какое желание не озвучивали странники птичке

Викторина с ответами по поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Литературная викторина по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Некрасовская Русь: знаешь ли ты ее?

1. Название одной из песен Гриши Добросклонова? («Родина».)

2. Как называется глава из первой части поэмы, где странники относятся к господам «уж с явной иронией»? («Помещик».)

3. Первый в поэме стихийный народный бунтарь со своей крестьянской философией?

4. Перечислите названия деревень, из которых вышли семеро мужиков?

(Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишиио, Горелово, Неелово, Неурожайна.)

5. Название части поэмы, которая подхватывает и продолжает тему дворянского оскуднения? («Последыш».)

6. Как звали меньшого брага Ермилы, которого сам Ермила выгородил из «рекрутчины»? (Митрий.)

7. Как называлось место в глухом лесном краю, где вырос Савелий? (Корежина.)

8. «Величавая славянка», крестьянка среднерусской полосы? (Матрена Тимофеевна.)

9. Кто в праведном гневе убивает народного врага пана Глуховского? (Кудеяр — атаман.)

11. Как называется одна из глав поэмы, где изображаются народные счастливцы? («Счастливые».)

12. Привлекательный образ русского крестьянина, вдохновенного защитника чести трудового народа. Кто это? (Яким Нагой.)

13. Как звали купца, с которым происходит тяжба Ермилы из-за мельницы? (Алтынников.)

14. Как звали немца, которого Савелий с товарищами сбросили в яму и закопали? (Фогель.)

15. Русский интеллигент, знающий о том, что счастье народное «может быть достигнуто лишь в результате всенародной борьбы за право и справедливость»? (Григорий Добросклонов.)

16. Магическое число, соответствующее количеству странников? (Семь.)

17. Как зовут брата Григория Добросклонова? (Савва.)

18. В каком уезде собрались семеро странников? (Уезд Терпигорев.)

19. Как звали братьев Губиных? (Иван и Митродор.)

а) «Грудь впалая, как вдавленный живот; у глаз, у рта излучины, как трещины на высохшей земле». (Яким Нагой.)

б) «Худой, как зайцы зимние, нос клювом, как у ястреба». (Утятин.)

в) «С большущей сивой гривою, чай, двадцать лет нестриженой». (Савелий.)

22. Жанр произведения «Кому на Руси жить хорошо?» (Поэма.)

23. Самый справедливый герой в поэме? (Ермил Гирин.)

24. Птичка, рассказавшая странникам, где найти скатерть- самобранку? (Пеночка.)

25. Как называется часть поэмы, где повествуется о Матрене Тимофеевне? («Крестьянка».)

26. Муж Матрены Тимофеевны? (Филипп Корчагин.)

27. Помещик, который искупал «раба последнего в проруби»? (Утятин.)

28. Как называется песня, в которой есть такие строки: «Тошен свет, правды нет, жизнь тошна, боль сильна»? («Солдатская».)

29. Как звали разбойника из легенды «О двух великих грешниках»? (Кудеяр.)

30. Кто помог Матрене Тимофеевне вызволить мужа из рекрутов? (Губернаторша.)

31. Фамилия братьев-странников Ивана и Митродора? (Губины.)

32. Кто из помещиков прожил в деревне 40 лег и не мог отличить ячменного колоса от пшеничного? (Гаврила Афанасьевич Оболт-Обо.чдуев.)

«Жить надо, старче, по-моему,

Сколько холопов гублю,

Мучу, пытаю и вешаю,

А поглядел бы, как сплю!»

34. Как звали странника, который рассказал легенду «О двух великих грешниках»? (Иона Ляпушкин.)

35. Крестьянин, больше денег любивший картинки? (Яким Нагой.)

36. Перечислите песни Гриши.

(«Голодная», «Солдатская», «Соленая», «Бурлак», «Русь»,

37. Где учился Гриша? (В семинарии.)

38. О чем мечтал Гриша? (Об учебе в университете.)

39. Какова цель жизни Григория?

(«Будет жить для счастия

40. Кто счастливый человек в поэме? (Григорий Добросклонов.)

41. Сколько лет писал Н. А. Некрасов поэму? (14 лет.)

Источник

Тест с ответами: Н.А.Некрасов “Кому на Руси жить хорошо?”

1. Количество странников:
а) 3
б) 4
в) 6
г) 7+

2. Название губернии:
а) Подтянутая+
б) Забитая
в) Прогнутая
г) Голодная

3. Дорога, на которой собрались мужики:
а) деревенская
б) городская
в) ближняя
г) столбовая+

4. Имя, которого не было среди мужиков:
а) Иван
б) Пахом
в) Тимофей+
г) Роман

5. Счастливой жизни хотели узнать:
а) у крестьян
б) у попа+
в) у каторжников
г) у революционеров

6. Сказочный элемент, помогающий странникам:
а) сапоги-скороходы
б) скатерть-самобранка+
в) ковёр-самолёт

7. Имя крестьянки, рассказывающей странникам свою историю жизни:
а) Матрёна Петровна
б) Мария Ивановна
в) Марфа Петровна
г) Матрёна Тимофеевна+

8. Прозвищем крестьянки было:
а) губернаторша+
б) несчастливица
в) красавица
г) невезуха

9. Помещик Поливанов в благодарность за службу холопа Якова:
а) Бил его+
б) Кормил его досыта
в) Одаривал новой рубахой

10. Гриша Добросклонов думает:
а) О том, как бы вкуснее поесть, да напиться всласть
б) Обо всей загадочной Руси, как о матушке+
в) О том, как бы попасть на службу к царю

11. Имя мужа крестьянки:
а) Егор
б) Ефим
в) Филип+
г) Константин

12. Имя первенца крестьянки:
а) Денис
б) Дмитрий
в) Демушка+
г) Дермидор

13. Имя сына, которого спасла крестьянка:
а) Федор
б) Федот+
в) Феодосий
г) Фенис

14. Н.А. Некрасов считает счастливым за его дела в поэме:
а) Царя
б) Гришу Добросклонова+
в) Попа
г) крестьянку

15. Народный правдолюбец, крестьянский проповедник в поэме « Кому на Руси жить хорошо»:
а) Гриша Добросклонов+
б) Ермила Гирин
в) Яким Ногой
г) Матрёна Тимофеевна

16. Н.А. Некрасов адресовал эти строки:
Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь?
а) Грише Добросклонову+
б) Ермилу Гирину
в) Якиму Ногой
г) Деду Савелию

17. Что проявляется в поэме « Кому на Руси жить хорошо»?
а) Народный юмор
б) Народная трагедия+
в) Социальная сатира
г) Политический сарказм

18. Жанр произведения «Кому на Руси жить хорошо»
а) роман-эпопея
б) рассказ-эпопея
в) поэма-эпопея+
г) повесть-эпопея

19. Какой вид композиции имеет произведение:
а) кольцевая+
б) календарная
в) зеркальная

20. Прототип образа Гриши Добросклонова:
а) Добролюбов+
б) Герцен
в) Белинский
г) Писарев

21. Род литературы, к которому относится поэма «Кому на Руси жить хорошо»:
а) драматический
в) эпический
б) лирический
г) лиро-эпический+

22. Год, в котором Н. А. Некрасов начал писать поэму «Кому на Руси жить хорошо»:
а) 1863+
в) 1865
б) 1864
г) 1868

23. Сюжетно – композиционная особенность произведения:
а) эпилог
в) пролог+
б) экспозиция
г) эпиграф

24. Социальный статус крестьян-правдоискателей:
а) вольноотпущенные
б) крепостные
в) временнообязанные+
г) свободные

25. Жанр, которого нет в поэме:
а) притча
б) баллада+
в) плач
г) былина

26. Герой, не являющийся крестьянином:
а) гаврило+
б) демьян
в) яким
г) влас

27. Село, в котором герои были на ярмарке:
а) Корежино
б) Усолово
в) Кузьминское+
г) Вахлачина

28. Чья племянница сироточка Устиньюшка?
а) Якова
б) Овсянникова+
в) Власа Ильича
г) Макара Федосеича

29. Этой героини нет в поэме:
а) Матрена Тимофеевна
б) Елена Александровна
в) Гертруда Александровна
г) Таисия Савельевна+

30. Герой пребывавший в Песочном монастыре:
а) Иона Ляпушкин
б) Пан Глуховской
в) Савелий Корчагин+
г) Христиан Христианыч

31. Этой главы нет в части «Крестьянка»:
а) «Лиодорушка»+
б) «Песни»
в) «Волчица»
г) «Трудный год»

32. Часть поэмы «Пир на весь мир» посвящена:
а) В.С. Белинскому
б) С.П. Боткину+
в) Н.А. Добролюбову
г) И.И. Панаеву

33. Этого правдоискателя не было в поэме:
а) царь
б) помещик
в) граф +
г) министр

34. Подарок, который привозит Филипп жене из Питера:
а) платочек шелковый+
б)башмаки сафьяновые
в) сорочку расшитую
г) юбку бархатную

35. Жанр, которого нет в поэме:
а)загадка
б) песня
в) миф+
г) былина

36. Героиня, которая не принадлежит крестьянскому сословию:
а)Домна
б) Матрена
в) Орефьевна
г) Елена+

37. Песнь, которой нет в поэме:
а) «Солдатская»
б) «Соленая»
в) «Голодная»
г) «Женская»+

38. Село, где крестьяне-правдоискатели попали на пир:
а) Корежино
б) Усолово+
в) Кузьминское
г) Вахлачина

39. Дьячок:
а) Яким
б) Трифон
в) Пахом
г) Ионушка+

40. Мать Савушки:
а) Матрена Тимофеевна+
б) Елена Александровна+
в) Ненила Власьевна
г) Домна

41. Герой, который учился грамоте в остроге в Буй-городе:
а) Гаврило Афанасьевич
б) Шалашников
в) Савелий Корчагин+
г) Христиан Христианыч

42. Кого ищут мужики в поэме «Кому на Руси жить хорошо»:
а) счастливого+
б) богатого
в) доброго
г) волшебные предметы

43. Место, где встречаются мужики для великого спора и по какой земле держат путь в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?
а) в Москве
б) в Петербурге
в) «в каком селе – угадывай»+
г) «в Подтянутой губернии»

44. Мотивы, звучащие в «Прологе» поэмы «Кому на Руси жить…»:
а) былинные
б) песенные
в) сказочные+
г) мотивы легенд

45. Количество мужиков, ведущих спор на «столбовой дороженьке» в поэме «Кому на Руси жить хорошо»:
а) десять
б) шесть
в) девять
г) семь+

46. Герой, который провел 20 лет на каторге:
а) Савелий+
б) Матрена Тимофеевна
в) Яким Нагой
г) Гриша Добросклонов

47. Про кого говорит Некрасов?
«И сам на землю — матушку. Похож он: шея бурая, как пласт, сохой отрезанный, кирпичное лицо»:
а) про Савелия
б) про Якима Нагого+
в) про Гришу Добросклонова
г) про Ермилу Гирина

48. Герой, отказавшийся ради народной правды от материальных благ – покоя, богатства:
а) Яким Нагой
б) Ермил Гирин+
в) Матрена Тимофеевна
г) Савелий

49. Автор уважает Матрену Тимофеевну:
а) за долготерпение и многострадание
б) за умение справляться с трудностями, находить выход из сложных ситуаций+
в) за хозяйственность и домовитость
г) за верность русским традициям

50. Поп и помещик несчастны, потому что …
а) крестьяне у них забрали все, что было
б) они не понимают своего счастья
в) «порвалась цепь великая»: мужик обеспечивал им спокойное существование+
г) они глупы и ограниченны

51. Некрасов считает, что путь к счастью – это …
а) покорность и смирение
б) холопское угодничество
в) путь борьбы и противостояния+
г) накопительство

52. Глава «О двух великих грешниках» говорит читателю о том, что….
а) убийство угнетателя не грех+
б) грехи необходимо искупать страданием
в) грехи человеческие искупить нельзя
г) убийство угнетателя – грех

53. В чем отличие пути противостояния Гриши Добросклонова от протеста Якима и Савелия?
а) это сознательный выбор жизненного пути+
б) его судьба тяжелее, чем у Якима и Савелия
в) отличия в жизненных позициях нет

54. Соотнесите:
а) Утятин
б) Яким Нагой
в) Ермил Гирин
г) Гриша Добросклонов
1. «Пьяная ночь»
2. «Счастливые»
3. «Пир на весь мир»
4. «Последыш»
Ответы:
а – 4, б – 1, в – 2, г – 3

55. Что делают мужики, собравшись на дороге?
а) Травят байки
б) Спят
в) Затевают спор+

56. Кто подсказывает мужикам, где искать скатерть – самобранку?
а) Птичка+
б) Лиса
в) Солдат

57. Какую еще функцию выполняет скатерть самобраная?
а) Песни поет
б) Чинит и стирает их одежду+
в) Рассказывает сказки

58. Первого о счастье спрашивают мужики:
а) Нищего
б) Солдата
в) Попа+

59. Поп доволен своей жизнью?
а) Да
б) Нет+

60. После разговора с попом, куда отправляются мужики?
а) На ярмарку+
б) В кабак
в) В церковь

61. Старик Вавила внучке не может купить:
а) Баранки
б) Дудочку
в) Башмачки+

62. Бойкий торговый день заканчивается:
а) Пьянками и драками+
б) Весёлым гуляньем
в) Все тих расходятся по домам

63. По мнению мужиков, трезвому человеку на Руси жить невозможно потому что ….
а) Иначе солнца не видно и не согреться никак
б) Иначе его бабы не любят и звери лютые не боятся
в) Он не выдержит ни непосильного труда, ни мужицкой беды+

64. Яким Нагой из:
а) Неелова
б) Горелова
в) Босово+
г) Знобишина

65. После крестьянского долга Ермила Гирин оказался:
а) В остроге+
б) В могиле
в) На службе у царя

66. Семья, в которой до замужества жила Матрена Корчагина:
а) В бедной и пьющей
б) В непьющей и зажиточной+
в) Где все болели и умирали каждый год

67. Провинность пастушка Федота сына Матрёны:
а) Заблудился в лесу
б) Заснул и потерял корову в лесу
в) Позволил волчице унести овцу+

68. Крестьяне помогают скрыть от выжившего из ума помещика Утятина:
а) Утрату любимой лошади
б) Смену власти в России
в) Отмену крепостного права+

Источник

Кому на Руси жить хорошо краткое содержание

Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» рассказывает о путешествии семерых крестьян по России в поисках счастливого человека. Произведение было написано в конце 60-х-середине 70-х гг. XIX века, после реформ Александра II и отмены крепостного права. В нем рассказывается о постреформенном обществе, в котором не только не исчезли многие старые пороки, но и появилось множество новых. По замыслу Николая Алексеевича Некрасова, странники должны были в конце пути достичь Петербурга, но из-за болезни и скорой смерти автора поэма осталась неоконченной.

Произведение «Кому на Руси жить хорошо» написано белым стихом и стилизовано под русские народные сказания. Предлагаем прочитать онлайн краткое содержание «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова по главам, подготовленное редакцией нашего портала.

Главные герои
Роман, Демьян, Лука, братья Губины Иван и Митродор, Пахом, Пров — семеро крестьян, отправившихся искать счастливого человека.

Другие персонажи
Ермил Гирин — первый «кандидат» на звание счастливца, бурмистр честный, очень уважаемый крестьянами.
Матрёна Корчагина (Губернаторша) — крестьянка, слывущая в своей деревне «счастливицей».
Савелий — дед мужа Матрёны Корчагиной. Столетний старец.
Князь Утятин (Последыш) — старый помещик, самодур, которому его семья, по сговору с крестьянами, не говорит об отмене крепостного права.
Влас — крестьянин, бурмистр деревни, когда-то принадлежащей Утятину.
Гриша Добросклонов — семинарист, сын дьяка, мечтающий об освобождении русского народа; прототипом был революционный демократ Н. Добролюбов.

Краткое содержание

Часть 1

Пролог
На «столбовой дорожке» сходятся семь мужиков: Роман, Демьян, Лука, братья Губины (Иван и Митродор), старик Пахом и Пров. Уезд, из которого они происходят, называется автором Терпигоревым, а «смежные деревни», из которых родом мужики, именуются как Заплатово, Дыряево, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово и Неурожайко, таким образом, в поэме используется художественный прием «говорящих» названий.
Мужики сошлись и заспорили:

Кому живется весело,
Вольготно на Руси?

Каждый из них настаивает на своем. Один кричит, что вольготнее всего живется помещику, другой, что чиновнику, третий – попу, «купчине толстопузому», «вельможному боярину, министру государеву», или же царю.
Со стороны кажется, будто мужики нашли на дороге клад и теперь делят его между собой. Мужики уже и забыли, по каким делам они вышли из дому (один шел крестить ребенка, другой на базар…), и идут неизвестно куда, пока не наступает ночь. Только тут мужики останавливаются и, «свалив беду на лешего», усаживаются отдохнуть и продолжить спор. Вскоре дело доходит до драки.

Роман тузит Пахомушку,
Демьян тузит Луку.

Драка переполошила весь лес, проснулось эхо, забеспокоились звери и птицы, мычит корова, кует кукушка, пищат галчата, лисица, подслушивавшая мужиков, решает убежать подальше.

А тут еще у пеночки
С испугу птенчик крохотный
Из гнездышка упал.

Когда драка окончилась, мужики обращают внимание на этого птенчика и ловят его. Пташке легче, чем мужику, – так говорит Пахом. Были бы у него крылья, и он бы облетел всю Русь, чтобы дознаться, кому лучше всего на ней живется. «Не надо бы и крылышек», – добавляют остальные, им бы только хлебушка да «по ведру бы водочки», а еще огурчиков, кваску и чайку. Тогда бы они всю «Русь-матушку ногами перемеряли».

Пока мужики толкуют подобным образом, к ним подлетает пеночка, и просит отпустить ее птенчика на волю. За него она даст царский выкуп: все, желаемое мужиками.

Мужики соглашаются, и пеночка указывает им место в лесу, где закопана коробочка со скатертью-самобранкою. Затем она зачаровывает на них одежду, чтобы та не сносилась, чтобы лапотки не разбились, портянки не прели, а на теле не плодилась вошь, и улетает «с своим родимым птенчиком». На прощание пеночка предупреждает мужиком: еды от скатерти-самобранки они могут спрашивать, сколько угодно, но вот больше ведра водки в день просить нельзя:

И раз и два – исполнится
По вашему желанию,
А в третий быть беде!

Крестьяне спешат в лес, где действительно находят скатерть-самобранку. Обрадованные, они устраивают пир и дают зарок: не возвращаться домой, пока доподлинно не узнают, «кому живется счастливо, вольготно на Руси?».
Так начинается их путешествие.

Глава 1. Поп
Далеко тянется широкая дорожка, обставленная березами. На ней мужикам попадаются в основном «люди малые» – крестьяне, мастеровые, нищие, солдаты. У них путники ничего даже не спрашивают: какое уж тут счастье? Ближе к вечеру мужики встречают попа. Мужики загораживают ему путь и низко кланяются. В ответ на безмолвный вопрос попа: чего им надобно?, Лука рассказывает о затеянном споре и спрашивает: “Сладка ли жизнь поповская?”.

Священник надолго задумывается, а затем отвечает, что, поскольку роптать на Бога грех, он просто опишет мужикам свою жизнь, а они уже сами смекнут, хороша ли она.

Счастье, по мнению попа, заключается в трех вещах: «покой, богатство, честь». Никакого покоя священнику неведомо: его сан достается ему тяжелым трудом, а затем начинается не менее тяжелое служение, плач сирот, крики вдов и стоны умирающих мало способствуют душевному покою.

Ничем не лучше обстоит дело и с почетом: поп служит объектом для острот простого народа, про него сочиняются непристойные сказки, анекдоты и небылицы, которые не щадят не только его самого, но и жену-попадью, и детей.
Остается последнее, богатство, но и тут все давно изменилось. Да, были времена, когда дворяне чтили попа, играли пышные свадьбы и приезжали в свои имения умирать – вот и была священникам работа, нынче же «рассеялись помещики по дальней чужеземщине». Вот и выходит так, что поп довольствуется редкими медными пятаками:

Крестьянин сам нуждается,
И рад бы дал, да нечего…

Закончив свою речь, священник уезжает, а спорщики накидываются на Луку с упреками. Они дружно обвиняют его в глупости, в том, что это только с виду показалось ему поповское жилье привольным, а глубже разобраться он не смог.
Что взял? башка упрямая!
Мужики, наверное, поколотили бы Луку, но тут к его счастью на изгибе дороги еще раз показывается «лицо попово строгое»…

Глава 2. Сельская ярмонка
Мужики продолжают путь, и дорога их идет через пустые деревни. Наконец они встречают седока и интересуются у него, куда пропали жители.

Ушли в село Кузьминское,
Сегодня там и ярмонка…

Тогда странники принимают решение тоже отправиться на ярмарку – а вдруг именно там скрывается тот, «кто счастливо живет»?
Кузьминское – богатое, хоть и грязное село. В нем есть две церкви, училище (закрытое), грязная гостиница и даже фельдшер. Оттого богатая и ярмарка, а больше всего тут кабаков, «одиннадцать кабатчиков», и те не успевают налить всем желающим:

Ой жажда православная,
Куда ты велика!

Вокруг много пьяных. Мужик бранит сломавшийся топор, рядом печалится дед Вавила, обещавший привезти внучке башмачки, но пропивший все деньги. Народ жалеет его, но помочь никто не может – у самих нет денег. По счастью, случается «барин», Павлуша Веретенников, он-то и покупает башмачки внучке Вавилы.
Торгуют на ярмарке и офени (книготорговцы), но спросом пользуются самые низкопробные книги, а также портреты генералов «потолще». И никто не знает, настанет ли то время, когда мужик:

Белинского и Гоголя
С базара понесет?

К вечеру все напиваются так, что даже церковь с колокольней, кажется, шатается, и мужики покидают село.

Глава 3. Пьяная ночь
Стоит тихая ночь. Мужики идут по «стоголосой» дороге и слышат обрывки чужих разговоров. Говорят о чиновниках, о взятках: «А мы полтинник писарю: Прошенье изготовили», слышатся женские песни с просьбой «полюбить». Один пьяный парень закапывает в землю свою одежду, уверяя всех, что «хоронит матушку». У дорожного столбика странники снова встречают Павла Веретенникова. Он беседует с крестьянами, записывает их песни и поговорки. Записав достаточно, Веретенников пеняет крестьянам, что они много пьют – «обидно поглядеть!». Ему возражают: пьет крестьянин в основном с горя, и грех это осуждать или тому завидовать.

Глава 4. Счастливые
Странники ходят в толпе и зовут явиться счастливого. Если такой появится и расскажет им о своем счастье, то его на славу угостят водкой.

Трезвые люди посмеиваются над такими речами, а вот из пьяных выстраивается немалая очередь. Первым приходит дьячок. Его счастье, по его словам, «в благодушестве» и в «косушечке», которую нальют мужики. Дьячка прогоняют, и является старуха, у которой на небольшой гряде «родилось реп до тысячи». Следующим счастья пытает солдат с медалями, «чуть жив, а выпить хочется». Его счастье в том, что как его ни мучили на службе, а все же он остался живой.

Приходят также камнетёс с огромным молотом, крестьянин, который надорвался на службе, но все же, еле живым, доехал домой, дворовый человек с «дворянской» болезнью – подагрой. Последний хвастает тем, что сорок лет простоял за столом у светлейшего князя, лизал тарелки и допивал из рюмок иностранное вино. Мужики прогоняют и его, ведь у них простое вино, «не по твоим губам!».

Очередь к странникам не становится меньше. Белорусский крестьянин счастлив тем, что здесь он ест досыта ржаного хлеба, ведь на родине хлеб пекли только с мякиной, и это вызывало страшные рези в животе. Мужик со скулой свороченной, охотник, счастлив, что выжил в схватке с медведем, в то время как остальных его товарищей медведи убили. Приходят даже нищие: они счастливы, что есть подаяние, которым они кормятся.

Наконец ведро пустеет, и странники понимают, что так они счастья не доищутся.

Эй, счастие мужицкое!
Дырявое, с заплатами,
Горбатое с мозолями,
Проваливай домой!

Тут один из подошедших к ним людей советует «спросить Ермилу Гирина», ведь если и он счастливым не окажется, то нечего и искать. Ермила – простой мужик, заслуживший огромную любовь народа. Странникам рассказывают такую историю: когда-то у Ермилы была мельница, но за долги ее решили продать. Начались торги, мельницу очень хотел купить купец Алтынников. Ермила смог перебить его цену, но вот беда – денег, чтобы внести задаток, у него с собой не было. Тогда он попросил отсрочку в час и побежал на торговую площадь просить денег у народа.
И случилось чудо: Ермилу понесли деньги. Очень скоро необходимая для выкупа мельницы тысяча оказалась у него. А через неделю на площади был зрелище еще чуднее: Ермил «рассчитывал народ», деньги роздал все и честно. Остался только один лишний рубль, и Ермил до заката расспрашивал, чей он.

Странники недоумевают: каким же колдовством Ермил получил такое доверие народа. Им отвечают, что это не колдовство, а правда. Гирин служил писарем в конторе и никогда ни с кого не брал копейки, а советом помогал. Скоро скончался старый князь, а новый велел крестьянам выбирать бургомистра. Единогласно, «шесть тысяч душ, всей вотчиной» прокричали Ермила – хоть и молодой, а правду любит!

Но тут в разговор вмешивается поп: все это так, но идти к Ермилу Гирину бесполезно. Он сидит в остроге. Священник начинает рассказывать, как было дело – взбунтовалась деревня Столбняки и власти решили позвать Ермила – его народ послушает.

Рассказ прерывается криками: поймали вора и секут. Вором оказывается тот самый лакей с «благородной болезнью», и после порки он улепетывает так, будто полностью забыл про свою болезнь.
Священник тем временем прощается, обещая закончить повествование истории при следующей встрече.

Глава 5. Помещик
На своем дальнейшем пути мужики встречают помещика Гаврилу Афанасьича Оболта-Оболдуева. Помещик сначала пугается, заподозрив в них разбойников, но, разобравшись, в чем дело, смеется и начинает рассказывать свою историю. Свой дворянский род он ведет от татарина Оболдуя, которого на потеху императрице ободрал медведь. Она же за это пожаловала татарину сукна. Такими были благородные предки помещика…
Дальше Оболт-Оболдуев печалится о прежнем, привольном житье барина, когда все вокруг принадлежало ему, крестьяне преклонялись, он один был судьей и владыкой.
Закон – мое желание!
Кулак – моя полиция!

Однако не все строгости, помещик признается, что он больше «ласкою привлекал сердца»! Все дворовые его любили, дарили подарки, а он был им как отец родной. Но все переменилось: отобрали у помещика крестьян и землю. Из лесов доносится стук топора, все разоряют, взамен усадьб плодятся питейные дома, ведь теперь грамота и вовсе никому не нужна. А помещикам кричат:

Проснись, помещик заспанный!
Вставай! – учись! трудись.

Но как же трудиться помещику, с малолетства привычному совершенно к другому? Они ничему не обучался, и «думал век так жить», а вышло по-иному.
Помещик зарыдал, вместе с ним чуть не заплакали добродушные крестьяне, подумав:

Порвалась цепь великая,
Порвалась – расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим по мужику.

Часть 2

Последыш
На следующий день мужики выходят на берег Волги, на огромный сенокосный луг. Едва они разговорились с местными, как раздалась музыка и к берегу причалили три лодочки. В них дворянская семья: два барина с женами, маленькие барчата, прислуга и седой старичок-барин. Старик осматривает покос, а все кланяются ему чуть не до земли. В одном месте он останавливается и велит разметать сухой стог: сено еще сыровато. Вздорный приказ тотчас исполняют.
Странники дивятся:

Оказывается, что старик – князь Утятин (крестьяне называют его Последышем) – узнав об отмене крепостного права, «задурил», и слег с ударом. Его сыновьям было объявлено, что они предали помещичьи идеалы, не смогли их отстоять, а раз так – остаются без наследства. Сыновья испугались и уговорили крестьян немного подурачить помещика, с тем, что после его смерти подарят деревне поемные луга. Старику сказали, что царь велел вернуть крепостных назад помещикам, князь обрадовался и встал на ноги. Так эта комедия продолжается и по сей день. Некоторые крестьяне этому даже рады, например дворовой Ипат:
Ипат сказал:

“Балуйтесь вы!
А я князей Утятиных
Холоп – и весь тут сказ!”

Странники присутствуют на пиру Последыша, где он говорит речь о пользе крепостного права, а после ложится в лодку и под песни засыпает в ней вечным сном. Деревня Вахлаки вздыхает с искренним облегчением, но лугов им никто не отдает – суд длится до сегодняшнего дня.

Часть 3

Крестьянка
“Не всё между мужчинами
Отыскивать счастливого,
Пощупаем-ка баб!”

С этими словами странники отправляются к Корчагиной Матрене Тимофеевне, губернаторше, красивой женщине 38 лет от роду, которая, однако, уже именует себя старухой. Она рассказывает о своей жизни. Тогда только и счастлива была, как росла в родительском дому. Но быстро промчалось девичество, и вот Матрену уже сватают. Суженым ее становится Филипп, пригожий, румяный и сильный. Он любит жену (по ее словам, всего один раз поколотил), но вскоре отправляется на заработки, а ее оставляет со своей большой, но чужой Матрене, семьей.
Матрена работает и на старшую золовку, и на строгую свекровь, и на свекра. Не было у нее в жизни радости, пока не родился старший сын, Демушка.

Во всей семье жалеет Матрену только старый дедСавелий, «богатырь святорусский», доживающий свою жизнь после двадцати лет каторги. На каторгу он попал за убийство немца-управляющего, не дававшего мужикам ни одной свободной минуты. Савелий много рассказывал Матрене о своей жизни, о «русском богатырстве».

Свекровь запрещает Матрене брать Демушку в поле: с ним она мало работает. За ребенком смотрит дед, но однажды он засыпает, и ребенка съедают свиньи. Через некоторое время Матрена встречает на могиле Демушки Савелия, ушедшего на покаяние в Песочный монастырь. Она прощает его и забирает домой, где старик вскоре умирает.

Были у Матрены и другие дети, но забыть Демушку она не смогла. Одного из них, пастушка Федота, однажды хотели высечь за унесенную волком овцу, но Матрена приняла на себя наказание. Когда она была беременна Лиодорушкой, ей пришлось пойти в город, просить вернуть забранного в солдаты мужа. Прямо в приемной Матрена и родила, а губернаторша, Елена Александровна, за которую молится теперь вся семья, помогла ей. С тех-то пор Матрену и «ославили счастливицей, прозвали губернаторшой». Но какое уж тут счастье?

Так говорит странникам Матренушка и добавляет: счастливую среди женщин они не найдут никогда, ключи от женского счастья потеряны, и где их найти, не знает даже Бог.

Часть 4

Заходит спор о том, кто грешнее всего. Божий странник Иона рассказывает историю «о двух грешниках», о разбойнике Кудеяре. Господь пробудил в нем совесть и наложил на него епитимью: срубить в лесу огромный дуб, тогда простятся ему его грехи. Но дуб упал лишь тогда, когда Кудеяр окропил его кровью жестокого пана Глуховского. Игнатий Прохоров возражает Ионе: мужицкий грех все же больше, и рассказывает историю о старосте. Он скрыл последнюю волю своего хозяина, который решил перед смертью отпустить на волю своих крестьян. Но староста, соблазнившись деньгами, разорвал вольные.

Толпа подавлена. Поются песни: «Голодная», «Солдатская». Но настанет на Руси время и для добрых песен. Подтверждение тому – два брата-семинариста, Савва и Гриша. Семинарист Гриша, сын дьячка, уже с пятнадцати лет твердо знает, что хочет посвятить свою жизнь счастью народному. Любовь к матери сливается в его сердце с любовью ко всей вахлачине. Гриша идет по своему краю и поет песню о Руси:

И замыслы его не пропадут: судьба готовит Грише «путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь». А пока Гриша поет, и жаль, что его не слышат странники, ведь тогда бы они поняли, что уже нашли счастливого человека и могли бы вернуться домой.

Заключение
На этом обрываются недописанные Некрасовым главы поэмы. Однако уже и из сохранившихся частей перед читателем предстает широкомасштабная картина послереформенной Руси, которая с мучениями учится жить по-новому. Спектр проблем, поднимаемых автором в поэме, очень широк: проблемы повсеместного пьянства, губящего русского человека (недаром в награду счастливому предлагается ведро водки!) проблемы женщин, неискоренимой рабской психологии (раскрывается на примере Якова, Ипата) и главной проблемы народного счастья. Большинство этих проблем, к сожалению, в той или иной мере и сегодня сохраняют свою актуальность, именно поэтому произведение пользуется большой популярностью, а ряд цитат из него вошли в обиходную речь. Композиционный прием странствия главных героев приближает поэму к приключенческому роману, благодаря чему она читается легко и с большим интересом.

Краткий пересказ «Кому на Руси жить хорошо» передаёт лишь самое основное содержание поэмы, для более точного представления о произведении рекомендуем ознакомиться с полной версией «Кому на Руси жить хорошо».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *