какое значение имеет закон энгеля
Закон Энгеля
Опубликовано 25.12.2020 · Обновлено 06.10.2021
Что такое Закон Энгеля?
Закон Энгеля – это экономическая теория, представленная в 1857 году немецким статистиком Эрнстом Энгелем, согласно которой процент дохода, выделяемого на покупку продуктов питания, уменьшается по мере роста дохода. По мере увеличения дохода домохозяйства процент дохода, потраченного на продукты питания, уменьшается, в то время как доля, расходуемая на другие товары (например, предметы роскоши), увеличивается.
Ключевые моменты
Понимание закона Энгеля
В середине 19 века Эрнст Энгель писал: «Чем беднее семья, тем большую долю ее общих расходов необходимо направить на обеспечение продуктами питания». Затем это было распространено на целые страны, утверждая, что чем богаче страна, тем меньше доля продовольствия.
Закон Энгеля также гласит, что домохозяйства с более низким доходом тратят большую часть своего имеющегося дохода на продукты питания, чем домохозяйства со средним или более высоким доходом. По мере увеличения затрат на питание как на еду дома (например, продукты), так и на еду вне дома (например, в ресторане), ожидается, что процентная доля расходов домохозяйств с более низким доходом увеличится.
Связь и важность дохода домохозяйства с потреблением продуктов питания прочно укоренилась в популярных сегодня экономических принципах, особенно в том, что здоровье населения и улучшение качества здоровья являются важной точкой объединения всех развитых рынков.
Краткая справка
Очень бедные могут тратить половину своего дохода на продукты питания, поэтому их бюджеты можно назвать продовольственными или специализированными.
В то время плодотворная работа Энгеля немного опережала свое время. Однако интуитивная и глубокая эмпирическая природа закона Энгеля помогла вызвать интеллектуальные скачки в изучении моделей потребления продуктов питания и доходов. Например, поскольку расходы на питание составляют большую часть бюджета бедных, это означает, что бедные также менее разнообразны в своем потреблении продуктов питания, чем у более состоятельных потребителей. Соответственно, в рамках продовольственного бюджета более дешевые, более крахмалистые продукты (например, рис, картофель и хлеб), вероятно, будут преобладать для бедных, что приведет к менее питательному и менее разнообразному рациону.
Пример
Например, семья, которая тратит 25% своего дохода на еду при уровне дохода 50 000 долларов, будет платить 12 500 долларов на питание. Если их доход увеличится до 100 000 долларов, маловероятно, что они потратят 25 000 долларов (25%) на еду, но потратят меньший процент, увеличивая расходы в других областях.
Закон Энгеля
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 09:22, доклад
Краткое описание
Закон Энгеля — экономический закон, согласно которому поведение потребителей связано с размером получаемого ими дохода, и по мере роста доходов потребление населением благ возрастает непропорционально. Расходы на питание возрастают в меньшей степени, чем расходы на предметы длительного пользования, путешествия или сбережения. А структура потребления продуктов питания изменяется в сторону более качественных продуктов. Рост доходов приводит к увеличению доли сбережений и потреблению высококачественных товаров и услуг при сокращении низкокачественных.
Вложенные файлы: 1 файл
Закон Энгеля.docx
Закон Энгеля — экономический закон, согласно которому поведение потребителей связано с размером получаемого ими дохода, и по мере роста доходов потребление населением благ возрастает непропорционально. Расходы на питание возрастают в меньшей степени, чем расходы на предметы длительного пользования, путешествия или сбережения. А структура потребления продуктов питания изменяется в сторону более качественных продуктов. Рост доходов приводит к увеличению доли сбережений и потреблению высококачественных товаров и услуг при сокращении низкокачественных.
Закон обоснован немецким учёным Эрнстом Энгелем в XIX в. и сильно устарел. Суть (по самому Энгелю) совсем не в этом, а в том, что удельный вес расходов на еду тем больше, чем меньше уровень дохода.
Выведенная Энгелем эмпирическая зависимость подтверждается длительным опытом экономического развития. Статистические ряды показывают, что в структуре расходов американских семей за 1909-1985 гг. устойчиво снижается доля физических и материально-вещественных потребностей (продуктов питания — на 35 %, расходов на жилище — на5,5 %, предметов домашнего обихода — на 26 %, расходов на одежду и обувь — на 47 %).
В то же время систематически возрастает удельный вес более высоких «гуманитарных» потребностей в образовании, медицинском обслуживании, организации досуга и отдыха.
Об этом же свидетельствует и статистика семейных бюджетов в бывшем СССР. В 1963г. при средней доле совокупных доходов семьи, израсходованной на питание в 34,3 %, семьи с совокупным доходом до 75 руб. в месяц расходовали на питание 51,5 % дохода, семьи с доходом от 75 до 100 руб. в месяц расходовали на питание 42,7 % дохода, семьи с доходом от 100 до 150 руб. — 35,8 %, с доходом от 150 до 200 руб. — 31,9 %; семьи с совокупным доходом свыше 200 руб. тратили на питание 28,4 % совокупного дохода.
Современная западная наука существенно дополнила развитые Энгелем положения, используя для этого новый аналитический аппарат. На основе формулы эластичности спроса по доходам подсчитано, что в конце 1980-х гг. в США с ростом дохода на 1 % спрос на продукты питания возрастал на 0, 77 %, на одежду — на 0,32 %, на транспортные средства — на1,1 %, на жилище — на 0,89 %, на медицинские услуги — на 1,9 %, на предметы роскоши — на 3,6 %, на спортивные товары — на 3,7 %, на услуги такси — на 2,8 %.
Количество и виды приобретаемых потребителями товаров и услуг в заметной степени зависят от денежных доходов покупателей. Прусский статистик Эрнест Энгель еще в 19 веке обнаружил естественную закономерность, согласно которой по мере увеличения доходов потребителей структура потребления смещается в сторону дорогих товаров. При этом доля доходов, затрачиваемых на приобретение товаров первой необходимости, уменьшается, тогда как часть дохода, расходуемая на предметы роскоши, товары не первой необходимости, увеличивается.
Абсолютные изменения долей отдельных товаров и услуг в суммарном спросе получили название эффектов Энгеля. Большинству товаров длительного пользования свойственны положительные эффекты Энгеля. Закон Энгеля гласит, что при неизменных ценах и демографических переменных (размере и составе семьи) увеличение дохода приводит к снижению потребительских расходов на продовольствие. Спрос на продовольствие со стороны увеличивается, нов меньшей мере, чем доход.
Данный закон проявляется и когда сопоставляют поведение отдельных семей или целых стран, и когда речь идет о временных сопоставлениях для одной страны. Это означает, что рост дохода на душу населения, сопровождающий экономическое развитие, повлечет за собой изменения в спросе, направленные против производителей продовольственных товаров с низкой эластичностью спроса по доходу, особенно производителей зерна и других основных пищевых продуктов.
Эффекты и закон Энгеля позволяют сделать важный вывод об ожидающей производителей динамике цен на производимые ими предметы роскоши и предметы первой необходимости. Рост дохода переориентирует спрос на предметы роскоши. При любом заданном росте параметров предложения (росте предложения факторов производства и производительности) увеличение дохода приведет к относительному росту цен на предметы роскоши и процветанию тех стран, которые специализируются на их производстве. Собственникам земли, производящим продовольственные товары, знание закона дает основание для вывода: если производительность во всех секторах экономики растет одинаковыми темпами, увеличивающийся вследствие этого доход приведет к неблагоприятным для них изменениям спроса на продовольствие, в результате чего на мировых рынках цены на продовольствие снизятся по отношению к ценам на предметы роскоши, в число которых входит большинство промышленных товаров.
При увеличении личного дохода спрос населения на различные товары и услуги возрастает неравномерно. Это можно описать формулой эластичности спроса по доходу для каждого товара I:
Здесь принимается во внимание, что цены и другие переменные остаются неизменными. Если население покупает все товары и услуги в одних и тех же пропорциях при любом доходе, то все эластичности по доходу будут равны единице. Однако так не бывает. По мере роста дохода доля некоторых благ в общем объеме спроса сокращается. Такие товары и услуги называют товарами первой необходимости. Доля других при росте дохода повышается – их называют предметами роскоши.
В то же время закон Энгеля не носит абсолютного характера. В мире полно Гобсеков, Плюшкиных и просто неприхотливых людей, структура потребления которых слабо зависит или даже практически не зависти от величины доходов.
Конспект лекции: Эффекты дохода и замещения. Закон Энгеля
Эффект дохода состоит в том, что с увеличением реальных доходов увеличивается спрос на нормальные блага. С ростом дохода семьи удельный вес расходов на питание снижается, на одежду, отопление, жилище меняется мало, а на удовлетворение культурных потребностей увеличивается.
На этом основании формируется закон Энгеля: доля расходов на питание является показателем уровня благосостояния, как для отдельной семьи, так и для страны в целом. Эффект замены одного блага другим состоит в том, что снижение цены одного блага, как правило, приводит к увеличению объема спроса на него. Изменение цены некоторого товара оказывает влияние на изменение величины спроса потребителя на этот товар двумя путями.
Кривая «доход-потребление» с наклоном вверх показывает смещение кривой спроса вправо. Суммирование спроса всех покупателей с различными доходами данного товара даёт рыночный спрос.
Кривая «цена-потребление» показывает изменение величины спроса, поскольку при снижении цены на благо А, относительно дорогое благо В замещается относительно дешевым благом А, в результате этого происходит движение вдоль кривой спроса.
Закон Энгеля.
Закон Энгеля — экономический закон, согласно которому поведение потребителей связано с размером получаемого ими дохода, и по мере роста доходов потребление населением благ возрастает непропорционально. Расходы на питание возрастают в меньшей степени, чем расходы на предметы длительного пользования, путешествия или сбережения. А структура потребления продуктов питания изменяется в сторону более качественных продуктов. Рост доходов приводит к увеличению доли сбережений и потреблению высококачественных товаров и услуг при сокращении низкокачественных.
Закон обоснован немецким учёным Эрнстом Энгелем в XIX в. и сильно устарел. Суть (по самому Энгелю) совсем не в этом, а в том, что удельный вес расходов на еду тем больше, чем меньше уровень дохода.
В то же время систематически возрастает удельный вес более высоких «гуманитарных» потребностей в образовании, медицинском обслуживании, организации досуга и отдыха.
Закон Энгеля
Количество и виды приобретаемых потребителями товаров и услуг в заметной степени зависят от денежных доходов покупателей. Прусский статистик Эрнест Энгель еще в 19 веке обнаружил естественную закономерность, согласно которой по мере увеличения доходов потребителей структура потребления смещается в сторону дорогих товаров. При этом доля доходов, затрачиваемых на приобретение товаров первой необходимости, уменьшается, тогда как часть дохода, расходуемая на предметы роскоши, товары не первой необходимости, увеличивается.
Абсолютные изменения долей отдельных товаров и услуг в суммарном спросе получили название эффектов Энгеля. Большинству товаров длительного пользования свойственны положительные эффекты Энгеля. Закон Энгеля гласит, что при неизменных ценах и демографических переменных (размере и составе семьи) увеличение дохода приводит к снижению потребительских расходов на продовольствие. Спрос на продовольствие со стороны увеличивается, нов меньшей мере, чем доход.
Данный закон проявляется и когда сопоставляют поведение отдельных семей или целых стран, и когда речь идет о временных сопоставлениях для одной страны. Это означает, что рост дохода на душу населения, сопровождающий экономическое развитие, повлечет за собой изменения в спросе, направленные против производителей продовольственных товаров с низкой эластичностью спроса по доходу, особенно производителей зерна и других основных пищевых продуктов.
Эффекты и закон Энгеля позволяют сделать важный вывод об ожидающей производителей динамике цен на производимые ими предметы роскоши и предметы первой необходимости. Рост дохода переориентирует спрос на предметы роскоши. При любом заданном росте параметров предложения (росте предложения факторов производства и производительности) увеличение дохода приведет к относительному росту цен на предметы роскоши и процветанию тех стран, которые специализируются на их производстве. Собственникам земли, производящим продовольственные товары, знание закона дает основание для вывода: если производительность во всех секторах экономики растет одинаковыми темпами, увеличивающийся вследствие этого доход приведет к неблагоприятным для них изменениям спроса на продовольствие, в результате чего на мировых рынках цены на продовольствие снизятся по отношению к ценам на предметы роскоши, в число которых входит большинство промышленных товаров.
При увеличении личного дохода спрос населения на различные товары и услуги возрастает неравномерно. Это можно описать формулой эластичности спроса по доходу для каждого товара I:
где, — прирост спроса на товар I, %;
— прирост дохода, обусловившего увеличение спроса, %.
Здесь принимается во внимание, что цены и другие переменные остаются неизменными. Если население покупает все товары и услуги в одних и тех же пропорциях при любом доходе, то все эластичности по доходу будут равны единице. Однако так не бывает. По мере роста дохода доля некоторых благ в общем объеме спроса сокращается. Такие товары и услуги называют товарами первой необходимости. Доля других при росте дохода повышается – их называют предметами роскоши.
В то же время закон Энгеля не носит абсолютного характера. В мире полно Гобсеков, Плюшкиных и просто неприхотливых людей, структура потребления которых слабо зависит или даже практически не зависти от величины доходов.
Закон Энгеля
Законы Энгеля (Engel’s laws) – это закономерности, отражающие изменения структуры расходов домашних хозяйств и отдельных личностей исходя из динамики роста получаемого ими дохода.
Закономерности были открыты прусским статистиком и экономистом XIX в. Э. Энгелем. Данные законы также называют «качественными схемами поведения». Согласно открытым законам по мере увеличения дохода экономических агентов общее потребление всех имеющихся благ будет расти, но в неодинаковых пропорциях. Например, по мере увеличения дохода, расходы на продовольственные товары будут возрастать, но с параллельным переходом от менее качественных к более качественным продуктам питания. В общем объеме расходов доля продовольственных товаров будет уменьшаться при возрастании расходов на такие общественные блага, как путешествия, отдых, сбережения.
Таким образом, увеличение доходов будет приводить к росту потребления люксовых благ, а также сокращению второсортных благ. Как видно на схеме, сбережения являются наиболее люксовым благом. Схемы Энгеля, представленные в виде графика, явились основой для разработки Д. М. Кейнсом модели «доходы-расходы», а также построения функций сбережения и потребления. Прямая 45-ти градусная линия показывает равенство расходов доходам. Превышение расходов в нижней части графика означает, что семьи живут в долг, либо за счет своих сбережений, либо субсидий государства.
Закон убывающей предельной полезности (Law of diminishing marginal utility) – это закон, отражающий взаимосвязь между количеством потребляемого блага и степенью удовлетворенности от потребления каждой дополнительной единицы.
Закон утверждает тот факт, что по мере увеличения количества потребляемого блага, общая полезность (TU) от его потребления возрастает, но во все меньшей пропорции, а предельная полезность (MU), или дополнительная полезность от потребления дополнительной единицы, будет сокращаться.
Закон Сэя (Say’s law) – это закон, который устанавливает такое положение, что реальный совокупный спрос осуществляет автоматическое поглощение всего объема продукции, которую рабочие и предприниматели желают произвести, используя имеющиеся в их распоряжении технологию и ресурсы.
Другими словами, «предложение создает собственный спрос». Теория предложена Ж. Б. Сэем в 1803 г. В современной интерпретации закон Сэя можно представить в виде экономики с абсолютно гибкими ценами, позволяющими совокупному предложению гибко реагировать на изменения в совокупном спросе.