какое здание изображено на столичной водке

Столичной — 80 лет

какое здание изображено на столичной водке

какое здание изображено на столичной водке

Давайте сегодня махнём в 1938-ой год. Хорошо, что мы на машине времени, а то ведь могли и на лесоповал отправить, особо не вникая.

Ну да речь сегодня не об этом. Далее кратко о создании Столичной и ее судьбе, по материалам Википедии.

В 1938 году в СССР была зарегистрирована рецептура и товарный знак водки «Столичная». Выпускаться водка начала лишь через несколько лет, в 1941 году первая бутылка «Столичной» была выпущена в блокадном Ленинграде. Разработки велись очень тщательно под контролем Анастаса Микояна, курировавшего в те годы торговлю и пищевую промышленность. Достаточно сказать, что этикетку водки «Столичная» согласовывали с высшим руководством страны. Идея создания водки «Столичная» воплотилась в конкретном продукте спустя три года.

С 1971 года водка начала продаваться в США. Права на дистрибуцию водки получила американская компания PepsiCo в обмен на право строительства завода по производству газированных напитков в Новороссийске. В Америке получила устойчивое название Stoli.
Деятельность, связанную с поставками за рубеж водки «Столичная», осуществляло начиная с конца 60-х годов XX века Внешнеторговое объединение «Союзплодоимпорт». В 1969 году Внешнеторговое объединение «Союзплодоимпорт» зарегистрировало права на товарный знак «Stolichnaya» под которым водка «Столичная» производилась и вывозилась за рубеж.

какое здание изображено на столичной водке

какое здание изображено на столичной водке

какое здание изображено на столичной водке

Настоящий «звездный час» для бренда «Столичная» наступил в 70-х. Именно в те годы началась масштабная компания по продвижению русской водки в США под лозунгом: Only vodka from Russia is genuine Russian vodka! (Только водка из России – настоящая русская водка»). Эта компания вошла в историю мирового маркетинга, как одна из наиболее агрессивных и успешных. Stoli, как называли водку «Столичная» американцы, стала одним из символов России, известных во всем мире. Именно благодаря водке «Столичная» впервые «настоящая русская водка» возглавила самый престижный рейтинг мировых алкогольных брендов — 100 International Top Spirits Brands. Экспорт водки «Столичная» приносил СССР миллиардные прибыли.

В те годы на родине одна из самых известных русских водок по-прежнему пользовалась популярностью. Водка «Столичная», особенно, в экспортном исполнении, была достойным украшением любого праздничного стола. В годы дефицита ее доставали «по знакомству», дарили уважаемому человеку в знак благодарности.

какое здание изображено на столичной водке

После акционирования предприятия ВВО «Союзплодоимпорт», которое владело торговой маркой, в 1991 году знаки переходят к ВАО «Союзплодоимпорт» на основании правопреемства.

В 1997 году бизнесмен Юрий Шефлер учредил ЗАО «Союзплодимпорт» и выкупил «Столичную» и другие знаки у ВАО «Союзплодоимпорт» за 300 тыс. долларов США.

Через два года, в 1999 году, ЗАО «Союзплодимпорт» продало марку «Столичная» голландской компании «Spirit International», входящей в группу S.P.I., за 800 тыс. долларов США.

В следующем году право на реализацию «Столичной» на территории США купила британская компания «Allied Domecq».

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в 2001 году признал передачу знаков от ВВО к ВАО недействительной, Роспатент перерегистрировал знаки на государство в лице Минсельхоза РФ. В 2002 году Минсельхоз учредил федеральное казенное предприятие «Союзплодоимпорт», и распоряжением премьер-министра Михаила Касьянова права на использование марки «Столичная» перешли к созданному ФКП «Союзплодоимпорт».

С 2002 года за рубежом постоянно идут судебные процессы по возвращению марки «Столичная» и ещё нескольких известных водочных брендов под контроль федерального казенного предприятия Союзплодоимпорт.Апелляционный суд США отменил решение, по которому российская госкомпания «Союзплодоимпорт» не может оспаривать право на водочный бренд Stolichnaya у SPI Group Юрия Шефлера. Тяжбы между сторонами длятся более десяти лет

Этикетка выполнена в красных и золотистых тонах на белом фоне. На этикетке изображена гостиница «Москва», которая была построена за три года до регистрации марки. Поверх изображения гостиницы курсивом буквами латинского алфавита из нижнего левого в верхний правый угол идёт надпись Stolichnaya vodka.

Дизайн этикетки разработан Владимиром Яковлевым, сотрудником комбината «Союзпродоформление».Существует легенда о том, что автором рисунка, помещенного на этикетку, был художник Андрей Иогансон. Правдоподобность этой версии отстаивает сын художника, Игорь Иогансон. Но за истинность основной версии выступает, например, старейший сотрудник комбината «Союзпродоформление» художник Б. Н. Сенновский.

Принимается также версия, по которой оба художника могли быть авторами дизайна этикетки

Более трагична судьба самой гостиницы «Москва», которая изображена на этикетке. К большому счастью, был там и на детской Елке, и в 1994-ом году, в уже более зрелом возрасте. Запомнилось оформление залов и аура.

К большому сожалению, новодел лишён ауры — от слова совсем. С моей точки зрения — здание без души. И даже вид из «Гудмана» не может компенсировать утрату ауры.

«Московские градозащитники делали попытки сохранить историческое здание гостиницы, однако безуспешно. После его сноса в 2004-ом году открылся красивый вид на Кремль и окружающую его застройку, что вновь заставило специалистов говорить об отмене проекта. Появилось предложение разбить общественный парк на этом месте, мотивированное, в том числе, повышением туристической привлекательности центра города — однако московские власти, будучи соинвесторами строительства, не пошли на это.

Проект нового здания на месте разрушенной гостиницы разработан архитектором ГУП «Моспроект-2 имени М. В. Посохина» В. В. Колосницыным.Заказчиком реконструкции является ОАО «Декмос» (51 % которого принадлежит американской компании Decorum Corp., 49 % — правительству Москвы), который должен был построить новое здание отеля к середине 2008 года, вложив более 800 млн долларов США. Генеральный подрядчик строительства — ЗАО «Штрабаг» (российское представительство австрийского строительного концерна Strabag SE).Торговой частью здания управляет компания Sawatzky.

Общая площадь комплекса составляет 183 000 м². Помимо гостиничных номеров и апартаментов, в комплекс вошли офисы, торговые площади и конгресс-центр. Одна из башен получила дополнительные окна, которые отсутствовали у старой версии из-за своего положения. В 2013 году здание было введено в эксплуатацию.

В ходе реконструкции неустановленные лица украли более 87 млн долларов из выделенных городом на строительство. По мнению профессора МАРХИ Вячеслава Глазычева, целью реконструкции и было воровство, так как никакой особой потребности в сносе гостиницы, построенной в начале 1930-х годов, не было.

В 2009 году Сулейман Керимов приобрёл долю 25,5 % в компании «Декмос» В 2015 году гостиница перешла под контроль Алексея и Юрия Хотиных»

Источник

История водки Столичная

Столичная — это один из самых известных в мире водочных брендов. Мало того, это одна из старейших водок на российском рынке.

Как ни странно, но эта простая, с виду, водка очень популярна за границей. Доказательством тому служит тот факт, что именно она удерживает лидерские позиции по экспорту. Да и первой российской водкой, которую стали продавать в США, была именно Столичная.

какое здание изображено на столичной водке

Можно сказать, что Столичная — это не просто водка, это еще и история.

Дата создания водки

Что следует сказать сразу, это то, что точный год создания водки не известен. По документам и другим источникам можно насчитать целых шесть (!) дат, которые еще и растянуты на 15 лет: с 138 по 1953 годы. Что любопытно, но вот рецептура в тех же разных источниках фактически идентична. Так что есть что-то, в чем сомневаться не стоит. Мало того, точно известен даже автор рецепта этой водки — В.Г.Свирида. Справедливости ради отметим, что большинство склоняется все же к тому, что создана эта водка была в 1944 году. Конечно, очень «романтично» будет звучать легенда о том, что эта водка впервые появилась в блокадном Ленинграде.

какое здание изображено на столичной водке

Но вот другая знаковая дата для Столичной остается без сомнений точной: 1954 год, водка Столичная на слепой дегустации побеждает знаменитую марку «Смирноф».

Еще одна запутанная история

Раз уж мы начали разговор о неточностях в истории Столичной, то расскажем и еще одну: про рисунок, помещенный на этикетку Столичной. Авторство до сих пор точно не установлено. В этой истории фигурируют две фамилии: Иогансон и Яковлев. При этом первая фамилия употребляется вкупе с такими сочетаниями, как «рассказывают», «вроде бы», «поговаривают» и так далее. При этом говорится о том, что Иогансон нарисовал картинку буквально за несколько минут, сидя за столиком в кафе. Кстати, это вполне возможно, так как здание гостиницы «Москва», изображенное на этикетке, в том ракурсе открывалось с угла улиц Горького и проспекта Маркса (ныне — Тверская и Моховая). Именно там находилось известное кафе при гостинице «Националь». Но эту версию распространял преимущественно сын художника.

В авторстве же Яковлева никто не сомневается. Но, знаете, над этикеткой же могли работать и оба художника — это вполне нормальная практика и в те годы. Но все же версия с Иогансоном менее вероятно, так как он был тогда молодым, не очень известным художником, которому вряд ли бы поручили столь ответственное задание.

Что важно, что даже при всей своей кажущейся неброскости, в те годы этикетка все же выглядела эффектно.

какое здание изображено на столичной водке

Но вот, что любопытно: изначальный красивый, эффектный вариант тиражировать в большом количестве можно было только при наличии качественной печати, которой, как вы понимаете, в послевоенное время не имелось. Так что этикетку принялись упрощать: убрали некоторые архитектурные элементы здания на ней, уменьшили количество оттенков серого, в итоге узнаваемость здания исчезла. Многие потребители даже говорили, что они видят на этикетке какое-то промышленное здание.

Чуть позже и изменился шрифт: стал менее витиеватым, упростился, появилась «тень». Но все же этикетка осталась запоминающейся. Кстати, до 90-х это была единственная водка, на этикетке которой был рисунок.

Экспорт Столичной

какое здание изображено на столичной водке

Точной даты начала экспорта (если не считать США) нет, известно, что начался он в начале 60-х. Дистрибьютором в США стала небезызвестная компания «Пепси Ко». Тогда же появился и первый слоган: «Только водка из России — настоящая русская водка». Тогда же было запатентовано и название, и слоган.

При поставке водки на экспорт немного видоизменили и этикетку, но не существенно. Изменили написание названия с кириллицы на латиницу. Также появилась надпись, советовавшая охладить напиток перед употреблением, и эмблема «Продинторга». Добавилось немного «золота» и надпись «Russian Vodka». Ну, и также стали размещать «медали» — упоминания о наградах Столичной.

какое здание изображено на столичной водке

Дальнейшая история

До 1944 года товарный знак «Столичная» принадлежал объединению «Союзплодоимпорт». До определенного момента оно отлично справлялось с раскруткой марки и в России, и во всем мире. Но после распада СССР произошла беда: государство решила избавиться от такой монополии, позволив всем, кому не лень, разливать водку под маркой «Столичная».

Это была катастрофа, так как пострадали все: производитель, государство и даже потребители, которые неожиданно получили продукт значительно более низкого качества. Тогда-то на ситуацию обратили внимание «сверху», и было решено, что у «Столичной» будет все же один хозяин. Товарный знак возвращается в «Союзплодоимпорт», который к тому моменту стал уже закрытым акционерным обществом.

какое здание изображено на столичной водке

Правда, потом тоже началась неразбериха, так как в 1999 году ЗАО «Союзплодимпорт» продало марку «Столичная» голландской компании Spirit International. Далее последовали многие компании на территории других стран, которые получили право на продажу этой водки: Allied Domecq, Pernod Ricard. Это вызвало неразбериху, поэтому некоторые компании потом стали отказываться от продажи Столичной, а тот же Pernod Ricard решил заняться другим водочным брендом — водкой Абсолют. В итоге только к 2008 году ситуация более или менее исправилась.

Но до сих пор в разных странах идут суды: производители спорят за право выпускать продукцию под товарным знаком «Столичная». Особенно сложные споры ведутся с США.

какое здание изображено на столичной водке

Что касается России

То тут тоже были споры с перекупкой бренда, в которых сложно разобраться. Сначала бренд продали компании «Алкомир», которая не справилась с объемами, товарный знак передавался другим компаниям, а с 2011 года право дистрибутировать водку «Столичная» в России перешло к компании «Росспиртпром».

Купить водку Столичная вы можете в магазине WineStreet.

Другие статьи из рубрики «Водочный гид»

Финляндия славится своим алкоголем, а в частности водкой! И даже игнорируя факт, что родоначальница водки – Россия, а в стране создавшей алкоголь, он считается лучшим, Финляндия не уступает по качеству этого продукта (хотя мы все же за отечественных производителей, патриотизм, знаете ли).

Мы привыкли считать водку одним из самых недорогих алкогольных напитков. Оно и понятно: с нашим-то, российским, ассортиментом. Все-таки, как-никак, один из самых популярных в России напитков (кстати, не только в России), поэтому просто необходимо, чтобы он был доступен любому. Там уже, понятное дело, идет вопрос о качестве, но мы его не будем сейчас касаться. А знаете ли вы, что водка может дать фору многим элитным напиткам? Нет? Мы сейчас это докажем. Как? Расскажем о самой дорогой в мире водке.

Водку Белое Золото выпускает компания с одноименным названием, являющаяся одной из ведущих на российском водочном рынке. Помимо нее в ассортименте данной компании немало других водок, которые, правда, все же менее известны, чем ведущий бренд (водка Белое Золото). Например, Гжелка, Белый барс, Калужская, Олигарх. Все же именно Белое Золото занимает лидирующие позиции.

Источник

Водка Столичная (Stolichnaya) – история и виды легендарной марки

какое здание изображено на столичной водке

«Столичная» – самая известная из российских водок. Хотя её производят с первой половины XX века, существует немало взаимоисключающих версий появления бренда. В разных авторитетных источниках, включая мемуары, указано 6 дат создания водки, в диапазоне между 1938 и 1953 годом. Два крупнейших ликёроводочных предприятия: Московский завод «Кристалл» и Санкт-Петербургский «Ливиз», – спорили о том, где впервые была выпущена «Столичная». В 2005 году сотрудники Роспатента провели расследование, чтобы выяснить историю марки.

История водки «Столичная»

В 1923 году советское правительство отменило Сухой закон, но на этикетках почти всей водки, выпускавшейся на разных ЛВЗ вплоть до 1938 года, было лаконично напечатано: «Водка».

В 1938 году в Москве открылась знаменитая гостиница «Москва» – настоящее чудо архитектуры, на долгие годы ставшее одним из символов города. Тогда же 32-летний сотрудник «Главликёрводки» Виктор Григорьевич Свирида создал рецепт новой водки. Напиток предстояло изготавливать на основе зернового спирта высокой степени очистки, отфильтрованного и обработанного активированным углём.

У историков нет единого мнения о том, кто автор знаменитой этикетки водки «Столичная». Называют двух художников, работавших в то время на комбинате «Союзпродоформление»: В. М. Яковлева и А. Б. Иогансона. Судя по ракурсу, с которого изображена гостиница «Москва», художник рисовал за столиком популярного у московской богемы кафе при гостинице «Националь» (на углу Моховой и Тверской). Рисунок наискосок пересекала каллиграфическая надпись с вензелями. В конце XX века Т. Хайн в книге «Всё об упаковке» назвал этикетку «Столичной» образцовой.

какое здание изображено на столичной водкеПервая версия этикетки

По неизвестной причине экспериментальную партию «Столичной» впервые выпустили только в феврале 1941 года на Ленинградском ЛВЗ. Тогда как раз на предприятие в качестве представителя главка приехал В. Г. Свирида, чтобы помочь с запуском одной из первых в СССР машин для мойки бутылок.

Производство водки прервалось с началом Великой Отечественной войны. На ЛВЗ по бутылкам разливали «коктейль Молотова», а спирт для нужд фронта поставляли в бочках. В 1944 году, после снятия блокады, В. Г. Свирида вновь отправился на Ленинградский ЛВЗ, где восстановили выпуск «Столичной». С 1953 года технолог работал на заводе «Кристалл», на котором также начали производить уже полюбившуюся потребителям водку.

Строгая и эффектная этикетка «Столичной» надолго обогнала своё время. В СССР просто не было типографского оборудования, позволявшего печать рисунка со всеми подробностями и оттенками серого цвета. Получалось что-то упрощённое и блеклое, так что, судя по результатам опроса, даже в 1966 году многие потребители предполагали, что на этикетке водки «Столичная», изображён элеватор или здание Московского ЛВЗ.

Международное признание «Столичной»

В 1954 году наступил звёздный час «Столичной» По результатам слепого тестирования напиток победил водку Smirnoff, в то время самую популярную в США. Четыре года спустя «Столичная» завоевала золотую медаль на международной выставке в Брюсселе.

С 1969 года экспортом водки занималось ВТО «Союзплодоимпорт». Через 3 года было заключено историческое соглашение между правительством СССР и руководством компании PepsiCo. Американская фирма обязалась построить в Новороссийске завод по производству «Пепси-колы» и получала эксклюзивные дистрибьюторские права на продажу в США «Столичной». ВТО «Союзплодоимпорт» запатентовало торговую марку водки, этикетку и рекламный девиз: Only vodka from Russia is genuine Russian vodka («Только водка из России — настоящая русская водка»). Этикетку экспортной водки сделали более яркой, добавили «позолоты».

какое здание изображено на столичной водкеЭкспортная этикетка

Вплоть до 1979 года объём экспорта «Столичной», произведённой в Москве, Ленинграде и Куйбышеве, составлял более 20 миллионов литров, а годовой оборот доходил до 5–6 миллиардов долларов. В Западной Европе продажей занималась совместная компания «Плодимекс», 51% акций которой владело ВТО «Союзплодоимпорт», а 49% западногерманская фирма Simex.

Но конкуренты не сидели сложа руки. Ввод советских войск в Афганистан в 1979 году послужил поводом для начала всеамериканской акции по отказу от советской водки. Её перестали приобретать рестораны, из-за чего продажи снизились вдвое. В начале 90-х годов «Столичную» практически вытеснили с американского рынка Smirnoff и шведская водка Absolut.

какое здание изображено на столичной водкеФорма бутылки и некоторые штрихи этикетки менялись

Крах и возрождение легендарного бренда

Конец XX века – печальная страница в истории водки «Столичная». В 1991 году Госпатент СССР аннулировал товарный знак «Столичная». Теперь это слово означало название товара. Знаменитую водку стали делать все кому не лень (только на территории России – 150 ЛВЗ), о качестве напитка не было и речи.

Спустя 6 лет бизнесмен Юрий Шефлер основал ЗАО «Союзплодимпорт» и буквально за копейки приобрёл права на «Столичную», причём закрепил их в 150 странах. Затем в 1999 году права купила фирма Spirit International, которая входит в принадлежащую тому же бизнесмену группу компаний SPI Group. В 2006 году международное агентство Impact Databank оценивало стоимость этого бренда «Столичная» в 2 млрд. долларов и считало его третьим по стоимости после водки Smirnoff и рома Bacardi.

В 2000 году Счётная палата обнаружила нарушения в отчуждении у государства марки «Столичная». К тому времени право на реализацию «Столичной» в США было продано британской фирме Allied Domecq.

Борьба с попеременным успехом до сих пор ведётся по всему миру. В частности, Россия вернула себе права на «Столичную» в Нидерландах, Болгарии, Румынии, Венесуэлле, Словакии, Бразилии. Концерн Pernod Ricard, который приобрёл компанию Allied Domecq и немало средств вложил в рекламу «Столичной», в 2008 году добровольно отказался от лицензии на дистрибуцию этой водки в США и других странах.

какое здание изображено на столичной водкеСовременный вид классической Столичной от завода Кристалл

Проблема в том, что непотопляемая SPI Group зарегистрировала в США торговую марку Stoli и продаёт водку, произведённую в Латвии из российского спирта. Всё делается для того, чтобы американские потребители не видели разницы между Stoli и Stolichnaya. В рекламе водки, которую продаёт S. P. I. Group, снимались создатель «Плейбоя» Хью Хефнер, актриса Джулия Стайлс, один из основателей Twitter Биз Стоун.

какое здание изображено на столичной водкеStoli от S. P. I. Group, этикетка очень похожа на классическую Столичную

Однако и продажи оригинальной «Столичной» неуклонно возрастают. Только в США экспортируется более 15 миллионов литров водки в год.

Вернув государству права на марку «Столичная» в России, ФКП «Союзплодоимпорт» приступило к поиску производителей, способных обеспечить достойное качество водки. До 2004 года лицензии на изготовление «Столичной» получило около 20 компаний. Но впоследствии ФКП не продлило эти лицензии, и сейчас напиток вновь выпускает АО «Московский завод «Кристалл».

По объёму продаж «Столичная» занимает 8-е место среди интернациональных брендов и 13-е – среди водок.

Награды водки «Столичная»

В XXI веке «Столичная» отмечена наградами:

Виды водки «Столичная»

Московский завод «Кристалл» производит 2 разновидности водки «Столичная» крепостью 40%:

Как отличить настоящую «Столичную» от подделки

Признаки настоящей «Столичной», произведённой на Московском заводе «Кристалл»:

Источник

Часть I. Иcтория создания брэнда СТОЛИЧНАЯ (Stolichnaya)

Stolichnaya уверенно лидирует среди российских водок, поставляемых на экспорт. Прозванная любителями Stoli, эта водка заработала безупречную репутацию благодаря высокому качеству используемых в ней ингредиентов, оптимальному процессу очистки и тонкой фильтрации. После тщательной перегонки и последующей четырехкратной фильтрации, Stolichnaya приобретает свой мягкий бархатистый вкус, благодаря которому она и завоевала множество поклонников во всем мире. Эта водка, родившаяся и взращенная в Москве, стала частью исторического наследия России. Первая русская премиальная водка, которую начали продавать в США – Stolichnaya – стала и международным лидером.

Ситуация с годом создания водки «Столичная» не очевидна. В разных источниках встречалось шесть (!) дат создания водки «Столичная», растянутых в пятнадцатилетнем промежутке: 1938, 1941, 1944, 1948, 1951 и 1953 годы.

Сообщаемые же в разных источниках рецептура и технология «Столичной», по сути, одинаковы.

Для изготовления используется этиловый спирт из зернового сырья высшей очистки, подвергаемый длительной обработке активированным углем и специальной фильтрации. Для смягчения вкуса добавляется небольшое количество сахара (0,2 г на 100 мл). Автор рецептуры называется один — Виктор Григорьевич Свирида. Так, 1938 год называется в документе Палаты по патентным спорам Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент), составленном в 2005 году в результате исследований, проведенных для выяснения спора о принадлежности товарного знака (бренда) «Столичная Stolichnaya».

В документе Палаты по патентным спорам есть интересные утверждения: «Этикетка водки «Stolichnaya Столичная» была разработана в 1938 году, и с 1941–1942 водка «Stolichnaya Столичная» выпускалась на ликеро-водочных заводах СССР с единой этикеткой и под единым названием». «Самое раннее из содержащихся в архивах подтверждение о производстве водки «Stolichnaya Столичная» относится к 1948 году». Встречающиеся годы создания — 1941 и 1948 — явно имеют «корни», тянущиеся из этого документа. 1951 год в просмотренных источниках встречался лишь один раз 1953 год упомянут лишь на сайте завода «Кристалл», где об истории завода сказано следующее: «В 1953 году на заводе была создана знаменитая водка «Столичная». Ее автором был винокур экстра-класса В.Г. Свирида.

Казалось бы, официальный документ Палаты по патентным спорам, который называет годом создания 1938-й, исключает всякие споры в сроке появления водки «Столичная». Между тем в том документе есть нечто такое, что не позволяет безоговорочно принять 1938-й как год создания этого сейчас широко известного в мире алкогольного напитка. Да и вообще, наличие множества дат подталкивает к проведению «расследования», воспользовавшись общедоступными источниками. Создание «Столичной» в 1938 году противоречит распространенному мнению, что «Московская особая» старше «Столичной».

Достаточно странно, что продукт, созданный в 1938-м, начал изготавливаться на предприятиях ликеро-водочной отрасли только спустя 2,5–3 года. При этом отмечается, что имеются подтверждения производства лишь 1948 года. На чем тогда основана предыдущая информация? Из приведенных в документе ссылок лишь справка ВНИИ пищевой биотехнологии от 16 апреля 1991 года могла дать такие сведения.

Но вот что сообщали специалисты того же института (тогда он назывался НИИ спиртовой и ликеро-водочной промышленности) 34 года ранее. В советской стране перед всякой знаменательной датой было принято рапортовать о достижениях. Так, в № 7 за 1957 год журнала «Спиртовая промышленность» сотрудники НИИ В. Арефьев и Я. Фаерштерн, сообщая о победах отечественной ликеро-водочной промышленности за 40 лет советской власти, среди довоенных остижений называют только один сорт водки «Московская особая». Отмечая послевоенные успехи, статья сообщает о значительном увеличении ассортимента выпускаемой продукции и указывает, что среди «новых изделий, освоенных в эти годы, такие оригинальные высококачественные изделия, как «Столичная водка», «Украинская горилка»…».
Почему «Московская особая» заслужила отдельного абзаца, а «Столичная» — только упоминания в перечислении, пусть и на первом месте, догадаться не трудно. В то время «Московская» уже получила международное признание — золотую медаль на международной выставке в Берне в 1954 году, а аналогичную медаль, первую свою награду, «Столичная» получит только через год — в 1958-м. Вызывает сомнение начало освоения выпуска «Столичной» в 1941–1942 годах и по другой причине.

Выпуск новой водочной продукции, да еще «с единой этикеткой», начиная с июня 1941 года наверняка не мог быть животрепещущей проблемой для народного хозяйства. В упомянутой выше «юбилейной» статье говорится, что из-за острейшей нехватки бутылок в годы войны 90% водки разливалось в бочки. В такой таре доставлялась на фронт водка для «боевых 100 грамм». Причем чаще — спирт, который на месте разводился водой. (Кстати, разливать водку в бочки прекратили лишь в 1950 году.) А в сохранившиеся бутылки помещалась более актуальная на тот момент продукция — «коктейль Молотова», чем и были тогда преимущественно заняты разливочные линии оставшихся в тылу ликеро-водочных заводов.
1944 год вызывает некоторые сомнения из-за некоторых фраз, обычно сопровождающих эту дату: «в блокадном Ленинграде», «ленинградец В. Свирида».

Но блокада Ленинграда была окончательно снята 27 января 1944 года. А в 1945 году вышла книга В.Г. Свириды (Автоматические машины для мойки бутылок. — М.: Пищепромиздат, 1945), где под предисловием «от автора» стоит подпись «В.Г. Свирида, Москва, 1944 год». Так что сказать, что Свирида в 1944-м являлся ленинградцем, нельзя. Он был ведущим специалистом «Главликерводки» —главка пищевого Наркомата, курирующего производство водки. Но в 1940 и 1941 годах Виктор Григорьевич периодически наезжал в город на Неве.

Дело в том, что в феврале 41-го в экспериментальном механическом цехе Ленинградского ликеро-водочного завода силами местных инженеров и рабочих была закончена сборка одной из первых двух в СССР машин для мойки бутылок. И Свирида присутствовал там как представитель Главка. При написании книги Виктор Григорьевич, скорее всего, в 1944 году посещал город-герой. Свирида, несомненно, был выдающимся инженером, причем как инженером-механиком — об этом можно судить по ряду его работ об оборудовании, — так и инженером-технологом. Например, в уже упоминавшейся «юбилейной» статье 1957 года говорится: «наряду с ликеро-водочными изделиями на Ярославском спиртоводочном комбинате было освоено производство отечественного виски по схеме, предложенной В.Г. Свиридой».

Итак, В.Г. Свирида, несомненно, высококвалифицированный специалист и талантливый человек, мог создать рецептуру водки «Столичная». Знавшие его люди называли Свириду технологом от Бога. В 1944 году он находился в самом рассвете творческих сил, ему было 38 лет, да и наверняка он истосковался за годы войны по интересной работе.

На заводе «Кристалл» точно знают, какой должна быть русская водка

И в Ленинграде он в том году бывал. Но кто мог дать ему задание на разработку напитка? Городские или партийные власти города на Неве? Навряд ли: Свирида — представитель пусть и «водочного», но Центра, — местным властям не подчинялся. Такое задание Виктор Григорьевич мог получить от своего руководства. Однако зачем тогда создавать водку в Ленинграде, когда в Москве «под рукой» и завод, и НИИ? Ленинград, водку «Столичная», Виктора Свириду и 1944 год может связывать только одно. Задание было получено руководством Ленинградского завода, а оно, скорее, по дружбе обратилось за помощью к заехавшему к ним известному специалисту.

Кто создал этикетку?

С авторством рисунка, помещенного на этикетку «Столичной», дело обстоит также запутанно. Здесь называют двоих: Андрея Борисовича Иогансона и Владимира Михайловича Яковлева. Сообщения, связанные с авторством первого, обычно сопровождаются оговоркой: «рассказывают», «говорят», «вроде бы» и т.п. Единственным конкретным источником такой информации указывается только сын А.Б. Иогансона, скульптор и литератор Игорь Иогансон. Интересна и приписка, подчас сопутствующая сообщениям об авторстве Иогансона, — что он сделал рисунок этикетки за несколько минут, сидя за столиком кафе. Хотя это больше «по-парижски», однако вполне возможно. Здание гостиницы «Москва», а именно это творение архитектора А.В. Щусева изображено на этикетке «Столичной», в том ракурсе можно увидеть лишь с угла улицы Горького и проспекта Маркса (Тверской и Моховой соответственно — в настоящее время). А там располагалось популярное кафе при гостинице «Националь».

Авторство В.М. Яковлева никакими оговорками не сопровождается. Его, например, автором этикетки называет старейший сотрудник комбината «Союзпродоформление» художник Б.Н. Сенновский. Самое интересное, что авторами этикетки «Столичной» могли быть оба художника: и тот и другой много работали над плакатами, рекламирующими пищевую продукцию.

Теоретически этикетка «Столичной» могла появиться в 1938-м, строительство гостиницы «Москва» завершилось как раз в том году. Но тогда, пожалуй, версию с Иогансоном стоит отмести. Вряд ли могли поручить создание этикетки молодому художнику (родился в 1916 году), ничем себя еще не проявившему, разве что обладавшему известной фамилией. Отец Андрея — известнейший советский художник Борис Владимирович Иогансон. А вот Яковлев, будучи на восемь лет старше, мог создать этикетку и в 1938-м, и в послевоенные годы.

Важная находка

Первоначально этикетка при всей неброскости оформления выглядела эффектной. Изображение гостиницы, выполненное в серых тонах, позволяло разглядеть даже некоторые архитектурные элементы здания. Не менее эффектно на этикетке смотрелось название продукции. Надпись наискось, шрифтом, имитирующим написание «от руки», располагалась в две строки.

Характерная заглавная буква «С», перечеркиваемая линией, идущей вниз от верхней завитушки буквы, выполненной в виде спирали. Запоминающейся была и буква «я». Надпись выполнялась в серых тонах, темнее изображения здания, шрифт из-за обводки черной линией казался рельефным. Единственным украшением этикетки была очень узкая красная рамка, с наружной стороны которой шла примерно в четыре раза шире полоса того же цвета, что и шрифт.

Самая важная находка корреспондента PG на обнаруженном если не первом варианте этикетки, то на одном из первых, — это эмблема в левом верхнем углу. На ней горизонтальная надпись, перечеркивающая изображение бутылки: «Главликерводка», а по кругу: «Наркомпищепром СССР». Благодаря этому «открытию» суживается поиск. Дело в том, что 15 марта 1946 года Верховный Совет СССР принял постановление «О преобразовании Совета Народных Комиссаров СССР в Совет Министров СССР».

И все наркоматы стали называться министерствами. Таким образом, этикетка «Столичной» была создана не позднее середины марта 1946 года. Даже с учетом того, что оба художника, по утверждениям, при необходимости могли работать очень быстро, требовалось определенное время на окончательное оформление и на согласование готового рисунка этикетки, по-этому получение задания на создание этикетки можно смело ограничить 1945 годом.

Конечно, бывает, что «телегу запрягают впереди лошади», но мало вероятности, что художник, кто бы им ни был, получил задание на этикетку раньше создания продукта. Поэтому можно утверждать, что водка «Столичная» и этикетка для бутылок с этим напитком были созданы не позднее 1945 года. И «Союзпродоформление», одним из достижений которого называют этикетку «Столичной», оказывается тут ни причем —его просто тогда еще не было (комбинат «Продоформление» основан в 1947 году и просуществовал до 1993-го; с середины 1960-х — художественно-оформительский комбинат «Союзпродоформление»). К сожалению, точных дат, связанных с историей «Столичной», в результате журналистского расследования выявить не удалось. Но оно позволило вполовину сократить тот срок, в течение которого могли быть созданы «Столичная» и этикетка для нее. Собственно, осталось две даты: 1938 и 1944 год. Вероятно, данный анализ поможет кому-то в установлении истины.

Виновата полиграфия

Упомянутый вариант этикетки без ущерба внешнему облику можно было получить лишь при наличии качественной печати. Однако большинство типографий в послевоенное время таких возможностей не имело. Поэтому при тиражировании этикетки по всей стране начали упрощать рисунок. Архитектурные элементы здания, хорошо различимые на первом варианте этикетки, были теперь только обозначены, да и то не все. Перепады оттенков серой краски, придававшие рисунку объем, нивелировались, узнаваемость здания исчезла. Хотя гостиница «Москва» и являлась одной из «визитных карточек» столицы, граждане страны, даже бывавшие в Москве, не всегда идентифицировали рисунок с сооружением на Манежной площади.

В 1966 году, согласно проведенному опросу, большинство считали, что изображено какое-то промышленное здание, чаще назывался элеватор, иногда подозревался корпус Московского ликеро-водочного завода. Позже «пострадал» и шрифт. Спираль в завитушке почти исчезла, а «хвост» буквы «я» укоротился. Шрифт вместо обводки стал сопровождаться «тенью», придававшей ему «рубленность». Между тем этикетка все равно запоминающаяся. К тому же это первая и долгое время единственная этикетка водки, где кроме надписи был рисунок. А изображения зданий на водочных этикетках не встречалось до начала 1990-х.

Даже «архитектурные излишества» на другой «крепкой» продукции появились позже, например характерный силуэт башен Риги на этикетке знаменитого бальзама. Одним словом, этикетка водки «Столичная» ярко выделялась в ряду аналогичной печатной продукции 1940–1960-х годов. Стоит отметить, что бутылка «Столичной» водки — единственный образец советских товаров, упомянутый в книге Томаса Хайна «Все об упаковке» как выдающийся пример оформления алкогольной продукции.

Экспорт

Есть мнение, что на самом деле экспорт этой водки начался не позднее 1956 года. В том же №7 за 1957 год журнала «Спиртовая промышленность» имеется тому косвенное подтверждение. В опубликованной заметке о создании в конце 1956 года рационализаторами Ленинградского ЛВЗ машины для завертывания бутылок с водкой в бумагу говорится, что «Столичная» должна быть завернута в бумагу по условиям поставки. Не стоит думать, что такое «условие поставки» затребовали советские торгующие организации, а вот зарубежные покупатели могли. Итак, в 1956 году водка «Столичная», по крайней мере, ленинградского производства, уже поставлялась на экспорт. И надо полагать, что не в мизерных количествах, если труд завертывания потребовалось возложить на «плечи» машины, заворачивавшей продукцию с производительностью 3000 бутылок в час.

«Ко»: Когда за рубеж была поставлена первая партия советской водки?

Юрий Жижин: В 1959 году, и это была водка «Московская». Сначала ее экспортом занимался «Продинторг». К середине 1960-х объемы поставок выросли настолько, что в рамках одного объединения всю внешнюю торговлю сельхозтоварами охватить уже было невозможно. В 1966-м Министерство внешней торговли разделило товаропотоки: «Продинторг» стал заниматься в основном сельхозтоварами животного происхождения, а недавно созданный «Союзплодоимпорт» – растительного: чай, кофе, какао-бобы, шампанское и, конечно, водка.

«Ко»: Водочные марки «Столичная» и «Московская» появились в СССР в 1930-х годах. Почему государство так поздно занялось экспортом водки?

Ю. Ж.: Конечно, отдельные партии поставлялись за границу и раньше, но спрос был невелик. Думаю, к концу 50-х интерес западных дилеров к нашей водке превысил некую критическую отметку, после которой в Минвнешторге и решили: всё, пора заниматься водкой всерьез.

«Ко»: Кому подчинялся «Союзплодоимпорт»?

Ю. Ж.: Заместителю министра внешней торговли. Отдельные вопросы по водке я докладывал в ЦК КПСС. В основном они касались отношений с США. За рубежом почти в каждом торгпредстве один или несколько работников обязательно представляли наши интересы.

«Ко»: Какие заводы производили водку?

Ю. Ж.: Основными поставщиками были московский завод «Кристалл», самарский (сейчас «Родник») и ленинградский («Ливиз») ликеро-водочные заводы.

«Ко»: Из каких средств осуществлялась реклама водки?

«Ко»: А вы предлагали такой ход?

Ю. Ж.: Не только предлагал. Мы организовали-таки в 1973 году фирму в ФРГ. Она называлась «Плодимекс». Эта компания осуществляла продажи во всей Европе.

«Ко»: Кто выступил ее учредителем?

Ю. Ж.: Первоначально «Союзплодоимпорт» владел 51% акций, остальные акции были у компании Simex – нашего дистрибутора в ФРГ. «Плодимекс» работал в Европе и подчинялся европейским экономическим законам. «Союзплодоимпорт» заключал с «Плодимексом» соглашения о поставках, причем в больших количествах и по достаточно высоким ценам. «Плодимекс» их выполнял, самостоятельно распоряжаясь выручкой. Вот он уже мог смело тратить ее на рекламу.

«Ко»: Кто подбирал дистрибуторов?

Ю. Ж.: В подборе участвовали и Минвнешторг, и «Союзплодоимпорт», но решающее слово было за нами. Многие дилеры сами обращались к нам.

«Ко»: А в случае с соцстранами?

Ю. Ж.: Мы сотрудничали с такими же экспортно-импортными конторами стран СЭВ. Правительства спускали конторам план и выделяли средства – переводные рубли и валюту. СССР, естественно, влиял на формирование планов по импорту дружественных государств. Водку они покупали у нас за рубли, и рублей всегда выделялось больше.

«Ко»: Чего было больше в работе с капиталистическими странами – политики или бизнеса?

«Ко»: США всегда были нашим крупнейшим потребителем?

Ю. Ж.: Естественно. Они даже повлияли на наш выбор экспортной марки. В 1959 году о том, чтобы экспортировать «Столичную», никто и не думал. Американским дилерам была представлена водка «Московская» ­– мы неплохо работали с ней в Европе. Но фирма Henri Wines, с которой мы вели переговоры о поставках, обнаружила регистрацию «Московской» в патентном ведомстве США. Оказывается, в Калифорнии жил некий господин Московиц, у которого был свой водочный бизнес. Он решил назвать водку своей фамилией, как это часто делают владельцы американских алкогольных производств. Но водка Moscowits звучит не здорово, и он сократил название до Moscow. Американские власти посчитали, что Moscow и Moskovskaya слишком похожие названия. У нас было два пути: либо выкупить права на марку, либо отказаться от поставок «Московской». Поскольку на тот момент ни одной бутылки в США «Союзплодоимпорт» еще не продал, рисковать мы не стали и решили вместо «Московской» продвигать «Столичную».

«Ко»: Почему вы затем стали работать с PepsiCo?

Ю. Ж.: PepsiCo вышла на нас сама. Перед компанией стояла задача начать торговлю своими безалкогольными напитками в СССР. Американцы в ту пору продавали свою колу везде, кроме нашей страны. Почти 270 млн человек, не охваченных дистрибуцией PepsiCo, – это было очень болезненно для их самолюбия. Советский рынок был для американской компании большим и вкусным пирогом.

«Ко»: А их до этого пирога не допускали?

Ю. Ж.: Нет. Тратить валюту на какую-то воду никто не стал бы – в то время это называлось «блажью». Но PepsiCo располагала мощными денежными и административными ресурсами. Компания была близка к руководству республиканской партии, ее тогдашний гендиректор Дональд Кэндалл дружил с Никсоном, а затем и с Рейганом, и он постоянно проталкивал свои интересы в СССР. В 1971 году был сформирован советско-американский торгово-экономический совет. В его заседаниях принимали участие первые лица государств и крупных американских компаний. На одном из таких заседаний Кэндалл и подошел к тогдашнему председателю правительства СССР Косыгину и сказал: «Давайте заключим сделку – Pepsi в обмен на водку». Так и договорились. Через несколько дней состоялись первые переговоры в Минвнешторге, на которых присутствовал и я, как представитель «Союзплодоимпорта». В соответствии с достигнутым соглашением PepsiCo поставила в СССР несколько заводов для розлива напитков, а также концентрат колы. В обмен на это ей шла водка. За часть водки американцы расплачивались валютой. Henri Wines продавала 50 тыс. дал в год, а через несколько лет после прихода PepsiCo продажи выросли до 1 млн дал.

«Ко»: На кого регистрировались марки за рубежом?

Ю. Ж.: До 1991 года «Столичная» была зарегистрирована на «Союзплодоимпорт» более чем в 50 странах. Поставки же шли в 90 стран.

«Ко»: Значит, в 40 странах «Союзплодоимпорт» не оформил свои права? Почему?

Ю. Ж.: Эта процедура стоит немалых денег. Каждый год правительство выделяло нам средства на юридическую поддержку марок, но их было недостаточно для регистрации во всех странах, куда мы поставляли «Столичную».

Как это будет по-русски

«Ко»: Вы пытались как-то отстаивать права на водку Smirnoff, которая до революции производилась в России? После 1917 года ее стали выпускать зарубежные компании.

Ю. Ж.: Этот вопрос мы начали плотно прорабатывать с 1959 года. Но силенок спорить со Smirnoff – водкой №1 на мировом рынке – у нас не было ни тогда, ни позже. Производители Smirnoff называли ее «настоящей русской водкой». В 1978 году наш филиал в ФРГ – «Плодимекс» подал в суд на Grand Metropolitan, которая владеет правами на водку Smirnoff.

«Ко»: Почему именно «Плодимекс»?

Ю. Ж.: У него было больше юридической и финансовой самостоятельности, чем у нас. Нам удалось тогда частично выиграть дело – Grand Metropolitan была вынуждена снять с этикетки ряд элементов оформления. Но не более того.

«Ко»: Скромные результаты.

Ю. Ж.: Большего добиться мы не могли. С правовой точки зрения работа американцев была выстроена очень грамотно.

«Ко»: А как обстояли дела с поляками? Ведь Польша, насколько известно, в 70-х годах претендовала на авторство в отношении слова «водка».

Ю. Ж.: Да, они доказывали, что водка была изобретена в Польше, а мы говорили, что в России, но до открытой схватки дело не доходило. С поляками мы вели себя довольно аккуратно. Водочный вопрос даже не обсуждался на координационном совете стран – членов СЭВ. Марки у нас были разные, объем экспорта сравнительно небольшой, и спорить из-за этого не имело смысла.

«Ко»: А почему бы нынешним властям не зарегистрировать на Российскую Федерацию слово «водка», как это сделали французы с коньяком? Вы будете выступать за это?

Ю. Ж.: Думаю, в этом нет смысла. У большинства населения земли водка и так ассоциируется с Россией. В США, например, многие уверены, что Smirnoff разливается у нас. Но доказывать приоритет на слово «водка» – все равно что пытаться утвердить свои права на вечный двигатель. Пустая трата сил и денег.

Этикетка на экспорт

При создании этикетки для заграницы отталкивались от уже существовавшей «внутренней» (упрощенного варианта), сохранив ее основные элементы. В первую очередь кириллицу в названии заменили на латиницу. И хотя шрифт остался практически прежним, от перечеркивания заглавной буквы отказались, иначе она напоминала бы знак доллара. Название продукта стали давать «золотом».

Кроме того, на этикетке появилась надпись, рекомендовавшая охладить продукт перед употреблением, а в ее левом верхнем углу разместилась эмблема «Продинторга» — внешнеторговой организации, поставлявшей до 1969 года напиток за рубеж. На бутылке появилась и кольеретка с надписью на английском языке, гласившей, что это настоящая русская водка. Как выглядела экспортная бутылка «Столичной» в первой половине — середине 1960-х годов, можно увидеть, например, на рекламном плакате «Продинторга» 1965 года.

Вообще, за исключением надписи на английском, присутствия «золота» и качества полиграфии экспортная этикетка от этикетки для внутреннего рынка отличалась немного. Когда в конце 1960-х разрабатывались этикетки для разных сортов водок и настоек, поставляемых за рубеж, то в целом дизайн внутрисоюзных этикеток сохранялся, и при этом добавлялись некоторые элементы, однотипные для всей водочной продукции в экспортном изготовлении. У «Столичной» это были две широкие красные полосы сверху и снизу. На верхней — надпись белым цветом STOLICHNAYA, на нижней — RUSSIAN VODKA.

К тому же появились изображения медалей — на тот момент их было две. (Две, полученные позже, на экспортную этикетку не выносились.) Внешний вид этикетки стал лучше не только в плане цветовой гаммы, но и размеров: большее соотношение высоты этикетки к ширине пошло лишь на пользу ее визуальному восприятию. Именно эта этикетка была зарегистрирована в качестве товарного знака в 1969 году. Тогда же у «Столичной», предназначенной для экспорта, появилась и контрэтикетка. Первоначально двусторонние изображения медалей располагались в два ряда, при этом они практически закрывали фронтон изображенной гостиницы, а приподнявшаяся из-за медалей надпись значительно скрывала главный фасад.

Здание стало еще менее узнаваемым. Вполне возможно, что именно по этой причине позднее изображения медалей стали размещаться в один ряд. Элементы экспортной этикетки появились на этикетках продукции для внутреннего рынка в середине 1970-х. Наименование продукции чаще писалось по-русски, а вот надписи на полосах встречались как на латинице, так и на кириллице. Правда, из-за ограниченных возможностей большинства типографий и, вероятно, экономии часто вместо «золота» использовались краски желтых и коричневых оттенков.

Продолжение истории водки Столичная в следующей статье:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *