какое значение имеет образ наблюдателя

Какое значение имеет образ наблюдателя

Уроки литературы в 10 классе[1]

Урок 83. Урок развития речи. Контрольное сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»

УРОК 72
Л. Н. ТОЛСТОЙ.
НАРОД И ВОЙНА
В «СЕВАСТОПОЛЬСКИХ РАССКАЗАХ»

Цель:
ознакомить учащихся с исторической обстановкой в России во время обороны Севастополя; на материале «Севастопольских рассказов» показать истинный героизм русских солдат и матросов в обороне Севастополя в ходе Крымской войны; выявить мастерство писателя в раскрытии «диалектики души» человека; совершенствовать навыки работы с художественным текстом; формировать мышление учащихся, способность пользоваться различными источниками для получения информации; воспитывать интерес к истории страны, чувство патриотизма.

Оборудование:
учебник, раздаточный материал, «Севастопольские рассказы», иллюстративный материал.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся рассказывают об исторической обстановке в России во время обороны Севастополя; на материале «Севастопольских рассказов» показывают истинный героизм русских солдат и матросов в обороне Севастополя в ходе Крымской войны; выявляют мастерство писателя в раскрытии «диалектики души человека»; выполняют аналитическую работу в группах; участвуют в беседе.

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

• В чём вы видите своеобразие личности и таланта писателя?

• Какие события в общественно-политической и личной жизни Л. Н. Толстого повлияли на формирование и изменение его философско-эстетической позиции?

• Что такое «диалектика души»?

• Что нового внёс Л. Н. Толстой в историю русской и мировой литературы?

• Почему произведения Л. Н. Толстого актуальны в наше время?

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

— Русская литература, начиная со «Слова о полку Игореве», часто обращается к теме защиты родной земли от чужеземных захватчиков. Военная тема значима для русской литературы не в силу её, литературы, особой воинственности, а как раз наоборот: она помогает понять природу человека, выявить силы добра, могущие противостоять злу.

Сегодняшний урок мне хотелось бы начать словами Л. Н. Толстого: «По долгу совести и чувству справедливости не могу молчать о зле, открыто совершающемся передо мною и влекущем за собою погибель миллионов людей, погибель силы и чести отечества».

Мы продолжим наш разговор о писателе и будем говорить о его «Севастопольских рассказах». Ведь именно они сыграли решающую роль в становлении Толстого-писателя. В течение урока вы должны выяснить и дать ответ на вопросы: «Кто является истинным героем «Севастопольских рассказов» Л. Н. Толстого», «Что такое война в понимании писателя?»

IV. Работа над темой урока

1. Вступительное слово учителя

— В июле 1855 г., в самый разгар Крымской войны, когда взоры всей России были прикованы к героической обороне Севастополя, в журнале «Современник» стали появляться севастопольские рассказы Л. Н. Толстого, которые были встречены с особым интересом. По свидетельству А. В. Дружинина, «вся читающая Россия восхищалась Севастополем в ноябре [здесь у А. В. Дружинина ошибка — ред.], Севастополем весной, Севастополем в августе месяце».

Не только поэтические достоинства рассказов привлекли к ним острое внимание и горячий интерес. В этих рассказах были выражены очень важные политические истины, были поставлены волнующие социальные вопросы. Писатель отразил глубокие общественные настроения, и в этом, наряду с его высоким художественным мастерством, заключался секрет того большого впечатления, которое произвели рассказы Л. Н. Толстого на передовые слои русского общества.

Правду, глубокую, трезвую правду — вот что увидели и оценили читатели в «Севастопольских рассказах». Правду о патриотическом подъёме и героизме защитников Севастополя, о мужестве русских солдат, о тех чувствах и настроениях, которые были близки всему русскому обществу, и, с другой стороны, правду о несостоятельности царизма в войне, об отсталости николаевской армии, о глубокой пропасти между простым мужиком в шинели и дворянской офицерской верхушкой.

Новаторство военных рассказов Л. Н. Толстого заключается в том, что писатель в центре батальных сцен поставил живого человека, раскрыл его внутренний мир, мотивировал действия и поступки его сокровенными, глубоко затаёнными мыслями и чувствами. Человек из народа своим ратным трудом, неприметным подвигом решает судьбы отечества, а все другие персонажи освещаются с позиции той великой цели, которой вдохновлён народ.

2. Аналитическая работа:
особенности изображения событий Крымской войны
в рассказах Толстого
(в группах)

1-я группа — «биографы».

Обсудите теоретический материал учебника и подготовленную дома информацию, подготовьте сообщение об истории создания и творческом замысле произведений «Севастопольских рассказов», «Л. Н. Толстой в Севастополе».

2-я группа — «художники».

Проанализируйте репродукции картин, связанных с обороной Севастополя.
По репродукциям И. К. Айвазовского (см. ниже) и В. Ф. Тимма, изображающим Севастополь и 4-й бастион, по панораме «Героическая оборона Севастополя, 1854–1855 годы», созданной художником-баталистом Ф. А. Рубо, расскажите о Севастополе, увиденном глазами художников.

3–5-я группы — «литературоведы».

Определите особенности изображения событий Крымской войны в рассказах Л. Н. Толстого.

«Севастополь в декабре месяце»

• Как Л. Н. Толстой создаёт неприукрашенный облик военных будней?

• Какое значение имеет образ наблюдателя? повествователя?

• Какими показаны защитники Севастополя? Какими мы их увидели?

• Каковы художественные особенности этого рассказа?

• Проанализируйте эпизод «Ранение штабс-капитана Михайлова».

«Севастополь в мае»

• Какова тема этого рассказа?

• Как писатель изображает поведение офицеров (Калугин, князь Гальцин, ротмистр Праскухин, штабс-капитан Калугин, Пест, поручик Непшитшетский)?

• Каким мы увидели князя Гальцина? Где проявляется его «храбрость»? Почему ему «ужасно стыдно» за себя?

• Как характеризует автор адъютанта Калугина? Ради чего он рискует?

• Проанализируйте эпизод из 9 главы, где Калугин демонстрирует свою храбрость капитану, который «уже шесть месяцев командовал одной из самых опасных батарей».

• Расскажите о военных буднях остальных солдат и офицеров.

• Проанализируйте эпизод «Смерть ротмистра Праскухина».

• Каковы художественные особенности рассказа?

«Севастополь в августе 1855 года»

• Как Л. Н. Толстой развенчивает ложную военную романтику и воссоздаёт «трезвую правду о войне»?

• Какую роль сыграли братья Козельцовы в общем ходе исторических событий?

• Выполните сопоставительную работу, опираясь на анализ предложенных глав.

• Назовите ещё одного главного героя произведения. Его имя звучит в заглавии каждого рассказа и книги. (Это гордый город Севастополь)

Ориентировочные ответы 1-й и 2-й групп

1-я группа — «биографы».
Лев Николаевич Толстой был в Крыму трижды. В действующую армию подпоручика Толстого перевели после его настойчивых требований. Сюда, в сражающийся Севастополь, он стремился «больше всего из патриотизма», как рассказывал позднее брату.

7 ноября 1854 г. Л. Н. Толстой впервые побывал на севастопольских бастионах. На подступах к городу уже два месяца велись кровопролитные бои. Осматривая город, превратившийся в крепость, писатель бродил лабиринтами батарей, беседовал с солдатами, офицерами. И всё, что он увидел и услышал, говорило ему: стойкость и храбрость севастопольцев намного выше, чем представлялось до приезда в Крым. В письме к брату он говорит о своих первых впечатлениях: «Дух в войсках выше всякого описания. Во времена Древней Греции не было такого геройства… Рота моряков чуть не взбунтовалась за то, что их хотели сменить с батареи, на которой они простояли тридцать дней под бомбами. Чудное время!»

Молодому офицеру-артиллеристу долго не удаётся побывать в деле. Почти два месяца его держали на тыловых позициях под Симферополем, в деревне Эски-Орда (ныне Лозовое). Жил он в удобном помещичьем доме. Сохранившееся до сих пор лёгкое двухэтажное здание видно с Алуштинского шоссе. Оно чётко выделяется на фоне окружающих тёмно-серых гор и густой зелени садов.

В память о пребывании Л. Н. Толстого в этих местах на шоссе установлен его скульптурный бюст.

В последних числах марта 1855 г. батарею Л. Н. Толстого перебрасывают на одну из самых важный позиций обороны города — на 4-й бастион. Переезд совпал с мартовско-апрельским штурмом Севастополя. Н 4-м бастионе не было места, куда бы не попадали снаряды. Однако бастион жил и не допускал врага в город. С честью и славой выдержали его защитники испытание.

За храбрость и стойкость, проявленные на бастионе, Л. Н. Толстой досрочно получил чин поручика и был награждён орденом. Находясь там, он пишет рассказ «Севастополь в декабре месяце», который затем публикует журнал «Современник». В основу рассказа положены впечатления Л. Н. Толстого от первого знакомства с обороняющимся городом и его защитниками и картины, которые он наблюдал в Севастополе в декабре 1854 г., когда был послан в Эски-Орду со взводом солдат за орудиями. Главная мысль рассказа заключена в словах, что каждый, кто побывал в осаждённом городе, мог вынести «убеждение в невозможности взять Севастополь» и что это убеждение видели «в глазах, речах, приёмах, в том, что называется духом защитников Севастополя».

Участвовал писатель и в знаменитом сражении с 10 на 11 мая, когда летящие бомбы, по выражению военного историка, образовали огненный свод над головами сражавшихся. Майские события на 4-м бастионе послужили основой для второго севастопольского рассказа — «Севастополь в мае».

В последние дни боёв Л. Н. Толстой снова был переведён на городские позиции и огнём своей батареи прикрывал эвакуацию войск на Северную сторону.

Он оставил Севастополь одним из последних. Свои чувства, отражавшие чувства всех защитников города, писатель выразил в третьем рассказе «Севастополь в августе 1855 года».

Главное желание и цель Толстого — рассказать не просто правду о войне, но всю правду, правду до конца. Эта мысль открыто заявлена уже в первом очерке. Он носит полемический и программный характер, и программа, глубокое авторское задание сформулированы в очерке подчёркнуто откровенно, с внутренней страстностью: «Вы увидите,— обращается автор очерка к читателям,— войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знамёнами и гарцующими генералами, а увидите войну в настоящем её выражении — в крови, в страданиях, в смерти…»

Завершая рассказ «Севастополь в мае», Толстой пишет: «Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен,— правда».

2-я группа «художники».
В середине XIX в., в 1854–1855 гг., у стен Севастополя решалась судьба Крымской войны. Англия и Франция пытались вытеснить Россию с Балканского полуострова и бассейна Чёрного моря. Одиннадцать долгих месяцев отборные силы противника, имея численный перевес и преимущество в вооружении, стояли у стен Севастополя.

Автор панорамы, основоположник русского панорамного искусства, профессор класса батальной живописи Петербургской Академии художеств Франц Алексеевич Рубо положил в основу произведения самый яркий эпизод севастопольской эпопеи — бой на Малаховом кургане 6 июня 1855 г. В этот день 75-тысячная русская армия успешно отразила натиск 173-тысячного англо-французского войска.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя

— В рассказах Л. Н. Толстого впервые в русской и мировой литературе традиционная батальная живопись была очеловечена, то есть углублена и обогащена правдивыми описаниями тончайших чувств и переживаний человека — участника баталии, дана сквозь призму его сознания. Война со всеми её ужасами и величием была показана изнутри, посредством раскрытия внутреннего отношения к ней рядовых её участников, а сами участники охарактеризованы в зависимости от их места во всенародной борьбе — вот в чём состоял тот шаг вперёд, который Л. Н. Толстой в своих военных рассказах сделал по сравнению с его предшественниками.

От «Севастопольских рассказов» в творчестве Л. Н. Толстого идёт многое важное. От них — прямой путь к «Войне и миру». Б. М. Эйхенбаум назвал очерки о Севастополе своеобразными этюдами к «Войне и миру»: «Здесь подготовлены и отдельные детали, и некоторые лица, и разнообразные «тональности», и даже сплетение батального жанра с семейным».

VI. Домашнее задание

1. Составить рассказ очевидца (солдата, офицера, сестры милосердия) обороны Севастополя во время Крымской войны в форме письма с фронта (по желанию учащихся).

2. Знать содержание романа Л. Н. Толстого «Война и мир». (См. Обзор содержания романа «Война и мир» по главам на сайте «К уроку литературы»)

Источник: Г. Фефилова. Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие. — М.: АСТ, 2016.

1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва: Издательство АСТ, 2016. — 445 с.
Учебно-методическое пособие содержит годовое календарно-тематическое планирование и разработки 105 уроков литературы базового уровня для 10-го класса образовательных учреждений с русским языком обучения. Схемы, таблицы, богатый дидактический материал, разноуровневые задания, расположенные на страницах с полями для записей делают пособие максимально удобным для использования в зависимости от уровня подготовки класса.
Для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ, студентов филологических факультетов вузов. (вернуться)

2. Взятие Севастополя — картина находится в Государственном музее искусств Грузии (Тбилиси).
В сентябре 1854 года И. К. Айвазовский побывал в осаждённом Севастополе на Малаховом кургане, где встретился с вице-адмиралами В. А. Корниловым и П. С. Нахимовым, возглавлявшими укрепление и сухопутную оборону Севастополя. По настоянию друзей художник уехал из города и вскоре узнал о смертельном ранении Корнилова, полученного им во время шквального огня, обрушенного на берег 5 октября с кораблей противника.
В 1855 году Айвазовский пишет картину «Взятие Севастополя». Франко-англо-турецкий флот не сумел близко подойти к городу с моря. Дорогу ему преградили корпуса затопленных парусников. Вражеские корабли встали на якоря под Севастополем – от Балаклавы до Качи. (вернуться)

Источник

Презентация по литературе «Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы» 10 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

какое значение имеет образ наблюдателя

Описание презентации по отдельным слайдам:

Обучающая: познакомить учащихся с изображением суровой правды войны, героизмом и патриотизмом русских солдат и офицеров в ходе Крымской войны, выявить мастерство писателя в раскрытии «диалектики души человека», учить анализировать текст Развивающая: учить обосновывать свою точку зрения, подбирать необходимые аргументы, выстраивать ответ- монолог Воспитывающая: обучать работать в группах, воспитывать лидерские качества, прививать умение брать на себя ответственность за результат работы всей группы

Казанский университет (с картины неизвестного художника XIX века) Казанский университет (наши дни)

Ясная Поляна Москва Петербург Ясная Поляна «… беспутно прожитые годы»

2 группа 3 группа 1 группа

Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский Л.Н. Толстой ВОПРОСЫ: Как Л.Н. Толстой создаёт неприукрашенный облик военных будней? Какое значение имеет образ наблюдателя? Повествователя? Какими показаны защитники Севастополя? Каковы художественные особенности этого рассказа?

Героем моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который был, есть и будет прекрасен,- правда. Л.Н. Толстой ВОПРОСЫ: Какова тема рассказа? Как писатель изображает поведение офицеров? ( Калугин, князь Галицин, ротмистр Праскухин, штаб-капитан Калугин, Пест, порутчик Непшитшетский) Военные будни Художественные особенности рассказа?

Самым интересным на уроке для меня было… Для меня оказалось трудным и сложным… О чём меня заставили задуматься «Севастопольские рассказы»?

какое значение имеет образ наблюдателя

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

какое значение имеет образ наблюдателя

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

какое значение имеет образ наблюдателя

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

какое значение имеет образ наблюдателя

Номер материала: ДВ-082409

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

какое значение имеет образ наблюдателя

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

какое значение имеет образ наблюдателя

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

какое значение имеет образ наблюдателя

Стартовал сбор заявок на студенческую олимпиаду «Я — профессионал»

Время чтения: 2 минуты

какое значение имеет образ наблюдателя

Гинцбург анонсировал регистрацию детской вакцины от COVID-19

Время чтения: 1 минута

какое значение имеет образ наблюдателя

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

какое значение имеет образ наблюдателя

Студенты разработали программу для предупреждения опасного поведения в школах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Какое значение имеет образ наблюдателя

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (12.1—12.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

12.1. Почему события, раскрывающие «историю души» Печорина, происходят не в Петербурге, а на Кавказе? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

12.2. Почему всех своих посетителей бесцельно лежащий на диване Обломов называет «несчастными» людьми? (По роману И. А. Гончарова «Обломов»)

12.3. Согласны ли вы с утверждением литературоведа, что поэзия А. А. Ахматовой — это русская психологическая проза XIX века, переложенная на стихи? Аргументируйте свою точку зрения.

12.4. Какое значение для понимания произведения имеет его композиция (на примере 1-2 произведений — по выбору)?

При написании сочинения можно пользоваться следующим примерным планом.

1. Вступление – вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Во вступлении может содержаться ответ на заданный по теме вопрос; быть представлено ваше мнение, если в названии есть отсылка к мнению пишущего (“как вы понимаете смысл названия…”); содержаться факт из биографии автора или характеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста; быть сформулировано ваше понимание литературоведческих терминов, если они использованы в названии темы (“тема судьбы”, “образ героя”…).

2. Основная часть: представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой. В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументировано и стилистически правильно, грамотно излагать свои мысли. Основная часть – это проверка того, насколько верно понята тема. Основную часть можно начинать с тезиса — положения, которое вы будете доказывать. Потом приведите аргументы, их должно быть по крайней мере два. Свои аргументы подкрепляйте примерами из текста.

3. Заключение: подведение итога, обобщение сказанного, завершение текста, повторное обращение внимания на самое главное. Заключительная часть должна быть короткой, но емкой; органически связанной с предыдущим изложением. В заключении может быть выражено отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный смысл и быть подготовлено материалом основной части.

12.4. Какое значение для понимания произведения имеет его композиция (на примере 1-2 произведений — по выбору)?

Композиция «Героя нашего времени» сложная и оригинальная. Первое, на что обращает внимание читатель при чтении «Героя нашего времени», — нарушение хронологической последовательности в ходе повествования. Роман состоит из описаний различных эпизодов в жизни Печорина, внешне практически не связанных между собой. Начинает роман повесть «Бэла», далее следует «Максим Максимыч», затем — «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист». Тогда как в жизни главный герой сперва едет на Кавказ и встречает контрабандистов — «Тамань», потом приезжает в Пятигорск, где разворачивается действие «Княжны Мери»; за дуэль с Грушницким Печорина посылают в отдаленную крепость, где он похищает черкешенку — «Бэла»; после истории с Бэлой герой живет некоторое время в казачьей станице, где происходят события, описанные в «Фаталисте»; наконец, Максим Максимыч и рассказчик встречают Печорина по дороге в Персию, где он впоследствии умирает — «Максим Максимыч».

В романе Лермонтова композиция и стиль подчинены одной задаче: как можно глубже и всестороннее раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его внутренней жизни, ибо «…история души человеческой, — как заявляет автор в предисловии к «Журналу Печорина», — хотя с самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно…когда она …писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление».

Образ Печорина раскрывается двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутреннего его самораскрытия. Вот почему роман Лермонтова четко делится на две части; каждая из этих частей обладает внутренним единством. Первая часть знакомит читателя с героем приемами внешней характеристики. Вторая часть подготавливается первой. В руки читателя попадает «Журнал Печорина», в котором он рассказывает о себе в предельно искренней исповеди.

Роман построен так, что Печорин и его история последовательно предстают перед читателем как бы с трех точек зрения. Предисловие от автора, написанное в ответ на разноречивые толки критики и включенное во второе издание книги, объясняет общий замысел, цель произведения. Затем идут путевые записки автора, повесть «Бэла». Особенность построения «Героя нашего времени» в том, что в произведении не совпадают сюжет и фабула. Лермонтов нарушает естественную хронологию событий с тем, чтобы постепенно ввести читателя во внутренний мир Печорина, героя своего времени, который в результате раскрывается именно в последних трех главах романа через дневник главного героя.

Итогом философских рассуждений Печорина, а также и Лермонтова — его создателя, становится заключительная глава произведения — «Фаталист», которая несет в себе важные и во многом итоговые умозаключения Печорина.

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне3
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне2
Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно1
Тема не раскрыта0
2. Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют3
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки2
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.)

ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена

И/ИЛИ допущены три фактические ошибки

1
Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий)

ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки

И/ИЛИ авторская позиция искажена

0
3. Опора на теоретико-литературные понятия
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют3
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют2
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий)

И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий

1
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение

ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий

0
4. Композиционная цельность и логичность
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов3
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой,

внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы

2
В сочинении прослеживается композиционный замысел,

есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *