какое жалование получали консулы в риме

Консул

Консул— высшая выборная магистратура в Республиканском Риме.

Доподлинное значение и происхождение этого термина неизвестно, что вызывает споры среди современных исследователей. В античности можно встретить такие значения, как «заботящиеся» о родине, гражданах, государстве или «опрашивающие» народ и сенат, а историки Нового времени переводили это слово по-разному: Бартольд Нибур — «вместе находящиеся», Теодор Моммзен — «вместе танцующие», Эрнст Херцог — «вместе идущие», Вильгельм Зольтау — «вместе заседающие», то есть товарищи (collegae).

Должность консула появилась после изгнания последнего царя Рима Тарквиния Гордого. По античной традиции выбирались сразу два консула. С 509 г. до н. э. консулы избирались Сенатом на один год в центуриатных комициях. Должность консула была упразднена в 705 г. н. э. — спустя 229 лет после падения Рима.

Изначально консулы выбирались только из патрициев. Однако, борьба плебеев с патрициями внесла коррективу в эту традицию и с 367 до н. э. один из консулов стал избираться из плебеев, первым таким человеком стал Луций Секстий.

С 222 по 153 до н. э. консулы вступали в должность в мартовские иды, которые выпадали на 15-ое марта. Позднее консульский год стал начинаться с 1 января.

Консулы обладали и военной, и гражданской властью. Как военные лица они являлись главнокомандующими римским войском, производили набор легионов, назначали часть военных трибунов (другая часть выбиралась в трибутных комициях), руководили военными действиями. Гражданская власть заключалась в полномочиях по созыву сената и народных собраний, председательствования в них, предложения законопроектов, руководством выборами должностных лиц. Консулы являлись главными исполнителями постановлений сената и народа, заботились о внутренней безопасности, заведовали некоторыми празднествами и иными вопросами мирной жизни.

Так как должностная власть консулов была одинаковой, каждый из них имел право протеста против действий другого. Несмотря на это, во всех важных гражданских делах консулы должны были выступать сообща. Вопрос издания актов, требовавших единоличного руководства (например, председательства в комициях), решался жребием или соглашением сторон. Во время военных действий один консул отправлялся командовать войском, а другой оставался в городе. В случаях, когда война требовала присутствия обоих консулов на поле брани, между ними происходило распределение районов военных действий посредством жребия, соглашения или по усмотрению сената. Когда консульские войска действовали совместно, и при них находились оба консула, те командовали попеременно, сменяясь каждый день.

У консулов также имелись помощники, которые назывались квесторы.

Консулы имели свои знаки отличия: тога с широкой пурпурной каймой, курульное кресло (лат. Sella curulis), инкрустированное слоновой костью, и сопровождение из 12 ликторов с фасциями, в которые за городской чертой вкладывались топоры.

В случаях крайней внешней или внутренней опасности в Риме по решению сената назначался диктатор. При этом сенату принадлежало право принимать одно только принципиальное решение: нужен ли вообще диктатор в данное время или нет, само же назначение осуществлялось одним из консулов. Сенат, как правило, указывал лицо, которое ему желательно было видеть в качестве диктатора, и консул обыкновенно учитывал это желание.

В римской системе летосчисления годы обозначались именами консулов данного года (они именовались лат. CONSULES ORDINARII).

По законам республики минимальный возраст консула составлял 41 (для патриция) и 42 года (для плебея). Но дозволялись исключения: Гней Помпей Великий впервые стал консулом в 27 лет, а Октавиан в 19 лет.

По окончании срока должности консулы получали в управление какую-либо провинцию и звание проконсула.

В эпоху империи консулы утратили реальную государственную власть: их должность превратилась в почётный титул, поскольку консульские полномочия отныне переходили к императору и, таким образом, магистратура становилась назначимой.

Схожие темы

Литература

Консулы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Ковалев С.И. / История Рима // СПб.: ООО «Издательство «Полигон». – 2002. – 864 с.

Bagnall, Roger S; Cameron, Alan; Schwartz, Seth R; Worp, Klaus Anthony. Consuls of the later Roman Empire. — London: Scholar Press, 1987. — (Volume 36 of Philological monographs of the American Philological Association).

Источник

Консул (Древний Рим)

какое жалование получали консулы в риме

Консул (Древний Рим)

какое жалование получали консулы в риме

Введение

По законам республики, минимальный возраст консула составлял 41 (для патриция) и 42 года (для плебея). После окончания срока должности консулы получали в управление какую-либо провинцию и звание проконсула.

В эпоху империи консулы утратили реальную власть, эта должность превратилась в почетный титул, а с выборной должность превратилась в ту, которая назначается.

1. История

1.1. Консулат в Римской Республике

2. Консулы-суффекты

Если консул умирал до конца своего срока (что не удивительно, когда консулы находились на передовой линии и военных действий) или был снят с должности, на его место избирался консул-суффект ( лат. consul suffectus ), Исполнявший обязанности консула до следующих выборов.

3. Консулы времен Империи

Во времена Юстина II (правил в гг) назначение на должность консула стало частью процедуры коронации нового императора; последнее свидетельство о назначении консулом относится к 632 г., когда титул консула получил будущий император Констант II. Юридически должность консула существовала до начала IX века, когда Лев VI итоге ее отменил. С того времени греческие аналоги титулов консула и экс-консула, hypatos и apo hypaton, стали относиться к менее почетных.

Несмотря на это, в 739 г. титул римского консула был предложен Папой Римским Шарлю Мартель, однако тот отказался его принять.

4. Полномочия и обязанности

4.2. Гражданская сфера деятельности консулов

Большую часть времени власть распределялась между гражданской и военной сферами. Пока консулы находились в померии (в пределах города Рим), они возглавляли правительство, а другие должностные лица, за исключением плебейских трибунов, им подчинялись в своих должностей. Внутренний государственный аппарат республики контролировался консулами. Они также имели право вызовов в суд и арестов, которое однако было ограничено правом обжалования консульских решений.

В пределах своих исполнительных функций консулы были ответственны за осуществление постановлений Сената и законов комиций. Иногда, в экстренных случаях, консулы имели возможность действовать самостоятельно и по своему усмотрению. Консулы также выступали в качестве официальных представителей Римского государства в международных отношениях. До того, как любой посол другого государства попадал в Сенат, он встречался с консулами, которые представляли посланника Сенату и проводили переговоры между Сенатом и другими странами.

4.3. Военная деятельность консулов

Каждый консул командовал армией так, как считал нужным, и имел неограниченную власть. Однако, в конце кампании, он мог преследоваться в судебном порядке за его преступления (например, ограбление провинций или хищение государственных средств)

5. Предотвращения злоупотреблений

Также существовало три ограничения консульской власти: короткий срок полномочий (один год), четкое определение их обязанностей Сенатом и невозможность повторного участия в выборах консула сразу после окончания первого срока. Обычно период между консулат составлял десять лет.

6. Губернаторство

После окончания консулата, Сенат назначал консула на пост губернатора провинции. Провинции, куда предназначался каждый из консулов, определялись путем жеребьевки, которое проводилось в конце консулата.

Таким образом, консул по окончании своих полномочий становился проконсулом, а его власть ограничивалась одной из многочисленных провинций Республики и уже не распространялась на всю страну, а в других провинциях даже была незаконной. Также проконсул не имел права покидать провинцию до окончания срока своих полномочий или до приезда своего преемника, за исключением лишь редких случаев, когда на это был специальное разрешение Сената. Срок проконсульства составлял преимущественно от одного до пяти лет.

7. Назначение диктатора

После того, как Октавиан Август стал в 27 г. до н. е. императором и установил принципат, консулы потеряли большую часть своей власти и обязанностей. Хотя это еще была самая высокая должность в государстве, в условиях абсолютной верховной власти императора консулы стали лишь символом республиканской наследия. Все чаще консульское должность обнималась самим императором и наконец стала чисто императорской, за консулами в Римской Империи, однако, осталось право председательствовать в Сенате. Также в исключительных случаях консулы имели право вершить правосудие и представляли игры в Circus Maximus и все торжественных церемониях в честь императора, проводившихся за их собственный счет.

По окончании срока полномочий бывшие консулы (проконсулы) обычно занимали должности губернаторов римских провинций, на которых служили от трех до пяти лет.

9. Датировка

Источник

КОНСУЛ В ДРЕВНЕМ РИМЕ

Консулы были эпонимными магистратами (то есть по имени консулов обозначался год) и обладали империем. Символами власти консулов были курульное кресло, тога-претекста, 12 ликторов с фасциями. До 153 г. до н. э. консулы вступали в должность 15 марта, впоследствии – 1 января. Согласно традиционной точке зрения консулат возник вместе с Римской республикой в 509 г. до н. э., и консулы унаследовали всю полноту царской власти, которая теперь была разделена между двумя магистратами, ежемесячно чередовавшимися в верховной власти.

Ряд свидетельств античных авторов позволяет предполагать, что первоначально консулы назывались преторами (Liv., III, 55, 12; Fest., s.v. praetoria porta). С другой стороны, многие ученые полагают, что говорить о консулате, как о сложившемся институте, нельзя вплоть до законов Лициния-Секстия (367 г. до н. э.). Некоторые из них, основываясь на свидетельстве Тита Ливия (Liv., VII, 3, 5), в котором упоминается должностное лицо под название praetor maximus, утверждают, что первые полвека Римской республикой управлял лишь один выборный магистрат. Этому противоречит свидетельство консульских фаст (то есть официального списка высших магистратов), с самого основания республики называющих для каждого года имена двух высших должностных лиц.

Развитие принципа коллегиальности привело к появлению у консула права вето на решения коллеги (ius intercessionis). Значимость этого принципа отражена в том, что в случае смерти или отказа от должности одного из консулов, второй обязан был провести выборы, чтобы избрать консула-суффекта (то есть консула на оставшуюся часть года).

Первоначально консульская власть заключала в себе не только верховное военное командование, а также право созыва сената и народных собраний, но и ряд других полномочий, которые в дальнейшем постепенно были переданы другим магистратурам (проведение ценза – цензорам в 443 г. до н. э.; гражданская юрисдикция – преторам с 366 г. до н. э.; составление списка сената – цензорам после принятия плебисцита Овиния).

Как высшая государственная должность, консулат нередко фигурировал в ходе сословной борьбы патрициев и плебеев. Доступ к консулату был одним из основных требований плебеев на первых этапах этой борьбы и вплоть до 342 г. до н. э. имена плебейских консулов редко встречаются в фастах, несмотря на один из законов Лициния-Секстия, требовавший обязательного избрания одного из консулов из числа плебеев. Первая консульская коллегия, состоявшая из двух плебеев, была избрана в 172 г. до н. э. В 180 г. до н. э. законом Виллия были зафиксированы определенные возрастные ограничения при избрании консулов (в эпоху поздней республики консулами обычно избирались граждане не моложе 42 лет).

В эпоху империи консулат продолжил свое существование, несмотря на то, что консульская власть фактически перешла в руки императора. В дальнейшем, с упразднением народных собраний, консулы стали рекомендоваться сенату императором или назначаться им лично, что привело к превращению консулата в почетный титул. С 395 г. было принято назначать одного консула для Западной Римской империи и одного для Восточной. Консулат продолжил свое существование и после 476 г. и окончательно исчез в Восточной Римской империи к началу VII в.

Источник

Сколько платили за службу легионерам в Древнем Риме, и на что они тратили свои кровные

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

какое жалование получали консулы в риме

1. Когда легионерам начали платить?

какое жалование получали консулы в риме

Во времена римского царства и республики легионерам никто вообще не платил. По сути, легионы были формой мобилизационной армии, де-факто народным ополчением. Сначала туда набирали только граждан. Однако по мере развития республики в легионах все больше росла доля так называемых «союзников», основная масса которых в до имперский период была представлена выходцами из коренных племен Италии – италиками. В легионы шли по призыву. Уклониться от службы человек не мог. Служили буквально все половозрелые свободные мужчины. По законам республики это была именно обязанность.

какое жалование получали консулы в риме

Впрочем, тогда от службы римляне и их союзники не бегали, так как любое военное предприятие было хорошим способом поправить свое собственное и родовое материальное положение. Если военный поход венчался успехами, то легионеры и союзники получали возможность мародёрствовать, грабить и обращать пленников в рабство. Все это в царскую и республиканскую эпоху было основной формой воинского довольствия. Иными словами, зарплату себе легионеры платили сами. Само собой, солдаты получали не всю военную добычу. Большая ее часть полагалась командирам и Республике, т.е государству.

какое жалование получали консулы в риме

На закате республики в первом веке до нашей эры легионеры все сильнее привязываются к отдельным полководцам. В ту эпоху легионы возглавляют наиболее состоятельные граждане римского государства, которые не стесняются тратить собственные средства на фактически подкуп легионеров. В том числе из этого в конечном итоге и выльется серия гражданских воин в поздней республике.

какое жалование получали консулы в риме

2. Как платили легионерам?

какое жалование получали консулы в риме

Начиная с правления Октавиана Августа, легионерам платили по три раза в год. Чаще всего выплаты привязывались к каким-то крупным религиозно-государственным праздникам Рима. Помимо нескольких выплат, на протяжении года у легионеров копилось что-то вроде пенсионного фонда. После выхода со службы войну полагалась еще некоторая сумма за каждый год службы в легионе. Размер жалования и пенсионной выплаты определялся также должностью и званием легионера.

В последствии легионерам начнут платить по 4 раза в год, а на закате империи выплаты будут делать уже по 5-6 раз в год. При этом никто не отменял для легионеров право забирать трофеи с поверженных врагов и грабить населенные пункты противника в ходе завоевательных походов. Само собой, как и во времена республики, часть добычи полагалась военачальнику и государству. Полагались легионерам и денежные премии за успехи на службе и всевозможные подвиги.

3. Сколько получали легионеры за службу?

какое жалование получали консулы в риме

Данный вопрос ответа в общем виде не имеет. В разное время легионерам платили по-разному. В номинальном выражении зарплаты легионеров и союзников росли с каждым десятилетием из-за инфляции. Само собой в фактическом выражении (покупательской способности) зарплаты, как и в наше время, к лучшему почти не менялись.

какое жалование получали консулы в риме

4. Много или мало получали римские легионеры?

какое жалование получали консулы в риме

какое жалование получали консулы в риме

5. На что римские легионеры тратили свои деньги?

какое жалование получали консулы в риме

При этом большинство легионеров откладывало деньги и добычу, чтобы поправить положение своего рода. Хотя легионеры и получали существенно меньше работников в городах, ключевая проблема была в том, что работы на всех чаще всего не хватало. Рабовладельческая экономика делала труд подавляющего большинства свободных граждан абсолютно не рентабельным ни для государства, ни для олигархов. В результате чего свободные и даже именитые люди пополняли ряды озверевшей от бедности черни. Одним из наиболее верных спасений от такого положения в обществе и была воинская служба.

какое жалование получали консулы в риме

Армия была не только способом поправить свое материальное положение, но и отличным социальным лифтом. А самое главное, что со времен поздней республики легионерам за службу полагалась земля. Данная политика приобрела наиболее масштабное звучание. Суть была в том, чтобы через военную службу «утилизировать» нищий городской пролетариат, перенаправив его в сельскую местность. Вышедшие со службы деньгами и земельным наделом эвокаты тут же подтягивали на свою новую дачу многочисленную родню, покупали рабов и становились землевладельцами. Таким образом государство решало сразу несколько проблем с обороноспособностью державы и занятостью (а значит и благосостоянием) населения.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Консулы

Два консула были высшими должностными лицами республики[83]. Они выбирались на годичный срок в центуриатных комициях. Именами консу­лов обозначался год по формуле: «В консульство такого-то и такого-то», например «L. Pisone A. Gabinio consulibus» («в консульство Л. Пизона и А. Габиния»), поэтому консулы были эпонимными магистратами. До се­редины II в. они вступали в должность 1 марта, после этого — 1 января.

Консулы обладали и военной, и гражданской властью. В качестве носи­телей военного империя они являлись главнокомандующими римским вой­ском. Они производили набор, комплектовали легионы, назначали часть военных трибунов (другая часть выбиралась в трибутных комициях), ру­ководили военными действиями и проч. Как носители гражданской власти (potestas) консулы созывали сенат и народные собрания, председатель­ствовали в них, вносили предложения и законопроекты, руководили выбо­рами должностных лиц, являлись главными исполнителями постановле­ний сената и народа, заботились о внутренней безопасности, заведовали некоторыми празднествами и проч.

Так как должностная власть консулов была одинаковой и каждый из них имел право протеста против действий другого, то они должны были выступать сообща во всех важных гражданских делах. Однако для некото­рых актов, требовавших единоличного руководства (например, председа­тельству в комициях), вопрос решался жребием или полюбовным согла­шением. Если нужно было вести войну, то один консул отправлялся на театр военных действий, а другой оставался в городе. В том случае, если на фронтах должны были действовать оба консульских войска[84], между обо­ими командующими происходило распределение районов военных действий посредством жребия, соглашения или по усмотрению сената[85]. Когда кон­сульские войска действовали совместно и, следовательно, при них находи­лись оба консула, они командовали попеременно, сменяясь каждый день.

Внешним знаком отличия консульской власти служили 12 ликторов, которые сопровождали каждого консула во время отправления им своих служебных обязанностей и несли в руках пучки прутьев (fasces) как знак консульского империя. За чертой города, где консулы как главнокоманду­ющие обладали всей полнотой власти, в фасцы втыкались топоры[86].

В случаях крайней внешней или внутренней опасности в Риме на­значался диктатор. Когда возникла диктатура, точно неизвестно. Тит Ливий первым диктатором называет Тита Ларция, исполнившего эту должность в 501 г. (II, 18). Как бы то ни было, диктатура явилась нововведением первых лет республики. Диктатор всегда назначал­ся по решению сената. При этом, однако, сенату принадлежало пра­во принимать одно только принципиальное решение: нужен ли во­обще диктатор в данное время или нет. Само же назначение осуще­ствлялось одним из консулов. Правда, сенат, как правило, указывал лицо, которое ему желательно было видеть в качестве диктатора, и консул обыкновенно учитывал это желание.

Власть диктатора была неограничена по объему. Курульное кресло, тога-претекста и 24 ликтора с фасциями были знаками его неограниченной власти. С другой стороны, власть диктатора была строго ограничена по содержанию. Диктатор всегда назначался для решения какого-либо од­ного конкретного дела, но не более чем на шесть месяцев. С заверше­нием дела, для которого он был назначен, диктатор обязан был сложить с себя полномочия, даже если шесть месяцев еще не прошло. До 363 г. диктатор назначался только для разрешения военной или политической проблемы. С 363 г. (Ливий, VII, 3) стали назначаться диктаторы с ограниченным правом (imminuto iure), то есть для раз­решения различных административных или религиозных дел: освя­щение храма, устройство игр, созыв комиций и т. д. В последний раз диктатор был избран в 202 г.

Читайте также

Новые консулы – Гай Фламиний и Гней Сервилий.

Новые консулы – Гай Фламиний и Гней Сервилий. Там Семпроний получил пирьмо от Гая Фламииия, который готовился вступить в должность консула. Фламиний приказывал, чтобы Семпроний к мартовским идам привел свое войско в город Аримин[12]. Дело в том, что Фламиний давно и упорно

6. Первая героиня Америки, или Консулы-археологи

6. Первая героиня Америки, или Консулы-археологи Интерес к колодцу в Чичен-Ице постоянно подогревался тем, что индейцы, совершая обряд жертвоприношения, вместе с жертвой швыряли в Колодец смерти множество драгоценностей, в том числе золото. Правда, вещи бросались

6. Первая героиня Америки, или консулы-археологи

6. Первая героиня Америки, или консулы-археологи Интерес к колодцу в Чичен-Ице постоянно подогревался тем, что индейцы, совершая обряд жертвоприношения, вместе с жертвой швыряли в Колодец смерти множество драгоценностей, в том числе золото. Правда, вещи бросались

Консулы

Консулы Два консула были высшими должностными лицами республики[83]. Они выбирались на годичный срок в центуриатных комициях. Именами консу­лов обозначался год по формуле: «В консульство такого-то и такого-то», например «L. Pisone A. Gabinio consulibus» («в консульство Л. Пизона и А.

2. Гражданское управление города Рима. — Сената уже не существует. — Консулы. — Должностные лица города. — Знать. — Судебное устройство. — Префект города. — Папский двор. — Семь министров двора и другие придворные лица

2. Гражданское управление города Рима. — Сената уже не существует. — Консулы. — Должностные лица города. — Знать. — Судебное устройство. — Префект города. — Папский двор. — Семь министров двора и другие придворные лица Наши сведения об общем положении римского народа в

Консулы империи и местные правители

Консулы империи и местные правители Без таланта плеяды администраторов и политиков подъем Соединенных Штатов не был бы таким стремительным и повсеместным. Трудно не согласиться с оценкой Дж. Курта: «В этом первом поколении над центром Американской Империи возвышалась

5. «Античные» римские консулы — это русско-ордынские новгородские посадники XIV–XVI веков

5. «Античные» римские консулы — это русско-ордынские новгородские посадники XIV–XVI веков «Античные классики» много рассказывают о римских консулах. Они избирались сроком на один год, и им принадлежала высшая власть в государстве.«(Consules или сокращенно coss.) — так

«Пусть консулы будут бдительны!»

«Пусть консулы будут бдительны!» Можно ли всего этого избежать?Шансы есть, но они не столь велики, если вдуматься.Рецепты просты и сложны одновременно.Нужна люстрация, причем не только политическая, но и экономическая: миллиардные состояния, сколоченные в путинское

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *