какое значение имело создание приказов общественного призрения
Приказ общественного призрения
Приказ общественного призрения — губернское учреждение, введённое в России Екатериной II в 1775 году, в ведении которого находилось управление народными школами, госпиталями, приютами для больных и умалишённых, больницами, богадельнями и тюрьмами. Собирался из выборных заседателей под председательством государственного чиновника.
История
Приказы общественного призрения введены «Учреждением о губерниях» императрицы Екатериной II в 1775 году для управления и развития приютов и учреждений народного образования (устройство и заведование народными школами, сиротскими домами, больницами, аптеками, богадельнями, работными и смирительными домами). Для увеличения финансирования приказов им было разрешено принимать вклады на хранение и выдавать ссуды под недвижимость и государственные процентные бумаги.
Управление народными школами уже в 1782 году перешло к Комиссии об учреждении народных училищ. В 1866 году в ведение губернских правлений и попечительных о тюрьмах комитетов передано управление рабочими и смирительными домами. С введением земских учреждений дела приказов общественного призрения отошли к земству, а финансовые ресурсы были распределены по губерниям с 1 января 1869 года.
По Уставу о общественном призрении, принятом в 1857 году (ред. от 1892 г.), к 1901 году приказы общественного призрения существовали в следующих неземских губерниях:
Порядок работы
Власть каждого приказа распространялась только на одну губернию. Председательствовал в приказе губернатор губернии, также в руководстве приказа состояло 3 члена (заседатели или депутаты), избираемые по одному от дворянства, городского общества губернского города и поселян. В некоторых губерниях сюда присоединялись губернский предводитель дворянства и член приказа, назначаемый по усмотрению министра внутренних дел. Все дела решались в присутствии всех членов приказа.
Доходы приказа формировались из процентов неприкосновенного фонда в билетах комиссии погашения государственных долгов и в облигациях главного общества железных дорог. Кроме того финансирование приказов осуществлялось за счёт пособий от городов и казны, пожертвований, пени и штрафов (взыскания за невыполнение в двухгодичный срок раздела в наследственном имении, за нарушение постановлений о питейном сборе и прочее), хозяйственных и прочих доходов (доходы от рабочих домов, фабрик и т. п.). Несмотря на неудовлетворительность состава и скудность средств, некоторые приказы развили довольно успешную деятельность по общественному призрению.
Приказы общественного призрения
Реформа, положившая начало созданию сети учреждений гражданского здравоохранения, доступных для малообеспеченной части населения, была предпринята в 1775 г. и в силу исторически сложившихся обстоятельств явилась частью административной реформы.
Содержание материала
7 ноября 1775 г. Екатериной II был издан законодательный акт «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи», предусматривавший проведение территориальной реформы и реформы местного управления с целью усиления государственной власти на местах.
Одновременно закон был призван смягчить социальные противоречия, отчетливо обозначенные крестьянской войной под предводительством Емельяна Пугачева (1773-1775). Окончательная редакция закона принадлежала самой Екатерине II. «Это плод пятимесячной работы, исполненный мною одной», — писала императрица в письме к Вольтеру [32, с. 57].
Учреждение приказов общественного призрения
В каждой из 50 губерний при губернаторе учреждался новый орган — приказ общественного призрения. На них была возложена обязанность устройства и содержания воспитательных и сиротских домов, городских начальных школ, богаделен, работных домов для праздношатающихся, смирительных домов (для непокорных крестьян и непослушных детей), а также домов для неизлечимых и психических больных и больниц [28, с. 271].
Таким образом, реформа 1775 г. положила начало единой для всех губерний организации гражданской медицины.
В организационном устройстве приказов, в соответствии с замыслом Екатерины II, совмещались принципы общественных и государственных учреждений: находясь под непосредственным руководством губернатора, они в то же время состояли из выборных представителей дворянского, купеческого и крестьянского сословий (по два заседателя). Выборные члены приказов работали только около трех месяцев в году — «от 8 января до Страстной недели».
В Указе были разработаны инструкции по порядку работы учреждений приказа. В них содержались рациональные гигиенические рекомендации о выборе места для устройства больниц, которые должны располагаться «вне города, но близь оного, вниз по реке, а отнюдь не выше города: буде можно на высоком месте и свободном воздухе», строение должно было быть «не тесное и не низкое, чтобы покои чисто содержаны были».
Предусматривалась изоляция инфекционных больных, «чтобы больные прилипчивыми болезнями особливые покои имели» [28, с. 274]. Для «неизлечимых больных» предлагалось создавать специальные учреждения, чтобы не занимать места в больницах и госпиталях.
Отдельно рассматривался вопрос об устройстве психиатрических учреждений. Как говорилось в тексте закона, дом для умалишенных должен был быть «довольно пространный и кругом крепкий, чтобы утечки из оного учинить неможно было», служители должны относиться к больным «человеколюбиво», но смотреть, чтобы больной «сам себе и никому вреда не учинил» [28, с. 274].
Указ был дополнен специальным пунктом под названием «Примерное положение о больницах» с тремя разделами: «Как поступать в приеме и содержании больных», «Что кому из находящихся при больнице наблюдать» и «Каким людям быть при больнице и с какимжалованьем». Положение определяло необходимые предметы обстановки и обихода больного. В документе подчеркивалось, что в больнице следует «призирать всякого звания бедных и неимущих безденежно, прочих же больных и господских служителей тогда только принимать, когда порожние места случатся, и плату за излечение с них установить весьма умеренную» [28, с. 276-278].
«Примерное положение о больницах» давало должностные инструкции всем представителям больничного персонала, подчеркивая главенствующее положение главного надзирателя. Таким образом, возглавляли лечебные учреждения не врачи, что являлось существенным недостатком складывающейся системы приказной медицины. В Положении указывалось на необходимость ведения больничной документации.
Местные власти на основании Указа и «Примерного положения о больницах» разрабатывали дополнительные правила об устройстве больниц с учетом местных условий.
Деятельность приказов общественного призрения распространялась только на города. Устройство и содержание больниц в селах было целиком отдано на усмотрение помещиков.
Материальное положение приказов не позволяло осуществить все намеченное в предусмотренном объеме в скорые сроки. На развитие деятельности каждому приказу при его основании, согласно Указу, были предоставлены выплаты из государственной казны в размере 15 тыс. рублей. Для увеличения доходов приказов эти средства предписывалось приумножать — «отдавать сии деньги в узаконенные проценты на верные заклады».
Осуществление реформы 1775 г. тормозилось таким серьезным препятствием, как нехватка медицинского персонала, особенно в сфере гражданского здравоохранения. В связи с образованием наместничеств (губерний) было разработано штатное расписание, согласно которому в каждом уезде полагалось иметь на государственной службе доктора, лекаря, по два подлекаря и лекарских ученика. Однако даже в середине XIX в. штатные должности на местах не были полностью замешены. Аналогичные трудности испытывали и учреждения приказов общественного призрения.
Динамика формирования приказов общественного призрения была следующей: к 1780 г. было создано 13 приказов (Новгородский, Тверской, Ярославский, Владимирский, Костромской, Курский, Псковский, Вологодский, Воронежский, Нижегородский, Петербургский, Симбирский, Тамбовский), в 1785 г. их было — 35, в 1796 г. — 40 [33].
ПРИКАЗЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИЗРЕНИЯ
При учреждении приказов каждому из них переданы капиталы (по 15 тысяч руб.), доходы от которых они использовали для обеспечения своей деятельности. До 1860 года приказы общественного призрения занимались ипотечным кредитованием под залог дворянских имений (в 1830 в залоге у приказов находились 310 тысяч крепостных крестьян), в 1806-1860 годах также выдавали ссуды купцам под залог недвижимости. Важнейшим источником финансирования приказов являлись частные пожертвования на определённые цели (приказы, таким образом, выступали в качестве первых благотворительных фондов). К середине 1830-х годов целиком на средства благотворителей созданы и содержались свыше 15 заведений: Дом призрения ближнего в Ярославле (основан в 1786 году на средства 150 благотворителей), богадельня в Оренбурге (1819 год), Странноприимный дом в г. Торопец Псковской губ. (1820 год), больница в Калуге (1826 год) и другие. С 1846 года в церквах проводился сбор пожертвований на содержание пациентов в учреждениях, подведомственных приказам. В пользу приказов общественного призрения поступали плата за лечение в больницах (бедные принимались бесплатно), отчисления от продажи игральных карт, пени и штрафы, пошлины за «неправые апелляции» и так далее. Они получали также доходы от «хозяйственных заведений», переданных им правительством, частными лицами или приобретённых самими приказами (рыбные промыслы и гостиный двор в Астрахани, кузнечный торговый ряд в Казани, кирпичный и черепичный заводы в Москве и другие). В необходимых случаях пользовались субсидиями от городских общественных управлений. С 1860 года получали казённое финансирование. Капиталы приказов составляли 6 миллионов рублей к 1810 году, 25 миллионов рублей к 1825 году, 39,5 миллионов рублей к 1834 году, почти 100 миллионов рублей к 1862 году.
Ведомства
Приказы общественного призрения – губернские учреждения, о создании которых распорядилась Указом от 7 ноября 1775 года императрица Екатерина II. Они помогали бедным, организуя приюты, лечебные и учебные заведения. Деятельность Приказов регламентировал закон «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» (краткое название «Учреждение о губерниях).
Императрица Екатерина II
Приказам предписывалось создавать народные школы, богадельни, больницы, дома для сумасшедших, работные, сиротские дома и надзирать за ними. Согласно закону, деятельность каждого Приказа общественного призрения представляла собой «источник благодеяний несчастным и бедствующим в роде человеческом».
Управлял Приказом под председательством губернатора попечительский совет из шести заседателей от местного сообщества: двух выборных из местных дворян, двух из купцов и мещан, двух выборных из крестьян. Приказы могли приглашать на заседания предводителя дворянства и городского голову. Такая организация Приказов воплощала идею Екатерины II об общественном участии в деле помощи бедным. С 1802 года, после учреждения министерств, Приказы подчинялись Министерству внутренних дел.
Фрагмент из закона «Учреждение о Губерниях», относящийся к деятельности Приказов общественного призрения. 1775
Первыми открылись губернские Приказы в Новгороде (1776), Твери и Ярославле (1778), Владимире, Костроме, Курске и Пскове (1779). В 1780–1782 годах они начали действовать еще в 24 губерниях, включая Санкт-Петербургскую и Московскую. К 1800 году Приказов насчитывалось уже 40, а к 1830 году – 57.
Каждому Приказу отпускалось 15 тыс. руб. из бюджета губернии в качестве начального капитала. Кроме того, Приказы до 1860 года выполняли функцию государственных кредитных учреждений (банков в стране еще не было) и таким образом получали возможность для дополнительного изыскания средств. Помещики, а с 1806 года и купцы, могли получить ссуды под залог недвижимости с уплатой 5-6 процентов годовых. Деньги, полученные Приказами за предоставление ссуд, шли на благотворительность.
Закон разрешал Приказам принимать пожертвования: «Буде же случится, что частный человек, или какое-то общество, или город, или селение захотят установить которое-нибудь из… учреждений… то Приказ общественного призрения не чинит в том никому препятствия». Так возникали заведения, созданные и содержавшиеся на частные средства. С 1846 года в пользу учреждений, подведомственных Приказам, проводились кружечные сборы.
Обязанности Приказов подробно описаны в статье 393 «Учреждения о губерниях». Попечительский совет собирался в период «от 8 января до страстной недели» – между Рождеством и Пасхой. Выборные заседатели решали вопросы приема и реализации пожертвований, подписывали контракты на строительство и ремонт зданий, рассматривали прошения о приеме в заведения, заботились об обеспечении питанием и одеждой их обитателей. Одних (сирот, немощных стариков, заболевших) принимали по личному заявлению, других по рекомендации священника или полицейского, следящего за порядком на вверенной ему территории. Процедура приема в заведения, условия проживания, распорядок дня также регламентировались законом.
Исполнение решений Приказа контролировал попечитель каждого заведения и выполнял персонал под руководством ответственного лица, например штатного доктора. Делопроизводство Приказа по поручению губернатора вел один из сотрудников губернской канцелярии. Деньги Приказа хранились в губернском казначействе «при строгом учете прихода и расхода». Годовые и полугодовые отчеты отправляли министру в Петербург.
Дом призрения ближнего в Ярославле, основанный в 1786 году. Фото начала ХХ века, когда в здании размещалась гимназия
К середине 1830-х годов заведений, построенных на частные средства, было уже полтора десятка. Среди них Дом призрения ближнего в Ярославле (1786), богадельня в Оренбурге (1819), Странноприимный дом в городе Торопце Псковской губернии (1820), больница в Калуге (1826) и другие.
В Доме призрения ближнего в Ярославле воспитывались сироты обоего пола, кроме детей крепостных крестьян. Заведение создали на пожертвования 150 местных жителей, откликнувшихся на призыв генерал-губернатора Алексея Мельгунова. Постройка каменного здания обошлась в 18 тыс. руб. (сейчас – корпус Ярославского университета имени П.Г. Демидова). Содержалось это заведение на проценты с пожертвованных капиталов. Самый большой взнос поступил от владельца кожевенного завода Ивана Кучумова и его семьи – более 23 тыс. руб.
Портрет ярославских деятелей благотворительности – губернатора Алексея Мельгунова и купца Ивана Кучумова. Художник Дмитрий Коренев. 1780-е годы
В Оренбурге богадельня на 25 человек была создана на капитал в 10 тыс. руб., пожертвованный коллежским асессором Шапошниковым (имя неизвестно). Странноприимный дом в Торопце Псковской губернии устроили на средства местного уроженца, петербургского прокурора Нефедьева (имя неизвестно). Благотворитель пожертвовал каменный дом стоимостью 12 тыс. руб. и капитал 50 тыс. руб. «для призрения 24 человек, обремененных старостью, изувеченных и лишенных средств к пропитанию», как было указано в его прошении на имя императора Александра I. В Калуге купец первой гильдии Иван Золотарев пожертвовал для больницы двухэтажный дом и 50 тыс. руб.
Портрет калужского купца-благотворителя Ивана Золотарева. Неизвестный художник. Первая половина XIX века
Количество заведений в ведении Приказов с каждым годом увеличивалось. В 1802 году их было 333 (о числе призреваемых данных нет), в 1833 – 402 (118 738 призреваемых), в 1852 – 827 заведений (235 593 призреваемых). В 1862 году в Приказах числилось 768 благотворительных заведений, в том числе 519 больниц, 44 дома умалишенных, 64 учебно-воспитательных заведения (сиротских и воспитательных домов, училищ, фельдшерских школ), 111 богаделен и инвалидных домов, 30 смирительных и работных домов.
К 1810 году капиталы Приказов составляли 6 млн руб., к 1825 – уже 25 млн руб., к 1834 – 39,5 млн руб. А к 1862 году сумма эта выросла почти до 100 млн руб. Для дополнительного прироста капиталов деньги Приказов хранились в ценных бумагах, как правило, в облигациях Главного общества российских железных дорог под четыре с половиной процента годовых.
Создание Приказов было прогрессивным явлением для эпохи конца XVIII – начала XIX века: социальная и медицинская помощь стала доступной для многих людей из непривилегированных слоев. Однако с 1810-х годов эффективность работы Приказов снижается. Постепенно их деятельность выходит из-под контроля местных заседателей, и управление сосредоточивается в руках чиновников. Приказы бюрократизируются. В результате ревизий, проведенных Министерством внутренних дел в 1826 году, вскрылось воровство Тульском, Курляндском, Гродненском губернских Приказах. Проворовавшиеся чиновники пошли под суд.
Земская реформа 1864 года упразднила Приказы в 34 губерниях, передав заведения под контроль земского и городского общественного управления. В 1901 году Приказы действовали лишь в 15 губерниях Европейской части России, а к 1914 году их число вовсе сократилось до семи. В 1918 году Приказы прекратили существование.
Для дальнейшего чтения:
1. Мушинский К. Устройство общественного призрения в России. СПб., 1862.
2. Подробное обозрение благотворительных действий Приказов общественного призрения // Журнал Министерства внутренних дел. 1856. Ч.ХVI. Кн.3. Отд.2. С.146–162.
3. Максимов Е.Д. Приказы общественного призрения в прошлом и настоящем // Трудовая помощь. 1901. №№9–10.
4. Ульянова Г.Н. Благотворительность в Российской империи. XIX – начало XX века. М., 2005. С.183–192.
Приказы общественного призрения
Полезное
Смотреть что такое «Приказы общественного призрения» в других словарях:
ПРИКАЗЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИЗРЕНИЯ — ПРИКАЗЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИЗРЕНИЯ, см. Здравоохранение … Большая медицинская энциклопедия
Приказы общественного призрения — губернские административные органы в России, созданные по административной реформе 1775. Имели в своём составе шесть заседателей (по два от каждого из трёх губернских сословных судов), возглавлялись губернаторами. Ведали местными школами … Большая советская энциклопедия
ПРИКАЗЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИЗРЕНИЯ — губ. адм. органы в России, созданные по адм. реформе 1775. Имели в своем составе шесть заседателей, по два от каждого из трех губ. сословных судов, возглавлялись губернаторами. Ведали местными школами, госпиталями, больницами, богадельнями,… … Советская историческая энциклопедия
ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИЗРЕНИЯ ПРИКАЗЫ — (1775 1864) учреждения при губернаторе в Российской империи. Ведали благотворительными, учебными и медицинскими заведениями … Большой Энциклопедический словарь
Общественного призрения приказы — (1775 1864) учреждения при губернаторе в Российской империи. Ведали благотворительными, учебными и медицинскими заведениями. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.
общественного призрения приказы — (1775 1864), учреждения при губернаторе в Российской империи. Ведали благотворительными, учебными и медицинскими заведениями. * * * ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИЗРЕНИЯ ПРИКАЗЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИЗРЕНИЯ ПРИКАЗЫ (1775 1864), учреждения при губернаторе в… … Энциклопедический словарь
Приказ общественного призрения — губернское учреждение, введённое в России Екатериной II в 1775 году, в ведении которого находилось управление народными школами, госпиталями, приютами для больных и умалишённых, больницами, богадельнями и тюрьмами. Собирался из выборных… … Википедия
Приказы — органы центрального управления в Москве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства. П. назывались иначе палатами, избами, дворами, дворцами, третями или четвертями. Название избы и П. употреблялось сначала … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Приказы, учреждения — органы центрального управления в Москве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства. П. назывались иначе палатами, избами, дворами, дворцами, третями или четвертями. Название избы и П. употреблялось сначала … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ — ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. I. Основные принципы организации здравоохранения. Здравоохранение система мероприя тий, направленных к поддержанию здоровья и трудоспособности населения. В понятие У. входят все мероприятия по оздоровлению среды (физической и… … Большая медицинская энциклопедия