какое значение имеет понимание психологической нормы для профилактики девиантного поведения
Какое значение имеет понимание психологической нормы для профилактики девиантного поведения
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Данная проблема уже перестала быть только психолого-педагогической. Она стала социальной.
Статья:
Характерной чертой российской социальной действительности последних десятилетий стало увеличение масштабов и форм разнообразных девиаций на всех уровнях: социально-институциональном, социально-психологическом, личностно-психологическом. Социальная фактография, подтверждающая этот тезис огромна. И количественный и качественный рост уровня душевого употребления алкоголя (является одним из самых высоких в мире), в том числе кратное увеличение масштабов подросткового и женского алкоголизма. И угрожающие масштабы наркопотребления. И один из самых высоких в мире уровень самоубийств среди подростков.
Фактически мы наблюдаем глубокий кризис институтов социального контроля и социальных регуляторов вообще. Соответственно, сегодня в обществе в целом и в системе социального контроля в особенности существует явно артикулируемый запрос на создание и внедрение эффективных механизмов социальной регуляции: антикоррупционных и правоохранительных, профилактических и коррекционных, финансовых и правовых, и т.д. [1].
При этом общая позиция практиков (из власти, образования, МВД и т.д.), является подчеркнуто прагматичной и в обращении к потенциалу социальных наук звучит так: «не надо нам пустой теории, дайте работающие технологии и механизмы». Совершенно ясно так же, что в сложившихся социокультурных условиях никакие механизмы и технологии не будут работать эффективно. Для пояснения приведем пример: введенный во многих регионах России, в том числе в Ульяновской области, «детский комендантский час» Сначала предполагалось ограничить время пребывания 16-18-летних подростков в общественных местах десятью часами вечера, но региональная общественная палата отстояла для них «лишний» час. Ограничения для детей младше 16 лет были введены в Ульяновской области в апреле 2009 года.
Данная проблема уже перестала быть только психолого-педагогической. Она стала социальной. Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть не только психофизические отклонения, которыми занимаются врачи (здоровье), но и неблагополучные семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения учащихся.
К наиболее острым проблемам современной семьи относятся: формальный характер взаимоотношений взрослых и детей, трудности молодой семьи, возросшая тревога родителей за здоровье, учебу, за будущее детей. Многие родители не могут научить детей жить в обществе, поскольку сами дезориентированы.
Социология не выступает оценочной в суждениях относительно девиации. Поскольку под девиацией в социологии понимается отклонение от общепринятых общественных стандартов, и она не квалифицируется, как систематическая болезнь. Существуют различные определения для девиантного поведения.
Е.И. Холостова характеризует девиантное поведение «как поведение, которое отклоняется от ценностей, норм, установок и ожиданий общества или социальной группы» [2].
Девиантное поведение подростков может проявляться как в незначительных отклонениях от норм и ценностей, так и серьезных правонарушениях и асоциальных действиях. Важно подчеркнуть, что выделенные формы могут встречаться как в отдельности друг от друга, так и во взаимодействии, когда один вид девиации провоцирует возникновение других, что сильнее затрудняет работу по реабилитации подростка и возвращение его в привычную социальную среду [4].
Социология под девиантным поведением понимает реальную угрозу для физического, а также социального выживания человека в определенной социальной среде, коллективе или ближайшем окружении. Девиации отмечаются нарушениями социально-нравственных норм, культурных ценностей, процессом усвоения, а также воспроизводства ценностей и норм. Это может быть единичное действие индивида, которое не соответствует нормам. Как пример это криминализация общества, развод, коррупция чиновников. Понятие о
норме и отклонение определяется социально [3].
Профилактика отклоняющегося поведения – это система общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом [5].
Начиная с 1992 года в России начали уделять определенное внимание проблеме отклоняющегося поведения. Издан ряд законов и нормативных актов.
В работе по предупреждению и смягчению форм девиантного поведения значительную роль могут и должны сыграть социальные институты общества как исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной жизнедеятельности людей.
Среди этих институтов особую роль начинают играть социальные службы в центре и на местах. Выросло их количество.
Ими накоплен уже немалый опыт решения социальных проблем, в том числе предотвращения и смягчения девиантного поведения различных групп населения, особенно детей [7].
Профилактика девиантного поведения предполагает реализацию следующих принципов:
Выделяется первичная, вторичная и третичная профилактика [6].
Первичная профилактика – это комплекс превентивных мероприятий, проводимых чаще среди детей и подростков с целью предотвращения отклоняющегося поведения.
Первичная профилактика направлена на:
Вторичная профилактика предполагает:
Третичная профилактика направлена на лиц, у которых уже сформировалось девиантное поведение.
Психолого-педагогические мероприятия могут входить в структуру всех трех уровней, но больший эффект они дают при первичной и вторичной профилактике.
В целом несомненна необходимость и результативность психолого-педагогической профилактики девиантного поведения. Но она обязательно должна быть экологичной, учитывать интересы участников, активизировать личностные ресурсы, быть систематической и последовательной. Профилактическая работа может осуществляться в групповой и индивидуальной форме, использоваться при работе с различными возрастными категориями и социальными группами. Для ее реализации часто используются активные методы социально-психологического обучения: дискуссии, тренинги, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики. В зависимости от используемых методов работа может осуществляться в форме массовых акций, тренингов, образовательных программ, психологического консультирования, кризисной помощи и психотерапии [5].
Сущностные характеристики понятия «профилактика девиантного поведения».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Сущностные характеристики понятия
«профилактика девиантного поведения».
Задачей работы является анализ теоретической литературы и рассмотрение понятия профилактика девиантного поведения.
Тема девиантного, отклоняющегося поведения носит междисциплинарный характер. Связь термина с понятием «социальная норма» усложняет проблему, поскольку границы нормы весьма условны, а человека абсолютно нормального по всем показателям просто не существует.
Таким образом, отклоняющееся (девиантное) поведение – это, прежде всего, поведение личности. Как известно, термин «поведение» используется для обозначения вида активности человека наряду с деятельностью, познанием и общением.
В научной литературе поведение определяется как процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный индивидуальными особенностями и внутренней активностью личности, имеющий форму преимущественно внешних действий и поступков.
Основное в этом определении то, что поведение (девиантное в том числе) – это процесс взаимодействия личности и окружающей среды, поведение социально по своей сути (оно формируется и реализуется в обществе, т.е. среде), тесно связано с речевой регуляцией и целеполаганием. Поведение личности отображает ее социализацию и интеграцию в социуме (адаптацию) с учетом индивидуальных особенностей личности.
Е.В.Змановская выделяет следующие (основные) характеристики поведения, в том числе и девиантного:
мотивированность – внутренняя готовность к действию, направляемая потребностью
адаптивность – соответствие поведения требованиям социальной среды
аутентичность – соответствие поведения индивидуальности, его естественность для данной личности
продуктивность и адекватность – реализация сознательных целей и согласованность с конкретной ситуацией.
Поскольку девиантное поведение – это отклонение от нормы, то нам необходимо определить понятие нормы.
В.Д. Менделевич определяет норму как явление группового сознания в виде разделяемых группой представлений о требованиях к поведению с учетом их социальных ролей, создающих оптимальные условия бытия, с которыми эти нормы взаимодействуют и формируют его.
Выделяют следующие нормы: правовые, нравственные, эстетические. Поведение будет признано девиантным, если оно отклоняется хотя бы от одной из норм.
Таким образом, поведенческие акты характеризуются адаптивной направленностью во взаимодействии с реальностью, в противном случае – это явление дезадаптации, т.е. отклоняющееся поведение (девиация).
В.Д. Менделевич выделяет следующие способы взаимодействия человека с реальностью (каждый из этих способов можно рассмотреть исходя из характеристик поведения, данных выше):
Болезненное противостояние реальности.
Уход от реальности
Приспособление к реальности.
Социально адаптивное поведение предполагает равновесие между ценностями индивида и правилами, требованиями окружающей его среды,
требования среды при адаптации не будут противостоять самореализации индивидуальности в данных социальных условиях, что соответствует «постулатам сообразности».
Социальные проявления дезадаптации: сниженная обучаемость, хроническая неуспешность в жизненно важных сферах (семья, здоровье, работа …), конфликт с законом, изоляция.
Индивидуальные проявления: негативная внутренняя установка к общественным требованиям, завышенные претензии к окружающим, избегание ответственности, эгоцентризм, неэффективность саморегуляции, конфликтность, слабая развитость коммуникативных умений, когнитивные искажения реальности (чувство страха, отчаяния, расхождение между реальным социальным статусом личности и его индивидуальным осознанием).
Змановская В.Е. делает важное заключение, что отклоняющееся поведение выражает социально – психологический статус личности на оси социализация-дезадаптация-изоляция и приводит особенности девиантного (отклоняющегося) поведения, которые отличают его от других феноменов:
Девиантное поведение может
Перейти в психологическое заболевание (н.п. алкоголизм),
Сопровождаться усилением социальной дезадаптации
3. Характеризоваться выраженным половозрастным и индивидуальным своеобразием.
Отмечается, что отклоняющееся поведение наблюдается у детей начиная с 9-10 лет, в то время как до 5-ти лет у детей понятия о социальной норме еще отсутствует, а контроль за поведением ребенка, осуществляется взрослыми.
Психологи, социологи, социальные педагоги, медики, философы дают определение девиантному поведению с позиций своих научных направлений, поэтому можно встретить различные варианты определения, вот два из них:
«девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу, или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией»;
«девиантное поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали».
Особый интерес вызывает вопрос о предпосылках появления девиантного поведения. Учеными (Змановская Е.В., Кон М.С., Личко А.Е. ) отмечаются следующие группы факторов, которые детерминируют отклоняющееся поведение:
— внешние условия физической среды (климат, экология и т.д),
— внешние социальные условия (экономика, политика, мода, СМИ,
субкультура, социальный статус, принадлежность к учебно- профессиональной группе, референтная группа, уровень и стиль жизни в семье, психологический климат в семье, личность родителей, стиль семейного воспитания, друзья, значимые люди…)
— внутренние наследственно-биологические и конституциональные,
— внутриличностные процессы и механизмы
Таким образом, на основании анализа теоритической литературы в дипломном исследовании можно заключить, что
Для подростков асоциальное поведение проявляется в уходе из дома, бродяжничестве, отказе от учебы, лжи, агрессивном поведении, промискуитете (беспорядочные половые связи), субкультурные девиации – пирсинг, татуировки, шрамирование и пр.
Подростковый период определяется :
1.социально – экономическим уровнем страны, в которой живет подросток, ее этнокультурными и национальными особенностями (длительность периода); 2. финансовой и психологической зависимостью подростка от родителей.
В.Д. Менделевич, А.Е. Личко подробно анализируют причины и основы девиантного поведения подростков. Так, помимо генетических факторов, органического поражения мозга, присутствуют такие факторы как аксельрация и инфантилизм.
А.Е. Личко, (В.Д. Менделевич, Б.Н. Алмазов, Р. Байярд и др. ученые психологи) установил, что соответственно своему эмоциональному состоянию подросток реагирует на окружающую социальную среду (приложение 5) и описал следующие реакции подростка:
-Реация группирования со сверстниками (на уровне инстинкта)
-Реакция увлечения, хобби
-Реакция сексуального влечения
-Детские реакции подростков:
реакция отказа от пищи, игр, общения и.т.д при смене ритма жизни, оторванности от дома.
реакция оппозиции – побеги, прогулы, кражи, демонстрация суицида, алкоголизация и пр. только для того, что бы родители обратили внимание.
реакция имитации – подражание кумиру, либо диаметрально противоположное поведение (отрицательная имитация)
реакция компенсации и гиперкомпенсации – неудача в одной области компенсируется успехом в другой (не умею бегать, зато, хорошо играю в шахматы).
Реакция подростка приводит к девиациям поведения, если:
1. возникает везде и всегда, вызывается разными поводами
2. склонность к патологическому стереотипу поведения, т.е. один и тот же тип поведения в любой ситуаций
3.склонность превышать «потолок» нарушения поведения данной группы подростков
4. склонность к социальной дезадаптации.
А.Е. Личко выделил некоторые типы характеров как акцентуации (уже не норма, но и не патология). Как правило, проявляется акцентуация в стрессовой ситуации и может быть причиной девиантного поведения.
1. Индивидуально-типологическая ранимость
-данные особенности можно считать врожденными. Они сохраняются на протяжении всей жизни личности.
2. Нарушения саморегуляции личности
-преобладание негативных эмоциональных состояний (тревоги, бессилия, отчаяния, боли, вины, агрессии, депрессии) и внутренних конфликтов;
-несформированность ассертивного поведения (неспособность открыто выражать свои чувства; неумение отстаивать свои интересы);
-непродуктивные способы совладания со стрессом (уход, изоляция, отрицание, проекция);
-дефицит целеполагания (неумение ставить цели, планировать, настойчиво реализовывать план);
-ложная самоидентичность и заниженная самооценка;
-отклонение индивидуальных ценностей от социальных норм и правил отсутствие или утрата смысла жизни.
Б.Н. Алмазов выделяет три основных источника девиантного поведения подростков – это педагогическая депривация, психологическая изоляция и социальная запущенность в координатах: семья, среда, система.
Коррекция девиантного поведения процесс трудоемкий, требующий много времени, энергитических затрат, высокой мотивации как со стороны подростка, его родителей, так и со стороны психологов, социальных педагогов, и не всегда приносящий ожидаемый эффект. Поэтому огромное значение имеет процесс предупреждения отклонений в поведении подростка.
В общем понимании профилактика – это предупреждение возникновения процесса, явления или действия, т.е. это система мер, воздействий, направленных на предупреждение различных проявлений девиантного поведения подростков. И.Ю. Тарханова в своей работе ссылаясь на утверждение Ю.А. Клейберга, отмечает, что раннюю профилактику надо рассматривать не столько с позиций социального контроля, сколько с позиций предупреждения десоциализации и управления процессом социализации подростков. О значимости первичной профилактики говорит и С.А. Косабуцкая, указывая на направленность ранних профилактических мер. Процесс профилактики должен проводиться еще до проявления девиантного поведения. Основываясь на знаниях и особенностях подросткового периода, природы и типов девиантного поведения, акцентуаций характера личности подростка, реакциях подростка на окружающую среду, семью и систему, на знаниях особенностей воспитания в семье и ряда других факторов, можно прогнозировать поведение подростка, его реакцию, следовательно, выработать алгоритм и стратегию по предупреждению девиантного поведения подростка, профилактике внутрисемейных и межличностных отношений.
Одно из направлений процесса профилактики будет заключаться в развитии интеллектуальной, мотивационной, волевой, предметно-практической, и других сфер личности подростка.
Вторым направлением профилактической деятельности может явиться повышение воспитательного и педагогического потенциала семьи.
Этому вопросу посвящены работы Леви В.Л. «Семейные войны»,
Шалва Амонашвили «Исповедь отца сыну», Байярд Р., Байярд Д. «Ваш беспокойный подросток», Степанова В.Г. «Психология трудных школьников» и других авторов.
Четвертое направление профилактической деятельности – диагностика психологической устойчивости подростка, его адаптивных способностей, с тем, что бы вовремя оказать необходимую психолого-педагогическую помощь. Здесь хотелось бы сослаться на работы А.Е. Личко, В.К. Лосьевой, А.А. Бодалева, Р. Бернса, М.С. Кона и других авторов, рассматривавших особенности развития психики, становление личности подростка.
На основе анализа научной литературы можно заключить, что:
1. Причины и условия возникновения девиантного поведения подростка:
— нарушения саморегуляции личности
2. Профилактика девиантного поведения – система превентивных социальных, правовых, педагогических мер по предупреждению отклоняющегося поведения;
3. Направление воздействия (по теории А.Б. Алмазова) проходит в координатах «семья, окружающая среда, система»:
— развитие различных сфер личности подростка,
— увеличение воспитательного и педагогического потенциала семьи,
— гуманизация процесса обучения,
— повышение квалификации педагогического состава,
— превентивное диагностирование детско- родительских отношений,
— переход системного взаимодействия семьи и школы на более глубокий уровень, с взаимно принимаемыми, осмысленными целями и стратегиями в сотрудничестве.
Психологическая профилактика девиантного поведения детей и подростков
Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилитации этой группы молодежи.
Поиск эффективности мер социальной профилактики предполагает определение сущности понятия “отклоняющегося поведения”, его видов, факторов, влияющих на накопление отклоняющегося потенциала обучающихся, причин отклоняющегося поведения детей и подростков, а также роли образовательных институтов в решении задач предупреждения отклонений в поведении.
Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам.
И.С.Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали.
Существующая на сегодня система мер профилактики девиантного поведения неэффективна. Причины:
Для того чтобы меры профилактики были более эффективными, необходимо создание следующих условий:
Девиантное поведение подразделяется на две категории:
Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими причинами:
Способы профилактики девиантного поведения подростков:
Система профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в современных условиях должна учитывать имеющийся положительный опыт и вместе с тем новые требования общества.
Она должна характеризоваться:
а) сочетанием государственных и общественных начал, сил и ресурсов в этой деятельности;
б) сочетанием четырех задач: воздействие на личность, среду, деятельность субъектов воспитания и профилактики, общественное мнение;
в) специализацией информационного фонда, методики, организационных форм и управления, кадров и ресурсов;
г) распределением функций между отдельными участниками профилактической деятельности;
д) определением сферы применения мер воспитания, обеспечения нормальных жизненных условий, социальной помощи и собственно профилактики, включая правовые ее формы;
е) переходом в случае необходимости от преимущественно общевоспитательных к правовым мерам воздействия, обеспечения достаточности и своевременности этого воздействия.
В основе системы профилактики должны лежать законность, справедливость, демократизм, взаимодействие на уровне страны, субъекта федерации, местного самоуправления и между этими уровнями, специализированная законодательная база.
Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних, как непрерывно действующая система, имеет следующие основные этапы:
а) оздоровить среду и оказать помощь несовершеннолетним, оказавшимся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания, еще до того, как отрицательное действие этих условий существенно скажется на поведении таких лиц (этап ранней профилактики);
б) не допустить переход на преступный путь и обеспечить исправление лиц со значительной уже степенью дезадаптации, совершающих правонарушения непреступного характера (этап непосредственной профилактики);
в) не допустить переход на преступный путь и создать условия для исправления лиц, систематически совершающих правонарушения, характер и интенсивность которых указывают на вероятность совершения преступления в ближайшем будущем (этап профилактики предпреступного поведения).
Способами профилактики являются:
1. Обеспечение эффективного участия семьи. Это связано с развитием помощи семьям, воспитывающим подростков в условиях ниже прожиточного минимума, в условиях отсутствия одного из родителей, болезни или продолжительного отсутствия родителей по характеру работы; защиты семей с подростками от материальных и моральных последствий безработицы родителей или вынужденной смены мест работы; формированием в условиях, когда многие семьи растерялись, потеряли четкие представления о месте и задачах семьи в воспитании подростков, знаний прав и обязанностей в этой сфере, способов их осуществления, возможностей получения помощи от государственных органов, органов местного самоуправления и общественности в случаях, когда надо защитить права подростков или пресечь негативное влияние на них.
2. Существенное значение имеет эффективная помощь в создании жизненной перспективы для подростков с физическими и психическими аномалиями. Поскольку вероятность девиантного поведения у них в 4-5 раз выше, чем в среднем у несовершеннолетних, из-за неадаптированности в нормальной среде, расширение сети учреждений, социальной, медицинской и психологической их адаптации, как и консультационной помощи семье, имеющей таких подростков, относится к числу первоочередных задач.
3. Совершенствование деятельности образовательных учреждений. Это связано с предложениями по восстановлению роли школы в жизни подростков на основе педагогики, диалога и сотрудничества, совместной деятельности с семьей, качественного повышения квалификации, культурного и нравственного уровня педагогов и создания для них материальных условий и психологической атмосферы, которые стимулировали бы их закрепление в школе и реализацию воспитательного потенциала образовательного учреждения.
4. Деятельность органов, способствующих трудоустройству подростков, не продолжающих учебы, и их трудовой адаптации. В современных условиях особенно важно обеспечить сохранение преимуществ в приеме на работу подростков, особого порядка их увольнения (исключения из образовательных учреждений); сохранение специальных должностных лиц по работе с подростками на предприятии, а также материального и морального поощрения.
6. Развитие службы социальной защиты и помощи семье и несовершеннолетним. Закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» выделяет в качестве одного из приоритетных направлений деятельности социальной службы помощь, поддержку, защиту несовершеннолетних в трудной жизненной ситуации, связанной с сиротством, безнадзорностью, малообеспеченностью, конфликтами и жестоким обращением в семье, отсутствием постоянного места жительства. В этой связи в перечне учреждений социального обслуживания предусматриваются территориальные центры социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты, детские дома-интернаты для детей с физическим недостатками.
7. Участие добровольных фондов, общественных организаций, общественных объединений и движений. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что социальная защита семьи и несовершеннолетних, поддержка и помощь детям из групп риска в значительной степени может осуществляться (включая подготовку и оплату кадров социальных работников) на базе этих организаций и объединений. К числу мер ранней профилактики относятся: обучение родителей; устройство детей в группу продленного дня; материальная помощь из средств социальной службы; беседа о правах и обязанностях родителей; рассмотрение компетентными органами материалов о ненадлежащем выполнении родительских обязанностей; направление на лечение и т.д. Выявление семей, нуждающихся в помощи, и семей, в отношении которых необходимо принять меры воздействия в целях обеспечения нормальной обстановки, осуществляют органы социальной защиты и помощи семье и несовершеннолетним во взаимодействии с образовательными учреждениями и общественными объединениями.
Таким образом, ранняя профилактика осуществляется и с помощью некоторых запретительных и ограничительных мер (например, маркировка на изданиях СМИ, запрет продажи алкогольных напитков детям и подросткам), а также с помощью правовой и педагогической пропаганды.
Негативной тенденцией в жизни общества является кризис института семьи, нивелировка понятия нравственных ценностей и моральных норм, следствием чего является неуклонный рост количества социальных сирот, рост детской безнадзорности, преступности. Понятие девиантное поведение превратилось в широко применяемое в педагогике.
Девиантное поведение в педагогической практике обыкновенно соотносимо с понятием трудный подросток.
В настоящее время трудным подросткам или подросткам с девиантным (отклоняющимся) поведением уделяется достаточно много внимания специалистов. Психологический портрет трудного подростка, подаваемый в современной литературе, выглядит примерно так: «Подросток с девиантным поведением агрессивен, тщеславен, упрям, эмоционально неуравновешен, апатичен, не приемлет общественных норм. Поведение имеет импульсивный характер, система ценностей подменена групповыми нормами, ориентирована на досуг».
Таким образом, относя подростка к группе «трудных детей» мы даем ему возможность усугублять свою девиантность.
Исполнитель: Шарыпова О.А. педагог-психолог кабинета мед. профилактики
Список использованной литературы:
1. Волков П.Б. Роль воспитательной системы интернатного типа в развитии способности регуляции аффектов у подростков – сирот с аддиктивным поведением // Психологическое сопровождение образовательного процесса: состояние, проблемы, перспективы. Материалы V Психологических чтений Всероссийской научн. –практ. конфер:Уфа: БГПУ,2008 – 130 с
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл; Изд. Центр «Академия», 2004
4. Москаленко В.Д., Шибакова Т Л. Аддиктивное поведение в семьях больных алкоголизмом // Наркология. 2003. № 9. С. 14-17.