какое животное в иудаизме считают священным

Домашние животные

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Животные были созданы для того, чтобы служить человеку, а человеку вменяется в обязанность заботиться о них. В иудаизме существует строгий запрет причинять животным страдания. Важность гуманного отношения ко всем животным, в том числе и домашним, не раз подчеркивалась нашими мудрецами.

Оглавление

Животные и люди [↑]

Тора нас учит, что как человек, так и животные являются творением Вс-вышнего, который проявляет милосердие к тем и другим. Например, говорит Б-г пророку Йона (книга Йоны 4:11): «А я не пожалею Ниневэй, город великий, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?»; или 36-й Псалом: «Справедливость Твоя, как горы мощные, суды Твои — бездна великая. Человеку и скоту помогаешь Ты, Господи».

При этом книга Берешит уже в самой первой главе говорит о животных как о части природного окружения человека и устанавливает подчиненный человеку статус животного: «…и властвуйте над рыбой морской и над птицей небесной, и над всяким животным, что ползает по земле!» (Берешит 1:28).

Животные предназначены для служения человеку, и, в отличие от человека, перед ними не стоит задача приблизиться к Творцу.

У всех живых существ имеется только низший вариант души, именуемый нефеш. У человека, помимо этой души, отвечающей за жизнедеятельность организма, есть «надстройки» — руах и нешама. Через нешама человек связан с высшими духовными мирами.

Несколько категорий животных исторически стали относиться к домашним: животные и птицы, которых человек приручил с тем, чтобы употреблять в пищу; транспортные животные (лошади, ослы, верблюды), охранники (собаки); кошки, изначально прирученные для ловли мышей, и другие декоративные животные (мыши, хомяки, рыбки и весь прочий ассортимент зоомагазинов). Наше отношение к домашним животным регулируется законами Торы и постановлениями мудрецов.

Любовь к животным [↑]

Животных надо любить. Вопрос лишь в проявлениях истинной любви к ним. Мы считаем, что животные должны жить в своей среде. Делать из собаки комнатное животное — значит изменить собачью природу, изъяв его из естественной среды обитания. Дом — обитель для человека, и даже если мы приучили животное любить свою клетку, и оно там себя комфортно чувствует, для него это неволя.

Проявление любви к животному, в первую очередь — это предоставление ему свободы.

Если человек уже взял на себя обязательство по присмотру за животным, нельзя его нарушать, нельзя выгонять животное на улицу, если у кого-то вдруг обнаружилась аллергия на шерсть, или стало не хватать средств на его пропитание, или если просто «мягкая игрушка» надоела.

В еврейских семьях, как правило, много детей, поэтому нам не надо сублимировать родительское чувство, перенеся объект привязанности и заботы с собственных детей на кошек и собак.

Нет необходимости заводить животных с тем, чтобы приучать детей ухаживать за «братьями нашими меньшими»: дети, как и взрослые, считают своим долгом в первую очередь помогать людям: а люди, которые нуждаются в нашей заботе, — есть всегда. Кто любит собак, но не любит людей, — тот вряд ли понимает, что такое любовь.

Рассказывают, как-то раз в XX-е годы рав Моше Мордехай Эпштейн, глава ешивы Слободка, побывал в Германии. Увидев какую-то даму на улице, целующую собаку, он предсказал, что в стране, где целуют собак, ещё прольется много человеческой крови, как сказано «Те, кто приносит человеческие жертвы, целуются с телятами» («Приносят в жертву людей, (а) целуют тельцов» — Ошеа, 13, 2).

Можно ли заводить домашних животных? [↑]

Нет запрета держать в доме неопасных животных. Опасных животных, таких, как злые собаки, разрешается держать только если они привязаны.

Важно помнить, что за ущерб, который причинило животное, его хозяин отвечает по всей строгости Закона, в соответствии с обстоятельствами.

Религиозные евреи не спешат заводить в своих квартирах собак: лающая собака может напугать гостей или, не дай Б-г, беременную женщину. Необходимо следить за тем, чтобы от собаки или кошки не было никакой опасности, даже потенциальной: как от укусов, так и от нарушения гигиены. Прежде чем завести животное, следует проконсультироваться с раввином.

В некоторых случаях животное необходимо человеку: собака-поводырь, собака-охранник для жителя еврейского поселения, кот-охотник на вредителей-грызунов — и это, конечно, неполный список.

Причинение страданий животному [↑]

Главное, чего мы должны придерживаться по отношению ко всем животным, в том числе, и домашним — остерегаться причинять животным страдания, то, что в иврите называется «цаар баалей хаим». Тора запрещает мучить животных, убивать их, причинять им боль, лишать еды и т.п., если в этом нет необходимости для пользы человека.

Правилам безболезненного убоя скота и птиц (см. тему Шхита) посвящены первые две главы талмудического трактата Хулин, значительная часть «Законов шхиты» свода Маймонида и целый раздел одной из книг Шульхан аруха (Йоре деа).

Помогать бездомным и больным животным — важная заповедь, ведь сказано (Теилим 145:9): «…и милосердие Его — на всех созданиях Его». Но каждое хорошее качество должно быть в разумной мере, в гармонии с другими обязанностями человека. Не следует забывать, что, в основном, чувство сострадания должно быть направлено на людей.

Тора повелевает накормить домашнее животное прежде, чем сам человек начнет свою трапезу. Нельзя кормить животных такой едой, которая может им повредить.

Рав Яаков Эмден (Шеилат Яйвец 1:17) говорит: если человек не покормит домашних животных, чье пропитание зависит от него, это причинит им страдания. Поэтому для их кормления было установлено определенное время, а именно: перед тем, как человек ест сам. И хотя кошки и собаки не относятся к тем животным, которых хозяин обязан кормить раньше, чем ест сам — потому, что они могут найти себе пропитание самостоятельно — тем не менее, стоит покормить и их, прежде чем садиться самим за трапезу. Если речь идет о декоративной собаке, не имеющей навыков жизни на свободе, вполне вероятно, что покормить ее до того, как едим сами, является обязанностью.

Если по каким-то причинам животное не нуждается сейчас в приеме пищи, например, потому, что его миска полна, или потому, что еще не пришло время кормить его, то человек может начать есть, не покормив животное (Эшель Авраам, Бучач, Пискей тшувот 167:15).

Этот закон в очередной раз показывает особое отношение Вс-вышнего к еврейскому народу. Всевышний хочет, чтобы врожденные качества еврейского народа — скромность, милосердие, добродетель — проявлялись на практике в этом мире, в частности, в заботе о нуждах животных раньше, чем о собственных нуждах.

В Талмуде приводится история о Раби Йеуде а-Наси (Бава Меция 85а), который был наказан ужасными страданиями только за то, что не проявил сострадания к теленку, предназначенному для жертвоприношения. Когда теленок спрятал голову в одежде Раби Йеуды, как бы прося о милосердии, тот сказал: «Иди, для этого ты был создан».

Страдания Раби Йеуды а-Наси завершились только после того, как он пожалел крысят, которых служанка нашла в доме и собиралась вымести на улицу. Раби сказал: «Оставь их, ведь сказано (Теилим 145:9): Добр Господь ко всякому, и милосердие Его — на всех созданиях Его».

Иногда человеку самому нужно пройти через страдания, чтобы научиться сочувствовать другим.

Запрещено кастрировать животных, которых благословил Творец — «плодитесь и размножайтесь». Есть мнения законоучителей, что этот запрет относится также и к нееврейским хозяевам домашних животных.

Домашние животные и соблюдение субботы [↑]

Сказано, что животные, принадлежащие еврею, должны отдыхать в Шаббат — так же, как и их хозяин. Этот закон имеет отношение, в первую очередь к быкам, коровам, лошадям и ослам: хозяин не имеет права заставлять их работать в субботу. «Шесть дней делай свои дела, а на седьмой день покойся, чтобы отдохнул твой бык и твой осел» (Шмот 23:12).

Есть также запрещенные в субботу работы, которые имеют прямое отношение к владельцам домашних животных.

Работа, которая называется «охота», по закону Торы не распространяется на домашних животных: их лишить свободы невозможно, поскольку, будучи прирученными, они ею не обладают. И все же, мудрецы не разрешают ловить животных, которые, даже живя взаперти (в клетках, стойлах и пр.), обычно стараются увернуться от хозяйских рук. И уж тем более нельзя ловить домашнее животное, которое рвется наружу.

Если в Субботу открылась дверка клетки с канарейками, не надо ее закрывать, так как это ловля птиц. Нельзя доставать рыбок из аквариума — это рыбная ловля. Но, уходя из дома, можно закрыть за собой дверь, оставляя собаку или кошку взаперти.

Разрешено выпускать на волю любое животное в Субботу — здесь нет отличий от будней.

Водить собак на поводке в Субботу разрешается, но, если нет эрува, необходимо следить за тем, чтобы поводок не провисал ниже, чем на тефах (10 см) от земли, и чтобы кончик поводка не высовывался с другой стороны кулака более чем на тефах.

Животные считаются мукце, (предметом, запрещенным в Субботу), но некоторые авторитеты не запрещают играть с так называемыми декоративными животными.

Кормить диких животных и птиц, живущих на воле (например, голубей на площади), в субботу запрещается, но можно кормить домашних животных, которые находятся на попечении человека.

В праздник (йом тов), когда по алахе можно зарезать животное и приготовить из него праздничную трапезу, тем домашним животным, на которых распространяется запрет охоты (то есть кошерному скоту и домашней птице), корм дают не в привычном месте, а на некотором удалении от него, чтобы напомнить себе и другим, что их ловить сегодня нельзя.

Уход за домашними животными, живущими в квартире, подразумевает и постоянное поддержание гигиены жилища. Для того, чтобы убрать за щенком или котенком, не нарушив субботу, необходимо придерживаться нескольких правил. Владельцам аквариумов лучше проконсультироваться у компетентного раввина, как ухаживать за рыбками в Субботу.

Ни в коем случае нельзя нарушать Субботу для спасения жизни животных — и тут мы вновь возвращаемся к неравенству между человеком и животным. Человеческая жизнь выше субботы, и ради спасения человека Cубботу нарушают. Жизнь животного тоже ценна, но она — не выше Cубботы.

Источник

Библейские животные Израиля

На карте мира государство Израиль занимает крошечное место. Настолько малое, что его название порой на юге проникает на территорию Египта, на севере – в Ливан. Тем не менее об этом крохотном лоскутке земной поверхности написаны капитальные научные труды. Не менее всеобъемлющи и теологические сочинения трёх монотеистических религий. Иудаизма, христианства и ислама.

Изучая необыкновенно насыщенную захватывающими событиями библейскую историю Земли, обетованной Богом евреям, невольно проникаешься глубоким искренним уважением и любовью к ней. Ведь именно здесь вершилась эта история.

Именно в этой точке земного шара, на этой древней Земле начался диалог Бога с человеком. Из-за антиклерикального советского воспитания такого понятия в моём сознании вообще не существовало. А ведь этот диалог вечен, как вечна Земля, на которой мы живём.

Даже общепризнанные иудейские мудрецы точно не знают, почему именно эту Землю Бог обетовал еврейскому народу и назвал её Обетованной. Знаменательно, что уже в самом слове Израиль, которое на русский переводится как «богоборец», заложено особое отношение евреев к Всевышнему. Кстати, ислам по-русски означает «покорность». Вот оно концептуальное противоречие между иудаизмом и мусульманством.

Почти за две тысячи лет, в течение которых еврейский народ находился в изгнании, на Земле Обетованной не было создано ни одного подлинного государства. Здесь всё время существовали только захолустные провинции больших империй и держав.

Как не удивительно, но кажется, что Земля Израилева хранила верность своему народу. В свою очередь народ Израиля, находясь в диаспоре, свято верил в мечту о возвращении на Землю, обетованную Богом.

К моменту создания государства Израиль чужеземные завоеватели порушили и разграбили Землю Обетованную. От её прекрасной библейской природы в первозданном виде мало что сохранилось. Разве что горы, пустыни и реки.

Некогда плодородные земли были заболочены. Библейские сады и леса вырублены или сожжены. Природные катаклизмы, войны и время уничтожили многое. Но Святая Земля продолжает хранить в себе многочисленные обломки своей священной истории.

Археологи, снимая слой за слоем, словно листая страницы прошлого, смогли докопаться до истоков древней цивилизации. Символично, что археологию здесь начинали глубоко верующие люди. С Библией в руках они осторожно вели раскопки. Упорно искали описанные в ней города, дворцы, религиозные храмы.

И что поражает, многое находили в местах, указанных в Библии. Учёные точно установили, где был заложен краеугольный камень мироздания. Они определили координаты Иерусалимского Храма. Точно указали места, где родился Иисус Христос, где звучали его проповеди, где он был распят.

С возрождением своей государственности еврейский народ с энтузиазмом принялся за восстановление природы родной страны. Изнурительным трудом осушил болота. Посадил и взрастил леса и сады. Проложил дороги. Построил города. Вернул им прежние библейские названия.

Ранее выжженные беспощадным солнцем заброшенные земли вновь превратились в плодородные поля, дающие невиданные урожаи. За 62 года, Земля, бывшая на протяжении почти 20 веков глухой окраиной цивилизованного мира, вновь расцвела. Стала цветущим садом. Точнее сказать, в сад превратилась не вся Земля Израйлева, а только малая её часть. Всего-то 12%.

Израиль стал региональной державой. Единственным демократическим государством на всём Ближнем Востоке. Вот только мира на этой многострадальной земле всё ещё нет.

Историко-религиозные достопримечательности еврейского государства хорошо известны. Они действительно впечатляют. Но не меньше восхищает природа страны. Она практически возрождёна заново.

Все мои друзья и знакомые, впервые посетившие Израиль, на вопрос, что их больше всего впечатлило, отвечали почти одинаково: чудесные парки и сафари с невероятно огромным количеством диких животных и птиц.

Это не просто парки в привычном понятии слова. В большинстве своём они представляют собой уникальные заповедники, где воссозданы библейские флора и фауна. Но одновременно здесь присутствует всё необходимое для развлечений и полноценного отдыха.

Практически со дня основания государства в Израиле действует так называемый Закон о возвращении. Этот основополагающий законодательный документ предоставляет евреям всего мира возможность вернуться на историческую родину.

Но Родина – это не только земля. Пусть даже святая. Не только историко-географическое понятие. Это ещё и растительность, и животный мир наших далёких предков. Или, выражаясь научными терминами, флора и фауна.

Евреи Страны Израилевой задолго до появления современного государства Израиль пытались спасти и сохранить на этой земле всё, что на ней ещё оставалось. Ну а что уже погибло окончательно учёным, селекционерам, киббуцникам и прочим рядовым трудящимся еврейской страны с потрясающим успехом удалось возродить вновь.

Не хочу обидеть людей и Закон. Однако полагаю, что вполне правомерно будет сказать, что библейских животных Закон о возвращении тоже коснулся. Данный факт невероятно сближает, я бы даже сказал, роднит граждан еврейской страны с её животным и растительным миром.

Усилиями многих специалистов к сегодняшнему дню удалось разыскать, вернуть в Израиль и воссоздать здесь популяции большого числа давно занесённых в Красную книгу библейских животных. И не меньшее количество реликтовых деревьев, растений, цветов и т.д.

В основу этого колоссального труда было положено «Пятикнижие». Это первые пять книг Торы, или по-русски Ветхого Завета Библии, написанные ещё в IX-VII веках до н.э. великими еврейскими пророками Иеремией, Иовом, Даниилом и др. Ниже изложена лишь крошечная толика результатов этого титанического труда.

Во «Второзаконие», пятой книге Торы, упоминается винторогая антилопа. Её удалось отыскать в Нью-Йоркском зоопарке. Теперь эти красивые животные резвятся в Иерусалимском библейском заповеднике и сафари поселения Хай-Бар, что в пустыне Негев.

В книге «Плач Иеремии» иудейский пророк Иеремия описал какого-то необычного чёрного страуса. Его тоже «библейские» энтузиасты Израиля нашли. На этот раз в Африке. Точнее в Эфиопии.

Вместе с тамошними темнокожими евреями страус благополучно репатриировался на родину своих библейский предков. И надо сказать, что даже без помощи агентства «Сохнут» и министерства абсорбции «абсорбировался» здесь гораздо быстрее своих земляков. То бишь эфиопских евреев.

А вот ещё пару примеров. В ветхозаветном описании пира Валтасара, сына последнего царя Вавилонии Набонида, еврейский праведник Даниил поэтично рассказал о диком азиатском осле онагра. И что же Вы думаете? Его таки тоже вычислили. Правда, не в Азии, как казалось бы по названию, а в захудалом зоопарке какого-то небольшого европейского городка.

И ещё об одном осле. На этот раз месопотамском. О нём в потрясающе красивой стихотворной, точнее, песенной форме отзывался великий царь Соломон в своём древнееврейском поэтическом шедевре «Песнь Песней».

Это произведение, как известно, стало одним из разделов Ветхого Завета. Оно, к слову сказать, оказало заметное влияние на лирическую поэзию многих народов мира. Кстати, и на русских прозаиков тоже. По мотивам «Песнь Песней» А.И. Куприн написал очень красивую повесть «Суламифь».

Само собой, мудрый царь Соломон своих потомков также подвиг на добрые дела. Как будто мало было у нас своих арабских ослов! Так соломоновского или, если хотите, месопотамского осла тоже доставили из Ирана в Израиль.

Причём с шиком на самолёте. Между прочим, предварительно выкупив его за весьма приличные деньги из заповедника ныне покойного иранского шаха. Благо, аятоллы тогда находились в изгнании, а то бы не видать гражданам Израиля уникального осла, как этому древнему животному своих больших ослиных ушей! В общем, теперь в Израиле есть и месопотамский осёл.

А вот белого осла ни учёные, ни ортодоксальные иудеи найти пока не могут. По этой причине, вероятно, задерживается появление Мессии. Именно на таком осле Он должен въехать в Иерусалим.

Но это ещё не все. После упорных двадцатилетних поисков учёные обнаружили в диких африканских степях совсем уж уникального библейского представителя животного мира. Это помесь серны и быка. Короче, сернобык или по-другому орикса.

Огромный, как пел когда-то Высоцкий «… толи бык, толи тур…», с метровыми рогами теперь тоже совсем неплохо устроился на еврейских харчах в сафари Хай-Бар. Впрочем, бык не простой. С незапамятных времён он символизировал силу и могущество народа Израиля. И не только. Изображение древнееврейского быка до сих пор красуется в королевском гербе Великобритании.

Источник

Права животных в иудаизме

от Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Ссылки

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Трансляции

Статистика

Еврейская символика (растения и животные)

Еврейская символика (растения и животные)

Еврейская символика

Автор: Анна Файн

Символ

Источник

Значение

Животные

1. Медведь

Заимствование, переосмысленное еврейской традицией

2. Заяц

Заимствование, переосмысленное еврейской традицией

Трепет перед Небесам, готовность исполнять заповеди, символ Праотцев

3. Белка, грызущая орехи

Мудрец Торы, способный «вытащить наружу» ее тайны

4. Слон, несущий поклажу

Еврей под бременем заповедей Торы, мудрость, смирение

5. Хищное животное, поедающее добычу (лиса, грифон и пр.)

Мистическое расставание души с телом, «месирут нефеш»

Единорог

У христиан – чистота, в иудаизме – символ воссоединения 12 колен

Геральдические лев и единорог – объединение Северного и Южного царства (Иудеи и Израиля). Лев – символ колена Иеуды, Единорог – символ колена Менаше.

Реем (орикс)

Рээм в Торе – предположительно орикс или сернобык. У сернобыка сильно раздвоенное копыто. Рээм мог быть символом чистоты, кашерности.

Согласно мидрашам, на 3 день твореня Всевышний сотворил диковинных зверей и чудовищ, в том числе – гигантского рээма

Символ кошерности (имеет явно раздвоенное копыто), символ силы, и пропитания

Тахаш (по некоторым версиям – единорог)

Шкурами Тахаша был покрыт Мишкан – переносной Храм. Одно из толкований слова Тахаш – единорог.

Орел

В Торе орел – символ защиты. Всевышний вынес народ Израиля из Египта «на орлиных крылах».

Символ легкости, исполнения заповедей

Источник из Торы, описывающий льва – благословение Яакова коленам Израиля. Лев описан как существо, способное к самоограничению.

В Торе – символ колена Иегуды, царской власти, Машиаха.

Леопард

«Пиркей Авот», там же

Сила, исполнение заповедей

Олень (цви)

Встречается в Торе несколько раз. Напр. У пророка

Ирмиягу צְבִי: וְאֶתֶּן-לָךְ אֶרֶץ חֶמְדָּה נַחֲלַת צְבִי

«И дам тебе землю желанную, удел оленя».

Символ красоты, символ Земли Израиля, в Мишне – символ быстроты при исполнении заповедей. В «Шир а-Ширим» символ Возлюбленного

Горлица (тор)

Голос горлицы – знак приближения весны (Избавления)

Голубка

Символ Возлюбленной, символ верности

Пара голубей

Символ верности в любви, в.т.ч.- лббви к Богу

В «Шир а-Ширим» пара голубей – глаза Возлюбленной

Лисица

«Шир а-Ширим», литаратура мудрецов

Символ разрушения виноградника (Храма)

Стадо овец или коз

Паства Всевышнего (еврейский народ), также символ чистоты, невинности

Барашек (аиль)

Тора, напр. рассказ о связывании Ицхака (акедат Ицхак)

Журавль

Рыба

Символ еврея, преданного Торе

Рыбы

Благословение Яакова Эфраиму и Менаше: «И расплодитесь (разрабьтесь) во множестве в пределе земном»

Символ плодовитости, выживания.

Павлин

Символ красоты, страны Израиля

Левиафан

Символ мессианских времен, вкусное мясо Ливьятана – награда за соблюдение законов кашрута

Грифон

Древняя общевосточная символика

Отождествляется с крувим (херувимами)

Зодиакальные животные и знаки Зодиака в целом

Часть общевосточной традиции, переосмысленной в еврейской традиции в средние века ( в Талмуде Зодиак не упомянут)

12 колен Израилевых, или 12 месяцев. (весы – месяц Тишрей, когда взвешиваются все поступки и дела за год, Овен – месяц Нисан, когда приносится пасхальная жертва, и.т.д.)

Петух

Заимствование или общевосточная символика

Символ сердца, раннего пробуждения (для Торы и заповедей), обязательности, преданности делу

Двуглавый орел

Переосмысление геральдического знака

«Как орел стережет гнездо свое, над птенцами своими парит, расправляет крылья свои, берет каждого, носит на крыле своем» Дварим, (32:11).

Орел в Торе – символ заботы о птенцах. Это символ Всевышнего, который заботится о своем народе. Двуглавый орел трактуется как союз двух линий Управления – милосердия и справедливости

Аист (хасида)

Слово «хасид» значит праведный, благочестивый, Б-гобояззненный. На эти свойства намекает ивритское название птицы.

Лань, (айяла), также серна (айелет).

Тора: в благоловении колен Израиля патриархом Яаковом колено Нафтали сравнивается с ланью, потому что Нафтали умеет произносить приятные речи.

Айелет-хен – лань любви

Книга Мишлей (Притчи), гл. 5, 18-19:

«Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей,
любезною ланью и прекрасною серною».

Растения

«Семь видов растений»

Тора, кн. Дварим, гл. 8 «В СТРАНУ ПШЕНИЦЫ, И ЯЧМЕНЯ, И ВИНОГРАДНЫХ ЛОЗ, И СМОКОВНИЦ, И ГРАНАТОВЫХ ДЕРЕВЬЕВ, В СТРАНУ МАСЛИЧНЫХ ДЕРЕВЬЕВ И МЕДА,»

Символ раскрытия духовного потенциала Страны Израиля, символ исполнения Обетования

Шошан (лилия)

«Как лилия меж полевых цветов подруга моя среди девушек»

Согласно книге Зоар – символ Творения ( лилия – чаша)

Кипарис

Символ Храма. Ассоциируется также с Западной Стеной

Древо жизни (изображается парным)

Книга Мишлей «Древо жизни она (Тора) для тех, кто придерживается ее»

Древо жизни изображается парным, так как есть Письменная и Устная Тора

Яблоня

«Как яблоня меж лесных деревьев, любимый мой среди юношей»

Символ Возлюбленного (Творца мира)

Вино, виноград

Вино – символ Божьей благодати, познания Бога, Его щедрости, символ Страны Израиля

Менора (похожая одновременно на дерево и колос)

Менора – символ духовного света, символ Храма.

Хлеб и пшеница

Хлеб, выходящий из земли – символ духовного роста и веры. Символ благодати, награды за исполнение заповедей

Цветочные орнаменты

«Цветы показались на земле»

Согласно книге Зоар цветы – символ деяний Всевышнего

Дерево

כִּי הָאָדָם עֵץ
הַשָּׂדֶה

«Разве дереву подобен человек»

Символ человека (духовный рост), символ преемственности

Из сборника материалов семинара

для участников программы помощи

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *