какое значение имело учреждение анатомических театров в европе периода ренессанса
Анатомические театры в Европе
Анатомические театры несли не только развлекательную функцию, но и образовательную. На вскрытиях присутствовали лекари, студенты и жаждущие зрелищ зрители.
Запрет на вскрытие тел, надолго затормозивший развитие современной хирургии, стал детищем Римской католической церкви, запрещающей не богоугодное дело из религиозных побуждений. Однако на рубеже XVI века некоторые судьи стали давать небольшие «поблажки» ученым, передавая тела казненных преступников для научных целей. Так, первым городом, где подобное стало возможно, была итальянская Падуя. Этим попустительством закона поспешил воспользоваться молодой ученый Андреас Везалий.
Вскоре интерес к анатомии настолько возрос, что в 1594 году в этом же городе открылся первый анатомический театр, который, между прочим, сохранился до наших дней. Интерес к этому виду зрелищ только нарастал, когда вместо животных стали постепенно препарировать мертвых людей. Вскоре подобные дома с устройством скорее театра или даже цирка стали открываться по всей Европе.
В чем же театральность этого жуткого зрелища? Дело в том, что зачастую публичные вскрытия сопровождались живой музыкой, а сами эскулапы наряжались в помпезные наряды. Залы, где проходили препарирования, декорировали жуткими элементами «дизайна», типа костей или целых скелетов в самых необычных позах. Аудитория типичного анатомического театра больше походила на публику античного амфитеатра или театрона, где в центре располагались лектор и его помощники, которые препарировали тело. Вокруг них находились студенты, а выше в ложах располагались зрители. Им во время медицинского «перформанса» предлагались напитки и легкие закуски. Проводились публичные препарирования в холодное время года, поскольку холодильников тогда не было. Как правило, все действо проходило в несколько этапов и даже дней — билеты продавались заранее в виде абонементов сразу на все дни. Цена сильно увеличивалась в том случае, если на стол попадало женское тело. Считалось, что медики публично раскрывают тайны деторождения. На подобные зрелища приходили целыми семьями, а где-то, как, например, в Голландии, анатомические театры стали одной из главных достопримечательностей страны.
Так, однажды Петр I посетил подобное зрелище как раз в Голландии и впечатлился настолько, что вскоре первые анатомические театры появились и в России. Этому предшествовала забавная история, связанная с профессором анатомии Фредериком Рюйшем и его необычным музеем, который Петр посетил, находясь в голландском Лейдене. Интересуясь медициной и в частности хирургией, царь был поражен забальзамированными детскими телами и другими представленными экспонатами в посещенном им музее. Из воспоминаний Рюйша: «Я так искусно приготовил препарат, что великий монарх его поцеловал». Петр стал учеником голландского медика и вскоре объявил об этом публично. Этот музей вдохновил его на создание собственной коллекции, больше известной как Кунсткамера. А уже в 1716 году богатое собрание Рюйша переехало в Санкт-Петербург. С экспонатами ученый передал еще и технологию бальзамирования.
В связи с постепенно возрастающим ажиотажем на анатомические театры трупы для препараций добывать становилось все сложнее. В некоторых странах, например, в Англии вплоть до середины XIX века запрещено было использовать трупы умерших для анатомических шоу. Медикам разрешалось использовать только трупы преступников и то с большими ограничениями. «Спектакли» с трупами проводились постоянно и легальных мертвых на всех не хватало. Поэтому на помощь театрам приходили ресуррекционисты — люди специфической профессии (ныне не существующей), которые выкапывали трупы и получали за них вознаграждение от врачей. В 1828 году прогремело громкое дело Берка, который умертвил и продал анатомическому театру 16 человек. Данный случай приобрел настолько широкий резонанс, что власти разрешили привозить трупы в научных целях прямиком из больниц.
Анатомические театры несли не только развлекательную функцию, но и образовательную. На вскрытиях присутствовали не только студенты и жаждущие зрелищ зрители, но и лекари попроще, которые не знали латыни. В то время именно латынь была официальным языком медицины и далеко не все врачи были его носителями. Благодаря анатомическим театрам, где лекторы комментировали все свои действия на родном языке, многие не столь успешные медики из провинций могли пополнять свой скудный запас медицинских знаний. А некоторые театры за все время своего существования накопили столь много уникальных знаний и наблюдений, что впоследствии трансформировались в полноценные медицинские университеты с мировым именем.
Анатомические театры в Европе как массовое публичное зрелище
Считается, что одним из первых публичных патологоанатомов в Европе был бельгийский ученый XVI века Андреас Везалий. К числу его заслуг приписывают многие анатомические открытия, которые он сделал опытным путем, вскрывая трупы повешенных преступников. В частности, он поставил под сомнение основополагающие труды известного античного медика Галена, который предполагал, что сердце человека имеет всего 2 камеры, хотя на самом деле их четыре. Сложность заключалась в том, что вскрытие человеческих тел было тогда под строжайшим запретом и многие представления о строении человеческого тела делались на основании изучения внутренностей животных, что согласитесь, несколько наивно.
Запрет на вскрытие тел, надолго затормозивший развитие современной хирургии, стал детищем Римской католической церкви, запрещающей не богоугодное дело из религиозных побуждений. Однако на рубеже XVI века некоторые судьи стали давать небольшие «поблажки» ученым, передавая тела казненных преступников для научных целей. Так, первым городом, где подобное стало возможно, была итальянская Падуя. Этим попустительством закона поспешил воспользоваться молодой ученый Андреас Везалий. Вскоре интерес к анатомии настолько возрос, что в 1594 году в этом же городе открылся первый анатомический театр, который, между прочим, сохранился до наших дней. Интерес к этому виду зрелищ только нарастал, когда вместо животных стали постепенно препарировать мертвых людей. Вскоре подобные дома с устройством скорее театра или даже цирка стали открываться по всей Европе.
В чем же театральность этого жуткого зрелища? Дело в том, что зачастую публичные вскрытия сопровождались живой музыкой, а сами эскулапы наряжались в помпезные наряды. Залы, где проходили препарирования, декорировали жуткими элементами «дизайна», типа костей или целых скелетов в самых необычных позах. Аудитория типичного анатомического театра больше походила на публику античного амфитеатра или театрона, где в центре располагались лектор и его помощники, которые препарировали тело. Вокруг них находились студенты, а выше в ложах располагались зрители. Им во время медицинского «перформанса» предлагались напитки и легкие закуски. Проводились публичные препарирования в холодное время года, поскольку холодильников тогда не было. Как правило, все действо проходило в несколько этапов и даже дней – билеты продавались заранее в виде абонементов сразу на все дни. Цена сильно увеличивалась в том случае, если на стол попадало женское тело. Считалось, что медики публично раскрывают тайны деторождения. На подобные зрелища приходили целыми семьями, а где-то, как, например, в Голландии, анатомические театры стали одной из главных достопримечательностей страны.
Так, однажды Петр I посетил подобное зрелище как раз в Голландии и впечатлился настолько, что вскоре первые анатомические театры появились и в России. Этому предшествовала забавная история, связанная с профессором анатомии Фредериком Рюйшем и его необычным музеем, который Петр посетил, находясь в голландском Лейдене. Интересуясь медициной и в частности хирургией, царь был поражен забальзамированными детскими телами и другими представленными экспонатами в посещенном им музее. Из воспоминаний Рюйша: «Я так искусно приготовил препарат, что великий монарх его поцеловал». Петр стал учеником голландского медика и вскоре объявил об этом публично. Этот музей вдохновил его на создание собственной коллекции, больше известной как Кунсткамера. А уже в 1716 году богатое собрание Рюйша переехало в Санкт-Петербург. С экспонатами ученый передал еще и технологию бальзамирования.
В связи с постепенно возрастающим ажиотажем на анатомические театры трупы для препараций добывать становилось все сложнее. В некоторых странах, например, в Англии вплоть до середины XIX века запрещено было использовать трупы умерших для анатомических шоу. Медикам разрешалось использовать только трупы преступников и то с большими ограничениями. «Спектакли» с трупами проводились постоянно и легальных мертвых на всех не хватало. Поэтому на помощь театрам приходили ресуррекционисты — люди специфической профессии (ныне не существующей), которые выкапывали трупы и получали за них вознаграждение от врачей. В 1828 году прогремело громкое дело Берка, который умертвил и продал анатомическому театру 16 человек. Данный случай приобрел настолько широкий резонанс, что власти разрешили привозить трупы в научных целях прямиком из больниц.
Анатомические театры несли не только развлекательную функцию, но и образовательную. На вскрытиях присутствовали не только студенты и жаждущие зрелищ зрители, но и лекари попроще, которые не знали латыни. В то время именно латынь была официальным языком медицины и далеко не все врачи были его носителями. Благодаря анатомическим театрам, где лекторы комментировали все свои действия на родном языке, многие не столь успешные медики из провинций могли пополнять свой скудный запас медицинских знаний. А некоторые театры за все время своего существования накопили столь много уникальных знаний и наблюдений, что впоследствии трансформировались в полноценные медицинские университеты с мировым именем.
Какое значение имело учреждение анатомических театров в европе периода ренессанса
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Это интересно. Откуда есть пошел анатомический театр («секционка»)
Об истории и сути анатомических театров рассказывает историк Борис Зарудин. Вопросы задает Евгения Квитко.
— Борис, когда возникли анатомические театры и как они выглядели?
— Анатомические театры возникли в 16 веке в Италии. Первый был открыт в 1594 году в Падуе, там и сейчас сохранилось это здание. Затем распространились во Франции, Нидерландах, Германии. Часто это были театры по типу «шапито», которые переезжали из города в город. Но стационарные театры открывались обычно в роскошных помещениях по образцу римских амфитеатров. Сцена была круглой формы, внизу стоял стол для вскрытия, а зрители сидели на ступеньках вокруг сцены. Никаких научных целей врач не преследовал. Только – демонстрация. Он методично доставал один орган за другим и показывал их. Подняв высоко в воздухе.
— Почему на такое страшное и неприятное для непрофессионала зрелище был спрос?
— Люди хотели узнать, грубо говоря, из чего они «состоят». Вскрытия к 16 веку уже не были новостью для человечества. В Древнем Египте для проведения бальзамирования были описаны некоторые органы и их функции. Древние греки искусно владели техникой препарирования. В древнем Риме создали анатомическую терминологию. Расчленяли труппы и в средние века. Например, мощи святых. Существует легенда о рыцаре Райнольди – покровителе и защитнике Дортмунда. Он учувствовал в строительстве собора и был утоплен «коллегами» в Рейне. На месте убийства стали происходить чудеса исцеления. Тогда Райнольди причислили к лику святых, и, расчленив, стали распространять части по городам Германии, Испании и Чехии.
Но, тем не менее, за редчайшими исключениями, средневековая церковь категорически запрещала вскрытие человека. Поэтому наука анатомия была в самом зачаточном состоянии. Наконец, в эпоху Возрождения запреты стали постепенно сниматься. Ученым удалось доказать церкви, что такие запреты антигуманны. Ведь не имея знаний в области анатомии, врач не может помочь больному. А это противоречит постулатам о любви к ближнему и обязанностям христианина прийти на помощь страждущему. Правда, церковь «сдавалась» медленно: сначала она разрешила вскрытия один раз в пять лет, потом – раз в год. И затем уже публичные представления участились.
Естественно, когда первые вскрытия были разрешены, из них сделали шоу. И церковь этому уже не сопротивлялась. Известно, что даже Папы Римские высказывались за открытия анатомических театров. Кто-то – например, врачи, художники, скульпторы – приходили на представления с профессиональным интересом. Великий Леонардо да Винчи не только посещал такие театры, но и сам проводил вскрытия. Впоследствии он первым изобразил различные органы человеческого тела.
Но большинство были просто любопытствующие. Это были абсолютно новые знания – такое нельзя было отыскать даже в научных книгах. Тогда еще не существовало анатомических атласов со схемами строения человека. Знания реально было подчеркнуть только из собственного опыта при посещении анатомического театра. Поэтому залы заполнялись до отказа. Народ ломился на представления анатомического театра. Иногда на одно представление собиралось до 800 зрителей. Приходили семьями, с детьми. Считалось даже престижным присутствовать в театре. Люди, таким образом, демонстрировали стремлением к знаниям. Так что в зале сидела обычно вся городская знать.
— Это было платное зрелище?
— Да, и билет стоил недешево. Причем, если вскрывали женщину, то билет удорожался вдвое. Считалось, патологоанатом вскрывает божественную тайну деторождения. Билеты обычно покупали не один «спектакль», а на весь цикл. Дело в том, что вскрытие длилось несколько дней. Врач в первый день демонстрировал внутренности живота, во второй – органы грудной клетки, в третий – содержание черепа, в четвертый – суставы, кости, позвоночник. И «спектакль» длился часто с утра до вечера. Так что люди приходили на весь день. В перерывах работал буфет, они покупали легкую закуску. Обычно анатомические театры работали зимой, чтобы упростить проблемы консервации.
— Кого препарировали?
— Долгое время было разрешено вскрывать только иностранцев. Потом к ним прибавились приговоренные к смертной казни после приведения смертного приговора в исполнение. Так разбойники послужили развитию медицины. Между прочим, врачи-анатомы перед началом вскрытия объявляли, что демонстрируют только то, как Всевышний гармонично создал человека. И к профессии патологоанатома допускались только самые искусные специалисты – они ведь доказывали на практике, что вскрытие не разрушает Божье творение (хирурги получали специальные сертификаты, позволяющие заниматься этим видом деятельности).
— В ту пору во всех европейских странах существовали такие театры?
— В большинстве. Несколько анатомических театров существовало в Германии. Самые крупные – В Лейпциге, Регенсбурге и Марбурге. Известны театры во Франции, Италии. Аристократы Лондона, побывав в Лейпциге и Амстердаме, вернулись возмущенные. Они выговаривали властям, что в Лондоне даже для гильдии хирургов анатомические представления проводились только четыре раза в год, а в Голландии – любой человек может самообразовываться сколько хочет. И тогда в Англии тоже появились такие театры. Но все-таки самыми известными театрами Европы считались голландские. В Лейденском университете выросла целая плеяда блестящих хирургов-анатомов. Например, знаменитый Фредерик Рюйш, у которого Петр Первый приобрел свою первую анатомическую коллекцию, Николас Тульп (вспомним полотно Рембрандта «Урок анатомии доктора Тульпа»). В России анатомических театров как общественно-массовых мероприятий не было. В России, по приказу Петра Первого, развивались научные направления в медицине.
— Когда анатомические театры прекратили свое существование?
— Анатомический театр как общественное зрелище ушел в небытие примерно в 18 веке. К тому времени уже были составлены анатомические схемы, атласы. Анатомия стала уделом специалистов. И интерес к таким показам постепенно угас.
Анатомические театры: не совсем представление, но уж точно искусство
С глубокой древности изучение медицины неразрывно связано с аутопсией, то есть вскрытием трупов. Прежде чем начать практику, медики изучают строение человеческого организма на мертвых телах. Для максимально эффективного изучения тела большим количеством людей были придуманы анатомические театры.
В медицинских вузах оборудованы специальные помещения, где будущие врачи наблюдают за тем, как преподаватель совершает вскрытие. В последнее время многие учебные заведения перешли к более прогрессивному способу — там транслируют аутопсию в режиме онлайн.
В давние времена все было гораздо сложнее. И дело даже не в интернете и технологиях. Труп для аутопсии был настоящим раритетом, так как церковь крайне неодобрительно относилась к любым манипуляциям с мертвыми телами и их частями.
Император Священной Римской империи Фридрих II (1194 – 1250) издал указ, согласно которому каждый медик должен был присутствовать при вскрытии мертвых тел, прежде чем будет допущен к практике. Но на деле реализовать это было непросто — церковники разрешали каждому университету проводить лишь несколько вскрытий в год.
Именно для этого начали строить анатомические театры — специальные залы, оборудованные для наблюдения за вскрытием или хирургической операцией большим количеством зрителей. Первые такие помещения появились в 15 веке в Италии, которая считалась в то время европейским центром наук и искусств.
Известный хирург и анатом эпохи Возрождения Александр Бенедетти в 1493 году так описывает идеальную организацию анатомического театра своей эпохи:
Как видите, вскрытие трупов было не только учебным процессом, но и зрелищем для любопытных, которые были готовы за это платить. И это вполне нормально, ведь выбор развлечений у людей в Средние века был весьма скромным и специфическим.
Анатомические театры чаще всего представляли собой отдельно стоящие постройки, нередко расположенные за пределами университетского городка. Сначала для этих целей использовали любые подходящие помещения, арендуя их для аутопсии. Позднее начали строить здания, спроектированные для этих целей.
Первый постоянный анатомический театр появился в университете города Падуя на севере Италии в 1594 году. В нем было шесть рядов, вмещавших не менее 250 зрителей. Первые ряды были самыми почетными. Их занимали профессора университета, ректоры, представители городской власти и знатные гости. Места в остальных рядах предназначались для обычных наблюдателей.
Кресел в анатомическом театре в Падуе не было. Всем присутствующим, независимо от ранга и возраста, приходилось во время аутопсии наблюдать стоя. Процесс вскрытия с извлечением органов, их демонстрацией почтенной публике и лекцией был длительным. Иногда полная аутопсия растягивалась на две недели. В таких случаях зрители приходили в театр ежедневно.
При вскрытии трупов устраивали своеобразные «антракты», в ходе которых гостей развлекали музыканты и рассказчики. Так как систем вентиляции в те времена не было, а сквозняки, гуляющие через естественные проемы помещения, не всегда справлялись с запахами, в анатомических театрах зажигали ароматические свечи и целые жаровни с благовониями. Чаще всего сезон аутопсий приходился на холодные месяцы года, так как в жару расчленяемое тело очень быстро разлагалось.
Анатомический театр в Падуе использовался до 1872 года, пока медицинский факультет университета не отделился и не переехал в помещения монастыря святого Матфея. Несмотря на это, театр сохранили в первозданном виде, и он до сих пор считается предметом гордости учебного заведения.
За пределами прогрессивной Италии первый анатомический театр появился спустя три года, в 1597 году в голландском городе Лейдене. Основателем его стал профессор анатомии Лейденского университета Питер Пау. В зале театра было традиционно шесть рядов, но их сделали более широкими, чем в Падуе.
Дополнительное пространство было необходимо для того, чтобы использовать театр не только для вскрытий, но и для других образовательных мероприятий. Зал был многоцелевым — зимой там устраивали вскрытия как для медиков, так и для зрителей, а летом между рядами размещали экспонаты выставок естественных наук.
В Лейденском анатомическом театре демонстрировали скелеты людей и животных, египетские мумии, археологические находки и просто диковинки со всего света. Это была настоящая туристическая достопримечательность Лейдена, которую обязательно стремились посетить все, кто бывал в городе по делам или ради развлечения. Анатомический театр работал до 1821 года, пока университетский факультет анатомии не переехал в другое место.
В 1636 году анатомический театр появился в Лондоне, в здании с необычным для слуха современного человека названием — «Зал хирургов-парикмахеров». Цирюльники в то время почти всегда подрабатывали лекарями и обладали определенными медицинскими знаниями, так что это не было ни для кого странным.
Лондонский анатомический театр во многом копировал падуанский, но был оборудован всего четырьмя рядами для зрителей. Уменьшив количество рядов, английские архитекторы значительно их расширили, что позволило разместить кресла для всех присутствующих.
Это был первый анатомический театр, который, кроме функциональности, поражал еще и оформлением. Стены зала были облицованы деревом и украшены зодиакальными символами, а сиденья для публики — покрыты искусной резьбой. В стенах анатомического театра устроили ниши, в которых расположили черепа и скелеты. Над всем этим главенствовал в особом углублении под потолком бюст короля Карла I, с высочайшего позволения которого и был создан театр.
Англичане уже тогда любили во всем систему и порядок, поэтому аутопсии разбивались на три этапа и проходили в течение трех дней. После завершения вскрытия останки уносили, а зал проветривали, после чего там начиналась пирушка в честь завершения важной работы. Что поделать, люди были тогда не столь щепетильны и менее брезгливы, чем современные.
Но самый роскошный анатомический театр был построен в итальянской Болонье. Его возводили и декорировали в течение долгих 12-ти лет. Первое вскрытие в его стенах провели в 1637 году. Театр находился не в университете, а в частном дворце семьи Архигиннасио. Стены помещения были отделаны еловой древесиной, а потолок сделан из кедра. На трехметровом возвышении располагалось профессорское кресло, напоминавшее трон.
Сам театр вообще больше походил на церемониальную залу — его украшали скульптуры и картины. Над креслом профессора был устроен балдахин с фигурами. Науку анатомию изображала аллегорическая скульптура женщины и купидона, держащего в руке человеческую берцовую кость.
Триста лет мир не знал ничего подобного. Ни один анатомический театр не мог превзойти по изысканности и помпезности болонский. Во время Второй мировой войны этот замечательный памятник искусства и науки был почти полностью уничтожен и специалистам пришлось потратить немало сил и долгие годы, чтобы собрать по крупицам детали интерьера и восстановить его в первозданном виде. Сейчас анатомический театр в Болонье снова доступен для посещений, но уже как музей.
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Медицинские интернет-конференции
Языки
Анатомические театры: история и современность
Щербакова К.Ф., Водолазов А.О., Болдов В.О.
Резюме
Щербакова К.Ф., Водолазов А.О., Болдов В.О.
Анатомические театры: история и современность
Научный руководитель к.ф.н., доцент Е.В. Ермолаева
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
кафедра философии, гуманитарных наук и психологии
Ключевые слова
Статья
Анатомический театр изначально был местом для проведения анатомических и научных исследований и чтения лекций. В настоящее время он представляет собойпомещение для учебного вскрытия трупов в медицинских заведениях.
Анатомический театр изначально был местом для проведения анатомических и научных исследований и чтения лекций. В настоящее время он представляет собой помещение для учебного вскрытия трупов в медицинских заведениях.
Аудитория, в которой проводились манипуляции над трупами, была очень схожа с амфитеатрами, которые были в Древней Греции. В центре помещения находился большой стол, собственно на котором производилось вскрытие человеческого или животного трупа. Вокруг этого стола стояли студенты и великонспекты, а так же записывали замечания преподавателя, а в качестве наглядного пособия около студентов находились настоящие скелеты. На средневековых иллюстрациях можно заметить в руках студентов плакаты с надписями «MementoMori», что означает «Помни о смерти» [1, 3].
В XIV веке в Болонье Мондино де Люцци, которого считают отцом современной анатомии, написал трактат об устройстве органов человека. Анатом утверждал, что каждая часть нашего тела имеет свою иерархию и вновь сделал популярной практику публичных вскрытий, которые проводились на площадях.
С 1594 г. в Падуе начинает развиваться публичный интерес к анатомии. В Европеоткрываются анатомические театры анатомички. Самое первое здание было построено в 1594 году в городе Падуя и сохранилось до настоящего времени. Известная анатомичка была открыта и в Голландии, в Лейдене, послепосещения которой ПетромI подобные учреждения стали открываться в России.
Анатомические театры строились по типу цирка: по центру амфитеатра располагался стол, размером в человеческое тело средних размеров, вокруг которого располагалась галерея для зрителей.В этом театре собиралось множество людей:все профессоры, знатные представители, представители власти занимали первые (нижние) ряды. Чуть выше ряды занимали студенты медицинских институтов, а последние ряды для обычной публики. «Показы представлений» были зимой, это объясняется тем, что летом трупы хранить было негде.В некоторых театрах, вскрытие сопровождалось музыкой, а во время «антрактов» зрителям предлагалась выпивка и закуска.На подобное представление съезжались жители других городов вместе с детьми. Посещение анатомички позволяло показать окружающим свою просвещенность, любознательность, насладиться захватывающим зрелищем, аналог которому сложно было найти [5, 6]. Все состоятельные люди,которые путешествуют по миру, считали своим долгом прилететь в Италию и Голландию, что бы побывать в анатомическом театре, это считалось одной из достопримечательностей, которые стоит посетить.
Вскрытие мертвых тел затягивалось на несколько дней, поэтому один билет был своеобразным абонементом. В первый день патологоанатом в нарядной, или как говорили в то время парадной, одежде проникал в брюшную полость. Далее, он показывал органы грудной клетки. На третий день производилось вскрытие черепа, после чего дело доходило до костей, суставов и прочего «менее ценного по зрелищности».
Цена за абонемент зависела от пола вскрываемого тела. Если на столе при вскрытии лежала женщина, то цена была дороже в два раза ибо брюшную полость, которую вспарывают в первый день, считали священным местом «хранения детей»
В XIX век тела мертвых стали самым расходуемым материалом для изучения и тел казненных преступников было уже не достаточно. За свежее тело люди платили очень хорошие деньги, и тогда на этой почве стали развиваться так называемые «похитители тел».На кладбищах стала появляться охрана.Родственники только что умершего человека так же ставили караул, что бы свежее тело не было украдено.
Первый российский анатомический театр был открыт после посещения Петром первым Лейдан в 1706 году, где он познакомился с профессором Фредериком Рюйшем, а также взял у него несколько уроков медицины. В анатомический театр пригласили преподавать знаменитого голландского профессора Николаса Бидлоо. Сам Петр I был немало заинтересован наукой, и не раз он сам препарировал трупы[2, 4].
В 1726 году анатомический театр был переведен в здание Кунсткамеры, где как и прежде велась научно-исследовательская деятельность под руководством профессоров из Германии и других стран.Позже, театр был перемещен в Академию наук, и к началу XIX века стал утрачивать свою значимость.
Тем не менее, не только в Петербурге можно было наблюдать за препарированием трупов. Анатомический театр существовал и в Казани. В настоящее время, в анатомичке вскрытий уже не проводят, она превратилась в музей-театр человеческого тела. Так же в этом здании располагается кафедра нормальной анатомии Казанского медицинского университета. Здесь для студентов-медиков оборудованы библиотеки, кинозалы. Для изучения так же представлены натуральные препараты органов человека.
В XXI веке любой гражданин, которому интересна анатомия человека, может загрузить на свой гаджет виртуальный атлас человека, где в 3D-формате показан и описан каждый орган как в отдельности, так и в системе. В одно нажатие с виртуального тела можно снять кожу, затем послойно удалить мышцы, внутренние органы, подробно рассмотреть тело со всех сторон. И покупать билет в такой виртуальный анатомический театр не требуется.
Литература
1. Бурмистрова Д.Н., Ермолаева Е.В. Восприятие болезни в истории культуры // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. Т. 6. № 1. С. 78.
2. Магомедова С.И., Рожкова В.П., Ермолаева Е.В. Развитие медицинского образования в России // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. Т. 6. № 1. С. 163.
3. Мамедова Н.Д., Нуржанова А.Б., Живайкина А.А. Анатомический рисунок: синтез науки и искусства // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2012. – Т. 2. – № 11. – С. 847.
4. Неснова Д.Ю., Насырина В.С., Ермолаева Е.В. Образ врача в русской культуре XVIII-XX веков // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. Т. 6. № 1. С. 214.
5. Нестерова И.В., Ермолаева Е.В.Взаимодействие медицины и религии // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. Т. 6. № 1. С. 239.
6. Яшина В.С., Ермолаева Е.В. История анатомических театров // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. Т. 5. № 12. С. 1486.