какое животное появляется в начальной заставке кинофильмов студии метро голдвин мейер
LiveInternetLiveInternet
—Видео
—Ссылки
—Всегда под рукой
—Метки
—Музыка
—5 друзей
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
История льва из легендарной заставки Metro-Goldwyn-Mayer
Этот логотип смело можно отнести к одному из самых известных.
Еще бы, ведь американская компания Metro-Goldwyn-Mayer (MGM) создала столько замечательных фильмов, известных практически повсеместно.
Компания «Metro-Goldwyn-Mayer» была основана в апреле 1924 года владельцем крупной сети кинотеатров, Маркусом Ловом, организовавшим слияние трёх кинопроизводителей — «Metro Pictures», «Goldwyn Pictures» С. Голдвина и «Louis B. Mayer Pictures» Л. Б. Майера.
Поскольку Николас Шенк, компаньон Лова, был занят обустройством кинотеатров на восточном побережье, в качестве заведующего кинопроизводством в Калифорнии был назначен Л. Б. Майер (в ранге вице-президента).
Логотипом новой компании стал рычащий лев студии Голдвина, впервые появившийся на киноэкранах в 1916 году. У той же студии был позаимствован девиз «Искусство ради искусства». С 1932 г. рекламная стратегия компании базировалась на утверждении, что в её фильмах «больше звёзд, чем на небе».
Рычащий лев стал, по сути, не просто логотипом компании, но и всего Голливуда. На самом деле львов было много. Они периодически сменяли друг друга, но большинство зрителей это не замечало — лев он и есть лев. Но история логотипа MGM куда интересней, нежели история самой компании.
Некоторые из этих львов стали по настоящему известными, история сохранила их имена. Другим повезло меньше, логотипы с их изображением использовались реже или параллельно с основными.
Впервые лев, окруженный кинопленкой с девизом «Аrs gratia artis» («Искусство ради искусства»), появился в 1916 году на логотипе свежеобразованной компании Goldwyn Pictures Corporation.
Этот лев (читай логотип) вошел в историю как «The Original Leo the Lion». Он также известен и как «The Silent Lion», «Молчаливый Лев» — кино в те годы было еще немым.
Слетс за работой (1924 год)
Автором логотипа стал художник Ховард Дитц (Howard Dietz). Оказывается, таким образом, художник Говард Дитц ( Howard Dietz ) отдал дань альма-матер — Колумбийскому университету, талисманом которого был Лев!
Тогда в 1916 году, впервые, Царь Зверей, окруженный кинопленкой с девизом «Аrs gratia artis» («Искусство ради искусства»), появился на логотипе свежеобразованной компании Goldwyn Pictures Corporation.
В Сети можно найти несколько мнений, относительно того, почему был выбран именно лев.
Кто считает, что лев был символом любимой футбольной команды Ховарда, другие склоняются к мнению, что причина выбора в символичности данного животного.
Однако, доподлинно причина вряд ли кому известна. Как бы то ни было, но этот, самый первый лев имеет к самой MGM лишь косвенное отношение.
В 1923 году Goldwyn Pictures объединяется с Metro Pictures Corp., образуя Metro-Goldwyn Pictures Corporation.
На год живого льва заменила статуя, вошедшая в историю как «The Lion Statue».
Справедливость восторжествовала в 1924 году, когда и была образована Metro-Goldwyn-Mayer (Metro-Goldwyn Pictures Corporation объединилась с Louis B. Mayer Productions).
Руководство новой компании решило вернуться к старому логотипу с живым львом. Так появился логотип, вошедший в историю как первый официальный логотип MGM или как «Slats the Lion» — по имени льва Слетса, снявшегося в «главной роли».
Хозяин льва — основатель «Jungleland» — Луи Гебель (Louis Goebel), продал имущество под названием «лев Slats» компании MGM. Но этим дело не закончилось, т.к. продавал он его три(!) раза, возвращая себе право собственности каждый раз после того, как новые владельцы не выполняли финансовые обязательства!
Хозяин Слэтса — Луи Гебель (Louis Goebel):
История даже сохранила его биографию: родился в Дублинском зоопарке, в Ирландии, 20 марта 1919 года; львенком иммигрировал в США; прожил долгую и интересную жизнь.
НО! мало кто знает, что Slats в течении нескольких лет гастролировал по стране с промоутерами MGM, презентуя появление новой компании!
Для этого дрессировщик Volney Файфер учил своего звёздного питомца издавать мощный рык, а не рёв.
За время поездок Slats пережил 2 аварии поезда! наводнения в штате Миссисипи! землетрясение в Калифорнии! пожары и авиакатастрофы.
Лев Slats умер в 1936 году в возрасте 23 лет и был похоронен на ферме Файфер в Нью-Джерси.
Шкура Слетса ныне хранится в McPherson Museum.
Останки Слетса, выставленные в музее
На самом деле львов было много. Они периодически сменяли друг друга, но большинство зрителей это не замечало — лев он и есть лев. Некоторые из этих львов стали по-настоящему известными, история сохранила их имена. Другим повезло меньше, логотипы с их изображениями использовались реже или параллельно с основными.
Слетс служил символом четыре года — по 1928 год, пока его не сменил Джекки (Jackie). И хотя биография его почти никому неизвестна, ему повезло больше, нежели Слетсу.
Джекки уже не был «немым» — его рык зрители уже слышали. Причем зарычал лев раньше, чем кино заговорило — просто первое время для озвучки зверя, в момент показа логотипа в зале включали фонограф.
После «торговли» с идеей звука, то принимая идею, то отвергая её, Метро-Голдвин-Майер, наконец, сделали символический жест — и записали рык льва для товарного знака.
18 декабря 1928. Эра немого кино закончилась. Задний форзац из Голливуда: «Пионеры» (в смысле те кто начинают, а не СССР пионеры) Кевин Браунлоу (Kevin Brownlaw), фотографии любезно предоставленны Джоном Кобал (John Kobal). Опубликовано Knopf:
Известный дрессировщик Мелвин Кунц (Melvin Koontz) позирует с Джеки (Jackie),
одним из львов MGM-талисманом, за воротами Jungleland (фотография 1940-х годов).
Джекки использовался и для представления фильмов, при создании которых осуществлялись первые эксперименты с цветом. Некоторое время, параллельно с Джекки использовался логотип со львом по кличке Телли (Telly) — 1928-1932 годы. Ему повезло куда меньше — о его существовании мало кто упоминает. Да и рычал он голосом Джекки.
Ричард Деннинг (Richard Denning) и Елена Гилберт (Helen Gilbert)
— звезды кинематографа со львом Джеки (1942 г).
В 1934 году Джекки сменил Таннер (Tanner). Этот лев символизировал собой начало эры цветного кино. Более того, его рык ознаменовал многие киношедевры («Унесенные ветром», «Волшебник из страны ОЗ» и многие другие), ставшие настоящими легендами Голливуда. По причине этого, Теннера считают главным логотипом MGM.
Ричард Деннинг (Richard Denning) и Елена Гилберт (Helen Gilbert)
— звезды кинематографа со львом Джеки (1942 г).
Ричард Деннинг в роли Тарзана.
Некоторое время, параллельно с Джекки использовался логотип со львом по кличке Телли (Telly) — 1928-1932 годы.
Ему повезло куда меньше — о его существовании мало кто упоминает. Да и рычал он голосом Джекки.
Greta Garbo с львом Leo.
В 1934 году Джекки сменил Таннер (Tanner). Этот лев символизировал собой начало эры цветного кино. Более того, его рык ознаменовал многие киношедевры («Унесенные ветром», «Волшебник из страны ОЗ» и многие другие), ставшие настоящими легендами Голливуда. По причине этого, Теннера считают главным логотипом MGM. Логотип с ним получил название «The Angry Lion» — «злой лев».
Самое интересное состоит в том, что студия не сразу отказалась от использования логотипа с Джекки — его ставили на заставку черно-белых фильмов, которые все еще снимались, причем аж до 1956 года.
1956 год ознаменовался «уходом на пенсию» как Джекки, так и Теннера, и появления на логотипе некоего льва, по имени Джордж (George). Впрочем и продержался он недолго — до 1958 года, когда на смену ему пришел Лео, которого мы можем лицезреть и в наши дни. Впервые зрители увидели Лео в 1957 году, но окончательно он утвердился в роли официального логотипа год спустя.
Неизвестно что двигало руководством MGM, но в 1966 году был поставлен эксперимент со сменой самого принципа логотипа. Причем сказать, что логотип был изменен, значит не сказать ничего — вместо живого зверя и рулона кинопленки, теперь использовалось стилизованное изображение льва. К счастью, от этой затеи окончательно отказались в 1968 году и больше к ней не возвращались.
Попытки обойтись без настоящих львов На самом деле, логотипов (именно логотипов, а не львов!) было куда больше. Но, по сути, это были несколько видоизмененные из вышеописанных — лев рычал по другому или башкой крутил иначе.
Альфред Хичкок руководящий львом во время съемки легендарной заставки студии Метро Голдвин Майер.
А вообще, про легендарный логотип MGM ходит много сплетен и баек, про его метаморфозы и связанные с ним интересные факты можно написать целую книгу, для создания которой придется провести настоящее исследование, типа той, что на второй день после съёмок, Лев съел своего дрессировщика!
Эта ужасающе «привлекательная» фраза стала настолько популярной в сети, что её, к сожалению, множат уже и достаточно известные интернет-издания!
Обратная сторона Metro-Goldwyn-Mayer.
НО! заметьте)) никто ещё не подкрепил её документальными фактами. Последним львом, который снялся в заставке MGM, был Лео.
Восстановленный рёв, 2008 г.
Эмблема компании у входа в гостинично-развлекательный комплекс MGM Grand (Лас-Вегас)
Источник:
Процитировано 1 раз
Понравилось: 19 пользователям
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Метки
Женский образ в живописи 18-20 веков часть 1
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Metro-Goldwyn-Mayer. Съел ли лев дрессировщика?!
История льва из легендарной заставки Metro-Goldwyn-Mayer!
Почему именно Лев? Оказывается, таким образом, художник Говард Дитц ( Howard Dietz ) отдал дань альма-матер — Колумбийскому университету, талисманом которого был Лев!
Тогда в 1916 году, впервые, Царь Зверей, окруженный кинопленкой с девизом «Аrs gratia artis» («Искусство ради искусства»), появился на логотипе свежеобразованной компании Goldwyn Pictures Corporation. Этот лев (читай логотип) вошел в историю как «The Original Leo the Lion». Он также известен и как «The Silent Lion», «Молчаливый Лев» — кино в те годы было еще немым.
В 1923 году Goldwyn Pictures объединяется с Metro Pictures Corp., образуя Metro-Goldwyn Pictures Corporation. На год живого льва заменила статуя, вошедшая в историю как «The Lion Statue»:
Справедливость восторжествовала в 1924 году, когда и была образована Metro-Goldwyn-Mayer (Metro-Goldwyn Pictures Corporation объединилась с Louis B. Mayer Productions). Руководство новой компании решило вернуться к старому логотипу с живым львом. Так появился логотип, вошедший в историю как первый официальный логотип MGM или как «Slats the Lion» — по имени льва Слетса, снявшегося в «главной роли».
Хозяин льва — основатель «Jungleland» — Луи Гебель (Louis Goebel), продал имущество под названием «лев Slats» компании MGM. Но этим дело не закончилось, т.к. продавал он его три(!) раза, возвращая себе право собственности каждый раз после того, как новые владельцы не выполняли финансовые обязательства!
Хозяин Слэтса — Луи Гебель (Louis Goebel):
История сохранила биографию Слетса: родился в Дублинском зоопарке, в Ирландии, 20 марта 1919 года; львенком иммигрировал в США; прожил долгую и интересную жизнь. Шкура Слетса ныне хранится в McPherson Museum.
НО! мало кто знает, что Slats в течении нескольких лет гастролировал по стране с промоутерами MGM, презентуя появление новой компании! Для этого дрессировщик Volney Файфер учил своего звёздного питомца издавать мощный рык, а не рёв.
За время поездок Slats пережил 2 аварии поезда! наводнения в штате Миссисипи! землетрясение в Калифорнии! пожары и авиакатастрофы.
Лев Slats умер в 1936 году в возрасте 23 лет и был похоронен на ферме Файфер в Нью-Джерси.
На самом деле львов было много. Они периодически сменяли друг друга, но большинство зрителей это не замечало — лев он и есть лев. Некоторые из этих львов стали по-настоящему известными, история сохранила их имена. Другим повезло меньше, логотипы с их изображениями использовались реже или параллельно с основными.
Логотипы разных лет:
Slats прослужил символом всего четыре года — по 1928 год, пока его не сменил Джекки (Jackie). И хотя биография его почти никому неизвестна, ему повезло больше, нежели Слетсу. Джекки уже не был «немым» — его рык зрители уже слышали. Причем зарычал лев раньше, чем кино заговорило — просто первое время для озвучки зверя, в момент показа логотипа в зале включали фонограф.
Джекки использовался и для представления фильмов, при создании которых осуществлялись первые эксперименты с цветом.
После «торговли» с идеей звука, то принимая идею, то отвергая её, Метро-Голдвин-Майер, наконец, сделали символический жест — и записали рык льва для товарного знака. 18 декабря 1928. Эра немого кино закончилась.
Задний форзац из Голливуда: «Пионеры» (в смысле те кто начинают, а не ссср пионеры) Кевин Браунлоу (Kevin Brownlaw), фотографии любезно предоставленны Джоном Кобал (John Kobal). Опубликовано Knopf:
Известный дрессировщик Мелвин Кунц (Melvin Koontz) позирует с Джеки (Jackie), одним из львов MGM-талисманом, за воротами Jungleland (фотография 1940-х годов):
Ричард Деннинг (Richard Denning) и Елена Гилберт (Helen Gilbert) — звезды кинематографа со львом Джеки (1942 г):
Некоторое время, параллельно с Джекки использовался логотип со львом по кличке Телли (Telly) — 1928-1932 годы. Ему повезло куда меньше — о его существовании мало кто упоминает. Да и рычал он голосом Джекки.
В 1934 году Джекки сменил Таннер (Tanner). Этот лев символизировал собой начало эры цветного кино. Более того, его рык ознаменовал многие киношедевры («Унесенные ветром», «Волшебник из страны ОЗ» и многие другие), ставшие настоящими легендами Голливуда. По причине этого, Теннера считают главным логотипом MGM. Логотип с ним получил название «The Angry Lion» — «злой лев»
Самое интересное состоит в том, что студия не сразу отказалась от использования логотипа с Джекки — его ставили на заставку черно-белых фильмов, которые все еще снимались, причем аж до 1956 года.
1956 год ознаменовался «уходом на пенсию» как Джекки, так и Теннера, и появления на логотипе некоего льва, по имени Джордж (George). Впрочем и продержался он недолго — до 1958 года, когда на смену ему пришел Лео, которого мы можем лицезреть и в наши дни. Впервые зрители увидели Лео в 1957 году, но окончательно он утвердился в роли официального логотипа год спустя.
Неизвестно что двигало руководством MGM, но в 1966 году был поставлен эксперимент со сменой самого принципа логотипа. Причем сказать, что логотип был изменен, значит не сказать ничего — вместо живого зверя и рулона кинопленки, теперь использовалось стилизованное изображение льва. К счастью, от этой затеи окончательно оказались в 1968 году и больше к ней не возвращались.
Жалкие попытки обойтись без настоящих львов:
На самом деле, логотипов (именно логотипов, а не львов!) было куда больше. Но, по сути, это были несколько видоизмененные из вышеописанных — лев рычал по другому или головой крутил иначе.
А вообще, про легендарный логотип MGM ходит много сплетен и баек, типа той, что на второй день после съёмок, Лев съел своего дрессировщика! Эта ужасающе «привлекательная» фраза стала настолько популярной в сети, что её, к сожалению, множат уже и достаточно известные интернет-издания!
НО! заметьте)) никто ещё не подкрепил её документальными фактами.
Последним львом, который снялся в заставке MGM, был Лео:
Ещё фото:
Greta Garbo с львом Leo:
Альфред Хичкок руководящий львом во время съемки легендарной заставки студии Метро Голдвин Майер (на мой взгляд, уж больно похоже на монтаж))):
История льва из заставки кинокомпании Metro-Goldwyn-Mayer
Наверняка в кино перед началом фильма вы не раз видели заставку со львом, сидящим на тумбе и грозно рычащем. Сразу становится ясно, что этот фильм сняла компания Metro-Goldwyn-Mayer, одна из старейших в Голливуде. А лев Лео – талисман и символ студии с 1917 года. В соцсетях я уже несколько раз видел посты, сообщавшие, что на следующий же день после съемок промо-ролика с рыком, хищник напал на дрессировщика и прикончил его и двух его помощников. Жуть, правда?
Первого льва с заставки кинокомпании MGM на самом деле звали не Лео, а Слатс. Он даже не рычал в кадре. Какой смысл, если кино тогда было немым? Про него рассказывали байку, будто бы в павильон, где снимали промо-ролик, вбежали два грабителя банков и лев одного так потрепал, что тот помер в больнице через пару дней.
Это – вымысел, как и история о гибели дрессировщика и двух его помощников. Первого льва MGM дрессировал знаменитый Волни Файфер, и он мирно ушел в 1974 году. Другие дрессировщики Лео (на протяжении нескольких десятилетий эту роль исполняли семь разных львов) тоже не пострадали. Полагаю, байка возникла и стала популярной из-за вот этого постановочного снимка.
На снимке уже не Слатс, а его приемник – Джеки. Именно Джеки первым грозно зарычал в заставке MGM. Времена стояли простые, зоозащитники помалкивали и чего только с животными не вытворяли. Джеки возили из города в город на поездах и самолетах, показывали на ярмарках и разных увеселительных мероприятиях. Он был львом-кинозвездой. Работка трудная и нервная. Трудно поверить, но в 1927 году самолет со львом Джеки по пути в Нью-Йорк упал из-за перегрузки в пустыне Аризоны.
На таком вот самолетике льва доставляли по стране.
И пилот Мартин Дженсен, и животное чудом выжили. Человек набросал в клетку сэндвичей, оставил молока и воды и пошел за помощью. Когда Мартин добрался до людей, то сразу бросился к телефону и позвонил на киностудию. Первое, о чем его спросили: «Что со львом?»
Фото с места падения самолета: архив музея San Diego Air and Space.
Оказалось, со львом всё в порядке. Его спасли лишь спустя четыре дня. После этой истории хищник получил прозвище «Счастливчик Лео». Он прожил еще восемь лет и скончался в 1935 году в зоопарке из-за проблем с сердцем.
Статья канала «Визуал»
Музыка из Тома и Джерри заиграла в голове.
Спасибо большое! Только вчера смотрела фильм этой студии и вспомнила про убитого дрессировщика. Захотелось узнать так ли это) а сегодня на ваш пост наткнулась 🙂
на самом деле звали не Лео, а Слатс.
Translations of slut
шлюха
whore, slut, hooker, harlot, prostitute, tart
блядь
whore, slut, bitch, tart, hooker, tramp
неряха
slut, sloven, slob, slattern, trollop, pig
потаскушка
Географическое деление Швеции. Земли
По сути, каждая такая земля в далёком прошлом была ареалом расселения древнескандинавских племён, не имеющих государственых устройств. Позднее в ходе череды междуусобных войн и соглашений, они объединились, образовав государство Швеция.
Из-за этого земли не имеют каких-либо административных функций и просто означают географические группы провинций. Земли не имеют также геральдических символов.
Сегодня деление на земли имеет для Швеции культурно-историческую значимость и иногда используется для обобщения той или иной крупной части страны, например, в контексте статистики или метеорологии.
Другие системы деления Швеции + Карты:
Как Дикие кошки XIX века с людьми дружили
Где на самом деле снимают фильмы. Итальянская Чинечитта
В 30-х годах фильмы снимали в павильонах. В кино появился звук и писали его на живую. Для этого идеально подходили съёмки в помещениях и на студиях, где нет постороннего шума. В то время стали появляться огромные студии.
Например, Чинечитта — итальянская студия площадью 400 000 м2 в пригороде Рима. Она была открыта ещё при самом Муссолини под лозунгом «Кино — самое мощное оружие». Итальянский кинематограф тогда был в упадке. За следующие пять лет студия выпустила 300 фильмов.
Во время войны павильоны бомбили, а потом итальянское правительство использовало студию для беженцев.
После войны на Чинечитте снова начали снимать фильмы. Частично тут были сняты «Римские каникулы» Уильяма Уайлера, но теперь уже киношники комбинировали студийные съёмки и натурные.
Большая часть сцен из «Сладкой жизни» Федерико Феллини была отснята на этой студии. Итальянец Пьеро Герарди создал 80 декораций, включая улицу Венеции и собор Святого Петра. Всё это было отстроено в Чинечитте. Кстати, сериал «Рим» тоже снимали там. К сожалению, декорации уничтожил пожар.
Одно время студия стояла на грани банкротства, шли разговоры, что легендарная Чинечитта не выживет. В 1997 году государство передало 80% собственности в руки частных инвесторов. Но это не помогло Чинечитте стать прибыльной. В 2017 году государство выкупило студию обратно.
В студии и сейчас продолжаются съёмки. Ребята из Нетфликса и HBO продолжают использовать Чинечитту для декораций. Например, для фильма 2019 года «Два папы» с Энтони Хопкинсом внутри Чинечитты построили копию Сикстинской Капеллы.
Дизайнер даже шутил, что их капелла получилась на пару метров больше.
Выбора на само деле и не было, Ватикан не разрешает снимать на своей территории художественные фильмы.
Так что, старушка Чинечитта до сих пор трудится.
Хочу все знать #698. История одной фотографии: заставка Windows XP, январь 1996 года
Фотография «Безмятежность» считается одной из самых узнаваемых в мире.
Солнечным январским днем 1996 года фотограф Чарльз О’Риэр ехал в своей машине по трассе 12/121, что в округе Сонома, штат Калифорния.
Как и у любого фотографа, специализирующегося на фотографиях пейзажей, на соседнем сиденье у О’Риэра была его верная камера — среднеформатная Mamiya RZ67. И, разумеется, Чарльз все время поглядывал по сторонам в поисках интересных кадров.
Это был его день. Еще издалека О’Риэр заприметил живописный зеленый склон, освещенный мягким полуденным солнцем. Фотограф остановился, взял камеру и сделал четыре снимка на любимую пейзажными фотографами пленку Fujifilm’s Velvia — она усиливает контрастность и подчеркивает цвета.
В тот период О’Риэр сотрудничал со стоковым агентством Corbis, принадлежащим основателю Microsoft Биллу Гейтсу. Именно в это агентство фотограф продал фотографию склона, назвав ее «Идиллические зеленые холмы».
Иронично, что, хоть главным источником заработка Чарльза были фотографии виноградников, всемирную славу ему принесла фотография склона, на котором виноград вырубили еще в начале 1990-х из-за нападения виноградной филлоксеры.
Microsoft выкупил все права на фотографию, и стоило это столько (по слухам, около миллиона долларов), что О’Риэру пришлось самому доставлять в штаб-квартиру Microsoft в Вашингтоне негативы снимка: ни одна курьерская служба не захотела связываться с таким ценным грузом.
Фотография была переименована в «Безмятежность» и стала одним из самых узнаваемых снимков на планете. Не выиграв, заметь, ни одного фотоконкурса и не поучаствовав ни в одной фотовыставке.
Любопытно, что в немецкой версии операционной системы заставка называется «Ирландия». Это подвигло самых находчивых немецких туристов объездить Ирландию в поисках того самого холма и того самого ракурса.
О’Риэру до сих пор приходится убеждать любопытствующих и журналистов, что он не улучшал снимок и не использовал фотошоп и что яркие цвета фотографии — заслуга камеры, пленки и удачно пойманного момента.
В 2006 году О’Риэра одолела ностальгия: он вернулся на то же место и сделал снимок под названием «После Microsoft». Как видишь, легендарный холм к этому моменту снова засадили виноградом.
Трагическая история знаменитой семьи Берберовых, поселивших льва в обычной квартире: как диснеевская сказка обернулась кошмаром
«Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит!»
«Мамочка, посмотри, там собачка умирает»
Берберовы не были профессиональными дрессировщиками. Лев Львович работал архитектором в Баку. Но животных в семье очень любили. Кого только не было в домашнем зоопарке!
«Мой муж Лев Львович обожал всякую живность, — вспоминает Нина Берберова. — Поэтому в нашей стометровой квартире помимо меня, дочери Евы и сына Ромы жили кошки, собаки, попугаи, ежи, еноты, змеи. К тому же нам вечно подкидывали кого-нибудь под дверь. Однажды принесли волчицу. Мы назвали ее Томкой. Когда она подросла, стала вести себя неадекватно: в квартиру всех впускала, но никого не выпускала. Мы с мужем решили, пока ничего не случилось, пристроить ее в зоопарк. Навещали нашу питомицу каждое воскресенье: залезали с детьми в клетку и кормили Томку ее любимыми пирогами с абрикосами. Как-то мы с дочкой решили немного прогуляться по зоопарку. В одной из клеток Ева увидела маленький жалкий серый комочек и сказала мне: „Мамочка, посмотри, там собачка умирает“. Я ответила: „Доченька, это не собачка, это маленький львенок, царь зверей. Наверное, он заболел“. Я упросила директора зоопарка отдать нам этого несчастного малыша».
Сначала львенка, от которого отказалась мать, кормили из соски молочком и всевозможными смесями. Потом, когда львенок подрос, перешли на мясо… Поначалу у львенка совершенно не действовали передние лапы. Так Берберовы поочередно целыми днями массировали их. Постепенно лев начал ходить, но дефект остался на всю жизнь. Например, если внимательно присмотреться, то в «Невероятных приключениях итальянцев в России» видно: когда Кинг бежит по улице, его передние лапы загребают, как ласты. Тем не менее вырос Кинг большой и красивый-прекрасивый. И добряк! Кинг вел себя, как обыкновенный домашний кот. Любил облизывать гостей. Правда, язык у него был, будто наждачная бумага. Но если надоедал, на него можно было цыкнуть, отпихнуть. Лев безропотно уходил в угол или залезал на антресоли, где было его законное место.
Об удивительном эксперименте — льве, живущем в обычной квартире с обычной семьей, — писали в газетах, причем не только в СССР. В основном публикации были выдержаны в позитивном настрое, хотя некоторые ученые предупреждали, что подобная затея может завершиться печально. Соседи тоже были не рады. Из просторной квартиры на втором этаже в престижном районе Баку шел ужасный запах. К тому же Кинг время от времени, часто среди ночи, громогласно рычал. А когда Кинга рано утром выгуливали на поводке, соседи старались не выходить во двор. Встретишь на лестничном пролете двухсоткилограммового льва — не разойтись.
«Назвали мы своего царя зверей, естественно, Кингом (Королем то есть), — рассказывает Нина Берберова. — Когда львенок немного окреп, подрос и превратился в красивого льва, мы хотели вернуть его в зоопарк. Но, когда попытались отвезти его туда, он устроил настоящий скандал, чуть машину не перевернул. Нам сказали, что жить ни в зоопарке, ни на воле он уже не сможет. Пришлось оставить нашего питомца.
Балкон нашей квартиры выходил на крышу, мы поставили на него сетку, чтобы Кинг не смог вылезти на улицу, и спокойно пускали его гулять по всей жилплощади. Иногда, когда ему одному становилось скучно, он приходил в нашу с мужем спальню, залезал на кровать, сталкивал с нее меня или Леву, ложился на спину животом кверху и засыпал беспробудным сном. Утром просыпался вместе со всеми, завтракал, играл с детьми. Они таскали его за усы, ездили, как на лошади: с ним можно было делать все что угодно, он ни на что не обижался и никогда не огрызался.
Кинг обожал Льва Львовича и нежно относился ко мне, видимо понимая, что я — женщина! То ли в нем пробудилась ревность самца, то ли на это была другая причина, но как только он почувствовал свой юношеский возраст, Кинг стал ночевать на нашей супружеской постели между мной и Львом Львовичем. И очень часто в такие ночи я просыпалась от грохота и находила мужа на полу рядом с кроватью. Это Кинг выталкивал своего хозяина с постели, коль скоро он не понимал, что в такой ситуации третий лишний… Так что покойный Лев Львович по милости своего воспитанника набил себе не одну шишку.Кинг дружелюбно относился не только ко всем двуногим, но и к четвероногим: уважал всех животных, которые были у нас в доме. Особенно подружился с Чапом, маленькой черной собачкой, весившей меньше четырех килограммов. Чапу было уже шесть лет, когда появился Кинг, поэтому он считал себя эдаким «дедом», а Кинга юнцом. Кинг придерживался того же мнения. Если «юнец» пытался напроказничать, крохотный Чап бегал за ним по квартире и лаял. Огромный Кинг залезал под стол (стол оказывался надетым на нем, как раковина) и поджимал хвост. Спали они тоже вместе: сначала ложился Кинг, а потом Чап устраивался у него на огромных «плюшевых» лапах. Ели из одной миски: первым «блюдо» пробовал Чап, затем уже подходил Кинг. Чап был крохотный и съедал совсем мало, Кингу же на обед нужен был целый холодильник продуктов: несколько килограммов мяса, яйца, рыбий жир. Зарплата у нас была небольшая, и прокормить огромного взрослого льва было очень трудно. Поэтому нам пришлось заняться подработкой: принять предложения о съемках. Работа в «Невероятных приключениях итальянцев в России» стала для нашего Кинга звездным и последним часом».Смерть Короля
Кинг стал кинозвездой после того, как снялся в нескольких фильмах: «Лев ушел из дома», «Девочка, мальчик и лев». Лев Львович Берберов бросил работу архитектора и стал «продюсером» короля зверей, потому что на съемочной площадке Кинг мало кого слушался. Дрессировка и домашнее воспитание — вовсе не одно и то же. Зверю было наплевать на жесткий съемочный график и на бюджет. Он игнорировал сценарий и делал только то, что хотел. Сцену, где лев прыгает в окно склада матрёшек, пришлось снимать целых четыре дня! Не удивительно, что после «Невероятных приключений итальянцев в России» Эльдар Рязанов зарекся снимать животных.
В период съемок летом 1973 года в качестве временной жилплощади семье Берберовых отдали целую школу. По Москве каждый день ездила машина с громкоговорителем, в который объявлялось, что в такой-то школе живет лев и туда соваться не стоит. Но, увы, случилась трагедия. Все очень неудачно совпало. Льва оставили в школьном спортзале без присмотра на несколько минут — ассистент вышел попить водички. В этот момент в школьном саду появился студент Бауманского института, первокурсник Владимир Марков. Он гулял с девушкой и собакой, кстати, очень похожей на любимца льва Чапа. То ли пес зачем-то пролез в дыру в заборе, огораживавшем школьный сад, то ли студент полез за яблоками для подруги…
Дальше свидетельства разнятся. Нина Берберова уверяет, что студент дразнил льва, корчил рожи, поворачивался к нему задом, и хищник воспринял это, как сигнал к игре. Другие же уверяют, что ничего подобного не было, студент бежал за своей собачкой. Так или иначе, Кинг выдавил лапами и лбом огромное окно спортзала, выскочил в сад и повалил первокурсника на землю. Тот истошно закричал. Нина Берберова говорит, что Кинг просто игрался и не хотел причинять вред. Однако и не выпускал парня минут пятнадцать. Подруга Владимира Маркова побежала за помощью и наткнулась на милиционера, возвращавшегося с обеденного перерыва.
Лейтенант милиции Александр Гуров, забравшись на крышу трансформаторной будки, выстрелил во льва. Кинг тут же отошел в сторону разбитого окна, студент вскочил и побежал к забору. Тогда Гуров разрядил во льва целую обойму из пистолета Макарова. Одна из пуль попала в сердце.
«Папа прыгнул в окно и побежал на хлопки, — вспоминает Ева Берберова. — Кинг лежал на боку, недалеко от ограды, с широко отрытыми удивленными глазами. Не осознав, в чем дело, папа бросился к Кингу, обнял его, но Кинг уже не дышал. В этот момент подбежала мама. Из небольшой толпы возле ограды послышался женский голос: «Ваш лев разорвал человека»… (На самом деле студент отделался царапинами и вскоре был выписан из больницы — прим. ред.). Кстати, лейтенант милиции Гуров, застреливший льва, впоследствии сделал головокружительную карьеру. Он стал генералом и неоднократно избирался в депутаты Госдумы от партии «Единая Россия»).
Похоронили льва на даче писателя Яковлева, где семья недавно отдыхала. Могилу вырыли у молодого дуба, около которого любил лежать Кинг. Берберовы горевали, будто потеряли сына.
Смерть льва нанесла серьёзную психологическую травму всем членам семьи. По ночам дети Ева и Рома истерически кричали во сне: «Кика! Кика! Пошли домой! Кика, не уходи!».
«Я была против того, чтобы заводить второго льва, предчувствовала беду, — вспоминает Нина Берберова. — Но московская интеллигенция очень загорелась этой идеей. Сергей Образцов, Юрий Яковлев, Владимир Высоцкий, Марина Влади собрали деньги и стали искать нового львенка по всему Советскому Союзу. Нашли в казанском зоопарке. Месяц он проходил в Москве карантин, потом его торжественно вручили нам. Второй Кинг совсем не был похож на нашего первого любимца: того мы спасли от смерти, и он благодарил нас за это уважением и хорошим отношением, этот же требовал, чтобы уважали его».
В 1975 году на основе реальных фактов из жизни семьи Берберовых режиссер Константин Бромберг и сценарист Юрий Яковлев сняли фильм «У меня есть лев». Главные роли в нем сыграли Кинг Второй, Рома и Ева Берберовы. Кинг Второй очень привязался к Роме и беспрекословно ему подчинялся. Мальчик ездил на льве верхом, как на коне. Но то, что позволялось Роме, не позволялось другим участникам киногруппы. Так, попытка режиссера Бромберга заставить льва прыгнуть в холодную реку закончилась плачевно. Кинг прокусил Бромбергу ногу. Львиный клык оставил в бедре режиссера рану глубиной в восемь сантиметров… В другой раз лев оттяпал полпальца ассистенту оператора, когда тот резким движением поднес к его пасти рулетку — измерял расстояние от львиного носа до кинокамеры. В конце концов кое-как фильм с участием Кинга Второго был снят.Всесоюзная известность помогала Берберовым. Гейдар Алиев, возглавлявший тогда ЦК компартии Азербайджана, распорядился выделять мясо для их зверей. Семье даже выделили микроавтобус, что в те времена было поистине царским поступком. Выходили наборы открыток с Кингом. Но затем все начало разваливаться. В 1978 году от инфаркта умер Лев Берберов. Его жене и детям стало трудно управляться со львом, и они планировали передать его в Берлинский зоопарк. Но не получилось. Более того, кроме льва, в семье теперь жила еще и пума Ляля (плюс всякое зверье поменьше).
И случилось то, о чем не раз предупреждали скептики, не верившие в успех эксперимента дрессировщиков-любителей.
Отрывок из письма Берберовых в газету «Пионерская правда» после публикации статьи Веры Чаплиной «Главную роль играет Кинг»