какое значение имеет понимание психологической нормы для профилактики девиантного поведения

Какое значение имеет понимание психологической нормы для профилактики девиантного поведения

Ожидайте

Перезвоните мне

какое значение имеет понимание психологической нормы для профилактики девиантного поведения

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

какое значение имеет понимание психологической нормы для профилактики девиантного поведения

Аннотация: Данная проблема уже перестала быть только психолого-педагогической. Она стала социальной.

Статья:

Характерной чертой российской социальной действительности последних десятилетий стало увеличение масштабов и форм разнообразных девиаций на всех уровнях: социально-институциональном, социально-психологическом, личностно-психологическом. Социальная фактография, подтверждающая этот тезис огромна. И количественный и качественный рост уровня душевого употребления алкоголя (является одним из самых высоких в мире), в том числе кратное увеличение масштабов подросткового и женского алкоголизма. И угрожающие масштабы наркопотребления. И один из самых высоких в мире уровень самоубийств среди подростков.

Фактически мы наблюдаем глубокий кризис институтов социального контроля и социальных регуляторов вообще. Соответственно, сегодня в обществе в целом и в системе социального контроля в особенности существует явно артикулируемый запрос на создание и внедрение эффективных механизмов социальной регуляции: антикоррупционных и правоохранительных, профилактических и коррекционных, финансовых и правовых, и т.д. [1].

При этом общая позиция практиков (из власти, образования, МВД и т.д.), является подчеркнуто прагматичной и в обращении к потенциалу социальных наук звучит так: «не надо нам пустой теории, дайте работающие технологии и механизмы». Совершенно ясно так же, что в сложившихся социокультурных условиях никакие механизмы и технологии не будут работать эффективно. Для пояснения приведем пример: введенный во многих регионах России, в том числе в Ульяновской области, «детский комендантский час» Сначала предполагалось ограничить время пребывания 16-18-летних подростков в общественных местах десятью часами вечера, но региональная общественная палата отстояла для них «лишний» час. Ограничения для детей младше 16 лет были введены в Ульяновской области в апреле 2009 года.

Данная проблема уже перестала быть только психолого-педагогической. Она стала социальной. Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть не только психофизические отклонения, которыми занимаются врачи (здоровье), но и неблагополучные семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения учащихся.

К наиболее острым проблемам современной семьи относятся: формальный характер взаимоотношений взрослых и детей, трудности молодой семьи, возросшая тревога родителей за здоровье, учебу, за будущее детей. Многие родители не могут научить детей жить в обществе, поскольку сами дезориентированы.

Социология не выступает оценочной в суждениях относительно девиации. Поскольку под девиацией в социологии понимается отклонение от общепринятых общественных стандартов, и она не квалифицируется, как систематическая болезнь. Существуют различные определения для девиантного поведения.

Е.И. Холостова характеризует девиантное поведение «как поведение, которое отклоняется от ценностей, норм, установок и ожиданий общества или социальной группы» [2].

Девиантное поведение подростков может проявляться как в незначительных отклонениях от норм и ценностей, так и серьезных правонарушениях и асоциальных действиях. Важно подчеркнуть, что выделенные формы могут встречаться как в отдельности друг от друга, так и во взаимодействии, когда один вид девиации провоцирует возникновение других, что сильнее затрудняет работу по реабилитации подростка и возвращение его в привычную социальную среду [4].

Социология под девиантным поведением понимает реальную угрозу для физического, а также социального выживания человека в определенной социальной среде, коллективе или ближайшем окружении. Девиации отмечаются нарушениями социально-нравственных норм, культурных ценностей, процессом усвоения, а также воспроизводства ценностей и норм. Это может быть единичное действие индивида, которое не соответствует нормам. Как пример это криминализация общества, развод, коррупция чиновников. Понятие о
норме и отклонение определяется социально [3].

Профилактика отклоняющегося поведения – это система общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом [5].

Начиная с 1992 года в России начали уделять определенное внимание проблеме отклоняющегося поведения. Издан ряд законов и нормативных актов.

В работе по предупреждению и смягчению форм девиантного поведения значительную роль могут и должны сыграть социальные институты общества как исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной жизнедеятельности людей.

Среди этих институтов особую роль начинают играть социальные службы в центре и на местах. Выросло их количество.

Ими накоплен уже немалый опыт решения социальных проблем, в том числе предотвращения и смягчения девиантного поведения различных групп населения, особенно детей [7].

Профилактика девиантного поведения предполагает реализацию следующих принципов:

Выделяется первичная, вторичная и третичная профилактика [6].

Первичная профилактика – это комплекс превентивных мероприятий, проводимых чаще среди детей и подростков с целью предотвращения отклоняющегося поведения.

Первичная профилактика направлена на:

Вторичная профилактика предполагает:

Третичная профилактика направлена на лиц, у которых уже сформировалось девиантное поведение.

Психолого-педагогические мероприятия могут входить в структуру всех трех уровней, но больший эффект они дают при первичной и вторичной профилактике.

В целом несомненна необходимость и результативность психолого-педагогической профилактики девиантного поведения. Но она обязательно должна быть экологичной, учитывать интересы участников, активизировать личностные ресурсы, быть систематической и последовательной. Профилактическая работа может осуществляться в групповой и индивидуальной форме, использоваться при работе с различными возрастными категориями и социальными группами. Для ее реализации часто используются активные методы социально-психологического обучения: дискуссии, тренинги, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики. В зависимости от используемых методов работа может осуществляться в форме массовых акций, тренингов, образовательных программ, психологического консультирования, кризисной помощи и психотерапии [5].

Источник

Сущностные характеристики понятия «профилактика девиантного поведения».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Сущностные характеристики понятия

«профилактика девиантного поведения».

Задачей работы является анализ теоретической литературы и рассмотрение понятия профилактика девиантного поведения.

Тема девиантного, отклоняющегося поведения носит междисциплинарный характер. Связь термина с понятием «социальная норма» усложняет проблему, поскольку границы нормы весьма условны, а человека абсолютно нормального по всем показателям просто не существует.

Таким образом, отклоняющееся (девиантное) поведение – это, прежде всего, поведение личности. Как известно, термин «поведение» используется для обозначения вида активности человека наряду с деятельностью, познанием и общением.

В научной литературе поведение определяется как процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный индивидуальными особенностями и внутренней активностью личности, имеющий форму преимущественно внешних действий и поступков.

Основное в этом определении то, что поведение (девиантное в том числе) – это процесс взаимодействия личности и окружающей среды, поведение социально по своей сути (оно формируется и реализуется в обществе, т.е. среде), тесно связано с речевой регуляцией и целеполаганием. Поведение личности отображает ее социализацию и интеграцию в социуме (адаптацию) с учетом индивидуальных особенностей личности.

Е.В.Змановская выделяет следующие (основные) характеристики поведения, в том числе и девиантного:

мотивированность – внутренняя готовность к действию, направляемая потребностью

адаптивность – соответствие поведения требованиям социальной среды

аутентичность – соответствие поведения индивидуальности, его естественность для данной личности

продуктивность и адекватность – реализация сознательных целей и согласованность с конкретной ситуацией.

Поскольку девиантное поведение – это отклонение от нормы, то нам необходимо определить понятие нормы.

В.Д. Менделевич определяет норму как явление группового сознания в виде разделяемых группой представлений о требованиях к поведению с учетом их социальных ролей, создающих оптимальные условия бытия, с которыми эти нормы взаимодействуют и формируют его.

Выделяют следующие нормы: правовые, нравственные, эстетические. Поведение будет признано девиантным, если оно отклоняется хотя бы от одной из норм.

Таким образом, поведенческие акты характеризуются адаптивной направленностью во взаимодействии с реальностью, в противном случае – это явление дезадаптации, т.е. отклоняющееся поведение (девиация).

В.Д. Менделевич выделяет следующие способы взаимодействия человека с реальностью (каждый из этих способов можно рассмотреть исходя из характеристик поведения, данных выше):

Болезненное противостояние реальности.

Уход от реальности

Приспособление к реальности.

Социально адаптивное поведение предполагает равновесие между ценностями индивида и правилами, требованиями окружающей его среды,

требования среды при адаптации не будут противостоять самореализации индивидуальности в данных социальных условиях, что соответствует «постулатам сообразности».

Социальные проявления дезадаптации: сниженная обучаемость, хроническая неуспешность в жизненно важных сферах (семья, здоровье, работа …), конфликт с законом, изоляция.

Индивидуальные проявления: негативная внутренняя установка к общественным требованиям, завышенные претензии к окружающим, избегание ответственности, эгоцентризм, неэффективность саморегуляции, конфликтность, слабая развитость коммуникативных умений, когнитивные искажения реальности (чувство страха, отчаяния, расхождение между реальным социальным статусом личности и его индивидуальным осознанием).

Змановская В.Е. делает важное заключение, что отклоняющееся поведение выражает социально – психологический статус личности на оси социализация-дезадаптация-изоляция и приводит особенности девиантного (отклоняющегося) поведения, которые отличают его от других феноменов:

Девиантное поведение может

Перейти в психологическое заболевание (н.п. алкоголизм),

Сопровождаться усилением социальной дезадаптации

3. Характеризоваться выраженным половозрастным и индивидуальным своеобразием.

Отмечается, что отклоняющееся поведение наблюдается у детей начиная с 9-10 лет, в то время как до 5-ти лет у детей понятия о социальной норме еще отсутствует, а контроль за поведением ребенка, осуществляется взрослыми.

Психологи, социологи, социальные педагоги, медики, философы дают определение девиантному поведению с позиций своих научных направлений, поэтому можно встретить различные варианты определения, вот два из них:

«девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу, или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией»;

«девиантное поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали».

Особый интерес вызывает вопрос о предпосылках появления девиантного поведения. Учеными (Змановская Е.В., Кон М.С., Личко А.Е. ) отмечаются следующие группы факторов, которые детерминируют отклоняющееся поведение:

— внешние условия физической среды (климат, экология и т.д),

— внешние социальные условия (экономика, политика, мода, СМИ,

субкультура, социальный статус, принадлежность к учебно- профессиональной группе, референтная группа, уровень и стиль жизни в семье, психологический климат в семье, личность родителей, стиль семейного воспитания, друзья, значимые люди…)

— внутренние наследственно-биологические и конституциональные,

— внутриличностные процессы и механизмы

Таким образом, на основании анализа теоритической литературы в дипломном исследовании можно заключить, что

Для подростков асоциальное поведение проявляется в уходе из дома, бродяжничестве, отказе от учебы, лжи, агрессивном поведении, промискуитете (беспорядочные половые связи), субкультурные девиации – пирсинг, татуировки, шрамирование и пр.

Подростковый период определяется :

1.социально – экономическим уровнем страны, в которой живет подросток, ее этнокультурными и национальными особенностями (длительность периода); 2. финансовой и психологической зависимостью подростка от родителей.

В.Д. Менделевич, А.Е. Личко подробно анализируют причины и основы девиантного поведения подростков. Так, помимо генетических факторов, органического поражения мозга, присутствуют такие факторы как аксельрация и инфантилизм.

А.Е. Личко, (В.Д. Менделевич, Б.Н. Алмазов, Р. Байярд и др. ученые психологи) установил, что соответственно своему эмоциональному состоянию подросток реагирует на окружающую социальную среду (приложение 5) и описал следующие реакции подростка:

-Реация группирования со сверстниками (на уровне инстинкта)

-Реакция увлечения, хобби

-Реакция сексуального влечения

-Детские реакции подростков:

реакция отказа от пищи, игр, общения и.т.д при смене ритма жизни, оторванности от дома.

реакция оппозиции – побеги, прогулы, кражи, демонстрация суицида, алкоголизация и пр. только для того, что бы родители обратили внимание.

реакция имитации – подражание кумиру, либо диаметрально противоположное поведение (отрицательная имитация)

реакция компенсации и гиперкомпенсации – неудача в одной области компенсируется успехом в другой (не умею бегать, зато, хорошо играю в шахматы).

Реакция подростка приводит к девиациям поведения, если:

1. возникает везде и всегда, вызывается разными поводами

2. склонность к патологическому стереотипу поведения, т.е. один и тот же тип поведения в любой ситуаций

3.склонность превышать «потолок» нарушения поведения данной группы подростков

4. склонность к социальной дезадаптации.

А.Е. Личко выделил некоторые типы характеров как акцентуации (уже не норма, но и не патология). Как правило, проявляется акцентуация в стрессовой ситуации и может быть причиной девиантного поведения.

1. Индивидуально-типологическая ранимость

-данные особенности можно считать врожденными. Они сохраняются на протяжении всей жизни личности.

2. Нарушения саморегуляции личности

-преобладание негативных эмоциональных состояний (тревоги, бессилия, отчаяния, боли, вины, агрессии, депрессии) и внутренних конфликтов;

-несформированность ассертивного поведения (неспособность открыто выражать свои чувства; неумение отстаивать свои интересы);

-непродуктивные способы совладания со стрессом (уход, изоляция, отрицание, проекция);

-дефицит целеполагания (неумение ставить цели, планировать, настойчиво реализовывать план);

-ложная самоидентичность и заниженная самооценка;

-отклонение индивидуальных ценностей от социальных норм и правил отсутствие или утрата смысла жизни.

Б.Н. Алмазов выделяет три основных источника девиантного поведения подростков – это педагогическая депривация, психологическая изоляция и социальная запущенность в координатах: семья, среда, система.

Коррекция девиантного поведения процесс трудоемкий, требующий много времени, энергитических затрат, высокой мотивации как со стороны подростка, его родителей, так и со стороны психологов, социальных педагогов, и не всегда приносящий ожидаемый эффект. Поэтому огромное значение имеет процесс предупреждения отклонений в поведении подростка.

В общем понимании профилактика – это предупреждение возникновения процесса, явления или действия, т.е. это система мер, воздействий, направленных на предупреждение различных проявлений девиантного поведения подростков. И.Ю. Тарханова в своей работе ссылаясь на утверждение Ю.А. Клейберга, отмечает, что раннюю профилактику надо рассматривать не столько с позиций социального контроля, сколько с позиций предупреждения десоциализации и управления процессом социализации подростков. О значимости первичной профилактики говорит и С.А. Косабуцкая, указывая на направленность ранних профилактических мер. Процесс профилактики должен проводиться еще до проявления девиантного поведения. Основываясь на знаниях и особенностях подросткового периода, природы и типов девиантного поведения, акцентуаций характера личности подростка, реакциях подростка на окружающую среду, семью и систему, на знаниях особенностей воспитания в семье и ряда других факторов, можно прогнозировать поведение подростка, его реакцию, следовательно, выработать алгоритм и стратегию по предупреждению девиантного поведения подростка, профилактике внутрисемейных и межличностных отношений.

Одно из направлений процесса профилактики будет заключаться в развитии интеллектуальной, мотивационной, волевой, предметно-практической, и других сфер личности подростка.

Вторым направлением профилактической деятельности может явиться повышение воспитательного и педагогического потенциала семьи.
Этому вопросу посвящены работы Леви В.Л. «Семейные войны»,

Шалва Амонашвили «Исповедь отца сыну», Байярд Р., Байярд Д. «Ваш беспокойный подросток», Степанова В.Г. «Психология трудных школьников» и других авторов.

Четвертое направление профилактической деятельности – диагностика психологической устойчивости подростка, его адаптивных способностей, с тем, что бы вовремя оказать необходимую психолого-педагогическую помощь. Здесь хотелось бы сослаться на работы А.Е. Личко, В.К. Лосьевой, А.А. Бодалева, Р. Бернса, М.С. Кона и других авторов, рассматривавших особенности развития психики, становление личности подростка.

На основе анализа научной литературы можно заключить, что:

1. Причины и условия возникновения девиантного поведения подростка:

— нарушения саморегуляции личности

2. Профилактика девиантного поведения – система превентивных социальных, правовых, педагогических мер по предупреждению отклоняющегося поведения;

3. Направление воздействия (по теории А.Б. Алмазова) проходит в координатах «семья, окружающая среда, система»:

— развитие различных сфер личности подростка,

— увеличение воспитательного и педагогического потенциала семьи,

— гуманизация процесса обучения,

— повышение квалификации педагогического состава,

— превентивное диагностирование детско- родительских отношений,

— переход системного взаимодействия семьи и школы на более глубокий уровень, с взаимно принимаемыми, осмысленными целями и стратегиями в сотрудничестве.

Источник

Психологическая профилактика девиантного поведения детей и подростков

какое значение имеет понимание психологической нормы для профилактики девиантного поведения

Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилитации этой группы молодежи.

Поиск эффективности мер социальной профилактики предполагает определение сущности понятия “отклоняющегося поведения”, его видов, факторов, влияющих на накопление отклоняющегося потенциала обучающихся, причин отклоняющегося поведения детей и подростков, а также роли образовательных институтов в решении задач предупреждения отклонений в поведении.

Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам.

И.С.Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали.

Существующая на сегодня система мер профилактики девиантного поведения неэффективна. Причины:

Для того чтобы меры профилактики были более эффективными, необходимо создание следующих условий:

Девиантное поведение подразделяется на две категории:

Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими причинами:

Способы профилактики девиантного поведения подростков:

Система профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в современных условиях должна учитывать имеющийся положительный опыт и вместе с тем новые требования общества.

Она должна характеризоваться:

а) сочетанием государственных и общественных начал, сил и ресурсов в этой деятельности;

б) сочетанием четырех задач: воздействие на личность, среду, деятельность субъектов воспитания и профилактики, общественное мнение;

в) специализацией информационного фонда, методики, организационных форм и управления, кадров и ресурсов;

г) распределением функций между отдельными участниками профилактической деятельности;

д) определением сферы применения мер воспитания, обеспечения нормальных жизненных условий, социальной помощи и собственно профилактики, включая правовые ее формы;

е) переходом в случае необходимости от преимущественно общевоспитательных к правовым мерам воздействия, обеспечения достаточности и своевременности этого воздействия.

В основе системы профилактики должны лежать законность, справедливость, демократизм, взаимодействие на уровне страны, субъекта федерации, местного самоуправления и между этими уровнями, специализированная законодательная база.

Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних, как непрерывно действующая система, имеет следующие основные этапы:

а) оздоровить среду и оказать помощь несовершеннолетним, оказавшимся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания, еще до того, как отрицательное действие этих условий существенно скажется на поведении таких лиц (этап ранней профилактики);

б) не допустить переход на преступный путь и обеспечить исправление лиц со значительной уже степенью дезадаптации, совершающих правонарушения непреступного характера (этап непосредственной профилактики);

в) не допустить переход на преступный путь и создать условия для исправления лиц, систематически совершающих правонарушения, характер и интенсивность которых указывают на вероятность совершения преступления в ближайшем будущем (этап профилактики предпреступного поведения).

Способами профилактики являются:

1. Обеспечение эффективного участия семьи. Это связано с развитием помощи семьям, воспитывающим подростков в условиях ниже прожиточного минимума, в условиях отсутствия одного из родителей, болезни или продолжительного отсутствия родителей по характеру работы; защиты семей с подростками от материальных и моральных последствий безработицы родителей или вынужденной смены мест работы; формированием в условиях, когда многие семьи растерялись, потеряли четкие представления о месте и задачах семьи в воспитании подростков, знаний прав и обязанностей в этой сфере, способов их осуществления, возможностей получения помощи от государственных органов, органов местного самоуправления и общественности в случаях, когда надо защитить права подростков или пресечь негативное влияние на них.

2. Существенное значение имеет эффективная помощь в создании жизненной перспективы для подростков с физическими и психическими аномалиями. Поскольку вероятность девиантного поведения у них в 4-5 раз выше, чем в среднем у несовершеннолетних, из-за неадаптированности в нормальной среде, расширение сети учреждений, социальной, медицинской и психологической их адаптации, как и консультационной помощи семье, имеющей таких подростков, относится к числу первоочередных задач.

3. Совершенствование деятельности образовательных учреждений. Это связано с предложениями по восстановлению роли школы в жизни подростков на основе педагогики, диалога и сотрудничества, совместной деятельности с семьей, качественного повышения квалификации, культурного и нравственного уровня педагогов и создания для них материальных условий и психологической атмосферы, которые стимулировали бы их закрепление в школе и реализацию воспитательного потенциала образовательного учреждения.

4. Деятельность органов, способствующих трудоустройству подростков, не продолжающих учебы, и их трудовой адаптации. В современных условиях особенно важно обеспечить сохранение преимуществ в приеме на работу подростков, особого порядка их увольнения (исключения из образовательных учреждений); сохранение специальных должностных лиц по работе с подростками на предприятии, а также материального и морального поощрения.

6. Развитие службы социальной защиты и помощи семье и несовершеннолетним. Закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» выделяет в качестве одного из приоритетных направлений деятельности социальной службы помощь, поддержку, защиту несовершеннолетних в трудной жизненной ситуации, связанной с сиротством, безнадзорностью, малообеспеченностью, конфликтами и жестоким обращением в семье, отсутствием постоянного места жительства. В этой связи в перечне учреждений социального обслуживания предусматриваются территориальные центры социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты, детские дома-интернаты для детей с физическим недостатками.

7. Участие добровольных фондов, общественных организаций, общественных объединений и движений. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что социальная защита семьи и несовершеннолетних, поддержка и помощь детям из групп риска в значительной степени может осуществляться (включая подготовку и оплату кадров социальных работников) на базе этих организаций и объединений. К числу мер ранней профилактики относятся: обучение родителей; устройство детей в группу продленного дня; материальная помощь из средств социальной службы; беседа о правах и обязанностях родителей; рассмотрение компетентными органами материалов о ненадлежащем выполнении родительских обязанностей; направление на лечение и т.д. Выявление семей, нуждающихся в помощи, и семей, в отношении которых необходимо принять меры воздействия в целях обеспечения нормальной обстановки, осуществляют органы социальной защиты и помощи семье и несовершеннолетним во взаимодействии с образовательными учреждениями и общественными объединениями.

Таким образом, ранняя профилактика осуществляется и с помощью некоторых запретительных и ограничительных мер (например, маркировка на изданиях СМИ, запрет продажи алкогольных напитков детям и подросткам), а также с помощью правовой и педагогической пропаганды.

Негативной тенденцией в жизни общества является кризис института семьи, нивелировка понятия нравственных ценностей и моральных норм, следствием чего является неуклонный рост количества социальных сирот, рост детской безнадзорности, преступности. Понятие девиантное поведение превратилось в широко применяемое в педагогике.

Девиантное поведение в педагогической практике обыкновенно соотносимо с понятием трудный подросток.

В настоящее время трудным подросткам или подросткам с девиантным (отклоняющимся) поведением уделяется достаточно много внимания специалистов. Психологический портрет трудного подростка, подаваемый в современной литературе, выглядит примерно так: «Подросток с девиантным поведением агрессивен, тщеславен, упрям, эмоционально неуравновешен, апатичен, не приемлет общественных норм. Поведение имеет импульсивный характер, система ценностей подменена групповыми нормами, ориентирована на досуг».

Таким образом, относя подростка к группе «трудных детей» мы даем ему возможность усугублять свою девиантность.

Исполнитель: Шарыпова О.А. педагог-психолог кабинета мед. профилактики

Список использованной литературы:

1. Волков П.Б. Роль воспитательной системы интернатного типа в развитии способности регуляции аффектов у подростков – сирот с аддиктивным поведением // Психологическое сопровождение образовательного процесса: состояние, проблемы, перспективы. Материалы V Психологических чтений Всероссийской научн. –практ. конфер:Уфа: БГПУ,2008 – 130 с

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл; Изд. Центр «Академия», 2004

4. Москаленко В.Д., Шибакова Т Л. Аддиктивное поведение в семьях больных алкоголизмом // Наркология. 2003. № 9. С. 14-17.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *