какое значение имеет для слова ударение

Значение слова «ударение»

какое значение имеет для слова ударение

1. Выделение слога в слове силой голоса или повышением тона, а также значок над буквой, указывающий на такое выделение. Во многих словах Фитингоф делал неправильные ударения. Паустовский, Тост. || Выделение слова в предложении силой голоса с целью подчеркнуть его логическую значимость. — Ты знаешь, — начал опять, с ударением на слове «ты» и с улыбкою, Рудин. Тургенев, Рудин. — Разве вы бьете своих детей, моя милая? — спросила бабушка, значительно поднимая брови и делая особенное ударение на слове бьете. Л. Толстой, Детство.

2. перен. Выделение в тексте речи, произведении и т. п. самого важного, существенного или сосредоточение внимания на нем; акцент. Профсоюзники в отчетах с особым ударением говорили о росте массового движения изобретателей и приводили цифры реализованных предложений. Гладков, Энергия.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

слога в составе фонетического слова — словесное ударение,

слова в составе синтагмы — синтагменное ударение,

синтагмы в составе фразы — фразовое ударение,

какого-либо слова для подчёркивания его особого значения — логическое ударение.

высота звука — тоническое или музыкальное ударение;

сила звука — силовое (или экспираторное) ударение;

длительность звучания — количественное ударение;

отсутствие редукции — качественное ударение.

УДАРЕ’НИЕ, я, ср. 1. Выделение (слога в слове, слова в предложении) силой голоса или повышением тона. У. падает на что-н. (на такой-то звук, слог и т. д.). Слог, звук под ударением, без ударения. Экспираторное у. Музыкальное у. Логическое, или фразовое у. 2. Значок над буквой, указывающий на такое выделение. Поставить у. 3. перен., на чем, на что. Особое внимание к чему-н. с целью подчеркнуть, выделить (нов.). Докладчик сделал у. на этой подробности.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ударе́ние

1. лингв. филол. выделение единицы речи (слога, слова, словосочетания) с помощью фонетических средств: силой выдоха (силовое, или экспираторное, ударение в русском, английском, французском и других языках), изменением высоты голосового тона (музыкальное ударение в литовском, сербском, китайском, японском и других языках) или продлением звука (количественное ударение), акцент

2. диакритический знак в виде прямого или обратного штриха, обозначающий такое выделение на письме ◆ В словаре были проставлены ударения.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

какое значение имеет для слова ударениеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: огибать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Читальный зал

Наука и жизнь

Русский язык в школе

Русский язык за рубежом

Русская речь

Мир русского слова

Журнал «Грамоты.ру»

Исследования и монографии

Конкурсные публикации

какое значение имеет для слова ударение какое значение имеет для слова ударение

Русский язык в школе

Об ударении в русском языке. Часть 2

7. Ударение подвижное и неподвижное

Например, ударение в словах тов а ­рищ, больн о й, в и жу не используется в качестве грамматического средства, потому что оно неподвижное – оно остаётся на одном и том же месте во всех формах каждого из этих слов. Ср. тов а рищу, тов а рищем, тов а рищи, то­ в а рищей, тов а рищами и т. д.; больн о го, боль н о му, больн ы м, больн ы е, больн ы х, больн ы ми и т. д.; в и дишь, в и дит, в и дим, в и дят, в и дел, в и девший и т. д.

У глаголов 2-го спряжения с по­движным ударением в личных формах форма второго лица множественного числа настоящего-будущего времени отличается от соответствующей формы повелительного наклонения только уда­рением. Ср. пр о сите – прос и те, х о ди­ те – ход и те, к у пите – куп и те и т. д. У глаголов же с неподвижным ударе­нием на окончании эти формы совпада­ют: формы сол и те, звон и те, сид и те, лет и те, вел и те, молч и те и др. пред­ставляют собой формы 2-го лица мно­жественного числа как настоящего вре­мени, так и повелительного наклонения.

Определённая категория глаголов в прошедшем времени, имеющая ударе­ние на основе, образует форму женско­го рода с переносом ударения на окон­чание. Таковы глаголы был, лил, пил, вил, ткал, лгал, врал, брал, драл, ждал, рвал, звал и др. Ср.: брал, бр а ло, бр а ли, но брал а ; был, б ы ло, б ы ли, но был а ; лил, л и ло, л и ли, но лил а и т. д.

Естественно, что в языках с фикси­рованным местом ударения последнее не может служить средством различе­ния грамматических форм.

8. Ударение и звуковое качество фонем слова

Система русского ударения, т. е. мес­то его по отношению к морфологиче­скому составу слова, весьма сложна и требует ещё тщательного изучения.

9. Безударные и слабоударяемые слова

Слово бывало в определённом употреблении в силу своего большого объё­ма не бывает лишено ударения, но имеет ударение побочное, более слабое, чем обычное словесное ударение, ср. придёт быв а ло ко мн е и говор и т. Безударным часто бывает слово брат, употреблён­ное в качестве обращения, ср. ты, брат, не заговаривай мне зубы (произносится т ы брът ).

Таким образом, кроме слов, имеющих обычное ударение, и слов безударных, выделяется ещё третья категория – слов слабоударяемых или могущих быть сла­боударяемыми. Обычное ударение име­ют самостоятельные слова, безударны­ми могут быть слова служебные. Слабоударяемыми же являются – если оста­вить в стороне те служебные слова, ко­торые имеют побочное ударение в силу своего большого объёма, многосложно­сти, – слова, образующие как бы про­межуточную группу между категория­ми самостоятельных слов и служебных. Именно таковы предлоги, наречия, место­имения, связка. Слабоударяемыми бывают часто также числительные в опре­делённом употреблении.

10. Побочное ударение слова

Выше было указано, что каждое само­стоятельное слово имеет одно ударение. Однако имеются слова (обычно много­сложные, большие по объёму), которые имеют или хотя бы могут иметь два ударения – наряду с основным, обычным словесным ударением, второе –побоч­ное. Сюда относятся чаще всего слож­ные слова, образованные путём сложе­ния двух основ. Ср., например, и долопокл о нник, ж е ртвопринош е ние, ч ё рносмор о диновое и т. д. Впрочем, те же слова обычно можно произносить и с одним ударением – без побочного. Вопрос этот совершенно не изучен, по­этому ниже ограничимся лишь несколь­кими предварительными замечаниями.

При наличии в слове двух ударений побочное бывает первым (ближе к на­чалу слова), а основное вторым (ближе к концу слова). Чем более новым или необычным, чем более книжным по сво­ему характеру или относящимся к специальному языку является сложение, тем в большей степени можно ожидать двух ударений – наряду с основным по­бочного. Ср., например, кл я твопреступ­л е ние, гальв а нопл а стика, р а диопри ё м­ник. Точно так же чем ощутительнее в смысловом отношении является первая часть сложения, тем больше оснований ожидать второго побочного ударения. Ср. возможное произношение: кор а блекруш е ние, подк о вообр а зный, т ё мно-зел ё ный. Поэтому в тех случаях, когда сложение основ вообще в слове мало ощущается или когда не выделяется в смысловом отношении первая часть сложения, или она выделяется слабо, побочное ударение обычно не наблюдается. Ср. подобостр а стный, самосто я ­тельный, еженед е льный, благод у шный, достов е рный и т. д. Наконец, чем дальше отстоит основное ударение от места возможного побочного ударения, тем опять-таки в большей степени можно ожидать двух ударений в слове. Ср., например, льнов о д (с одним ударе­нием) и льн о тереб и лка (с возможным вторым, побочным ударением), земле­д е лец (с одним ударением) и з е млевла­д е лец (с возможным вторым, побочным ударением), вр е мяпрепровожд е ние, с а ­харовар е ние, хл о пкоочист и тельный. Во многих случаях наличию побочного уда­рения рядом с основным содействует не одно из указанных условий, а два или все: ср. карт о фелекоп а лка – сло­во относится к специальному словарю сельскохозяйственной техники, обе основы чётко выделяются, основное ударение отделено от места побочного ударения тремя слогами.

Наличие побочного ударения в неко­торых случаях, обычно вне указанных условий, характеризует просторечный стиль речи: ср. произношение по е хала в Ст а лингр а д, жил а в Л е нингр а де, в о бщеж и тии.

11. Колебания в ударении

Литературный язык стремится избе­жать колебаний. При наличии их не­редко один из вариантов санкциони­руется как соответствующий норме, другой изгоняется как неправильный. Если же сохраняются оба варианта, то они постепенно дифференцируются в своих значениях – приобретают разную стилистическую окраску (примеры см. выше), разное грамматическое значение (например, м а ло и мал о ) или разное лексическое значение (ср., например, ши­роко распространённую, хотя и не при­знанную правильной, дифференциацию кв а ртал – во временном значении и кварт а л – в пространственном).

12. Ударение и преподавание русского языка

Особенно большое значение имеют вопросы ударения при преподавании русского языка нерусским. Разноместность русского ударения и его возмож­ная подвижность при образовании грам­матических форм, соединённая с отсут­ствием обозначения ударения в печати, делают его для учащихся-нерусских исключительно трудным, если учитель не ведёт систематической и планомер­ной работы по практическому освоению учащимися русского ударения.

При работе над ударением необходи­мо постоянно обращаться к словарям и грамматикам. К сожалению, в грамма­тиках русского языка обычно ударению уделяется недостаточное внимание. Боль­шую помощь в работе учителя здесь окажет «Толковый словарь русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова, где даются систематические указания не только на ударение каждого слова в его исходной форме, но также и на пе­редвижение ударения при образовании разных его форм. Однако нам нужны специальные работы по описанию си­стемы русского ударения в его совре­менном состоянии и истории, по ударе­нию в языке лучших русских писателей и поэтов. В этом заинтересована как наука о русском языке, так и в ещё большей степени наша советская школа.

Текущий рейтинг: какое значение имеет для слова ударениекакое значение имеет для слова ударениекакое значение имеет для слова ударениекакое значение имеет для слова ударениекакое значение имеет для слова ударение

Источник

Значение слова ударение

Словарь Ушакова

удар е ние, ударения, ср.

1. Выделение (слога в слове, слова в предложении) силой голоса или повышением тона. Ударение падает на что-нибудь (на такой-то звук, слог и т.д.). Слог, звук под ударением, без ударения. Экспираторное ударение. Музыкальное ударение. Логическое, или фразовое ударение.

2. Значок над буквой, указывающий на такое выделение. Поставить ударение.

3. перен., на чем, на что. Особое внимание к чему-нибудь с целью подчеркнуть, выделить (неол.). Докладчик сделал ударение на этой подробности.

Словарь Ожегова

УДАРЕНИЕ, я, ср. Выделение (слога, слова) силой голоса или повышением тона, а также значок, показывающий такое выделение. У. падает на первый слог. Поставить у. Логическое у. (интонационное выделение важнейшего в речи).

Словарь Ефремовой

Энциклопедический словарь

Большая Советская Энциклопедия

═В языке У. выполняет различные функции: смыслоразличительную (сигнификативную), например «замок» ≈ «замок», разграничительную (делимитативную) ≈ особое фиксированное У., указывающее границу ≈ начало или конец ≈ слова (например, в чешском, венгерском языках); объединительную (кумулятивную), спаивая элементы слова в одно целое.

═У. исторически изменчиво, в процессе развития языка один тип может сменяться другим. Так, в истории славянских языков древнейшее музыкальное У., находившееся в сложном взаимодействии со слоговой интонацией (акут ≈ циркумфлекс) и долготой гласных, преобразовалось в большинстве из них в силовое. К балто-славянской эпохе относится действие так называемый закона Фортунатова ≈ де Соссюра, регулировавшего изменение У. в пределах словоформ и приводившего к появлению подвижного У. в морфологических парадигмах.

Лит.: Мейе А., Общеславянский язык, пер. с франц., М., 1951; Аванесов Р. И., Фонетика современного русского литературного языка, М., 1956; Зиндер Л. Р., Общая фонетика, Л., 1960; Редькин В. А., Акцентология современного русского литературного языка, М., 1971.

Тезаурус русской деловой лексики

Словарь лингвистических терминов

Выделение одного из слогов в составе слова (или слова в составе речевого такта — синтагмы, или синтагмы в составе фразы) различными фонетическими средствами (усилением голоса, повышением тона в сочетании с увеличением длительности, интенсивности, громкости). Различаются:

1) ударение в фонетическом аспекте:

а) по силе выдоха. Ударение силовое (динамическое, экспираторное, выдыхательное) (например, в русском языке);

б) по высоте тона (движению голосового тона). Ударение музыкальное (мелодическое, тоническое, тоновое) (например, в китайском, корейском, японском языках; в соединении с экспираторным усилением — смешанное, или музыкально-выдыхательное, ударение — в шведском и норвежском языках, в менее заметной форме в сербскохорватском и литовском языках);

в) по долготе звука. Ударение количественное (квантитативное, долготное) (например, в современном новогреческом языке);

2) ударение в морфонологическом аспекте:

а) по прикрепленности к определенному слогу в слове. Ударение постоянное (устойчивое, фиксированное) (например, в языках чешском, венгерском, финском, эстонском, латышском на первом слоге; во французском языке и в большей части тюркских языков на последнем слоге; в польском языке на предпоследнем слоге). Ударение свободное (разноместное) (например, в русском языке);

б) по возможности перехода с одного слога на другой. Ударение неподвижное (сохраняется на одном и том же слоге, т. е. совпадает с постоянным). Ударение подвижное (может переходить в слове с одного слога на другой, например в русском языке);

в) по наличию дополнительного ударения. Ударение главное (см. главное ударение). Ударение второстепенное (см. второстепенное ударение);

3) ударение в различных единицах языка. Ударение слоговое, связанное с изменением силы звука или движения тона внутри слогообразующей части слога (ударение ровное, восходяще е, нисходяще е, нисходяще-восходящее, восходяще-нисходящее). Ударение словесное — выделение фонетическими средствами одного из слогов в двусложном или многосложном слове. Ударение тактовое (синтагматическое) — выделение в произношении более важного в смысловом отношении слова в пределах речевого такта (синтагмы). Ударение фразовое (ф р а а в о е) — выделение в произношении более важного в смысловом отношении речевого такта (синтагмы); таким ударением является одно из тактовых;

4) в аспекте интеллектуального и эмоционального содержания высказывания. У дарение логическое (см. логическое ударение). Ударение эмфатическое (см. эмфатическое ударение).

Грамматологический словарь

фонетическое средство выделения в слове слога или моры, гласные в которых зачастую маркируются (обычно акутом). Ударение может быть силовым (как в русском языке) и музыкальным (тоническим, как в древнегреческом и литовском). В шведском языке сосуществуют силовое и музыкальное ударения, а в датском известно толчковое ударение (перерыв голоса, резкое смыкание голосовых связок). В сербской графике иногда выделяют политоничные характеристики ударения: ȕмена (род. п. ед. ч.), имèна (им. п. мн. ч.), имéнā (род. п. мн. ч.). Двойной гравис − краткое нисходящее ударение, гравис – краткое восходящее, акут – долгое восходящее, надчеркивание – долгое нисходящее.

Считается, что в грузинском и палеоазиатских языках ударение слабо выражено или вовсе отсутствует. Нередко ударение носит смыслоразличительный характер: в русском зáмок, замóк. Хотя чаще ударение служит пограничным сигналом начала или конца слова. В венгерском, чешском, словацком, финском ударение падает на первый слог; в арабском и французском – на последний; в испанском, польском, эсперанто и кечуа – на предпоследний; в македонском – на третий с конца (вóда – вóдата – водéница – воденúцата – водéничар – воденúчари – воденичáрите). Иногда ударение обусловлено структурой слога (в айнском языке ударение падает на закрытый слог) или морфемным составом (в арахау ударение падает на гласную глагола, в ларимин – на первую гласную окончания, в немецком – на первую гласную корня).

Просодическая организация слова в чукотском языке характеризуется чередованием слогов по хореическому типу (_V_V_. ): ‘мыт−рэ−’миг−чи−’рэ−ты−’ркын «мы будем работать». В трехсложных словах ударение традиционно помещается на втором слоге (я−’ра−н,ы дом), а в двусложных – на первом (‘ва−лы нож). Дополнительное акцентное выражение получают слоги с гортанной смычкой.

В латинском языке ударение моросчетное: отстояние ударения от конца слова на один слог плюс две моры: ‘dīvido разделяю, dī’vīsi разделил. В греческом – расстояние между ударной и конечной морами не может превышать один слог. В русском, английском и литовском ударение свободное и при изучении этих языков его место в слове необходимо заучивать.

В большинстве письменностей мира ударение носит характер надстрочной диакритики, но, например, в еврейском – диакритика подстрочная.

Источник

Читальный зал

Наука и жизнь

Русский язык в школе

Русский язык за рубежом

Русская речь

Мир русского слова

Журнал «Грамоты.ру»

Исследования и монографии

Конкурсные публикации

какое значение имеет для слова ударение какое значение имеет для слова ударение

Русский язык в школе

Об ударении в русском языке. Часть 1

какое значение имеет для слова ударениеРубен Иванович Аванесов (1902–1982) – выдающийся языковед, один из основателей Московской фонологической школы. Его фамилия хорошо известна и нефилологам: под редакцией Р. И. Аванесова вышел «Орфоэпический словарь русского языка», выдержавший несколько переизданий и ставший одним из самых авторитетных нормативных словарей русского языка.

Однако фонология была далеко не единственным научным интересом лингвиста. Невозможно переоценить его вклад в русскую диалектологию. Под руководством Р.И. Аванесова была осуществлена грандиозная работа по сбору сведений о русских говорах, ставших материалом для «Диалектологического атласа русского языка». В основу атласа легла теория лингвистической географии, разработанная языковедом. Да и сам термин диалектный язык ввел Р. И. Аванесов.

Ученый был также инициатором издания «Словаря древнерусского языка XI–XIV вв.». Им в 1960-е годы были подготовлены введение, инструкция, список источников и опубликованы пробные статьи. Долгие годы он возглавлял коллектив составителей этого словаря.

В 1996 году, спустя 14 лет после смерти Р. И. Аванесова, два первых выпуска «Диалектологического атласа русского языка», работе над которым он посвятил б о льшую часть своей жизни, были удостоены Государственной премии Российской Федерации в области науки.

1. Ударение слова, речевого такта, фразы

Как известно, с ритмико-интонационной точки зрения наша речь членится на отдельные, законченные по смыслу выска­зывания, каждому из которых соответствует особый отрезок речи. Каждый такой отрезок речи объ­единён в произношении особой интона­цией, указывающей на его относитель­ную смысловую самостоятельность, и от­делён от других подобных отрезков паузой. Само высказывание в свою оче­редь может члениться на более мелкие отрезки — так называемые речевые такты (или синтагмы). Последние представля­ют собой непрерывные ряды звуков и от­деляются друг от друга краткими пауза­ми (более краткими, чем те, которыми отделяются друг от друга высказывания).

Речевой такт не соответствует слову, так как в устной речи нередко группы слов произносятся одним непрерывным потоком, слитно, не отделяясь друг от друга паузами. Поэтому с ритмико-интонационной точки зрения высказывание членится не на слова, а на речевые такты. Паузы, которыми отделяются речевые такты, всегда приходятся между словами: они не могут разорвать слово на части, распределив их между двумя речевыми тактами. Однако в пределах речевого такта может быть не одно, а несколько слов.

Так как существующие в современ­ном русском языке звуковые законо­мерности действуют в пределах слова (точнее, в пределах так называемого фонетического слова, т. е. самостоятель­ного слова вместе с примыкающими к нему служебными словами и частицами), то можно считать, что речевые такты могут распадаться на слова. Слова, как известно, делятся на ещё более мелкие фонетические единицы – слоги, а послед­ние – на звуки, являющиеся пределом фонетического членения речи.

Слоги, составляющие слово (точнее, фонетическое слово), бывают неодинако­вы, если в слове больше одного слога. Один из них выделяется теми или други­ми фонетическими средствами среди других. Такое выделение и представляет собой то, что называется ударением.

Уже из изложенного видно, что развёр­нутое высказывание имеет сложную иерархическую систему ударений – глав­ных и более или менее второстепенных. Мало разработанный вопрос о фразовом и тактовом членении речи и иерархии ударений в связи со структурно-грамматическим и ритмико-интонационным членением речи должен быть предметом особого рассмотрения. В настоящей статье будет рассмотрено лишь ударение слова.

2. Ударение как признак слова

Нормально в речи столько ударений, сколько в ней самостоятельных слов, потому что каждое самостоятельное сло­во имеет ударение, и притом обычно одно. Поэтому ударение является одним из основных признаков самостоятель­ного слова. Служебные слова обычно не имеют на себе ударения и примыкают к самостоятельным слсвпм. Даже не зная русского языка, прослушав фразу из «Дубровского» Пушкина: На друг о й д е нь в е сть о пож а ре разнесл а сь по всем у окол о тку, – нетрудно определить, что н ней семь самостоятельных слов, потому что во фразе семь ударений; но нельзя сказать, есть ли в ней служебные слова и частицы, потому что последние не имеют своих ударений и примыкают к соседним самостоятельным словам, имеющим ударения. Однако, не зная русского языка, т. е. не понимая слов его, смысла фразы, а также не зная соотношений между качеством гласных и ударением, нельзя определить границы слов, указать, где кончается одно слово и начинается другое, так как в русском языке ударение разноместное. Иначе обстоит дело в языках с постоянным, фиксированным местом ударения: в этих языках ударение не только является признаком самостоятельного слова, но и позволяет проводить границы между словами, так как каждый раз собою оно указывает на определённый слог слова (например, на первый – в чешском, на последний – в армянском, на предпо­следний – в польском и т. д.).

Ударение в русском языке как признак слова находится в весьма сложных взаимоотношениях с качеством гласных фонем слова. О них см. ниже, раздел 8.

3. Ударение слова и его физические свойства

Таким образом, в русском языке вы­деление ударенного слога достигается усилением выдыхания и связанной с ним большей напряжённостью голосовых свя­зок. Усиление касается главным образом слогового звука, но в известной степени захватывает и неслоговые звуки. С аку­стической стороны это производит впе­чатление большей громкости ударенного слога по сравнению с безударными. Уда­ренный гласный произносится не только более rpомко, но он является также и более долгим, а по своему образова­нию – более напряжённым по сравнению с соответствующими безударными.

4. Долгота и краткость гласных

В разных языках существует различ­ная связь между ударением и большей или меньшей длительностью (долготой) слоговых звуков (обычно гласных). В од­них языках длительность гласных зависит от положения под ударением или без ударения. Таков русский язык, в котором гласные под ударением вообще отличаются большей длительностью, чем соответствующие гласные в безударном положении. В ряде языков большая или меньшая длительность гласных не зави­сит от ударения. Таковы, например, французский и чешский языки, в которых как под ударением, так и без ударения могут быть гласные различной длитель­ности. Другими словами, в этих языках различия в длительности гласных фоне­тически не обусловлены, самостоятельны и потому используются для различения слов – в этих языках имеется категория долгих и кратких гласных фонем. Ср., например, в чешском языке: dráha 1 – до­рога произносится с а долгим под ударением и а кратким в безудар­ном слоге и drahá – дорогая – произно­сится c а кратким под ударени­ем и а долгим в безударном слоге. Или: býti – быть (произносится с и дол­гим под ударением и и кратким в без­ударном слоге) и bytí – бытие (произно­сится с и кратким под ударением и и долгим в безударном слоге). Разли­чие этих слов по смыслу в приведённых примерах выражено долготой или крат­костью гласных.

В других языках, как уже было сказа­но, большая или меньшая длительность гласных зависит от ударения. Таков рус­ский язык, в котором гласные под ударением отличаются большей длительно­стью, чем соответствующие гласные в безударном положении. В русском языке различия в длительности гласных несамостоятельны, обусловлены фонети­ческим положением: попадая в положе­ние под ударением, гласный произносит­ся с большей длительностью, чем в без­ударном положении. В русском языке нет таких слов, где бы гласные по долго­те и краткости различались, т. е. могли произноситься как с большей, так и с меньшей длительностью: под ударением обязательно произносятся более длитель­ные гласные (и не может быть более кратких), в безударных слогах, напротив, обязательно произносятся более краткие гласные (и не может быть более длитель­ных). Поэтому большая или меньшая длительность гласных не может быть в русском языке использована для разли­чения смысла. Категория долгих и крат­ких гласных в нём отсутствует.

5. Музыкальная сторона ударения

Различия в музыкальной стороне уда­рения, т. е. повышение и понижение тона в одних языках, не зависят от фо­нетических условий и служат для разли­чения смысла, например, в сербо-хорватском, литовском, китайском; в других языках они несамостоятельны, зависят от фонетических условий и потому для этой цели не используются. Русский язык относится к числу последних.

6. Разноместность ударения

В противоположность этому в ряде других языков место ударения фиксиро­вано, и ударение прикреплено к опреде­лённому слогу слова. Так, например, в чешском, латышском, эстонском, фин­ском языках оно всегда падает на началь­ный слог слова, в польском и грузин­ском – на предпоследний слог, в армян­ском и французском – на последний слог и т. д.

Естественно, что в языках с постоян­ным местом ударения последнее не мо­жет быть средством различения слов.

Слова начатый, избранный, служа­щий, хвалящий, любящий, в современ­ном языке обычно произносящиеся с ударением на первом слоге, при пере­носе ударения на второй слог приобре­тают несколько книжно-архаическую окраску (нач а тый, избр а нный, слу­ж а щий, хвал я щий, люб я щий).

1 В чешской орфографии знак ‘ указывает на долготу. Ударение в чешском письме не указывается, так как оно всегда падает на начальный слог слова.

2 См. статью С. М. Кардашевского «Дифферен­циация значений слов по месту ударения» в журнале «Русский язык в школе», № 1 за 1946 г.

Текущий рейтинг: какое значение имеет для слова ударениекакое значение имеет для слова ударениекакое значение имеет для слова ударениекакое значение имеет для слова ударениекакое значение имеет для слова ударение

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *