какое значение имеет самообразование кратко

Самообразование — форма обучения для тех, кому жалко тратить время на школу

Рассказываем, что такое самообразование с точки зрения закона, как старшекласснику перейти на него и каковы плюсы и минусы такого обучения.

какое значение имеет самообразование кратко

Что такое самообразование

В широком смысле слова самообразование — приобретение знаний самостоятельно. Когда мы учимся чему-то новому своими силами, мы занимаемся самообразованием.

Юридически самообразование — отдельная форма обучения. В России получать образование можно:

В школах дети учатся очно, очно-заочно или заочно.

Вне школ обучение может проходить в форме семейного образования или самообразования. Фактически это одно и то же, потому что процесс в обоих случаях одинаковый и ответственность лежит на родителях школьника и нём самом. Термин «самообразование» применяется в отношении учеников 10–11 классов.

Самообразование — это форма обучения вне традиционной массовой школы. Перейти на эту форму могут подростки, которым уже исполнилось 15 лет, или те, кто уже получил основное общее образование, то есть окончил девять классов.

Самообразование отличается от обучения в школе тем, что подросток сам несёт ответственность за процесс и результаты. Считается, что к 10–11 классу школьник уже достаточно взрослый, чтобы самостоятельно заниматься учёбой и осознанно выбирать форму обучения. Хотя разрешение родителей всё равно потребуется.

Как перейти на самообразование

Процедура перехода на форму самообразования такая же, как и на семейное обучение:

Пошаговое руководство по переходу на семейное образование и самообразование
Скачивайте себе на компьютер или читайте онлайн!

Как учатся на форме самообразования

Существуют разные способы организации обучения на форме самообразования. Школьник вместе с родителями может выбрать любую программу и построить учебный процесс так, как ему нравится. Можно заниматься самостоятельно по учебникам, посещать репетиторов или смотреть онлайн-курсы.

Форма самообразования позволяет как пройти за год программу сразу нескольких классов, так и двигаться вперёд не торопясь, последовательно.

В выбранной школе прикрепления вам сообщат, какие предметы обязательны для аттестации. Их так или иначе придётся проходить. Остальную программу можно составить по желанию подростка и родителей.

Кому подходит самообразование

Эту форму чаще всего выбирают старшеклассники, которые:

Плюсы и минусы самообразования

Старшеклассники, которые учатся дома, обычно говорят о таких преимуществах:

✅ Не нужно так много времени уделять непрофильным предметам. Вместо этого можно сконцентрироваться на подготовке к ЕГЭ и поступлению в вуз.

✅ Можно заниматься с лучшими преподавателями Москвы и Санкт-Петербурга, даже если живёшь далеко от столиц.

✅ Есть возможность пройти старшие классы ускоренно. Экстернат экономит время и даёт фору.

✅ Учёбу можно совмещать с увлечениями без потери качества знаний.

Минусы

❌ Требует дисциплины и ответственности. Без внутреннего желания и мотивации результата не будет.

В нашем экстернате вам помогут с организацией обучения в форме самообразования.

какое значение имеет самообразование кратко

какое значение имеет самообразование кратко

какое значение имеет самообразование кратко

какое значение имеет самообразование кратко

какое значение имеет самообразование кратко

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

какое значение имеет самообразование краткокакое значение имеет самообразование краткоПопробовать бесплатно

Источник

Век живи — век учись. Часть 5. Самообразование: возьми себя в руки

А вам слабо в свои 25-30-35-40-45 сесть за обучение? Не корпоративное, не оплаченное по тарифу «контора платит», не вынужденное и когда-то недополученное высшее, а самостоятельное? Сесть за свой стол с выбранными вами книгами и учебниками, перед лицом строгого самого себя и освоить то, что вам нужно или так хотелось освоить, что вот уже просто сил нет жить без этих знаний? Это, пожалуй, один из самых сложных интеллектуальных процессов взрослой жизни: мозги скрипят, времени мало, всё отвлекает, да и мотивация не всегда однозначная. Самообразование — важный элемент жизни абсолютно любого профессионала, но оно сопряжено с определёнными трудностями. Давайте разбираться, как лучше организовать этот процесс, чтобы не загнать себя и получить результат.

какое значение имеет самообразование кратко

Это последняя часть цикла «Век живи — век учись»:

Делитесь своим опытом в комментариях — может быть, благодаря стараниям команды RUVDS и читателей Хабра обучение окажется немного осознаннее, правильнее и плодотворнее.

Что такое самообразование?

Самообразование — это самостоятельное мотивированное обучение, в ходе которого вы сосредоточены на получении тех знаний, которые по вашему мнению больше всего нужны вам в данный момент. Мотивация может быть совершенно разной: карьерный рост, новая перспективная работа, желание освоить что-то интересное именно вам, стремление перейти в новую сферу и т.д.

Самообразование возможно на любом этапе жизни: школьник фанатично изучает географию и скупает все книги и карты, студент погружается в изучение программирования микроконтроллеров и наполняет квартиру невероятными DIY-штуками, взрослый человек пытается «войти в IT», ну или наконец выйти из него и стать крутым дизайнером, мультипликатором, фотографом и проч. К счастью, наш мир довольно открыт и самообразование без бумажки может принести не только удовольствие, но и доход.

Для целей нашей статьи мы рассмотрим самообразование взрослого работающего человека — ведь это очень круто: занятые работой, семьёй, друзьями и прочими атрибутами взрослой жизни люди находят время и начинают изучать JavaScript, Python, нейролингвистику, фотографию или теорию вероятностей. Зачем, как, что это даст? А не пора ли и вам засесть за книги (интернет и т.д.)?

Чёрная дыра

Самообразование, начавшись как увлечение, легко перерастает в чёрную дыру и поглощает время, силы, средства, занимает мысли, отвлекает от работы — потому что это мотивированное увлечение. Чтобы избежать этой ситуации, важно договориться с собой и своим образовательным импульсом ещё до начала занятий с самим собой.

Плюсы самообразования

Можно попробовать новые нестандартные методики обучения: совмещать их, тестировать, выбирать наиболее комфортную для себя (чтение, видеолекции, конспекты, обучение часами или интервалами и т.д.). К тому же, вы сможете легко сменить программу обучения, если изменилась технология (например, безжалостно бросить С# и пересесть на Swift). Вы всегда будете актуальны внутри процесса обучения.

Глубина обучения — поскольку нет ограничений временем аудиторной работы и знаниями преподавателя, вы можете изучать материал со всех сторон, останавливаясь на тех моментах, которые вам необходимы. Но будьте осторожны — вы може закопаться в информации и тем самым затормозить весь процесс (а то и бросить).

какое значение имеет самообразование кратко

Самообразование — это недорого или вообще бесплатно. Вы платите за книги (самая дорогая часть), за курсы и лекции, за доступ к определённым ресурсам и т.д. В принципе, обучение можно сделать полностью бесплатным — в Интернете можно найти качественные бесплатные материалы, но без книг процесс потеряет в качестве.

Можно работать с информацией в своём темпе — записывать, рисовать схемы и графики, возвращаться к уже освоенному материалу, чтобы углубить его, уточнить неясные моменты и закрыть пробелы.

Развиваются навыки самодисциплины — вы учитесь организовывать своё рабочее и свободное время, договариваться с коллегами и семьёй. Как ни странно через месяц жёсткого тайм менеджмента наступает момент, когда вы понимаете, что времени-то стало больше.

Минусы самообразования

В российских реалиях самый главный минус — это отношение работодателей, которые требуют подтверждение вашей квалификации: реальные проекты или документы об образовании. Это не значит, что руководство компании плохое и нелояльное — это значит, что оно уже столкнулось с с такими «образованцами», сбежавшими с тренингов про то, как заработать миллион за сутки. Поэтому стоит обзавестись реальными отзывами по проектам (если вы дизайнер, рекламщик, копирайтер и т.д.) либо хорошим пет-проектом на GitHub, который наглядно продемонстрирует ваши навыки разработки. Но лучше всего по итогам самообразовательного процесса пойти на курсы или в вуз и получить сертификат/диплом — увы, пока ему больше веры, чем нашим знаниям.

Ограниченность сфер для самообразования. Их много, очень много, но есть группы специальностей, которые не могут быть освоены самостоятельно для работы, а не «для себя» и своего интереса. К ним относятся все отрасли медицины, автотранспортная и вообще транспортная сфера, как ни странно — продажи, многие рабочие специальности, инженерное дело и т.д. То есть вы можете освоить все учебники, стандарты, методички и т.д., но в момент, когда вы должны будете оказаться готовым к практическим действиям, вы окажетесь беспомощным дилетантом.

Например, вы можете знать всю анатомию, фармакологию, освоить все протоколы лечения, разобраться в методах диагностики, научиться распознавать заболевания, читать анализы и даже подбирать план лечения распространенных патологий, но как только вы, не дай бог, столкнётесь с инсультом у человека, с асцитом, с ТЭЛА — всё, единственное, на что вы будете способны, это мокрыми ручками набрать 03 и отогнать зевак. Вы даже поймёте, что случилось, но не сможете помочь. Если, конечно, вы здравомыслящий человек.

Мало мотивации. Да, самообразование поначалу — самый мотивированный вид обучения, но в дальнейшем ваша мотивация будет продолжать зависеть только от вас и вашего желания, а не от будильника. Это значит, что фактором вашей мотивации станут домашние дела, развлечения, переработки, настроение и т.д. Довольно быстро начинаются перерывы, пропущенные дни и недели, возможно, придётся пару раз начать учиться заново. Чтобы не отступать от намеченного плана, нужны железная воля и самодисциплина.

Трудно сосредоточиться. Вообще степень сосредоточенности сильно зависит от того места, где вы собрались заниматься. Если вы живёте с семьей и они не привыкли уважать ваше пространство и время, считайте, вам не повезло — порывы к обучению быстро съест совесть, которая заставит помогать родителям и играть с детьми. Для кого-то больше подойдёт мой вариант — учиться в офисе после работы, но для этого необходимо отсутствие болтливых сотрудников и разрешение руководства (впрочем, мне из 4-х раз ни разу не пришлось столкнуться с непониманием).

Обязательно организуйте своё рабочее место и время — обстановка должна быть учебной, деловой, ведь по сути это те же самые занятия, но с высоким уровнем доверия к самому себе. Вам же бы не пришло в голову на втором высшем внезапно открыть YouTube или посмотреть очередную часть хорошего сериала?

Самообразование не заканчивается — вас будет преследовать чувство незавершённости, недостаточности информации. С одной стороны, это будет вас стимулировать изучать вопрос ещё глубже и становиться прокачанным специалистом, с другой — может затормозить развитие за счёт сомнений в собственной компетенции.

Совет простой: как только поймёте основы, ищите способы применять знания на практике (стажировки, свои проекты, помощь компании и т.д. — вариантов достаточно). Таким образом, вы сможете оценить практическую ценность всего, что изучаете, поймёте, что востребовано рынком или реальным проектом, а что лишь красивая теория.

какое значение имеет самообразование кратко

Есть у самообразования важный социальный нюанс: вы обучаетесь вне социальной среды и взаимодействие с другими сводится к минимуму, достижения не оцениваются, нет критики и нет поощрений, нет конкуренции. И если в математике и разработке это к лучшему, то в изучении языков «молчание» и изоляция — плохие союзники. К тому же, обучение наедине с самим собой откладывает сроки и снижает шансы заняться работой в той области, которую вы изучаете.

Источники для самообразования

Вообще самообразование может принимать любую форму — можно зубрить материал по вечерам, можно взаимодействовать с ним при первой возможности в каждую свободную минуту, можно ходить на курсы или получать второе высшее образование и непрерывно самостоятельно углублять полученные там знания. Но есть набор, без которого самообразование просто невозможно — что бы ни говорили онлайн-школы, скайп-преподы и коучи.

Книги. Не важно, изучаете вы психологию, анатомию, программирование или агротехнику томатов, книги вам не заменит ничего. Вам понадобятся три типа книг для изучения любой сферы:

Тетрадь, ручка. Пишите конспекты, даже если вы их ненавидите и компьютер ваш друг. Во-первых, вы лучше запомните материал, во-вторых, обратиться к по-своему оформленному материалу гораздо проще и быстрее, чем искать что-то в книге или видео. Старайтесь не просто катать текст как есть, а структурируйте информацию: рисуйте схемы, выработайте значки для списков, систему пометок разделов и проч.

Карандаш, стикеры. Делайте пометки на полях книг и приклеивайте стикеры на нужные страницы, приписывая описание того, почему к этой странице нужно обратиться. Здорово облегчает повторное обращение и улучшает запоминание.

какое значение имеет самообразование кратко

Английский язык. Вы можете не говорить на нём, но читать очень желательно, особенно если вы занимаетесь самообучением в ИТ-сфере. Мне сейчас очень хочется быть патриотом, но очень многие книги написаны гораздо круче, чем российские — в ИТ-сфере, в биржевом и брокерском деле, в экономике и менеджменте, и даже в медицине, биологии и психологии. Если с языком совсем беда, ищите хороший перевод — как правило, это книги крупных издательств. Оригиналы можно покупать в электронном и печатном виде на Amazon.

Лекции в интернете — их много на сайтах университетов, на YouTube, в профильных группах в социальных сетях и т.д. Выбирайте, слушайте, конспектируйте, советуйте другим — выбрать адекватный курс очень сложно!

Если речь идёт о программировании, то ваши верные помощники это Хабр, Medium, Тостер, Stack Overflow, GitHub, а также различные проекты для обучения именно написанию кода типа Codecademy, freeCodeCamp, Udemy и проч.

Периодика — старайтесь находить в сети и читать профильные журналы, чтобы знать, чем живёт ваша отрасль, какие люди являются её лидерами (как правило, именно они пишут статьи).

Для самых упоротых упёртых есть ещё одна суперсила — свободное посещение вузовских занятий. Вы договариваетесь с нужным вам факультетом и спокойно сидите слушаете лекции, которые вам необходимы или интересны. Если честно, первый раз подойти страшновато, отрепетируйте свою мотивацию дома, но отказывают крайне редко. Но это требует большого количества свободного времени.

Общая схема самообразования

В нашем цикле уже не раз говорилось, что статьи довольно субъективные и автор не претендует быть истиной в последней инстанции. Поэтому поделюсь своей рабочей проверенной схемой работы над новой информацией для целей самообразования.

Составить учебный план — с помощью базового учебника(-ов) составить план и примерное расписание необходимых вам предметов. Дело в том, что иногда не удаётся обойтись одной дисциплиной, приходится сочетать 2 или 3, в параллели больше понимаешь их связность и логику взаимодействия.

Подобрать учебные материалы и записать их в план: книги, сайты, видео, периодику.

Перестать заниматься подготовкой примерно на неделю — очень важный период, за который у вас в голове укладывается полученная во время составления плана информация, в ходе пассивного мышления возникают новые идеи и потребности для целей обучения, таким образом, появляется когнитивная и мотивационная основа.

Начать самообучение по удобному графику — заниматься в установленное время и стараться не пропускать «самозанятия». Привычка, как правильно пишут в литературе, формируется за 21 день. Однако если у вас реальный перегруз на работе, простуда, проблемы, отложите учёбу на несколько дней — в стрессовой ситуации материал усваивается хуже, а фон нервозности и раздражения может закрепиться как ассоциация к процессу обучения.

Комбинировать материалы — не работайте с книгами, видео и другими средствами последовательно, работайте параллельно, закрепляйте одно другим, находите пересечения и общую логику. Это облегчит запоминание, сократит время на освоение и быстро покажет, где именно у вас пробелы и наиболее продвинутые успехи.

Конспектировать — обязательно составлять конспекты и пролистывать их по окончании работы над каждой частью материала.

Повторять пройденное — прокручивать в голове, сопоставлять и увязывать с новым материалом, пробовать на практике, если она есть (писать код, писать текст и т.д.).

Кстати, о практике. Это очень щепетильный вопрос для тех, кто взялся самообучаться не забавы ради, а работы для. Вы должны понимать, что, получая самообразование в новой сфере, которая не связана с вашей работой, но связана с мечтой или желанием сменить работу, вы становитесь не тем, кем читаете эту статью, а обычным джуниором, практически стажёром. И если вы реально хотите менять работу, то помните, что вы потеряете в деньгах и фактически начнёте с начала — для этого у вас должен быть ресурс. Но раз твёрдо решили — ищите работу по новому профилю как можно раньше, чтобы учиться и практиковаться. И знаете, что? Вас с удовольствием возьмут и даже не на самую низкую заработную плату, потому что у вас за плечами уже есть коммерческий опыт и те самые soft skills. Однако не забывайте — это риск.

А вообще самообразование должно быть постоянным — большими блоками или микрокурсами, потому что только так вы сможете стать глубоким профессионалом, а не просто офисным планктоном. Информация идёт вперёд, не отставайте.

Какой у вас опыт самообразования, какие советы вы можете дать хабровчанам?

Источник

Какое значение имеет самообразование?

какое значение имеет самообразование кратко

Самообразование во все времена считалось двигателем прогресса. Как личностного, так и общественного. Каково значение имеет самообразование для человека Вы узнаете из этой статьи.

Какое значение имеет самообразование?

Что такое самообразование?

Самообразование – это овладение знаниями на высоком уровне по инициативе самой личности в области предмета занятий, установления продолжительности и времени проведения занятий, объема и источников познания, а также выбора формы удовлетворения познавательных интересов и потребностей.

Самообразование помогает человеку сформировать свое особое мировоззрение, а в дальнейшем и саму личность. Оно помогает лучшим образом воспринимать окружающий мир. Образованному человеку легче вступать в контакт с людьми и общаться с ними на любые темы, не чувствуя дискомфорта.

Постоянное самообразование – это тот важный определяющий актив в жизни современного человека, который поможет ему не отстать от «машины современности». Наиболее характерной чертой профессиональной деятельности является подвижность, которая связанна с изменением информационных ресурсов и технологий. Человек осознает, что прежние профессиональные навыки и умения быстро устаревают, на смену и требуются другие методы и формы работы, знаний. Чтобы преуспевать за данными процессами, для человека возникает жизненноважная необходимость постоянно учиться.

Есть 4 вида самообразования:

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали какое значение имеет самообразование.

Источник

Какое значение имеет самообразование?

Самообразование во все времена считалось двигателем прогресса. Как личностного, так и общественного. Каково значение имеет самообразование для человека Вы узнаете из этой статьи.

Какое значение имеет самообразование?

Что такое самообразование?

Самообразование – это овладение знаниями на высоком уровне по инициативе самой личности в области предмета занятий, установления продолжительности и времени проведения занятий, объема и источников познания, а также выбора формы удовлетворения познавательных интересов и потребностей.

Самообразование помогает человеку сформировать свое особое мировоззрение, а в дальнейшем и саму личность. Оно помогает лучшим образом воспринимать окружающий мир. Образованному человеку легче вступать в контакт с людьми и общаться с ними на любые темы, не чувствуя дискомфорта.

Постоянное самообразование – это тот важный определяющий актив в жизни современного человека, который поможет ему не отстать от «машины современности». Наиболее характерной чертой профессиональной деятельности является подвижность, которая связанна с изменением информационных ресурсов и технологий. Человек осознает, что прежние профессиональные навыки и умения быстро устаревают, на смену и требуются другие методы и формы работы, знаний. Чтобы преуспевать за данными процессами, для человека возникает жизненноважная необходимость постоянно учиться.

Есть 4 вида самообразования:

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали какое значение имеет самообразование.

Источник

Самообразование

Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования.
Николай Александрович Рубакин

С тем, что образование играет достаточно важную роль в нашей жизни, вроде бы согласны все. У нас может быть разное мнение относительно того, каким именно должно быть образование, как в плане преследуемых им целей, так и в плане тех методов, с помощью которых они достигаются, но при этом мы все согласны с тем, что оно нам необходимо. Без знаний, навыков и умений, в этой жизни очень сложно обойтись. Однако по поводу самообразования мнение у людей уже не такое однозначное, кто-то видит в нем необходимость, а кто-то нет. Интуитивно мы все конечно понимаем, что самообразование нам необходимо, что самому себя учить чему-то новому нужно, что это правильно и полезно. Но при этом, довольно-таки немалое число людей, судя по их образу жизни, полагают, что без самообразования они вполне могут обойтись. Но давайте задумаемся, а что вообще такое самообразование? И действительно ли без него можно обойтись?

Самообразование – это приобретение человеком нужных ему с его точки зрения знаний, навыков и умений посредством самостоятельных занятий вне какого бы то ни было учебного заведения и без помощи преподавателя, учителя. Хотя на мой взгляд, наличие учителя при самообразовании вполне допустимо. Я считаю, что главное, чтобы человек сам захотел чему-то научиться, что-то освоить, что-то узнать. А уж как он это будет делать, с помощью чего или кого – это не так важно. В любом случае, инициатива в этом деле должна исходить от самого человека – он должен хотеть учиться, используя для этого все доступные ему возможности.

Вообще, если более глубоко взглянуть на процесс самообразования, то в нем можно много всего интересного обнаружить, что имеет отношение к человеческим качествам, возможностям, желаниям и потребностям. Вот обо всем этом мы с вами и поговорим в данной статье. После ее прочтения вы, дорогие друзья, узнаете о самообразовании все самое важное, что вам, с моей точки зрения, нужно о нем знать, чтобы начать заниматься им и делать это правильно.

Итак, давайте еще раз задумаемся над тем, действительно ли можно обойтись без самообразования в этой жизни, как полагают некоторые люди? Обойтись-то конечно можно, — в этой жизни вообще без многого можно обойтись, если захотеть. Вопрос только в том, какой она будет, эта ваша жизнь, если вы в ней предпочтете обходиться без таких важных вещей, как самообразование? Скорее всего, не самой успешной и интересной, поскольку без новых знаний и без умения ими пользоваться – вы просто будете слабее тех, кто знает больше вас и у кого мышление лучше развито. Да и потом, зачем без него обходиться, если оно ничего особенного от человека не требует, кроме разве что его времени и определенных волевых усилий? На что-то же мы все равно тратим свое свободное время, например, на те же развлечения. Почему бы его не потратить и на самообразование, ведь учиться новому тоже очень весело и интересно? Вам нужно только почувствовать этот интерес, эту радость, это удовольствие от самообразования, чтобы всерьез заинтересоваться им и пристраститься к нему. А необходимо самообразование потому и для того, что тех знаний, которые человек может получить, обучаясь в школе, институте, университете и прочих учебных заведениях – ему вряд ли будет хватать в современном, постоянно меняющемся мире. Собственно говоря, потребность в новых знаниях была и раньше, но не такой острой как сейчас, поскольку мир раньше менялся не так быстро, как сегодня.

Но с моей точки зрения, даже не потребность в новых знаниях придает важность самообразованию, а элементарный человеческий интерес и любопытство. Подумайте, неужели вам не интересно узнать об этом мире больше, раскрыть его тайны, найти что-то новое, о чем вы еще не знаете, пусть даже без какого-то практического применения полученных знаний, а просто для себя, для наполнения своего внутреннего мира новыми представлениями о мире внешнем? Это же так возбуждает! Знаете, говорят, что большинство людей не любопытны и ленивы, поэтому их ничто не интересует, кроме того, что имеет отношение к их базовым потребностям и они ни к чему новому не стремятся. Но я так не считаю. Я считаю, что любопытство в силу разных обстоятельств в человеке может просто уснуть, поэтому он и ужимается в определенные рамки, чтобы чувствовать себя комфортно. Однако если пробудить в человеке его чувство любопытства, его любознательность, его интерес ко всему новому и неизведанному, тогда самообразование станет для него одним из смыслов жизни. Мы уже проделывали это с некоторыми людьми – пробуждая в них интерес и любопытство, после чего они кардинально меняли свою жизнь, начав активно заниматься самообразованием и к чему-то стремиться. Мне часто приходится работать с людьми в этом направлении. Так что не спешите давать однозначный ответ на вопрос о том, нужно вам самообразование или нет. Давайте лучше посмотрим на то, что оно может дать человеку еще и с практической точки зрения.

Образование и самообразование

Но прежде, друзья, давайте немного поговорим о том, чем самообразование отличается от образования, от того стандартного обучения, с которым большинство из нас хорошо знакомы. Это очень важно, потому что от понимания этой разницы будет зависеть отношение человека к самому себе и к своей жизни. Так вот, образование – это прежде всего передача человеку знаний с помощью учителя, с целью чему-то его научить, что по мнению учителя ученик должен знать. И только потом образование – это процесс усвоения человеком полученных знаний. То есть, понимаете, в образовании на первое место ставится учитель, который определенным образом учит чему-то других людей или отдельно взятого человека. Тогда как в самообразовании в центре внимания находится сам ученик, то есть тот, кто чему-то самостоятельно обучается. Ученик в таком случае одновременно является и учеником, и учителем, и вся ответственность за процесс получения знаний лежит именно на нем. И это позволяет человеку самому решать, чему и как он будет учиться. Совсем необязательно, что самообразование должно проходить исключительно без учителя, важно то, кто управляет этим процессом – ученик или учитель.

Также необходимо заметить, что образование часто допускает получение учеником таких знаний, которые могут быть ему не нужны. Тогда как другие знания, в которых он в гораздо большей степени нуждается, по тем или иным причинам ему могут не давать. Другими словами, в образовании не ученик устанавливает правила, а те, кто его учит. Это не то, чтобы плохо, это просто не всегда и не для всех хорошо. Поэтому обычного образования человеку может быть просто недостаточно. Или оно может не соответствовать его целям. Вот допустим, государству нужны инженеры и оно влияет на систему образования таким образом, чтобы она выпускала больше инженеров для страны. Но дело в том, что сами вы можете быть не заинтересованы в том, чтобы быть инженером, неважно по каким причинам, вы можете быть заинтересованы, скажем, в том, чтобы стать экономистом или юристом, или вот, например, психологом, но никак не инженером. Потому что вы не хотите готовить себя к рынку труда, вам – не нужна работа! Вы хотите сами создавать рабочие места, хотите работать на себя, поэтому и образование вам может понадобиться соответствующее. Но при этом вы вынуждены подстраиваться под существующую модель образования, под те правила, которые в ней действуют, под методы обучения, под обучающий материал, под действующую проверку знаний и так далее и тому подобное. И если выбрать, на кого учиться, а на кого нет, сегодня, в принципе, не проблема – не хотите быть инженерами, ради бога, можете учиться на кого пожелаете, поступив в соответствующее учебное заведение, то вот что касается методов обучения, и я бы даже сказал, правил обучения, то их выбрать вам будет уже значительно сложнее. И в целом, качество вашего образования не всегда зависит от вас.

Я вот помню, когда учился – я много задавал вопросов своим учителям и преподавателем, когда с чем-то был не согласен или что-то мне было просто интересно уточнить. Но меня, обычно, если можно так выразиться, затыкали и заставляли в основном слушать и запомнить, а не думать и рассуждать, и тем более спорить. Не все учителя и преподаватели так поступали, но тем не менее – меня не устраивало такое образование, в котором нельзя было в своих рассуждениях делать шаг влево или шаг вправо, нельзя было обсуждать ту или иную тему с позиции критики, к тому же я хотел знать больше, я хотел выяснить, почему что-то устроено так, а не иначе. Но в итоге я был вынужден вести себя так, как это было нужно моим учителям и преподавателям и в целом системе образования. Вот в этом и заключается особенность образования – вас учат, по кем-то разработанной программе тому, что нужно в первую очередь кому-то другому, а не вам, мало учитывая или совсем не учитывая ваши интересы, желания и жизненные цели.

А вот самообразование может быть для вас таким, каким вы сами захотите его видеть. Вы можете учить себя всему, чему пожелаете и так, как считаете нужным это делать – используя самые разные источники информации, а не те, которые кем-то для какой-то цели были отобраны. Это огромная разница между образованием и самообразованием. Самообразование основывается на свободе выбора, а образование в основном на потребности общества в тех или иных специалистах.

Целевое самообразование

Я, друзья, разделяю самообразование на целевое и нецелевое, или как мне больше нравится говорить во втором случае – на свободное самообразование. Свободным самообразованием я называю такое самообразование, которое свободно от всяких целей, обязательств, от всякой необходимости чему-то научиться для какой-то конкретной цели и построено исключительно на интересе и любопытстве. А вот целевое самообразование, всегда направлено на решение какой-то конкретной проблемы, задачи. То есть, допустим, надо вам повысить свою квалификацию или чему-то новому научиться для работы, для какого-то дела, для какой-то задачи – вы ставите перед собой цель выучить что-то конкретное в течение определенного срока. Например, надо вам изучить иностранный язык для работы с иностранцами – вы либо сами его изучаете, с помощью книг, видео, либо записываетесь на специальные курсы и изучаете язык на них. Главное, что вы точно знаете, зачем вы это делаете и у вас есть определенные сроки, в которые вам нужно уложиться. Со сроками, конечно, не все так просто – тут никогда на все сто процентов не рассчитаешь, за какое время тебе удастся чему-то как следует научиться, но они важны для дисциплины, потому что человеку нужно стремиться к тому, что в них уложиться. Вот дальше мы с вами будем исходить из этих двух подходов к самообразованию – из целевого и нецелевого самообразования.

План самообразования

Таким образом, чтобы с помощью самообразования достичь какой-то конкретной цели, — чему-то научиться и затем к чему-то свои знания приложить – вам необходимо будет составить подробный план самообразования и начать по нему работать. Давайте посмотрим, каким должен быть план при целевом самообразовании, тогда как нецелевое, то есть, свободное самообразование в плане, в принципе, не нуждается.

Сложного тут ничего нет – вам нужно просто определить конкретные цели, которых вы хотите достичь, затем подобрать необходимый учебный материал и определить время, в течение которого вы будете его изучать. Ну, скажем, если вы решили выучить иностранный язык, то вам нужно каждый день тратить на занятия определенное время, например, два часа, и придерживаться такого графика до тех пор, пока вы не заметите реальные положительные результаты от своего обучения. Если вы хотите изучить психологию, тогда вам нужно понять, с чего следует начать ее изучение, какие книги и другие источники информации лучше всего для этого подойдут, с кем можно на этот счет пообщаться, чтобы вам помогли сориентироваться в этом вопросе. Можно, конечно, начать читать все подряд, но это не очень эффективный способ обучения, а иногда и вредный, так как, во-первых, он займет у вас очень много времени, прежде чем вы что-то поймете и чему-то научитесь, а во-вторых, не исключено, что из-за изучения всего подряд у вас образуется каша в голове и вы просто запутаетесь в полученных знаниях. Все-таки, в любом обучении, в том числе и самообучении – должна быть какая-то система, чтобы все знания, которые человек получает – упорядоченно укладывались в его голове и образовывали целостную картину того, что он изучает, а не являлись отдельными кусками информации, которая ничего толком не объясняет, а иногда и вовсе является противоречивой. Также следует понимать, что в зависимости от того, что именно вы хотите изучить, ваше самообразование может делиться на теоретическое и практическое. В любом случае, теорию следует стремиться проверять практикой, чтобы не иметь ложного представления о собственной образованности.

Так что, повторю, план самообразования разработать несложно – вам просто нужно будет найти все необходимые учебные материалы – книги, статьи, видео/аудио материалы, можно и людей найти нужных, которые смогут вас чему-то научить, и затем начать активно учиться тому, что вас интересует, двигаясь от простого к сложному. Еще раз хочу заметить, что под самообразованием совсем необязательно следует понимать самостоятельное обучение человеком самого себя – он вполне может прибегнуть и к помощи других людей, тех, кто станет для него учителем, главное, чтобы инициатива чему-то научиться – исходила от него, то есть, от ученика. Естественно, что для этого нелегкого подчас дела нужно находить время, силы, информацию, людей. И терпением, конечно, тоже нужно запастись, все-таки учиться нелегко, а учить себя еще сложнее, особенно если вы раньше этого не делали. Но по собственному опыту могу сказать вам, что стоит только раз начать это делать и в будущем самообразование станет для вас привычным делом – вы будете учиться уже не только по необходимости, но и по желанию. И вот теперь давайте именно об этом и поговорим.

Свободное самообразование

Свободное самообразование не преследует каких-то конкретных целей и не придерживается каких-то определенных сроков, в течение которых человеку нужно чему-то научиться – оно утоляет наше любопытство и позволяет нам приобретать знания, что называется, про запас. При свободном самообразовании – мы получаем удовольствие от того, что узнаем что-то новое, мы не заставляем себя учиться – мы хотим учиться, хотим многое понимать и все знать. Вот так я понимаю этот процесс, при котором человек, можно сказать, учится ради самой учебы. Главное здесь, повторю – быть любопытным. Чтобы стремиться к новым знаниям. Вот прям как дети, которым все интересно, и они хотят обо всем знать – вот таким должен быть человек. К сожалению, многим взрослым любопытство, ну не сказать, чтобы полностью отбивают, но по крайней мере загоняют его куда-то очень глубоко. Поэтому многие взрослые люди мало чем интересуются, они не умеют получать удовольствие от приобретения новых знаний и умений. Лишь немногие из них не просто готовы, а хотят, очень хотят постоянно учиться. Но я надеюсь, что после этой статьи, у людей это желание станет еще сильнее.

Я считаю, друзья, что первичным все-таки является желание человека учиться, а затем уже какая-то необходимость в этом. Хотя мы с вами прекрасно понимаем, что наши желания зависят от внешней среды, от наших потребностей, от тех условий, в которых каждый из нас находится. Тем не менее, разница между тем, когда ты сам чему-то хочешь научиться, просто ради интереса, ради расширения своего кругозора или для улучшения своей жизни, и тем, когда тебя заставляют или вынуждают это делать, все же существенная. В одном случае мы понимаем, почему мы хотим заниматься самообразованием, потому что нам этого хочется, а в другом, мы чему-то учимся не столько для себя, сколько для других. К сожалению, большинство людей привыкли учиться для кого-то или для чего-то – потому что их приучают к этому. Например, человек может имитировать обучение, ради диплома и прочей макулатуры, а не реально учиться ради знаний. Дальше эта привычка учиться ради кого-то, а не ради себя, вынуждает людей искать внешний, а не внутренний стимул к обучению, к самообразованию. Не будем сейчас разбираться с тем, почему нас приучают учиться для кого-то, отчасти я об этом уже сказал выше, просто сделаем для себя вывод, что занимаются самообразованием по собственной воле очень немногие, и гораздо большее число людей делает это по необходимости или иначе говоря, под воздействием внешних факторов. Тем не менее, если человек сам себя учит – он вне всяких сомнений занимается самообразованием. И оно непременно приносит ему пользу.

Самообразование – это прежде всего открытость к новым знаниям, это желание эти новые знания получать, это любовь к знаниям. Вот этой открытости, этого желания, очень не хватает многим людям. С одной стороны, люди так устроены, что многое могут делать только из под палки, даже если речь идет о чем-то, что полезно для них самих. А самообразование определенно приносит пользу любому человеку. Но с другой стороны, наша система образования тоже часто отбивает у людей желание учиться чему-то самостоятельно, поскольку оно неправильно, я считаю, мотивирует к обучению, поэтому многие люди чему-то учатся только за счет внешних стимулов. Хотя бывают и исключения, когда людей обучают так, что потом они сами всю жизнь с удовольствием чему-то новому учатся. Человека надо приучить тянуться к знаниям – это, я считаю, самая важная задача для образования. Вот к удовольствию и развлечениям тянутся все, а учиться и получать от этого удовольствие, хотят и могут немногие. Поэтому, если привить человеку в детстве интерес к учебе, то велика вероятность, что он будет учиться всю жизнь, он будет сам постоянно себя образовывать, независимо от внешних условий и стимулов.

Мотивация

Чему учиться?

Друзья, давайте напоследок немного поговорим о том, чему можно было бы поучиться самостоятельно, чтобы получить от самообразования очень большую пользу. Я не хочу и не стану навязывать вам свою точку зрения на этот вопрос, потому что я хочу, чтобы вы изучали именно то, что вам интересно. Но тем не менее, у меня есть определенные убеждения на этот счет, которыми я хотел бы с вами поделиться. Нет, я не стану говорить о том, что полезно изучать психологию или что-то еще, что на мой взгляд важно знать, потому что изучать можно многое, любые знания по-своему интересны и полезны. Я хочу обратить ваше внимание на то, с помощью чего вы можете чему-то самостоятельно или с помощью других людей обучаться – на инструмент обучения, которым вы все обладаете – на мышление. Именно мышление, с моей точки зрения, является в наше время самым важным достоинством человека. Знаний сегодня предостаточно, они повсюду, и даже если вы чего-то не знаете – вы можете это узнать, тот же интернет вам в помощь. Но знания сами по себе большой ценности не представляют, если человек не умеет в них ориентироваться и пользоваться ими. А сделать он это может как раз-таки благодаря мышлению. Мы все обладаем мышлением, но оно у нас неодинаково развито – у кого-то оно развито хорошо, у кого-то плохо. И разумеется, что те люди, у которых оно хорошо развито, ориентируются в этом мире лучше и добиваются в нем большего. Поэтому я считаю, чем бы вы не занимались и к каким бы знаниям не проявляли интерес – вам обязательно нужно научиться эффективно пользоваться своим мышлением.

Знания – сила. А мышление – это умение этой силой пользоваться. Таково мое убеждение. В наше время, когда многие знания очень быстро устаревают и еще большее количество знаний являются, скажем так, не очень качественными или откровенно вредными – человек без хорошо развитого мышления, как корабль без капитана – любой может увлечь его за собой, любой может сбить его с толку, любой может навязать ему свою точку зрения, ввести в заблуждение и так далее. Посмотрите сами, как часто многие люди принимают вредные для них решения, которые со стороны выглядят достаточно глупыми. А ведь многие полезные знания людям сегодня доступны – интернет, библиотеки и даже умные люди, которые многое знают и многому могут научить – все это находится вокруг нас. Казалось бы – бери и пользуйся. Но, к сожалению, воспользоваться этим добром могут далеко не все. И не только потому, что времени у людей на это нет, время-то как раз найти можно, а потому, что в океане информации – нужно уметь ориентироваться. Вот если раньше многие знания были недоступны, поэтому одни люди, которые знали много, имели преимущество над другими людьми, у которых знаний было меньше, то сегодня преуспевают те, кто умеет работать с информацией. Так что мышление нужно развивать – именно оно сделает вас сильнее и приспособленнее к современному миру.

Ну и в связи с вышесказанным, я не могу не предложить вам свою услугу в виде программы развития мышления. В последнее время я уделяю этому вопросу очень много внимания, так как считаю, что в будущем именно качественное мышление будет цениться превыше всего. Не то, чтобы раньше мышление не было важным для человека, просто в будущем оно станет нашим единственным преимуществом перед системами искусственного интеллекта, которые потихонечку начинают вытеснять нас из многих областей. Уже сегодня некоторыми компьютерными программами можно полностью заменить людей, а в будущем роль человека в решении разного рода задач еще больше снизится. Но дело не только в этом, дело еще и в нашем собственном отношении к себе. Я думаю, что не ошибусь, если предположу, что большинство из вас, уважаемые читатели – хотели бы соображать очень хорошо, чтобы быстро и эффективно решать свои повседневные задачи и справляться с различными проблемами, которые постоянно возникают в жизни каждого человека. Поэтому интерес к мышлению, и в частности к способам его развития – у умных людей был всегда. Впрочем, и у не умных тоже. Я все это понимаю и сам, как я уже сказал, проявляю большой интерес именно к мышлению, к способам его развития. И поэтому я разработал специальную программу и продолжаю ее развивать и совершенствовать, которая позволяет очень интересным способом развивать мышление – с помощью умения ставить вопросы и искать на них ответы. Она, с одной стороны не нова, ибо еще Сократ в свое время докапывался до истины или опровергал ее с помощью грамотно поставленных вопросов, но с другой стороны, я разработал свою программу исходя из собственного представления о том, какими вопросами и в какой последовательности человек должен задаваться, чтобы приходить к нужным ему знаниям, мыслям, решениям, или создавать новые полезные знания. Так что я в праве утверждать, что аналогов моя программа развития мышления на сегодняшний день не имеет. Собственно говоря, если бы эти аналоги были, тогда какой смысл создавать что-то похожее. Попугаем быть неприятно и часто невыгодно.

А завершая разговор о самообразовании, пожалуй, скажу самое главное – этим стоит заниматься всем, всегда и любым доступным способом. Я считаю, что пока мы учимся чему-то новому, как в детстве, когда нам все было интересно, когда мы активно познавали окружающий нас мир – мы, друзья, живем. Неважно, сколько вам лет, где вы живете, чем занимаетесь, какие у вас интересы – учитесь, образовывайтесь, узнавайте больше нового, общайтесь с умными людьми, у которых можно чему-то научиться и поддерживайте в себе таким образом любовь к жизни, которая у нас не такая уж и длинная, чтобы мы отказывали себе в этом великом счастье.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *