какое значение для эффективности конструктивности общения имеют эмоциональные состояния человека
Как влияют на общение эмоциональные состояния людей
Как влияют на общение эмоциональные состояния людей
Эмоциональное состояние людей также влияет на эффективность общения. Причем отрицательные эмоции способны создать целый спектр барьеров. Итак, продолжим тему «Барьеры в общении как причины конфликтов».
Барьеры отрицательных эмоций
Эмоции могут как расцветить нашу жизнь всеми цветами радуги, так и сильно испортить. Не зря появилось стойкое мнение, что эмоции надо уметь контролировать. Именно они – главные механизмы, которые регулируют и психическую деятельность, и поведение.
Эмоции способны либо усилить, либо ослабить робость и скованность в общении. Однако барьеры в общении создают не случайные, одиночные, а – устойчивые отрицательные эмоции.
Вспомните: много ли полезной информации вы вынесли из общения на повышенных тонах? Нет, потому что аналитическая деятельность блокируется, человек переключает внимание не на смысл сказанного собеседником, а на его отношение к нам.
Психологи рекомендуют в такие моменты использовать приемы личной психологической защиты:
Но вернемся к эмоциям и рассмотрим главные из них, способные на великие «подвиги»: страдание (горе), страх, гнев, отвращение, презрение, вина и стыд, плохое настроение, дефекты речи и др.
В соответствии с этим к личностным барьерам отрицательных эмоций можно отнести:
Влияние эмоций на общение и как преодолеть барьеры
Барьер страдания вызывается трагическими событиями, физическими болями, сильно заниженной самооценкой, застенчивостью, неудовлетворенностью своим социальным статусом и иными подобными причинами. Он снижает уровень общительности как человека, который переживает страдания, так и тех, кто пытается с ним контактировать.
Чтобы справиться с ним, надо прежде точно определить причину страданий.
Барьер страха – из самых труднопреодолимых. С человеком, который стал источником страха, контакты сводятся к минимуму: его избегают, стараются не попадаться на глаза, не оставаться наедине.
Но страх, как известно, притягивает то, чего боимся: мы все время об этом думаем. Потому важно избавиться от страха, преодолеть его.
Барьер гнева – еще один их труднопреодолимых барьеров. Гнев провоцирует на злые выходки, унижения, оскорбления. Он способен удвоить физическую и психическую энергию: чем сильнее гнев, тем активнее человек изливает его через слова и агрессивные действия.
Это как раз тот момент, когда нужно уметь «взять себя в руки», контролировать негативные эмоции. Но лучше всего – не допускать сильных гневных реакций. На мой взгляд, помочь в этом способно умение принимать мир таким, каков он есть. Я обычно напоминаю себе: всё, что ни происходит, – к лучшему, просто я пока не вижу этого лучшего.
Барьер отвращения и брезгливости возникает из-за нарушений кем-либо элементарных норм этики поведения или вследствие «гигиенического неприятия» другого человека.
Этот барьер могут спровоцировать:
Обычно окружающие на физические дефекты перестают обращать внимание очень быстро, а вот гигиенические отклонения не приемлют всегда. Такие отклонения провоцируют стойкий барьер для общения. Однако его вполне можно избежать, если следить за своими манерами, внешним обликом и гигиеной тела.
Барьер презрения. Как и барьер отвращения, барьер презрения ограничивает контакты с человеком, который вызывает такие отрицательные эмоции.
Могут вызвать презрение:
Барьер вины и стыда возникает:
Обычно человек краснеет, отводит в сторону глаза от партнера по общению либо опускает их, у него меняется голос, он старается минимизировать контакты или вовсе уйти от общения.
Барьер плохого настроения часто становится причиной конфликтов. Плохое настроение, как правило, отбивает желание общаться. Оно способно влиять и на окружающих, распространяясь, как вирус.
Так, если начальник пришел в офис в плохом настроении, автоматически оно портится у подчиненных. Если в семье жена постоянно недовольна и бурчит, вряд ли муж сможет полноценно радоваться жизни.
Однако плохое настроение легко поднять, если, например, знать, что именно нас радует. Чашка бодрящего кофе, запах свежей булочки, теплый плед, заботливо наброшенный на плечи, радуга за окном, уход за комнатными цветами… Мелочи? Но приятно же!
Барьер речи возникает вследствие допущенных речевых ошибок. Он может искажать, а то и полностью делать непонятными слова говорящего.
Барьер возникает вследствие:
Постарайтесь понять, что именно послужило тому, что вас не поняли.
Барьеры эмоций создают трудности в общении. Однако практически все они преодолимы. Главное – знать незримого «врага» в лицо и уметь сделать его своим другом или хотя бы нейтрализовать, а также проявлять искренний интерес и внимание к собеседнику. Помогут также уверенность в себе и терпимость по отношению к другим людям.
Я уверена: каждый человек способен наладить бесконфликтное общение, которое, в свою очередь, принесет много положительных эмоций.
Часто ли вам, друзья, негативные эмоции выстраивают барьеры в общении? Как вы справляетесь с этим?
Понравилась публикация? Поделись ею с друзьями!
общение с людьмитрудности общения
Виды негативных эмоций и их контроль
Негативные эмоции, как и положительные, могут быть совершенно разными. И вот некоторые виды и их контроль:
Все эти негативные эмоции не позволяют нам следовать дальше и быть самими собой. Мы боимся искусственных границ, которые создаются мнением и окружающим, и затопляем себя всеми негативными эмоциями. Лучший выход — не бояться быть собой и вспомнить о том, что есть и положительные эмоции: любовь, признательность, счастье, надежда, энтузиазм, стойкость, уверенность, благодарность, доверие, уязвимость, терпение, оптимизм, признательность, радость, очарование.
Автор материала — Сысоева Ирина
Эмоции в творчестве
В творчестве же все наоборот. Чем больше эмоций у художника, музыканта или актера, тем материал более понятен для зрителя или слушателя. Чем больше экспрессии, тем больше отдача от публики. Больше драмы, больше слез и восхищенных глаз. Эмоциям люди охотно верят.
Но для актера это, скорее, профессиональная задача – уметь перевоплощаться из одного образа в другой. При этом их собственные эмоции должны уходить на второй план. Хороший актер всегда сумеет убедить зрителя в том, что он и его герой – это одно целое.
Список источников информации
1.Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 363 с.
2.Вердербер Р. Психология общения. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 412 с.
3.Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 1999. – 464 с.: ил.
4.Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2007. – 783 с.: ил.
5.Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – Мн.: НПКФ «Баленок и К», 1995. – 704 с.
6.Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. – СПб.: Питер, 2002. – 544 с.: ил.
7.Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2002. – 752 с.: ил.
8.Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 671 с.
Похожие работы
1 Конфликт в управленческой деятельности. Стратегии и стили конфликтного взаимодействия. ИЛИ 2. Особенности профессионального общения провизора. ИЛИ 3 Психология процесса продаж фармацевтических товаров. 4 Психология управления и руководства
Роль общения в познавательном развитии ребенка
Роль общения в психическом развития человека
Понимание субъектом эмоциональных сосояний других людей по внешним выразительным движениям или по особенностям поведения
Эмоции и мотивация.Виды эмоций и их роль в жизни человека
Стресс и его роль в жизни человека
Понимание субъектом эмоциональных состояний других людей по внешним выразительным движениям или по особенностям
Роль общения в психическом развитии ребенка 2
Влияние эмоционального интеллекта на профессиональную деятельность
Современная психология утверждает, что счастливая семейная жизнь или успех в любой профессиональной деятельности меньше связаны с развитием IQ человека, чем с развитием его эмоционального интеллекта.
Способность контролировать и управлять эмоциями особенно важна в профессиональной деятельности специалистов, постоянно контактирующими с большим количеством людей. При этом для достижения запланированного результата работы, кроме понимания и контроля своих эмоций, необходимо уметь понять, объяснить природу эмоций других.
Исследования доказывают, что высокооплачиваемые специалисты и эффективные руководители наряду с глубокими профессиональными знаниями, имеют развитый эмоциональный интеллект. Такие личности ориентированы на устойчивые, дружеские и деловые взаимоотношения, уверенно чувствуют себя на лидерской позиции, способны поддерживать здоровую атмосферу в коллективе и эффективно мотивировать коллег на достижение высоких целей.
Роль эмоций в жизни человека
Все дело в следующем. Ученые уже давно установили, что все наши мысли материальны и подвергаются закону притяжения. Отсюда вывод: когда вы находитесь на негативной эмоциональной волне, то ничего иного, как неприятностей, ждать не приходится.
Этим уже давно пользуются СМИ в угоду своих целей (политических, коммерческих и идеологических). Предупрежден – вооружен. Если вы обратите внимание на то, как строятся блоки новостей и развлекательные программы на телевидении, то наверняка заметите, что от нас, зрителей, хотят получить эмоции.
Так какова же роль эмоций в жизни человека? Эмоции толкают нас на необдуманные покупки, на ссоры или флирт. С помощью эмоций от любого человека можно получить, что угодно. Не позволяйте собой манипулировать.
А с помощью данной статьи мы постараемся помочь избежать негативного влияния на вашу эмоциональную составляющую извне.
Эмоции – это психологическое состояние человека, через призму которого он воспринимает все вокруг.
В общении с окружающими эмоции играют немаловажную роль. Слышали выражение «не важно, что ты сказал, важно как…»? И это истинная правда. Одна и та же фраза, сказанная в разном эмоциональном настрое, может восприниматься слушателем совершенно по-разному. Отсюда проблемы, ссоры и конфликты. Владея данной информацией, вы можете заранее настроить себя на нужный лад, чтобы избежать недомолвок с близкими.
Аспекты эмоционального интеллекта
Эмоциональный интеллект включает в себя два аспекта: возможность управления собой (внутриличностный аспект) и возможность контролировать отношения с другими людьми (межличностный аспект).
Внутриличностный эмоциональный интеллект заключается в таких свойствах личности, как самоконтроль, понимание истоков возникновения своих чувств, уверенность в своих силах, активность, гибкость мышления, пытливость, оптимизм.
Межличностный эмоциональный интеллект позволяет человеку быть открытым, уважительным, коммуникабельным, эффективно работать в команде, строить и регулировать отношения с другими людьми.
Что такое эмоциональный интеллект?
В результате выявления особой роли и значимости для человека эмоций, психологическая наука вводит понятия эмоционального интеллекта и связанных с ним эмоциональных компетентности и способности.
Впервые использовали термин «эмоциональный интеллект» американские психологи Дж. Майер и П. Сэловей в 1990 году. Они обозначили этим понятием ряд ментальных способностей, позволяющих осознать собственные эмоции и эмоции окружающих. Другой ученый, Д. Гоулмен, исследуя сущность эмоционального интеллекта, пришел к выводу, что высокий уровень умственного развития личности не достаточен для обеспечения профессиональной и личной (жизненной) успешности, так как успешным человеку позволяют стать особенности разума, обуславливающие возможность эмоциональной саморегуляции, самопознания, позволяющие понимать и адекватно воспринимать состояние окружающих, выражать свои чувства.
Особенное значение эмоциональный интеллект имеет в общении. Обдающий хорошо сформированным эмоциональным интеллектом человек имеет хорошо адаптивное поведение, испытывают чувство психологического благополучия, и легче добивается своих целей при взаимодействии с другими людьми.
Влияние эмоций на коммуникативное взаимодействие Молчанова Наталья Владимировна
Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении
Содержание к диссертации
Глава 1. Эмоции в коммуникативном взаимодействии 10
1.1. Коммуникативный процесс как форма общения 10
1.2. Функции эмоций в коммуникативном взаимодействии 22
1.3. Влияние эмоций на коммуникацию 34
1.4. Эмоция как механизм межличностного взаимодействия 45
Глава 2. Взаимосвязь особенностей коммуникативного взаимодействия и эмоций субъектов коммуникации 57
2.1. Организация и методы исследования 57
2.2. Модель содержательного анализа взаимодействия субъектов в конфронтационном диалоге 64
2.3. Роль эмоций в изменении смысла ситуации коммуникативного взаимодействия для субъекта коммуникации 76
2.4. Стереотипизация коммуникативного взаимодействия под влиянием эмоций субъектов общения 85
2.5. Влияние эмоций на характер коммуникативного взаимодействия 93
2.6. Связь эмоций со структурой коммуникативного взаимодействия 105
Актуальность темы исследования. В настоящее время в социально-психологической науке и практике наблюдается интерес к изучению проблем межличностного взаимодействия. Изменение условий жизнедеятельности в нашей стране привело к резкому возрастанию конфронтационных тенденций в непосредственном общении. Расширение поля общения, постоянно растущие нагрузки на психическую деятельность делают процессы общения все более разнообразными и эмоционально напряженными. Это предъявляет повышенные требования к культуре общения, к умению быстро и адекватно ориентироваться в многочисленных по сложности коммуникативных ситуациях.
Самые разные профессии включают в себя процесс активного коммуникативного обмена. Умение грамотно строить свое общение необходимо в таких видах деятельности, как политическая, экономическая, педагогическая, торговая, психологическая, сфера обслуживания и многие другие. Результаты взаимодействия во многом определяются способами и формами непосредственного взаимного влияния людей друг на друга (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.Н. Лутошкин, А.В. Петровский, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов).
В социально-психологических исследованиях не достаточно изучены условия и механизмы возникновения той или иной коммуникативной связи, определяющие структурные и содержательные аспекты коммуникативного взаимодействия. В частности, недостаточно исследовано влияние эмоций на процесс и результативность коммуникативного взаимодействия, не изучено явление эмоционального оценивания участником коммуникативного взаимодействия себя, партнера и ситуации в процессе непосредственного общения.
Изучение специфики функционирования эмоций в коммуникативном взаимодействии позволит выявить связь между содержанием, структурой, характером коммуникативного взаимодействия и эмоциями его субъектов в ситуации конфронтационного общения. Это приблизит к решению вопросов о регуляции эмоциональных состояний субъектов коммуникации, позволит понять механизм неадекватных ситуативных реакций, обосновать условия эффективности и результативности коммуникативного взаимодействия в ситуациях конкретного личностного общения.
Предметом исследования является взаимосвязь особенностей коммуникативного взаимодействия с эмоциями субъектов коммуникации.
Коммуникативное взаимодействие представляет собой сложное, полифункциональное явление. Это явление можно рассматривать с разных сторон, выделяя те или иные аспекты, которые в конечном итоге позволят определить его эффективность.
Изучая процесс коммуникативного взаимодействия, мы выделяем в нем единицы анализа. Одной из таких единиц является коммуникативная интеракция. Коммуникативную интеракцию мы рассматриваем как систему взаимно ориентированных поведенческих реакций людей, непосредственно воздействующих друг на друга. Коммуникативная интеракция развернута во времени и пространстве, выступает как продукт межличностной коммуникации, возникающей ради достижения конкретной цели в совместной деятельности или общении, как процессуальная характеристика коммуникативного взаимодействия.
Коммуникативная интеракция как система взаимно ориентированных, внешне проявляемых реакций, вбирает в себя всю сложность процесса коммуникативного взаимодействия. Мы полагаем, что данный процесс целесообразно рассмотреть с точки зрения экстериоризации индивидуально-психических особенностей человека. Мгновенно возникающая эмоция на определенную ситуацию коммуникативного взаимодействия является, с нашей точки зрения, тем внутренним, субъективным импульсом, который во многом определяет как последующую рациональную оценку ситуации, так и поведенческие реакции человека в этой ситуации.
Объектом нашего исследования является влияние эмоций субъекта коммуникации на коммуникативное взаимодействие между партнерами по конфронтационному диалогу.
Коммуникативная интеракция, возникающая в диалоге, отражает с нашей точки зрения, многие психологические феномены взаимодействующих в диалоге людей. Анализ содержания, структуры, видов интерактивного обмена между партнерами по диалогу позволит выявить его связь с эмоциями субъектов взаимодействия.
Для эмпирической проверки были предложены следующие гипотезы:
1. Между содержанием, характером, структурой коммуникативного взаимодействия в конфронтационном диалоге и эмоциями субъектов коммуникации существует многозначная, системная связь, которая проявляется в структуре и характере коммуникативной интеракции.
2. Эмоциональная оценка личной значимости реально происходящего влияет на содержание коммуникативного взаимодействия.
3. Под влиянием эмоций актуализируется личный опыт субъекта коммуникации, определяя характер взаимодействия.
4. Выбор стратегии коммуникативного реагирования в ситуации общения детерминирован эмоциями субъекта коммуникации.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1. Осуществление теоретического анализа социально-психологических подходов в исследовании эмоций.
2. Установление связи, существующей между содержанием, характером, структурой коммуникативного взаимодействия и эмоциями его субъекта.
3. Определение специфики функционирования эмоций субъектов в процессе межличностного взаимодействия в конфронтационном диалоге.
4. Выявление и описание особенностей коммуникативной интеракции, возникающей под влиянием эмоций.
Методы исследования подбирались в соответствии с целями и задачами исследования. Практическое исследование включало следующий комплекс методов: стандартизированное наблюдение (видеозапись), контент-анализ видеозаписей, экспертные оценки и моделирующий эксперимент, ко торый был организован и проведен в рамках тренинга коммуникативных умений, являющийся эмпирической базой исследования. Обработка экспериментальных данных проводилась методом контент-анализа. Была разработана схема анализа процесса коммуникативной интеракции, возникающая в коммуникативной ситуации. Схема включает в себя 10 критериев (категорий) и 30 референтов (подкатегорий), имеющих когнитивную, эмоциональную (экспрессивную) и конативную составляющие. Для статистической обработки результатов исследования использовался биноминальный критерий. На защиту выносятся следующие положения:
1. Эмоциональное напряжение, возникающее у субъектов коммуникации, приводит к изменению содержания коммуникативного взаимодействия. Содержание определяется индивидуальными моделями ситуации, процесса и результата взаимодействия. Субъект коммуникации приписывает личностно-значимый смысл словам и действиям партнера.
2. Возникновение субъективно измененных моделей восприятия коммуникативного взаимодействия приводит к стереотипизации коммуникативного поведения субъекта коммуникации. Из его памяти извлекаются привычные паттерны поведения, соответствующие его восприятию ситуации, происходит этно и эгоцентрическая интерпретация сигналов коммуникативного обмена.
3. Несогласие партнера по коммуникации идентифицируется как эмоционально неприемлемое для субъекта взаимодействия, что приводит к необоснованному использованию защитных реакций. Поведенческие проявления субъекта коммуникации при сопротивлении со стороны партнера приобретают стойкий, эгоцентрический характер. Многократно повторяются одни и те же слова, совершаются однотипные действия.
4. Под влиянием эмоций происходит искажение интерпретации сигналов обратной связи. Они интерпретируются в соответствии с субъективным смыслом содержания коммуникативной ситуации, что, в свою очередь приводит к усилению эмоциональной напряженности общения.
5. Доминирование собственных интересов и эгоцентрическая интерпретация содержания коммуникативного обмена субъектом коммуникации побуждает партнеров по диалогу к обособленному поведению.
6. Эмоциональное напряжение, возникающее у субъектов коммуникации, приводит к изменению структуры коммуникативного взаимодействия, которая определяется императивными и манипулятивными стратегиями и стереотипными тактиками психологического воздействия.
Научная новизна исследования состоит в экспериментальном изучении влияния эмоций на коммуникативное взаимодействие в конфронтационном диалоге. Проведенное исследование позволило выявить связь, существующую между содержанием, характером, структурой коммуникативного взаимодействия и эмоциями его субъектов; установить феномен искажения при» восприятии реальности в конфронтационном диалоге; обнаружить эффект стереотипизации поведенческих реакций под влиянием возникающих эмоций. Показано, что эмоциональное переживание в конфронтационном диалоге приводит к обособлению субъекта коммуникативного взаимодействия.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в исследовании акцентируется внимание на малоизученной интерактивной стороне коммуникативного взаимодействия. Детально анализируется и дается описание коммуникативной интеракции в условиях конфронтационного диалога, на основе чего раскрывается специфика функционирования эмоций в коммуникативном взаимодействии.
Практическая значимость работы заключается в том, что на основе результатов исследования разработана усовершенствованная тренинговая программа, учитывающая роль эмоций в межличностной коммуникации. Данная тренинговая программа направлена на коррекцию межличностного взаимодействия в ситуациях конфронтационных диалогов, которые составляют значительную часть деловых бесед, нейтрализацию отрицательного влияния эмоций на процесс общения людей.
На основе материалов диссертационного исследования разработаны методические рекомендации, проведены спецкурсы и тренинги коммуникативного взаимодействия.
Написано и опубликовано методическое пособие, в котором особое внимание обращено на регуляцию коммуникативного взаимодействия в кон-фронтационном диалоге.
Апробация работы и внедрение результатов исследования
Материалы и результаты исследования были представлены на международном конгрессе «Психология инновационного управления социальными группами и организациями» (г. Кострома, октябрь 2001 г.), международном конгрессе «Управление системой социальных ценностей личности и общества в мире изменений» (г. Кострома, октябрь 2003 г.), VI международной научно-практической конференции «Социально-психологические проблемы ментальности» (г. Смоленск, ноябрь 2004 г.); научно-методологических аспирантских семинарах по психолого-педагогическим наукам (г. Кострома, октябрь 1999 г., декабрь 2000 г.). Основные материалы диссертационного исследования обсуждались на заседании кафедры социальной психологии КГУ им. Н.А. Некрасова (г. Кострома, июнь 2003 г.; май 2005 г.).
Результаты исследования внедрены в практику работы Центра социального здоровья детства, юношества и семьи администрации Костромской области, являющимся экспериментальным центром Департамента по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации. Материалы исследования используются в лекционно-практических занятиях НОУ СПО «Юридический колледж» г. Смоленска.
Коммуникативный процесс как форма общения
Понятие «коммуникация» употребляется как категория, характеризующая общение, связь человека с другими людьми. Эта связь имеет социально-психологический характер и выступает как взаимопонимание, дискуссия, основанные на общности интересов индивидов. Общение К. Ясперс рассматривает с позиций взаимопонимания, открытости и диалога [212]. В учении Г. Марселя общение характеризуется как «интерсубъективное явление, прообразом которого служит отношение не субъекта к объекту, а субъекта к субъекту» [122, с. 348-349].
С точки зрения интеракционизма взаимодействие может быть понятно только в контексте его социальной ситуации. Именно социальная ситуация как некоторый устойчивый, исторически сформировавшийся фрагмент социальной жизни задает партнерам стиль поведения, восприятия себя и друг друга [13, с. 226].
Основоположником интеракционистского направления в социологии и социальной психологии считают Д. Мида, который утверждал, что становление личности происходит в общении между людьми. При этом ситуация общения трактуется им как система взаимно ориентированных действий, акций и реакций, развернутых во времени. Концепция общения Д. Мида базируется на трех посылках:
1. Люди реагируют на окружающую среду в зависимости от того, как ее воспринимают, какие значения они придают воспринимаемому.
2. Эти значения выступают повседневным продуктом межличностного взаимодействия (интеракции).
3. Значения, представленные в сознании людей, подвержены изменениям в результате индивидуального восприятия в рамках взаимодействия [85].
Дальнейший научный вклад в разработку этой темы внесли Г. Блумер, Т. Ньюком, Т. Шибутани, Э. Гофман, С. Московичи, Г. Тэджфел.
Т. Шибутани полагал, что коммуникация — это «такой обмен информацией, благодаря которому согласие развивается или разрушается» [77, с. 123]. К. Черри, характеризуя коммуникацию в самом общем виде, и не отличая ее от общения, сводил ее к проблеме знаковых систем, с помощью которых она осуществляется [194]. В концепции коммуникации, разработанной Т. Парсонсом, она рассматривается как общение между личностями, как их взаимодействие. Общение, в свою очередь, выступает как передача информации, не имеющая цели воздействовать на поведение другой личности [223, с. 265-274].
Весьма распространенным является представление общения как информационного процесса, заключающегося в осуществлении и поддержании межиндивидуальной связи. В этом случае принято говорить об общении как о коммуникативном процессе. Такова, например, точка зрения Ч. Осгуда, который понимает под общением отдельные акты передачи и приема информации [222, с. 249].
Широко распространенной является точка зрения, согласно которой общение представляет собой двусторонний процесс коммуникации и интеракции (взаимодействия). В рамках такого подхода к общению существует ряд его вариаций в зависимости от того, как трактуются понятие «коммуникация» и «интеракция». М. Аргайл характеризует процесс интеракции через различные виды контактов, к одному из которых наряду с телесными контактами людей, относятся и информационные контакты, проявляющиеся в вербальной или невербальной форме [213]. Являясь разработчиком «психологии социальных ситуаций», М. Аргайл преследовал цель выявить систему универсальных факторов, присутствующих в любой системе социального взаимодействия и задающих ее определенность. В результате ситуация в его работах предстает как совокупность характеристик социального события, воздействующих на индивида Автор выделяет 9 факторов, определяющих, по его мнению социальную ситуацию: 1) цели, которые являются системообразующим фактором; 2) правила взаимодействия; 3) роли, которые берут на себя взаимодействующие субъекты; 4) набор элементарных действий, к которым относятся простейшие вербальные и невербальные формы участия во взаимодействии; 5) последовательность поведенческих актов; 6) концепты (знания, представления о людях, о социальной культуре, об элементах взаимодействия); 7) физическая среда, реквизит, пространство; 8) язык и речь (словарь, интонации и т.п.); 9) трудности, умения и навыки, связанные с преодолением различных препятствий во взаимодействии [199, с. 285-286].
Одним из достижений в интеракционистском направлении социальной психологии является концепция Р. Харре. Автор рассматривает поведение человека как последовательность внутренне организованных эпизодов или фрагментов взаимодействия. Эти эпизоды характеризуются в зависимости от того, как и в какой мере, они регулируются социальными правилами, и планами поведения, созданными людьми. Основной социально психологической способностью человека, как считает Р. Харре, является его умение интерпретировать, понимать свое социальное окружение [13, с. 176].
Функции эмоций в коммуникативном взаимодействии
Общеизвестно, что беспристрастного восприятия чего-либо не существует (В. Вундт, Н.Я. Грот, С.Л. Рубинштейн, К.Г. Юнг, СЕ. Izard, D. Rapa-port). При восприятии и взаимодействии с окружающей действительностью у человека возникает определенное субъективное отношение к тому, что он видит, слышит, ощущает. Это субъективное отношение выражается в форме эмоции. Сопровождая практически любые проявления субъекта, эмоции являются одним из главных механизмов регуляции психической деятельности и поведения.
А.Н. Леонтьев рассматривает эмоции как «результат и механизм движения деятельности», отмечая при этом, что «эмоции не подчиняют себе деятельность» [109, с. 209]. Взаимодействуя с окружающим миром, человек по-разному относится к себе, ситуации, другим людям. То, что происходит с человеком, может быть приятно или неприятно, интересно или скучно, удовлетворять его или нет. Как отмечает К.Г. Юнг, «даже «безразличное» ощущение имеет «чувственную окраску», а именно окраску безразличия, что опять-таки выражает известную оценку» [206, с. 529]. Подобной точки зрения придерживается В. Вундт, утверждающий, что «любое воспринимаемое событие является значимым, то есть эмоциональным, уже в силу того, что в момент восприятия оно является частью жизни индивида, не знающей беспристрастного состояния и во всем способной найти хотя бы незначительный оттенок интересного, неожиданного, неприятного и т.п.» [144, с. 7].
Эмоциональные проявления могут быть различными. С.Л.Рубинштейн выделяет три уровня многообразных эмоциональных проявлений человека: Первый уровень — это элементарные физические чувствования, связанные с органическими потребностями: удовольствие-неудовольствие и так далее. Эти эмоциональные реакции носят беспредметный, интеррецепторный характер. Второй, более высокий уровень, составляют предметные чувства, «соответствующие предметному восприятию и предметному действию». Этот уровень характеризуется более высокой степенью осознанности. Интеллектуальный компонент входит в него уже как составная часть высших эмоций. Третий уровень — это мировоззренческие чувства: нравственные, эстетические, религиозные и так далее [155, с. 574].
В нашей работе мы рассматриваем эмоциональный аспект коммуникативного взаимодействия как один из важнейших механизмов возникновения той или иной коммуникативной связи.
В.Н. Мясищев утверждает, что «те переживания, которые возникают в процессе взаимодействия, укрепляют, разрушают или реорганизуют отношения» [143, с. 30]. Являясь объектом или результатом отношений, завязывающихся в общении, личность одновременно выступает в этом общении и в качестве субъекта определенных отношений. Поэтому от самого человека в большей мере зависит характер поведения по отношению к нему окружающих его людей, а значит, и характер его переживаний от общения с людьми [там же]. Эмоциональная реакция, возникшая под влиянием того или иного внешнего воздействия, является в этом случае следствием субъективного отношения к ситуации и другому человеку. По словам Д. Радьяра, сам термин «эмоция» («e-motion») означает движение наружу [145, с. 85].
Характеристики коммуникативной интеракции, возникающие под влиянием эмоций, которые испытывают участники коммуникативного взаимодействия, можно выявить, основываясь на изученных наукой функциях эмоций. В многочисленных психологических исследованиях выделяют несколько функций эмоций: оценочную, сигнальную, мотивирующую, защитную (охранную), регуляционную и коммуникативную. Каждая из названных функций в коммуникативной интеракции имеет свою специфику.
Оценочная функция эмоций проявляется в характере переработки поступающей информации, которая возникает в результате эмоционального переживания по поводу того или иного события. Однако процесс эмоционального отражения наличной ситуации представляет собой сложное явление. Особенность функционирования эмоции в процессе отражения ситуации коммуникативного взаимодействия объясняется ее двухкомпонентностью. С одной стороны, это когнитивный компонент, который выполняет функцию психического отражения объекта эмоции. С другой стороны, это отражение состояния субъекта носителя эмоции [39, с. 69].
Модель содержательного анализа взаимодействия субъектов в конфронтационном диалоге
Основой для создания модели являются следующие положения. Во-первых, явления интериоризации и экстериоризации (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев). Интериоризация предполагает присвоение из внешней реальности сущности внешних предметов и явлений. При этом интериоризи-руются и значения явлений социального мира, связанные с межличностным взаимодействием людей. Следовательно, в индивидуальной психике каждого человека содержатся в свернутой форме те или иные социальные феномены, воспринятые и усвоенные им в реальной жизни. Тогда как экстериоризация предполагает переход внутренних мыслительных действий и операций в развернутую внешнюю деятельность. Таким образом, анализируя внешние поведенческие реакции участников коммуникативного взаимодействия, можно говорить о проявлении их внутриличностных феноменов.
Во-вторых, анализируя особенности коммуникативного взаимодействия, следует учитывать условия, в которых реализуется то или иное взаимодействие. В нашем эксперименте моделировался конфронтационный диалог, участники которого имели противоположные цели и намерения по поводу обсуждаемой проблемы. Конфронтационный диалог предполагал столкновение различных позиций и взглядов, вследствие чего возникало эмоциональное напряжение у участников диалога, которое затрудняло, препятствовало достижению взаимной договоренности. Следовательно, данное условие развития диалога также обуславливает возникновение тех или иных поведенческих реакций субъектов коммуникации.
В-третьих, ролевое проигрывание конфронтационных диалогов предполагало решение личностно значимых проблем, с которыми участники сталкивались в своей реальной жизни. Эмоциональная включенность, эмоциональная значимость решения собственной проблемы способствует естественному использованию участниками диалога типичных, уже сложившихся для них способов поведения.
В-четвертых, анализ связи внешних поведенческих реакций с эмоциями субъектов коммуникации основывается на теоретическом исследовании различных функций эмоций в психологической литературе.
Таким образом, вышеизложенные положения являются основанием для построения теоретической модели, в которой раскрывается связь эмоций и внешних поведенческих реакций субъектов конфронтационного диалога.
С точки зрения содержания коммуникативного взаимодействия в ситуации конфронтационного диалога субъект коммуникации выделяет лишь то, что имеет для него личностное значение, то есть то, что значимо для него с точки зрения индивидуальных желаний, ожиданий и целей. Воспринимая информацию, участники конфронтационного диалога перерабатывают эту информацию, приписывая ей собственный личностно значимый смысл. Возникает субъективно измененная модель коммуникативного взаимодействия. При этом эмоциональное напряжение, возникающее при столкновении различных позиций, будет способствовать использованию готовых (уже имеющихся в индивидуальном опыте) моделей развития ситуации и поведения партнера в ней.
С точки зрения характера коммуникативного взаимодействия в конфронтационном диалоге, эмоциональное переживание сопротивления, которое оказывает партнер, определенным образом влияет на возникновение поведенческих реакций. В этом случае субъект коммуникации будет стремиться убедить собеседника, повторяя свои доводы (слова, действия) вновь и вновь в разных вариантах. Поведение субъекта коммуникации, который концентрируется на достижении личностно значимой цели, будет носить эгоцентрический характер. Эмоционально переживая и по-своему интерпретируя информацию, участник диалога будет стремиться воздействовать на партнера, оказывая давление на него, изменяя его поведение в желаемом для себя направлении (в соответствии со своей цельюЩодобное воздействие с точки зрения влияния эмоций объясняется тем, что субъект одновременно эмоционально отражает и внешнюю реальность, и свое внутреннее состояние, не разделяя их. При восприятии и переработке информации, исходящей от партнера (слова, действия, невербальные проявления), эмоции отражают степень безопасности внешней реальности для внутреннего мира субъекта. Он будет стремиться к комфортному безопасному состоянию, которое связывается с достижением собственной цели в конфронтационном диалоге.
С точки зрения структуры коммуникативного взаимодействия, влияние эмоций проявляется в стремлении к объединению или разъединению с партнером. Степень объединения или обособления партнеров в процессе конфронтационного диалога зависит от их умения слушать и слышать друг друга, от стремления к обоюдовыгодному решению. Однако, чем более личностно значимой является ситуация для субъекта, тем сильнее возникает желание настоять на своем. Субъект будет стремиться изменять поведение партнера в соответствии со своей целью, используя императивные способы воздействия. Таким образом, в конфронтационном диалоге связь между элементами (поведенческими проявлениями) будет представлена двумя эгоцентрическими позициями, выражающих обособленность, отсутствие эмоциональной сопричастности, содействия и соразмышления между партнерами.
Мы выделяем ряд критериев, раскрывающих ту или иную особенность коммуникативного взаимодействия, основанную на субъективном отражении реальной ситуации. Следствием субъективного отражения реальной ситуации являются определенные поведенческие реакции, совокупность которых рассматривается нами как коммуникативная интеракция.
В психологической литературе указывается на то, что эмоции являются следствием отражения непосредственного субъективного отношения к объектам действительности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов, Л.М. Аболин, М.В. Arnold). Подобное индивидуализированное отражение действительности, по словам Н.И. Шевандрина, «осознается как «значение-для-меня» [196, с. 525]. Другими словами, те события и объекты, с которыми индивид сталкивается в реальности, имеют для него индивидуальное значение и отражают субъективную значимость происходящего.
Роль эмоций в изменении смысла ситуации коммуникативного взаимодействия для субъекта коммуникации
В ситуации коммуникативного взаимодействия люди не однозначно относятся к происходящему. В частности, они эмоционально по-разному реагируют на содержание одной и той же ситуации. Для субъекта взаимодействия поведение партнера в каждом конкретном случае имеет определенный индивидуальный смысл.
Индивидуальный смысл возникает на основе пристрастного (эмоционального) отношения к внешней ситуации, являясь отражением имеющихся у человека потребностей и порожденных ими мотивов. В процессе коммуникативного взаимодействия возникновение индивидуального смысла становится одной из причин, на основе которой формируется оценка реальности, и, как следствие этого, та или иная поведенческая реакция.
Следовательно, субъект коммуникации имеет как бы определенный настрой по отношению к тому, что он видит, слышит, ощущает. Этот настрой Связан с отражением процесса удовлетворения потребности, которая актуальна в данный момент. При этом человек концентрирует внимание на тех моментах реальности, которые важны и желанны для него, и менее внимателен к тому, что не отвечает требованиям актуальной потребности. В этом случае реакции партнера приобретают для субъекта коммуникации индивидуальную значимость, которая и проявляется в пристрастном отражении того, что происходит в ситуации конфронтационного диалога.
Пристрастность отражения выражается в том, что человек может «слышать» или «не слышать» слов партнера, то есть смысл услышанного понимается каждым по-своему. Механизмом этого явления, с нашей точки зрения, становится эмоция, возникновение которой является для человека субъективным отражением удовлетворения или неудовлетворения его актуальной потребности.
Удовлетворение или неудовлетворение актуальной потребности во взаимодействии с партнером эмоционально проявляется в позитивном или негативном переживании. Тем самым возникающая эмоция сигнализирует человеку о том, насколько условия внешней ситуации приближают или отдаляют его от достижения желаемого результата.
В ситуации конфронтационного диалога человек фиксирует наиболее значимые для себя факты в информационном сообщении партнера. При этом возникает определенное субъективное отношение к происходящему, эмоционально оцениваются слова и действия партнера, им приписывается индивидуальная значимость. Приписывание индивидуальной значимости приводит к искаженному видению ситуации. Человек видит и слышит лишь то, что он «хочет» видеть и слышать, тем самым изменяя смысл происходящего. В этом случае эмоциональная оценка становится как бы целостным субъективным отражением ситуации для ее субъекта. Подобная эмоциональная оценка имеет большое значение в объяснении причин возникновения поведенческих проявлений человека, а также поведения в целом. Понимание эмоционального характера отражения реальности как целостного явления позволяет объяснить феномены приписывания, ошибки межличностного восприятия и некоторые другие психологические явления.
Эмоциональная оценка включает в себя наряду с отражением значимых условий внешней ситуации и внутреннее состояние человека на данный момент времени. Сочетание отражения внешнего объекта и внутреннего состояния способствует возникновению психического образа, являющегося основанием для ответной реакции человека на воздействие извне.
Эмоциональный образ ситуации становится основной причиной появления того или иного отношения субъекта коммуникативного взаимодействия к реальности. При этом важным является то, что возникающее эмоциональное отношение к реальной ситуации, как правило, не рационализируется индивидом и является стойким психическим образованием, которое во многом определяет его поведение.
В ситуации эксперимента индивидуальные цели для участников кон-фронтационного диалога были заданы заранее и имели противоположную направленность. Результативное завершение ситуации было возможно только в том случае, если каждый из участников диалога стремился понять и принять во внимание желания, интересы, настроение другого человека. Однако, как правило, партнеры по диалогу неуклонно стремились достичь своей цели, не прислушиваясь к мнению партнера. С нашей точки зрения, одной из причин подобного поведения является эмоциональное переживание, эмоциональная оценка сложившейся ситуации коммуникативного взаимодействия.
Наличие индивидуальной цели сопровождается по нашему мнению тем, что субъект коммуникации представляет для себя желаемое поведение партнера. В контексте разговора он выделяет только то, что имеет смысл с точки зрения его цели. Несовпадение ожиданий, несогласие со стороны партнера пробуждает эмоциональное переживание, которое придает словам и действиям партнера индивидуальную значимость, то есть искажается объективный смысл ситуации.
Экстериоризируясь, эмоциональное переживание приобретает вид определенных поведенческих реакций, анализ которых и позволяет судить о том, как именно эмоциональное переживание субъекта коммуникации искажает объективную реальность ситуации.