какое здание передвигали в москве

Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

«Не на своем месте»: как в Москве передвигают здания

Поделиться

Подписывайтесь на Stroi.mos.ru

В июле в Москве произошло историческое событие – на стройплощадке микрорайона «Шереметьевский» начали передвигать здания 19-го века – водонапорную башню, мастерскую и сборочный корпус. Завершить процесс планируется к концу 2020 года.

Ранее передвижкой активно занимались еще в Советском Союзе. Рассказываем, какие дома стоят «не на своем месте» и как сегодня двигают здания весом в несколько тонн, следуя историческому опыту.

Москва 21-го века: передвижка

Жилой комплекс «Шереметьевский» возводится на ул. Складочная, вл. 6, на территории бывшего компрессорного завода «Борец». Здесь расположено несколько исторических зданий, которые девелопер ПИК планирует сохранить и вписать в окружающую застройку.

«Передвижение исторических зданий – довольно сложный процесс, который не терпит спешки. Башню уже отделили от фундамента и укрепили металлическими поясами, подвели под нее железобетонную плиту и стали постепенно сдвигать с места. Для такой нелегкой операции понадобились гидравлические домкраты, алмазное оборудование и более 100 рабочих. Исторические сооружения передвинут на 100 метров в южную сторону участка», – сказали в пресс-службе Группы ПИК.

Качество, оперативность и успех подобных работ складываются из опыта специалистов прошлого. Глобальная передвижка в Москве началась в 1930-х годах. Менялся город, расширяли и строили дороги, поэтому многие здания попадали под снос. Но благодаря методу передвижки сооружений бóльшую часть домов удалось спасти. Главным специалистом в этом направлении был инженер-строитель Эммануил Гендель.

Эммануил Матвеевич Гендель родился в 1903 году и прожил 91 год. Он был крупнейшим специалистом в редкой области – передвижке и выпрямлении зданий и сооружений. Благодаря ему в Москве сохранены многие памятники архитектуры. За 70 лет активной работы Эммануил Гендель реализовал более 80 крупных проектов по всей территории Советского Союза и за рубежом.

Рассказываем, перемещение каких московских зданий контролировал Эммануил Матвеевич.

Передвижка на Садовнической

В 1937 году было решено передвинуть дом на улице Садовническая (тогда – ул. Полины Осипенко). Это здание мешало строительству нового Краснохолмского моста. Гендель решил разделить дом на две части, короткую и длинную: первую оставить на месте, а вторую не просто передвинуть, но и развернуть на 19 градусов. Работы по передвижке заняли три дня.

какое здание передвигали в москве

Фото: Главархив Москвы

Интересно, что во время передвижки в доме поддерживалась работа всех коммуникаций, а жильцов не отселяли. Здание передвигали на катках, которые ехали по 37 рельсам. После части дома соединили, связав их пристройкой-перемычкой.

какое здание передвигали в москве

Фото: Главархив Москвы

какое здание передвигали в москве

Фото: Главархив Москвы

Саввинское подворье на Тверской

Подворье в псевдорусском стиле с элементами модерна и барокко построили в 1907 году. Это был доходный дом Савво-Сторожевского монастыря. В советское время здесь располагались коммунальные квартиры.

какое здание передвигали в москве

Фото: Главархив Москвы

В 1939 году Саввинское подворье передвинули на 50 метров за одну ночь. Это была одна из самых сложных операций по передвижке – здание весило почти 23 тыс. тонн.

какое здание передвигали в москве

Фото: Главархив Москвы

Старейшая глазная больница в Москве

В 1830 году в здании на углу ул. Тверская (ранее Горького) и Мамоновского переулка начала работу Московская центральная глазная больница.

Во время реконструкции Тверской улицы в 1940 году здание весом в 13 тыс. тонн передвинули вглубь переулка Садовских и развернули фасад, а затем разместили на заранее отстроенном цокольном этаже.

какое здание передвигали в москве

Фото: Главархив Москвы

Кстати, во время передвижки, которая длилась 33 дня, в больнице продолжали принимать пациентов.

Здание Моссовета

Еще одной из сложнейших операций для команды Генделя стала передвижка здания Моссовета. Сейчас здесь расположена Мэрия Москвы. Бывший генерал-губернаторский дворец имеет сложную форму, а первый этаж представляет собой бальный зал, где много свободного пространства и нет несущих конструкций.

какое здание передвигали в москве

Фото: Главархив Москвы

Историческое здание требовалось переместить вместе с подвалом. Для этого в 1939 году вокруг здания Моссовета вырыли котлован глубиной четыре метра. Передвижка стала самой быстрой в истории – всего за 41 минуту здание весом 20 тыс. тонн было перемещено на 13,5 метра.

какое здание передвигали в москве

Фото: Главархив Москвы

Кроме того, во время работы команды Генделя в Моссовете все еще находились служащие.

Строительство трассы Восточный луч

Первоначально в Генплане реконструкции Москвы от 1935 года Комсомольский проспект назывался «Трасса Восточный луч». Она должна была начинаться от проектируемого Дворца Советов (на месте нынешнего храма Христа Спасителя), пересекать Москву-реку и продолжаться через Воробьевы горы на юго-запад столицы. Однако к строительству луча до войны так и не приступили.

К середине 1950-х годов к идее прокладки «Восточного луча» решили вернуться. Был разработан проект новой магистрали: дорога прошла в районе улицы Чудовка (от Крымской площади до ул. Тимура Фрунзе), Фрунзенского плаца (от ул. Льва Толстого до переулка Хользунова) и ул. Большие Кочки (от Трубецкой улицы до Хамовнического Вала).

Передвижка домов на трассе «Восточный луч» – Комсомольский проспект.
Немой киносюжет, 1958 г. Главархив Москвы

В связи со строительством дороги было передвинуто несколько зданий. Работы по Комсомольскому проспекту закончены в 1958 году.

О передвижке в стихах и фильмах

В советское время некоторые писатели и кинорежиссеры популяризировали тему «передвижки зданий». К примеру, вы знали, что у детской писательницы Агнии Барто есть стихотворение «Дом переехал»? Оно написано в 1938 году. Герой стихотворения мальчик Сема вернулся в Москву после отдыха в детском лагере и не может найти свой дом по старому адресу.

– Где четвертый номер дома?
Он был виден за версту! –
Говорит тревожно Сёма
Постовому на мосту.–

Возвратился я из Крыма,
Мне домой необходимо!
Где высокий серый дом?
У меня там мама в нем!

Постовой ответил Сёме:
– Вы мешали на пути,
Вас решили в вашем доме
В переулок отвезти.

Поищите за углом
И найдете этот дом.

Также тема передвижки есть и в фильме «Новая Москва» 1938 года. Один из героев картины – художник. Он решил запечатлеть на холсте здание напротив, но… на его глазах дом «поехал» на новое место.

Источник

Москва глазами инженера: кто и зачем передвигал здания в столице

какое здание передвигали в москве

Одна из самых невероятных инженерных операций, которая когда-либо происходила в Москве, — передвижка домов. Все о ней слышали, но мало кто знает, как именно совершались эти перемещения и какими примерами нам стоит действительно гордиться.

Как все начиналось

История передвижек зданий и сооружений уходит своими корнями еще в эпоху Возрождения. В 1455 году инженер из Болоньи Аристотель Фьораванти передвинул в своем родном городе колокольню церкви Санта Мария Маджоре. Правда, уже следующий опыт в Венеции закончился неудачей — видимо, подвели тамошние слабые грунты. Запятнанная репутация могла стать одной из причин переезда итальянского архитектора в Россию, где он построил Успенский собор в Кремле и поучаствовал в трех военных походах русских князей, немало удивляя москвичей своей инженерной премудростью. Фьораванти можно считать первым профессиональным инженером на русской земле, в некотором смысле отцом русской инженерной школы.

После Фьораванти в области передвижения зданий наступило затишье длиной в четыре столетия. Вспомнили об этом американцы в 1870-е годы. Поначалу двигали дома небольшие — одно- и двухэтажные, зато иногда перемещали целые районы. Например, в 1925 году в Осборне в связи с предстоящим наводнением на 2,5 км передвинули 552 дома!

какое здание передвигали в москве

какое здание передвигали в москве

По мере накопления опыта американцы взялись за более масштабные постройки — в 1930 году на новое место переехало здание телефонной станции в Индианаполисе весом 11 тыс. тонн и высотой восемь этажей.

А как было у нас

Передвижение домов в Москве началось не в советские годы, а чуть раньше — в конце XIX века. Тогда расширяли пути Николаевской железной дороги (то есть Петербурго-Московской). В Москве под снос попал добротный двухэтажный кирпичный особняк, принадлежавший англичанке Макгилл. Инженер путей сообщения Федорович, видимо, знал об американских опытах передвижения и попробовал воплотить их в России. В конце концов, терять нечего — дом все равно был обречен на снос.

Здание весом 1,6 тыс. тонн благополучно переехало на 100 м. За процессом наблюдало большое количество москвичей, а фельетонист «Русского листка» Менделевич написал такие строки:

Нельзя сказать, чтобы проворно,
Но все ж — единственный пример!
Дом продвигается упорно,
И торжествует инженер!

какое здание передвигали в москве

Дом Макгилл, кстати, до сих пор находится на Каланчевской улице, недалеко от путей. Стоит он брошенный, с выбитыми окнами, на крыше растут деревья. А жаль — у меня давно зреет идея создать в нем музей передвижки зданий.

Большая передвижка

По-настоящему передвижки в Москве начались в 30-е годы XX века. Тогда стартовала масштабная реконструкция столицы: расширялись улицы, перестраивались мосты, строился канал Москва — Волга. Много домов планировалось к сносу. Но жилой фонд в Москве и без того небольшой, а значит, надо было придумать способ убрать строение с места без разрушения.

Тогда-то и появился наш герой. Практически все советские передвижки разработал и провел инженер Эммануил Гендель. В 1930-е Гендель работал в Метрострое — укреплял фундаменты домов, находящихся вблизи тоннеля метро на Волхонке. В 1935-м, при строительстве второй очереди метро (известной нам как зеленая ветка), передвинул мешавшую трамвайную подстанцию с Тверской на 2-ю Брестскую. Это, видимо, натолкнуло инженера на мысль о том, что передвижка может стать спасением для стремительно реконструирующейся Москвы.

В 1936 году не без инициативы Эммануила Матвеевича при Моссовете была создана организация с вполне актуальным для тех времен названием и уставными задачами — «Трест по передвижке и разборке зданий». Гендель стал главным инженером треста. Первая же задача по уровню сложности напоминала те, к которым американцы пришли только после 50 лет работы — передвинуть дом весом 8 тыс. тонн и высотой в пять-шесть этажей.

какое здание передвигали в москве

Дом был построен буквой Г. Эстакаде мешало не все строение, а только длинная его сторона, выходившая на Садовое кольцо. В итоге левая сторона отъехала на 34 м, а правая — на 53 м. Дом передвинули за три дня.

Как передвинуть дом

Шаг первый. Укрепляем кирпичный дом железом

В Москве все перемещенные дома имели кирпичные несущие стены. Если кирпичную кладку поставить на рельсы, она, разумеется, тут же сломается под своим немалым весом. Поэтому необходимо «одеть» дом в прочную железную раму. По периметру всех несущих стен устраивалась обойма из железных балок.

Шаг второй. Строим новый фундамент

Дом срезался со старого фундамента и устанавливался на новый. Таким образом, важно сразу в новом месте построить фундамент.

Шаг третий. Отрезаем дом от фундамента

Американцы делали так: подводили под здание домкраты (устройства для подъема), поднимали его, ставили в проем рельсы и опускали здание. Подъем и опускание требовали дополнительного времени и денег. Инженер Гендель придумал, как сделать операцию проще, быстрее и дешевле:

под железной рамой в стене пробивалось множество «окон»;
в подвале укладывались щебенка, шпалы и рельсы. Рельсы шли по всей трассе будущей передвижки и заходили на новый фундамент;
на рельсы укладывались катки. В качестве таковых использовались бракованные оси железнодорожных вагонов;
по каткам в «окна» закатывались ходовые балки — огромные металлические балки вроде тех, из которых строятся небоскребы;
все рассчитано так, чтобы между железной рамой и ходовыми балками оставался зазор в 1–2 см, в который забивались клинья и приваривались сверху и снизу. Конструкция походила на гигантские сани с десятками полозьев;
теперь дом сидит не только на собственном фундаменте (через простенки между «окнами»), но и на рельсах, укрепленных ходовыми балками и катками. Осталось разбить отбойным молотком простенки — и все. Теперь дом стоит только на рельсах.

Шаг четвертый. Двигаем дом

Для передвижки домов использовались либо домкраты (устройства для подъема), либо лебедки (катушки с тросом, работающие от мускульной силы или мотора). Вспомните, как вы толкаете заглохшую машину. Самое сложное — сдвинуть ее с места, а дальше она сама катится потихоньку. Так же и с домом: чтобы его сместить, нужна совместная работа лебедки и домкрата, а дальше он катится от одной только лебедки.

Шаг пятый. Ставим дом на новый фундамент

Когда дом переехал, его необходимо с рельса переставить на новый фундамент. То же что и шаг третий, но в обратном порядке: строим простенки, отрезаем клинья, вынимаем ходовые балки, рельсы, замуровываем «окна».

Шаг шестой. И самый интересный. А что происходит с жильцами все это время?

Правильный ответ: ничего особенного. Живут себе в доме, как жили. На самом деле, один из первых шагов при передвижке — «пересадить» дом с постоянных труб и коммуникаций на временные. Для этого водопровод и канализация выводились из дома выше линии отреза и подключались к городской сети гибкими шлангами. К электрическому и телефонному кабелю подключался запас, который разматывался при передвижке. А жильцы проходили к себе домой по временным деревянным мосткам.

Источник

Как в СССР передвигали дома вместе с жильцами

какое здание передвигали в москве

Если градостроительная концепция изменилась, у архитекторов остается два варианта. Самый простой — снести все то, что мешает. Но это непрактично. Поэтому был найден более изысканный способ: передвигать старые здания в новые места. Пусть даже они весят тысячи тонн. Именно этим в 1930-е годы увлеклись советские строители. Благодаря инженерным находкам удалось расширить центральные московские улицы и сохранить исторические здания.

Кому-то это до сих пор кажется фантастикой. Тем более если учесть, что такие перемещения происходили без отключения коммуникаций и выселения людей. Рассказываем, как все началось и почему дома переезжали без повреждений.

Первые гуляющие дома

Первые документальные свидетельства о передвижении зданий относятся к 1455 году. Тогда итальянский архитектор Аристотель Фиораванти без единого повреждения передвинул 25-метровую каменную колокольню в Болонье на 13 м. Российские умельцы осуществили подобную операцию несколько столетий спустя. В 1812 году крестьянин Дмитрий Петров из города Моршанска вызвался увезти старую церковь, чтобы расчистить место под новую. В результате деревянная постройка была сдвинута на 30 м вместе с находящимися внутри прихожанами. Первый же «переезд» каменного здания состоялся в 1898 году. Опираясь на опыт иностранных коллег, инженер Осип Федорович передислоцировал двухэтажный дом на Каланчевской улице в Москве.

какое здание передвигали в москве

И все же эти случаи долгое время были единичными. Массовое «переселение» домов началось в 1935 году, когда утвердили Генеральный план реконструкции Москвы. Документ предполагал расширение центральных улиц города, для чего требовалось разрушить многие постройки, в том числе памятники архитектуры. Поскольку делать этого никто не желал, советские руководители сформировали специальную организацию, которая занялась передвижением зданий. В нее в основном входили специалисты-метростроевцы. Ради пробы они переместили шесть небольших зданий, а потом взялись за масштабные объекты. Руководить работой назначили инженера Эммануила Генделя, который незадолго до этого передвинул 320-тонную фидерную подстанцию: она мешала прокладке трамвайных путей.

Как менялись центральные улицы

«Дом стоял на этом месте, он пропал с жильцами вместе», — так писала про передвижку одной из пятиэтажек Агния Барто. И это не художественный вымысел: иногда строители двигали здания без предварительного выселения людей. Один из примеров — «переезд» жилого дома на улице Осипенко (ныне Садовническая улица). Он был построен буквой Г, длинная сторона которой пересекалась с новым Краснохолмским мостом. Сложность заключалась в том, что дом стоял на заболоченном грунте, а его каркас обладал недостаточной жесткостью. Эммануил Гендель предложил решение: разделить дом на две части, а затем переместить одну из них и развернуть на 19 градусов. Задумку осуществили за три дня. Все это время жители находились в своих квартирах.

какое здание передвигали в москве

Похожая история случилась при строительстве Большого Каменного моста. На его пути стоял совсем еще новый пятиэтажный жилой дом, включавший четыре подъезда. Никто не хотел его сносить. Но прежде чем перевозить здание, его требовалось поднять почти на 2 м. И это при том, что вес постройки составлял внушительные 7,5 тыс. тонны. Однако инженеры снова превзошли себя. Более того, при «переезде» люди продолжали вести привычную жизнь. Вот что писали в «Известиях» 27 сентября 1937 года: «В передвигаемом доме жизнь идет вполне нормально. Действуют телефон, водопровод, электричество, газ». Это оказалось возможным благодаря временной системе коммуникаций и специальным гибким кабелям, которые предварительно подключили к зданию.

Советские инженеры перемещали объекты настолько плавно, что жильцы не всегда сразу это замечали. Так произошло с бывшим Саввинским подворьем, которое теперь находится по адресу Тверская, 6/1. О новом месте жительства люди узнали только наутро, когда проснулись. Им намеренно не озвучивали точные сроки проведения операции, поэтому в назначенный день все были в квартирах и ни о чем не догадывались. Пока жильцы спали — метростроевцы трудились в поте лица. Это сооружение оказалось самым тяжелым из всех, что перевозили ранее: оно весило 23 тыс. тонн. Результат впечатлил всех. Бригада Эммануила Генделя провернула все так ловко, что в одной из квартир уцелела башня из кубиков, которую накануне вечером сложила шестилетняя девочка.

Рельсы, шпалы и домкраты

Чтобы добиться плавности и не повредить здания, требовалось огромное количество рабочих рук и строгое соблюдение технологии, которая к тому моменту мало чем отличалась от метода Аристотеля Фиораванти. Разве что для тяги вместо лошадей теперь использовались гидравлические домкраты и паровые двигатели, а катки и рельсы стали изготавливать из металла. Рабочим нужно было аккуратно отделить здание от фундамента, а затем приподнять его и отправить на новое место. Подготовка к транспортировке домов была очень основательной: на это уходило не меньше полугода, тогда как сама операция занимала от одного до шести дней — в зависимости от расстояния. Всего в довоенной Москве успели передвинуть 23 каменных сооружения.

какое здание передвигали в москве

Чаще всего «переезды» происходили по следующему сценарию. По периметру несущих стен устраивали раму из железных балок — она помогала сохранить хрупкую конструкцию от разрушений. Затем с помощью специальных тросов дом отрезали от фундамента, заранее подставив мощные домкраты. Дальше метростроевцы подготавливали территорию, по которой должен был проехать «переселенец». Они пробивали траншеи, куда на твердое бетонное основание укладывали шпалы, а на них — катки. Установленное на двутавровые балки и окончательно отделенное от фундамента здание могло катиться. Помогали лебедки, которые буксировали его вперед, и домкраты, толкавшие сзади. Со стороны эта конструкция напоминала гигантские сани с десятками полозьев.

Практика, которая возвращается

Постепенно советские инженеры стали выполнять все более сложные задачи, в частности, научились передвигать дома вместе с подвалами. Яркий пример — передвижка здания Моссовета, где теперь находится мэрия. В послевоенные годы денег на осуществление подобных проектов не хватало, поэтому перенос домов пришлось прекратить. Одним из последних место прежней дислокации сменил МХТ имени Чехова. Во время капитальной реконструкции в 1983 году здание театра сначала разделили надвое, а затем отодвинули одну из частей вглубь квартала. Этот прием позволил расширить сценическое пространство и установить новые механизмы для сценических эффектов. С тех пор практика передвижек ушла в прошлое: сегодня здания куда проще разрушить.

какое здание передвигали в москве

По словам экспертов, дело — в изменившихся реалиях: подготовка к «переезду» занимает не меньше полугода, а расширить дорогу иногда требуется за месяц. И все же некоторые архитекторы считают, что в отдельных случаях технологию передвижек стоит использовать. Например, когда дело касается исторических сооружений. Первый за последние 40 лет подобный проект недавно начали реализовывать на Складочной улице за Савеловским вокзалом. Застройщик передвинул водонапорную башню XIX века на расстояние более 100 м ради ее сохранения. В ближайшее время такая же участь ждет фасады двух корпусов бывшего компрессорного завода «Борец». Их хотят интегрировать в новый комплекс технопарка и использовать в качестве офисных помещений.

Источник

Московские передвижки: куда и как переносили многоэтажки

какое здание передвигали в москве

Что объединяет Саввинское подворье, здание московской Мэрии, древнеегипетские храмы и колокольню XV века? Они все были передвинуты на новое место силой мысли. Инженерной, конечно. Вот что думают об этом современные архитекторы.

Рубен Аракелян, архитектор, сокуратор Московской биеннале архитектуры, руководитель архитектурного бюро WALL:

— В этой теме два аспекта: психологический и технологический. Психологически сам факт передвижения огромного здания вызывает недоумение. Люди не понимают, как можно перенести многоэтажный дом весом в 20 тысяч тонн на новое место. Но тем, кто разбирается в инженерии, это не кажется чем-то невероятным.

Технология сложна, но она вполне определённая. На уровне фундамента, где будет производиться срез, дом обрамляют жёсткой рамой. Её закрепляют промежуточными диагональными связями. Затем дом срезают с фундамента, подставляют домкраты, которые медленно поднимают здание. После этого под него подкладывают рельсы и катки и начинают медленно двигать. Подготовка занимает от полугода до года, а непосредственно перемещение — от одного до пяти-шести дней, в зависимости от расстояния.

Борис Пастернак, архитектор, градостроитель, заместитель председателя научно-методического совета при Мосгорнаследии:

— Технологию передвижения скорее можно назвать архаичной, чем современной. Она очень напоминала то, как строились египетские пирамиды. Было задействовано огромное количество человеческих ресурсов. Безусловно, это явление советской эпохи, связанное с характером экономических отношений и социальной обстановкой, которые тогда существовали.

Первый дом — не комом. Дом на Каланчёвской улице

«Здание связано в трёх местах поперёк стен железными связями; в окнах и дверях вставлены распорки. Для уменьшения тяжести здания штукатурка отбита, сняты все перегородки, двери и пол также вынуты. Внизу над фундаментом во всех стенах здания пробиты отверстия, в которые вставлены рельсы, связанные между собою соединениями и образующие неподвижную раму. Под раму подложены будут катки, и при помощи домкратов и воротов здание будет передвигаться далее по площади, сложенной из рельсов, на протяжении 20 сажен…» (Осип Федорович, журнал «Нива» за 1898 год).

За несколько дней дом весом 1840 тонн переместили на 100 метров западнее и поставили на новый фундамент. Он и сейчас стоит по адресу: Каланчёвская улица, дом 32/61.

Инженер был настолько уверен в результате, что поручил своей дочери сообщить прохожим о передвижении дома. Она должна была громко крикнуть: «Внимание-внимание, дом в движении!»

Больше передвижек, хороших и разных!

Эпоха передвижек началась после утверждения Генерального плана реконструкции Москвы в 1935 году. Он предполагал расширение существующих магистралей и прокладку новых. На карте города появились так называемые красные линии. Все здания, которые выходят за них, — под снос. Но, в силу разных обстоятельств, некоторые уцелели. От магистралей, ведущих в светлое коммунистическое будущее, их просто отодвинули. В 1936 году создают контору по перемещению домов, в которую набирают специалистов из Метростроя. Впоследствии контору переименовали в Трест по разборке и перемещению зданий. Главным инженером треста был назначен Эммануил Гендель, ранее руководивший укреплением фундаментов зданий вблизи линий метро.

Эммануил Матвеевич Гендель (1903–1994) — советский инженер-строитель, крупнейший специалист по передвижке и выпрямлению зданий, технолог реставрационных работ. Самые известные проекты — передвижение домов на Тверской, выпрямление минаретов в Самарканде, колоколен в Ярославле и Больших Вязёмах.

Дом мосту не помеха. Дом на Садовнической

Первым масштабным проектом треста стала передвижка дома на улице Осипенко (сейчас улица Садовническая) в 1937 году. Г-образный дом мешал строительству нового Краснохолмского моста. Гендель решил разрезать дом на две части, короткую оставить на месте, а длинную перенести и развернуть на 19 градусов. При передвижке жильцов не отселяли, более того — с помощью кабелей и эластичных труб поддерживали работу всех коммуникаций: водопровода, канализации, электроснабжения, телефона и радио. Здание передвигали на катках, которые ехали по 37 рельсам. Затем части дома снова соединили. Так он простоял до 1967 года, пока не был разрушен взрывом бытового газа. Одна часть сохранилась, а на месте другой сейчас современное стеклянное здание.

«При реализации генерального плана 1935 года и расширении отдельных городских магистралей был передвинут ряд зданий, большая часть из которых обладает историко-архитектурной ценностью. Поэтому их передвижение, в том числе с изменением ориентации, было связано с желанием сохранить эти здания», — рассказывает Борис Пастернак.

Масштабные передвижки в советской Москве были связаны не с гонкой инженерных амбиций США и СССР, а с объективными причинами

Операции во время операции

В мае 1940 года с улицы Горького (сейчас Тверская) переехала Московская центральная глазная больница. Здание весом 13 тысяч тонн предстояло не только убрать с центральной улицы, но и развернуть фасадом в переулок, а затем водрузить на заранее отстроенный цокольный этаж.

Потомки Эммануила Генделя вспоминают, что инженер был настолько уверен в результате, что поручил своей дочери сообщить прохожим о передвижении дома. Она должна была громко крикнуть: «Внимание-внимание, дом в движении!»

Больница до сих пор принимает пациентов по адресу: Мамоновский переулок, дом 7.

какое здание передвигали в москве

Здание Моссовета

Настоящим вызовом тресту стал перенос здания Моссовета. Во-первых, оно сложной формы, поэтому нагрузка по фронту здания при движении распределялась неравномерно. Во-вторых, первый этаж бывшего генерал-губернаторского дворца представляет собой бальный зал — большое пространство без несущих конструкций. В-третьих, сверху поступило указание переносить здание вместе с подвалом — там хранились важные государственные документы. И по уже наметившейся традиции здание решили двигать вместе с людьми и без отключения коммуникаций.

Есть сведения, что некоторые сотрудники треста спешно уволились, когда узнали об условиях, на которых решено было двигать дом Моссовета. Их можно понять: виновников погребения под грудой камней партийной номенклатуры ничего хорошего ждать не могло. Но Гендель и большая часть сотрудников треста были уверены в успехе. Чтобы передвинуть здание вместе с подвалом, вокруг вырыли котлован и все операции — срез с фундамента и передвижение — проходили на четырёхметровой глубине. В целом переезд прошёл успешно, но часть стен и перекрытий пошли трещинами. Впоследствии при реконструкции в дом пришлось встраивать 24 металлические колонны. Сейчас на Тверской, 13 располагается московская Мэрия.

какое здание передвигали в москве

Саввинское подворье

Подворье было построено в 1907 году во владении Саввино-Сторожевского монастыря как доходный дом. В советское время здесь располагались коммунальные квартиры.

«Саввинское подворье, с его облицованным разноцветной керамической плиткой фасадом, принадлежит к числу наиболее успешных примеров применения приёмов национально-романтического течения в модерне, сочетавшего современные материалы и конструкции с мотивами древнерусских декоративных традиций» (Уильям Брумфилд. «География стиля модерн в Москве: эстетика в урбанистическом контексте»).

Сложно сказать наверняка, что больше повлияло на решение сохранить подворье — его историческая ценность или какие-то другие причины, но памятник архитектуры уцелел. По уже отработанной технологии дом обрамили, поставили на катки, и ночью 4 ноября 1939 года он поехал со скоростью примерно 10 метров в час.

«Когда было принято решение двигать жилой дом, бывшее Саввинское подворье, подготовку производили под видом реконструкции. Инженерам было понятно, что если жильцы узнают о предстоящем перемещении, возникнет некоторая паника, и они будут препятствовать «новоселью». Дом передвигали ночью, пока все спали. Причём делали настолько плавно, что никто из жильцов этого не заметил», — вспоминает Рубен Аракелян.

Сегодня, чтобы посмотреть памятник архитектуры, надо заглянуть во двор дома 6 на Тверской улице.

Подготовка к передвижению занимает не меньше полугода, а расширить дорогу иногда нужно за месяц. Поэтому сегодня проще дом снести и построить на новом месте

Дом Сытина

В профессиональном плане повезло журналистам газеты «Труд». Её редакция в конце 1970-х располагалась в доме Сытина на улице Горького (Тверской). Репортёрам посчастливилось непосредственно поучаствовать в передвижке. Здание отодвинули в сторону, вдоль Тверской, на 47 метров.

«В пять утра, когда рассвет только намечался над городом, были закончены последние приготовления и дана команда включить компрессоры. Стрелки на приборах показали усилие 170 тонн. Мощные блестящие цилиндры четырёх домкратов упёрлись в стальные балки, на которых покоился готовый к передвижке дом, и он медленно покатился по рельсам вдоль главной улицы Москвы. Со скоростью секундной стрелки вращались толстые стальные катки, и почти незаметно глазу махина здания уплывала в сторону площади Маяковского…» (Газета «Труд». 11 апреля 1979 года. Репортаж Виктора Толстова «Дом отправился в путь»).

какое здание передвигали в москве

МХТ имени А.П. Чехова

Последним значимым событием в эпопее московских передвижек стал переезд МХТ имени Чехова (старого здания МХАТа) в 1983 году во время реконструкции. Здание разрезали по линии занавеса и коробку сцены отодвинули вглубь квартала более чем на 20 метров. В образовавшемся пространстве выстроили новую часть здания. Это позволило усовершенствовать технику сцены.

Театр двигали по уже отработанной технологии Генделя, но он сам при этом не присутствовал. Инженер стал настолько известным специалистом по передвижению, выпрямлению и восстановлению зданий, что его постоянно приглашали в заграничные командировки.

Зарубежный опыт: древнеегипетские храмы, терминалы и маяки

Здания и сооружения переезжали и продолжают переезжать по всему миру. Вот некоторые из них.

Колокольня в Болонье

Первое документально засвидетельствованное перемещение здания было произведено ещё в XV веке в Болонье (Италия). Архитектор и инженер Аристотель Фьораванти перевёз колокольню церкви Санта-Мария-Маджоре, которая мешала строительству нового здания администрации. Колокольню заключили в клетку из мощных деревянных брусьев, чтобы она не пошла трещинами. Башню передвигали на полозьях с помощью системы канатов и блоков. Переехала недалеко, всего на 13 метров, но для того времени это было чудом инженерии. Высота колокольни сопоставима с высотой девятиэтажного дома — 24 метра.

Отель на Кони-Айленде (США)

В апреле 1888 года на Кони-Айленде (полуостров, вывший остров в Бруклине) огромный отель Brighton Beach Hotel переместили на 150 метров вглубь острова. Участок, где стояло деревянное каркасное здание, постоянно размывался океаном, что могло привести к затоплению.

Трёхэтажную постройку длиной 150 метров и весом пять тысяч тонн приподняли на гидравлических домкратах и установили на 112 специальных тележек. Они, в свою очередь, расположились на 24 проложенных под зданием железнодорожных путях. Тянули сооружение шесть небольших паровозов.

Телефонная компания в Индианаполисе (США)

Крупнейшим проектом своего времени стало перемещение в 1930 году в Индианаполисе восьмиэтажного здания, где размещалась штаб-квартира Indiana Bell Telephone Company.

Количество абонентов росло, а с ним и штат компании, поэтому в 1929 году офисное здание решили снести, а на его месте возвести более вместительное. Но в дело вмешался основатель крупнейшей в городе архитектурно-строительной фирмы Курт Воннегут — старший (отец известного американского писателя). Он предложил переместить старый корпус в сторону, таким образом освободив место для постройки дополнительного. Здание весом 11 тысяч тонн сначала подвинули на 15 метров к югу, повернули на 90 градусов и переместили ещё на 30 метров к западу. Операция длилась чуть больше месяца. На протяжении всего этого времени в доме продолжали работать 600 сотрудников, обслуживая 170 000 абонентов. Это стало настоящим прорывом. Именно здесь впервые применили гибкие коммуникации, которыми впоследствии пользовались и советские инженеры-«передвижники». Входили и выходили сотрудники компании по подвижному мосту.

Древнеегипетские храмы

Грандиозные храмы были высечены в скале Абу-Симбел ещё в XIII веке до нашей эры. Они просуществовали 33 столетия, пока в 1960-х египетские власти не построили плотину на реке Нил. Кстати, им помогали советские специалисты. Воды искусственного озера стремительно приближались к храмам и вскоре полностью затопили бы памятники. Программу спасения возглавили ЮНЕСКО и правительство Египта. Деньги — порядка 80 миллионов долларов — собирали по всему миру. В 1964–1968 годах храмы распилили на огромные блоки и перенесли на 65 метров выше, на скалу, и на 200 метров дальше от кромки воды. На новом месте памятники собрали заново и скрепили цементом. Позади них возвели опорные конструкции из бетона, вместо скалы, из которой были вырезаны храмы.

В XXI веке

В 2000 году в штате Северная Каролина (США) перенесли кирпичный маяк высотой 59 метров и весом около четырёх тысяч тонн. Расстояние в 870 метров сооружение преодолело на специальной рельсовой платформе.

В 2001 году в штате Нью-Джерси перенесли здание старого терминала аэропорта весом около семи тысяч тонн.

В 2007 году в Германии каменную церковь XIV века перевезли на 12 километров. Дело в том, что старинная постройка мешала разработке месторождения угля. Её поставили на колёсную платформу и отправили в соседнюю деревню.

В апреле 2013 года в Баку на 10 метров перенесли дом весом 18 тысяч тонн. Здание постройки 1908 года стало первым перемещённым строением в Азербайджане.

Москва не сразу строилась…

…и продолжает разрастаться. Но практика передвижек ушла в прошлое, и теперь маячит где-то на периферии сознания, рядом с пятилетками, стахановцами и кукурузой. Но говорят, что история всегда повторяется. Возможно ли, что здания в столице снова «поедут»?

Так на это вопрос отвечает Борис Пастернак: «С точки зрения технологической, в наше время эти работы можно было бы проводить с ещё большей эффективностью. Но сегодня сложно представить, что кто-то будет планировать такую работу. Во-первых, это связано с восприятием исторического наследия. Ведь старинные здания интересны именно на своем историческом месте. Когда они передвигаются, воссоздаются или видоизменяются, теряется их подлинность. Во-вторых, технологии шагнули вперёд настолько, что передвижение в том виде, в котором оно происходило, выглядит чем-то архаичным.

Новое строительство и развитие инфраструктуры должны учитывать старинные элементы, которые делают городскую структуру более разнообразной и интересной. В то же время новое строительство должно учитывать будущее, те реалии, которые ждут нас лет через 25».

Рубен Аракелян: «На мой взгляд, масштабные передвижки в советской Москве были связаны не с гонкой инженерных амбиций США и СССР, а с объективными причинами. Город уже не удовлетворял потребности быстро растущего населения и по плану реконструкции 1935 года основные магистрали расширяли. Сегодня Москва, как и другие мегаполисы, развивается ещё быстрее: происходит миграция, увеличивается плотность населения, возрастает количество автомобилей. Но строительные технологии колоссально продвинулись и возросли требования к условиям и скорости реконструкции городских магистралей. Подготовка к передвижению занимает не меньше полугода, а расширить дорогу иногда нужно за месяц. Поэтому сегодня проще дом снести и построить на новом месте.

В то же время мы помним множество скандалов, связанных со сносом исторических зданий. На мой взгляд, чтобы избежать возмущения общественности, в отдельных случаях практику передвижения домов можно возобновить».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *