотров: 1882 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Статья «Сущность и значение экскурсий»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Сущность и значение экскурсий

Традиционно, экскурсию относят к вспомогательным формам учебной работы, дополняющим классно – урочную деятельность учащихся.

Изучение природы нельзя представить себе без непосредственного наблюдения и исследования предметов и явлений природы. Поэтому в практике преподавания природоведения большое место занимают экскурсии в природу. Систематическое проведение экскурсий – необходимое условие формирования естественнонаучных знаний [15].

Экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы. Когда в экскурсиях принимает весь класс и материал экскурсии тесно связан с программой по естествознанию, она становится формой общеклассной работы. В этом случае она входит в систему уроков и является важной частью учебного процесса. Кроме того, экскурсия может быть формой внеклассной работы, когда ее проводят с группой отдельных, наиболее заинтересованных учащихся.

Экскурсия является весьма эффективной формой организации учебной работы и в этом отношении выполняет ряд существенных дидактических функций:

• с помощью экскурсии реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их учащиеся непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями;

• экскурсии позволяют повышать научность обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой, способствуют изучению явлений и процессов в реальности, взаимосвязи и взаимозависимости, формированию научного мировоззрения;

• экскурсии способствуют политехническому обучению, так как дают возможность знакомить учащихся с производством, с применением научных знаний в промышленности и сельском хозяйстве;

• экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и ознакомлении их с трудом и делами работников промышленности и сельского хозяйства;

• формированию познавательных и коллективистических интересов, положительных качеств личности [23].

Экскурсии в природу представляют способ конкретного изучения природы, т.е. изучение подлинных объектов и явлений природы, а не рассказов или книг о ней. Здесь открываются широкие возможности для организации творческой работы обучающихся инициативы и наблюдательности. На экскурсиях, как и на практических занятиях, у обучающихся формируются навыки самостоятельной работы. Они знакомятся со сбором материалов и с сохранением сборов, а также с обработкой экскурсионного материала (на занятиях в классе после экскурсии). Планомерное проведение экскурсий развивает у учащихся навыки изучения своего края.

Велико и воспитательное значение экскурсий. Именно на экскурсиях у учащихся воспитываются интерес и любовь к природе, эстетические чувства. Они учатся видеть ее красоту, понимают необходимость бережного отношения к природе. Это так называемая эмоциональная сторона экскурсий. Знания, полученные в этих условиях, оказываются очень прочными и надолго укладываются в детскую память. Экскурсии способствуют формированию экологического сознания учащихся [23].

Кроме того, экскурсии укрепляют сознательную дисциплину учащихся, развивают у них самостоятельность и привычку к труду. Условия к экскурсионной жизни развивают предприимчивость, умение приспособляться к обстановке, сообразительность в различных затруднительных положениях. Таким образом, экскурсии имеют немаловажное значение для воспитания коллективных навыков.

Экскурсии имеют большое значение и для физического развития учащихся. Пребывание на чистом воздухе, в естественной природной среде содействует закалке и укреплению здоровья учащихся. Это особенно проявляется в многодневных экскурсиях, но и при организации однодневных экскурсий цели физического развития не должны быть забыты.

В течение многих лет в учебных программах начальных классов массовых школ значительное место в изучении природоведческого материала отводится экскурсиям и предметным урокам, на которых предметы и явления рассматриваются в естественных условиях.

Цель этих уроков – ознакомить обучающихся с объектами и явлениями природы при помощи опытов, наблюдения, самостоятельной работы.

Содержание экскурсий должно иметь непосредственную связь с пройденным на предшествующих уроках материалом. В тоже время полученные на экскурсиях представления, результаты наблюдений и собранные материалы используют на последующих уроках.

Исследовательский подход к изучению природы позволяет на экскурсиях обучать ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, устанавливать связи между наблюдаемыми предметами и явлениями природы, способствуя формированию навыков самостоятельного изучения окружающей действительности [23].

Предусмотренные учебными программами экскурсии являются обязательными и проводятся в рамках учебного времени, отводимого на изучение естествознания. Их содержание непосредственно связано с изучением на предшествующих уроках материала, а полученные в ходе экскурсии представления, понятия, собранные натуральные предметы широко используются на последующих уроках темы.

Наблюдение объектов и явлений природы на экскурсиях создает прочную научную основу для формирования диалектико-материалистического мировоззрения у младших школьников, их эстетического воспитания.

Экскурсия — это увлекательная форма работы учителя с классом, в ходе которой дети учатся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом, с явлениями природы, с условиями окружающей среды. Следовательно, экскурсия как форма обучения решает целый комплекс образовательно-развивающих и воспитательных задач [9, 68].

Итак, экскурсии имеют огромное значение в деле образования и воспитания подрастающего поколения и являются составной частью школьной работы.

Источник

Экскурсии имеют познавательное, воспитательное, развивающее, оздоровительное, природоохранное и краеведческое значение

Познавательное значение экскурсий заключается в следующем:

— они расширяют и углубляют знания учащихся, полученные ими на уроке;

— способствуют образованию реальных конкретных представлений о материальности мира, взаимосвязях и развитии в природе;

— растения и животные изучаются непосредственно и одновременно с условиями их обитания. Знания, получаемые на экскурсиях, как правило, конкретны и точны, ибо здесь предметы, объекты воспринимаются учащимися такими, какие они есть в действительности;

— создаются условия для формирования умений ориентироваться на местности, выявлять сложные связи в природе, а также изучать сезонные изменения в природе.

— школьники учатся находить в природе объекты по заданиям учителя, анализировать, сравнивать и сопоставлять явления природы, приобретают навыки натуралистической работы, навыки элементарного научного исследования природы.

Воспитательное значение:

— экскурсии играют важную роль в осуществлении связи обучения с жизнью;

— На экскурсиях формируются положительные качества человека: чувства коллективизма, дружбы и товарищества. Учащиеся познают друг друга и себя в иной, в отличной от школьной обстановке. Каждый полнее познает себя и товарищей, выявляются пробелы в воспитании и характере. Там довольно быстро становится ясным кто нытик, паникер, лентяй и себялюб, кто терпелив и заботлив, вынослив, чуток к товарищам.

Развивающее значение:

— наблюдение природных объектов в их естественных условиях позволяет учащимся их познавать, привлекая знания из разных дисциплин; это способствует формированию у детей целостной картины мира.

— На экскурсиях в природу учащиеся приучаются наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, делать выводы, фиксировать результаты экскурсии и докладывать о них в классе, на биологических кружках, научных вечерах, олимпиадах и т.д.

— На экскурсиях в природу вырабатываются навыки коллекционирования, изготовления гербариев, самостоятельной натуралистической работы, развивается познавательная творческая самостоятельность.

— На экскурсиях в производство учащиеся приобретают трудовые умения и навыки, у них развивается и формируется целеустремленность, терпеливость, выносливость.

Оздоровительное значение:

Экологическое, природоохранное и природоприумножающее значение:

— Одной из важнейших проблем биолого-экологической подготовки и воспитания подрастающего поколения в настоящее время является формирование ответственного и бережного отношения человека к природе. Это обусловлено тем, что безответственное, варварское и порой преступное отношение современного человека к природе уже привели природу к бедственному, трагическому состоянию.

Больше всего пользы тропа принесет учащимся. Она станет школьной мастерской, природным кабинетом и лабораторией практического освоения природоведения, биологии и географии. Здесь учащиеся могут вести наблюдения и исследования по программе экологических знаний, участвовать в походах по храму природа. Безусловно, тропа впишется и в программу детских лагерей отдыха, расположенных в этой зоне.

Профориентационное значение:содействует выбору профессии.

Значение экскурсии для учителя:

— оказавшись вместе со школьниками лицом к лицу с природой, он ясно ощущает свою обязанность натуралиста знать и понимать живой мир.

— есть возможность собирать для учебного процесса гербарий, коллекции, работать с определителями, совершенствовать свои натуралистические умения, ботанические, зоологические и экологические знания.

Экскурсия может способствовать решению дидактических задач, быть полезной и интересной только тогда, когда к экскурсии готовятся и учитель и ученики!

Типы экскурсий

Экскурсии могут быть ботаническими, зоологическими, общебиологическими, экологическими и комплексными с учетом учебного содержания отдельных курсов биологии.

Экскурсии по местоположению в темах учебных курсов делят на вводные по курсу или теме, обычно проводимые осенью, текущие(в течение всего учебного года) и заключительные (обобщающие и повторяющие пройденный материал), осуществляемые весной.

Вводные экскурсии ставят целью заинтересовать учащихся поставленными вопросами, наблюдениями и собранным материалом. Заключительные экскурсии строятся так, чтобы учащиеся ознакомились в природе с объектами, явлениями, закономерностями и пр., которые изучали по учебнику и в классе. Самостоятельные работы на всех типах экскурсий развивают интерес, мышление, формируют исследовательские умения, наблюдательность и подводят учащихся к пониманию законов природы, особенностей живого и зависимости живой природы от человека.

Программа по биологии обычно предусматривает экскурсии для каждого учебного курса с 6 по 11 класс и рекомендует тематику программных учебных экскурсийв природу, музеи и на различные производственные предприятия за счет времени, отводимого на изучение соответствующих тем курса, но экскурсии могут быть и внепрограммными. При планировании экскурсий учитель учитывает местные природные объекты и условия, а также тесную взаимосвязь с материалами, изучаемыми по темам каждого учебного курса биологии. Нередко в программе называют несколько тем экскурсий, чтобы учитель имел возможность провести любую из них по выбору. Они направлены на изучение как отдельных видов, уникальных объектов и явлений, так и на изучение природных сообществ. Экскурсии могут быть организованы по школьному учебно-опытному участку (на пришкольную территорию), ближайший парк, сквер, на сельскохозяйственное производство (в тепличное хозяйство, на ферму), в научно-исследовательский институт, в ботанический сад и пр.

Источник

Статья «Экскурсия как эффективная форма обучения и воспитания учащихся»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Экскурсия как эффективная форма

обучения и воспитания учащихся

Современный учебно-воспитательный процесс располагает большим арсеналом средств и методов обучения и воспитания. Одним из таких средств является школьная экскурсия.

Актуальность экскурсии в настоящее время заметно повышается и в первую очередь из-за перенасыщенности современного ученика информацией. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток получаемой детьми информации и ее разнообразие.

В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача). В решении последней задачи большое место занимает формирование умения видеть.

Умение видеть, как эстетическое восприятие сводится к умению воспринимать архитектурные массы, краски, линии всякого рода, группировки масс, красок, линий и их комплексы в условиях перспективы, света, воздуха, угла зрения.

Как историческое восприятие умение видеть заключается в следующем:

во-первых, надо уметь найти в экскурсионном объекте типичные черты и особенности историко-культурного характера;

во-вторых, надо уметь определить наслоения в экскурсионном объекте, сделанные временем, и его эволюцию;

Цели, задачи и формы проведения экскурсий показаны в таблице 1.

Выявление экспонатов для краеведческого музея.

Расширение общего культурного кругозора.

Повышение уровня знаний по истории, архитектуре, литературе и другим отраслям знаний.

Обзорная многоплановая экскурсия.

Усвоение знаний в сочетании с воспитанием.

Педагогическое значение экскурсий очень велико.

Во-первых, они дают возможность учащимся знакомиться с историко-краеведческими, культурными и природными объектами в их естественных условиях.

Во-вторых, в педагогическом отношении экскурсии очень продуктивны, так как в высшей степени предметны и конкретны.

На экскурсии учитель имеет возможность события прошлого непосредственно связать с конкретными историческими памятниками

немыми свидетелями тех событий, что помогает учащимся создать более верные представления о далеком прошлом; экскурсия помогает школьникам стать как бы современниками исторических событий прошлого.

В-третьих, экскурсия всегда вызывает у детей повышенный интерес.

Уже около 20 лет преподаватели Воронежского музыкального колледжа используют экскурсии как неисчерпаемый источник педагогических средств и методов обучения и воспитания.

Учителя Воронежского музыкального колледжа не только пользуются услугами профессиональных экскурсоводов, но и сами проводят экскурсии с учащимися. Учитель, хорошо зная своих воспитанников, их интересы, индивидуальные особенности и возможности, как никто другой, сможет связать экскурсионный материал с изучаемой темой, со всей учебно-воспитательной работой школы.

А.И. Стражев говорил, что разработка «хотя бы одной экскурсии является обязанностью каждого учителя истории. Нельзя сводить свою работу к рассказам по конспектам в классе с использованием отдельных картин и портретов. Такая непосредственная «встреча» учащихся с историческими памятниками и местами исторических событий имеет исключительно познавательное и воспитательное значение, хотя и требует от учителя большой работы и методического искусства. Этому искусству можно и должно учиться».

Экскурсия как средство воспитания имеет большое значение и с точки зрения изучения основ современного краеведения. Мировоззренческой основой современного краеведения являются биосферные концепции природопользования и эколого-культурная ориентация, нормализующие основы взаимоотношений общества и природы. Проводимые нами экскурсии имеют целью и результатом не только знакомство с памятниками культуры и природы родного края, но и знакомство с теми проблемами, которые мешают его современному развитию, сохранности эколого-культурных объектов. Педагогический результат экскурсий по родному краю (Павловск, Костомарове Дивногорье, Костенки, Галичья гора, Графский заповедник, Острогожск, Рамонь и т. д.) мы наблюдаем в желании ребят активно участвовать в школьных олимпиадах по истории, географии и экологии родного края, в конкурсах рисунков для музея Костенки, дома-музея Крамского в Острогожске и т.д.

Мы работаем в общеобразовательном учреждении для музыкально одаренных детей. «Обучение и развитие одаренных и талантливых детей составляет идеальную модель творческого развития человека». Наши наблюдения показывают, что экскурсия как средство обучения и воспитания создаст наиболее оптимальные условия для развития творческого потенциала школьника, формирования его личности, патриотических и нравственных начал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *