какое значение имеет упоминание о кресте в романе преступление и наказание

Какое значение имеет упоминание о кресте в романе преступление и наказание

Ситуации обмена крестами как центральный эпизод символического плана романов Ф. М. Достоевского

Флегентова Татьяна Николаевна,

соискатель Кемеровского государственного университета,

В современном литературоведении изучение творчества Ф. М. Достоевского занимает одно из ведущих мест и уже имеет свою историю. В целом, наследие писателя осмысливается широко и в различных направлениях [Есаулов И. А.].

Богословие символа «крест» предполагает возможность выражения его в виде слова, знака, предмета и жеста. В творчестве Ф. М. Достоевского кресту как главному символу в области христианской символики отводится особая роль.

Ситуации обмена крестами как центральный эпизод символического плана романов представляют собой ключевые сцены, в которых крест представлен не только в визуальной, но и в материальной данности. Обмен крестами налагает на героев особую ответственность за жизнь другого человека, что проявляется в принятии решения о несении чужого креста как своего собственного.

Можно выделить следующие сцены, в которых герои обмениваются крестами: Соня Мармеладова – Лизавета, Соня Мармеладова – Раскольников («Преступление и наказание»), князь Мышкин – Рогожин («Идиот»), Дмитрий Карамазов – госпожа Хохлакова («Братья Карамазовы»). Эти эпизоды для каждого отдельного текста значимы. С точки зрения сюжетных линий, обмен происходит перед особой роковой минутой для героя (например, Раскольников берет крест перед признанием в убийстве, Рогожин братается с Львом Николаевичем, а через несколько часов заносит над ним нож). Так кресты обнаруживают связи с преступлением (замышленным и совершенным, замышленным и несовершенным). Кроме того, следует отметить и то, что крестные обмены на страницах текстов происходят в двух формах: на глазах читателя (эксплицитно) или о событии как уже совершенном действии рассказывается (имплицитно) – так становится известна судьба креста

У Достоевского нательные кресты – это не только кресты, изображающие распятие, но и нательные образы. Таким образом, обмен крестами в широком смысле – любой акт передачи креста или образа другому человеку.

В этом смысле интересно рассмотреть «заклад» Раскольникова. По мнению Л. В. Карасева, «заклад» представляет собой «самую странную из явленных в романе вещей и материй», так как его бытие иллюзорно: он создан из предметов различной природы, которые в совокупности создают впечатление несуществующей «серебряной папиросочницы» [Карасев Л. В.]. Как нам кажется, прежде всего, следует обратить внимание на материалы, из которых сделан «заклад» главного героя. Это дерево и железо, при этом дается указание на то, что деревянная часть была больше второй. Данный факт позволяет предположить, что сам «заклад» представляет собой подобие креста – деревянного столба, с вбитыми в него гвоздями. Кроме того, «заклад» дважды перевязан крестом: внутренняя часть скреплена таким же образом, как и внешняя, что позволяет говорить о двух крестах.

В романе «Идиот» Рогожин точно так же скрепит восемнадцать тысяч при первой попытке «купить» Настасью. Во второй раз сто тысяч Рогожина будут выглядеть иначе: это будет большая пачка бумаги, обвязанная туго-натуго со всех сторон и два раза крест-накрест бечевкой. Во всех случаях «заклад» (пачка денег) функционально ориентирован – средство, где целью становится человеческая жизнь. Раскольников благодаря «серебряной папиросочнице» проникает в дом к процентщице, Рогожин пытается купить Настасью Филипповну, в обоих случаях известен конец – Алену Ивановну убивают топором, а Настасья Филипповна умирает от рогожинского ножа.

При этом интересно отметить особенность упаковывания закладов: дважды обвязаны заклады крест-накрест – так возникает двойной крест. Интересный факт замечает Л. В. Карасев, когда говорит о том, что в романе («Преступление и наказание») настойчиво говорится о двух крестах [Карасев Л. В.]. Два креста носит на шее старушонка, Раскольников обыкновенно имеет в виду не один крест, когда обращается к Соне. Здесь происходит актуализация одного из значений религиозного символа: крест – как судьба человека. Алена Ивановна, мучившая свою сестру, Раскольников, забирающий сразу несколько жизней, Рогожин, убивший свою возлюбленную, несут не только свой крест (судьбу), но и крест своих жертв.

Обмен крестами происходит между Раскольниковым и Соней, выступающей в качестве церковного «деятеля», обращающего неверующего на христианский путь.

Как было отмечено, ситуация обмена крестами в романе «Преступление и наказание» представлена два раза: имплицитно и эксплицитно, на глазах читателя. О том, что Лизавета и Соня Мармеладова поменялись крестами, мы узнаем со слов одной из них. Однако в данном случае важным становится то, что у данного креста есть своя история, которая в контексте всего романа обретает особую значимость. Соня оставляет себе крест Лизаветы – случайной жертвы Раскольникова, беззащитной, беззлобной, покорной женщины, жестоко им убитой. Соня же отдает свой крест, она, по существу, тоже жертва: она отдала себя за счастье близких людей.

По мнению Л. В. Карасева, который подробно проанализировал данную сцену, именно образок на шее старухи вносит путаницу в ситуации обмена крестами. Мы попробуем предложить еще ряд уточняющих деталей. Например, многие исследователи сравнивают «находки» Раскольникова в доме Алены Ивановны, в том числе и кресты. Но специфика материала, из которого сделаны «кресты», не учитывается. На шее «старушонки» Раскольников замечает финифтяный образок. Изделие из финифти имеет гладкую блестящую поверхность и переливается на солнце, а это значит, образок должен быть очень заметен, бросаться в глаза («слепить» их). Далее в сцене с Соней происходит еще одна подмена – в тот момент, когда Соня достает из ящика кипарисный и медный кресты, Раскольников замечает, что видел подобных два креста на шее старухи, серебряный и образок.

Тема подлога, обмана, путаницы продолжит развиваться в романе «Преступление и наказание» в связи с другими материальными предметами. В этот ряд можно включить колокольчик над дверями Алены Ивановны, который сделан из меди, а издает жестяной звук. Желание выдать одно за другое (более дешевое за дорогое) обнаружится и в романе «Идиот».

В этом тексте мы вновь сталкиваемся со сценами обмена крестами. Об одной из них мы узнаем через рассказ князя Мышкина, читатель ее визуально не «наблюдает», как и тот обмен крестами, который происходит между Соней и Лизаветой в «Преступлении и наказании». Второй обмен происходит в доме Рогожина, между Парфеном и Львом Николаевичем. Но прежде чем остановиться на этом эпизоде подробнее, необходимо вспомнить судьбу креста, связанную с первым обменом, происходящим за страницами текста.

Мышкин рассказывает Рогожину, что крест на «голубой ленточке» он купил у пьяного солдата, которому было нужно хоть как-нибудь достать деньги на выпивку. Встреча с пьяным происходит тогда, когда князь пытается «узнать Россию», путешествует по стране. Это время «выпадает» из текста романа: то, где бывал герой, чем он занимался, остается практически не известным.

Как видим, в этом тексте рассказана не просто история обмена крестами, но и история самого появления креста. Перед тем, как обменяться крестами, Парфен требует от Мышкина показать его. Получается, что одного словесного представления становится недостаточно, необходимо увидеть крест. Таким образом, словесное описание сопровождает визуальное действие, и в то же время визуальному предшествует словесное. Эта одна их главных особенностей мышления князя Мышкина.

Итак, крест, купленный Мышкиным, – это последнее оставшееся у солдата, имеющее ценность, пусть даже обманную, ведь он оловянный крест выдает за серебряный. Кроме того, этот факт важен для нас и в том смысле, что мы узнаем о нем через рассказ князя, иначе говоря, сам акт купли-продажи не представлен. Именно этот крест, «оловянный», «большого размера», «осьмиконечный, «полного византийского рисунка», крест пьяного «христопродавца» берет себе Рогожин, отдавая князю свой «золотой». Крест в данном случае выступает как знак судьбы отдельного человеческого существа (поменяться крестами – поменяться судьбами). Таким образом, Парфен берет на себя крест солдата. В результате князь становится хозяином рогожинского креста. И действительно, Настасья Филипповна чуть не выходит замуж за Льва Николаевича Мышкина, а Парфен дважды берет в руки нож: покушается на жизнь князя и в конце убивает Настасью Филипповну.

В текстах писателя ту же самую функцию, что и крест, выполняет нательный образок. В пятом романе Пятикнижия «Братья Карамазовы» госпожа Хохлакова дает серебряный образок старшему сыну Федора Павловича Карамазова. Это происходит тогда, когда Дмитрию необходимы три тысячи рублей. Действительно, дом госпожи Хохлаковой – последнее место, в котором Дмитрий мог достать нужные ему деньги. С другой стороны, это – конечная точка на пути возможного преступления. Интересно отметить время прихода Дмитрия – семь с половиной часов, в «Преступлении и наказании» в этот роковой час Раскольников возьмется за колокольчик перед дверью старухи.

Для Дмитрия деньги госпожи Хохлаковой – спасение в его отчаянии. Она же предлагает ему другое: по мнению хозяйки, спасение Дмитрия – золотые прииски, она направляет его на новый путь, желает ему начать новую жизнь. Перед нами разворачивается сцена, в которой герои не понимают друг друга. Ключевой момент – появившиеся из многочисленных ящичков бюро образок из Киева от мощей Варвары-великомученицы
[Христианство: энциклопедический словарь].

В христианской энциклопедии говорится, что в храме Варвары в Константинополе спасались как в убежище обличенные в преступлениях и подлежавшие каре закона. Этим фактом может быть объяснено народное представление о том, что святой Варваре от Бога дана благодать спасать от внезапной насильственной смерти.

Госпожа Хохлакова надевает его на Дмитрия, благословляя на новую жизнь. На груди у Дмитрия находится и другой предмет: зашитые в ладонку полторы тысячи. Примечательно, что ладонку Дмитрий сорвет с себя в тот же день, в который наденет образ. Так образ Варвары-великомученицы ведет Дмитрия к спасению, как и обещала госпожа Хохлакова, отдавая его. Спасение старшего Карамазова оказывается в чистой от греха, с любимой женщиной, жизнью на каторге.

Таким образом, ситуации обмена крестами в Пятикнижии Ф. М. Достоевского занимают особое место в сюжетных линиях каждого из романов и в жизни героев. Надетый крест или образ – это принятие своей участи, примирение с судьбой (Раскольников берет крест перед признанием в конторе, Рогожин братается с Мышкиным перед покушением, Дмитрий Карамазов – перед тем, как пойти к дому своего отца). После совершения акта крестования герои романов решаются сделать важный шаг в своей жизни. В романах «Идиот» и «Братья Карамазовы» этим шагом становится возможное преступление, но в обоих случаях его не происходит. Случай или, по мнению Дмитрия Карамазова, Бог не дает совершить задуманное.

5. Есаулов И. А. Пасхальность русской словесности [Текст] / И. А. Есаулов. – М.: Кругъ, 2004. – 559 с.

6. Карасев Л. В. О символах Достоевского [Текст] / Л. В. Карасев // Вопросы литературы. – М., 1994. – № 10. – С. 90-111.

7. Христианство: энциклопедический словарь: в 3 т. [Текст] / ред. кол.: С. С. Аверинцев (гл. ред.) и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993 – 1995.

Источник

«Крестовые» образы как основа визуального ряда романов Ф. М. Достоевского

какое значение имеет упоминание о кресте в романе преступление и наказание

Рубрика: 1. Общие вопросы литературоведения. Теория литературы

Статья просмотрена: 2135 раз

Библиографическое описание:

Флегентова, Т. Н. «Крестовые» образы как основа визуального ряда романов Ф. М. Достоевского / Т. Н. Флегентова. — Текст : непосредственный // Современная филология : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, январь 2013 г.). — Уфа : Лето, 2013. — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/78/3109/ (дата обращения: 30.10.2021).

Крест и Евангелие нередко появляются на страницах романов Ф. М. Достоевского. Так, в первом романе Пятикнижия «Преступление и наказание» в маленькой комнате Сони Мармеладовой Раскольников «заметит» особую Книгу: «Он каждый раз, проходя взад и вперед, замечал ее; теперь же взял и посмотрел. Это был Новый завет в русском переводе. Книга была старая, подержанная, в кожаном переплете» [1, 248]. На религиозных изданиях, как правило, всегда изображен крест, что особым образом атрибутирует священные тексты. В указанном эпизоде «крест» как будто выпадает из видения героя, что побуждает его опять обращаться к более предметной визуализации (взять в руки и увидеть). Интересно, что при всех дополнительных уточнениях, касающихся обложки книги, главная деталь – крест – отсутствует. Странность видения героя подчеркивается тем, что взгляд героя неоднократно концентрируется на книге (как предмете вещного мира), но не проникает в ее сущность (Раскольников, пришедший сказать новое слово, тем самым отвергает новозаветную идею). Взгляд Раскольникова буквально «выхватывает» книгу как предмет в комнате Мармеладовой. Эту особенность зрения героя подмечает Р. Андерсон, определяя ее как «гипертрофированную реакцию Раскольникова на пространственные объекты и формы внешнего мира» [2, 90], которая происходит тогда, когда он вынужден отвергнуть общепринятые традиции и моральные нормы.

В такие моменты времени внимание Родиона Романовича притягивают, например, выпуклость под обоями, шарманка, распятие, пятно крови. Выдвижение на первый план подобных визуальных деталей, по мнению исследователя, представляет собой нечто большее, чем простое обращение к знакомым в культурном отношении религиозным символам. Такая сиюминутная одержимость неожиданным объектом приоткрывает читателю дорогу в подсознательный мир героя, к его интеллектуальной деятельности.

Одержимость Раскольникова в данной сцене проявляется, на наш взгляд, и в его непременном, несдерживаемом желании найти нужное ему место в книге. Это становится явным через его поведение в этом эпизоде, в нетерпении и раздражительности, которые он проявляет по отношении к своей собеседнице. Таким образом, можно говорить о том, что для романа Достоевского крест и Евангелие являются устойчивым сочетанием, однако для каждого героя эта «композиция» наполнена различными смыслами. Для Сони, которая хранит в комнате Новый Завет, этот сакральный текст – то единственное, что удерживает ее, помогает, спасает тем, что дает надежду не отчаиваться, жить, в нем она находит свое утешение. Для Раскольникова – то, с чем он борется и в то же время, что не может преодолеть в самом себе.

Тема креста, крестного страдания, выбранного пути накрепко «перевязана» с темой перекрестка, на который выходят герои Достоевского.

В романах Достоевского главные персонажи некоторую часть своего времени проводят в прогулках, имеющих определенный характер. Это не приятное времяпрепровождение, а долгие блуждания по городу, как правило, бесцельные, отличительной чертой которых является особенная погруженность героев в свой внутренний мир, перерастающей в диалоги с самим собой. Тогда все уличные происшествия, случайные встречи, внезапно услышанные от незнакомых людей слова разгадываются в мистическом плане, как знаки судьбы, направляющей и указывающей дальнейший путь.

Определяя семантику движения в романах Достоевского, Р. Г. Назиров отмечает, что оно представляет собой искание, герой вверяется своей интуиции и просит помощи у неведомой силы, которая управляет жизнью [3]. В контексте этого можно осмыслить перекресток как ситуацию выбора, необходимость принятия того или иного решения.

Особый интерес для героев представляют архитектурные сооружения, построенные по модели креста. Также примечательны и места, содержащие крестовые названия. Известно, что крест лежит в основании архитектурных сооружений и, прежде всего, святилищ, различных сакральных построек и храмов, которые выступают как эпицентр духовной жизни общества, это место соединения небесного с земным. Так, в романе «Преступление и наказание» Раскольников в одной из своих внезапных прогулок засыпает и «в эту-то ночь, перед утром, он и проснулся в кустах, на Крестовском острове», «весь издрогнувший, в лихорадке» [1, 337]. Эти острова неоднократно упоминаются в тексте.

Упоминание о тюрьме «Кресты» в романе «Преступление и наказание» также нельзя назвать случайным, имея в виду содеянное Раскольниковым. Из истории этой постройки интересны следующие факты.

Известно, что существующая в настоящее время тюрьма была построена в 1884–1892 гг. по проекту архитектора А. О. Томишко. Ее комплекс включал два пятиэтажных одинаковых крестообразных корпуса, в которых было 960 камер, рассчитанных на 1150 человек. В одном из корпусов на верхнем этаже изначально находилась пятиглавая церковь Святого Александра Невского. Архитектурное решение построек послужило для наименования тюрьмы – Кресты, в которых содержались уголовные преступники, а также политические, приговоренные к одиночному заключению.

Крест – центр визуальной цепочки романа Ф. М. Достоевского. Способность героев-визионеров выделять онтологически значимые детали (крест и Евангелие) и творчески осмысливать реальное пространство (перекресток, Кресты – тюремное заведение), находясь в состоянии эмоционального возбуждения, включает крест в число направляющих знаков судьбы героев (например, князю Мышкину – «Идиот», Аркадию Долгорукому – «Подросток»). Визуальный способ репрезентации действительности предполагает детализированное изображение и определение местонахождения «отдельных предметов в зрительно мыслимом пространстве» [5, 37]. «Зрительный опыт» героя накладывает отпечаток на механизмы восприятия изображенной действительности другими героями.

Созданный визуальный образ предполагает последующее узнавание. Таким образом, можно говорить о так называемой визуальной данности, которая является точкой отсчета для личного визионерского творческого акта.

Достоевский, Ф. М. Собрание сочинений [Текст] : в 30 т. Т. 6 Преступление и наказание / Фёдор Михайлович Достоевский. –Л. : Наука, 1973. – 423 с.

Андерсон, Р. О визуальной композиции «Преступления и наказания» [Текст] / Р. Андерсон // Достоевский. Материалы и исследования. – СПб. : Наука, 1994. – Т.11. – С. 81–89.

Назиров, Р. Г. Творческие принципы Ф. М. Достоевского [Текст] / Р. Г. Назиров. – Саратов : Изд-во Саратовского гос. ун-та, 1982. – 160 с.

Поэтика: словарь литературных терминов и понятий [Текст] /Под ред. Н. Д. Тамарченко. – М. : Изд-во Кулагиной, 2008. – 358 с.

Источник

Символика древа и креста в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Каждое произведение Достоевского являет собой удивительный мир, где каждая мелочь и каждая деталь имеет особое значение, несет в себе глубокий смысл. На страницах романа читатель неоднократно сталкивается с теми или иными символами. Важную роль в «Преступлении и наказании» писатель отдает числам.

С давних пор человек обращался к числам с целью передать сведения или обозначить нравственные явления и понятия. Например, число «три», как равно и «тридцать три» всегда имело большое значение в христианской среде. В частности, Святая Троица символизирует Бога, число 33 означает возраст Христа, а воскресение произошло через три дня после казни. Таким образом, именно с этими числами Достоевский связывает божественные проявления в нашей обыденной реальности.

В «Преступлении и наказании» мы видим, что перед тем, как решиться на убийство старухи, Раскольников мучается три дня. К процентщице он приходил три раза. Число «три» встречается, когда Соня жертвует отцу 30 копеек, и в тот момент Мармеладов чувствует себя предателем Иудой. Здесь не зря проводится параллель с библейской историей. Именно за такую сумму Иуда предал Иисуса Христа.

Интересно, что у Достоевского был собственный экземпляр Евангелия, в котором он отмечал важные с точки зрения философского понимания жизни моменты, в том числе евангельские числа. Помимо божественной сущности этих символов, в них также присутствует и другой смысл – предупреждение о надвигающемся несчастии. Именно поэтому главный герой «Преступления и наказания» оставляет у старухи залог три раза.

Несколько раз в романе упоминается число «одиннадцать», также наделенное библейским значением. В одиннадцать часов Раскольников покидает дом Мармеладовых. Согласно евангельской притче хозяин нанял нескольких работников, первый из которых пришел в третьем часу, второй в шестом, третий в девятом и четвертый в одиннадцатом. Расплатился же с ними хозяин в обратном порядке: первым работником в тот момент оказался последний из всех, тот, что пришел позже остальных. В этом и заключается божественная справедливость. Таким образом, по мнению автора, герой, появившийся в доме последним (в одиннадцатом часу), имеет возможность раскаяться, оказаться первым.

Неоднократно и, пожалуй, чаще других в произведении встречается число «семь», следовательно, писатель придает ему особенную значимость и символичность. Во-первых, «Преступление и наказание» состоит из семи частей, во-вторых, первые две части содержат по семь глав. В-третьих, судьбоносные моменты в жизни главного героя совершаются в семь часов.

Теологи разделяют число «семь» на две части – тройку, обозначающую божественное начало, и четверку, символизирующую миропорядок. Таким образом, данный символ являет собой единение Бога и человека.

Целью числового символизма, к которому так часто прибегает Достоевский, является придание особой значимости и глубины происходящим событиям. Это, в свою очередь, позволяет автору как можно лучше раскрывать личность человека, его душу, которая всегда, — писатель искренне в это верил – стремится быть как можно ближе к Богу.

Источник

Символика древа и креста в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

История происхождения и сущность христианских знаков древа и креста в мировой литературе. Библейская структура романа «Преступление и наказание». Особенности образа древа в произведении. Крест как символ жизненных страданий, спасения и воскресения.

Лестница была темная и узкая, «черная», но он все уже это знал и изучил, и ему вся эта обстановка нравилась: в такой темноте даже и любопытный взгляд был неопасен [15, 5].

Таким образом, символ древа, хотя и присутствует в романе «Преступление и наказание», тем не менее, выражен не ярко. Из дерева сделаны предметы мебели, описываемые в романе, также встречаются деревянные лестницы, доски, бревна. Древо как символ ассоциируется в романе с символом Креста.

В романе «Преступление и наказание» важнейшим символом и связующим элементом сюжета, композиции и отдельных сюжетных линий выступает крест.

Впервые в тексте слово «крест» слышится из уст пьяного Мармеладова в распивочной.

В данном отрывке слово «крест» употреблено в составе фразеологизма распять на кресте и имеет значение наказать, причём, строго.

Своим витиеватым языком, не теряя христианской логики и верности даже в состоянии сильного опьянения, он рассказывает о грядущем пришествии Христа и Его милостивом суде. Мармеладов надеется на спасение через страдание. Растерявшийся в жизни, по своей слабости к алкоголю убегающий от креста, когда-то добровольно на себя взятого, он тверд в Символе веры, думает о вечном и надеется не на силу воли, но на новые страдания и милость Спасителя.

Понять трагизм и реализм этой ужасной сцены можно только через раскрытие значения креста для русского человека, погибающего в социальном и физическом смысле, но все же осознающего себя христианином и не теряющего надежду на милость Судии.

Читая письмо матери, Родион Раскольников сразу узнает и выделяет крест, который готовится нести ради ближних своих его сестра Дуня. Мать не говорит о жертвенности сестры, не употребляет слова «крест», напротив старается описать ситуацию как наиболее выгодную для них всех, удобную, спасительную в житейском смысле этого слова, но Родион все мгновенно понял: «Нет, Дунечка, все вижу и знаю, о чем ты… всю ночь продумала, ходя по комнате, и о чем молилась перед Казанскою Божией Матерью, которая у мамаши в спальне стоит. На Голгофу-то тяжело всходить» [15, 112].

Во время убийства старухи-процентщицы появляется, на первый взгляд, незначительная деталь, над которой вначале Родион даже не задумывается: «На шнурке были два креста, кипарисный и медный, и, кроме того, финифтяный образок; и тут же вместе с ними висел небольшой замшевый засаленный кошелёк с стальным ободком и колечком. Кошелёк был очень туго набит; Раскольников сунул его в карман не осматривая, кресты сбросил старухе на грудь…» [15, 113].

Он сначала не понял вопроса.

Как видим, в данном отрывке слово «крест» употреблено 4 раза, но каждое имеет разное символическое значение. Первую фразу можно понять двояко: во-первых, в составе фразеологизма «есть на тебе крест», т.е. есть ли у тебя совесть; во-вторых, носит ли человек на себе крест, т.е. в прямом значении этого слова. Достоевский не случайно использует в данной фразе двусмысленность, этим он заставляет читателя задуматься о душевных переживаниях и Сони, и Раскольникова.

И вот наступила эта минута. Решившись идти в участок с признанием в преступлении, Раскольников приходит к Соне:

«…Я за твоими крестами, Соня. Сама же ты меня на перекрёсток посылала; что ж теперь, как дошло до дела, и струсила? Ну, что же, где кресты?

Соня молча вынула из ящика два креста, кипарисный и медный, перекрестилась сама, перекрестила его и надела ему на грудь кипарисный крестик.

Таким образом, своим поступком Соня дает Раскольникову понять, что только обращение к Богу спасет его.

Только после болезни Раскольников берёт в руки Евангелие, то есть через страдание приходит к вере. «Любовь воскресила их» говорит Достоевский, именно вера в Бога не дала погибнуть Сониной душе, которая и спасла Раскольникова [10, 17].

«Перекресток» также имел продолжение в жизни Раскольникова. Родион попытался выполнить то, о чем просила его Соня, правда, народ не понял его покаяния. Однако это нужно было не народу, а ему самому, Родиону, христианину и преступнику.

Обмен крестами происходит между Раскольниковым и Соней, выступающей в качестве церковного «деятеля», обращающего неверующего на христианский путь.

— символ веры в чудо;

— символ надежды на спасение;

Необходимость веры в Бога, в светлые идеалы является главной мыслью романа и причиной, по которой писатель вводит в ткань произведения символ древа в качестве ассоциации к слову Крест и само слово Крест, т.е. герой романа несёт свой крест, страдает и приходит к раскаянию.

древо крест библейский

Особенность символа состоит в том, что ни в одной из ситуаций, в которых он используется, он не может быть истолкован однозначно. Даже у одного и того же автора в одном произведении символ может иметь неограниченное количество значений. Примером произведения от заглавия до эпилога, построенного на символах, может служить роман «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского.

Богословие символа «крест» предполагает возможность выражения его в виде слова, знака, предмета и жеста. В творчестве Ф.М. Достоевского кресту как главному символу в области христианской символики отводится особая роль.

Ситуации обмена крестами как центральный эпизод символического плана романов представляют собой ключевые сцены, в которых крест представлен не только в визуальной, но и в материальной данности. Обмен крестами налагает на героев особую ответственность за жизнь другого человека, что проявляется в принятии решения о несении чужого креста как своего собственного.

2. Амелин Г.Г., Пильщиков И.А. Новый завет в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского // Логос. 2012. №3. С. 36-39.

4. Ахшарумов А.Д. «Преступление и наказание», роман Ф.М. Достоевского // Литература. 2002. № 44. С. 15-22.

5. Бахтин М.М. Проблема поэтики Достоевского. М.: СПБИ, 1972. 122 с.

6. Белик А.П. Художественные образы Достоевского. М.: Просвещение, 1974. 88 с.

7. Белов С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий. М.: Искра, 1985. 68 с.

8. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. М.: АСТ, 1994. 112 с.

9. Бородина А.В. О воспитывающем потенциале романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»// Литература в школе. 2008. № 7. С. 15-18.

10. Бражников И. Внутри и снаружи. Истинный миропорядок в романе «Преступление и наказание» // Правое слово. 2004. 30 января. С. 18-22.

11. Гроссман Л.П. Поэтика Достоевского. М.: Лид, 1924. 98 с.

13. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: современная версия. М.: Эксмо, 2010. 688 с.

14. Дмитриева Л. Символика цвета в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» // Литература. 2001. №8. С. 60-64.

15. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. М.: Правда, 1978. 463 с.

16. Есаулов И.А. Пасхальность русской словесности. М.: Кругъ, 2004. 559 с.

17. Карасев Л.В. О символах Достоевского // Вопросы литературы. 1994. № 10. С. 90-111.

18. Караулов Ю.Н. Словарь языка Достоевского. Лексический строй идиолекта. М.: Инфра, 2001. 88 с.

20. Касаткина Т.А. К истории создания романа «Преступление и наказание» // Литература в школе. 2001. № 5. С. 13-15.

21. Керлот Х.Э. Словарь символов. М.: Эксмо, 2004. 322 с.

22. Кожинов В. «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. В кн.: Три шедевра русской классики. М.: Просвещение, 1971. 210 с.

23. Кулешов В.И. Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского: Очерк. 2-е изд. М.: Дет. Лит., 1984. 192 с.

24. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: НПО СК, 1995. 112 с.

28. Никиточкина М.А. От постижения смысла слова к постижению смысла произведения. Роман Достоевского «Преступление и наказание» // Литература в школе. 2011. № 2. С. 29-31.

29. Одиноков В.Г. Типология образов в художественной системе Достоевского. Новосибирск: Русич, 1979. 98 с.

30. Одиноков В.Г. Религиозно-этические проблемы в творчестве Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого // Русская литература и религия. Новосибирск: Русич, 1997. 48 с.

31. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ООО «ИТИ Технологии», 2006. 512 с.

32. Осипов А.И. Достоевский и христианство // Православная беседа. 1995. № 4. С. 28-34.

34. Прокурова Н.С. «Человек заслуживает свое счастье и всегда страданием»: к истории создания романа «Преступление и наказание» // Литература в школе. 2011. №5. С. 13-15.

35. Пуговкина М. Ключи к Достоевскому: Материалы к урокам по «Преступлению и наказанию» // Информационный сайт Учительской газеты

36. Розанов В.В. Реминисценция и парафраза в «Преступлении и наказании» // Русская классическая литература: сравнительно-исторический подход. Исследования разных лет: Сборник статей. Уфа: РИО БашГУ, 2005. С. 71-78.

37. Ружицкий И.В. О словаре языка Достоевского // Известия Юго-западного государственного университета. Серия Лингвистика и педагогика. 2012. № 2. С. 48-56.

40. Степун Ф. Миросозерцание Достоевского // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов. М.: Инфра-М, 1990. 144 с.

43. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. Т. 2. СПб.: Питер, 1996. 616 с.

44. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М.: КРОН-ПРЕСС, 2009. 152 с.

45. Христианство: энциклопедический словарь: в 3 т. / ред. кол.: С.С. Аверинцев (гл. ред.) и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993- 1995. 1124 с.

47. Чудаков А.П. Предметный мир Достоевского // Достоевский: материалы и исследования. Л.: Наука, 1980. 78 с.

Методическая разработка урока литературы (10 класс) по теме «Символика в произведении Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

— научить определять роль системы изобразительно-выразительных средств в их единстве;

— развитие речевой деятельности учащихся при литературоведческом анализе произведения;

I. Сообщение темы урока, цели, задач.

II. Вступительное слово учителя.

Вопрос: С чего начинается роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»? (С описания каморки Родиона Раскольникова, зачитать текст).

(На портретную характеристику героя. Здесь проявляется мастерство реалистической детали в изображении вещного мира и создании портретной характеристики).

III.Словарная работа (запись на доске).

— Как вы думаете, ребята, деталь может выступать в качестве чего-нибудь другого в художественном произведении? (Да, как символическая деталь).

— Давайте попытаемся выявить символическое значение деталей в романе.

IV. Работа с текстом.

Роковой визит Раскольникова, нести больше нечего, все уже отдано…

(Устройство третьего заклада: деревянная дощечка, чтобы сойти за серебряную папиросочницу, утяжеляется железной пластинкой, оборачивается белой бумагой и перевязывается шнурком со множеством узлов).

И приходит к дому Алены Ивановны (Рис.3).

— Что он напоминает? Как это связано с биографией Ф.М. Достоевского?

(Крест, голубец, что символизирует оберег.)

— Почему все обереги не работают?

(Принеся третий заклад Алене Ивановне, Раскольников трижды звонит у ее дверей в медный колокольчик. Однако медный колокольчик не выполняет своей сберегающей функции, не защищает старуху от смерти и не уберегает Раскольникова от преступления. Почему? Агрессивному и беспощадному железу медь противостоит как металл мягкий, защищающий, сострадающий. В сочетании с храмовым смыслом (колокол, церковная утварь) роль меди у Достоевского выходит несомненно благой. Особенно важен здесь смысл церковного колокола. Где колокол, там и звонарь. В действиях Раскольникова звучит настойчивое желание поведать миру о своем преступлении. Тема раскалывания возникает и здесь: Раскольников звенит в колокольчик так, как будто собирается его расколоть («…в колокольчик стал звонить, мало не оборвал»).

— Почему не спасают старуху висящие у нее на груди кресты?

Г) Образ Алены Ивановны как олицетворение скупости.

Д) В романе каждый платит за свой грех.

— Елизавета невинная убивала не родившихся младенцев (была постоянно беременна);

— сундук обит внутри алым; кровь смывает Раскольников бельем, на веревке висит белое полотно;

Е) Сообщения учащихся.

1. Значение имен и фамилий в раскрытии образа главного героя.

Раскольников (от слова «раскол»), что означает «раздвоение», другое связано со словом «раскольничество», то есть это одержимость одной мыслью, идеей.

Вывод: Фамилия героя свидетельствует о глубоком расколе, происходящем в душе бывшего бедного студента Раскольникова. « Характеризуют горячая любовь к людям, стремление помочь всем страждущим и совершенно дикий фанатизм в отстаивании своей античеловеческой идеи». В Раскольникове все время разум борется с чувством, в его душе идет раскол между гуманной целью (спасение человечества) и безнравственными средствами (убийство «твари дрожащей»).

3.Символика чисел (7, 13) и слова «вдруг» в произведении Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

7 часов; 17 глав; 13 ступенек; 560 раз в романе встречается слово «вдруг».

— Какими художественными средствами писатель достигает глубины в раскрытии психологии своих героев?

(Пейзаж, художественная деталь, символы, персонажи, портретная характеристика…)

Вывод: Каждый персонаж, вплоть до случайных прохожих, вплоть до забитой насмерть лошади из сна Раскольникова, отражает частичку его личности. Каждое лицо как символ некоторой жизненной установки и идеологической позиции, как символ определенного жизненного решения, идеологических вопросов, которые его мучают.

— Закончите фразу: « Стараясь разгадать загадки слова в тексте, мы находим путь не только к постижению тайны авторского замысла, но и к истокам нашей культуры и духовности». (А.Д. Дейкина)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *