какое значение для тебя имеет детская литература

Доклад «Значение книги в жизни ребенка»

какое значение для тебя имеет детская литература Зинаида Ивановна Тавинцева
Доклад «Значение книги в жизни ребенка»

Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает.

Книга влияет на нравственные идеалы ребенка, формируя его ценности. Герои книг совершают различные поступки, переживают разные жизненные ситуации, созвучные с миром ребенка или неизвестные ему. На примерах ситуаций, в которые попадают герои книг, ребенок учится понимать, что такое добро и зло, дружба и предательство, сочувствие, долг, честь.

Книга – это и средство отреагирования (разрядки) переживаний, болезненных или пугающих ребенка, с которыми не всегда есть возможность совладать в привычной ситуации. Ребенок совместно с героем переживает его неудачи и победы, преодолевает страхи и трудности на пути к поставленной цели. Тем самым освобождаясь от своих собственных страхов и негативных переживаний. Именно поэтому ребенок может много раз перечитывать какой-то сюжет (или книгу целиком, если это созвучно его жизненной ситуации. Ребенок еще и еще раз переживает то, с чем он пока не может справиться в реальности.

Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (как дружить, как добиваться цели, как решать конфликты, которые могут быть эффективны в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением, кто и что вынес для себя, что понравилось, что было близко, напугало, позабавило.

Как правило, в семьях, где родители часто и много читают детям, существует гармоничная, доброжелательная атмосфера. Чтение книг родителями своему ребенку можно рассматривать как показатель благополучной семьи, в таких семьях низкий уровень насилия и семейной дисгармонии.

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукции, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать. Дошкольный возраст – это возраст сказки. Сказка будит воображение ребенка, дает образ доброго и злого. Через сказки дети начинают сочувствовать и сопереживать вымышленным героям, которые становятся знакомыми и близкими. Поэтому маленьким детям обязательно нужно читать сказки – как можно больше. Покупая книжку для Вашего малыша, выбирайте книги с плотными страницами, чтобы ему было легко их переворачивать, иллюстрации должны быть крупными и цветными, изображение должно быть схожим с реальным предметом. Это поможет ребёнку сформировать правильное представление о предмете. Начинать следует с простых стишков, потешек и коротких сказок. Ценность произведений устного народного творчества заключается в том, что ребёнок сам может изобразить действия персонажей или показать, о чём идет речь с помощью игрушки. Например, потешки «Сорока-белобока», «Водичка-водичка», «Идет коза рогатая» и т. д.

Большое значение для понимания сказки имеют повторы, которые порой утомляют взрослых, но очень важны для детей. Узнавание знакомых фраз, текстов, событий дают детям чувство своей осведомленности окружающего, помогают не только запоминанию, но и проживанию. Повторы тех или иных текстов и событий содержатся почти во всех сказках. Самые первые сказки «Колобок», «Теремок», «Репка» построены на повторении одних и тех же фрагментов.

По мере взросления следует подбирать более сложные и длинные сказки русских и зарубежных детских писателей. В жизнь дошкольника входят авторские сказки – Ш. Перро, Г. Х. Андерсена, братьев Гримм, Б. Заходера и др. при выборе книг этих авторов важно обращать внимание не только на картинки, но и на качество текста (т. е. перевода). Многие известные детские книги изложены совсем не детским языком. Читать сказки нужно медленно, выразительно. Каждую сказку нужно читать не один, а несколько раз, пока ребенок не усвоит ее полностью. От многократного повторения сказка не надоест ребенку, а напротив, она становится более любимой и своей. Время от времени необходимо возвращаться к уже прочитанному – это доставляет ребенку особое удовольствие. А когда ребёнок уже научится читать сам,конечно следует обратить внимание на шрифт: он должен быть крупным, чтобы не испортить зрение.Самое главное правило: ни в коем случае не удерживать ребёнка против его воли. Чтение книг может длиться от 5-10 до 20-30 минут. Ведь все дети разные, кто-то может слушать сказки целый час, а кто-то не больше 5 минут. Чтение книг должно приносить радость обоим – взрослому и ребенку. Чтение книг позволяет взрослому окунуться в мир детства, рождение ребёнка даёт эту удивительную возможность. Пусть это будет каждый раз путешествие в сказочную страну, где сбываются мечты, нет взрослых проблем, и всегда побеждает добро. Читать книги нужно регулярно. Чтение должно стать постоянной традицией.

Детям обязательно нужно читать стихи, причем как можно раньше. В детских стихах главное художественная форма – красота звучания, музыкальность ритмического текста завораживают ребенка. Дети очень чувствительны к ритму. От чтения стихов дети получают особое удовольствие. Гениальные детские стихи А. Барто, С. Я. Маршака, К. Чуковского и конечно же сказки А. С. Пушкина специально созданы для детей. Они настолько ясные, звонкие, складные, что их хочется постоянно повторять и заучивать наизусть. И хотя эти стихи были созданы очень давно, на них выросло не одно поколение детей, они совсем не устарели и ничего лучшего в наши дни никто не придумал. Обязательно при ребёнке взрослый должен читать сам. Ведь личный пример взрослого – лучший способ заинтересовать малыша. Ребёнок – он подобен губке, впитывает то, что видит. Если он видит, что мама и папа читают книги, то это становится для него как бы обыденным явлением. Читают родители – читаю я. Любовь к чтению остается на всю жизнь.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Книга же, напротив, дает возможность домыслить, “до фантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает творческие способности, умение думать самостоятельно.

какое значение для тебя имеет детская литература«Книжкин дом». Мини-музей в ясельной группе Здравствуйте уважаемые коллеги. Я бы хотела рассказать про наш мини музей книжки. Все мы прекрасно знаем что дети многое узнают из книг наглядно.

Источник

Какое значение имеет детская литература?

Нам часто напоминают о важности чтения для детей, о том какое значение детской литературы для ребенка. Какое значение имеет детская литература для детей рассмотрим ниже.

Значение детской литературы

Какой ребенок не любит слушать сказки? А задумывались Вы над тем, какую роль играет детская литература в формировании будущей личности? Об этом мы поговорим в нашей статье.

Детская литература зародилась в недрах народной литературы. Сказать точно, когда это случилось невозможно. Уже в X-XI веках существовали басни, сказки, песни, легенды, сказания и былины. Ученые считают, что детская и народная литература существовали еще ранее, вот только такие материалы до наших дней не дошли. Увы. В более позднее время в домах даже держали старух сказительниц для детей. Песни и сказки рассказывали малышам их родители.

В конце XII века сказки стали записывать в рукописные сборники. Специально для детей впервые стали писать в начале XVII века. До XIX века особое место в детском чтении принадлежало книгам духовного чтения, которые включали в себя буквари и азбуки. По ним детей учили читать. Постепенно детская литература стала носить образовательный и воспитательный характер. Появилась детская учебная литература. Чтобы детям было легко и интересно читать, распространилось много ее жанров и видов — повести, сказки, басни, легенды, романы, баллады. Они предназначены для детей до 15-16 лет. Роль детской книги в жизни ребенка — воспитать и дать образование с помощью художественных образов.

Особое место в мире детской литературы принадлежит Пушкину, Шарлю Перро, Гауфу, Андерсену, Братьям Гримм, Даниэлю Дефо («Робинзон Крузо»), Сервантесу («Дон Кихот»), Свифту («Путешествие Гулливера»).

Особенности детской литературы:

Значение детской литературы в воспитании детей и их развитии

Книги расширяют представление ребенка о мире, знакомят его с природой, вещами, всем тем, что его окружает. Читая книгу ребенку, родители формируют предпочтения и читательские вкусы. Читать с ребенком не только важно, но и нужно! Не поленитесь взять книгу, сесть рядом и почитать. Если читать вслух систематически, то ребенок со временем начинает понимать структуру произведения. Он разбирается, где начало, а где конец, реагирует на развитие сюжета. Так Вы развиваете у малыша логическое мышление. Чтение способствует правильному составлению предложений у ребенка, расширяет словарный запас, развивает воображение, формирует умение слушать, развивает фантазию. Это очень важно. Никогда не отказывайте ребенку в прочтении детской литературы вслух.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какое значение детской литературы в жизни человека и почему детям так важно прививать любовь к чтению.

Источник

«Значение детской литературы в современном мире»

автор: Потапова Наталья Фридриховна

Воспитатель МБ ДОУ «Детский сад 88», г.Новокузнецк

«Значение детской литературы в современном мире»

«Книги – лучшие товарищи старости, в то же время они – лучшие руководители юности»

Детская литература имеет большое значение в формирование личности ребенка, качеств, черт характера. Она рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Изначально она направлена на понимание и созидание детской души. О ее важности говорили известные педагоги и психологи: К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, С. Л. Рубинштейн и другие.

В наши дни детская литература сталкивается с серьезными проблемами. У детей пропадает интерес к чтению. Это во многом связано с появлением новых технологий и глобальной компьютеризации. Но главной причиной является воспитание внутри семьи, отношение к чтению родителей. Далеко не все считают должным рассказать своим детям о роли книг, помочь им в формировании интереса.

В сегодняшнем мире бурного технического прогресса и все возрастающей информации на наших глазах происходит акселерация (ускоренное развитие ) детства. Изменения в возрастной специфике, естественно, приводят к изменениям в особенностях детской литературы: она взрослеет. Но детство существует, существует возрастная специфика, значит, существует и специфика детской литературы.

Специфика детской литературы существует и корни ее — в особенностях детского восприятия действительности, которое качественно отличается от восприятия взрослого человека. Особенности детского восприятия, его типологические возрастные качества вытекают из своеобразия антропологических форм детского сознания, которые зависят не только от психофизиологических факторов, но также и от социальных особенностей детства.

Целью детских книжек должно быть не столько занятие детей каким-нибудь делом, не столько предохранение их от дурных привычек и дурного направления, сколько развитие данных им от природы элементов человеческого духа, — развитие чувства любви, и чувства бесконечного. Прямое и непосредственное действие таких книжек должно быть обращено на чувства детей, а не на их рассудок. Чувство предшествует знанию.… Детские книжки должны показать им, что мир и жизнь прекрасны.

Цель ее — развитие мыслительной способности в детях через постепенное восхождение от легких к более трудным понятиям, изложенным в сообразной с ними форме.

Современная русская детская литература выросла не на пустом месте. Глубинные традиции ее следует искать прежде всего в труде тех больших русских писателей, для которых детская тема была темой трепетной и сердечной, темой серьезной и непременной, чье творчество в какой-то важной его части прочно вошло в детское чтение в силу своей конкретности, простоты и задушевности.

Сказка имеет большое познавательное и воспитательное значение. В них дети впервые знакомятся с разнообразными увлекательными сюжетами, богатым поэтическим языком, активно действующими героями, которые решают трудные задачи и побеждают враждебные народу силы.

Кроме основной, с точки зрения педагогики, воспитательной роли, детская литература выполняет ряд немаловажных функций:

Можно сделать вывод, что устное народное творчество — неиссякаемый источник для нравственного, трудового, патриотического, эстетического воспитания детей.

Источник

Подумай и напиши какое значение для тебя имеет детская литература. Пять предложений

какое значение для тебя имеет детская литература

Детская литература для меня имеет большое значение. Писатели, которые пишут для детей, участвуют в формировании их лисности, так как ребёнок учится и развиваетя, читая их книги. Добрые сказки учат детишек доброте и смелости. Благодаря детской литературе, у ребят появляются в характере честность, трудолюбие, отзывчивость и множество других хороших качеств. Я хочу, чтобы наши писатели продолжили писать детям книги.

Если что-то не так, извиняюсь, это то что я смогла придумать

какое значение для тебя имеет детская литература

какое значение для тебя имеет детская литература

какое значение для тебя имеет детская литература

Полный анализ произведения
Рассмотрим произведение Аркадия Гайдара «Горячий камень», в нем рассказывается о том, как мальчик Ивашка хотел помочь бедному, больному старику, который в своей жизни не видел счастья, добра, радости, как казалось мальчику.
Идея произведения, на мой взгляд, заключается в том, что каждый человек должен давать оценку прожитой жизни, совершённым поступкам, имеющимся желаниям.

Проблематика произведения, по моему мнению, такова, что все-таки не каждый сможет дать здравую оценку своей жизни и кто-то, наверняка, разобьет этот камень, подумав, что ничего хорошего в его жизни не было. Хотя в жизни каждого человека, есть что-то хорошее, пусть у кого-то и немного.

Главными героями произведения А.Гайдара являются старик и мальчик Ивашка. Автор показывает старика в начале произведения как бедного, слабого человека, который много горя пережил в жизни. Но он был добрым, жалостливым, поэтому не стал наказывать мальчика-воришку и даже плохого слова ему не сказал. В конце произведения выясняется – старик прожил свою жизнь так, как хотел, он счастливый человек. С какой гордостью старик говорит о прожитой жизни, обо всех своих печальных событиях: как появился шрам на лице, почему стал хромать и как чуть не умер от тифа.

Другим главным героям является мальчик Ивашка. А.Гайдар показывает его как добросовестного, ответственного за свои поступки человека, потому что он хотел искупить свою вину перед стариком, за то, что залез в охраняемый им сад. Когда Ивашка нашел волшебный молодильный камень, то сразу же захотел помочь бедному старику стать моложе, чтобы тот прожил лучшую жизнь. Мальчик действовал из лучших побуждений. И как говорит нам сам автор: «Ивашка был по натуре мальчиком добрым…»

В тексте присутствует символическая деталь – камень. Он объединяет в себе смысл прожитой жизни, заставляет дать оценку прожитой жизни и сделать вывод – зря или не зря жил человек.

Можно сказать, что в тексте нет второстепенных героев, но отчетливо виден образ самого автора. Он и повествует о происходящем, и сам присутствует в произведении в качестве героя-рассказчика.

Композиция произведения начинается с экспозиции. В тексте она начинается с описания жизни и образа старика, с появления мальчика Ивашки, который залез в сад за яблоками. Завязка заключается в том, что увидев мальчика, дед не стал его наказывать, а просто отпустил. Это повлияло на проявление у мальчика совести, доброты, жалости к старику, желания ему помочь. Развитие действий происходит, когда мальчик находит волшебный камень и предлагает старику разбить его, чтобы стать моложе и сильнее. В кульминации произведения старик отказывается от возвращения молодости. Далее следует развязка, в ней старик объясняет мальчику, почему отказался и почему его жизнь не так плоха, как думают все вокруг. Эпилог подводит нас, читателей, к тому, что в прожитой человеком жизни есть все-таки смысл – то хорошее, о котором можно сказать: «Я не зря прожил свою жизнь». Много людей побывало возле этого камня, но никто так и не осмелился разбить его.

Художественное пространство в произведении «Горячий камень» показано сжатым, конкретным, так как все действия происходят в селе. Художественное время соотнесено с исторической эпохой, оно является открытым, потому что старик рассказывает Ивашке о революции, которая была, и грядет новая война, об этом нам говорит сам автор. Но действия происходят в хронологии с внутренними душевными процессами, так как все основано на воспоминаниях старика о событиях, происходивших в его жизни.

В заключении можно сказать, что произведение А.Гайдара «Горячий камень» учит ценить жизнь и не забывать, что нужно творить добро в своей жизни вовремя, потому что жизнь не повернуть вспять, как в сказке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *