какое значение имеет изучение закономерностей взаимоотношений человека и природы

Человек и природа – примеры связи и значение природы для людей

какое значение имеет изучение закономерностей взаимоотношений человека и природы

Несмотря на все достижения науки и техники человек до сих пор находится в зависимости от природы. При этом и люди оказывают на природу огромное влияние.

Как природа влияет на человека?

Природа предоставляет человеку те ресурсы, которые необходимы ему для жизни. Самыми важными из них являются свежий воздух, чистая вода, солнечный свет и пища. Без этих благ природы человек в принципе не может жить.

Но по мере развития нашей цивилизации люди стали добывать и другие ресурсы, которые нужны нам для комфортной жизни. Сначала человек освоил некоторые строительные материалы (дерево, мрамор, гранит), а также самые распространенные металлы (медь, бронзу, железо, золото, серебро). В дальнейшем список добываемых материалов расширился, стали использоваться алюминий, титан, никель, вольфрам, уран. Первым ископаемым топливом, освоенным человеком, можно считать уголь. В XIX в. вместо него стали применять нефть (точнее говоря, топливо, получаемое из нефти), а в XX в. пришел черед природного газа. Также природа дает нам возможность получать электричество, не сжигая природные ресурсы. Надо лишь использовать энергию рек и приливов, солнечного света и ветра.

Однако природа может и негативно воздействовать на человека. Периодически происходят природные катаклизмы, жертвами которых становится множество людей. Это извержения вулканов, землетрясения, ураганы, наводнения. Существуют и другие бедствия, которые напрямую не убивают людей, но косвенно приводят к большим потерям. Например, сильная засуха провоцирует неурожай, что в свою очередь может привести к голоду в бедных странах.

Порою природное бедствие связано с воздействием на человека живой природы. В качестве примера можно привести крупные эпидемии или нашествия саранчи.

Как человек влияет на природу?

Человек отличается от других обитателей Земли тем, что он не только приспосабливается к природе, но и сам способен преобразовывать ее под свои нужды. Ещё в глубокой древности люди начали распахивать землю, строить первые поселения и вырубать леса, тем самым меняя природный ландшафт. На сегодняшний день возможности человека возросли – он строит целые города, прокладывает шоссе и железные дороги. Более того, ему удалось даже изменить географию планеты – построив Суэцкий канал, человек отделил Африку от Евразии, а воды Красного и Средиземного моря соединил. Аналогично и Панамский канал разделил Северную и Южную Америку.

Деятельность человека приводит к вымиранию других животных. Классический пример – это мамонт, истребленный ещё первобытными людьми. С развитием цивилизации растет и скорость исчезновения биологических видов.

В последние два века человек стал влиять и на глобальный климат на планете. С ростом промышленности увеличились выбросы в атмосферу углекислого газа, что в свою очередь приводит к глобальному потеплению. С последние десятилетия сильно сократилась площадь льдов в Арктике, расширилась территория пустынь. В свою очередь эти изменения влияют на живую природу. Например, таяние льдов приводит к сокращению ареала распространения белых медведей, и поэтому их численность сокращается.

Человек осознает негативные последствия своей деятельности и пытается как-то компенсировать их. Создаются специальные заповедники, на территории которых сохраняются вымирающие виды. Для предотвращения глобального потепления устанавливаются ограничения на выбросы углекислого газа. В последние годы идет всестороннее ужесточение экологического законодательства.

Подведение итогов

Человек и природа сильно влияют друг на друга. Люди должны осознавать, что урон, нанесенный природе, в конечном итоге приводит к негативным последствиям и для самого человека.

Источник

Проблема взаимоотношений человека и природы

какое значение имеет изучение закономерностей взаимоотношений человека и природы

Взаимосвязь человека и природы прослеживается в формировании человеческих потребностей. Человек как субъект общественных отношений является особым видом живого, телесного существа, продуктом исторического развития общества.

Отличительным признаком Homo sapiens является не его биологическая организация, а способность создавать «вторую природу» и культурные ценности. Человек, по словам К. Маркса, может вести себя по мерке любого вида.

Удовлетворение потребностей человека находит свое выражение в человеческом интересе. Человек как личность стремится познать окружающий мир и воздействовать на него практическим образом. Роль природы в жизни человека огромна. Природное окружение, климат, особенности почв, минералов, сортов деревьев — все это влияет в определенной степени на формирование человеческих потребностей.

Так, Египет, — страна камня — отсюда пирамиды, гробницы, каменные стелы, колонны; в Греции много мрамора — отсюда материал для статуй, храмов, рельефов. Свойства материала облегчали поиск и «подсказывали» наиболее целесообразное осуществление духовных потребностей человека, развивая в нем чувство красоты. Папирус (иероглифы) и глиняные плитки (клинопись), бумага (печатное слово) по-разному служили одному делу — развитию человеческой культуры.

Бивни мамонта и моржа, мрамор и различные породы деревьев влияли на форму произведений изобразительного искусства. Потребности детей в игре вполне удовлетворяют игрушки из пластмассы, в чем-то они лучше деревянных, но из пластмассы еще никому не удавалось изготовить скрипку, равную по звучанию скрипке Страдивари.

Многие потребности, способы и средства их удовлетворения диктуются природой. Например, в не столь отдаленном прошлом у чукчей не было потребностей не только в книгах, но и во фруктах, поскольку они не подозревали об их существовании. Многие явления природы подсказывали научные открытия и изобретения. Наблюдая полет птиц, человек стремился к полетам и пришел к самолету, движения небесных светил подсказали ему многие вычисления, а смена природных ритмов — первые философские обобщения (идея цикличности).

Человек — высшее творение природы. Но отсюда нельзя сделать вывод, что и культура — творение природы. Культура — это творчество человека, который является связующим звеном между ней и природой. Природа существовала и может существовать без человека и без культуры, человек же не может порвать с природой, «убежать» от нее.

Некоторые исследователи даже считают, что главную роль в развитии культуры играет не человек, а различные вещи: напитки, пряности, деньги, источники энергии, дерево, уголь, города, географическое единство, климат и т. п. Это так называемый географический детерминизм (щедрость природы Африки и характер негров).

Рассматривая основные тенденции взаимоотношения и взаимодействия человека и природы в динамике социально-культурной жизни, можно увидеть тенденцию гармонизации их отношений путем приспособления к ней. Противоречия между культурой и природой существуют, но исторический опыт человечества свидетельствует о том, что они порождаются «малокультур­ным» отношением к природе. Так, человек в период палеолита был охотником, природа была враждебна ему, над ним постоянно витал страх голодной смерти. Не случайно тотемизм был первой формой религии. Переход к земледелию и скотоводству, т. е. производящему хозяйству, изменил отношения человека и природы. Начался длительный период аграрной культуры. Бытие человека двойственно: с одной стороны — он активно действующее существо, с другой — он еще не оторван от природных условий своего существования, что говорит о большом значении природы в жизни человека.

Природный элемент в производительной деятельности человека преобладает, т. к. земля в качестве объекта труда и сам производитель не зависят от деятельных сил человека. Они только «встречаются» в процессе трудовой деятельности, но результат этой «встречи» в большей степени определяется стихийными силами природы. В сознании человека этот этап взаимодействия с природой отразился в земледельческих культах, в мифологизме, в антропоморфном восприятии мира (бог моря — Пойседон, бог солнца — Ра, бог скота — Белес и т. п.). Такое мировоззрение человека той эпохи базировалось на неотделенности культурного от природы. Это породило анимистические представления о Вселенной, т. е. одухотворенности предметов и явлений природы.

Взаимосвязь культуры и природы всегда была опосредствована мировосприятием человека. Мировые религии отражают этот процесс. Так, в индийской культурной традиции (индуизм, буддизм) с ее направленностью на достижение морального совершенства и состояния внутренней сосредоточенности, акцент делается на практическое отрицание мира. И как следствие — пассивное отношение человека к природе. Но в конкретном контакте с природой действует традиция уважения всего живого и не причинения вреда. С давних времен и до настоящего времени культура Индии, Китая, Япо­нии удерживала представление о божественной сущности природы.

В философских системах древности Индии, Китая и античной Греции были впервые сформулированы научные концепции человека, где он рассматривался как часть космоса. Человек может выступать как малый мир (микрокосм) и как большой мир (макрокосм).

Согласно представлениям древних китайцев, природа трактовалась как живой организм, а человек — как сочетание различных «стихий» космоса. Один из китайских мудрецов сказал: «Меж Небом и Землей человек драгоценнее всего». Наиболее самобытными и оригинальными концепциями человека в древнекитайской философии являются теории конфуцианства и даосизма.

Конфуцианство (основоположник — мудрец Конфуций, VI в. до н. э.) утверждало вечность и неизменность общества и мира в целом, где каждому человеку отводилось право занимать предопределенное ему изначальное место. Гуманность, милосердие (жэнь) должны пронизывать отношения между людьми. Каждый обязан помогать другому достичь того, к чему сам стремится, и не делать того, чего не желает себе. Овладеть таким правильным поведением помогает следование строгому порядку (ли) и нормам, включающим этикет.

Другим важнейшим направлением древнекитайской философии, в котором особое внимание уделяется проблеме человека, являлся даосизм (основоположник Лао-цзы — VI в. до н. э.). Центральным понятием этого учения является «дао» — путь. Согласно учению даосизма, все в мире находится в движении, изменении, в пути; все непостоянно и конечно.

В европейской культуре с ее принципом прагматизма, доминирует принцип полезности в отношении к природе. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», — утверждает герой романа «Отцы и дети» И. Тургенева. А персонаж горьковского рассказа «Мальва» — крестьянский парень Гаврила в ответ на восхищение женщины безбрежной картиной моря тоскливо говорит: «. Эх, кабы это земля бы, да чернозем бы, да распахать бы». Здесь мы встречаемся с западноевропейской традицией овладения природой.

В христианской культуре мира природный мир принимается на условиях его активного усовершенствования, т. к. человек — творение Бога и самим этим фактом призван творчески относиться к себе и к природе.

Эти радикальные изменения в соотношении природы и культуры наблюдаются и сейчас. В период промышленного культурного развития, т. е. следующего этапа культурной эволюции, человек не столько зависит от природных обстоятельств, сколько от исторически созданных условий производственной деятельности. В литературе, посвященной борьбе с экологическими злоупотреблениями, понятие «природа» нередко заменяется на словосочетание «природные ресурсы» или «сырье», в лучшем случае — на «естественные условия существования человека». В таких условиях речь идет не о гармонизации отношений между природой и культурой, природой и человеком, а о природе, как объекте утилитарного использования для своих потребностей.

В таких условиях возникает проблема человека и культуры и гармонизации этих взаимоотношений. Понимание природы как полезной вещи для человека губительно для культуры. На это обращали внимание многие выдающиеся философы. Гегель: «практическое отношение к природе обусловлено в общем заносчивостью, а последняя эгоистична. Потребность стремится к тому, чтобы употребить природу на свою пользу, стереть ее грани, выхолостить, короче говоря, уничтожить ее» [1].

К.Маркс: «Культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно. оставляет после себя пустыню» [2]. С. Л.Рубинштейн предостерегал, что «культура, которая вообще изгнала бы из жизни природу, разрушила бы сама себя и стала нестерпимой» [3]. Такое влияние человека на природу может привести к пагубным последствиям и экологическим катастрофам.

1. Гегель Г. В. Энциклопедия философских наук в 2-х т. М., 1975. – Т. 2., с.12.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 32, с. 43.
3. Рубинштейн Л. С. Проблемы общей психологии, М., 1973, с. 62.
4. Афонин В. А., Афонин Ю. В. Теория и история культуры. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. – Луганск: Элтон-2, 2008. – 296 с.

ЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ:

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Источник

Исследовательская работа «Взаимоотношения человека и природы в историческом процессе»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«От исследования – к научному поиску»

МКОУ «Кегультинская средняя общеобразовательная школа имени М.А. Сельгикова»

Название работы: «Взаимоотношения человека и природы в историческом процессе»

Автор работы: Санджиев Санджи Баатрович

Место выполнения работы: с. Кегульта

МКОУ «Кегультинская средняя

общеобразовательная школа имени М.А. Сельгикова»

Руководитель: Кардашова Анна Геннадьевна, учитель истории и обществознания МКОУ «Кегультинская СОШ имени М.А. Сельгикова»

Цель работы: выяснить связь природы и человека на определенных этапах истории, влияние этой связи на исторический процесс в прошлом и настоящем, определить значение взаимоотношений природы и человека в целом.

Методы и приемы, использованные в работе: Одним из методов изучения поставленных в работе целей и задач, является анализ таких понятий как природа, человек, общество с позиции обществоведческих знаний, с помощью географических знаний найти объяснение определению природных катастроф и глобальных проблем. Основным приемом, связывающим данные определения, становится не только использование и характеристика терминология, но и философские размышления, работа с историческими фактами. Еще один метод — это анализ и характеристика современной социально-экологической ситуации, как фактора влияющего на закономерности формирования современной истории человечества. Метод анализа антропогенного фактора в изменении окружающей среды на определенных этапах формирования истории и в современных условиях, как проявление зависимости общества от состояния окружающей среды. Метод анализа глобальных проблем человечества, как влияющего фактора на развитие современного этапа истории человечества и планеты Земля.

Полученные данные: Влияние природного фактора на уровень богатства общества, демографический рост, скорость исторического развития в течение всей истории было исключительно сильным. Вот почему образ природы всегда был важнейшим в духовной жизни общества, люди обожествляли ее, воспевали, боялись и были благодарны ей за щедрость. Глобальные климатические изменения играли важную роль в формировании человечества и его истории. Природная среда была способна в огромной степени ускорить или затормозить различные процессы. Примером тому являются природные катастрофы. Все это нашло свое отражение в этой исследовательской работе. В ранние периоды истории жизнь отдельного человека и человеческих коллективов зависела от особенностей природы в несравненно большей степени, чем сегодня. Однако даже современное общество, решив много важных проблем и сделав попытки влиять на природу, не только не сумело уйти от влияния этой самой природы, но неожиданно столкнулось с глобальными и очень сложными экологическими проблемами. Жизнь современного человека, несмотря на громадные успехи науки и цивилизации, по-прежнему бесчисленными нитями связана с природой и зависит от нее. В конечном счете все, чем обладает современный человек, кроме знаний и информации, сделано из природного материала, пусть и преобразованного. Исследование взаимовлияния природы и общества в прошлом и настоящем является решением одного из важнейших вопросов как исторической, так и многих других наук.

«Покорение» природы человеком……………………………………………………. 7

Разрушительные силы природы в истории человечества………………………….…9

Глобальные проблемы современности………………………………………………..13

Цель этой работы – выяснить связь природы и человека на определенных этапах истории, влияние этой связи на исторический процесс в прошлом и настоящем, определить значение этой связи в целом.

Объектом исследования в данной работе являются природные катастрофы и глобальные проблемы человечества.

Предметом исследования являются определенные этапы в истории человека, общества, государства, связанные с данной темой.

Задачи – в ходе исследования объекта и предмета в работе найти подтверждение влиянию природы на ход истории независимо от вмешательства человека в этот сложный процесс, а также охарактеризовать ответные действия людей на ход истории существования на планете Земля.

Актуальность темы: в современном мире остро стоит вопрос взаимоотношений человека и природы, в мире постоянных открытий и изменений, которые к сожалению, часто имеют пагубные последствия и для человека, и для самой природы. Этот вопрос всегда был и будет актуальным, на любом промежутке истории. А о том, как протекал этот процесс и какова ситуация на сегодняшний день и будет говориться в моей работе.

В отечественной и мировой историографии существуют три основные точки зрения на проблему особенностей истории. Сторонники первой из них, придерживающиеся концепции однолинейности мировой истории, считают, что все страны и народы, проходят в своей эволюции одни и те же, общие для всех стадии, движутся по одному, общему для всех пути. Историки-профессионалы, исходящие из той методологической посылки, как правило, избегают использовать понятие «отсталость», предпочитая другой термин – «задержка» движения истории; соответственно центр исследований переносится ими на выявление причин, замедливших ход исторической эволюции государств.

Сторонники второго подхода к изучению истории исходят из концепции многолинейности исторического развития. Они полагают, что история человечества состоит из историй целого ряда самобытных цивилизаций, каждая из которых преимущественно развивает (развивала) какую-либо одну (или специфическое сочетание нескольких) сторону человеческой природы, эволюционирует по своему собственному пути.

Третья группа авторов пытается примирить оба указанных подхода. К представителям этого направления принадлежал видный русский историк и общественный деятель Павел Николаевич Милюков. По его мнению, в историческом результате различаются три главные группы производящих его условий: «Первое условие заключается во внутренней тенденции, внутреннем законе развития, присущем всякому обществу и для всякого общества одинаковом. Второе условие заключается в особенностях той материальной среды, обстановки, среди которой данному обществу суждено развиваться. Наконец, третье условие состоит во влиянии отдельной человеческой личности на ход исторического процесса. Первое условие сообщает различным историческим процессам характер сходства в основном ходе развития; второе условие придает им характер разнообразия; третье, наиболее ограниченное в своем действии, вносит в исторические явления характер случайности». Внутренний ход развития государств «видоизменялся под могущественным влиянием второго условия, исторической обстановки. Если бы можно было предположить, что это условие произвело только задерживающее влияние, что оно остановило рост развития стран на одной из ранних ступеней жизни, но нет, историческая жизнь не остановилась; она шла своим ходом, может быть, более медленным, но непрерывным, и, следовательно, пережила известные моменты развития по-своему. Условия исторической жизни задержали развитие численности людей на планете; но дальнейший процесс по необходимости будет заключаться в размножении и увеличении плотности населения. Условия обстановки задержали экономическую эволюцию на низших ступенях, но дальнейший ход пойдет одинаковым порядком, в направлении большей интенсивности, большей дифференциации и большего обобществления труда.

Итак, представители трех подходов по-разному трактуют проблему особенностей истории. Тем не менее, все они признают воздействие на развитие государств неких мощных факторов (причин, условий), которыми обусловливается значительное отличие истории разных стран мира. Что же это за условия? В отечественной и зарубежной историографии обычно выделяются четыре фактора, определивших особенности (отсталость, задержку, самобытность, своеобразие) истории: природно-климатический; геополитический; конфессиональный (религиозный); социальной организации.

В своем исследовании я ставлю следующие вопросы: Как влияет природа на историю человека? Примеры из истории? Современные государства в отношениях с природой? Ответы на эти вопросы помогут сделать вывод о том, что история развития человека, общества и государства, в первую очередь зависит от природного воздействия.

В начале была природа

Понятие «природа» неоднозначно. «Природа» в широком смысле отождествляется с понятием Вселенная, мир вообще. В более узком смысле природа – это область жизни на Земле. Земля образовалась около 4,567 млрд. лет назад путем аккреции из протопланетного диска, дискообразной массы газа, пыли, оставшихся от образования Солнца, которая и дала начало Солнечной системе. Вулканическая дегазация создала первичную атмосферу, но в ней почти не было кислорода и она была бы токсичной для людей и современной жизни в целом. Большая часть Земли была расплавленной из-за активного вулканизма и частых столкновений с другими космическими объектами. Предполагается, что одно из таких крупных столкновений привело к наклону земной оси и формированию Луны. Со временем такие космические бомбардировки прекратились, что позволило планете остыть и образовать твердую кору. Доставленная на планету кометами и астероидами вода сконденсировалась в облака и океаны. Земля стала, наконец, гостеприимной для жизни, а самые ранние ее формы обогатили атмосферу кислородом. По крайней мере, первый миллиард лет жизни на Земле существовала в малых и микроскопических формах. Около 580 миллионов лет назад возникла сложная многоклеточная жизнь, а во время кембрийского периода она пережила процесс быстрой диверсификации в большинство основных типов. Около шести миллионов лет назад от гоминидов отделилась линия гомини, что привело к появлению шимпанзе (наших ближайших родственников), и в дальнейшем к современному человеку.

История жизни на Земле началась намного позже возникновения самой планеты, с момента появления первого живого существа 3,7 миллиарда лет назад – и продолжается по сей день. Человек и природа неразрывно связаны между собой. Мы в огромной степени зависим от окружающего нас мира. Еще не так давно господствовало мнение, что человек является царем природы, ее полноправным хозяином. Однако совершенно ясно, что мы – лишь крошечная частица в этом мире. Жизнедеятельность и развитие общества происходят в органическом единстве с природой, частью которой оно является. Во-первых человек и общество связаны с природой своим происхождением, поскольку «вышли» из природы в результате ее длительной эволюции. Во-вторых, относительно выделившись из природы, они продолжают зависеть от нее, поскольку само их существование обеспечивается обменом веществ и энергией с природной средой. В-третьих, природа дает обществу необходимые для осуществления производственной деятельности силы и материалы. В-четвертых, как средство обитания и материальная основа для производственной деятельности природа влияет на темпы развития производительных сил общества, а в отдельных случаях и на направление этого развития. В-пятых, вся история общества представляет собой, в конечном счете, историю «покорения» природы человеком. Наконец, в-шестых, взаимодействие общества и природы имеет для человека не только производственное, но также нравственное, эстетическое и научное значение.

«Покорение» природы человеком

Человек занимает особое место на земле, являясь частью живой природы, он выделился из нее и со временем обособился в некое активное и противостоящее ей начало, постоянно приспосабливая природу под свои нужды. Этот переходный процесс можно охарактеризовать в несколько этапов.

3. Разрушительные силы природы в истории человечества

В исторических хрониках можно прочитать о множестве сильнейших наводнений, унесших несколько сотен тысяч человеческих жизней. Из-за того, что происходят подобные стихийные бедствия неожиданно, люди оказываются неподготовленными к ним. Некоторые наводнения происходят из-за разлива рек, прорыва дамб, непрекращающихся дождей, океанических землетрясений и цунами. Известно о наводнениях, которые провоцировались людьми намеренно. Одно из наиболее разрушительных наводнений произошло в 1342-ом году. Оно считается крупнейшим в Центральной Европе. Из берегов вышли сразу несколько рек: Рейн, Везер, Майн, Мозель, Верра, Эльба и др. Затопив окрестные земли, вода нанесла вред таким крупным европейским городам, как Кёльн, Пассау, Вена, Регенсбург, Франкфурт-на-Майне. Причиной стали шедшие на протяжении нескольких дней проливные дожди. Точное число утонувших неизвестно, можно сказать, что их было несколько тысяч человек. Это природное бедствие получило название наводнения Святой Марии Магдалины.

Самым большим по мощности за всю записанную историю тайфуном считается — Бхола. Он обрушился ужасной ночью 13 ноября 1970 года в районе прибрежной части Восточного Пакистана (сейчас она имеет название Республика Бангладеш). Ветер набирал скорость 240 км/ч, в результате чего смог поднять 8-метровую волну. Именно эта волна и стала той разрушительной силой, которая ударила в густонаселенные острова той местности. Волна сносила все мосты, дома и дороги вместе с жителями. Количество погибших составило более 500 тысяч человек, еще более 10 миллионов стали пострадавшими. Перечислять всевозможные способы природы, влияющие на ход и события в истории человечества, можно бесконечно. Но все это является лишь естественным процессом, циклом жизни живой природы, а мы уже убедились в том, что человек является лишь частью этой самой природы.

Глобальные проблемы современности

Другой стороной взаимодействия человека и природы является тот факт, что человек пытается бороться с процессами катастрофизма, дабы защитить себя. И это понятно и нормально, для всех живых на планете. Но чаще всего человечество не осознает своих действий и поступков и вместо того чтобы защищаться, приспосабливаясь к жизни на Земле и в целом жить в гармонии с природой, оно стремится взять ее под свой контроль и это приводит к еще более серьезным последствиям. Тем самым, не только природа меняет ход истории, но и сам человек меняет свою судьбу на планете влияя на природу.

В современном мире это уже не обратимый процесс. И ученые дают этому определение глобальных проблем человечества у каждой из которых есть своя классификация.

1. Экологическая проблема. На сегодняшний день именно она считается основной. Люди долго использовали данные им природой ресурсы нерационально, загрязняли среду вокруг себя, отравляли Землю разнообразными отходами – от твердых до радиоактивных. Результат не заставил себя ждать – по мнению большинства компетентных исследователей, экологические проблемы в ближайшие сто лет приведут к необратимым последствиям для планеты, а значит, и для человечества. Уже сейчас есть страны, где этот вопрос достиг очень высокого уровня, порождая понятие кризисного экологического района. Но угроза нависла и над всем миром: озоновый слой, защищающий планету от радиации, разрушается, климат земли меняется – и человек не в силах контролировать эти изменения.

2. Демографическая проблема . В 20 веке, когда население Земли превысило отметку в шесть миллиардов, о ней слышали все. Однако в 21 веке вектор сместился. Если кратко, то сейчас суть проблемы такова: людей становится все меньше. Причинами становятся неграмотное ведение политики и ухудшение условий жизни.

3. Энергетическая и сырьевая проблема. Неконтролируемое использование сырья привело к истощению запасов полезных ископаемых, которые копились сотни миллионов лет. Очень скоро топливо и другие ресурсы могут вообще исчезнуть, поэтому на всех стадиях производства внедряется НТП.

4. Проблема мира и разоружения. Некоторые ученые считают, что в самом скором времени может случиться так, что искать возможные пути решения глобальных проблем человечества не придется: люди производят такое количество наступательного вооружения (в том числе ядерного), что в какой-то момент могут сами себя уничтожить.

5. Проблема здоровья людей. Человечество продолжает страдать от смертельных болезней. Успехи науки велики, но болезни, не поддающиеся лечению, все еще существуют.

6. Проблема использования Мирового океана. Истощение ресурсов суши привело к повышению интереса к Мировому океану – все страны, которые имеют к нему доступ, используют его не только как биологический ресурс. Активно развивается и добывающая сфера, и химическая. Что порождает сразу две проблемы: загрязнение и неравномерность освоения.

7. Проблема освоения Космоса. Жизнь вне планеты Земля мечта всех современных исследователей, государств и человечества в целом. И это с учетом того что сама жизнь на земле приходит в упадок.

Каждая из этих проблем является еще одним подтверждением огромной связи человека и природы. И об этом говорят характеристики каждой из проблем. Решая одну насущную проблему, люди часто совершают новые открытия и вместо решения предыдущего вопроса совершают новые ошибки. Глобальных проблем, как и катастроф в природе очень много и на новых этапах истории появляются новые.

Примером может служить проблема опустынивания, проблема XXI века. Опустынивание – это распространенная проблема деградации земельных ресурсов. Она состоит в том, что плодородные земли превращаются в пустыни, лишенные влаги и растительности. В результате такие территории становятся непригодными для жизни людей, а только некоторые виды флоры и фауны смогут приспособиться к жизни в подобных условиях. Существует огромное количество причин, по которым происходит опустынивание почв. Некоторые имеют природный характер, поскольку возникают из-за природных явлений, однако большинство причин вызвано антропогенной деятельностью. Рассмотрим наиболее актуальные причины, которые приводят к опустыниванию грунта: 1. Нехватка водных ресурсов . Засуха может произойти из-за аномальной недостаточности атмосферных осадков во время повышения температуры воздуха. Дефицит водных ресурсов обусловлен удаленностью водоемов, поэтому земля получает недостаточное количество влаги; 2. Климатические изменения . Если температура воздуха повысилась, увеличилось испарение влаги, а осадки уменьшились, произойдет аридизация климата; 3. Вырубка деревьев . Если уничтожаются лесные массивы, грунт становится незащищенным от водной и ветровой эрозии. Также почва будет получать минимальное количество влаги; 4. Перепас скота . Территория, где выпасают животных, очень быстро теряет растительность, а земля не будет получать достаточно влаги. В результате изменения экосистемы произойдет опустынивание; 5. Биологическая гибель . Когда мгновенно исчезает флора из-за заражения, например, токсическими и ядовитыми веществами, почва поддается сильнейшему истощению; 6. Недостаточное дренирование . Это происходит в результате нарушения системы дренажа, искусственной или естественной; 7. Засоление грунта . Случается подобная проблема из-за действия грунтовых вод, нарушения баланса солей в сельскохозяйственной деятельности или смены технологий обработки земли; 8. Понижение уровня подземных вод . Если грунтовые воды перестали питать землю, то вскоре она утратит плодородие; 9. Прекращение мелиоративных работ . Если не орошать землю, то от недостатка влаги произойдет опустынивание. Существуют и другие причины, из-за которых происходит изменение почвы, влекущее за собой опустынивание.

Таким образом, опустынивание почвы – это актуальная проблема современности. Конечно, нам известны многие пустыни на планете, которые появились множество тысячелетий назад. Если не принимать меры, то мы рискуем, что вскоре все континенты планеты укроются пустынями, и жизнь станет невозможной. Чем интенсивнее происходит сельскохозяйственная и промышленная активность людей, тем быстрее случается опустынивание. Остается только гадать, через сколько лет и где появится новая пустыня на планете.

Во вторую очередь, снижение биологической продуктивности отрицательно скажется и на реализации экономических интересов. В настоящее время эта проблема не является частным интересом одного региона, а носит межрегиональный характер. По экспертным данным В.И. Петрова потери годичной продуктивности пастбищ в Калмыкии составляют около 206 тыс. т к. ед. Резко сократив агроресурсный потенциал земли, опустынивание на неопределенно долгое время ограничило население в средствах существования. Это создало множество социально-экономических и демографических проблем в регионе, усилило экологическую напряженность не только в очагах и ареалах опустынивания, но и на соседних землях.

В результате получается, что человечество в гармонии с природой только в одном он создает такую же мощную разрушительную силу для себя и для природы, вот только разница заключается в том, что это не естественный процесс как в природе, а обдуманный, потому что человек в отличие от природы должен отвечать за свои поступки.

В завершение поисков ответов на свои вопросы и рассуждений в ходе исследования, хочу сказать, что не возьму на себя право искать пути решения проблем в этой работе о том, как избавиться от глобальных проблем или найти способ остановить катастрофы, тем самым повлиять на ход событий в истории человечества. В этом исследовании я попытался найти объяснение изменений в жизни человека, его истории на Земле в процессе складывания отношений человека и природы. И эта связь бесценна и неразрывна до самого конца. А вот какой должен быть конец: на определенном этапе истории или жизни на земле, решать всем жителям этой планеты.

Список литературы

Анучин, В. А. 1982. Географический фактор в развитии общества. М.: Мысль.

Гринин, Л. Е. 1997. Формации и цивилизации. Философия и общество 3: 42–78. 2006.

Производительные силы и исторический процесс. М.: КомКнига. 2011.

Теория стадийного развития общества: История и проблемы. Гл. 1. М.: Вост. лит-ра. Исаев, Б. А. 2006.

Общество и природа: исторические этапы и формы взаимодействия / отв. ред. М. П. Ким. М.: Наука, 1981. Розанов, И. А. 1986.

Великие катастрофы в истории Земли. М.: Наука. Смоленский, Н. И. 2007.

Макроэволюция в живой природе и обществе. М.: ЛКИ/URSS. Гумилев, Л. Н. 1993.

Человек заселяет свою планету. М.: География. Косминский, Е. А. 1963.

Природа и развитие первобытного общества / под ред. И. П. Герасимова. М.: Наука, 1969.

Глобальные проблемы современности. М.: Логос. Тюрго, А. Р. Ж. 1961.

Размышления о создании и распределении богатств. В: Тюрго, А. Р. Ж., Избранные экономические произведения. М.: Соцэкгиз.

Проблема анализа движущих сил исторического развития, общественного прогресса и социальной эволюции: Семенов Ю. И., Гобозов И. А., Гринин Л. Е.

Философия истории: проблемы и перспективы (с. 183–203). М.: КомКнига, 2010.

Теория, методология и философия истории: очерки развития исторической мысли от древности до середины XIX века. Лекции 1–9.

Наше общее будущее. Доклад международной комиссии по окружающей среде и развитию. М.: Прогресс. Леонова, Н. Б., Несмеянов, С. А. (ред.) 1993.

История хозяйства и первобытной культуры в первобытнообщинном и раннеклассовом обществе. М.: Изд-во Московского университета. Подольный, Р. 1977.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *